Что такое персона в психологии

Персона

* * *
– термин, использованный К.Г. Юнгом (1875–1961) в аналитической психологии для обозначения маскировки и искажения индивидуально-личностных свойств и качеств человека. Слово «персона» когда-то означало «маска», которую носил актер и которая служила символом (обозначением) исполняемой им роли.

Персона – это маска, надеваемая личностью в ответ на требования общества; это – ширма, личина, не позволяющая взглянуть на действительное лицо человека. Она характеризует то, каким человек является самому себе и другим людям, но не то, каков он есть на самом деле. Это удобная маска, охотно надеваемая человеком и используемая им в своих целях. К.Г. Юнг считал Персону «фрагментом коллективной психики». Она представляет собой компромисс между индивидом и обществом по поводу того, кем кто-то является. В отношении индивидуальности того, о ком идет речь, Персона выступает «в качестве вторичной действительности, чисто компромиссного образования, в котором другие иногда принимают гораздо большее участие, чем он сам».

Персона – это сложная система отношений между индивидуальным и коллективным сознанием. Она рассчитана на то, чтобы, с одной стороны, производить на других определенное впечатление, а с другой – скрывать истинную природу человека.

Кроме того, Персона – это избранное отношение человека к миру, другим людям и самому себе. Она способствует приспособлению человека к существующей реальности. Однако часто человек отождествляет себя со своей Персоной, тем самым лишая себя возможности стать подлинным человеком, а не маской, с которой срастается его лицо.

Персона – маска коллективной психики, лишь имитирующая индивидуальность, заставляющая человека думать, будто он индивидуальность, в то время как это всего лишь хорошо или плохо сыгранная роль, навязанная индивиду коллективной психикой.

Все эти определения Персоны, отражающие разные стороны ее проявлений, свидетельствуют о том, что она выступает как бы вторичной действительностью, видимостью того, чего на самом деле нет. Если Я тождественно Персоне, то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего ту или иную социальную роль. В этом случае происходит обезличивание человека.

Сложность заключается в том, что подчас Персону трудно отличить от личности. Не случайно современные понятия «личность», «личностный» происходят от слова «персона». Насколько человек может утверждать о своем Я, что оно личностно или является личностью, настолько он и о своей Персоне может сказать, что она – личность, с которой он себя идентифицирует. Поэтому, как подчеркивал К.Г. Юнг, тот факт, что в таком случае у человека будут, собственно, две личности вовсе не удивителен, поскольку «любой автономный или хотя бы только относительно автономный комплекс имеет свойство являться в качестве личности, то есть персонифицировано».

В аналитической психологии К.Г. Юнга вычленяются несколько архетипов, то есть первообразов. Наряду с Персоной и другими архетипами фигурирует Самость. Если Персона является своеобразным камуфляжем, то Самость олицетворяет собой целостность человека, его собственную индивидуальность. В отличие от Персоны Самость – центральный архетип личности.

Персона – искусственная личность, приспосабливающаяся к требованиям нравов и приличий. Тот, кто выстраивает себе слишком хорошую Персону, расплачивается за это раздвоением сознания. Его одолевают и мучают противоречия между общественной и частной жизнью: внешне человек играет эффективную роль, а внутренне ощущает слабость перед своими бессознательными влечениями. Так, внешне мужчина может являть собой образ сильного и мужественного супермена, идеального героя и любовника, но в то же время внутри себя он может оставаться тем, что в народе называют «тряпка» и «баба».

По убеждению К.Г. Юнга, отождествление человека с социальной ролью является источником возникновения неврозов. Человек не может безнаказанно отделаться от самого себя в пользу искусственной личности. Платой за подобное отделение от самого себя становятся различного рода психические расстройства.

Одна из терапевтических целей аналитической психологии состоит в том, чтобы научить человека различать, чем он кажется самому себе и другим людям, в чем состоит его индивидуальность. Персона – это одно, сам человек – другое. Поэтому человеку важно понять: что хочет он, а что навязывается ему обществом, чего желает он, а чего требует от него служба, работа.

Источник

Персона

Требование внешней адаптации ведет к сооружению особой психической структуры, которая выступала бы в качестве посредника между Эго и социальным миром, обществом. Такая посредническая структура называется персоной. Это общественное лицо индивида, принятое им по отношению к другим людям. Персона состоит из многочисленных элементов, часть из которых основывается на личностных пристрастиях индивида, а часть образуется на базе общественных экспектаций (социальных ожиданий, связываемых с данной личностью).

Персона всегда представляет некий компромисс между индивидуальностью и надеждами на нее других людей. Это как раз и есть та роль, которую каждый играет в обществе. Но, помимо этого, персона выступает как защитное покрытие, некая «кожа», оберегающая внутреннее, личное и ранимое от публичных взоров, от внешнего прикосновения. Среди множества символов, имеющих отношение к персоне, следует отметить одежду, которую носят люди. Поэтому сны, в частности демонстрирующие отсутствие, утрату одежды или ее несоответствие ситуации, говорят о проблеме персоны. В идеале персона всегда соответствует месту и времени, хорошо подогнана к индивиду и легко меняет «свое выражение», то есть пластична.

Иногда персона обеспечивает своего носителя авторитетом и престижем, принадлежащими коллективу, какой-либо социальной группе в значительно большей степени, чем самому индивиду.

К другим расстройствам персоны можно отнести ее утрату, что делает индивида сверхчувствительным и беззащитным к любым общественным прикосновениям. Другая крайность — ригидная персона, которая характеризуется избыточной защищенностью и только мешает нормальной приспособляемости, реальной адаптивности. Таким образом, персона отличается от личности, от настоящего лица индивида.

Человек не всю жизнь живет в душевных глубинах. Наряду с жизненно важными движениями бессознательного сознательные метаморфозы души и повседневное качество психической жизни — столь же законные и необходимые составляющие целостного человеческого существования. Несмотря на «глубинный» характер аналитической психологии, ее понятия не содержат ничего мистического, неестественного или притянутого зауши. В этом смысле как аспект личной и коллективной психики персона может быть отнесена к наименее трудному для понимания и самому практическому понятию. Происходя от латинского слова, означающего актерскую маску, которая, в свою очередь, представляет ту или иную роль в пьесе, психологический термин «персона», введенный в оборот Юнгом, обозначает часть личности, развиваемую и используемую ею в наших взаимодействиях, наше сознательное внешнее лицо, нашу социальную маску. Наша персона может иметь хорошо развитое, социально адаптированное лицо: известный писатель, преданная жена, подающий надежды молодой руководящий работник — или, напротив, хорошо развитую, но социально неприемлемую наружность: художник-бунтарь, въедливый сутяжник, упрямый ворчун, скряга. И это все персона, лицо и роль, демонстрируемые другим и используемые, чтобы придать форму нашему внешнему ощущению самости.

Многие из юнговских высказываний относительно персоны сохраняют привкус чего-то неполноценного, какого-то безразличия, равнодушия, словно этот фрагмент психического в чем-то провинился, и такой уничижающий взгляд на персону представляется главным образом следствием личной психологии Юнга, его интровертной натуры и нацеленности на внутренний фокус своих психологических изысканий. Из его работ, посвященных персоне, ясно что как аналитик Юнг сталкивался со многими людьми которые в ущерб себе отождествляли себя с собственной персоной и пренебрегали своей внутренней жизнью, убежденные, что они лишь лица определенной профессии или социального положения. Такое отождествление с персоной (термин Юнга) — не столь уж редкая причина весьма серьезных психологических проблем, приводящих клиента на порог консультационной комнаты. Так что при чтении работ Юнга (и аналитиков-юнгианцев) может сложиться впечатление, будто персона есть нечто нежелательное, нечто такое, что следует хорошенько потрясти или вообще сместить с пьедестала, что персона — это фальшивая самость.

В действительности же с учетом всех негативных оценок даваемых персоне, Юнг признавал ее важность, хотя и отмечал поверхностный характер ее психологической природы. Юнг видел, что персона действует как посредник между внешним миром и Эго, посредник, сравнимый по важности с анимой или анимусом, выступающий своего рода примирителем между Эго и бессознательным. В силу этих причин Юнг рассматривал персону как коллективный фрагмент психического, так как персона выстраивает свою форму и функцию из своего отношения с внешней коллективной реальностью. Далекий от желания как-то изменить персону — «привести ее в чувство», Юнг рассматривал ее как жизненно важный сектор личности, обеспечивающий индивида контейнером, защитной оболочкой для его внутренней самости.

Выступая в качестве защитной функции личности, персона часто проявляется в снах в ситуациях или событиях, связанных с одеждой, переодеванием, гримированием. Мы обнаруживаем себя во сне пытающимися примерить невообразимое количество шляп из роскошного гардероба или видим, что идем по оживленному городу без всякой одежды, при этом торопясь на экзамен, или отправляемся на важную деловую встречу без брюк и т. д. Подобно нашей одежде и гриму, персона может быть утрированной, преувеличенной, комичной и важной, способом казаться кем-то, кем мы на самом деле не являемся, или она может быть плохо сделанной, «не соответствовать нашему размеру», вульгарной, выставляя нас перед другими в смешном виде, незащищенными. В лучшем случае персона соответствует своему положению и представлена со вкусом, оказываясь подлинным отражением нашей внутренней индивидуальности и нашего внешнего ощущения себя. Поэтому персона, как и многие другие архетипические фигуры, представлена в трудах Юнга в самых разнообразных формах (как в позитивном, так и в негативном плане) — в персонажах-помощниках, или в виде ситуаций, приводящих к счастливому концу, или в форме разнообразной личностной динамики: поиска приключений, всяческих трудностей, возможных неудач и т. д.

ЮнгК. Г. Душа [Психическое, личность, персона, анима] // Юнг К. Г.

Психологические типы. — СПб., 1995. § 696–701. Юнг К. Г. Отношение между Эго и бессознательным. — М., 1995.

С. 215–230. BeebeJ.(ed.) Money, Food, Drink and Fashion and Analytic Training:

Depth Dimentions of Physical Existence. The Proceedings of the

Eights International Congress for Analytical Psychology. — Zurich,

1983. JacobiJ. Masks of the Soul.- NewYork, 1976.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Что такое персона в психологии

ПЕРСОНА – термин, использованный К.Г. Юнгом (1875–1961) в аналитической психологии для обозначения маскировки и искажения индивидуально-личностных свойств и качеств человека. Слово «персона» когда-то означало «маска», которую носил актер и которая служила символом (обозначением) исполняемой им роли.

Персона – это маска, надеваемая личностью в ответ на требования общества; это – ширма, личина, не позволяющая взглянуть на действительное лицо человека. Она характеризует то, каким человек является самому себе и другим людям, но не то, каков он есть на самом деле. Это удобная маска, охотно надеваемая человеком и используемая им в своих целях. К.Г. Юнг считал Персону «фрагментом коллективной психики». Она представляет собой компромисс между индивидом и обществом по поводу того, кем кто-то является. В отношении индивидуальности того, о ком идет речь, Персона выступает «в качестве вторичной действительности, чисто компромиссного образования, в котором другие иногда принимают гораздо большее участие, чем он сам».

Персона – это сложная система отношений между индивидуальным и коллективным сознанием. Она рассчитана на то, чтобы, с одной стороны, производить на других определенное впечатление, а с другой – скрывать истинную природу человека.

Кроме того, Персона – это избранное отношение человека к миру, другим людям и самому себе. Она способствует приспособлению человека к существующей реальности. Однако часто человек отождествляет себя со своей Персоной, тем самым лишая себя возможности стать подлинным человеком, а не маской, с которой срастается его лицо.

Персона – маска коллективной психики, лишь имитирующая индивидуальность, заставляющая человека думать, будто он индивидуальность, в то время как это всего лишь хорошо или плохо сыгранная роль, навязанная индивиду коллективной психикой.

Все эти определения Персоны, отражающие разные стороны ее проявлений, свидетельствуют о том, что она выступает как бы вторичной действительностью, видимостью того, чего на самом деле нет. Если Я тождественно Персоне, то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего ту или иную социальную роль. В этом случае происходит обезличивание человека.

Сложность заключается в том, что подчас Персону трудно отличить от личности. Не случайно современные понятия «личность», «личностный» происходят от слова «персона». Насколько человек может утверждать о своем Я, что оно личностно или является личностью, настолько он и о своей Персоне может сказать, что она – личность, с которой он себя идентифицирует. Поэтому, как подчеркивал К.Г. Юнг, тот факт, что в таком случае у человека будут, собственно, две личности вовсе не удивителен, поскольку «любой автономный или хотя бы только относительно автономный комплекс имеет свойство являться в качестве личности, то есть персонифицировано».

В аналитической психологии К.Г. Юнга вычленяются несколько архетипов, то есть первообразов. Наряду с Персоной и другими архетипами фигурирует Самость. Если Персона является своеобразным камуфляжем, то Самость олицетворяет собой целостность человека, его собственную индивидуальность. В отличие от Персоны Самость – центральный архетип личности.

Персона – искусственная личность, приспосабливающаяся к требованиям нравов и приличий. Тот, кто выстраивает себе слишком хорошую Персону, расплачивается за это раздвоением сознания. Его одолевают и мучают противоречия между общественной и частной жизнью: внешне человек играет эффективную роль, а внутренне ощущает слабость перед своими бессознательными влечениями. Так, внешне мужчина может являть собой образ сильного и мужественного супермена, идеального героя и любовника, но в то же время внутри себя он может оставаться тем, что в народе называют «тряпка» и «баба».

По убеждению К.Г. Юнга, отождествление человека с социальной ролью является источником возникновения неврозов. Человек не может безнаказанно отделаться от самого себя в пользу искусственной личности. Платой за подобное отделение от самого себя становятся различного рода психические расстройства.

Одна из терапевтических целей аналитической психологии состоит в том, чтобы научить человека различать, чем он кажется самому себе и другим людям, в чем состоит его индивидуальность. Персона – это одно, сам человек – другое. Поэтому человеку важно понять: что хочет он, а что навязывается ему обществом, чего желает он, а чего требует от него служба, работа.

Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.

ПЕРСОНА В переводе с латинского означает индивид, человек. В классическом римском театре это была маска, которую носил актер, выражая играемую им роль. К. Юнг использовал этот термин в более широком смысле, в его ранних формулировках он относился к роли человека, исполняемой им под давлением общества. Этот термин, как предполагается, относится к той роли, которую общество ожидает, что человек будет играть в жизни, а не обязательно к той, которая исполняется на глубинном психологическом уровне. Персона – это публичное лицо, обращенное к другим.

Источник

Что значат архетипы Тень и Персона в аналитической психологии Карла Юнга

Текстовая версия (ниже видео)

Персона – один из основных архетипов, которые выделил Юнг. Давайте подробнее поговорим о том, что это за архетип.

Персону можно сравнить с маской. Мы надеваем ее, чтобы казаться другим такими, какими нас ожидают видеть. Или такими, какими мы сами хотим видеть себя. Маска здорово помогает нам жить в обществе и взаимодействовать с окружающими. С ее помощью мы можем быть идеальным работником, примерным семьянином или хорошим другом. К тому же она защищает наш внутренний мир от незваных гостей. Это наш облик, в котором нам безопасно и комфортно.

Как правило, мы выставляем на показ все лучшее, что есть в нас. Создать маску нам помогают наши амбиции и стремления. Еще на Персону может влиять мнение родителей, книги, фильмы, СМИ и всё, где мы можем подчерпнуть образ идеального человека.

Как это происходит? Нас с детства учат, что нужно вести себя определенным образом. Например, нельзя показывать свои эмоции посреди улицы. Пока мы взрослеем, общество навязывает нам образ жизни, и даже приемлемые сексуальные фантазии.

Ради комфортной жизни общество создает как бы моральный кодекс, согласно которому все должны соответствовать некоему идеалу человека. Вот только этот идеал часто недостижим. У всех нас есть качества, которые наше общество осуждает.

Поэтому все мы хоть раз нарушим эти правила и за это нас непременно осудят. Один раз столкнувшись с непринятием, мы будем стремиться избежать этого любыми путями.

Иногда нам не остается ничего, как притвориться другими!

Мы начинаем показывать себя теми, кем мы не являемся и никогда не станем. Например, мы обрабатываем свои фото в фотошоп и выставляем их в соцсетях, где тщательно прячем свои недостатки, показывая другим как мы совершенны. В попытках угодить другим, мы делаем то, чего ждут от нас, а не то, чего хотим мы сами.

Мы так увлекаемся в погоне за идеалом, что забываем о том, кто мы на самом деле. Кто мы под маской. Мы делаем все, чтобы поддерживать и укреплять ее. В результате, большинство людей теряют свою индивидуальность. Вся их жизнь, их поступки и убеждения становятся подчинены Персоне.

Но куда пропадает то, что мы сами, и общество, не принимает в нас? Исчезает бесследно? Нет. Дело в том, что мы очень не любим представлять себя плохими людьми. Поэтому вместо того, чтобы противостоять нашим недостаткам, наш разум делает вид, что их не существует. Однако, наша агрессия, дурные мысли, страхи, иррациональные желания, неприемлемые сексуальные фантазии, никуда не исчезают, а хранятся глубоко в нашем бессознательном.

Чем больше этого в нас и чем сильнее мы не хотим это признать, тем больше наша Тень.

Тень есть у каждого человека.

Чтобы доказать это, я попрошу вас вспомнить: вы когда-нибудь совершали что-то, о чем долго жалели? Возможно, вы на эмоциях сказали что-то плохое другому человеку и потом мучали себя вопросом «Почему я так поступил?» или вдруг без особой причины вас начал бесить едва знакомый человек?

Если вы вспомнили такой случай, поздравляю, вы обнаружили проявление своей Тени. Еще больше примеров того, как Тень проявляет себя будет чуть позже.

Увидеть тень внутри себя очень сложно. Мы боимся и избегаем своей тени, потому что тень означает нашу слабость.

Другое дело – в других! Только между нами, что может быть приятнее, чем обсуждать чужие недостатки?

Видеть в других то, что не замечаем в себе, – это явление Юнг называл «проекцией». Так как наш разум отказывается признавать наши темные стороны, а они продолжают существовать, мы проецируем их на других людей.

Я приведу несколько примеров. Если вы не готовы узнать в них себя и столкнуться со своей тенью лицом к лицу – самое время посмотреть какое-нибудь другое наше видео. Для тех, кто не боится – мы продолжаем.

Тень завладевает сознанием, когда человек указывает на недостатки других. Сейчас это легче всего сделать в интернете, прикрываясь выдуманными никами. Если вы просматриваете комментарии, вы наверняка встречали людей, которые ищут недостатки всегда и во всем. Как ни странно, это происходит из-за бессознательной внутренней неуверенности.

Резкое общение с теми, кто ниже по статусу, говорит о пробуждении Тени. Если вы работали в сфере обслуживания, вам это знакомо. Люди очень грубо общаются с теми, кто не может им ответить. Таким образом выходит из глубин чувство беспомощности.

Тень – это идти «по головам» ради достижения цели. Некоторые люди очень гордятся успехами, не признаваясь себе в том, что они не один раз обманывали других и жертвовали или, чтобы достичь успеха.

Комплекс «мессии» посещает тех, кого посещает Тень. Некоторые люди полагают, что они настолько великолепны, что никогда не ошибаются. Они объясняют все свои поступки тем, что пытаются «спасти» других людей, открыть им глаза. На самом деле, это еще одно проявление Тени.

Важно осознать свою тень, потому что если тень неосознана, она может контролировать ваши мысли, чувства и действия.

Но чтобы осознать, нужно сначала найти.

Вот некоторые признаки того, что вы столкнулись со своей тенью.

Гнев или вспыльчивость без веской причины. Если вы очень быстро и сильно разозлились – значит было задето то, что услужливо прячет ваша Тень. Даже если вы поймете, что ситуация не стоила того, вам не станет легче.

Дурные мысли. Может быть, вы воображали, какие ужасные вещи произойдут с вашим обидчиком или планировали месть? У всех нас время от времени возникают темные мысли, и их присутствие в нашем сознании – признак того, что у нас есть Тень.

Избегание обнаружить сложнее всего. Мы настолько хорошо избегаем всего, что доставляет нам дискомфорт, что даже не замечаем этого. Сменить тему, переключить канал, выбрать другую дорогу, чтобы избежать неприятной встречи. Не важно, избегаем ли мы песен или мест из-за их воспоминаний или избегаем людей или тем для разговора. Все это говорит о том, что мы бежим от столкновения со своей Тенью.

Вечный негатив. Бывает, что у человека плохо всё. И, возможно, этот человек поселился в вас. Если кажется, что все – полный отстой, это может быть признаком того, что вы очень обидели свою Тень невниманием к ней или наоборот на пути ее принятия..

Сильная негативная реакция на критику. Если вы сильно реагируете на критику : яростно защищаетесь, огрызаетесь или кричите, отвлекая критикующего от темы, скорее всего, вашу тень потревожили.

С тенью обязательно нужно познакомиться. Для этого можно задать себе вопрос: «Почему я реагирую на то или иное событие, или на человека, именно таким образом?» «Что меня задело?» Это поможет вернуться через эмоции к воспоминаниям, которые программируют наше поведение.

Если примириться со своей Тенью, увидеть дурное в себе – она перестанет раздражать.

Человек не может существовать без тени. Тень – наше напоминание, что мы не такие, какими считаем себя. Идеальных людей нет. Правильно видеть все хорошее и все плохое, что есть в нас. Зачем? Чтобы это контролировать, а значит стать чуточку лучше.

Что такое персона в психологии. Смотреть фото Что такое персона в психологии. Смотреть картинку Что такое персона в психологии. Картинка про Что такое персона в психологии. Фото Что такое персона в психологии

Психология | Psychology

8.2K постов 44.1K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

— непроверенную и/или антинаучную информацию;

— информацию без доказательств.

Что такое персона в психологии. Смотреть фото Что такое персона в психологии. Смотреть картинку Что такое персона в психологии. Картинка про Что такое персона в психологии. Фото Что такое персона в психологии

Что такое персона в психологии. Смотреть фото Что такое персона в психологии. Смотреть картинку Что такое персона в психологии. Картинка про Что такое персона в психологии. Фото Что такое персона в психологии

Опять про ЗОЖ

Что такое персона в психологии. Смотреть фото Что такое персона в психологии. Смотреть картинку Что такое персона в психологии. Картинка про Что такое персона в психологии. Фото Что такое персона в психологии

Что такое персона в психологии. Смотреть фото Что такое персона в психологии. Смотреть картинку Что такое персона в психологии. Картинка про Что такое персона в психологии. Фото Что такое персона в психологии

16. Психология. Проекция и Перенос

Продолжение разбора тем по психологии, которые интересны мне, или которые предлагают читатели.

Примерно 2-3 недели назад мне довелось быть тем, на кого проецировали образ иррационально мыслящего угнетателя без способности к сопереживанию (примерно тем, кого современные феминистки назвали бы «консервативным патриархальным ублюдком»). Был удивлён тем, как эти люди приписывали мне слова, мысли, качества и даже чувства, которых я не только не испытывал, но и к которым многократно доказывал свою непричастность. (Завершилось это общение тем, что я перестал поддерживать связь с этими людьми.)

Этот случай возбудил во мне интерес к теме психологии проекции и психологии переноса. Тем, что нашёл для себя интересным или значимым, делюсь с Вами.

1. Пример: человек, склонный к измене, может обвинять своего партнера (свою партнершу) в склонности к измене.

2. Пример: Задира проецирует свои чувства незащищенности и уязвимости (которые он в себе не одобряет) на людей вокруг себя, и «борется» с ними.

Позже термин «проекция» обрёл более широкие границы, его перестали считать лишь средством защиты внутреннего «Я». Теперь проекцию принято рассматривать как одно из средств интерпретации (трактовки) мира. То есть проекция может иметь место практически везде и в любых отношениях (даже в отношении к каким-то предметам или явлениям). Мы можем наделять людей, животных, предметы, ситуации и даже абстрактные понятия «человечными» (то есть собственными) качествами. Пример: «очеловечивание» своих питомцев или животных, необоснованное (иррациональное) наделение целых групп людей (по политическому/расовому/половому признаку) определенными качествами, «одухотворение» предметов. Проецировать мы можем не только плохие качества, но и добрые, а так же мысли, чувства

Некоторые ученые также рассматривают проекцию как реакцию на неизвестность (когда мы сталкиваемся с чем-то/кем-то незнакомым, мы чаще всего проецируем на этот объект один из архетипов).

Проекцию также соотносят с эмпатией. Проекция помогает нам сопереживать окружающим людям, так как она исходит из представления о том, что «ты такой же как и я».

Перенос и Контрперенос

Он возникает, чаще всего, между людьми с разным статусом: психолог и клиент, работодатель и работник, учитель и ученик, старший и младший. Человек переносит на другого человека своё отношение к какой-то значимой личностью из прошлого (чаще всего из детства, но бывают исключения). Пример: студент может перенести своё отношение к отцу на преподавателя.

Перенос имеет несколько отличительных черт:

1. Он иррационален. Человек приписывает другому человеку слова, качества, мысли, чувства, которых нет.

2. Перенести могут и хорошие, и плохие качества. Пример: девушка может идеализировать своего терапевта, приписывая ему/ей качества, отношения, желания, которые она ожидала найти в своих отношениях с родителем, но которые не были реализованы. (поэтому уместно опасаться людей, которые слишком сильно к нам привязаны, которые имеют идеализированные ожидания от наших с ними отношений, хотя бы потому, что их ожидания и не )

3. Перенос бессознателен. Часто человек не способен дать отчёт о том, почему он поступает подобным образом, считая свои поспешные выводы обоснованными.

4. Перенос появляется, чаще всего, при нейтральном отношении человека, на которого переносят, к тому, кто этот перенос осуществляет. (Часто психотерапевты стараются быть «чистыми листами» (относиться нейтрально к клиентам), потому что при таких условиях клиент легче осуществит свою бессознательную «дорисовку» личности психотерапевта, что в свою очередь открывает для психотерапевта окно в прошлое клиента.)

5. Перенос чаще всего является следствием неразрешенных конфликтов между клиентом и значимой личностью.

Стать жертвой или даже инициатором переноса может быть кто угодно. Мы сами до некоторой степени воспроизводим отношения с родителями в отношениях с другими людьми. Это не хорошо и не плохо, это просто стратегия, способ ориентироваться в пространстве межличностных взаимоотношений. «Плохо» начинается тогда, когда мы присваиваем людям те, слова, мысли, черты, чувства, которые им не свойственны.

Благодарю Вас за то, что прочитали этот материал.

При желании, оставляйте свои предложения для тем, я буду рад удовлетворить Ваш интерес.

Что такое персона в психологии. Смотреть фото Что такое персона в психологии. Смотреть картинку Что такое персона в психологии. Картинка про Что такое персона в психологии. Фото Что такое персона в психологии

Что такое персона в психологии. Смотреть фото Что такое персона в психологии. Смотреть картинку Что такое персона в психологии. Картинка про Что такое персона в психологии. Фото Что такое персона в психологии

Про теневую сторону личности

В аналитической психологии Тенью называют набор тех негативных качеств человека, которыми он обладает, но не признает своими собственными. Это те свойства характера, которые человек не приемлет в других людях, не замечая при этом, что и сам наделен ими в не меньшей степени. Они образуют теневой образ человека, так называемую, «темную сторону» его личности.

Тень появляется у человека уже в детстве, когда родители рассказывают ему о том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Например, они говорят ему: «Нельзя бегать по лужам», «нельзя есть много конфет» и т.д. При этом желание съесть побольше сладостей или побегать по лужам у ребенка не исчезает, но оно не соответствует тому образу «хорошего мальчика», которым ему хотелось бы быть. Поэтому оно становится его Тенью — оно не исчезает, но ребенок уже не признает его своим.

Для взрослого человека это разделение становится привычным и, благодаря сильной воле, он поддерживает свой «положительный» образ, а «негативные» мысли и желания он полагает чуждыми себе.

Постепенно человек обращает все меньше внимания на те свои желания, которые не вписываются в его «положительный» образ и его Тень становится все больше и гуще. Поэтому в определенный момент она дает себя знать. Бывает, что человек начинает совершать необычные для себя поступки, которые он сам не может объяснить. Например, неожиданно для себя самого устраивает скандал из-за пустяшного недоразумения, ссорится со своими близкими, не может заниматься своей прежней работой… При этом он и сам удивляется: «Как же я мог так поступить?!» Это означает, что его «теневые» желания стали столь сильны, что начинают влиять на его жизнь, управлять ею. Так или иначе, Тень требует к себе внимания, непризнанные желания все отчетливее напоминают о себе. В этот момент человек чувствует, что он будто раздваивается, его «разрывают» противоречивые чувства и желания. Довольно часто это приводит к тому, что он начинает вести «двойную жизнь», чередуя между собой свои «положительный» и «негативный» образы. Например, он может пристраститься к спиртному и спьяна давать выход своим «теневым» желаниям. При этом алкоголь играет роль своеобразной «дверцы» между двумя мирами, между тенью и светом.

Один из способов справляться со своей Тенью — это проекция собственной Тени во вне, на окружающих людей, или на мир в целом. Например, если человек наделен большой агрессивностью, то во всех окружающих он видит либо обидчиков, либо конкурентов, жизнь представляется ему полной несправедливости, и он постоянно, как ему кажется, абсолютно помимо своей воли, вынужден «наводить порядок» при помощи кулаков. В действительности же он воюет с собственной Тенью.

Со своей Тенью человек может познакомиться не только на сеансе у психолога или психоаналитика.

К.Г. Юнг писал: «Каждый носит с собой Тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если негативное качество осознано, то всегда есть шанс его исправить».

Словом, не нужно закрывать глаза на свою Тень, идеализировать самого себя. Гораздо полезнее познакомится со своей Тенью, научиться ею управлять, и тогда она будет уже не врагом, а союзником. Важно научиться не подавлять свои чувства и желания, а уметь их проявлять таким образом, чтобы не портить при этом жизнь себе и окружающим.

Что такое персона в психологии. Смотреть фото Что такое персона в психологии. Смотреть картинку Что такое персона в психологии. Картинка про Что такое персона в психологии. Фото Что такое персона в психологии

11. Психология. Комплекс Электры

Продолжение разбора тем по психологии, которые интересны мне, или которые предлагают читатели.

Про комплекс Эдипа есть много материала, про комплекс Электры гораздо, гораздо меньше, что вызвало моё раздражение, в виду того, что это один из самых распространенных в России диагнозов, но, тем не менее, найти основательного материала сложно.

Получилось достать книгу «Electra vs Oedipus. The Drama of Mother-Daughter Relationship», которой руководствовался при изучении данной темы, не считая персональный опыт.

Меня озадачило обильное количество женщин, девушек и даже девочек с инцестуозными, или около-инцестуозными фантазиями (сексуального и вне сексуального характера) с которыми я сталкиваюсь. Хотя, учитывая увеличивающееся количество разводов и неполноценных семей, это не должно было быть для меня таким сюрпризом.

В этом посте собрана в кратком виде та информация, которую я посчитал интересной или полезной по данной теме.

Воспитание, будучи ресурсоёмким занятием, требует от нас состояние зрелости (эмоциональной самодостаточности, способность давать не ожидая что-то в ответ). Это оберегает нас от того, чтобы делать из ребёнка своего «аватара», через которого мы бы пытались удовлетворить свои психологические потребности или незавершенные гештальты. (о саморазвитии как способ борьбы с психологическими проблемами писал психоаналитик Карл Юнг, советую ознакомиться)

Незрелый взрослый, который совершает много ошибок и придерживается провальных стратегий воспитания, обречён чем-нибудь травмировать ребёнка, и ребёнок, в свою очередь, с большой вероятностью передаст эту травму через воспитание уже своему ребёнку. Чтобы остановить этот процесс, следует «вырасти над собой».

Эдипов комплекс, как и комплекс Электры, имеет дело с обоими родителями. Принято считать, что эти комплексы выражаются в желании вытеснить родителя своего пола, и занять его место в жизни родителя противоположного пола. Такое, безусловно, бывает. Это не обязательно должно быть открыто выражено. Пример: девочка отказывается от того, чтобы её купала мама, и требует, чтобы её мыл только папа.

Возникают такие комплексы тогда, когда жизни и роли родителя и ребёнка смешиваются:

* мать идеализирует ребёнка, игнорируя своего мужа, отдавая приоритет ребёнку в любых условиях

* мать пытается «переиграть» свою жизнь через ребёнка

* мать пытается получить ту любовь от своего ребёнка, которую не получала в детстве от своих родителей.

* дочь, не получая достаточного внимания от матери, переключается на идеализацию отца, от которого любовь получить легче.

* дочь, ощущая мать как женщину с привилегиями на получение мужского ограниченного внимания отца, пытается вытеснить её из своих отношений с отцом.

Фаллическая мать делает ребёнка своим «эмоциональным рабом», что затем сказывается на отношениях ребёнка со своими сверстниками и на его любовных связях.

Если девушка в таких отношениях с матерью не получает нужного количества любви, внимания, поддержки, доверия и прощения, она может переключить свои эротические фантазии с мужчин на женщин, что не удивительно. Такие гомосексуальные фантазии (и отношения) будут играть роль поля для удовлетворения детских потребностей. Безусловно, такой сценарий грозит не всем девочкам с проблемами в отношениях с матерью, но его стоит иметь в виду прежде чем начать воспитывать собственных детей.

Родитель, который унижает своего ребёнка (эмоционально, физически, психологически), рискует подарить своему подопечному мазохистические наклонности, которые заставят его искать себе садиста чтобы переиграть прежние унижающие отношения. Это, конечно, не единственная причина, почему некоторым людям могут быть необходимы унижения.

Такие отношения между родителем и ребёнком с первого взгляда могут показаться продуктивными, однако, зачастую их финал плачевен.

Мама, воспринимающая свою дочь (не достигшую совершеннолетия) как подругу, которой можно доверить свои интимные чувства, от которой можно ожидать внимания, любовь и поддержку, от которой следует ожидать советов и помощи в жизненных выборах, к которой можно прийти поплакать на плече. Другими словами, мать, которая воспринимает свою дочь как равную (или выше) себе, совершает ошибку, которую можно исправить самосовершенствованием и интериоризацией своих желаний. Такая мама может частично или полностью оставить свою ведущую роль в отношениях с дочери, уступая это место ребёнку, что не естественно.

Симбиотические отношения препятствуют здоровому отделению ребёнка от родителя и переходу на «свой собственный путь» (индивидуация), из-за чего могут возникнуть разного рода перверсии. Не так редко из-за подобных связях сыновья могут во взрослой жизни (или раньше) развить трансвестические фантазии, ощущая себя сосудом матери, продуктом слияния двух личностей или вообще отказ от собственной индивидуальности в пользу материнской.

Благодарю Вас за то, что прочитали этот пост.

Рекомендую к прочтению вышеупомянутую книгу тем, кто желает увидеть развитие этого комплекса изнутри, на «живых» примерах, изложенных практикующим психотерапевтом.

При желании, оставьте в комментариях те темы по психологии, в которые Вам было бы интересно углубиться. Я буду рад удовлетворить Ваш интерес.

Что такое персона в психологии. Смотреть фото Что такое персона в психологии. Смотреть картинку Что такое персона в психологии. Картинка про Что такое персона в психологии. Фото Что такое персона в психологии

10. Психология. Психология Сироты

Продолжение разбора тем по психологии, которые интересны мне, или которые предлагают читатели.

Этот пост является кратким анализом психологии сирот, с целью исследования значимости отношений с родителями для развития личности.

Младенцам до 7 месяцев критически необходимо накапливать как можно больше опыта взаимодействия с миром. Они должны играть, кричать, слушать, трогать, кусать, щупать, сжимать, наблюдать, познавать в меру своих возможностей область отношений с ближними через контакт с матерью (в свободное от сна и приёмов пищи время). Отсутствие впечатлений и раздражителей (когда детей не качают, не обнимают, когда с ними не говорят, не гладят, не смотрят им в глаза) приводит к сенсорному голоданию. Сенсорное голодание, если оно длится слишком долго, приводит к разного рода умственным деградациям.

Такой диагноз может грозить детям, оставленных после родов в больницах. Так как больничному персоналу часто не хватает ресурсов, чтобы обеспечить всех детей вниманием и впечатлениями (игрушками, грубо говоря), это приводит к заторможенному дальнейшему развитию ребенка.


Святая Дева Мария

Опыт школ-интернатов, санаториев, детских домов, больниц и прочих учреждений, которые призваны заниматься благосостоянием детей в отсутствии родителей, уже много лет доказывают незаменимость отношений ребенка с родителями.

Дети, оставленные без материнского внимания на протяжении более чем пяти месяцев, обретают психологические изменения, которые плохо сказываются на дальнейшую способность создавать отношения с людьми, на успеваемость и любознательность.

Термином «госпитализм» обозначают обстоятельства, в которых дети лишены матери, и вынуждены жить в медицинских учреждениях или домах для сирот. Этот термин относится к детям до 2-х лет. Выражается влияние «госпитализма» на разных детях по-разному, но можно вывести некоторые общие сходства: проблемы с набором веса (анорексия), отставание в когнитивном развитии, апатичность к внешнему миру (или наоборот, чрезмерная бдительность). Ещё, почему-то, среди таких детей не редко встречается феномен качания: дети могут долгое время выполнять качающее движение туловища. Предполагается, что таким образом эти дети удовлетворяют свой сенсорный голод.

Меня удивляет то, какое колоссальное значение для дальнейшей жизни человека имеют отношения с матерью. Без них человек теряет более или менее всё:

Роль матери сложно переоценить. Материнство действительно священно.


Самоопределение

Среди сиротских детей можно заметить, как минимум, в раннем возрасте, что они не играют в «дочки матери», «больницу», «школу», «детский сад», «семью» или подобные игры, имеющие в своей основе отыгрыш социальных ролей. При попытке завлечь их такой игрой, они часто выступают в роли наблюдателя, будучи не редко равнодушными к участию. Это выражает отсутствие у сиротских детей достаточного количества опыта взаимодействия с социумом.

Не редко среди сирот наблюдается исковерканное восприятия гендерной роли. Девушки из приюта часто не имеют наглядного представления о том, что значит быть женщиной, матерью или каким должен быть настоящий мужчина (алогичный пробел характерен для парней, естественно). Это может привести к нездоровым отношениям с противоположным полом, с самоопределением, или даже к нарушениям сексуального характера.

Сирота в вопросах самоопределения гораздо более зависим от внешней оценки, чем среднестатистический ребенок из семьи. И, в виду пережитого опыта, часто склонен самооценку занижать (однако, это не мешает некоторым сиротам брать на вооружение стратегию перевода ответственности за свои поступки, или за исполнение своих желаний, на других).


Архетип Сироты

Характерные черты:
* Отсутствие умения привязываться к людям.
* Проблемы в поле морали. (может привести к социопатии)
* Недоверие к людям. (чувство преданности) Но при этом сильное стремление получить внимание и любовь.
* Тревожность.
* Эгоистичность.
* Подавление эмоций.
* Желание мстить. (деструктивное поведение)
* Страх разочарования.
* Конформизм.
* Склонность к потребительству (что может перейти в алкоголизм, наркоманию)
* Цинизм, садизм, мазохизм.

***
Благодарю Вас за то, что прочитали этот пост.

Рекомендую посмотреть видео о «качающихся детях» с материнской депривацией, чтобы иметь более четкое представление о последствиях лишения ребенка матери в раннем возрасте:

Что такое персона в психологии. Смотреть фото Что такое персона в психологии. Смотреть картинку Что такое персона в психологии. Картинка про Что такое персона в психологии. Фото Что такое персона в психологии

Что такое персона в психологии. Смотреть фото Что такое персона в психологии. Смотреть картинку Что такое персона в психологии. Картинка про Что такое персона в психологии. Фото Что такое персона в психологии

2. Психология. Карл Юнг

Продолжение серии постов о темах по психологии, которые мне интересны, или которые рекомендуют читатели.


Душа по Юнгу

Многие представляют Юнгианскую систему души в форме пирамиды, где на пике стоит «Эго» или «Персона» (смотря кого спрашивать), а у основания находится коллективное бессознательное. Хочу поделиться своим подходом.

Чтобы легче представить себе то, как Карл Юнг описывал душу (психику), я рисую для себя такую картинку:
Тёмный ночной лес с высокими деревьями, растущими на горной местности. В сердце этого леса стоит небольшая избушка, её окна полны света, благодаря ему даже виден двор дома, но оставляет остальной мир во тьме.

Ещё, из леса медленно течёт речка, она исходит из какого-то неведомого родника, спускается по скалам и пересекает двор Эго, обеспечивая его водой. Без этого родника не было бы ни Эго, ни Персоны, ни Тени. Река называется «Самость», она даёт Эго силу быть собой.

Это не единственные обитатели бессознательного леса. Кроме уже упомянутых, можно так же встретить, существ необъяснимой природы, если уйти достаточно глубоко в лес, в область коллективного бессознательного. Эти существа, называемые «архетипами» всем знакомы, но никто не может сказать откуда они их знают. Они часто безобидны, представляют из себя коллективные представления или интуиции о мироздании, о человеческом характере и его жизненном пути.


Коллективное бессознательное по Юнгу

Будучи человеком из религиозной семьи, с развитым воображением и тягой к изучению окружающего мира, Юнг обратил своё внимание на мифы и религии разных народов. Он стал изучать вопрос о том, почему у несвязанных между собой народов имеются так много общих символов с общим значением, или мифологических персонажей с общей сюжетной ролью. Активно разбирая данную тему, он заметил, что эти символы и образы интуитивно знакомы очень многим людям (даже душевно больным), они «всплывают» в их снах и продуктах творческой деятельности. Эти наблюдения навели Карла на мысль том, что у людей есть наследуемое коллективное бессознательное, внутри которого и находятся эти архетипы, архетипические вопросы и символы.


Терапия по Юнгу

Юнг, в отличии от Фрейда, был более открыт к своим клиентам на сеансах. Он вёл с ними беседы на личные и философские темы, одобрял выражение пациентом своих переживаний через образы, сказки, поэтические сравнения, был даже не против в некоторых случаях допустить психологический перенос клиентом, в целях более плодотворной работы. Совокупность этих подходов можно описать как «лечение души душой».

При этом Юнг делал акцент на том, что психолог должен сам находится с хорошем душевном состоянии, чтобы практиковать лечение, иначе эффекта от практик не будет, или проблемы могут даже усугубиться (как у пациента, так и у врача).

Юнг разработал несколько способов:
* Ассоциативный ряд слов.
Клиенту зачитывается длинный ряд слов (может доходить до 100 и больше), он, свою очередь, должен на каждое слово дать ассоциатицию. Затем человеку зачитывается список заново, и помечаются те слова, где у клиента возникают затруднения или опознания в предоставлении ассоциации. Этот метод иногда применяют даже с использованием часов.
* Интерпретация сновидений.
Клиент должен отслеживать и, желательно, записывать свои сны, после чего вместе с психоаналитиком эти сны разбираются на символы или паттерны, и интерпретируются. Юнг, в отличии от Фрейда, сновидения никогда не интерпретировал «по книжке», считая каждый образ во сне уникальным и индивидуальным.
* Терапия искусством.
Человек, в целях самовыражения, самоописания, или для передачи наиболее точного образа сцен и элементов своих снов и идей, воплощает своё видение в рисунок, в сказку, в скульптуру или другой продукт творческой деятельности. (В дальнейшем этот метод развился в терапию музыкой, терапию танцем и арт-терапию)

***
Спасибо за то, что прочитали этот пост. Пока составлял его, пришла Анима (Юнг ассоциирует её с вдохновением), и получился рисунок, которым хочу с Вами поделиться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *