Что такое первобытный коммунизм
Примитивный коммунизм Особенности, преимущества и недостатки
Эти мыслители утверждали, что общества охотников-собирателей традиционно основывались на равноправных социальных отношениях и общей собственности. Первобытный коммунизм предшествовал всем другим способам производства и ознаменовал появление общества, от чистого животного мира до человеческого общества..
В модели социально-экономических структур Маркса общества с примитивным коммунизмом не имели иерархических структур социального класса или накопления капитала. Энгельс предложил в 1884 году первое подробное теоретическое видение первобытного коммунизма с публикацией его книги. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
черты
В примитивном коммунистическом обществе все физически здоровые люди заняты добычей пищи. Вся община делится едой, которую добывают на охоте, рыбалке или собирательстве.
Продуктивный недостаток
Первобытный коммунизм не производит излишков; все, что производится ежедневно, быстро расходуется, чтобы поддерживать жизнь членов общества..
Труд не очень продуктивен и не создает никакого продукта сверх того, что строго необходимо. Равное распределение скудной пищи среди членов коммун ставит их всех на один уровень.
Нет частной собственности на средства производства
То, что долгое время находилось в собственности, например, инструменты и жилье, также являлось общественной собственностью..
Недостаток специализации
Разделение труда
Однако в других аспектах, таких как лидерство, разделения труда нет, поскольку и мужчины, и женщины в равной степени участвуют в принятии решений..
Беременные женщины или те, кто кормят грудью своих детей, защищены от опасностей охоты, чтобы сохранить следующее поколение.
Производственные отношения
В примитивном коммунизме орудия труда были настолько примитивны, что люди не могли в одиночку бороться с силами природы и диких животных. Вот почему они жили в группах или общинах, и их способ производства (охота и рыболовство) осуществлялся совместно.
Точка перегиба
Приручение животных и растений после неолитической революции через скотоводство и земледелие рассматривается как поворотная точка примитивного коммунизма для классового общества, поскольку за ним последовала частная собственность и рабство с неравенство, которое связано.
Кроме того, большая часть населения стала специализироваться на различных видах деятельности, таких как ремесло, культура, философия и наука, что привело к развитию социальных классов..
выгода
Полная демократия
Демократия воспринималась главным образом потому, что все члены сообщества участвуют во всех процессах принятия решений для достижения соответствующих решений, независимо от их пола..
Отсутствие эксплуатации
В примитивном способе производства нет никаких эксплуататоров или эксплуатируемых, поскольку существует полное равенство в производственных функциях, выполняемых всеми членами.
Хорошо спроектированные работы
Одни и те же профессии передаются из поколения в поколение. Поэтому роли в работе специально разрабатываются и распределяются заранее. Таким образом, меньше путаницы, и всем ясно, что они должны делать.
Уважение к окружающей среде
Нет воздействия на окружающую среду. Произведенные отходы почти равны нулю, и существует адекватное распределение полученных ресурсов..
Племя и его собственность образуют некое единство, возникшее в результате способа производства, когда люди связаны друг с другом и с природой..
недостатки
Низкий уровень развития
При ограниченных потребностях и отсутствии развития основным девизом членов первобытного коммунизма является выживание. Большая часть ежедневных усилий посвящена достижению и удовлетворению их основных потребностей. Производить больше, чем это трудно; следовательно, уровень жизни низкий.
Очень простое производство
Когда население сообщества увеличивается, на свободном участке формируется новое сообщество. Производство регулируется традицией, а не лидерством или рынками.
Эта простота в способе производства дает ключ к секрету сохранения этих первобытных обществ, которые длились сотни тысяч лет.
Ввиду того, что в инфраструктуре нет достижений, количество случаев смерти от смертельных исходов возрастает из-за болезней и нападений животных..
Очень ограниченные потребности
Потребности людей в сообществе очень ограничены. Все, что производится, должно использоваться для строгого выживания изо дня в день. Он не стремится удовлетворить другие, более «духовные» потребности человека..
Это породило общество, которое поддерживалось в течение сотен тысяч лет таким же образом. Не было никакого прогресса или развития человека, который привел его к доминированию над природой. Это только взяло от природы то, что она предложила очень простым и элементарным способом.
ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ
Смотреть что такое «ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ» в других словарях:
Первобытный коммунизм — КОММУНИЗМ, а, м. Общественно экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства, при которой ставится целью построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества и осуществление … Толковый словарь Ожегова
ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ — см. Первобытнообщинная формация. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 … Философская энциклопедия
Первобытный коммунизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Коммунизм (значения). Первобытный коммунизм (нем. Urkommunismus) он же первобытно общинный строй марксистский термин, означающий самую первую в истории общественно экономическую… … Википедия
ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ — см. Первобытнообщинный строй … Советская историческая энциклопедия
Первобытный коммунизм — стадия социально экономич. развития первобытнообщинного строя. П. к. предполагает как родовую собственность на примитивные средства производства, так и общее потребление в пределах кровно родств. групп. Орудия производства изготавливались … Словарь античности
ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ — (primitive communism) см. Маркс … Большой толковый социологический словарь
первобытный коммунизм — Общественный доклассовый строй первобытной общины с общей собственностью на средства и продукты производства … Словарь многих выражений
Коммунизм — (communism) В общепринятом понимании, это результат классовых конфликтов и революционной борьбы, оканчивающейся победой пролетариата (proletariat) и установлением бесклассового социалистического общества, в котором ликвидирована частная… … Политология. Словарь.
коммунизм — а, м. communisme m. 1. Социальное учение, стремящееся к уравнению всех членов общества в имущественном отношении путем уничтожения личной собственности, взамен чего проектируется общность имуществ. Павленков 1911. устар. Вообще учение требующее… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОММУНИЗМ — (ново лат. communismus, от лат. communis общий). Политическое учение, принимающее за основание общественной жизни уравнение всех членов общества, общее пользование имуществом, с уничтожением всяком личной собственности. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
2.1.5. Первобытный коммунизм (коммунализм)
2.1.5. Первобытный коммунизм (коммунализм)
Единство и целостность раннепервобытной общины особенно ярко проявляют себя в распределении продуктов производства.
Суть распределения, о котором идет речь, заключалась в том, что человек имел право на долю продукта (прежде всего, конечно, пищи), добытого членами его общины, в силу одной лишь принадлежности к общине. Никаких других оснований не требовалось. Не имело значения, участвовал человек в добывании данного продукта или не участвовал.
Что же касается размера получаемой доли, то она зависела, во-первых, от общего объема продукта, во-вторых, от потребностей данного индивида. Когда продукта было много, каждый получал, сколько хотел. Но и в период, когда продукта было недостаточно для полного удовлетворения нужд членов общины, он все равно распределялся в соответствии с реальными потребностями индивидов. Например, взрослые мужчины, занятые тяжелым физическим трудом, который требовал значительных затрат энергии, получали больше пищи, чем женщины и дети. В раннепервобытной общине распределение осуществлялось соответственно с потребностями, по потребностям.
Нетрудно понять, что описанные выше отношения распределения были ничем иным, как отношениями собственности, причем собственности общинной, общественной. Именно потому, что вся пища, совершенно независимо от того, кто ее добыл, принадлежала всем членам раннепервобытной общины вместе взятым, каждый член этой общины имел право на определенную долю этой пищи. Общинной собственностью на этой стадии была не только пища, но и все вообще предметы потребления и средства производства.
Пока весь общественный продукт был жизнеобеспечивающим, никакое другое распределение, кроме коммуналистического, не могло существовать. Любая другая форма распределения привела бы к тому, что часть членов общества получила бы меньше продукта, чем необходимо для поддержания их существования, и, в конце концов, погибла бы. А это привело бы к деградации и распаду самой общины. Появление сравнительно небольшого избыточного продукта также не могло сколько-нибудь существенно изменить ситуацию.
Физически более сильные индивиды не имели никаких преимуществ перед слабыми. Они не могли ни завладеть пищей, причем даже той, что сами добыли, ни отстранить более слабых от участия в ее потреблении. Наоборот, физически более сильные и ловкие своим трудом обеспечивали существование более слабых и менее способных, а иногда и вообще не способных к труду людей. Ничего похожего на доминирование в этой сфере не существовало.
Читайте также
Первобытный расизм
Первобытный расизм Представления о генетических различиях людей — очень древнего происхождения. Изначально все первобытные племена считают себя потомками одного какого-то предка — и уже поэтому отличными от всех остальных людей. В русском языке само слово «народ» —
Коммунизм
Коммунизм Под коммунизмом я буду подразумевать любые человеческие отношения, которые строятся на принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».Я признаю, что использование слова «коммунизм» носит несколько провокативный характер. Оно вызывает сильную
Специфический коммунизм?
Специфический коммунизм? Немногим политическим доктринам, появление которых было обусловлено конкретными потребностями общества и которые рассматривались в качестве «национальных программ», удавалось утвердиться в Румынии. Ориентированные на западные или восточные
Первобытный человек – наш современник
Первобытный человек – наш современник Изучением диких людей занимается отдельная отрасль науки, получившая название криптозоология. Термин, введенный французским зоологом Бернаром Хевельманом, происходит от греческого слова kryptos, что означает «тайный, скрытый».
Каннибализм и коммунизм
Каннибализм и коммунизм
Военный коммунизм и нэп
Военный коммунизм и нэп Развал экономики был в значительной степени следствием политики большевиков периода гражданской войны. Стараясь сразу же установить социалистический экономический строй при одновременном выкачивании продуктов для Красной армии и голодающих
Национал-коммунизм
Национал-коммунизм Благодаря наличию различных вариантов коммунизма, вызревших в таких странах, как, например, бывшая Югославия или Китай, в настоящее время признание получила идея о том, что каждый народ может идти к коммунизму «своим путем». Нетрудно заметить, что
1. Военный коммунизм
1. Военный коммунизм После Октябрьского переворота, хотя сам переворот прошел относительно бескровно, Троцкий пришел к выводу, что народного восстания масс против старого режима в отсталой крестьянской России не произошло и «открытая Гражданская война», как форма
ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО
ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО Процесс разделения труда, являющийся причиной нынешнего всеобъемлющего кризиса, также ни на минуту не дает нам понять причины сложившейся ужасающей ситуации. Мэри Лекрон Фостер (1990), несомненно, даже недооценивает проблему, допуская, что
Глава 10. Луна и первобытный счет времени
Глава 10. Луна и первобытный счет времени Где и когда впервые была осуществлена связь календаря с астрономическими факторами, археология и хронология… точного ответа не дают. Можно лишь утверждать, что произошло это в далекой древности. Каменцева, стр. 24. Я бы не стал
Глава VI Мусульманская Индия: коммунализм и универсализм
Глава VI Мусульманская Индия: коммунализм и универсализм Для мусульман Индии переход к современному обществу оказался нелегким испытанием, ни один другой мусульманский народ не испытывал таких проблем при выборе культурного и духовного наследия. Как мы уже видели,
Коммунализм
Коммунализм Конечно, далеко не все мусульмане были готовы принять национализм универсального типа. Некоторые идеалисты, правда, уже не аристократические сторонники восстановления власти Моголов, а настроенные пробритански деятели, все еще надеялись установить в Индии
Что такое первобытный коммунизм
Воскрешение социалистических идей на рубеже XXI века — довольно частое явление в западных странах. Сторонники социализма используют различные “доказательства”, показывающие предполагаемые преимущества и естественность коллективного образа жизни. Существует мнение, что человечество на протяжении большей части своей истории жило в режиме полной коллективизации. Таким образом, социализм, согласно этому мнению, является естественным состоянием человеческого сообщества, в то время как другие социально-экономические формации, особенно капитализм, были необходимыми, но неблагоприятными поворотами в эволюционном процессе.
Такие идеи не новы, и их можно проследить до основателей научного коммунизма Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Основатели марксизма назвали социально-экономический порядок охотников-собирателей “первобытным коммунизмом”. Так, Энгельс писал в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”: “Производство на всех прежних этапах жизни общества было по сути коллективным, и, аналогичным образом, потребление осуществлялось путем прямого распределения продуктов внутри крупных или малых коммунистических сообществ.” С тех пор эта точка зрения преобладала среди ученых и закрепилась в научной литературе и школьных учебниках.
Согласно третьему закону диалектического материализма (“отрицание отрицания”) марксисты представляют исторический процесс как спираль, в которой движение возвращается к той позиции, с которой оно началось, но на более высоком уровне. Проще говоря, по ходу развития человека индивидуализм отрицал коллективизм, чтобы быть отвергнутым тем же коллективизмом, но на более продвинутой стадии. Марксизм утверждал, что социалистические изменения являются объективными и независимыми от чьей-либо воли, и неизбежно произойдут, когда противоречие между несбалансированным развитием производительных сил и производственными отношениями в обществе достигнет своего апогея в большинстве промышленно развитых стран (исторический детерминизм).
Материалистическая концепция истории была поставлена под сомнение самими марксистскими интеллектуалами на рубеже 20-го века, когда стало очевидно, что общество развивается не по марксистским предписаниям (кризис марксизма). Это привело к появлению множества реформистов и ревизионистов, предлагающих теории, которые либо полностью отвергали марксизм (революционные синдикалисты, фашисты), либо оставляли форму, но полностью изменяли содержание учения (большевизм, социал-демократия). Тем не менее, новые подходы к развитию общества были не лучше, чем первоначальный марксизм.
“Новые” социалисты пропагандируют идею построения общества в соответствии с заранее разработанным планом под контролем элиты, используя элементы социальной инженерии и принуждения различной степени. Так, теоретик социализма Туган-Барановский в “Социализме как позитивной доктрине” утверждал: “Социалистическая система — это искусственная, выдуманная форма человеческого общества, в отличие от естественных, стихийно развитых форм общества, которые существуют сегодня”. По сути, он утверждал, что коллективизм — это не естественный способ существования, а скорее импровизированная форма. Таким образом, к началу 20-го века социалисты резко изменили риторику от идеи естественной эволюции, которая завершается социалистической революцией, к концепции рационального целеполагания.
Принудительное строительства социализма из-за экономической неустойчивости преобладающей тенденции к моральному упадку потерпело фиаско. Но это не положило конец социалистическому мышлению. Левые не сдались и вновь откопали старый аргумент о существовании коммунистических групп охотников-собирателей, которые не знали частной собственности. На этом основании они утверждают, что все прогрессивно мыслящие люди обязаны вернуть общество на правильный путь и снова принять коллективизацию, как это заложено в человеческих генах. Как это часто бывает с социалистами, они правы с точностью до наоборот.
Сторонники доктрины “первобытного коммунизма” указывали, что у кочевников было всего несколько вещей, и это были те предметы, которые они могли взять с собой; таким образом, чувство частной собственности не имеет достаточных материальных корней для развития. Однако владение несколькими предметами не означает отсутствие права собственности. Достаточно иметь только один предмет, присвоенный и постоянно переносимый охотником, чтобы появилась связь между человеком и предметом. Действительно, в соответствии с первой аксиомой теории прав собственности Ханса-Германа Хоппе: “Каждый человек является владельцем собственного физического тела, а также всех мест и природных ресурсов, которые он занимает и использует посредством его тела, при условии, что никто еще не занимал или не использовал те же места и товары до него”. Здесь также уместно добавить, что каждый является надлежащим владельцем своего сознания.
Еще одним существенным моментом в защиту утверждения, что у доисторических людей было чувство частной собственности, является деятельность по изготовлению инструментов. Изготовление инструмента состоит из первоначального присвоения ничейного камня или ветви и добавлению к нему своего труда. Это присвоение улучшает благосостояние изготовителя инструмента, и в то же время ничье благосостояние не ухудшилось от этого акта. Таким образом, производство инструментов включало в себя два значимых фактора экономического роста: частная собственность и инновации. Несомненно, развитие человеческого общества основано на этих факторах.
Вопрос о собственности на землю в обществе охотников-собирателей довольно сложен. Действительно, охотники-собиратели еще не сажали деревья, не обрабатывали землю и не выращивали животных; другими словами, они преднамеренно не изменяли окружающую среду в своих интересах. Тем не менее, древние охотники-собиратели создавали «ядро» территории, где они организовывали укрытия, хранилища продуктов, костры, примитивные мастерские — все это составляло их временный лагерь. Но самым важным является то, что охотники-собиратели установливали временный контроль над размытым периметром, который ограничивал их среду обитания. Они охраняли границы своей области обитания, как и любые другие территориальные виды животного мира. Таким образом, они сдерживали приток незнакомцев из конкурирующих групп, поскольку их благосостояние и выживание зависели исключительно от эксплуатации пищевых ресурсов и сохранении этой среды обитания недоступной для других. Люди контролировали границы области, но не природные блага внутри нее. Вот почему их место обитания имело двойственный характер; это была контролируемая, но в то же время неиспользуемая среда.
Когда пришло время, охотники-собиратели начали наслаждаться процессом начального присвоения в масштабе, который человеческие общества после них не испытывали. Они были первоначальными присвоителями вещей и мест, и любая частная собственность на землю сегодня (теоретически) может быть прослежена до тех первоначальных владельцев.
Другой аргумент в пользу “первобытного коммунизма” гласит, что люди палеолита собирались вместе из-за чрезвычайных трудностей и бедности; они использовали модель поведения взаимности при распределении пищи (согласно этнографическим наблюдениям за коренными народами). Однако опыт показывает, что не бедность приводит к коммунизму; это коммунизм ведет к бедности.
Поведение охотников-собирателей в отношении совместного использования пищи лучше всего описывается как система заимствования и кредитования или как проявление страховой стратегии. Так, Ричард Познер в “A Theory of Primitive Society, with Special Reference to Law” объяснил:
Условия производства, в частности, сложность хранения продуктов питания, создают значительную неопределенность в отношении будущей адекватности продовольственного снабжения человека и, следовательно, значительной разницы в его ожидаемом богатстве. В этих обстоятельствах сделка, в результате которой А, который производит урожай, превышающий его потребности в потреблении, отдает часть своего излишка В в обмен на обязательство В отвечать взаимностью, если их роли когда-нибудь поменяются, будет привлекательной для обеих сторон.
Таким образом, щедрые подарки или прямое перераспределение, которое исследовали лишь поверхностно, в действительности, оказалось свидетельством более сложной экономической жизни, такой как возврат долга или выплата «страховки от голода». Обобщенная взаимность (generalized reciprocity) между членами семьи была ошибочно применена ко всей группе.
Общество ранних людей характеризуется рудиментарным разделением труда между полами, тесным сотрудничеством, фундаментальным чувством частной собственности, небольшим имуществом, ограниченным количеством товаров и услуг в сфере потребления и обмена и небольшим неравенством в распределении доходов. Поэтому в доисторических человеческих обществах были все необходимые компоненты рыночной экономики, но на таком низком уровне, что большинство ученых склонно их игнорировать. Однако в эволюционных процессах нельзя упускать из виду даже малейшую дельту, потому что иначе было бы невозможно объяснить поведенческие изменения во времени. Первоначальная и примитивная социально-экономическая система предопределила градиент развития человека как разумного вида, который использовал свой интеллект для организации постоянно совершенствующихся способов производства.
Если бы некоторые группы охотников-собирателей действительно практиковали “примитивный коммунизм”, они бы вымерли, потому что таким образом они проиграли бы жесткую конкуренцию с в большей степени экономически жизнеспособными “либертарианскими” племенами. Коммунизм никогда не появлялся стихийно и естественно в истории человечества. Несколько попыток построить коммунистическое общество (в истории — прим.пер.) были спланированы и тщательно продуманы, револючионные перевороты совершались согласно четкому плану. Охотники-собиратели не могли придумать такой грандиозный и в то же время саморазрушительный план. Они инстинктивно придерживались того, что было естественно. Поэтому гипотеза “первобытного коммунизма” не выдерживает критики и должна занимать место в истории науки как пример грубой ошибки.
Первобытный коммунизм
Смотреть что такое «Первобытный коммунизм» в других словарях:
Первобытный коммунизм — КОММУНИЗМ, а, м. Общественно экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства, при которой ставится целью построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества и осуществление … Толковый словарь Ожегова
ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ — см. Первобытнообщинная формация. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 … Философская энциклопедия
ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ — (primitive communism) Термин, отразивший интерес Маркса (Marx) и Энгельса (Engels) к этнологии в целом и к исследованиям Льюса г. Моргана (1818–81) в частности. В древности существовали и ныне существуют общества, где нет классов и государства, а … Политология. Словарь.
Первобытный коммунизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Коммунизм (значения). Первобытный коммунизм (нем. Urkommunismus) он же первобытно общинный строй марксистский термин, означающий самую первую в истории общественно экономическую… … Википедия
ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ — см. Первобытнообщинный строй … Советская историческая энциклопедия
ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ — (primitive communism) см. Маркс … Большой толковый социологический словарь
первобытный коммунизм — Общественный доклассовый строй первобытной общины с общей собственностью на средства и продукты производства … Словарь многих выражений
Коммунизм — (communism) В общепринятом понимании, это результат классовых конфликтов и революционной борьбы, оканчивающейся победой пролетариата (proletariat) и установлением бесклассового социалистического общества, в котором ликвидирована частная… … Политология. Словарь.
коммунизм — а, м. communisme m. 1. Социальное учение, стремящееся к уравнению всех членов общества в имущественном отношении путем уничтожения личной собственности, взамен чего проектируется общность имуществ. Павленков 1911. устар. Вообще учение требующее… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОММУНИЗМ — (ново лат. communismus, от лат. communis общий). Политическое учение, принимающее за основание общественной жизни уравнение всех членов общества, общее пользование имуществом, с уничтожением всяком личной собственности. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка