Что такое письмо по памяти
Письмо по памяти на уроках русского языка как средство профилактики нарушений учетной и письменной речи неслышащих обучающихся
Речевое общение является эффективным условием овладения языком. Обучение неслышащих детей общению языковыми средствами требует связи с различными видами деятельности, использования потребности детей в общении с окружающими, организации речевой сферы.
Работа по развитию навыков устной и письменной речи неслышащих обучающихся осуществляется в рамках решения коррекционных задач. Реализация этих задач в условиях специального (коррекционного) обучения предполагает выполнение детьми специальных упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления, словесной памяти, обогащение лексического запаса, развитие навыков правильного грамматического оформления своих высказываний, умение использовать полученные знания в различных ситуациях.
Письмо по памяти как один из видов работы по профилактике нарушений устной и письменной речи направлено на устранение так называемого аграмматизма и алогизма глухих, на предупреждение ошибок в письменных работах.
Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (или на уроке) выученного текста небольшого объема. Для письма по памяти можно подобрать как поэтический, так и прозаический текст. Отрывки из художественных произведений призваны не только проиллюстрировать различные явления русского языка, но и уточнить имеющиеся представления и понятия, дополнить и обогатить их новыми фактами, сведениями, образами. Они призваны дополнить литературные познания, привить неслышащим обучающимся интерес к чтению, восполнить недостаточность общения глухого с окружающим слышащим обществом, расширить познавательный кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт, эмоциональную сферу глухого ученика. Имея перед глазами в качестве примера образцы фраз и текстов, знакомясь таким образом с системным устройством языка, глухие обучающиеся могут использовать их для построения собственных высказываний.
Комплексная работа с текстом способствует развитию речи обучающихся, формированию орфографических, пунктуационных навыков.
Итак, письмо по памяти способствует развитию эстетического отношения к языку, к речи, формированию у неслышащих обучающихся языковой компетенции, то есть расширению словарного запаса, освоению норм языка, профилактике нарушений устной и письменной речи, умению применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала, развитию рецептивных речевых (чтение, аудирование) и продуктивных (говорение, письмо) навыков и умений, коррекции произносительных навыков, работе над ритмико-интонационной структурой речи.
Для анализа и последующей записи по памяти обучающимся можно предложить уже знакомые стихотворные миниатюры (фрагменты поэтических текстов), работа над которыми была предварительно проведена на уроках чтения и развития речи (литературы) с учетом уровня речевого развития детей. Миниатюры могут быть объединены одной тематикой.
После каждой миниатюры даются задания, предназначенные для фронтальной работы; предлагаются орфограммы и пунктограммы, которые можно закрепить, повторить на примере того или иного текста.
Неслышащие обучающиеся с интересом относятся к этой работе, так как запоминание небольшого по объему стихотворного текста помогает обогатить их словарный запас, повысить грамотность, духовный и культурный уровень.
Во время работы над текстом необходимо создать условия для восприятия художественного текста, помочь детям прочувствовать настроение, которое передает стихотворение; особое внимание следует уделить словарной работе. Работа с миниатюрой поможет не только профилактике нарушений устной и письменной речи неслышащих обучающихся, но и выработке навыков выразительного чтения художественного текста, соблюдения пауз, логического ударения, совершенствования ритмико-интонационной структуры речи глухого в целом.
Миниатюра 1. На Крещение
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
В.А. Жуковский
1. Прочитайте отрывок из баллады В.А. Жуковского. О каком времени года говорится в тексте? Почему вы так думаете? Какую картину вы бы нарисовали после его прочтения?
2. Дайте характеристику предложения по наличию главных членов.
3. Разберите по составу глагол расстилали.
4. Подберите антоним к слову белый (черный).
5. Найдите в тексте деепричастный оборот.
6. Выучите стихотворение наизусть. Запишите его по памяти. Особое внимание обратите на постановку знаков препинания.
Материал для закрепления и повторения.
Знаки препинания при однородных членах, знаки препинания при деепричастном обороте, буквы з и с на конце приставок, буквы е и и в корнях с чередованием, проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.
Миниатюра 2. Владимирская Русь
Где в ясных шлемах два собора
Стоят, как два богатыря,
Там расцветает древний город –
Владимир-город – Русь моя.
Она не раз на бой вставала,
Её победами горжусь.
От Золотых ворот начало
Берет Владимирская Русь.
Н.И. Ковалевский
1. Какое чувство вызывают у вас эти строки?
2. Подчеркните грамматические основы предложений.
3. Назовите односоставное предложение. Обозначьте его вид.
4. Напишите значение имени прилагательного древний (старый, старинный, давний).
5. Выполните фонетический разбор слова горжусь.
6. Выпишите из текста сравнение.
7. Выразительно прочитайте стихотворение. Подготовьте письмо по памяти. Обратите внимание на постановку знаков препинания.
Материал для закрепления и повторения.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова, знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами, тире между подлежащим и сказуемым, правописание отрицательных частиц не и ни, правописание имён собственных.
Письмо по памяти
Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся.
Тексты для работы в 5–6 классах
Просмотр содержимого документа
«Письмо по памяти»
Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся. Ещё Ф.И. Буслаев учил: «Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». К.Д. Ушинский тоже настойчиво рекомендовал письмо без помощи книги предварительно заученных стихотворений и прозаических статей.
Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (на уроке или дома) выученного текста небольшого объёма. Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, аудирование, говорение и письмо.
Каждый текст последовательно проходит 4 этапа в работе: восприятие текста, его комплексный анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть и письмо по памяти.
Подготовка к письму по памяти может проводиться на двух уроках: на первом – проводится комплексная работа с текстом, дома учащиеся учат текст наизусть, на втором – письмо по памяти. Либо при несложном тексте (не больше 4-х строк) подготовка к письму по памяти проводится на одном уроке.
В данной статье мы предлагаем стихотворные тексты из методической коллекции автора, которые можно использовать на уроках русского языка для письма по памяти, а также задания, предназначенные для комплексной работы. Данные упражнения могут использоваться как в начале урока (в виде речевой разминки), так и в конце (на этапе закрепления изученного или как одна из форм самостоятельной работы учащихся). Следует иметь в виду, что учитель может выбрать тот уровень анализа, который необходим для изучаемой темы: фонетический, лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный. Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста – это важное требование к работе с художественным текстом. Учащиеся должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех языковых явления, которые изучаются на уроках.
Тексты для работы в 5–6 классах
От сырости ёжится цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Дрожит изумрудная капля
В зёлёной ладошке ольхи.
Г. Граубин
– Послушайте отрывок из стихотворения Г Граубина. Как вы думаете, какое время суток изображено в стихотворении? (Стихотворение называется «В утреннем лесу»)
– Какие изобразительные средства помогают увидеть картину, созданную поэтом? (метафора, эпитет)
– Найдите в тексте синонимы. Какова их роль?
– Проведём небольшой лингвистический эксперимент с синонимами зелёный – изумрудный. Понаблюдайте, как изменится смысл и звучание этих строк, если первый синоним заменить вторым. (Если вместо слова «зелёной» поставить слово «изумрудный», то не будет той дрожащей прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в строках поэта. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово «изумрудная» показывает нам, что капля прозрачная, переливается в лучах солнца).
– Какова роль глаголов-синонимов в стихотворении? (Ёжиться – сжиматься всем телом от холода. Нахохлиться – ёжиться, взъерошивая перья. Синонимы помогают достигнуть наибольшей точности в описании, устраняют повторы).
– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите текст по памяти.
Я видел впервые
Такую красу:
На листьях зелёных
Цветную росу.
Она вся сияла,
Сверкала, искрилась
И огоньками цветными
Светилась.
И я удивился,
Задумался сразу:
…
– Послушайте стихотворение Валентины Кудрявцевой. Как вы думаете, о чём задумался герой? Попробуйте закончить стихотворение.
Авторский вариант: А вдруг из росы
– Почему роса цветная? Видели ли вы такую росу?
– Какие языковые средства помогают автору передать восхищение от увиденного? (синонимы)
– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
– Объясните встретившиеся в тексте орфограммы.
– Объясните знаки препинания во втором предложении.
– Прочитайте стихотворение выразительно. Выучите его наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.
Ветер-задира
В осеннем лесу
Рыжей ольхе
Заплетает косу.
Рыжая белка
Гадает в уме:
«Скоро ли рыжик
Подсохнет к зиме?»
Рыжие гроздья
Рябины в слезах.
Рыжие зайчики
Скачут в глазах.
Рыжие сосны
Скребут небосвод.
Рыжая осень по лесу идёт.
Вика Ивченко
– Послушайте стихотворение Вики Ивченко. Какое время года описано в стихотворении? Почему у стихотворения такое название?
– Какая картина возникает в вашем воображении? Почему столько раз повторяется слово «рыжий»? Может быть, это речевая ошибка?
– Назовите изобразительные средства, использованные в стихотворении.
– Почему автор называет ветер задирой?
– Выпишите слова с орфограммой в корне, объясните их написание.
– Выполните морфологический разбор: рыжей (ольхе).
– Расставьте знаки препинания во втором предложении (предложение с прямой речью).
– Прочитайте выразительно стихотворение. Выучите его наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
В. Суслов
– Послушайте отрывок из стихотворения В. Суслова.
– Каким настроением проникнуто стихотворение? Как вы думаете, какое время года изображает поэт? Какую картину рисует ваше воображение?
– Почему 1 и 3 строки состоят из повторяющихся восклицательных предложений? Какова роль речевого повтора?
– Какие изобразительные средства использованы в стихотворении?
– Какой звук повторяется в строчках? (Аллитерация – повтор согласных [л] – [л’] – создаёт образ льющейся воды).
– Выпишите рифмующиеся слова. К одной ли части речи они относятся? Объясните встретившиеся в этих словах орфограммы.
– Прочитайте текст выразительно, запишите его по памяти.
Тигрёнком выскочило солнце
Из тёмных зарослей ракиты
И стало воду из озёрца
Лакать и жадно, и сердито.
Г. Новицкая
– Послушайте отрывок из стихотворения Г. Новицкой.
– Опишите словами образ Солнца, который создаётся в нашем воображении?
– Назовите изобразительные средства, встретившиеся в отрывке.
– Как вы думаете, почему автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
– Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
– Выпишите слова, в которых все согласные звуки звонкие.
– Объясните постановку знаков препинания.
– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите его по памяти.
Тексты для работы в 7–9 классах
Пожелтевший от зноя лопух
Развернул розоватые латы
И стоит, задыхаясь от мух,
Под высокими окнами хаты.
Н. Заболоцкий
– Известно ли вам такое растение – лопух? Привычное деревенское растение с большими листьями, не отличающееся красотой. А вот как рассказал о нём поэт Н. Заболоцкий. Прочитайте отрывок выразительно.
– Какую картину представили себе при чтении? Какое время года и время суток изображает поэт? Какие слова помогают найти ответ на этот вопрос? (Жаркий летний день подходит к концу. Не просто жаркий – знойный. Даже лопух задыхается. Лопух пожелтевший, но розоватый. Может быть, его освещают лучи заходящего солнца? Почему не рассвет? Потому что после зноя, потому что мухи, а утром бывает прохладно)
– Какие изобразительные средства использует автор? (олицетворение, метафора)
– Что такое латы? Почему, на ваш взгляд, автор одевает лопух в латы? (Латы – в старину: металлические доспехи, броня. Широкие листья лопуха похожи на латы. И сам лопух большой, сильный, крепко стоит на своём месте).
– Какие известные вам орфограммы встретились в четверостишии?
– Объясните постановку знаков препинания. Почему в первой строке не обособлено определение, выраженное причастным оборотом?
– Прочитайте ещё раз текст выразительно, запишите его по памяти.
Всход…т солнце, бодрое от холода.
Золотится отбл…ском окно.
Утро тихо, радос…но и молодо.
Белым снегом всё запуше…о.
И. Бунин
– Какую картину представили при чтении отрывка? Какие слова вам помогли?
– Почему всё снегом не засыпано, не завалено, а именно запушено?
– Какие изобразительные средства использует автор?
– Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
– Назовите грамматическую основу третьего предложения.
– Запишите текст по памяти.
№ 8
В пограничном лесу.
На деревьях – лё…кий ин…й.
Тихо.
Безм…тежно.
Лес, покрытый дымкой син…й,
Тян…тся бе…брежно.
В. Степанов
– Василий Степанов – участник Великой Отечественной войны. Его стихи о войне, о людях труда, о природе средней полосы России. Прочитайте выразительно предложенное стихотворение.
– Какую картину представили при чтении? Что добавляет в восприятие стихотворения его название?
– В каком значении употреблены слова «безмятежный», «безбрежно».
– Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
– Какова роль односоставных предложений в этом стихотворении?
– Объясните знаки препинания.
– Запишите текст по памяти.
Был серый день, и дождик моросил,
И небо нависало тяжелее,
Когда он, задыхаясь, проходил
По листьями осыпанной аллее.
В. Рождественский
– Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения В. Рождественского «Старый Фет».
– Каким настроением проникнуто стихотворение. Расскажите, какой день вы представили.
– Объясните, как вы понимаете выражение «дождик моросил». Как ещё может идти дождь? Почему, на ваш взгляд, использовано слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – дождик?
– Какие орфограммы встретились в тексте. Прокомментируйте их.
– Объясните постановку знаков препинания. Почему в последней строчке не обособлено определение, выраженное причастным оборотом?
Походка у времени лисья.
Люблю наблюдать листопад:
Осенние бабочки-листья
На чёрную землю летят.
В. Агапов
– Прослушайте отрывок из стихотворения В. Агапова. Какое время года описано в нём? Какое настроение передаёт этот отрывок?
– Опишите словами образ Осени, который создаётся в нашем воображении. Как вы понимаете первую строку: «Походка у времени лисья».
– Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить с помощью красок тот пейзаж, который словами описан поэтом. Что вы изобразите на картине, какие краски будете использовать?
– Какие изобразительные средства использованы в этом отрывке?
– Выпишите слово, в котором все согласные звуки глухие.
– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
– Какие орфограммы встретились в тексте?
– Объясните постановку двоеточия в отрывке.
– Как вы думаете, почему автор использовал бессоюзное сложное предложение?
– Прочитайте отрывок выразительно, запишите его по памяти.
Статья: «Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе «
«Как научить детей писать грамотно?» Данный вопрос волнует не только учителя, но и многих родителей. Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает.
Таким образом, передо мной стояла задача повысить у учащихся мотивацию орфографической работы. Для реализации этой задача я стала изучать работы ученых, методистов, учителей-практиков, которые старались найти оптимальные методы и приемы, позволяющие у учащихся прочные навыки правописания.
В методике русского языка существует такой вид работы, как «письмо по памяти». Решила более подробно ознакомиться с данной методикой и в дальнейшем применить ее в своей педагогической деятельности.
Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся. Ещё Ф.И. Буслаев учил: «Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». К.Д. Ушинский тоже настойчиво рекомендовал письмо без помощи книги предварительно заученных стихотворений и прозаических статей.
Роль памяти в обучении русскому языку очень велика. Без функции памяти человек не может мыслить, рассуждать, делать выводы. Особенно важна степень владения человеком своей памятью, т.е. умение использовать различные способы, обеспечивающие наилучшие результаты запоминания и применения сохраненного памятью в жизни.
Существует несколько видов памяти:
1. Моторная (двигательная) память.
3. Эмоциональная память.
4. Словесно – смысловая память. (Общая психология А.Г.Маклаков, стр.258-261)
У каждого ребенка виды памяти развиты по-разному. Отсюда можно сделать вывод: главная задача педагога – развивать разные виды памяти.
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят. ( А. Барто)
Детям предлагается немного пофантазировать, представить себя осенними листочками, показать в движении листопад.
Поля опустели. ( Н. Некрасов )
При запоминании отрывка и его написании, у учащихся возникает определенная картина осени. Поэтому не составляет особого труда запомнить такого типа четверостишия.
3. Эмоциональная память.
Мы любим дни морозные,
Ночное небо звездное,
И шумный Новый год ( О. Высотская)
Надолго сохранится в памяти это четверостишие, потому что Новый год – один из самых любимых праздников детворы. В воображении детей ярко предстанут дед Мороз с подарками, новогодняя елка с сюрпризами, зимние игры: катание на коньках, санках.
4. Словесно – смысловая память.
Петь он любит на рассвете.
Дети легко запомнят правописание слов, окрашенных смысловым оттенком. Все это развивает зрительную память и слуховую.
Письмо по памяти закрепляет навык правописания с различными орфограммами и требует от учащихся тщательной подготовки.
Для учащихся первых классов письмо по памяти начинается с букв, слогов, слов и предложений. Начиная со второго класса, для письма по памяти используются стихотворения, пословицы, скороговорки, поговорки, афоризмы.
Письмо по памяти» можно проводить на разных этапах урока и на разных этапах изучения темы. От этого зависит орфографическая насыщенность предполагаемого материала. Обычно «Письмо по памяти» проводится в начале урока, как орфографическая разминка. В этом случае в тексте будут слова с набором различных орфограмм.
Рассмотрим вариант письма по памяти на примере отрывка стихотворения С.Есенина «Береза».
Работа проводится по следующему алгоритму:
1. Знакомство со стихотворением
2. Объяснение орфограмм, знаков препинания.
3. Разучивание стихотворения
4. Работа в тетради.
5. Самопроверка.
6. Взаимопроверка по карточке или по учебнику.
Но можно разучивание стихотворения начинать сразу в паре: один ученик читает все четыре строчки, затем по очереди каждый из них вслух воспроизводит эти строчки. Если воспроизведение точное, то также по очереди читают друг другу по памяти. Когда стихотворение изучены, каждый из партнеров может легко, свободно и быстро воспроизвести, не допуская ошибок, происходит смена партнера. Смена партнера способствует быстрому запоминанию стихотворения, развитию памяти и успешной взаимопроверке партнеров. Таким образом, заучивание можно повторить несколько раз с разными партнерами.
Таким образом, подводя итог использования данного вида работы, хочу отметить положительные стороны «Письма по памяти». Учащиеся теперь не только пишут грамотнее, но и обогащается их словарный запас, а также проявляется интерес к урокам русского языка.
Чтобы проводить письмо по памяти, нужно предварительно подготовить достаточно карточек. ( http://school-istok.narod.ru/Root/Port/Markova/Root/Pages/pr_05.htm )
В данной статье я предлагаю стихотворные тексты по темам, которые можно использовать на уроках русского языка для письма по памяти. (Приложение)
Мастер-класс на тему «Письмо по памяти на уроках русского языка» (1-4 класс)
Выбранный для просмотра документ Мастер-класс.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мастер – класс Участвуй. Будь открыт и активен. Учись, выдумывай, пробуй. Будь готов к совместному творчеству. 1. 2.
Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе
«Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги» Ф.И. Буслаев
Письмо по памяти (наизусть) Это один из эффективных приёмов обучения правописанию, который способствует: тренировке памяти (образной, ассоциативной, зрительной); обогащению словарного запаса Теоретическая часть
1 класс А, о, у, ы, п, б, д, т, г, ж, в, л, м. Па, го, ту, ри, мы, не, вя, ды. Тина, гитара, шар, топор. Утки и куры у тропинки. У Ирины картинки.
2-4 класс Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Жёлтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой. (С. Маршак) Пошёл журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. («Лиса и журавль», русская сказка)
2-4 класс Живёт в норке, грызёт корки, Небольшие ножки, боится кошки. (Мышка) Человек без друзей, что дерево без корней. (Русская пословица) Фразеологизмы: остаться с носом, сидеть как на иголках, как с гуся вода, работать спустя рукава.
Алгоритм письма по памяти Знакомство с текстом. Чтение обучающимися текста про себя, или учителем вслух. Нахождение и объяснение орфограмм, знаков препинания. Чтение учителем первой строки. Выполнение обучающимися в тетради схематического рисунка к этой строке.
Алгоритм письма по памяти Разучивание текста. Чтение обучающимися про себя. Работа в тетради. Запись текста с выделением орфограмм и знаков препинания. Самопроверка.
Письмо по памяти Практическая часть Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!
Объяснение орфограмм Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!
Схематический рисунок Уж тает снег, бегут ручьи,
Схематический рисунок В окно повеяло весною
Схематический рисунок Засвищут скоро соловьи,
Схематический рисунок И лес оденется листвою!
Разучивание текста Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!
Рефлексия Буду использовать эту технологию в своей работе Уже применяю эту технологию в своей работе Мне это было не интересно
Спасибо за внимание!
Выбранный для просмотра документ Наглядность.doc
Выбранный для просмотра документ Письмо по памяти на уроках русского языка.doc
Мастер – класс по теме:
«Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе»
познакомить с методикой проведения письма по памяти
помочь осмыслить возможности использования этого приёма на уроках русского языка
помочь приобрести практический опыт
Задачи мастер – класса:
— создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста и творческого потенциала педагога;
— распространение педагогического опыта.
1. Подготовительно-организационный момент
Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому что нет учителя и учеников. Мы с вами – коллеги и мастера! А чтобы наша работа была интересной и продуктивной, давайте познакомимся с условиями нашей мастерской. (слайд 1):
будь открыт и активен;
учись, выдумывай, пробуй;
будь готов к совместному творчеству;
Вы готовы принять данные условия? Поднимите сигнальные карточки. (Желтое солнышко – вы готовы к плодотворной работе, красное – вы не готовы к работе,. Итак, все готовы к сотрудничеству.
2. Методика проведения письма по памяти.
Тема моего мастер-класса «Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе». (слайд 2)
«Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». (слайд 3)
Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову. Кроме этого способствует развитию орфографической зоркости, пунктуационных навыков обучающихся.
Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, аудирование, говорение и письмо.
Для учащихся первых классов письмо по памяти начинается с букв, слогов, слов и предложений.
Начиная со второго класса, для письма по памяти чаще используются отрывки из стихотворений или предложений из произведений известных детям авторов.
Очень интересно проходит работа с пословицами, поговорками, загадками, фразеологизмами.
«Письмо по памяти» можно проводить на разных этапах урока и на разных этапах изучения темы. От этого зависит орфографическая насыщенность предполагаемого материала. Обычно «Письмо по памяти» проводится в начале урока, как орфографическая разминка. В этом случае в тексте будут слова с набором различных орфограмм. Часто предложенный для письма по памяти текст, является отправной точкой для дальнейшего развития урока. При закреплении вновь изученного материала, в тексте преобладают слов с изученным правилом.
«Письмо по памяти» проводится на основе зрительного или слухового восприятия текста или отдельных слов (словосочетаний), подобранных по определённому правилу. Зрительное «Письмо по памяти» проводится по следующему алгоритму:
Знакомство с текстом. Чтение обучающимися текста про себя, или учителем вслух.
Нахождение и объяснение орфограмм, знаков препинания.
Чтение учителем первой строки. Выполнение обучающимися в тетради схематического рисунка к этой строке. Аналогичная работа проводится со следующими строками.
Разучивание текста. Чтение обучающимися про себя.
Работа в тетради. Запись текста с выделением орфограмм и знаков препинания.
Рассмотрим вариант зрительного письма по памяти на примере отрывка стихотворения А. Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
У
ж тает сне г , б е гут руч ь и,
В о кно п о веяло в е сною…
З а сви щу т скоро с о л о в ь и,
И ле с о денется л и ствою!
Словарные слова скоро и соловей. Уж- частица, которая придаёт усиление слову «тает», снег-снега, бегут-бег, окно-окна, в слове повеяло приставка по, потому что ударение падает на гласную о, весною-вёсна, соловьи – соловушка, а первую гласную о надо запомнить, лес-леса, листвою-лист.
Как вы думаете как можно изобразить вторую строку? (окно, светит солнце, проталины).
Схематический рисунок для третьей строки – свисток, птички.
Таким образом, использование на уроке технологии «Письмо по памяти» позволяет развивать у учащихся орфографическую зоркость, способствующую помогать им писать грамотно, развивать точность и образность речи, помогает развивать слуховую и зрительную память и способствует развитию концентрации произвольного внимания.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Оцените практическую значимость этого мастера класса для педагогов. Перед вами кораблики трёх цветов (зелёный – буду использовать технологию письмо по памяти в своей работе, желтый- уже применяю эту технологию и красный – мне это было не интересно). Так как за окном весна давайте пустим наши кораблики по ручейку. (звучит спокойная музыка).
Слайд 20 Спасибо за внимание!