Что такое пилотная апробация
Внимание: «проекты социального воздействия»
Ознакомившись с только что принятым Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. № 1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019-2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия», можно себе хотя бы примерно представить, что это такое. Само вот это словосочетание – «проекты социального воздействия» – вызывает беспокойство, потому что понимаешь, что «социальное воздействие» – это значит собираются на людях что-то делать. И как-то сразу вспоминаются результаты реального «социального воздействия» последних лет (в нашем-то социальном, по Конституции (ст. 7), государстве): падающие с 2014 года реальные располагаемые денежные доходы населения («успехи» последнего времени не в счет, тут к цифрам никакого доверия нет), провальная реформа здравоохранения, повышение пенсионного возраста и пр.
Итак, пилотная апробация проектов предполагается в сферах образования, спорта, социальной защиты и занятости населения.
Проекты предполагают достижение социально значимых эффектов исключительно за счёт средств частных инвесторов. Правда? Как вы понимаете слово «исключительно»? – Вот и я так же: бюджет не будет тратить ни копейки.
На самом деле не так: возврат инвестиций в виде гранта из бюджета возможен при условии достижения заранее определённого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Федерации социального эффекта по результатам реализации проекта.
Утверждается, что в результате мы получим современные механизмы и технологии работы в социальной сфере, требующие меньших затрат бюджетов всех уровней при достижении сопоставимых и даже более значимых социальных эффектов.
А, вот оно: всё-таки резон государства, региональных властей в том, чтобы сэкономить бюджетные средства. Это сегодня-то, когда у государства триллионы рублей бюджетного профицита?!
Ладно, сэкономили, частник вложился, а потом потребовал возврата инвестиций в виде обещанного гранта. Где экономия?
А, он не достиг социально значимых эффектов и потому грант не получит? – Правильно, не получит, сэкономили. Но ведь и социально значимого эффекта в таком случае не будет. То есть получается: или экономии не будет, или социального эффекта.
Вопросов, согласитесь, возникает множество.
Замечу, кстати, что ко всему прочему подобные проекты ещё и весьма коррупциогенные, так как с властями надо «договориться» о количественных параметрах социальных эффектов, которые надо выполнять, чтобы получить возврат инвестиций в виде гранта.
Пока это выглядит так, что в очередной раз решили переложить на российскую почву то, что вроде бы неплохо показывает себя на Западе (первый в мире подобный проект был запущен в 2010 году в Великобритании). Но там для сбора средств выпускали облигации – ничего подобного у нас нет. И вообще складывается впечатление, что государство просто «умывает руки» в тех областях, за которые оно, в первую очередь, ответственно.
Мало поэкспериментировали в тех же здравоохранении и образовании? Ещё хочется? Это не означает, то здесь не может быть никаких новшеств. Но, может быть, для начала стоит подвести честные итоге прежних экспериментов?
Что такое пилотная апробация
Постановление от 21 ноября 2019 года №1491. Принятые решения направлены на создание современных механизмов и технологий работы в социальной сфере, требующих меньших затрат бюджетов всех уровней при достижении сопоставимых и даже более значимых социальных эффектов. Пилотная апробация субъектами Федерации проектов социального воздействия предполагается в сферах образования, спорта, социальной защиты и занятости населения.
Документ
Постановление от 21 ноября 2019 года №1491
Подготовлено Минфином России в целях реализации новых инструментов вовлечения инвесторов в финансовое обеспечение проектов, направленных на достижение социально значимых эффектов (далее – проекты социального воздействия), а также для повышения качества и доступности оказания государственных услуг.
Подписанным постановлением установлен порядок организации проведения субъектами Федерации в 2019–2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия. Документ направлен на реализацию положений, предусмотренных Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах (утверждена распоряжением Правительства от 31 января 2019 года №117-р).
Проекты социального воздействия предполагают решение социально значимых задач и достижение социальных эффектов исключительно за счёт средств частных инвесторов. Возврат инвестиций в виде гранта из бюджета субъекта Федерации возможен только при условии достижения заранее определённого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Федерации социального эффекта по результатам реализации проекта.
Проекты социального воздействия не являются альтернативой оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, но разработанные в рамках таких проектов новые технологии и эффективные механизмы достижения социальных задач в дальнейшем могут применяться в деятельности государственных и муниципальных учреждений в социальной сфере субъектов Федерации.
Пилотная апробация субъектами Федерации проектов социального воздействия предполагается в сферах образования, спорта, социальной защиты и занятости населения. Это позволит сформировать портфель проектов для привлечения частных инвестиций в реализацию национальных проектов, применить проектный подход к решению социально значимых задач с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и иных исполнителей за счёт внебюджетных источников.
Принятые решения направлены на создание современных механизмов и технологий работы в социальной сфере, требующих меньших затрат бюджетов всех уровней при достижении сопоставимых и даже более значимых социальных эффектов.
Что такое пилотная апробация
Постановление от 21 ноября 2019 года №1491. Принятые решения направлены на создание современных механизмов и технологий работы в социальной сфере, требующих меньших затрат бюджетов всех уровней при достижении сопоставимых и даже более значимых социальных эффектов. Пилотная апробация субъектами Федерации проектов социального воздействия предполагается в сферах образования, спорта, социальной защиты и занятости населения.
Документ
Постановление от 21 ноября 2019 года №1491
Подготовлено Минфином России в целях реализации новых инструментов вовлечения инвесторов в финансовое обеспечение проектов, направленных на достижение социально значимых эффектов (далее – проекты социального воздействия), а также для повышения качества и доступности оказания государственных услуг.
Подписанным постановлением установлен порядок организации проведения субъектами Федерации в 2019–2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия. Документ направлен на реализацию положений, предусмотренных Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах (утверждена распоряжением Правительства от 31 января 2019 года №117-р).
Проекты социального воздействия предполагают решение социально значимых задач и достижение социальных эффектов исключительно за счёт средств частных инвесторов. Возврат инвестиций в виде гранта из бюджета субъекта Федерации возможен только при условии достижения заранее определённого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Федерации социального эффекта по результатам реализации проекта.
Проекты социального воздействия не являются альтернативой оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, но разработанные в рамках таких проектов новые технологии и эффективные механизмы достижения социальных задач в дальнейшем могут применяться в деятельности государственных и муниципальных учреждений в социальной сфере субъектов Федерации.
Пилотная апробация субъектами Федерации проектов социального воздействия предполагается в сферах образования, спорта, социальной защиты и занятости населения. Это позволит сформировать портфель проектов для привлечения частных инвестиций в реализацию национальных проектов, применить проектный подход к решению социально значимых задач с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и иных исполнителей за счёт внебюджетных источников.
Принятые решения направлены на создание современных механизмов и технологий работы в социальной сфере, требующих меньших затрат бюджетов всех уровней при достижении сопоставимых и даже более значимых социальных эффектов.
Установлен порядок проведения субъектами РФ пилотной апробации соцпроектов
Установлен порядок проведения субъектами Федерации в 2019–2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия. Принятые решения направлены на создание современных механизмов и технологий работы в социальной сфере, требующих меньших затрат бюджетов всех уровней. Пилотная апробация субъектами Федерации проектов социального воздействия предполагается в сферах образования, спорта, социальной защиты и занятости населения.
Кабмин подписал соответствующее постановление от 21 ноября 2019 года №1491. С текстом документа можно ознакомиться на сайте правительства.
Проекты социального воздействия предполагают решение социально значимых задач и достижение социальных эффектов исключительно за счет средств частных инвесторов. Возврат инвестиций в виде гранта из бюджета субъекта Федерации возможен только при условии достижения заранее определенного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Федерации социального эффекта по результатам реализации проекта.
Проекты социального воздействия не являются альтернативой оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, но разработанные в рамках таких проектов новые технологии и эффективные механизмы достижения социальных задач в дальнейшем могут применяться в деятельности государственных и муниципальных учреждений в социальной сфере субъектов Федерации.
Пилотная апробация позволит сформировать портфель проектов для привлечения частных инвестиций в реализацию национальных проектов, применить проектный подход к решению социально значимых задач с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и иных исполнителей за счет внебюджетных источников.
Рекомендуем посмотреть
Финансы
«Бюджетный учет» для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений
Выставки, форумы, конференции
Учебный центр «Бюджет»: ваша возможность повысить квалификацию
Финансовый контроль
Журнал «Финконтроль» для финансовых контролеров и проверяемых
Финансы
Банк России повысил ключевую ставку до 8,5% годовых
Нацпроекты
Нацпроект «Жилье и городская среда»: ход реализации
Государство
В России появится Национальная система пространственных данных
Выборы, отставки, назначения
В аппарате правительства создан Департамент проектной деятельности
Что такое пилотная апробация
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 ноября 2019 года N 1491
Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019-2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия
В целях повышения эффективности и качества оказания государственных услуг (выполнения работ) путем применения новых инструментов финансирования проектов, направленных на достижение социально значимых эффектов, Правительство Российской Федерации
3. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшим решение о проведении пилотной апробации:
руководствоваться Положением, утвержденным настоящим постановлением;
установить показатели социального эффекта проектов;
заключить в порядке, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, соглашения о предоставлении организаторам проектов грантов на срок реализации проектов;
до 30 сентября 2024 г. направить в Министерство финансов Российской Федерации итоговый отчет о результатах проведения пилотной апробации.
4. Министерству финансов Российской Федерации:
по мере поступления от субъектов Российской Федерации информации направлять в недельный срок информацию в Министерство экономического развития Российской Федерации и государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ»;
ежегодно, до 15 декабря, докладывать в Правительство Российской Федерации о ходе проведения пилотной апробации на основе предоставленной субъектами Российской Федерации информации;
до 15 декабря 2024 г. провести оценку результатов проведения субъектами Российской Федерации пилотной апробации и представить доклад в Правительство Российской Федерации.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве оператора проекта государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ».
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 ноября 2019 года N 1491
Положение об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019-2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия
2. Настоящее Положение может применяться органами государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о проведении пилотной апробации проектов и утверждении паспорта проекта, приведенного согласно приложению.
3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
4. Уполномоченному органу рекомендуется в течение 40 календарных дней со дня вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления грантов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с паспортом проекта заключить соглашение о предоставления гранта, срок реализации которого может превышать срок действия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, включающее в себя в том числе:
а) укрупненный план мероприятий с описанием целей и результатов мероприятий (в случае принятия соответствующего решения уполномоченным органом);
б) положения о проверке уполномоченным органом с привлечением оператора проекта соблюдения условий и целей реализации соглашения о предоставлении гранта;
в) обязательство организатора проекта обеспечить предоставление исполнителем доступа представителям уполномоченного органа, оператора проекта и организации, привлекаемой оператором проекта для проведения независимой оценки, на территорию (объекты) реализации проекта;
г) обязательство организатора проекта возместить ущерб (в денежном выражении), причиненный социальному бенефициару в рамках реализации проекта;
д) обязательство организатора проекта уведомить уполномоченный орган и оператора проекта о досрочном прекращении организатором проекта реализации проекта за 30 календарных дней до даты предполагаемого досрочного прекращения реализации мероприятий;
е) положение об ответственности организатора проекта в случае досрочного прекращения реализации проекта, в том числе обязательство организатора проекта возместить понесенные уполномоченным органом затраты на ликвидацию возможных негативных последствий, вызванных таким отказом;
ж) обязательство организатора проекта представить уполномоченному органу итоговый отчет о реализации проекта по форме, установленной оператором проекта, перечень иных сведений с указанием сроков их представления уполномоченному органу и оператору проекта, а также ответственность организатора проекта за недостоверность и несвоевременность представления указанных сведений.
5. Финансовое обеспечение реализации проекта в течение всего периода его реализации осуществляется за счет средств организатора проекта.
6. Организатор проекта вправе реализовывать проект самостоятельно без привлечения исполнителя при наличии соответствующих кадровых, материально-технических, организационных и иных ресурсов. В этом случае на организатора проекта распространяются все положения настоящего Положения, относящиеся к исполнителю.
7. В целях обеспечения реализации проекта между организатором проекта и исполнителем (исполнителями) заключается договор о реализации проекта, который включает в себя в том числе обязательства исполнителя:
а) обеспечить доступ представителей уполномоченного органа, оператора проекта и организации, привлекаемой оператором проекта для проведения независимой оценки, на территорию (объекты) реализации проекта;
б) обеспечить возможность осуществления лицами, указанными в подпункте «а» настоящего пункта, обследования и анализа состояния и (или) жизненных условий социальных бенефициаров;
8. В случае если в рамках проекта предполагается создание материальных и нематериальных активов за счет средств организатора проекта, лицо, которому будут принадлежать права на такие материальные и нематериальные активы, рекомендуется определить в договоре, указанном в абзаце первом пункта 7 настоящего Положения.
9. Проведение мониторинга реализации проекта обеспечивается уполномоченным органом с привлечением оператора проекта в соответствии с заключенным между уполномоченным органом и оператором проекта соглашением об обеспечении мониторинга реализации проекта, предусматривающим следующие условия:
а) мониторинг реализации проекта на основании отчетов исполнителя (исполнителей), результатов опросов социальных бенефициаров о ходе реализации проекта, обследования (осмотра) текущего состояния и (или) жизненных условий социальных бенефициаров с выездом на территорию (объекты) реализации проекта и (или) иных мероприятий (при необходимости) в установленном оператором проекта порядке;
б) обязательство оператора проекта привлечь организацию, осуществляющую независимую оценку, в том числе заключить договор об осуществлении независимой оценки;
г) порядок и сроки предоставления уполномоченному органу информации о результатах проведения пилотной апробации.
10. Возмещение затрат, произведенных в связи с реализацией условий, предусмотренных пунктом 9 настоящего Положения, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
11. Независимая оценка осуществляется организацией, предусмотренной подпунктом «б» пункта 9 настоящего Положения, в соответствии с методикой в течение 30 календарных дней со дня получения документов и сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 9 настоящего Положения. По результатам независимой оценки организация представляет оператору проекта заключение, в котором содержатся выводы о достижении или недостижении социального эффекта.
Оператору проекта рекомендуется в течение 10 рабочих дней со дня получения заключения о независимой оценке направить копию указанного заключения уполномоченному органу и организатору проекта.
12. Перечисление гранта организатору проекта осуществляется на основании решения о перечислении гранта по итогам реализации проекта в случае достижения установленных показателей социального эффекта, принимаемого уполномоченным органом на основании заключения о независимой оценке в объеме, установленном паспортом проекта.
13. В случае выявления в ходе мониторинга проекта оператором проекта обстоятельств, влекущих невозможность достижения социального эффекта, оператору проекта рекомендуется не позднее 7 рабочих дней проинформировать о выявленных обстоятельствах (фактах) уполномоченный орган в целях рассмотрения вопроса о досрочном прекращении реализации проекта.
14. В целях принятия решения о досрочном прекращении реализации проекта уполномоченным органом может быть сформирована комиссия. Положение о комиссии и ее состав (в количестве 5 человек) утверждаются уполномоченным органом с учетом требований к составу комиссии, содержащихся в паспорте проекта. В состав комиссии в обязательном порядке включаются уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации и представитель, рекомендованный оператором проекта.
15. Комиссия, сформированная уполномоченным органом в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, принимает квалифицированным большинством (две трети голосов) решение о досрочном прекращении проекта и размере ущерба, возмещаемого организатором проекта уполномоченному органу в связи с ликвидацией негативных последствий, вызванных досрочным прекращением реализации проекта (при наличии).
16. Основаниями для досрочного прекращения проекта являются:
а) неисполнение или ненадлежащее исполнение организатором проекта обязательств по соглашению о предоставлении гранта, в том числе на основании информации оператора проекта, направленной уполномоченному органу в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения;
б) выявление органами государственного (муниципального) контроля (надзора) нарушений исполнителем в ходе реализации проекта законодательства Российской Федерации, являющихся неустранимыми или повлекшими причинение ущерба социальным бенефициарам;
в) уведомление организатора проекта о досрочном прекращении проекта в соответствии с подпунктом «д» пункта 4 настоящего Положения.