Что такое первичная группа
ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ
Полезное
Смотреть что такое «ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ» в других словарях:
ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ — англ. group, primary; нем. Primargruppe. Группа, относительно немногочисленная, имеющая решающее значение в процессе первичной социализации, выполняющая многообразные неспециализированные функции; члены Г. п. поддерживают устойчивые,… … Энциклопедия социологии
ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА — см. ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
первичная — Стадия разложения молекул, соответствующая нарушению их первичной структуры и обусловленной этим потере ими поверхностно активных свойств Источник: ГОСТ Р 50595 93: Вещества поверхностно активные. Метод определения биоразлагаемости в водной среде … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК — первичная группа Совокупность двенадцати каналов тональной частоты системы передачи ЧРК или четырех предгрупп, занимающих в диапазоне частот смежные участки с общей шириной 48 кГц. [ГОСТ 22832 77] Тематики системы передачи Синонимы первичная… … Справочник технического переводчика
первичная группа цифровых сигналов электросвязи — первичная группа Многоканальный цифровой сигнал электросвязи, характеризующийся скоростью передачи символов 2,048 млн. с 1. [ГОСТ 22670 77] Тематики сети передачи данных Синонимы первичная группа EN primary block … Справочник технического переводчика
первичная группа — В системах с частотным уплотнением группа из 12 аналоговых каналов, которая обычно занимает спектр от 60 до 108 кГц (basic group А) и реже от 12 до 60 кГц (basic group В). Каждая первичная группа состоит из 4 трехканальных групп (предгрупп), а… … Справочник технического переводчика
первичная ИКМ-группа — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN primary blockdigroup … Справочник технического переводчика
первичная группа стержней останова — (напр. жидкометаллического быстрого ядерного реактора) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN primary shutdown rods … Справочник технического переводчика
Социальные группы
Что такое социальная группа?
Социальная группа – это один из главных элементов социальной структуры общества, что представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком — общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками.
Современное общество демонстрирует многообразие социальных групп: студенческие, рабочие, профессиональные группы и проч. Обычно каждый человек на протяжении своей жизни принадлежит к нескольким социальным группам, меняя их по собственным соображениям или по необходимости.
Принадлежность человека к социальной группе неслучайна. Каждый индивид входит в ту или иную группу ради социального или гражданского долга, желая духовного, культурного или интеллектуального развития, чтобы удовлетворить свои материальные потребности, чтобы разнообразить свой досуг и проч.
Чем отличается социальная общность от группы?
Социальная общность — это широкое понятие, которым можно обозначить любую совокупность людей, обладающих рядом сходных характеристик и объединенных образом жизни или общностью интересов. Социальной общностью можно назвать как зрителей в конкретном кинотеатре, так и все человечество, как неорганизованную толпу.
Социальная группа имеет более узкий смысл — это совокупность людей, регулярно взаимодействующих между собой и имеющих определенные ролевые различия по отношению друг к другу. Например, людей одной и той же профессии или одинакового уровня дохода нельзя назвать социальной группой, так как между ними не существует никаких отношений.
Классификация социальных групп
Социальные группы можно разделить на:
Именно в формальных социальных группах имеют место быть ценности солидарности: взаимная поддержка, согласование действий и т. п. В них формируется чувство принадлежности к группе, когда индивид сознательно разделяет людей вокруг на «наших» и «не наших».
Социальные группы различают по численности.
Также социальные группы разделяют в зависимости от характера взаимодействия:
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Чарлз Кули. Первичная группа. Теория общественного мнения
См. также:
Современные словари называют Кули социологом, но и социальные психологи считают его «своим». И это закономерно, поскольку Чарлз Кули находится как бы на грани этих двух наук: в его концепции первичной группы встречаются, если можно так выразиться, «на равных» человек и общество. Это такая ячейка, куда корнями уходит человеческая личность, но Кули утверждает, что и общество своими корнями уходит туда же. Это чрезвычайно богатая и интересно разработанная концепция, из которой как социальная психология, так и социология взяли далеко не все, и даже, к сожалению, довольно мало.
Дело в том, что, начиная с 1920-х гг., обе эти науки увлеклись измерениями: как параметров человеческой личности, так и параметров социальных групп, что само по себе, конечно, было большим шагом вперед в развитии науки. Но то богатство теоретических компонентов, которые Кули развил в своей концепции, никак не поддавалось измерениям, да и сами измерения были тогда еще весьма упрощенными. Поэтому внимание ученых сосредоточилось лишь на небольшом количестве переменных, которые впоследствии и оформились в то, что мы знаем теперь под названием «малой группы». Появлялись новые интересные авторы, и работы Кули постепенно отодвигались на второй план. Отчасти этому способствовала и его несколько устаревшая научная идеология, основанная на спенсеровском эволюционизме, который в 1920-х гг. уже вышел из моды. Однако тот факт, что и ныне интерес к нему все-таки не угасает, доказывает, что работы Кули не устарели и еще могут многое дать современным теоретикам.
Составные части механизма «шарманки» – это, прежде всего, инстинкты и тесно связанные с ними эмоции, такие как гнев, страх, половое влечение и др. Кули называет их инстинктивными эмоциями. Кроме того, человеку от природы дан разум. С этим «багажом» человек вступает на свою жизненную стезю, и он сохраняется у него на всю жизнь. Но задатки эти с самого начала подвергаются в нем сильному влиянию социальной наследственности. В процессе этого воздействия «бесформенные импульсы и способности», данные человеку от рождения, становятся «факторами в социальном развитии». И человек начинает приобретать то, что Кули определил понятием «человеческая природа».
Действительно, в прошлом человек существовал в значительно более замкнутых и обозримых группах. Например, он мог прожить всю жизнь в одной и той же сельской общине, небольшом поселении или племени, где все ему было известно и понятно. В настоящее же время он находится в центре сложного переплетения огромного количества разнообразных и часто противоречивых влияний. Как человек выходит из этой ситуации? Он классифицирует эти влияния на важные для себя и второстепенные, и к первым прислушивается внимательно, а вторые остаются для него на заднем плане. И разделение это происходит в соответствии с отношением человека к тем людям, которые оказывают на него это влияние. Естественно, что человек позволяет влиять на себя (и даже желает такого влияния, особенно в трудных и запутанных обстоятельствах) людям, которых он хорошо знает и которым доверяет. Такое взаимное доверие и взаимное влияние являются наиболее важными характеристиками первичной группы.
В настоящее время условия изменились: семья сильно сократилась и превратилась в то, что называют «ядерной семьей» (муж, жена и несовершеннолетние дети). Связь не только между боковыми ветвями родства, но и между поколениями значительно ослабла. Такой феномен, как соседство, сохранился только в сельской местности и отчасти в поселках городского типа и малых городах. В больших городах люди не очень считаются со своими соседями, а часто даже и практически их не знают. Но в период, когда писал Кули, в условиях Америки эти группы еще имели определенное значение. Дополнительно к ним в его время появились подростковые компании, которые также оказывали сильное влияние на своих членов. Они и сейчас довольно влиятельны, хотя временами склонны приобретать криминальный оттенок не в силу их особых свойств, а в результате криминализации общества как такового. Следует еще добавить, что в игровых детских группах, а затем в школе и других учебных заведениях, подрастающий индивид приобретает себе друзей, которые остаются с ним долгое время, иногда и на всю жизнь, и имеют на него очень сильное влияние, выполняют функции первичной группы. Эти группы ровесников с определенными добавлениями людей других возрастов являются в городах по существу экстерриториальными, но поддерживают общение путем организации общих праздников, туристских походов и т.д. В наше время для взрослого человека часто именно эта группа является наиболее важной и авторитетной первичной группой.
Таким образом, в какие бы условия не ставило человека изменение социальной среды, он склонен везде обзаводиться первичной группой, которой он дает довольно большую власть над своими мыслями и от которой получает сотрудничество и поддержку как в своей внутренней работе по освоению мира, так и в своих житейских и прочих делах.
И здесь Кули делает еще одно парадоксальное заявление: «Не существует различия между реальными и воображаемыми лицами: в самом деле, будучи воображаемы, они становятся реальными в социальном смысле слова. Чувственное присутствие не имеет первостепенного значения. Лицо реально для нас только в той степени, в которой мы представляем его в той внутренней жизни, которая существует внутри нас на данный момент и в которую мы это лицо водворяем. Все реальные лица в этом смысле воображаемые» [1, с. 96]. И действительно, любой более или менее опытный человек всегда отдает себе отчет, что его представление о том партнере по общению, который в данный момент находится рядом с ним, может совершенно не совпадать с тем, что видят в этом человеке другие. Да и с тем, что, возможно, увидит в этом человеке он сам по прошествии определенного времени. В конечном счете, важен не сам по себе этот реальный собеседник, а тот идеал, который создается в сознании воспринимающего человека. Ибо представления о мире, который человек должен охватить и освоить своей мыслью, для ребенка, подростка, юноши и вообще для простого человека, не сделавшего своей профессией философию или какую-то из социальных наук, оформляется не в виде абстрактных формулировок и положений, а в том, что Кули называет персональными представлениями.
Персональные представления, т.е. представления индивида о других людях, лежат в основе всех влияний, которые люди оказывают друг на друга, а это ведь и есть связующий раствор, держащий единство и форму общества. Любой человек, живущий в обществе, оказывает определенное влияние на окружающих людей, а тем самым и на общество, пусть оно будет как угодно малым. В силу этого он и является членом общества. Эта специально подчеркнутая Кули характеристика члена общества приводит к еще одному неожиданному повороту в его концепции. Поскольку многие уже умершие люди продолжают существовать в наших воспоминаниях и оказывать таким путем воздействие на сегодняшнее общество, можно ли их также признавать членами нашего общества? Кули утверждает, что «поскольку мы их представляем, они являются таковыми». Он даже добавляет, что отрицать их социальную реальность было бы абсурдно. Но тогда получается, что и персонажи литературных и других произведений, сильно воздействующие на наши представления, тоже члены нашей социальной реальности. Кули считает, что это так и есть [1, с. 123]. Вот какое получается в концепции Кули представление об обществе: оно населено самыми разнообразными и неожиданными персонажами, очень тесно и сложно сплетенными друг с другом. «Для многих людей кажется мистическим такое определение, что лица, как мы их знаем, это не отдельные и разделенные друг с другом феномены, подобные физическим телам, так что то, что является частью одного из них, не может быть частью другого, но что они взаимно проникают друг в друга, один и тот же элемент может принадлежать разным лицам в разное, а иногда и в одно и то же время: это ведь верифицируемый, а не совершенно невозможный для понимания факт» [1, с. 125].
Теперь нам становятся более понятными механизмы влияния первичной группы на индивида. Поскольку в ней сосредоточены наиболее значимые для индивида лица, то отсюда же в его сознание попадают и наиболее сильные и яркие персональные представления, и именно они вызывают те сантименты, которые данная группа и стремится прививать человеку.
Важно отметить, что идеалы, вырабатываемые в первичных группах, могут постепенно встраиваться «в общую совокупность мышления». Они становятся общим достоянием и обладают эффектом накопления, «они понемногу возрастают и превращаются в определенные институты», «и таким образом они получают богатство, определенность, сакральность и авторитет» [1, с. 398].
Это прекрасно доказывает то положение, которое мы сформулировали в самом начале, что не только личность с ее идеалами, но и моральная структура общества корнями своими уходит в первичную группу.
Основываясь на антропологических и культурологических работах своего времени, Кули утверждает, что некоторые общепринятые представления о правильном и неправильном, моральном и неморальном для всех исследованных племен и народов оказываются универсальными. Он называет три принципа, которым, по его мнению, нет альтернатив и противопоставлений:
1) Лояльность к своей группе. Вспомним правило, сформулированное Г.Беккером: «предателя никто не любит»; Кули добавляет к этому ссылку на Данте, который разместил предателей в самом нижнем круге ада, что выражает универсальный сантимент человечества.
2) Приверженность к обычаям своего народа.
3) Доброта и благожелательность по отношению к членам своей группы
Эти принципы организации общественной жизни встречаются практически во всех типах групп и во все времена, и это позволяет предположить, что это какие-то изначальные законы существования социума. Если человек не усвоил этих законов или не желает им подчиняться, ему будет очень трудно жить в обществе: оно будет его отвергать и не способствовать реализации его планов. Социальная среда, организованная изнутри, будет как бы «связывать» все попытки и поползновения такого человека и «мешать» ему двигаться в любом направлении.
Для того чтобы различные виды и формы первичных идеалов, вырабатываемые в первичных группах, становились достоянием членов общества, принадлежащих к другим первичным группам, эти идеалы должны каким-то образом распространяться в том пространстве, которое является как бы форумом для обсуждения различных проблем данного общества и которое называют общественным сознанием. Обычно общественное сознание включает в себя функционирование сознаний всех первичных групп данного общества, но кроме того, в нем есть еще и надгрупповой уровень, где и происходит столкновение и обсуждение различных точек зрения и подходов. Это тот уровень, для которого огромное значение имеет коммуникация.
Уже в самом начале XX века Кули осознал, какие глобальные сдвиги происходят в структуре коммуникации общества. Он отмечает главные параметры этого сдвига: 1) усиление экспрессивности, т.е. оперирование чувствами и представлениями, способными оказывать влияние на сознание индивида, если можно так сказать, при «первом предъявлении»; 2) устойчивость результата, т.е. преодоление времени; 3) быстрота распространения, т.е. преодоление пространства; 4) диффузия идей, т.е. проникновение их во все слои общества. Разумеется, отрицательные стороны такого усиления влияния на сознание людей структуры, которая очень слабо поддается контролю и развивается весьма стихийно, не ускользнули от внимания Кули. Но, будучи горячим приверженцем идей эволюционизма и демократии, он без боязни глядит вперед и предполагает, что перед человечеством открываются самые светлые перспективы.
Для лучшего понимания работы общественного мнения Кули предлагает отличать «истинное общественное мнение» от «массового впечатления». Первое отличается зрелостью, серьезным и ответственным подходом, устойчивостью связей и влияний, в то время как второе представляет расплывчатое, но эмоционально окрашенное представление, распространяющееся очень быстро и привлекающее к себе общее внимание, но недолговечное и способное так же быстро исчезать, не оставив по себе никакого следа.
Кстати, на последнем утверждении основываются доводы противников демократии, доказывающих, что правление масс не может не быть шагом назад, ибо понижает уровень осмысления государственных вопросов: ведь массы в большинстве своем невежественны, а решение принимается именно большинством. Любопытен аргумент, который выдвигает Кули против этих рассуждении. Массы действительно невежественны, соглашается он, но они не глупы. Не зная множества конкретных вещей, они способны осознавать свое незнание и уважать мнение экспертов и специалистов. Много ли людей в современном мире читали Платона? а, тем не менее, авторитет Платона стоит высоко, поскольку так оценивают этого мыслителя те, кто его читал, а прочие принимают это мнение на веру. Кули ссылается здесь на Эмерсона, приведшего этот пример. Эмерсон утверждает: «Это, если быть точным, суждение меньшинства, и так обстоит дело в каком-то смысле со всеми утонченными суждениями, главное, что большинство имеет достаточно смысла, чтобы усвоить их» [1, с. 125].
Эта вера Кули в народ, в его приверженность первичным идеалам и является основой его оптимизма и неколебимой уверенности в развитии социальной жизни по пути прогресса. Просто этот путь достаточно труден. Внезапное расширение системы коммуникаций и сферы общественного сознания привели к дезорганизации социальных отношений. В частности, он приводит в пример недавно возникшие большие города. «Они слишком новы и гетерогенны для того, чтоб устоялось сознание. Как только люди почувствуют свое единство, мы сможем с надеждой ожидать гражданской добродетели и преданности, потому что для этого необходим социальный субъект, в котором все это актуализируется. Человек обычно не проявляет преданности там, где нет какого-то определенного человеческого целого, которому можно быть преданным, нет сформировавшегося сознания, которое могло бы эту преданность увидеть и оценить. Но быть преданным живой и целеустремленной группе естественно, и можно ожидать, что самосознание города, государства, отдельного университета или профессии обеспечит арену для проявления бескорыстных добродетелей» [1, с. 134].
Кули приводит множество аргументов в подтверждение своего тезиса, что человек нуждается в первичных отношениях и потому тяготеет к группам такого типа, более того, он трудолюбиво работает над улучшением и упрочением социальной организации, «выстилая» ее изнутри не предусмотренными в формальных правилах первичными отношениями. Где бы ни появился человек, он везде стремится «согреть» холодную жесткость формальной организации, заводит дружбу с коллегами по работе, находит себе лидеров внутри даже временной группы.
Кули всегда ощущает общество не как скопление индивидов, как-то приспосабливающихся друг к другу посредством общественных договоров и индивидуальных соглашений, а как живой работающий организм, развивающийся по своим законам, и первичная группа видится Кули как его клетка, живущая своей потаенной жизнью. И надо сказать, что до него не было исследователя, так пристально изучавшего эту социальную клетку и так богато ее описавшего.
Список литературы к лекции 6
[1] Русский перевод: Кули Чарльз Хортон Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Что такое социальная группа
Все общество можно условно разделить на сотни и тысячи многообразных социальных групп, отличных друг от друга. В обществе нет таких людей, которые бы не входили в состав нескольких общественных групп.
Социальная группа это совокупность индивидов, связанных совместной деятельностью, объединенных интересами, возрастом, профессией, культурой, территорией проживания, религией и прочим. Их может объединять сразу несколько или всего один из перечисленных факторов.
Минимальная численность социальной группы – 2 человека (например, семья), максимальную численность статисты (люди, занимающиеся сбором статистической информации, подсчетом и сравнением разных данных об обществе) установить так и не смогли.
Члены группы могут быть знакомы друг с другом лично, или никогда не встречаться, они могут быть объединены в группу добровольно или под влиянием обстоятельств. Общественные группы, в которых люди не знают о существовании друг друга, не взаимодействуют лично – называют социальными общностями.
Примеры социальных общностей:
Важно! Члены социальных общностей реально не взаимодействуют друг с другом, они условно объединены общим признаком (возрастом, вероисповеданием, полом).
Люди, состоящие в социальных группах, регулярно взаимодействуют друг с другом. Примеры социальных групп:
Признаки социальной группы:
В целом, любых людей, объединенных общим признаком можно назвать социальной группой, поэтому подразделение на социальные общности и группы условное.
Для чего люди объединяются в группы
Среди социальных групп можно выделить те, членство в которых является результатом свободного выбора личности и те,в которые человек входит автоматически, помимо собственного желания.
Пример. Не по собственному выбору человек становится членом таких социальных общностей как: русские, итальянцы, женщины, мужчины, пенсионеры, инвалиды. Сознательно человек может стать членом таких групп как: инженеры, туристы, православные.
Причины объединения людей в социальные группы:
Пример. Члены туристического кружка объединены между собой сразу несколькими факторами: общими интересами, потребностью во взаимопомощи в условиях дикой природы, осуществлением совместной деятельности, желанием общаться друг с другом.
Человек может не только войти в состав уже существующей социальной группы, но и создать собственную: художественный кружок, круг друзей, волонтеров. В большинстве случаев, на создание собственной группы решаются сильные волевые личности, с богатым жизненным опытом, которым есть чем поделиться, научить остальных.
Виды групп
Классификация социальных групп очень большая, благодаря многообразию их видов и форм. В первую очередь, среди них выделяют первичные и вторичные, формальные и неформальные группы.
Первичная социальная группа – это люди связанные друг с другом межличностным взаимодействием, объединенные эмоциональным или кровным родством, совместным проживанием, общими интересами. Примеры первичной социальной группы: родственники, друзья.
Неформальная группа – создается стихийно, на основе взаимных интересов людей, входящих в ее состав. Отношения в ней не подчинены строгим правилам и распорядку. К неформальным группам относят друзей.
Так же социальные группы и общности подразделяют в соответствии с разными признаками:
По численности
Выделяют малые и большие группы. Малые отличаются немногочисленным составом участников, которые знают друг друга лично. Они насчитывают от 2 до 30 человек. К малым социальным группам относится: семья, школьная команда, школьный класс.
Большие группы и социальные общности отличаются многочисленным составом участников, которые могут не знать всех членов в лицо. К ним относится: народ, последователи одной религии, представители определенной профессии, люди одинакового возраста.
По демографическим признакам
Социальные группыподразделяют в соответствии с полом (мужчины, женщины) и возрастом (младенцы, дети, подростки, пожилые люди). Принадлежность к определенному полу остается на всю жизнь, но возраст на протяжении жизни меняется. Поэтому человек постепенно переходит из одной возрастной группы, в другую.
По территории проживания
К таким социальным общностям относят: горожан, сельчан, население определенного государства, области, региона.
По сфере профессиональной деятельности
Это большие социальные группы, ккоторым относятся представители разных профессий. При этом одна такая группа, может подразделяться на десятки подвидов.
Пример. Группа врачей объединяет представителей одной профессии, при этом, в этой группе существует классификация. Среди врачей выделяют кардиологов, стоматологов, педиатров, эндокринологов, хирургов, ортопедов и многих других.
По религиозной принадлежности
Принято выделять социальные общности людей, исповедующих одну религию: христианство, католицизм, ислам, иудаизм, буддизм. Групп людей, объединенных одной религией много, так как в мире насчитывается более 5000 различных религий.
По национальной принадлежности
Это большие социальные общности: народы, нации, этносы. Их объединяет единая культура, язык, традиции, история.
Один человек одновременно может относиться к нескольким и даже десяткам социальных групп.
Пример. Вася Смирнов с рождения относится к социальным общностям: русские, россияне, младенцы, мальчики, горожане. По мере взросления он входит в состав других социальных групп: школьный класс, ученики, меломаны, туристы, спортсмены, друзья, буддисты.
Правила поведения в группе
В каждой группе существуют строго установленные или негласные правила поведения, их называют групповыми нормами. К групповым нормам относят:
Так в гимназии, в групповые нормы входит обязанность школьников носить форму, приходить вовремя на занятия, обращаться уважительно к учителям и школьной администрации, выполнять домашнее задание.
Возвратимся к примеру с гимназией. В этом случае санкции к учащимся будут: вызов родителей в школу, двойка за поведение, вызов к директору, отстранение от занятий.
Лидер и рядовые члены в группе
В группе люди занимают неодинаковое положение. Все зависит от ее типа и ролей, отведенных каждому из участников. Среди рядовых членов в группе выделяется ее руководитель, лидер. Роль лидера в формальной и неформальной группе неодинакова.
В формальной группе руководителя, начальника назначают за определенные профессиональные качества, квалификацию, достижения по карьерной лестнице. Главная его задача проконтролировать деятельность своих подчиненных, направить ее на достижение общей цели. Не обязательно начальник будет нравиться, вызывать симпатию у всех своих подчиненных. Главное, чтобы его уважали и неукоснительно выполняли все распоряжения.
Роль лидера в неформальной группе – вести за собой ее членов, вдохновлять участников группы на новые свершения, совместную деятельность. При этом уважение и любовь к себе в неформальной группе лидер должен заслужить сам, если участники перестанут прислушиваться к его словам, их нельзя будет заставить что-либо сделать.
Воздействие социальных групп на общество
Социальные группы выполняют в обществе важные задачи. Роль и функции социальных групп:
Кроме того, группа дает человеку чувство защищенности, уверенности в завтрашнем дне.