Что такое пиррихий в литературе
Пиррихий
Пиррихий – вспомогательная стопа из двух кратких или безударных слогов, заменяющая стопу ямба или хорея; отсутствие ударения в ямбе или хорее: «Я к вам пишу…» А.С.Пушкина, «Парус» М.Ю.Лермонтова.
Словарь литературоведческих терминов
litem.ru›slovar-literaturovedcheskich-terminov
Русское силлабо-тоническое стихосложение – это строгая система, основные принципы которой были сформулированы ещё в XVIII веке. Известные поэты и исследователи литературы М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский, пользуясь терминологией и теорией античной метрики, ввели в обращение такие понятия, как ямб, хорей и т. п. Так, ямбический метр, согласно предложенному ими определению, подразумевает чёткое чередование двухсложных стоп, состоящих из безударного (первый слог) и ударного (второй слог) слогов в стихе.
Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий.
Пиррихий – достаточно распространённое явление в русской поэзии. Мы встречаем его в произведениях самых различных авторов. Вот фрагменты различных произведений, где обнаруживается этот феномен. Для наглядности безударные стопы будем выделять курсивом.
В качестве первого примера приведём отрывок оды самого Михаила Васильевича Ломоносова:
Отметим, что поэт считал главными признаком хорошего стихотворения единообразие стоп, не нарушаемое ни спондеями, ни пиррихиями. Однако последние всё-таки обнаруживаются в его собственных строках.
В следующем стихотворении пиррихии присутствуют почти в каждой строке:
Достаточно часто можно заметить безударные стопы у А. С. Пушкина. Вот фрагмент одного из произведений великого русского поэта:
Обратим внимание, что чаще пиррихии обнаруживаются в тех случаях, когда в тексте произведения задействованы слова, состоящие из большого количества букв. Вот несколько примеров стихотворений, сложенных из таких «длинных» слов:
Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.
трибрахий
я, м. (греч. tribrachys < tri. трех. + brachys краткий).
лит. Безударная стопа в стихах трехсложных размеров;
| Пример трибрахия: Треволненья мирского далёкая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью на бледных устах (Некрасов).
Спондей — в античном стихосложении стопа из двух долгих слогов (— —); в русском силлабо-тоническом стихосложении вспомогательная стопа из двух ударных слогов. Например: «Швед, русский колет, рубит, режет». (Пушкин.) Первая стопа ямба здесь заменена спондеем.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
До;льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — стиховедческий термин, использовавшийся различными теоретиками стихосложения в различных значениях. Все эти значения сводятся к тому, что дольник — одна из форм чисто тонического стиха (см. тоническое стихосложение), тем не менее, границы того, что считать дольником, у разных теоретиков различаются. Согласно Холшевникову[1], дольник возникает, когда в исходном трёхсложном силлабо-тоническом стихе интервал между сильными слогами (иктами) в случайных местах сокращается с двух слабых слогов до одного, и это на сегодня наиболее распространённое понимание термина. Некоторые теоретики считают дольником и более расшатанный стих, в котором величина междуиктового интервала колеблется от 0 до 2 (именно такое определение предлагала Литературная энциклопедия 1929—1939). Квятковский[2] же, активно разрабатывавший свою альтернативную терминологию, в своём «Поэтическом словаре» описыват дольник как «крайне условный термин». Тем не менее, на сегодня наиболее распространённым пониманием термина является описанное у Холшевникова: «Основной признак дольников: интервалы между иктами переменны, то два слога, то один, обычно с преобладанием 2-сложных, что создает ощутимую инерцию 3-сложников.»[1]
Таким образом, дольник есть вид тонического стиха, в котором междуиктовый интервал колеблется в пределах от одного до двух слогов. Важным условием отнесения стиха к дольнику является тот факт, что чередование односложных и двухсложных интервалов между иктами должно быть случайным. В том случае, если в пределах стиха или даже строфы наблюдается фиксированная схема, определяющая порядок чередования интервалов различной длины, говорят о логаэде. Ранее использовался также термин «паузник», но в настоящий момент он употребляется редко, так как в современном стиховедении не несёт смысла, отличного от смысла термина «дольник».
Более расшатанные формы тонического стиха обозначаются терминами тактовик и акцентный стих. У тактовика колебания длины междуиктового интервала составляют два слога (иногда выделяют «расшатанные тактовики» с колебаниями в три), в акцентном стихе нет ограничений на величину колебаний. Расцвет дольников в русском стихосложении начинается в период Серебряного века, когда эту форму активно применяет целый ряд крупнейших русских поэтов (Брюсов, Блок, Ахматова, Гумилёв, Есенин и другие) и продолжается поныне. Разновидностью дольника можно считать и русский гекзаметр.
Общая формула X ; X ; X ; и т. д. (; — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.
Примеры дольника
Я зажгла заветные свечи
И вдвоём, с ко мне не пришедшим,
Сорок первый встречаю год,
Но Господняя сила с нами,
В хрустале утонуло пламя
И вино, как отрава жжёт…
— Анна Ахматова, «Поэма без героя»
Его встречали повсюду
На улицах в сонные дни.
Он шел и нес свое чудо,
Спотыкаясь в морозной тени.
— Александр Блок
ПИРРИХИЙ
Смотреть что такое ПИРРИХИЙ в других словарях:
ПИРРИХИЙ
(греч. pyrrhíchios, от pyrrhíche̅́ — название военной пляски) в метрическом стихосложении Стопа из двух кратких слогов (∪∪); в тоническом стихос. смотреть
ПИРРИХИЙ
пиррихий м. Безударная двухсложная стопа ямба или хорея (в русском стихосложении).
ПИРРИХИЙ
пиррихий м. лит.pyrrhic (foot*)
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ — в античной метрике двусложная стопа (см.) из двух кратких слогов: U U; самостоятельного применения она не имела и появлялась во взаи. смотреть
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ(греч.). То же, что, пириямб.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ПИРРИХИЙв метрике стопа из двух кра. смотреть
ПИРРИХИЙ
ПИРРИ´ХИЙ (греч. πυρρίχιος) — в античной метрике вспомогательная группа из двух кратких слогов, являлась частью какой-либо стопы, а в некоторых случая. смотреть
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ в греческом стихосложении представлял собою стопу в два кратких слога. В некоторых случаях один из этих слогов имел несколько большую долг. смотреть
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ
⊲ ПИРРИХИЙ 1766 (пѵр- 1735), я, м.Гр. πυρρίχιος, непоср. и через лат. pyrrhichius. Лит.Безударная двухсложная стопа.Сто́пы имѣющия составлять новый на. смотреть
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ
в античной метрике двусложная стопа (см.) из двух кратких слогов: U U; самостоятельного применения она не имела и появлялась во взаимодействии с другими стопами на основе определенных временных соотношений (см. «Стихосложение античное»). В русском стиховедении при помощи П. пытались подкрепить слабость стопной теории, рассматривая его как стопу из двух безударных слогов, замещающую ямбические или хореические стопы [теория ипостас (см.) напр. В. Брюсова, что однако противоречило принципиальным установкам стопной теории, рассматривавшей стопу как сочетание ударного слога с безударными, а строку как закономерное чередование одинаковых стоп. В связи с отказом современного стиховедения от теории стоп отпадает и понятие П. для русского стиха. См. «Стихосложение», «Стопа», «Ритмика». смотреть
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ
ПИРРИ́ХИЙ (греч. pyrrhíchios), 1) в метрическом стихосложении стопа из двух кратких слогов (UU), самостоятельно не употреблялась; 2) в силлабо-тонич. смотреть
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ
-я, м. лит. Вспомогательная стопа в античной метрике, состоящая из двух кратких слогов, а также стопа из двух безударных слогов в силлабо-тоническом с. смотреть
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ
(2 м), Пр. о пирри/хии; мн. пирри/хии, Р. пирри/хиевСинонимы: стопа
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ
Ударение в слове: пирр`ихийУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: пирр`ихий
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ пиррихия, м. (греч. pyrrichios) (лит.). Двусложная стихотворная стопа из двух безударных слогов, напр. третья стопа в следующей ямбической строчке: когда|не в шу|тку за|н+емог (Пушкин).
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ
ПИРРИХИЙ
пирри’хий, пирри’хии, пирри’хия, пирри’хиев, пирри’хию, пирри’хиям, пирри’хий, пирри’хии, пирри’хием, пирри’хиями, пирри’хии, пирри’хиях