Что такое песенное творчество
Песенное творчество
Музыкальное творчество
Этапы формирования музыкального творчества
1.этап. Накопление опыта. Ребенка надо учить образному видению (восприятие приобретает эстетическую окраску). Музыкальное восприятие помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.
2.этап. Собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (сочиним песенку, придумаем танец). Наличие замысла побуждает детей к поискам художественных средств его реализации: поиски композиции, выбор различных движений, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания.
3.этап. Появление новой продукции. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования творческих способностей.
Условия успешности детей в творческой деятельности.
· Постоянное обогащение творческого опыта детей впечатлениями. Окружающая среда должна быть динамичной, обладать высокой степенью неопределенности, неожиданности и богатством возможностей. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятых готовых. Необходимо обогатить ребенка новыми знаниями и представлениями музыкального искусства. Можно использовать экскурсии, походы на концерты, в театры;
· Систематическая работа по обогащению и активизации музыкальных навыков и умений. Дети нуждаются в пополнении музыкально восприятия. Процесс обогащения музыкальных знаний и навыков связан с формированием новых понятий и умениями активно пользоваться накопленным запасом;
· Целенаправленное, увлеченное построение обучения. При этом условии необходимо соблюдать общедидактические принципы: систематичность, последовательность, повторность, гуманный подход к ребенку. Музыкальное занятие не должно носит принудительный характер, а протекать на позициях сотрудничества и партнерства;
· Организация разнообразной, богатой, развивающей среды. Для проявления творчества необходимо создание благоприятной атмосферы, положительного эмоционального фона.
Песенное творчество
Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.
Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.
Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.).
Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:
1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти топику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;
2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;
3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);
4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);
5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.
Кроме того, можно использовать творческие заданий для развития песенного творчества:
ü импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
ü импровизация музыкальных вопросов и ответов;
ü сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.
ü выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение;
ü поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков;
ü окружение разучиваемой песни «веером» сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни;
ü сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения.
Детям 2 — 3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слошля-ля. та-та и т.д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию. Например, во второй младшей группе (музыкальный руководитель Л.А. Волкова, Москва) было дано задание покачать маленького цыпленка и спеть ему колыбельную песенку. Все ребята напевали мелодии без текста, но одна девочка спела песенку на свой текст: «Спи, мой маленький» — очень нежно, тоненьким голоском.
Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.
Дети 4 — 5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением под страивания к звукам, транспонирования мотивов.
Дети 5 — 6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.
Этапы развития песенного творчества:
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Наличие у песен словесного текста делает их доступнее по содержанию, чем другие музыкальные жанры. Работу над песенным творчеством можно разделить на три крупных части:
1) Речевой этап. По теории Б.В. Асафьева музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи. Репертуаром для творческих заданий по развитию музыкальной речи могут быть русские народные потешки, попевки, яркие и образные, они изображают птиц, зверюшек. «Рассказывая» интересно и ярко, такие речевые упражнения формируют у ребёнка эмоциональный отклик на пение и интерес к нему.
Для восприятия метра и ритма речи подбираются стишки, где чётко прослушивается метр:
Лю-ли, лю-ли, лю-ли, при-ле-те-ли гу-ли.
Это могут быть любимые стихи детей, которые они смогут повторять в самостоятельной деятельности:
Необходимо побуждать детей выразительно, образно прочитывать тексты упражнений и стихов.
2) Вокализация стихов или речь нараспев – промежуточное звено между речью и пением. А.Д. Демченко рекомендует эту технику как необходимый этап в работе над вокалом. А в нашем дошкольном учреждении это ещё и оздоровительные упражнения.
При вокализации стихов за счёт пропевания гласных, формируется певческое дыхание, а также правильная осанка. Для этих упражнений очень подходят детские стихи и даже сказки в стихах, такие, как «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Тараканище» К Чуковского и т.п. Знакомые и популярные стихи дети интерпретируют с удовольствием и азартом. Это благодатная почва для проявления творчества. При занятии вокализацией необходимо обращать внимание детей на выразительность нашего голоса и побуждать их разнообразить его тембровое звучание, например:
Мишка косол-а-а-апый по лесу идёт,
Шишки собира-а-ает, песенки поёт.
Мишка идёт ме-е-едленно, вперева-а-алочку, ему трудно наклониться, он тяжё-о-олый.
Педагог может образным рассказом подготовить ребёнка к прочтению стихотворения вокально.
3) Собственно песенное творчество.
а) звукоподражание – это передача звуков окружающего мира. С самого раннего возраста ребёнок подражает лаю собаки – гав, гав, мяуканью кошки – мяу-мяу. При чтении взрослыми книг, он с удовольствием говорит голосом знакомых животных. Поэтому звуковая импровизация ему понятна и очень интересна:
Сели куры на забор
И пустились в разговор:
Педагог побуждает ребёнка звуками ко-ко изобразить весёлую курочку, интонируя стихотворение высоким голосом, он подсказывает ребёнку звуковысотность импровизации, способствует формированию звуковысотного слуха.
Муз.р.: Котятки, котятки,
Муз.р.: Мы все подрастём,
За мышатами пойдём.
Используя в одном стихотворении две импровизации, можно выстроить их по принципу динамического контраста: котята мяукают громко, а мышки пищат тихо, чтобы котята их не нашли. Так создаются предпосылки формирования звукового выразительного образа.
б) вопросно-ответные импровизации. Самый простой и понятный ответ – назвать своё имя, поздороваться, попрощаться:
Как тебя зовут? – Катя.
До свидания, дети! – До свидания.
Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте!
в) ритмические импровизации на слоги. Имея навык чтения ритмоформул ребёнку предлагается выполнить импровизацию по ним, используя слоги: да, ду, ля.
Песенное творчество — путь формирования музыкальности детей
Светлана Дементьева
Песенное творчество — путь формирования музыкальности детей
На современном этапе развития в педагогике произошли изменения в образовательных процессах: содержание образования стали насыщеннее, педагог обязан акцентировать внимание на развитие творческих и интеллектуальных способностях детей.
Формирования песенного творчества носит ориентировочный характер. Прежде всего, создается соответствующая установка детейна новую деятельность: формируются первые представления о процессе сочинения песен, возбуждается к нему интерес, вырабатываются первые навыки произвольного поведения, а главное, ставится перед ними новая цель – создать песню.
Особенно важно найти правильные соотношения между стремлением детей выразить себя в новом задании и их возможностями воплотить свои замыслы. Поэтому создаются условия, благоприятствующие выполнению творческих заданий. К таким условиям можно отнести применение прямого образца песен, который, по существу, будет образцом способа выполнения творческого задания. Ведь дети должны не воспроизвести продемонстрированную песню, а по ее примеру создать новую.Происходит совместное сочинение песни: начало запевается или же проигрывается вступление и заключение. Этим создается нужная тональная настройка, и у детей возникает впечатление совместного сочинения. Предполагается, что применение прямого образца облегчит детям и самостоятельные поиски певческих средств выражения.
Музыкальный образец – песня «Кошечка», муз. В. Витлина. Основная задача, поставленная перед детьми, – создать новую песню. Сначала исполняется вся песня, чтобы у детей создалось впечатление.
Детей важно правильно сориентировать, тогда они смогут понять состояние (просьбы, жалобы, вопроса, ответа) и выразят их, по средствам пения. А то, что им понятно они сформулируют в кратких ответах на вопрос (начало мелодии исполняется музыкальным руководителем); задание облегчается не только тем, что сочиненная мелодия должна быть краткой, но и тем, что ребенок «подстраивается» не к музыкальному вступлению (это значительно труднее, а к певческим интонациям голоса поющего взрослого.
О результате творчества детей можно судить, оказала ли прямое влияние песня, использованная в виде образца, или нет.
Образец влияет на дальнейшие сочинения детей. Дети, несомненно, чувствуют и пробуют воспроизвести лиричный характер мелодии образца в своих мелодиях. Можно отметить так же и просительные интонации в репликах кошечки, это доказывается характером мелодической линии и ладовой и ритмической организацией сочинений детей.
В обучении важнейшую роль играют неоднократные упражнения в усвоении навыков, в разучивании песенного репертуара, хотя они могут и меняться. Но все они направлены на то, чтобы воспроизвести те или иные певческие интонации соответственно данному образцу. В творчестве же понимание повторности в таком смысле (как следование одному образцу)нежелательно: исчезают факторы, стимулирующие творческие усилия, дети идут уже проторенным путем. Однако едва ли необходимо каждый раз менять образец.
Для творческой деятельности в области пения значительную роль приобретает развитие музыкально-слуховых представлений и чувства лада.
Степень прямого влияния образца уменьшается тем, что дети, воспринимая последовательно одну за другой песни, должны выбрать текст одной из них. Следовательно, их внимание не столь концентрировано на одном образце.
Кроме того, контрастность произведений также усложняет восприятие.
Первое из них – «Полька» Е. Тиличеевой.
Песня – веселая, изящная, живая, ярко выраженного танцевального характера. Основное двухтактное построение повторяется четыре раза. Такая приметная особенность песни может оказать влияние на сочинение детей, и тем легче можно будет установить их черты.
Другая песня – «Петушок» В. Витлина, повествует о печальном для детей событии (болезни петушка). В песне отчетливо звучат жалобные интонации, как бы выражающие и страдание петушка, и сочувствие к нему. Нисходящее движение малой секунды к квинте звучит как задержание, что придаёт мелодическому обороту несколько напряженный, беспокойный характер. Процесс творчества у ребенка складывается уже в иных условиях. Сначала он должен на основе имеющихся у него представлений различить характер двух песен.Перед ним возникает задача выбора своего образца: он выбирает ту из песен, которая его более привлекла. В этом уже проявляется его отношение к музыке. Ребенок выбирает себе песню, которая ближе ему по характеру, мыслей, при прослушивании обоих произведений. Ребенок начинает быстро искать способы выражения. Потому что, детям вторично не проигрываются произведения, и поиски происходят во время прослушивания характерных музыкальных вступлений.
О качестве действий можно судить, анализируя детскую импровизацию. Фактические данные подтверждают наличие у детей умений различать характер музыки и делать простой анализ. О качестве можно говорить не только на основании высказываний, зачастую неточных, ошибочных, но и на основании объективного анализа их импровизации.
Отмечая склонность детей к музыке определенного жанра,можно сказать о предпочтениях: «Польку» Е. Тиличеевой выбрали все девочки, а мальчикам понравился «Петушок».
Песня В. Витлина «Петушок», несомненно, привлекает своими своеобразными ходами в мелодии. Импровизируя, дети придумывают мелодические выразительные ходы, соответствующие настроению песни. Один ребенок может строить свою мелодию всего на трех звуках. Она напоминает по мелодии детскую народную песню.
Другой ребенок в своем первом построении использует минорное созвучие. Все в целом звучит несколько необычно и выразительно.
В интонациях третьего ребенка также несколько необычное звучание, но оно не созвучно с тональностью музыкального вступления. В целом во всех сочиненных детьми мелодиях, рассказывающих о бедствиях петушка, желание изобразить пострашнее свой рассказ.
Анализ детских сочинений в предыдущем задании выявляет слабое развитие чувства лада у детей. Дети не владеют способами произвольной импровизации, не всегда заканчивают свою мелодию на тонике, но они чувствуют завершенность и незавершенность мелодии. Поэтому необходимо преодолеть существующий разрыв между их ощущениями ладовой устойчивости и между способностью удержаться при импровизации в определенной ладотональности.
Последующие творческие задания систематически сочетаются со специальными упражнениями на развитие у детей музыкально-слуховых представлений, чувства лада в процессе обучения пению. Упражнения непосредственно не связаны с каждым конкретным творческим заданием, но они являются базой, овладев которой дети осознаннее и точнее могли бы импровизировать. Сочинение мелодий под влиянием повторного прослушивания двух песен («Полька» и «Петушок») происходит в измененных условиях. Прежде всего, перед детьми ставится задание, побуждающее их к действиям. Они оценивают песни, созданные их сверстниками. Это вызывает у них большую внимательность, и подталкивает их к соревнованию, повышает ответственность, дети стараются лучше сочинить. Музыкальные образцы остаются прежними. Это дает возможность вновь проверить роль восприятия музыкального вступления в ладовой настройке слуха. Для того чтобы дети могли лучше оценить творчество своих товарищей,они прослушают сочинения дважды: первый раз – во время их импровизации, второй раз – в записи.
Таким образом, повторное прослушивание сочинений в записи с последующим обсуждением их качества показывает, что дети, пусть и в отдельных высказываниях, отмечают качество сочинений (его настроение, его разнообразие). Качество исполнения («тоненько», «грустно» спел, улучшение качества деятельности («лучше стал придумывать») и даже оценивают жанр песни («лучше те, кто про петушков пел», то есть то произведение, в котором передано грустное настроение). Эти соображения наивны, но они свидетельствуют о первых зачатках музыкального вкуса, что придает творческой деятельности детей осмысленность и эстетическую окрашенность.
Предполагается, что предварительное прослушивание нескольких музыкальных произведений ярко изобразительного характера окажет косвенное влияние на сочинения детей. Чтобы исключить подражательность друг другу, каждый ребенок выполняет задание отдельно.
Детям поясняется смысл изобразительной музыки («Она может рассказать о чем-нибудь: как четко барабан бьет, как звонко поют птицы, как легко прыгают зайчики»). Пояснения иллюстрируются инструментальными пьесами. Пьеса Д. Кабалевского «Походный марш» (вступление) характеризуется четким, точным ритмическим рисунком, несколько угловатой мелодией, подражающей звуку барабана. Всем известная пьеса Э. Грига «Птичка» (первое построение) с характерными переливами мелодии в высоком регистре, с меняющимся капризным ритмом, форшлагами передает образ звонко поющей порхающей птички. И, наконец, пьеса Т. Ломовой «Зайчик» с ее скачущими интервалами, форшлагами, синкопированным ритмом легко ассоциируется с легкими прыжками зайца. Все эти пьесы инструментальны, что не случайно. В них ярче и богаче изобразительные средства, они нагляднее дают детям представление об этой стороне музыкальных произведений. Без предварительного названия подобных пьес дети легко определяют их характер. На основе таких общих музыкальных представлений дети легче отмечают изобразительные средства и в мелодии песни. Поэтому далее дети знакомятся с песенными образцами иллюстративного характера.
На этом этапе детям не предлагается сочинять по данным образцам и на данный текст. Образцы эти – только иллюстрация пояснений. Детям предлагается самостоятельно выбрать один из двух предложенных незнакомых текстов и сочинить самостоятельно песню. Дети получают только общее представление о возможных способах применения изобразительно-выразительных средств музыки. Предлагается новый текст, который требует и новые музыкальные средства. Дети только слушают первый знак – тонику, они не получают ладотональную настройку. Это очень усложняет условия выполнения творческого задания. Предложенное краткое двустишие лишь в какой-то степени может натолкнуть детей на нахождение нужного решения.
Первое из них – «Дудочка»: Всем ребятам весело – на лугу, на лугу,
Заиграла дудочка: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду».
Второе – «Кошка»: Хочет кошка молока.
Только крынка далека. «Мяу, мяу».
Предполагается, что дети сочинят мелодии различного характера. Но главное назначение текстов – вызвать желание найти иллюстративные элементы в музыкальном материале (подражание игре на дудочке и мяуканью кошки).
Дети уже понимают, каждому надо сочинить такую песню, которая была бы сюрпризом для других. Действиям детейпридается игровой характер: предложить сочинить «по секрету» от других, но так, чтобы в дальнейшем доставить своей песней удовольствие ребятам. Игровая ситуация помогает придать таинственность.
Результаты выполнения этого задания, говорят об удаче детских сочинений. Ведь была исключена возможность подражать друг другу, и применен косвенный образец, что на данном этапе формирования деятельности необходимо.
Детям удается решить основную задачу – они произвольно действовали, отыскивая элементы изобразительности для того, чтобы передать жалобное мяуканье кошки и образ веселого наигрыша дудочки.
У детей возникают первые обобщенные представления о творческой деятельности, у некоторых зарождается и потребность в ней.
В детских песенках появляются элементы простейшей музыкальной логики, душевное сопереживание, участие, помощь. Они радуются хорошей песне, своей и своих друзей, и особо ярко видно рождение специфических музыкальных способностей, уже дающих определенные положительные результаты.
Конечно, еще много предстоит сделать в поисках практических методов творческой работы с детьми.
Само по себе песенное творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна.
1. Ветлугина Н. А. Муз. воспитание в детском саду. / М. : Просвещение, 1981. [-7с. ]
2. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И., Воспитание ребенка – дошкольника/ Владос, 2005. [-82с. ]
3. Тарасова К. В., Нестеренко Т. В., Рубан Т. Г., «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. М. :Центр «Гармония», 1993. [-35с. ]
4. Антонова А. В., Зацепина, М. Б., Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. Комарова, Т. С, М., 2002. [-11с. ] [-68с. ] [-112с. ]
Консультация «Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности у детей» «Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности у детей.» Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных.
Актуальность формирования элементарных математических представлений у детей С самого раннего возраста начинается всестороннее воспитание будущих граждан современного общества. Реализация этой ответственной задачи.
Привитие навыков самообслуживания у детей 3–4 лет как путь к укреплению здоровья Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией.
Развитие музыкальности у ребёнка Доклад выступления на педагогическом совете «Развитие музыкальности у ребенка». Музыкальный руководитель: Степанова И. Б. Музыкальность.
Методы формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений одна из важнейших задач.
Конспект игры-викторины для детей подготовительной группы «Учение — путь к умению» Конспект игры-викторины для детей подготовительной группы «Учение — путь к умению» Программное содержание: • формировать навыки сотрудничества.
Педагогический проект «Путь к здоровью!» для детей младшей группы Педагогический проект «Путь к здоровью!» для детей младшей группы 2016 год Воспитатель Вишнякова А. А. Актуальность проекта: Как укрепить.
Сценарий культурно-досуговой деятельности для детей 6–7 лет «Путь к Камелоту» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Провела:.
Экологические сказки для формирования у детей любви к природе Цель: 1. Вызвать беспокойство за экологическое состояние природы. 2. Развивать интерес, бережное отношение к развивать любознательность; творческое.
Экскурсия как форма формирования математических представлений у детей Роль реальных представлений об окружающем мире в формировании элементарных математических знаний детей. Также очевидно, что возникают эти.