Что такое письменность определение 5 класс
Значение слова «письменность»
1. Система графических знаков, употребляемых для писания. До революции хакасы не имели письменности. А. Кожевников, Живая вода. Друиды пользовались письменностью, созданной на основе греческой графики, но значительно отличавшейся от греческого алфавита. Машкин, История древнего Рима.
2. Совокупность письменных памятников какой-л. эпохи, какого-л. народа. Материалы, доставляемые историку летописями, грамотами и другими произведениями тогдашней письменности для восстановления картины внутреннего быта наших предков в этом периоде, чрезвычайно скудны. Чернышевский, История России с древнейших времен. Соч. С. Соловьева.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Мельчайшие смыслоразличительные единицы письма — графемы.
ПИ’СЬМЕННОСТЬ, и, мн. нет, ж. Совокупность письменных, литературных памятников какой-н. эпохи, какого-н. народа (преимущ. о древних литературах; филол.). Древне-русская п. Византийская п. || Грамотность, литературное просвещение (устар.). Процветание письменности. || То же, что письмо в 4 знач. Иероглифическая п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пи́сьменность
1. знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных ◆ Письменность народов Севера.
2. совокупность письменных, литературных памятников какой-нибудь эпохи, какого-нибудь народа ◆ Древнерусская письменность
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: недоучитывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Письменности
Пи́сьменность — графическая система записи сведений, одна из форм существования человеческого языка.
Содержание
Этапы формирования письменности
Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Можно выделить следующие этапы её формирования:
Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорность принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.
Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.
Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть – глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма – «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения. (Реформатский А.А. Введение в языковедение, М.: Аспект Пресс, 2006. – с.352 – 353)
В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.
Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница и кириллица, а соответственно, и большинство современных письменностей.
Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. В случае неоднозначностей на гласный звук указывали специальные обозначения. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).
Типы письменности человеческих языков
Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый, алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами.
Вышеприведённые системы в чистом виде встречаются редко, обычно к базовой системе примешиваются элементы других систем.
Выражение «иероглифическое письмо» не имеет чётко определённого смысла.
Основные виды письменностей
Ниже приводятся основные виды письменностей, сгруппированные по общему происхождению или региону.
Древние письменности Ближнего Востока и Средиземноморья
Семитское (звуковое) письмо и его производные (кроме греческого)
Системы, возникшие под влиянием семитоидных
Греческий и возникшие на его основе алфавиты
Письменности, возникшие под влиянием грекоидных
Индийское письмо (слоговое)
Китайское письмо и его производные
Другие древние и средневековые письменности
Письменности, возникшие в XVIII—XX веках
Как правило, эти письменности были созданы миссионерами или носителями языков, под влиянием самой идеи письма.
Африка
Америка
Письменности для искусственных языков
Нерасшифрованные письменности
Литература
См. также
Ссылки
Письменности мира
Индийские письменности: Балийское • Батак • Бирманское • Брахми • Бухидское • Варанг-кшити • Восточное нагари • Грантха • Гуджарати • Гупта • Гурмукхи • Деванагари • Кадамба • Кайтхи • Калинга • Каннада • Кхмерское • Ланна • Лаосское • Лепча • Лимбу • Лонтара • Малаялам • Манипури • Митхилакшар • Моди • Мон • Монгольское квадратное письмо • Нагари • Непальское • Ория • Паллава • Ранджана • Реджанг • Саураштра • Сиддхаматрика • Сингальское • Соёмбо • Суданское • Тагальское • Тагбанва • Такри • Тамильское • Телугу • Тайское • Тибетское • Тохарское • Хануноо • Хуннское • Шарада • Яванское
Другие: Скоропись Бойда • Канадское слоговое письмо • Кхароштхи • Мероитское • Скоропись Питмана • Письмо Полларда • Соранг Сомпенг • Тана • Скоропись Томаса • Эфиопское
Нелинейные: Шрифт Брайля • Азбука Морзе • Шрифт Муна • Оптический телеграф • Русская семафорная азбука • Флаги международного свода сигналов
Лого-консонантное: Демотическое • Египетское иероглифическое • Иератическое
Полезное
Смотреть что такое «Письменности» в других словарях:
Письменности Америки — Письменности коренных народов Америки системы письма, использующиеся исторически и в настоящее время индейцами, алеутами и инуитами. Содержание 1 Дописьменные системы 2 Доколумбовы письменные системы … Википедия
Письменности языков Китая — Письменности народов Китая системы письменности, которыми пользовались народы Китая в разное время. Содержание 1 Сино тибетские языки 2 Тай кадайские языки … Википедия
Письменности народов России — (указаны годы употребления письменности). Содержание 1 Исторический очерк 2 Индоевропейские языки 3 … Википедия
Письменности коренных народов Америки — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Письменности коренных… … Википедия
Письменности монгольских народов — Таблица соответствия квадратного письма с ланцза, тибетским алфавитом, старомонгольским письмом, китайскими иероглифами для фонетики, и транскрипцией названия букв по русски.[1] Монгольские письменности различные по происхождению и возникавшие в… … Википедия
Письменности и транскрипции кавказских языков — Из всей совокупности кавказских языков по существу лишь грузинский является древнеписьменным. Его древнейшие памятники, исполненные оригинальной переработкой арамейской графической основы, восходят к V веку н. э. Существовала в прошлом и… … Википедия
Письменности в Африке — Несмотря на то, что на территории Африки возникла древнейшая письменность мира египетское письмо (с 4 тыс. до н. э. до IV в. н. э.), большая часть языков Африки долгое время оставалась бесписьменной. Содержание 1 Древний мир 2 Средние века 3… … Википедия
Письменности Африки — Несмотря на то, что на территории Африки возникла древнейшая письменность мира египетское письмо (с 4 тыс. до н. э. до IV в. н. э.), большая часть языков Африки долгое время оставалась бесписьменной. Содержание 1 Древний мир… … Википедия
День славянской письменности и культуры — День славянской письменности и культуры … Википедия
История письменности — Традиционно возникновение письменности связывалось с деятельностью богов и культурных героев (Цан Цзе), однако в соотв. мифологиях письменность зачастую выступает как одна из функций более широкого спектра (красноречие, память, логика,… … Википедия
Письменность
Слово письменность в русском литературном языке употребляется для обозначения совокупности письменных литературных памятников какой-нибудь эпохи, какого-нибудь народа (особенно – применительно к древнему или среднему периоду развития литературы), чаще же всего для обозначения вообще совокупности памятников письменного языка. Например, «язык древнерусской письменности», «московская письменность XVI в.».
У В. И. Даля в «Напутном слове» находим: «. зная язык свой в крайне ограниченном объеме, в пределах нынешней письменности, мы весьма часто считаем областными выражения, общие почти всей русской земле, потому что мы их не знаем, и что они доселе были чужды письменному языку».
В небрежном языке филологических произведений слово письменность иногда смешивается со словом письмо в значении: та или иная система графических знаков, служащих для передачи языка, а также совокупность памятников, отражающих эту систему. Например, «иероглифическая письменность» (ср. Ушаков, 3, с. 268). Кроме того, в разговорно-просторечном употреблении слово письменность иногда обозначает вообще все то, что изображено и передается с помощью письменных знаков, все то, что в отличие от устной беседы – выражено в письменной форме.
Например, у Даля («Отец с сыном»): «Вероятно, деловое, – подумала Авдотья Ивановна, которая вообще не оказывала большого уважения к письменности, – но деловое письмо это, по-видимому, крепко занимало Гаврила Степановича, потому что получено было уже в субботу, а нынче перечитывалось еще в другой или третий раз».
Таким образом, уже в языке русской литературы первой половины XIX в. слово письменность обросло разнообразными значениями.
Слово письменность появилось в русском литературном языке начала XIX в. Оно еще не включено в «Словарь Академии Российской» 1806–1822 гг. Впервые оно зарегистрировано словарем 1847 г. Здесь читаем: «Письменность, и, с, ж, Памятники письмен» (3, с. 221).
Итак, слово письменность представляет собою новообразование самого начала XIX в., сложившееся на основе книжнославянского прилагательного письменный (ср. письмя– письмена, как время – времена; ср. временный) для калькирования западноевропейского litterature, Literatur.
Проф. А. С. Архангельский не вполне точно писал об употреблении в русском языке слова литература: «”Истории литературы“, в смысле более или менее связного исторического изложения литературных памятников – не существовало у нас не только в XVIII, но долгое время и в XIX веках. Самое слово литература появляется в нашем языке, кажется, около половины XVIII столетия, и долгое время не приобретает права гражданства. До самого конца XVIII в. слово это чаще всего заменяется словами: стихотворство, красноречие, изящные письмена (ср. belles lettres. – В. В.), или просто письмена, письменность. На первых порах с этим словом соединяется понятие крайне неопределенное, – оно то сближается с ”наукой“, ”просвещением вообще“, то низводится до степени ”грамотности“; позднее отождествляется с приведенными сейчас словами: ”стихотворство“, ”изящные письмена“. Чаще других вместо ”литература“ употреблялось ”стихотворство“; ”стихотворство“ в соединении с ”красноречием“ – вполне исчерпывали понятие, соединяющееся теперь с словом ”литература“ (. ) Карамзин в своем ”Московском Журнале“ (1791–1792), кажется, впервые стал употреблять слово литература в смысле ”изящной словесности по преимуществу“». (. ) С этого времени слово ”литература“ входит в общее употребление, впрочем, еще долгое время отожествляясь с словами: словесность, письменность. » 273 .
Вступив сначала в один синонимический ряд со словами словесность, литература, слово письменность уже к 20–30-м годам XIX столетия отделилось от них и дифференцировало свое значение и употребление (ср. термины народная словесность, изящная словесность, с 40-х годов – беллетристика и т. п.).
Опубликовано вместе с этюдами о словах суть и очерк под общим заглавием «Из истории русской литературной лексики» в кн. «Доклады и сообщения Института языкознания АН СССР» (1959, № 12). В архиве сохранилась рукопись (6 страниц).
Печатается по тексту публикации с внесением ряда необходимых поправок и уточнений.
В рукописи после первого абзаца следовало: «Все другие применения этого слова не входят в норму современного русского литературного языка. Так, в первой половине XIX в. слово письменность иногда выражало значение: литературное просвещение, письменная культура». – В. Л.
Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях. СПб., 1904. С.15.
Этот свой иронический выпад А. С. Шишков направил против журнала «Корифей или ключ литературы» (им процитирован журнал «Корифей. » за 1802 год, ч. 1, с. 27).
Значение слова письменность
Словарь Ушакова
п и сьменность, письменности, мн. нет, жен. Совокупность письменных, литературных памятников какой-нибудь эпохи, какого-нибудь народа (преим. о древних литературах; филол.). Древне-русская письменность. Византийская письменность.
| Грамотность, литературное просвещение (устар.). Процветание письменности.
| То же, что письмо в 4 знач. Иероглифическая письменность.
Словарь лингвистических терминов
1) Совокупность письменных памятников какой-либо эпохи. Древнерусская письменность.
2) Система графических знаков, употребляемых для фиксации речи на письме.
Культурология. Словарь-справочник
1) совокупность письменных средств общения, складывающихся из систем графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма или одним алфавитом;
2) совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи.
Словарь социолингвистических терминов
(Письмо)
Знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Единицы письма всегда прямо или опосредованно связаны с единицами звукового языка разнообразными и сложными отношениями. Идею письма человечество открыло примерно 5 тыс. лет назад. Письмо стало второй формой существования языка, дополняющей первую (устную). С появлением письма обычно начинал складываться литературной (нормированный) язык, становясь в дальнейшем общим (наддиалектным и межсословным) средством коммуникации. В современном мире практически все народы пользуются письмом, однако в подавляющем большинстве случаев это письменность не на местном, а на каком-л. межэтническом языке. Из 5-6 тыс. языков Земли только 600-650 языков имеют письменность.
См. также: Письменный язык
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Техника, изобретенная около пяти тысяч лет назад и позволяющая фиксировать слово и мысль на долговечном носителе при помощи более или менее символических (пиктограммы, идеограммы) или условных знаков (буквы алфавита). Писать – значит вписывать мысль в пространство, где она застывает и сохраняется, и тем самым, во всяком случае частично, освобождать ее от времени. Книги заменяют память, вернее, поддерживают, приумножают и спасают ее. Часто говорят, что в бесписьменном обществе «смерть одного старика – это пожар целой библиотеки». Впрочем, старики по-прежнему умирают, все без исключения. Но библиотеки горят лишь изредка. И благодаря письменности аккумуляция воспоминаний, идей и знаний продолжается бесконечно. Мы больше не довольствуемся тем, чтобы в личном порядке противостоять забвению; мы добавляем свои следы к другим следам, свои творения к другим творениям. Тем самым от логики повторения, свойственной мифам, мы переходим к логике накопительства и прогресса, свойственной истории. Вот почему нельзя считать ни случайностью, ни условностью тот факт, что изобретение письменности обозначает собой конец предыстории. Сохранение прошлого произвело переворот в нашем отношении к будущему: в историю вошло настоящее, которое разделяет и связывает то и другое.
Древняя письменность
Как только человек приобрел способность мыслить, ему захотелось что-нибудь записать. Зачем? А затем, чтобы осталась память о мыслях, открытиях, событиях, интересных людях и т.д. Даже в то время, когда человек не умел еще толком говорить, он оставлял на стенах своих пещер восхитительные картины.
На самом деле оказалось очень сложным соединить два важнейших изобретения человечества — речь и письмо. Письмо же заключается не просто в определенном количестве знаков, которые выражают конкретную мысль. В нем должно содержаться и содержание послания, чтобы другой смог прочесть его и произнести. Так как люди древнего мира не могли еще разделить речь на фразы, предложения на слова, а слова на звуки, они пытались отразить свои мысли в рисунках.
Письменность представляла собой набор неких мнемонических символов, по которым читатель мог понять, в чем дело, однако это не было отражением собственно речи или особенностей языка. Каждый, кто рисовал на стене всевозможные сцены, делал это по-своему. Но постепенно люди стали вырабатывать какую-то определенную систему символов, которые обозначали конкретные предметы: например, солнце могли изображать в виде круга с точкой посередине, и всем членам племени было ясно, что это именно солнце. Вырабатывались и конкретные, известные всем, символы, обозначающие такие понятия как «мужчина», «женщина», «вода», «огонь», «бежать» и т.д. Так и появилась первая система письменности — пиктографическое, или рисуночное, письмо.
Видимо, многие древние цивилизации применяли такую систему письма. Ведь это была самая простая форма для необходимых записей. Пиктограммы всегда были ясны и легки для изображения. Первые из известных систем пиктографии были созданы около 3 000 года до нашей эры египтянами в северо-западной Африке и шумерами в южном Двуречье.
Уже тогда каждый символ представлял собой небольшое изображение. Самым главным было то, что этот символ должен был соответствовать тому предмету, который изображался, то есть быть похожим на него.
Несмотря на все достоинства у пиктографического письма были и свои существенные недостатки. В чем же они заключались? Во-первых, на изображение пусть даже очень короткой истории необходимо было много времени, ведь каждый символ требовал тщательной прорисовки. Во-вторых, с помощью пиктограмм можно было изобразить лишь предметы, но невозможно было передать их цвет, какие-то абстрактные понятия, местоимения, личные имена. Именно на этом этапе появилась необходимость соединить устную и письменную речь в единую систему.
Когда писцы научились записывать связные тексты, у них на это, опять же, уходило очень много времени. Каков выход? А выход видели в упрощении символов. Так возникли символы, удобные и легкие, понятные и писцам, и читателям документов. Когда форма символа перестала напоминать рисунок, а превратилась лишь в сочетание черт, тогда человеческая письменность перешла на новую ступень развития — иероглифическое письмо.
Иероглифы служат для обозначения слов. Выделяют три группы иероглифов.
Первая группа — это логограммы, или идеограммы, то есть знаки, которые обозначают понятия, будь то предмет или действие.
Вторая группа — это символы, которые базируются на фонетическом принципе: к примеру, знак «ласточка» для обозначения прилагательного «большой». В древнеегипетском языке эти слова звучат примерно одинаково.
Третья группа — это детерминативы, то есть знаки, которые помогают читателю определить значение последующего или предшествующего слова еще до его звукового прочтения. К примеру, в шумерской клинописи такие детерминативы ставились в виде вертикальной черты перед мужскими именами. Некоторые детерминативы ставились перед именами царей, цариц, названиями городов, рек, стран и т.д.
Постепенно система письма «один символ — одно слово» сменилась на систему «один символ — один слог». Это означает, что в системе письма стало гораздо меньше знаков — обычно от 30 до 100. Так как ни один из них не отражает объектов, поэтому написание их просто и состоит из простых линий и точек. В качестве примеров слогового письма можно привести кипрский силлабарий (1 200-400 до н.э.), древнеперсидский клинописный шрифт (500-300 до н.э.).
Однако на этом развитие письменности не закончилось. Около 1 100 года до нашей эры в Палестине был изобретен западносемитский алфавит. Самой характерной его разновидностью является финикийский алфавит, который является предком всех существующих сегодня в Европе видов письменности: латинского шрифта, кириллицы, греческого алфавита.
Принцип алфавита очень прост: каждому знаку соответствует один звук. Письменность стала абсолютно четко передавать произношение. Однако в самом финикийском алфавите на письме обозначались лишь согласные, в то время как гласные опускались. Стоит отметить, что человеку все же проще читать тексты с набором из 22 символов, нежели учить коллекции иероглифов из 2 000 штук.