Что такое первобытные люди 5 класс
Древние люди (5 класс, история): как жили, орудия труда, стада
Историки определили время появления первого человека на Земле – это произошло около 2, 5 миллионов лет назад: тогда он еще был покрыт шерстью и не имел собственного языка. Его называют “человек умелый” или австралопитек. Около полутора миллионов лет назад ему на смену пришел “человек умелый” – более развитый и имеющий зачатки культуры.
Как жили древние люди: быт
В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.
Орудия труда и огонь
Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, выдалбливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.
В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.
Рис. 1. Древний человек добывает огонь.
Охота и собирательство
Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?
Они не только использовали облавы, но и рыли ловушки, делали капканы.
И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.
Рис. 2. Первобытный охотник.
Земледелие и скотоводство
Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии помогала пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.
Последней одомашнили лошадь – это произошло приблизительно в 4 веке до н. э. Самыми первыми, по археологическим свидетельствам, это сделали племена, проживавшие в западной части евразийских степей.
Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с помощью каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.
Появление неандертальцев
Этот вид человека появился около 200 тысяч лет назад. К этому времени человек уже научился добывать огонь, его жизнь стала более ритуализированной. Из-за наступление ледникового периода люди перешли жить в пещеры, у них появились ремесла, например, выделываение шкур, из которых шили шубы. В тот же период зародилось искусство: рисунки, сделанный рукой первобытного человека, пока были очень примитивны – просто полосы и линии, но скоро появились и изображения животных. Такой развитой формы общения, как письмо, у неандертальцев не было.
Рис. 3. Неандерталец.
Неандертальцы вымерли 30 тысяч лет назад, и причина этого до сих пор не известна. Основная версия – вытеснение более развитыми кроманьонцами, “людьми разумными”.
Что мы узнали?
История. 5 класс
Конспект урока
Урок 3. Первобытные собиратели и охотники
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Первобытное общество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) – это период в истории человечества до изобретения письменности.
Собирательство – это одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании пригодных в пищу природных ресурсов: дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод, мёда и т. д.
Религиозные верования – это система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное.
Родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Около 2,5 миллионов лет назад, согласно исследованиям, появились первобытные собиратели и охотники, которых принято называть древнейшими людьми. Останки австралопитеков и питекантропов – далёких предков современного человека – были обнаружены в Африке, которая считается прародиной человечества.
Происхождение человека до сих пор остается загадкой. Существует ряд версий того, как это происходило. Основных теорий происхождения человека две: сотворение и эволюция. Рассмотрим их по порядку.
Представление о том, что человек был сотворён высшими существами, появилась одновременно с людьми. В древности люди передавали знания о мире в виде мифов и сказок. Поэтому, у каждого народа были свои образы, свои сюжеты сотворение человека.
В XVIII веке возникла теория эволюции. Её суть заключается в том, что нашу планету населяли живые существа, которые со временем совершенствовались.
Приплюснутый широкий нос на грубом лице, массивный надбровный валик, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, – таков портрет древнейшего человека, очень похожего на обезьяну. Ходили люди еще не совсем прямо, походка была прыгающая. Длинные руки достигали колен. Разговаривать они еще не умели и, как животные, криками отпугивали хищников или звали на помощь в случае опасности. Следует отметить, что жили люди человеческими стадами, потому что выжить в одиночку было невозможно.
Одно из отличий человека от животного – это умение создавать нечто новое. Древнейшие люди уже миллионы лет назад научились изготавливать орудия труда. Давайте представим, как это было. Вот они подошли к речушке, отыскали на мелководье подходящие камни – гладкую округлую гальку. Именно из неё, ударяя одну об другую, наши далёкие предки изготавливали первые орудия труда: рубило, скребок, гарпун для ловли рыбы.
Род Homo продолжал совершенствоваться. Самый древний вид людей – австралопитеки. Они эволюционировали в Homo habilis (человека умелого), потом был Homo Erectus (человек прямоходящий) и только около 40 тысяч лет назад появился Homo sapiens (человек разумный). У ветви человека разумного было две подветви: Homo sapiens neandertalis и Homo sapiens sapiens. С точки зрения эволюции современные люди принадлежат к виду Homo sapiens sapiens.
Люди постепенно становились всё более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Её отличали несколько черт: наличие родственных связей, четкая внутренняя иерархия, общность жилища, пищи, запасов, совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Учёные полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
В первобытную эпоху зародилось и примитивное искусство. Ярким доказательством этого факта служит наскальная живопись, которую мы можем увидеть на стенах пещер. Самыми известными являются пещеры Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Капова пещера в России.
Археологи находят и скульптуры – фигурки пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зародилась музыка, которая сопровождает человека уже на протяжении более 50 тысяч лет.
Вера в душу, колдовство, сверхъестественные силы принято называть религиозными верованиями.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Разгадайте ребус.
Пояснение: Этот ребус разгадать легко и вспомнить этот материк как прародину человечества.
Задание 2. Решите кроссворд.
1. Орудие, употребляемое для охоты, преимущественно на морских и вообще водных животных.
3. Ручной топор – орудие труда первобытного человека.
Пояснение: Это довольно известные орудия труда, но если вопросы кроссворда вызывают затруднения, то необходимо обратиться к дополнительной литературе.
Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древнейшие люди»
Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Важная задача урока : показать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное, сравнительно с остальным животным миром, положение.
Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей; объяснять причины развития коллективизма среди древних людей, значения понятий первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: схема «Черты сходства и различия древнейших людей и животных»; проектор; мультимедийная презентация; дополнительная литература.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ключевые понятия темы:
Первобытные люди – вид древнейшего предка человека, выделившегося из животного мира (более 2 млн лет назад). Люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.
Человеческое стадо – коллектив древнейших людей (непрочные объединения, как стада животных, от 30 до 100 человек). Оно было трудовым человеческим коллективом.
Орудия труда – приспособления из камня, дерева, костей животных, для добычи пищи, защиты древнейшего человека. Палка-копалка, заостренный камень, дубина.
Собирательство – одно из главных способов добывания пищи путем сбора ягод, трав, корешков, личинок (т.е. растительная пища)
Охота – второй из главных способов добывания пищи, путем ловли животных.
Родовая община – объединение нескольких больших семей, которые приходились родственниками друг другу.
Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа.
Более 2 млн лет назад – выделение человека из мира животных (появление древнейших людей на Земле)
Около 2,5 млн лет назад – изготовлены первые орудия труда
40 тыс лет назад – человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем (человеком разумным)
План изучения нового материала.
1. Наши далёкие предки.
3. Первые занятия древнейших людей (собирательство и охота).
Проблемное задание. Объясните, почему первобытность — самый длительный по времени период в истории человечества.
Человек — это уникальная форма жизни на нашей планете. Какими были первые шаги людей? Почему мы пошли именно таким путем, а не иным? Почему мы не единственный человеческий род? Какой еще путь мы должны пройти в процессе эволюции? На эти вопросы мы и попытаемся найти сегодня ответы.
Вы, конечно, уже поняли, что тема урока — «Древнейшие люди».
— Давайте сейчас в тетрадях запишем по три любых слова или словосочетания, которые у нас ассоциируются с выражением «древнейшие люди». (При необходимости учитель уточняет, что это могут быть слова, обозначающие предметы, действия, свойства.)
Но только очень быстро. Начали!
(Проверка выполнения задания и обсуждение.)
Благодаря каким источникам вам известно то, о чем вы сейчас говорили?
Как вы считаете, интересно ли изучать жизнь древних людей? А что вам представляется наиболее интересным? О чем бы вы хотели узнать?
Наши далекие предки.
Первые занятия древнейших людей.
Как вы считаете, можно ли совершить путешествие в то время, о котором мы с вами говорим, повстречаться с древнейшими людьми?
Рассмотрите иллюстрации и наглядный материал § 1 учебника и предположите, какие исторические источники и вспомогательные исторические дисциплины смогут нам помочь исследовать жизнь древнейших людей. ( Вещественные источники, археология, этнография и др.)
Нас. 10 учебника найдите новый термин первобытные люди и выпишите его в свои словари.
Первобытные люди — люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.
Проблемный вопрос. Почему первобытный человек не мог жить в одиночку?
Представим, что мы отправляемся на экскурсию в исторический музей, первые экспозиции которого посвящены жизни первобытных людей. Исполним роли исследователей, имея на руках листы для работы. В конце урока мы получим кластер — обобщенный и графически оформленный материал по теме нашего урока.
1. Наши далекие предки
В первом зале музея обратим внимание на карту (с. 9 учебника).
Используя знаки-подсказки на карте, ответьте на следующие вопросы.
Где жили древнейшие люди?
На каком материке? Где следы их жизни не обнаружены?
Когда появились первые люди? Для ответа на этот вопрос используйте текст учебника и дополнительный материал.
Последующие археологические раскопки и находки останков древних гоминидов у восточного побережья озера Рудольф, в долине рек Омо и Аваш, доказали, что предки человека появились еще раньше — 2,5 млн, 3,7 млн и даже 5 млн лет назад.
(Ответы учеников и работа над созданием кластера)
А как выглядели наши предки? При ответе используйте иллюстрации учебника?
Ваши мнения разошлись. Одни из вас утверждают, что наши предки больше похожи на обезьян. Другие пришли к выводу о том, что первобытные люди уже разительно отличались от животных.
Предлагаю вам принять участие в групповой дискуссии. Поделитесь друг с другом знаниями, соображениями, доводами по заявленной проблеме.
(Обязательные условия при проведении дискуссии: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.
Задачи дискуссии: обмен первичной информацией, выявление противоречий; возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Проведение групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
В ходе выполнения задания учитель на доске рисует схему, которую ученики зарисовывают у себя в тетрадях.)
Что случилось с волосами?
Современные люди выглядят совершенно «раздетыми» по сравнению с нашими очень волосатыми древними родственниками. В чем причина такого различия? Одно из предположений состоит в том, что нашим предкам волосы нужны были для того, чтобы их тела оставались охлажденными при путешествии по жарким саваннам Африки. Другая версия гласит, что освобождение от такого огромного количества волос помогло человеку защититься от заражения паразитами, а также от болезней, ими распространяемых.
Почему человек ходит на двух ногах?
Наши предки стали ходить на двух ногах задолго до того, как увеличился размер мозга и появились каменные орудия труда. Тут же возникает вопрос: почему мы стоим и ходим на двух ногах, в то время как наши «двоюродные братья», обезьяны, используют при передвижении все четыре конечности? Ходьба на двух ногах фактически требует в два раза меньше затрат энергии, чем передвижение на четырех лапах. Вероятно, наши предки добывали большее количество пищи благодаря тому, что не использовали руки при ходьбе. Прямохождение, возможно, даже помогало им защищаться от перегрева, так как меньшие участки кожи подвергались солнечному воздействию.
Почему увеличился размер мозга наших предков?
Не существует никаких сомнений относительно того, что мозг более крупного размера предоставил нам неограниченные возможности. Человеческий мозг — это одна из ценнейших частей тела, занимающая всего лишь 2% от его массы и использующая пятую часть энергии, вырабатываемой организмом. При этом около 2 млн лет назад размер мозга наших предков был не больше, чем у обезьяны. Так что же послужило причиной его увеличения?
Одна из версий гласит, что увеличение размера мозга было необходимо человеку, для того чтобы делать более удобные орудия труда. Другая утверждает, что это помогало нашим предкам лучше общаться друг с другом. Возможно, радикальные перемены, происходившие в окружающем мире, требовали соответствующих изменений и от человека.
Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от краев которых отколоты мелкие кусочки.
Как вы думаете, что это значит?
Почему человек делал это?
Используя иллюстрации, данные в § 1, и другие материалы учебника, проверим, насколько справедлива наша версия.
(Проверка выполнения задания и работа над созданием кластера.)
Итак, древнейший человек назван человеком умелым именно потому, что в отличие от животных он умел изготавливать орудия труда.
3. Первые занятия древнейших людей
— Представьте себя на месте древнейших людей. Как вы могли обеспечить себе существование, используя столь примитивные орудия труда? (По ходу выполнения задания составляется кластер.)
Как охотились древнейшие люди?
Прочитайте текст п. 3 § 1 учебника и изучите иллюстрацию на с. 11. Составьте рассказ от имени первобытного охотника по плану:
Хищник и его жертва.
Таким образом, хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа, называется присваивающим .
Труд постепенно совершенствовал и менял облик человека. В 1890—1892 гг. на острове Ява голландский антрополог Эжен Дюбуа обнаружил останки человека, которого он назвал Homo erectus — человек прямоходящий. Это было большое открытие, которое изменило жизнь ученого.
Сейчас я прочитаю отрывок из книги одного известного писателя, а вы, прослушав его, должны будете определить, о каком событии идет речь.
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю, племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.
Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его кровавые зубы защищали человека от обширного страшного мира. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.
И вот теперь он мертв!
(Отрывок из книги Ж. Рони-старшего «Борьба за огонь»)
Что огонь давал первобытным людям? Почему потеря огня считалась большим несчастьем?
Древнейшие люди жили коллективами, которые называют человеческими стадами. Ученые не знают, сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее тридцати и не более ста.
Почему небольшое стадо было обречено на гибель? Придумайте какой-нибудь случай из жизни первобытных людей, подтверждающий вашу мысль.
Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе людей было затруднительно?
признаки человеческого стада выражены словами:
Стадо человеческое (Ученики приходят к следующим выводам.)
Древнейшие человеческие коллективы были столь же непрочными объединениями, как и стада животных: если численность стада от голода, болезней, нападения хищников снижалась до 15—20 человек, его члены уже не могли успешно охотиться и защищаться от зверей. Тогда такое стадо соединялось с другим. Если же численность стада росла и количество людей в нем начинало превышать сотню, оно распадалось на два меньших стада. Родства наши предки не знали: никто не мог сказать, чей он сын или внук, кто в стаде доводится ему братом или сестрой.
Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не существовало (женщины, если у них не было маленьких детей, участвовали в охоте наравне с мужчинами). Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи, они были мало связаны друг с другом, каждое жило своей самостоятельной жизнью.
Первобытное стадо было трудовым человеческим коллективом.
С началом изготовления каменных орудий труда связывают начало периода первобытности в истории человечества. В этот период произошло самое важное в эволюции человека – он научился делать и совершенствовать орудия труда, с помощью которых обеспечивал свое существование. Таким образом, труд над собой и для себя выделил первобытного человека из среды животных.
Приспособление к природе, изменчивости климата, изобретение новых орудий труда обеспечили человеку лучшее питание. Он стал сильнее, выносливее. Освоение новых пространств повлияло на изменение внешнего вида древнейшего человека. Он стал постепенно выпрямляться. Это было новым в эволюции человека.
Подведение итогов урока
§ 1. Дифференцированное задание:
Для сильных учеников — описать жизнь первобытных людей и выделить ключевые понятия.
Для средних учеников — выполнить задание в рубрике «Опишите рисунок».
Древние люди (5 класс)
Всего получено оценок: 2500.
Всего получено оценок: 2500.
Историки определили время появления первого человека на Земле – это произошло около 2, 5 миллионов лет назад: тогда он еще был покрыт шерстью и не обладал речью. Его называют “человек прямоходящий” или австралопитек. Около полутора миллионов лет назад ему на смену пришел “человек умелый” – более развитый и имеющий зачатки культуры.
Как жили древние люди: быт
В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.
Орудия труда и огонь
Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, изготавливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.
В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.
Охота и собирательство
Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?
И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.
которые читают вместе с этой
Земледелие и скотоводство
Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии помогала пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.
Последней одомашнили лошадь – это произошло приблизительно в 4 веке до н. э. Самыми первыми, по археологическим свидетельствам, это сделали племена, проживавшие в западной части евразийских степей.
Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с помощью каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.
Появление неандертальцев
Этот вид человека появился около 200 тысяч лет назад. К этому времени человек уже научился добывать огонь, его жизнь стала более ритуализированной. Из-за наступление ледникового периода люди перешли жить в пещеры, у них появились ремесла, например, выделывание шкур, из которых шили шубы. В тот же период зародилось искусство: рисунки, сделанные рукой первобытного человека, пока были очень примитивны – просто полосы и линии, но скоро появились и изображения животных. Такой развитой формы общения, как письмо, у неандертальцев не было.
Рис. 3. Неандерталец.
Неандертальцы вымерли 30 тысяч лет назад, и причина этого до сих пор не известна. Основная версия – вытеснение более развитыми кроманьонцами, “людьми разумными”.