Что такое пилотные проекты
Пилотный проект в бизнесе
Представьте ситуацию: ваш начальник попросил вас разработать новый сервис для привлечения или удержания клиентов и вы придумали несколько идей, которые могут сработать. Проблема в том, что вы точно не знаете, какая из идей лучше других. Также у вас нет времени и ресурсов для того, чтобы внедрить все идеи и выявить наиболее эффективную. Это один из примеров ситуации, когда можно прибегнуть к запуску так называемого пилотного проекта. Реализуя его, вы можете протестировать свои идеи в небольших масштабах прежде, чем возьмете на себя большие риски и привлечете ресурсы для реального проекта.
Зачем нужен пилотный проект?
Современный бизнес не может выжить и процветать, если не внедряет инновации, которые в свою очередь требуют разработки и применения новых идей. Инновации по своей сути всегда несут большие риски: основные предположения могут быть неправильными, в новых продуктах ваши клиенты могут не нуждаться, также как и в ваших идеях. Это очень непредсказуемая сфера бизнеса. Конечно, если проект сработал, находится масса людей, которые точно знали, что так и будет, однако им все равно никто не верит. Можно предсказать успех одного продукта в отдельности, но затем наверняка наступит момент больших заблуждений относительно других проектов.
Вот почему так важен пилотный проект. Тестируя идеи, вы можете приблизительно предсказать их успех в более крупном масштабе. Кроме того, это возможность учиться на своих ошибках, так как что они будут не такими катастрофическими, если бы речь шла о полном проекте. Вы можете дорабатывать и улучшать свои продукты и сервисы.
Пилотный проект может касаться самых простых (изменение приветственного сообщения на вашем сайте) или сложных вещей (тестирование нового продукта на небольшом количестве клиентов).
Пилотный проект и риск
Пилотные проекты могут показаться несовершенными, ведь даже в случае успешного тестирования никто не гарантирует вам успех. Однако это своего рода стартовая позиция, от которой можно отталкиваться и уже от вас зависит, какие выводы вы сделаете. В конце концов вы можете управлять рисками, ведь маневренность пилотного проекта очень высока. Поиск слабых мест в проекте тоже может сэкономить вам много денег и времени.
В краткосрочной перспективе пилотный проект может показаться слишком рискованным и не стоящим усилий. Но в долгосрочной — можно приобрести массу преимуществ, поэтому многие бизнесмены сходятся на том, что пилотные проекты чаще все-таки нужны. Вы учитесь понимать, почему некоторые идеи работают, а некоторые нет, что тоже можно считать хорошей причиной для внедрения этого метода.
Как организовать пилотный проект
Создание гипотезы
Так же, как и в научном эксперименте, первым шагом будет создание гипотезы: это ваше предположение о том, что случится, если ваш тест будет успешным. Это что-то вроде «Перемещение навигации сайта на левую сторону экрана поможет удерживать посетителей на нем дольше».
Когда вы создали гипотезу, ответьте на такие вопросы:
Если хотя бы на один вопрос ответ «нет», значит вам нужно пересмотреть свою гипотезу и улучшить ее.
Также крайне важно понять, при каких условиях эксперимент будет признан успешным. Как это измерить? Как выглядит успех в вашем случае? Скорее всего это будут цифры — запросы, количество посещений, продажи, доходы.
Разработка эксперимента
Что именно вы будете тестировать и на какой период рассчитан эксперимент? Тестирование нового продукта может показаться сравнительно простым — вам нужно запустить эксперимент на определенный промежуток времени и определить, как вы будете измерять успех проекта. Однако все становится намного сложнее, если вы создаете модификацию существующего продукта.
Предположим, вашей гипотезой было: «Открытие магазинов в 10 утра принесет больше прибыли». Если у вас четыре магазина, вам нужно их разместить в две условные группы — два магазина будут открываться в 10 утра, остальные два не изменят своего расписания. Через три месяца вы можете сравнить результаты и сделать вывод о том, стоит ли внедрять новое расписание для двух других магазинов. Конечно, ваши ставки повысятся, если у вас всего один магазин, да и пилотный проект создать не получится, однако наш пример с четырьмя магазинами является удачным.
Ваш эксперимент должен быть максимально простым. Чем сложнее он, чем больше самых разных факторов, тем более размытым получится результат. А чтобы получить более точный, могут понадобиться годы.
Запуск эксперимента
Проинформируйте всех сотрудников о начале эксперимента. Они должны знать почему вы его проводите и каким образом он будет проведен. Когда эксперимент начался, на первых порах нужно тщательно наблюдать за ним и выявлять факторы, которые могут помешать его чистоте. Например, на ваши продажи может повлиять плохая погода, поэтому тот факт, что вы открываетесь в 10 утра можно уже даже не рассматривать как реальный фактор.
Если же вы запускаете новый сервис или продукт, обязательно скажите своим клиентам об этом — это защитит вашу репутацию. К тому же люди обычно любят принимать участие в экспериментах и ценят, когда их просят об этом.
Анализ результатов
Сравните фактические результаты со своей гипотезой:
После проведения эксперимента вы чему-то научились и что-то поняли. Не сбрасывайте со счетов и свой личный опыт. Как можно использовать его для следующих экспериментов? Например, теперь вы можете предположить и проверить гипотезу, стоит ли открывать магазин в другое время.
Берись и делай. Как стартапу запустить пилотный проект с корпорацией
Пилотный проект — это всегда взаимовыгодное сотрудничество корпорации и стартапа. В ходе пилота стартап получает возможность в короткие сроки проверить предполагаемый сценарий использования своего решения или продукта и в случае успеха быстро внедрить его в контур корпорации. Или же перейти к проверке решения по другому пути или, возможно, с другим игроком.
Виды пилотных проектов
Спектр возможных результатов сотрудничества корпорации и стартапа очень широк, поэтому составить полную классификацию фактически невозможно. Но можно выделить несколько наиболее распространённых видов пилотных проектов.
Экономия затрат. В рамках таких пилотов запрос на решения стартапа состоит в том, что ваш продукт позволит корпорации снизить затраты на какой-либо ресурс. Это могут быть как трудочасы сотрудников, так и оплата услуг подрядчиков или другое.
Рост доходов. В рамках такого партнёрства корпорация использует продукт стартапа для предоставления клиентам новых возможностей или услуг, таким образом монетизируя клиентскую базу. Речь идёт о вариантах сотрудничества через White Label, когда продукт стартапа перерабатывается под бренд корпорации, или лидогенерацию, представляющую собой перенаправление клиентов корпорации на продукт стартапа. Здесь, как правило, речь идёт о разделении доходов между партнёрами.
Новые возможности. Для экономии как времени, так и средств на собственную разработку решения в периметре корпорации, нередко используются уже востребованные на рынке продукты стартапов. По сути, IT-решения являются частью одного конструктора, в который можно добавлять предоставляемые клиентам услуги и товары уже готовыми модулями — в зависимости от потребностей. На этот вариант, как правило, приходятся основные сделки по поглощению.
Кроме того, бывают специфические пилоты, когда, например, продукт стартапа нацелен на повышение комфорта сотрудников корпорации или улучшение экологических показателей. То есть запрос на ваше решение обязательно есть. Важно правильно определить, где именно и как оно будет применяться, а главное — какой результат партнёры будут считать успешным.
Формирование гипотезы и KPI при запуске пилота со стартапом
Пилотный проект имитирует будущее партнёрство. Поэтому важно, чтобы оба участника пилота — и стартап, и корпорация — понимали, что получат от совместной работы, если продолжат её. Не стоит пытаться показать все возможности своего продукта в ходе пилота или предлагать посмотреть «интересное решение».
Важно именно конкретное прикладное применение продукта стартапа в периметре корпорации. Иначе мы получаем успешный пилот с работающим продуктом, который плохо применим под задачи крупного игрока и в итоге не позволяет выйти на долгосрочное партнёрство.
Если пилот не будет имитировать будущее партнёрство, корпорация не сможет определиться с интеграцией вашего решения. Вы попросту останетесь недовольны сотрудничеством, так как потратите время впустую, даже не вынеся из сотрудничества возможности для улучшения своего продукта или новую задачу для его применения.
Во избежание таких проблем на старте пилотного проекта формулируется гипотеза, а также конкретный и измеримый KPI под неё. Это прозрачные для обоих сторон критерии того, какой результат будет считаться успехом и какую потенциальную выгоду продукт принесёт при внедрении.
Если описывать универсальную формулу, то она будет звучать так:
Допустим, ваш продукт по оптимизации поиска может помочь компании увеличить конверсию продаж в интернет-магазине. То есть рост конверсии — наша гипотеза. Теперь нужно сделать определённые шаги, чтобы её проверить — например, добавить семантический поиск товаров. Результат же будет считаться успешным, если конверсия пользователей в покупателей, использовавших поиск, вырастет с 1% до 2% в течение одного месяца относительно контрольной группы.
Или для проверки интереса клиентов корпорации к вашему продукту мы предположим, что он принесёт эффект в X рублей в ближайшие три года. Чтобы это проверить, корпорация ставит рекламу продукта партнёра в раздел «Предложения партнёров» на своём сайте и запускает рекламную кампанию в соцсетях на сумму Y рублей с редиректом на предложение партнёра на сайте корпорации. Гипотеза будет считаться подтверждённой, если за один месяц проверки продукт партнёра будет куплен на Z рублей.
Рассмотрим на более подробных примерах
Гипотеза: мы предполагаем, что сможем увеличить средний чек в интернет-магазине, внедрив рекомендации «С этим товаром покупают», которые будут появляться при переходе на карточку определённого товара.
Гипотеза будет считаться подтверждённой, если за два месяца покупатели, которым показываются рекомендации, купят в среднем на 10% больше, чем покупатели, которые этот блок не видели.
Гипотеза: мы предполагаем, что обучение сотрудников колл-центра на нём повысит уровень и качество подготовки, одновременно снизив затраты времени на кураторство стажёров. Для этого нужно провести обучение ста стажёров по два часа в течение трёх недель.
Гипотеза будет считаться подтверждённой, если оценка качества работы стажёра по балльной системе оценки после окончания обучения и недельной стажировки в колл-центре будет не ниже, чем показатели аналогичного тестирования стажёра, который работает в колл-центре уже месяц, но не тренировался на тренажёре.
Гипотеза: удалённый мониторинг позволит снизить затраты на бензин, а также уменьшить объём автопарка и количество водителей. Для этого нужно оборудовать датчиками 100 мусорных контейнеров и на два месяца предоставить платформу для их мониторинга сотрудникам оператора по обращению с отходами. На основе данных, полученных от датчиков, появляется возможность оптимизировать маршрут.
Если за этот срок средняя длина пути всего автопарка сократится на 20% относительно эталонной, гипотеза считается подтверждённой.
Ошибки при формировании гипотезы пилотных проектов
Чаще всего ошибочные гипотезы сводятся к двум базовым проблемам.
Речь идёт об отсутствии конкретного описания, как именно будет проводиться измерение. К примеру, в рамках гипотезы по обучению сотрудников колл-центра может быть задан такой KPI: «Сотрудник после обучения на тренажёре будет хорошо знать, как общаться с клиентами». Стоит ли говорить о расхождениях в оценке, что такое «хорошо» у вас и у корпорации? Тем более здесь даже не определено, кто будет давать эту оценку. Пилот проведён, а его результаты непонятны. Поэтому проверяйте, с чем в результате будут сравниваться итоги проекта.
Такие KPI могут быть поставлены под вопрос из-за сторонних факторов. Например, в случае датчиков для мусорных контейнеров и оптимизации движения транспорта может быть задан результат: «За два месяца проведения пилота корпорация снизит свои затраты на 10%». Несмотря на то что это вполне конкретный и осязаемый результат, за время пилота он может быть не достигнут из-за сторонних факторов.
Допустим, в этот период произошёл рост стоимости топлива — фактор, который не зависит от эффективности вашего решения. Таким образом, нужно анализировать, могут ли сторонние причины повлиять на значение вашего KPI. Если их много и они могут оказать значительное влияние на результат пилотируемого продукта, лучше отказаться от такого сотрудничества или настоять на изменении KPI.
Подытоживая, важно обращать внимание на чёткость формулировки и возможность проверки KPI, чтобы избежать двусмысленных толкований или ошибочных суждений.
Отрицательные результаты пилота
Даже если гипотеза не подтвердилась и по итогам пилотного проекта корпорация не видит смысла в продолжении сотрудничества с вами, некорректно говорить о пустой трате времени или денег. Если KPI были поставлены верно, то теперь вы можете проанализировать, не сработало ли ваше решение именно с этим кейсом или просто нужно доработать продукт.
В любом случае не нужно пытаться искусственно стремиться вытянуть результаты пилота или ждать этого от корпорации. На каждое решение найдётся свой партнёр или заказчик, и нужно принимать объективные результаты проведённой работы и извлекать урок, в том числе и из неподтвердившейся гипотезы.
Фонд будет выплачивать пособия напрямую
С 1 января 2021 года к пилотному проекту ФСС «Прямые выплаты» присоединятся: Москва и Санкт-Петербург, Московская, Свердловская и Челябинская области, Краснодарский и Пермский края и Ханты-Мансийский автономный округ. В пилотных регионах сотрудники будут получать пособия напрямую от ФСС, а не от работодателя. Расскажем, кого это коснётся и как будут назначать и выплачивать пособия.
Проект «Прямые выплаты» стартовал в 2011 году. Сейчас в нём уже 69 регионов, а к началу 2021 года присоединится еще 16. Полный список участников дан в постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.
Как работает проект «Прямые выплаты»
Сейчас ФСС работает со страхователями по зачётному принципу: работодатель выплачивает пособие, а в Фонд он перечисляет разницу между суммами начисленных страховых взносов и выплаченных пособий.
В проекте «Прямые выплаты» страхователи должны платить взносы на обязательное соцстрахование в полном объёме, их нельзя уменьшить на сумму произведённых ФСС расходов.
Также меняется порядок взаимодействия ФСС, работодателя и работника. Компания получает от сотрудника заявление и документы для выплаты пособия, направляет их в ФCC в электронном виде, а Фонд напрямую выплачивает застрахованному работнику пособие. При этом принцип расчёта и размер пособий не меняются.
Новые правила касаются выплат следующих пособий:
Джульетта Анатольевна Устова, управляющая отделением ГУ — регионального отделения ФСС РФ по Кабардино-Балкарской Республике рассказывает о преимуществах пилотного проекта:
«Новый порядок позволяет гражданам получать полагающиеся им по закону пособия своевременно и в полном объеме, независимо от финансового положения работодателя. Страхователю не нужно изымать из оборота средства на их выплату. Рассчитывать и перечислять пособия теперь будет не бухгалтерия предприятия, а региональное отделение ФСС. Это исключает некорректный расчёт пособий, снижает трудозатраты и упрощает отчётность. Страховые взносы на обязательное соцстрахование не уменьшаются на сумму произведенных расходов. Работодатели выплачивают их в Фонд в полном объеме».
Нормативные документы
Также разработан Проект постановления Правительства РФ № 00110475. Он утверждает особенности назначения и выплаты территориальными органами ФСС РФ пособий по временной нетрудоспособности, травматизму, беременности и родам, единовременных детских пособий, а также порядок возмещения расходов страхователям на выплату социальных пособий и на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Например, при наступлении страхового случая планируют отказаться от запроса у работников заявления на выплату пособия и полного списка документов для назначения, как это делают сейчас. Вместо этого работник будет предоставлять только те документы, которых нет у страхователя. Если проект примут, декретницам больше не придётся подавать заявления на получение пособий.
Алгоритм назначения и выплаты пособий
Последовательно рассмотрим действия бухгалтера для назначения и выплаты работнику пособия.
Шаг 1. Работодатель получает документы от сотрудника
Когда сотрудник принесёт документы, подтверждающие право на пособие, проверьте их корректность. Например, больничный должен быть выдан не ранее чем полгода назад.
Затем подготовьте заявление в ФСС по форме, установленной Приказом ФСС от 24.11.2017 № 578. Оно требуется для всех страховых случаев, в том числе для периода временной нетрудоспособности. Работодатель может сформировать и распечатать такое заявление за сотрудника и передать ему для сверки. Сотрудник проверит реквизиты для перечисления средств (счёт в банке, почтовый адрес) и лично подпишет заявление.
«Застрахованное лицо может выбрать удобный способ получать пособие: на банковский счёт, почтовым переводом или на платёжную карту «Мир» с 16- или 19-значным номером. Пособия могут быть перечислены работнику как на зарплатный счёт, так и на любой другой», — рассказывает Наталья Владимировна Матвеева.
«Счёт обязательно должен быть 20-значным, соответствовать БИК в банке и оформлен именно на работника. При этом реализована возможность перечислять пособие только по одному реквизиту — номеру платёжной карты “Мир”», — дополняет Джульетта Анатольевна Устова.
С 1 января 2021 года на карты «Мир» будут в обязательном порядке перечисляться:
После 1 января 2021 года банки будут проверять привязку карты «Мир» к счету. Если ее не окажется, а застрахованному лицу перечислят пособие, то от банка придет уведомление с предложением в срок не позднее 10 рабочих дней явиться за получением средств наличными или сообщить другие реквизиты для зачисления средств. По истечении этого периода средства вернутся плательщику — то есть ФСС.
Медорганизация может выдать больничный лист в бумажном виде или сформировать и разместить электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) в информационной системе ФСС.
Получить информацию об электронном больничном можно из базы ФСС по номеру ЭЛН и СНИЛС работника. Это доступно в личном кабинете страхователя в единой интегрированной информационной системе (ЕИИС), личном кабинете ФСС, АРМ ФСС, Контур Экстерн, 1С и т.д. Оплачивать можно только ЭЛН со статусом «Закрыт».
Дальнейший порядок действий зависит от типа листка нетрудоспособности.
Если в «пилотном» регионе ЛН бумажный
Если в «пилотном» регионе ЛН электронный
Шаг 2. Работодатель рассчитывает пособие и выплачивает сумму за первые три дня
В проекте «Прямые выплаты» не меняется ни размер пособий, ни порядок расчёта:
Пособие за первые три дня временной нетрудоспособности сотрудника назначает и выплачивает работодатель, удерживая НДФЛ (пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294; п. 1 ст. 217 НК РФ).
Остальную часть пособия работник получит от ФСС, поэтому с неё НДФЛ удерживает Фонд.
Шаг 3. Работодатель готовит и отправляет документы в ФСС
Работник может подать заявление на пособие не позднее 6 месяцев со дня окончания страхового случая. Например, не позднее 6 месяцев со дня рождения малыша можно обратиться за единовременным пособием при рождении ребёнка.
В течение пяти календарных дней с момента получения от сотрудника заявления и ЛН, ЭЛН, свидетельств или справок работодатель должен сформировать и отправить в ФСС комплект документов на выплату пособия, в том числе реестр сведений.
Заполнить и передать ФСС электронный реестр по проекту «Прямые выплаты» можно в бухгалтерском ПО, доработанном под требования проекта, в информационных системах специализированных операторов связи, а также в бесплатном АРМ «Подготовка расчетов для ФСС», который доступен для загрузки на официальном сайте ФСС.
Компании, среднесписочная численность которых более 25 человек, должны представить реестр сведений в электронной форме. Организации, штат которых меньше, могут подавать документы как в электронном виде, так и на бумаге. Электронный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, заполняется в xml-формате, как и при сдаче расчетных ведомостей по форме 4-ФСС. Реестр подписывается электронной подписью и отправляется через единую точку приема по адресу docs.fss.ru или через сервис, который вы используете.
Бывает, что нужно внести исправления в уже отправленный реестр, например, страховой стаж был посчитан неверно, не были указаны льготные условия, повышающие размер пособия, или изменилась сумма среднедневного заработка в связи с тем, что сотрудник принес справку с предыдущего места работы. В этом случае нужно сформировать новый реестр с уточненными данными и повторно отправить его в ФСС с указанием причины перерасчёта (п. 3 Постановления от 21.04.2011 № 294).
Контур Экстерн поможет сформировать реестр или загрузить и отправить в ФСС готовый документ. Вот возможности Экстерна:
Формирует реестр в соответствии с требованиями ФСС и проверит на ошибки;
Формирует заявление о выплате пособия, которое можно распечатать и отдать на подпись;
Автоматически заполняет реквизиты медицинского учреждения и банка получателя пособия;
Показывает актуальный статус документа: «В очереди на отправку», «Отправлен в ФСС», «Принят ФСС»
Позволяет за раз отправить в ФСС несколько ЭЛН и реестров;
Реестр и ЭЛН может отправлять обслуживающая бухгалтерия;
Проверяет сертификат подписи на действительность, чтобы ФСС гарантированно принял документ;
Проверяет реестр на ошибки. Если ФСС не примет реестр, вы сможете посмотреть протокол ошибок.
Сохраняет данные на защищённом сервере, который соответствует требованиям Закона № 152-ФЗ «О персональных данных».
Шаг 4. ФСС проверяет документы и назначает пособие
В течение 10 календарных дней с момента получения полного комплекта документов региональное отделение Фонда принимает решение о назначении и выплате пособия, — говорит Джульетта Анатольевна Устова.
В процессе обработки документов и перечисления пособия региональное отделение или банк может обнаружить ошибку. Тогда документы вернут работодателю для исправления, — дополняет Наталья Владимировна Матвеева.
Если в ответ на отправленный комплект документов приходит квитанция о доставке, значит, всё в порядке: документы приняты на рассмотрение. При получении протокола ошибок нужно исправить их и отправить документы в ФСС заново. Если документы передавались на бумаге, нужно отправить их повторно, требуемый результат — квитанция о доставке.
Шаг 5. ФСС выплачивает пособие
Бумажные документы для назначения и выплаты пособия Фонд возвращает страхователю, который хранит их согласно порядку и срокам, установленным законом. Отслеживайте, когда работник получит пособие, чтобы забрать подтверждающие документы из ФСС.
Если компания со среднесписочной численностью менее 25 человек передаёт документы в бумажном виде, посетить филиал Фонда бухгалтеру придётся минимум дважды. Если возникнут вопросы, обнаружатся ошибки в документах, потребуются пояснения и исправления, идти в ФСС придётся ещё.
Узнать о выплаченном пособии можно в личном кабинете получателя услуг. Войти в него можно с логином и паролем от портала госуслуг — рассказывает Залина Гацировна Айларова. Там же работающие граждане могут просматривать историю начислений, подавать запросы и консультироваться со специалистами Фонда, — добавляет Наталья Владимировна Матвеева.
Наталья Владимировна Матвеева, и. о. заместителя управляющего ГУ — РО ФСС РФ по Республике Карелия о сроках выплаты пособий декретницам
Раньше работники получали пособия в день выплаты зарплаты. Теперь ежемесячное пособие по уходу за ребёнком будет выплачивать отделение Фонда с 1-го по 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который оно причитается. Например, пособие по уходу за ребенком за июль 2020 года фонд выплатит с 1 по 15 августа 2020 года.
Отчётность
Расчёт по страховым взносам
Форма и инструкция по заполнению расчёта по страховым взносам за 2020 год и будущие периоды утверждены Приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@. Участники проекта «Прямые выплаты» заполняют РСВ с учётом следующих особенностей:
Регионы, которые присоединились к проекту 1 января 2021 года, должны отчитаться за 2020 год в стандартном порядке: выставить признак «2» и заполнить вышеназванные строки. Правила заполнения расчета для участников «Прямых выплат» они будут использовать при отчете уже за I квартал 2021 года.
О том, как отражать в РСВ пособия за первое полугодие, рассказала Залина Гацировна Айларова, управляющий отделением ГУ — РО ФСС РФ по Республике Северная Осетия — Алания:
«Суммы пособий, которые страхователь назначил до 01.01.2021, но не выплатил до указанной даты, должны быть включены в расчёт за 2020 год. Выплатить эти пособия страхователь должен в январе 2021 года.
Если страховой случай начался в 2020 году, а работник закрыл больничный в самом конце года, бухгалтер может не успеть посчитать и начислить пособие. В данном случае пособие будет начислено в январе, поэтому его выплатит фонд. Рекомендуем прикладывать письмо о том, что больничный ранее не оплачен».
Особенности заполнения формы для пилотных регионов установлены Приказом ФСС РФ от 28.03.2017 № 114. Страхователи, которые присоединятся к программе с 1 января 2021 года, не заполняют:
Уже появился проект новой формы 4-ФСС № 00110877, который, вероятно, нужно будет применять для отчёта за I квартал 2021 года.
Справки 2-НДФЛ для сотрудников
В пилотных регионах отделения ФСС — налоговые агенты в отношении сумм пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются сотрудникам организаций напрямую. Поэтому отделения Фонда выдают физлицам справки о полученных ими пособиях и удержанных с них суммах налога. Делается это в течение трёх рабочих дней с момента получения заявления (п. 3 ст. 230 НК РФ).
«Заявление на получение справки 2-НДФЛ по пособиям оформляется в произвольной форме. В нём указывают ФИО, СНИЛС, паспортные данные, полное наименование работодателя, адрес проживания застрахованного. Такое заявление можно направить почтой или с помощью сервиса ФСС “Личный кабинет застрахованного лица”. Если застрахованный не может получить справку лично, её могут отправить по почте», — поясняет Наталья Владимировна Матвеева.
Как подготовиться к переходу на проект «Прямые выплаты»
Чтобы работники вовремя получали пособия, работодателю нужно подготовиться к проекту «Прямые выплаты».
Обратите внимание, что с 1 января 2021 года выплата пособий по беременности и родам, по ежемесячному уходу за ребенком до полутора лет, единовременного пособия при рождении ребенка, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности осуществляется только на карту «МИР» (письмо ФСС РФ от 05.07.2019 № 02-08-01/16-05-6557л).
Как возместить из ФСС сумму превышения расходов
У регионов, которые в ближайшее время присоединяются к проекту «Прямые выплаты», на дату перехода могла остаться переплата — расходы на выплату пособий превысили сумму страховых взносов. В этом случае они имеют право получить от ФСС возмещение суммы перерасхода или зачесть её в счёт предстоящих платежей.
Для этого страхователь должен обратиться в территориальное отделение ФСС по месту регистрации за возмещением средств и представить:
Если вы воспользовались зачётом, следите за его остатком, чтобы не допустить задолженности по взносам на ВНиМ.
Как возместить из ФСС расходы на финансовое обеспечение предупредительных мер
Предупредительные меры работодатель оплачивает за свой счёт, а потом получает возмещение из бюджета ФСС в пределах суммы, согласованной с отделением Фонда.
Для этого до 1 августа текущего года нужно подать заявление о разрешении финансирования предупредительных мер и подготовить документы, обосновывающие необходимость мероприятий. А до 15 декабря нужно представить заявление о возмещении понесённых расходов.
«Задолженность отделения Фонда перед страхователем, сформировавшаяся за счет превышения расходов над начисленными страховыми взносами по состоянию на 01.07.2019, подлежит возмещению по заявлению страхователя. Страхователь имеет право направить до 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, на финансовое обеспечение предупредительных мер. Это могут быть обязательные периодические медосмотры (обследования) сотрудников, труд которых связан с вредными и (или) опасными производственными факторами», — поясняет Наталья Владимировна Матвеева, и. о. заместителя управляющего, начальник отдела проверок ГУ — регионального отделения ФСС РФ по Республике Карелия.
Екатерина Слобожанина и Елена Кулакова, эксперты системы интернет-отчетности Контур.Экстерн
Читайте также
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.