Что такое пейзажная композиция

Композиция пейзажа

Пейзажжанр изобразительного искусства, предметом которого являет­ся изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж — традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива мож­но выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный — ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — марина.

Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, ли­рический, эпический характер. Например, пейзаж И.Левитана часто имену­ется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые на­строения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обоб­щенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пят­нами. Так написаны им картины «Март» и «Золотая осень», знамену­ющие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа.

Благодаря И.Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщен­ный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уров­ня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», «Корабельная роща»). Сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы, искусство художника гораздо глубже и содержатель­нее. Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И.Шишкина порождают мысли о вели­чии и мощи русской природы.

Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только стре­мится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обла­дающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.

Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древне­го Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В сред­ние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных пост­роений в иконах и в миниатюрах.

Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII в. Его создали голландские живописцы. Еще в XVI в. художники обратились к изучению натуры (П.Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII—XVIII вв. (П.Рубенс во Фландрии, Рембрандт

и Я.Рейсдал в Голландии, Н.Пуссен, К.Лоррен во Франции). Были созданы система валеров, световоздушная перспектива. В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, завоевания пленэрной живописи (К.Коро во Франции, А.А.Иванов, А.Саврасов, Ф.Васильев, И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов в России) продолжили импрессионисты (Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар во Фран­ции, К.Коровин, И.Грабарь в России), открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний при­роды, богатства красочных оттенков.

Крупные мастера конца XIX—XX в. (П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог, А.Ма­тисс во Франции, А.Куинджи, Н.Рерих, Н.Крымов в России, М. Сарьян в Армении) расширяют эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи. Традиции русского пейзажа обогатили А.Рылов, К.Юон, А.Ост­роумова-Лебедева, А.Куприн, П.Кончаловский и другие.

Особое развитие получил пейзаж в искусстве Востока. Как самостоятель­ный жанр он появился в Китае еще в VI в. Пейзажи китайских художников, выполненные тушью на шелковых свитках, очень одухотворенны и поэтичны. Они имеют глубокий философский смысл, как бы показывают вечно обнов­ляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеческие фигурки и символичес­кие мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвы­шенные духовные качества. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж, отличающийся обостренной графичностыо, декоративны­ми мотивами, более активной ролью человека в природе (К.Хокусай).

Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при сол­нечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. У каждого художни­ка свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

И.Левитана можно назвать певцом русской природы. Замечательными рус­скими пейзажистами были Ф.Васильев, В.Поленов, А.Саврасов, И.Шиш­кин и другие.

Морские пейзажи называют «маринами», они составляют самостоятель­ный жанр. Яркий пример — картины И.Айвазовского.

ИЗО-выразительные средства и приемы в композиции пейзажа:

Главное в пейзаже – правильно решить композицию, выбрать наилучшую точку зрения. Очень важно верно почувствовать тему, которая определит акценты изображения. Иногда художнику приходится ради композиционного единства и более убедительной характеристики местности немного сдвинуть в сторону, например, изображение какого-нибудь дерева, добавить или опустить некоторые детали и т.д. очень полезно бывает вначале делать небольшие подготовительные наброски, где сосредотачивается внимание на главном, выделяется основная идея композиции, не прорисовывая пока отдельные детали.

Что такое пейзажная композиция. Смотреть фото Что такое пейзажная композиция. Смотреть картинку Что такое пейзажная композиция. Картинка про Что такое пейзажная композиция. Фото Что такое пейзажная композиция

Большую роль в выразительности пейзажа играет горизонт. Высокая точка зрения дает возможность показать природу широкой панорамой, как например в картинах «Лесные дали» И. И. Шишкина, «Сказ об Ура­ле» В. В. Мешкова. Низкий горизонт подчеркивает монументальность и архитектоничность форм переднего пла­на. Вертикальные предметы передне­го плана (могучие деревья, башни, фигуры людей) четко и выразительно вырисовываются в свободном воздуш­ном пространстве неба. В целях вы­явления композиционного центра и большей выразительности целесооб­разно отбрасывать несущественные подробности.

Композиционный центр хорошо выделяется и обращает на себя вни­мание зрителя, если его окружает легкое по тону и цвету пространство, не задерживающее взгляд. Здесь ис­пользуется прием изоляции.

Свет, цвет и тон хорошо выявля­ют композиционный центр.

При необходимости второстепен­ные детали композиции изображают­ся затененными, не бросающимися в глаза, а главные высвечиваются цве­том и тоном.

Используя в работе над пейзажем различные средства выразительности: масштабность, контраст, обособления, сюжетно-композшшоппый центр, — нужно помнить, что они не должны нарушать цельности пространства произведения, жизненной правдиво­сти и соразмерности.

Особое значение в эстетической выразительности пейзажа имеет цвет и колорит. Нельзя передать, например, радость жизни холодными серо-синими тонами, и наоборот, сумрач­ное, подавленное состояние—светлой, теплой гаммой насыщенных цветов. В пейзажах поздней осени и ранней зимы преобладают серые тона. Весна, лето и ранняя осень характеризуются насыщенными и яркими цветами.

Учитывая выразительную силу колорита, художник должен внима­тельно изучать его в процессе испол­нения этюдов на натуре.

В живописи важно передать пре­дельно точные цвето-тоновые отноше­ния освещенных и затененных по­верхностей. В целях соблюдения цель­ности пейзажа-картины и достижения большей выразительности рекоменду­ется не изображать на краях полотна предметов крупных и контрастных по цвету и тону. Это будет отвлекать внимание зрителя от композиционно­го центра и мешать восприятию глав­ного.

Рисунок фигуры человека.

Стремление запечатлеть себя или внешность другого человека свойственно художнику. В краткосрочных или длительных рисунках важно передать пласти­ку тела, его конструктивные особенности, пропорции и характерные черты.

Человек с точки зрения формообразрвания является сложным объектом. Можно представить, что голова — это шар, шея — цилиндр, грудная клетка — бочонок, руки и ноги — тоже цилиндрической формы и т. п. Форму тела и движения человека во многом определяет скелет. Это каркас. Схематические проволочные рисунки помогают понять, как лучше передать особенности раз­нообразных движений. Полезно потренироваться в рисовании таких человечков.

Только постоянные тренировки руки и глаза в процессе изображения фигуры человека могут привести к успеху. В период обучения рисунку реко­мендуется каждую свободную минуту уделять наброскам и зарисовкам с на­туры: в транспорте, в библиотеке, в буфете, в кругу семьи и друзей. Лучше

при этом не докучать незнакомым людям пристальным разглядыванием. На­броски надо выполнять незаметно для модели, чтобы поймать естественность поз и движений. Когда человек читает, смотрит телевизор, шьет, работает на компьютере или занят другим делом, он зачастую долго сохраняет опреде­ленную позу или повторяет одни и те же движения, что значительным обра­зом облегчает процесс изображения. Рисование людей с разных точек зрения позволит собрать интересный материал для последующей работы. Наблюдая людей, постарайтесь понять, как начинается движение, как сохраняется рав­новесие даже при резком изменении направления движения. В качестве экс­перимента попробуйте сделать наброски танцоров и спортсменов углем, фломастерами, кистью и тушью, акварелью на тонированной и оберточной бумаге. Характер движения попытайтесь передать быстрыми штрихами. Это дает свободу импровизации. В учебных целях полезно сделать силуэтные ри­сунки людей различных профессий.

Длительные учебные рисунки фигуры человека с натуры показывают красо­ту строения тела, особенности моделировки формы с помощью света и тени.

Фигура человека является одним из самых сложных объектов изображения. Основа активного подхода к рисунку человеческой фигуры — построение «по движению». Определяются ярко выраженное движение главных форм и дина­мика внутри формы. Изображение в рисунке движения, ритма, контраста и соподчинения форм — обязательные задачи при изучении натуры. Стремление работать цельно подразумевает не только выявление верных пропорций, характерных особеннос- тей всех объемов, но и умение что-то пропу-

стить по ходу работы, а какие-то детали под-

черкнуть. При таком подходе вырабатывается

прекрасная потребность рисовать не просто

правильно, а выразительно.

Перед началом работы над рисунком модели фигуры непременно следует изучить ее со всех сторон, чтобы получить наиболее полные сведения о ней: о строении формы, положении, движении, объеме формы и ее характере. Начиная рисунок, попробуйте вписать мо­дель в какую-нибудь геометрическую фигуру. Следует отметить линию центра тяжести, которая начинается от яремной впадины(ямки) или от 7го шейного позвонка, в зависимости от положения рисующего к натуре. После этого, намечаются верхушка темени, основание стопы и уровень лобкового сочленения; уровень и направление плеча и таза, коленных суставов, высота и ширина таза, размер головы. Подумайте о характере натуры, попытайтесь передать ее качества в рисунке. Не забывайте о выразительности позы.

Легкими линиями нарисуйте общие очер­тания фигуры, проведите осевые линии по направлению движения. Обратите внимание на положение головы по отношению к телу, пропорции фигуры, характер общей формы.

Одной из главных задач на стадии построения фигуры в рисунке является постановка фигуры на плоскости так, чтобы это не вызывало ощущения неустойчивости, падения в какую-либо сторону. Для этого можно использовать линию отвеса.

Пропорциональные отношения и направления необходимо соблюдать не ради геомет­рических построений, они должны соответствовать первоначально подмеченной экспрессии. Изображая человека, надо передавать реальные пропорции, которые мы видим в действительности. Но в то же время учитывать то, что у каждого человека есть некоторые отклонения.

Затем уточните контур, прорисуйте детали, обозначьте светотень. Выпол­няя рисунок, стремитесь работать над разными его частями одновременно, сравнивайте их между собой для сохранения цельности образа.

Правильность конкретного штриха будет оцениваться его соответствием заданному движению, настроению, художественному образу.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 62 ; Нарушение авторских прав

Источник

Искусство композиции в пейзаже

Подумайте о пейзажной фотографии как о пазле с множеством различных кусочков, стоящих вашего внимания. Если вы сложите все кусочки в верном порядке, вы получите цельную, структурированную картинку, которая имеет смысл и хорошо выглядит. Но если вы сложите их кое-как, конечный результат будет представлять собой хаотичную массу форм, цветов и деталей, в которых трудно будет разобраться.

Что такое пейзажная композиция. Смотреть фото Что такое пейзажная композиция. Смотреть картинку Что такое пейзажная композиция. Картинка про Что такое пейзажная композиция. Фото Что такое пейзажная композиция

Это, в двух словах, все о композиции – систематизация элементов сцены в видоискателе вашей камеры таким образом, чтобы они формировали картинку, на которую интересно смотреть; чтобы она удерживала внимание зрителя и завлекала его взгляд в путешествие по кадру непосредственно с переднего плана к отдаленному заднему.

Каждый раз, когда вы подносите камеру к глазам, вы формируете композицию изображения – каждое решение вопроса, откуда стоит снимать, основано на сознательном или подсознательном выборе того, что вы хотите включить в изображение. Проблема состоит в том, что многие фотографы тратят недостаточно времени на обдумывание композиции перед съемкой, и в 9 случаях из 10 конечный результат получается несбалансированным и совершенно не вдохновляющим.

Зачастую основной объект расположен слишком далеко и затерян в море пустого пространства, или же в кадре присутствуют раздражающие помехи. Многие изображения не имеют очевидной начальной точки, так что зритель бесцельно блуждает взглядом вокруг, а недостаток ощущения глубины или масштаба делает такие снимки плоскими, как пресловутый блин.

Художник – одна из ипостастей фотографа, когда дело доходит до композиции снимка, поскольку если сцена перед вами не идеальна, вы можете поменять местами элементы в кадре, пока она таковой не станет. Мы просто должны принять то, что мы имеем, и сделать из этого лучшее, на что мы способны.

К счастью, это не настолько сложно, как кажется, поскольку благодаря использованию различных объективов, внимательному выбору точки съемки и размышлениям о том, какую часть сцены вы хотите зафиксировать на пленке, всегда возможно сформировать удачную композицию. Существует также множество «правил» построения композиции и устройств, которые могут помочь вам получить более интересные картинки, и чем больше вы снимаете, тем лучше становится ваше естественное чувство композиции – пока это не превратится в интуитивное действие, каковым становится управление машиной, когда вы достаточно долго за рулем.

Шаг 1. Создайте интересный передний план

Что такое пейзажная композиция. Смотреть фото Что такое пейзажная композиция. Смотреть картинку Что такое пейзажная композиция. Картинка про Что такое пейзажная композиция. Фото Что такое пейзажная композиция

Живописные изображения зачастую могут обрести драматический эффект просто при помощи включения чего-либо в непосредственный передний план. Не только потому, что это поможет создать эффект глубины и масштаба, что по сути жизненно необходимо, но также потому, что он усилит всю композицию кадра, связав разные элементы сцены и обеспечит ясную «точку входа» в кадр – движение взгляда в стандартных форматах изображений обычно начинается снизу. Для интересного переднего плана может быть использовано все что угодно: стены, реки, скалы, живые изгороди и деревья, заборы, дороги, тропки, клумбы и т.д.

Широкоугольные объективы бесценны для выделения переднего плана. Путем приближения 24мм или 28мм объектива вы можете акцентировать все внимание зрителя даже на мелких деталях, а также усилить перспективу для создания отличной композиции с кажущимся большим передним планом и растворяющейся в удалении остальной частью сцены. Широкоугольные объективы также обладают дополнительным преимуществом в увеличении глубины резкости. При съемке на f/16 или f/22 все получится резко, кроме того, что находится меньше, чем в метре перед камерой и в бесконечности.

Шаг 2. Используйте правило третей

Что такое пейзажная композиция. Смотреть фото Что такое пейзажная композиция. Смотреть картинку Что такое пейзажная композиция. Картинка про Что такое пейзажная композиция. Фото Что такое пейзажная композиция

Это старейшее и надежно проверенное правило, которое используется художниками и фотографами для создания визуально сбалансированного изображения.

Представьте, что вы снимаете пейзаж с фермерским домиком на отшибе или одиноким деревом посреди поля в качестве основной точки фокуса. Большинство фотографов поместит этот объект в центре кадра – что может сработать в некоторых ситуациях. Однако в общем случае вы получите более приятный баланс, если используете правило третей. Чтобы это сделать, разделите изображение в видоискателе вашей камеры воображаемой решеткой, используя две горизонтальные и две вертикальные линии. Точка фокуса в таком случае должна находиться на одной из четырех точек пересечения этих линий, или рядом с ними.

Правило третей также может быть использовано для помощи в размещении горизонта. Очень заманчиво придерживаться центра кадра, но если только вы не снимаете симметричную сцену, такую как отражение объекта в озере, результат будет выглядеть статично и безжизненно.

Гораздо лучше расположить горизонт на 1/3 от верха или низа фотографии, так вы сможете акцентировать внимание на земле или небе. Чтобы было легче этого достичь, мысленно разделите изображение в видоискателе на трети двумя горизонтальными линиями, а затем компонуйте кадр так, чтобы горизонт попал на одну из них.

Вам никогда не стоит специально подгонять фотографию, чтобы она соответствовала правилу третей, но при аккуратном использовании оно может хорошо работать, и, в конце концов, вы обнаружите, что естественным образом делите сцену на трети, чтобы определить расположение важных элементов.

Что такое пейзажная композиция. Смотреть фото Что такое пейзажная композиция. Смотреть картинку Что такое пейзажная композиция. Картинка про Что такое пейзажная композиция. Фото Что такое пейзажная композиция

Линии просто не могут быть проигнорированы, когда речь идет о добавлении глубины и динамики в изображение. Они не только создают сильное чувство направления, но также ведут глаз через сцену, так, чтобы он воспринимал все, что попадается по пути.

Если вы всмотритесь внимательно в окружающее при съемке пейзажа, вы обнаружите, что линии появляются везде: дороги, реки, перила, аллеи, дорожная разметка, телеграфные столбы и железнодорожные пути, пересекающие сельскую местность, вытянувшиеся вечерние тени и так далее. Все это и многое другое может быть использовано для усиления композиции ваших фотографий.

Горизонтальные линии разделяют сцену на слои и производят успокаивающий эффект, гармонируя с горизонтом. Глаз обычно движется слева направо и равномерно вверх через сцену.

Вертикальные линии гораздо более активны, так что они придают фотографии напряжение и четкое ощущение вертикального направления – подумайте о возвышающихся стволах хвойных деревьев, стремящихся к небу.

Диагональные линии более энергичны, поскольку они сильно контрастируют с горизонтальными и вертикальными элементами и ведут глаз через всю сцену. Предполагая перспективу, они также добавляют глубину. Линии, проведенные от нижнего левого угла к верхнему правому, работают лучше, потому что это естественный путь движения взгляда.

Наконец, линиям не обязательно быть прямыми, чтобы хорошо работать на композицию. Восхитительные кривые извилистой реки будут вести взгляд через сцену так же эффективно, как и прямой, как стрела, канал.

Что такое пейзажная композиция. Смотреть фото Что такое пейзажная композиция. Смотреть картинку Что такое пейзажная композиция. Картинка про Что такое пейзажная композиция. Фото Что такое пейзажная композиция

Шаг 4. Используйте ваши ноги.

Что такое пейзажная композиция. Смотреть фото Что такое пейзажная композиция. Смотреть картинку Что такое пейзажная композиция. Картинка про Что такое пейзажная композиция. Фото Что такое пейзажная композиция

Покойный фотожурналист Роберт Капа обычно говорил: «Если фотография недостаточно хороша, значит, вы недостаточно близко подошли». Он рассуждал в основном о войне и конфликте, конечно, но для съемки пейзажа его слова все еще верны.

Многие фотографы, кажется, патологически боятся подходить близко к объекту, вне зависимости от того, что это за объект. Они видят что-то интересное, щелкают, позабыв обо всем на свете, а потом удивляются, почему на финальном изображении достаточно места, чтобы провести через него танк «Чифтен».

Итак, когда в следующий раз вы соберетесь снять пейзаж, остановитесь на секунду, еще разок посмотрите вокруг на композицию и спросите себя, нельзя ли ее улучшить, пройдя дальше, подобравшись поближе к интересной точке на переднем плане или поискав что-то более подходящее для его заполнения. Вы будете поражены тому, какое влияние это может оказать.

Пока вы не устали, стоит осмотреться вокруг вашего объекта. Этот пейзаж может смотреться гораздо лучше с площадки с краю дороги – и это известный факт, что некоторые из самых ошеломительных точек обзора в Великобритании расположены близко к дорогам – но что если вы также зайдете за угол или подниметесь на холм позади вас? Факт состоит в том, что вы вряд ли получите лучший кадр с первой точки, которую вам удалось найти, но пока вы не приложите усилия к исследованию вашего объекта под разными углами, вы никогда не узнаете об альтернативных вариантах.

Иногда небольшая смена точки съемки – это все, что нужно для полного преображения композиции. Прогулка на несколько метров в любом направлении может подарить вам куда более чистый вид, избавиться от нежелательных помех или обеспечить интересный передний план.

Высота, с которой вы снимаете, также нуждается в рассмотрении. Большинство фотографов снимают любой кадр, держа камеру на уровне глаз, но если присесть на колени или забраться на барьер, можно получить радикально иной вид той же самой сцены. Многие профессионалы даже носят с собой лесенку для этой цели (спросите Чарли Вэйта), так они могут немного приподняться и увидеть гораздо большую часть той сцены, которую стараются снять.

Использование ваших ног – жизненно важная часть композиции изображения, так что никогда не бойтесь износить немного вашу кожаную обувь.

Шаг 5. Выбирайте правильный формат

Что такое пейзажная композиция. Смотреть фото Что такое пейзажная композиция. Смотреть картинку Что такое пейзажная композиция. Картинка про Что такое пейзажная композиция. Фото Что такое пейзажная композиция

Вертикально ориентированные изображения выглядят гораздо более энергично, потому что взгляд вынужден проходить через большее расстояние от низа к вершине кадра. Вы также можете усилить вертикальные линии и высоты, чтобы сделать снимок более напряженным и волнующим, или снять реки и дороги, ускользающие вдаль. Горизонтальный формат гораздо более спокойный для взгляда, потому что он предполагает уравновешенность и сам подражает горизонту – вот почему пейзажные фотографы обычно предпочитают использовать его.

Шаг 6. Эффективно используйте обрамление

Что такое пейзажная композиция. Смотреть фото Что такое пейзажная композиция. Смотреть картинку Что такое пейзажная композиция. Картинка про Что такое пейзажная композиция. Фото Что такое пейзажная композиция

Использование искусственных или природных особенностей для составления ваших кадров – прекрасный путь усилить всю композицию, избежав раздражающих деталей и привлечь внимание к вашему главному объекту.

Все, что угодно, может быть использовано как обрамление: арки, проходы окон и дверей, дыра в стене, просвет в густой листве или между деревьями, нависающие ветви, мосты, даже игра теней.

Чтобы использовать «рамки» наилучшим образом, вы в обычном случае обнаружите, что широкоугольные объективы работают лучше, позволяя вам включить обрамление без замутнения сцены вдали. Минимально откройте отверстие диафрагмы на вашем объективе, установив такое значение как f/11 или f/16, если вы хотите, чтобы обрамление получилось резким. Альтернативный вариант – размойте его путем широкого раскрытия диафрагмы и тщательной фокусировки на вашем главном объекте.

Если «рамка» бросает на вас тень, выйдите из нее, чтобы снять показания экспонометра, иначе главная сцена будет «пересвечена». В условиях яркого освещения «рамка» зафиксируется на снимке как силуэт, что может выглядеть сногсшибательно.

Шаг 7. Нарушьте правила

Что такое пейзажная композиция. Смотреть фото Что такое пейзажная композиция. Смотреть картинку Что такое пейзажная композиция. Картинка про Что такое пейзажная композиция. Фото Что такое пейзажная композиция

В этой статье мы рассмотрели многочисленные руководящие принципы и правила, которые могут быть применены для улучшения композиции ваших изображений. Однако, поскольку это всего лишь ориентиры, они и должны использоваться таким образом.

Актерам часто говорят выучить их роли, чтобы потом забыть их и начать импровизировать. Ровно то же самое можно сказать про композицию. Когда вы узнали, как работают эти правила, вы можете счастливо оставить их в своем подсознании и следовать своим инстинктам.

Зачастую вы получите гораздо лучшее изображение, умышленно нарушив правила – расположив горизонт по центру кадра или оставив в центре ваш главный объект. Вещь, которую стоит помнить, что бы вы ни делали – убедитесь, что у вас есть причина поступить именно так. Но самое важное – делайте это хорошо.

Источник

Принципы работы над композицией в пейзаже

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Тема: «Принципы работы над композицией в пейзаже»

МБУДО «ХШ» г. Благовещенск

Кухтина Ольга Александровна

2. Значение композиции при работе над пейзажем. ………………………. 3

3. Освоение элементов пейзажа. ……………………………………………..4

На протяжении всей истории живописи, начиная с самых ранних периодов, и вплоть до сегодняшнего дня, пейзаж выражал чувства художника с некоторыми нюансами и различиями в зависимости от манеры того или иного мастера воспринимать, интерпретировать передавать один и тот же сюжет.

От того, как художник воспринимает открывшийся перед ним пейзаж, и какие чувствительные струны души он затрагивает, будет зависеть создание будущего произведения. Если восприятие будет цветным, то художник создаст картину в красках. Если же сосредоточенным по форме, то есть направленным на гармонию структуры, объема и пространства, то тогда для выражения своих чувств художник выберет рисунок.

Значение композиции при работе над пейзажем.

Выбор пейзажа может оказаться не таким, уж простым делом, как кажется на первый взгляд. На самом деле, пейзаж не часто открывается перед нами во всей своей красе или, по крайне мере, представляет собой исключительно эстетический интерес.

Имея даже небольшой опыт рисования пейзажа, мы понимаем, что глаз не всегда способен правильно оценить красоту будущего произведения. Например, большой панорамный пейзаж может показаться нам привлекательным и наполненным игрой красок, но при попытке отразить его на бумаге изображение получиться блеклым.

Но может получиться и наоборот. Пейзаж на первый взгляд мало привлекательный, а на бумаге окажется достойным интереса и весьма значительным.

Это не простое явление основывается на зрительном восприятии, психологии и художественном опыте человека.

Если же решение нарисовать пейзаж с натуры принято, перед нами встает проблема выбора композиции.

В живописи композицией называется выбор и размещение на поверхности, то есть на основе рисунка, выразительных элементов и отношений между ними.

Композиция в значительной степени зависит от интуиции и зрительного «образования» художника. Она не подчиняется никаким твердым и обязательным правилам. Однако, изучая художественные произведения и практические исследования, можно вывести определенные принципы и тенденции, которые в наибольшей мере отвечают нашим представлениям о гармонии и восприятии окружающего мира, и в дальнейшем следовать им.

Вот некоторые из принципов, которые чаще всего мы можем использовать:

— стараться не размещать основной объект прямо в центре рисунка;

— чтобы линия горизонта не разделяла рисунок на две части, равные между собой;

— избегать двух равных по контрасту друг с другом частей;

— оставлять немного свободного места вокруг объекта;

— пытаться разбавлять монотонность горизонтальных линий добавлением вертикальных мотивов;

— избегать в пейзаже схождений линий в центре рисунка;

— помнить, что «линии интереса» ведут взгляд наблюдателя вглубь рисунка, а не к боковым краям (см. приложение).

Допустим, мы учли все вышеперечисленные принципы и определились с композиционным строем будущей работы, но все же основной сложностью остается перенесение на плоскую поверхность реального трехмерного пространства, причем сохраняя направление глубины пейзажа.

Огромное значение для создания композиции пейзажа имеет внимательное изучение объекта под разными углами зрения, чтобы точнее воспринять, а затем воспроизвести его наиболее выгодным образом. Поэтому выполняется серия этюдов для предварительного и подробного изучения пейзажа, причем первый из них сделан под выбранным углом зрения.

Однако создание композиции не ограничивается выбором удобного угла зрения, существует ряд и других проблем – таких, как вставка в рисунок одних элементов, изъятие из него других, либо изменение их габаритов и местоположения.

Идет «оттачивание» изображения, то есть выбор размеров рисунка, вертикального или горизонтального формата. Для того чтобы сделать правильный выбор, можно воспользоваться методом «кадрирования» (многие художники для этой цели используют кадр диапозитива).

Мы же на занятиях в художественной школе пользуемся поисковой рамкой. С ее помощью учащимся легче определиться и выбрать необходимый и понравившийся угол природы для изображения. Но, чтобы прийти к этому, необходима большая подготовительная работа.

Освоение элементов пейзажа.

Освоение пейзажа начинается с «личного знакомства» с каждым в отдельности элементом природы.

В художественной школе с так называемой азбукой природы мы начинаем знакомство на пленэре, а также в некоторых учебных постановках. Именно на занятиях учащиеся приучаются кропотливо изучать, многократно прорисовывать разнообразные виды растений.

Возьмем, к примеру, деревья. Они являют собой бесконечное многообразие форм, размеров текстур.

Отдельно стоящее дерево непрерывно меняется с изменением освещения, не говоря уже о влиянии ветра или времени года. Дерево, будь оно все в цвету или увенчано массой листьев, представляет собой великолепный объект для эскиза.

Ведь после того, как учащийся научится видеть в каждой травинке уже хорошо знакомого друга с характерными, своеобразными очертаниями и пластикой, для него не будет больше существовать некой общей зеленой массы.

Основная задача обучения в художественной школе состоит в том, что начинающий художник должен не только изучить как можно подробнее форму, общее строение, пропорциональные отношения внутри изучаемой формы растения, но и научиться на основе принципов перевоплощения передавать конкретную особую пластику каждого растения.

Так как на практике, часто бывает – в работах начинающих художников мы видим абсолютно произвольное написание травинок, деревьев.

Именно передача красоты и выразительности форм отличает понятие пластики от обычного конкретного понятия передачи движения предмета в картине. Неповторимая пластика каждого растения, особый взмах стеблей, красивый поворот или наклон соцветия, красота внутреннего движения, которое заключено в форме растения – это всегда увлекает и вдохновляет художника запечатлеть увиденное.

Художник может трактовать, преобразовывать одну и туже форму так, что она будет в каждом новом прорисованном своем варианте выражать различное настроение изображаемого растения.

Одним из важнейших формообразующих факторов передачи пластики растения в живописи и рисунке является эмоционально – эстетическое переживание художника, так как он, прежде всего, передает эмоции, а форма растения воспринимает свои очертания от запроектированного по замыслу художника переживания.

Понимание пластики растения, его динамики движения приходит к начинающему художнику только через многократную и длительную прорисовку формы данного растения. И здесь огромную роль для изучения растительных форм играют уроки декоративно – прикладного искусства. Ведь наиболее выразительным и ярким примером большой пластической наполненности форм выступают элементы узора декоративно – прикладного искусства хохломской, палехской, федоскинской, жостовской, городецкой росписи, где на основе глубоко изученной формы растения создается живописный образ.

Каждый элемент узора выражает своей формой то единое, общее эмоциональное устремление, которое выстраивается в нерасторжимое пластическое единство, так же как и живописное произведение любого другого жанра.

В композиции всегда необходимо учитывать глубокую пластическую, эмоциональную связь между всеми элементами картины. Поэтому в художественном образовательном процессе для начинающих художников имеет важное значение изучение плоскостных узоров росписи, так как они овладевают основным принципом создания пластического рисунка, то есть приемом сопряжения окружностей разного радиуса.

Хохломская, палехская, федоскинская, жостовская росписи учат и направляют сознание учащихся на осмысление шарообразных форм, сфер, окружностей, радиусов, заложенных в растениях, и многих других элементах природы, поэтому как все эти формы являются не только основой малых элементов росписи, но и сложных композиций в целом (см. приложение).

Изучение плоскостных узоров подготавливает учащихся к созданию пластического рисунка объемных форм предметов в классической живописи.

Таким приемом сопряжения объемных шарообразных форм, составляющих античную систему рисунка, пользовались многие известные художники – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, П. Рубенс, Э. Делакруа (см. приложение).

Этот период требует в обучении длительного труда, так как именно на примере различных постановок учащиеся анализируют и сравнивают диаметры окружностей составляющих предметов.

Становится довольно понятно, что связь в обучении с занятиями ДПИ и работой над постановкой, дает учащимся большие навыки для успешного освоения пейзажа: навыки рисования кистью, техники и методики исполнения разных видов мазка, точное исполнение мелких деталей в живописной картине любого жанра, изучение секретов компоновки, как отдельных живописных элементов, так и крупных композиций в целом.

В результате успешного освоения приемов росписи:

1. Учащиеся активнее, внимательней и глубже овладевают

различными жанрами живописи.

2. Повышается качество и точность рисунка в живописных

3. В их работах появляется больше пластики, изысканности

в проработке мелких деталей.

4. Учащиеся лучше понимают обобщенные формы, точнее

чувствуют и передают пластику и пантомимику

изображаемых предметов и пустот между ними.

На примере же учебных постановок, мы приучаем юных художников передавать плановость в работах (конкретное, подробное изображение первого плана, более обобщенное изображение второго плана, размытое – третьего плана), изучаем законы линейной перспективы, световоздушной среды, что не маловажно для освоения пейзажа.

Значение плановости в пейзаже.

Главной задачей в пейзаже является передача предметов в пространстве, а также показ уходящих в глубину элементов.

В пейзаже невозможно прорисовывать с одинаковой детализацией ближние и дальние предметы. По законам перспективы предметы первого плана (почва и элементы растительности на ней) даются в крупном масштабе, с четко

разработанными подробностями. Большие же объекты передаются фрагментарно.

Основное тематическое повествование имеет место на втором плане: здесь крупные объекты передаются целиком и с достаточной четкостью. Изображения третьего плана, менее четкие, даются в сближенных тональных отношениях, так как в воздушной среде теряют резкость очертаний. Воздух не обладает полной прозрачностью и как бы окутывает дали дымкой. Они кажутся неясными, потому что в туманные дни воздух содержит большое количество испарений, а в сухую погоду, особенно в городе, прозрачности воздуха мешают частицы пыли и копоти. Кроме того, теплые воздушные течения в жаркие дни вызывают заметные для глаза колебания воздуха, которые мешают четко видеть дальние предметы.

Темные предметы на дальнем расстоянии кажутся светлее, а светлые – темнее, теряя часть светосилы.

Не маловажное значение в передаче пространства пейзажа имеет свет. Ведь иллюзию глубины в пейзаже создает не только композиция, но и применение цвета. От умения учащихся подчеркивать достоинства цветов и располагать их в работе многое зависит.

Принято считать, что холодные тона отдаляют предметы, а теплые выдвигают их на первый план. И это утверждение служит хорошим фундаментом для передачи глубины в картине.

Для среднего же плана подбирают более темные и теплые цвета, чтобы приблизить его к зрителю. Ну, а первый план всегда пишется самыми теплыми и яркими красками, тогда он придвигается вплотную к зрителю.

Цвет способен передавать настроение и вызывать у людей эмоциональную реакцию. Какими бы ни были предмет и композиция картины, с помощью цвета мы можем управлять реакцией зрителей.

Поэтому учащимся нелишне будет изучить свойства цвета и безграничный диапазон эмоциональных реакций:

Желто- оранжевый – свет, тепло, счастье, уют.

Красный – огонь, жара, возбуждение, опасность.

Синий (красный, лиловый) – волнения.

Лиловый – темнота, интриги, ночь.

Голубой – вода, прохлада, мечтательность, лунный свет,

— небо, даль, безмятежность, легкость.

Зеленый – листва, природа, спокойствие, тишина.

Желто – зеленый – великолепие.

Полутона перечисленных цветов создают приглушенное настроение, и в зависимости от яркости иногда вызывают ощущение грусти и дискомфорта.

Заключение

Для художественных учебных заведений рисунок пейзажа имеет особое значение.

Учащиеся художественной школы должны не только изучить пейзажный жанр искусства, но и усвоить целый ряд методических положений, связанных с изучением различных пород деревьев, рисунком ветвей, цветов и листьев растений. Все эти виды учебной работы тесно связаны с методикой преподавания тематического рисования пейзажа в школе, а также с преподаванием декоративного рисования. Ведь для многих учащихся пейзаж может впоследствии стать излюбленным жанром искусства в их творческой деятельности.

— Вулф Р. Основы техники изображения природы акварелью. – Минск: Попурри, 2003. – 128 с., ил.

— Калле П. Карандаш. «Школа рисования». – Минск: Производственно-практическое издание, 2000. – 160 с., илл.

— Пейзаж: шаг за шагом: пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 303 с., ил. – (Мастер-класс)

— Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 64 с., илл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *