Что такое план биология

Плауны

Что такое план биология. Смотреть фото Что такое план биология. Смотреть картинку Что такое план биология. Картинка про Что такое план биология. Фото Что такое план биология

Строение плаунов

Наиболее важной морфологической особенностью является наличие у плаунов микрофилл. Микрофилл представляет собой лист высших растений, образованный выростом стебля (энационный лист). Такой лист всегда имеет только одну жилку, маленькие размеры и простую форму. Листорасположение может быть супротивным, мутовчатым.

У класса плауновые, к которому относится плаун булавовидный, отсутствует аэренхима, крупные межклетники (полости) в тканях. Среди них нет водных растений.

Что такое план биология. Смотреть фото Что такое план биология. Смотреть картинку Что такое план биология. Картинка про Что такое план биология. Фото Что такое план биология

На поверхности спорофилла (фертильного листа) находятся спорангии. Спорофилл может располагаться среди обычных (стерильных) листьев, либо несколько спорофиллов могут объединяться вместе: такая структура называется стробила. Стробила представляет собой спороносный побег, ограниченный в росте.

Гаметофиты плауна булавовидного значительно упрощены, представляют собой фотосинтезирующие или бесцветные (вступающие в симбиоз с грибом) образования. Антеридии могут развиваться на одном гаметофите с архегониями, могут и располагаться отдельно на разных гаметофитах.

Жизненный цикл плауна

Что такое план биология. Смотреть фото Что такое план биология. Смотреть картинку Что такое план биология. Картинка про Что такое план биология. Фото Что такое план биология

Значение плаунов

Плаун применяется в гомеопатии при некоторых болезнях желудочно-кишечного тракта и нарушениях метаболизма (обмена веществ). Используется в фармацевтической практике для предотвращения слипания пилюль. Из плауна изготавливают детскую присыпку.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

План уроков по биологии

Ознакомление с сущностью нового раздела биологии, структурой учебника

выработка знаний о значении зоологии, развитие умений по работе с учебником.

Просмотр содержимого документа
«План уроков по биологии»

«Введение. История развития зоологии.»

Ознакомление с сущностью нового раздела биологии, структурой учебника

выработка знаний о значении зоологии, развитие умений по работе с учебником.

Учебники, плакат «Наскальные изображения животных»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Объяснение учащимся сущности нового раздела биологии, сравнение с изученным курсом «Растения, 6 класс»

В) Новый раздал биологии – Зоология

Особенности нового раздела

Приемы и способы работы с учебником

Ответы учащихся на вопросы учителя:

Каково значение биологии в жизни человека?

Почему биология делится на несколько самостоятельных наук?

Г) Представления наших предков о животных

Анализ таблицы и рисунков учебника рис. 1 (а,б,в) на стр. 4,5

Беседа с учащимися по вопросам:

1.Почему наши предки рисовали животных?

2. каковы были знания предков о животных?

Д) Зоология в средние века

Самостоятельная работа с учебником – чтение стр. 5,6 и запись в тетради: Ученые и их вклад в понимание животного мира

4.Домашнее задание: Прочитать §1, ответить на вопросы 1-4 стр.7

Научить учащихся формулировать определения терминов, выделять признаки классификации наук о животных, сравнивать растения и животных, доказывать свою точку зрения о роли зоологии в практической деятельности людей.

Этология, зоогеография, энтомология, орнитология, ихтиология, эволюция животных.

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Эволюция органического мира

Анализ рисунка 2 на стр. 6 учебника

В) Систематика животного мира

Анализ систематического положения «Шимпанзе карликового» на стр. 7 учебника.

Составление ( в тетради) на ее основе систематики человека и сравнение систематического положения Шимпанзе и человека – выявить сходства и объяснить различия. О чем говорит сходство?

Г) Зоологические науки

Объяснить учащимся сущность новых наук:

Этология, зоогеография, энтомология, орнитология, ихтиология, эволюция животных.

Д) Значение зоологических знаний

Выявление знаний учащихся, дополнения учителя, запись в тетради.

4.Домашнее задание: Прочитать §2, ответить на вопросы 1-2 на стр.9 учебника

Выработка знаний о типе Простейшие.

Научить учащихся распознавать микроскопических животных. Анализировать содержание таблиц. Выделять особенности жизнедеятельности.

Таблицы «Простейшие», «Амёба обыкновенная»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Повторение пройденного материала

Анализ рисунка 2 на стр. 6 учебника

Ответы на вопросы на стр. 9 учебника

Общая характеристика простейших – работа с таблицей

Определение понятия «простейшие», сравнение и выявлении сходств и различий простейших с одноклеточными водорослями

Г) Новая тема – систематические группы простейших

Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики – характеристика групп простейших

Д) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие организмы относят к простейшим?

2. Какие группы простейших вы знаете?

3. Особенности строение простейших – по таблице

4.Домашнее задание: Прочитать §3, ответить на вопросы 1-3 на стр.15 учебника

Выработка знаний о многообразии Простейших.

Научить учащихся распознавать микроскопических животных, приводить аргументы, доказывающие единство происхождения животных и растений. Анализировать содержание таблиц. Выделять особенности жизнедеятельности.

Таблицы «Простейшие», «Эвглена зеленая», «Инфузория-туфелька»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Повторение пройденного материала

Анализ рисунков 4-7 на стр. 14-15 учебника

Ответы на вопросы на стр. 15 учебника

В) Новая тема – Жгутиконосцы. Общая характеристика

Выделить особенности строения жгутиконосцев по таблице и рисункам 8, 9 учебника на стр. 16,17.

Эвглена Зелёная – зарисовать, подписать органоиды и выполняемые ими функции

Инфузория туфелька – зарисовать, подписать органоиды и выполняемые ими функции

Г) Новая тема – значение простейших

Выявление знаний учащихся, объяснение учителя, запись в тетради

Д) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Почему жгутиконосцев относят к простейшим?

2. Чем они отличаются от корненожек?

3. Каково значение простейших?

4.Домашнее задание: Прочитать §4, ответить на вопросы 1-4 на стр.19 учебника

«Беспозвоночные. Тип губки»

Выработка знаний об особенностях организации многоклеточных животных типа «Губки»

Научить учащихся определять систематическое положение животного, распознавать изученных животных, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, выделять особенности строения и признаки систематики беспозвоночных

Таблицы «Губки», «Многообразие губок», «Жгутиконосцы»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Повторение пройденного материала

Анализ рисунков 8-12 на стр. 16-19 учебника

Ответы на вопросы на стр. 19 учебника

В) Новая тема – Беспозвоночные. Тип «Губки»

Строение тела – работа с таблицами (на доске) и рисунками учебника 13,14 на стр. 23-24

Многообразие губок. Классы:

Характеристика особенностей представителей классов.

Значение губок – диалог с учащимися

Г) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

1. В чем отличительная особенность губок от простейших?

2. Назовите классы губок?

3. Каково значение губок в природе и жизни человека?

4.Домашнее задание: Прочитать §5, ответить на вопросы 1-4 на стр.25 учебника

«Беспозвоночные. Тип кишечнополостные»

Выработка знаний об особенностях организации многоклеточных животных типа «кишечнополостные»

Научить учащихся определять систематическое положение животного, распознавать изученных животных, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, выделять особенности строения и признаки систематики беспозвоночных

Таблицы «Губки», «Многообразие губок», «Пресноводная гидра»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Повторение пройденного материала

Анализ рисунков 13-14 на стр. 23-24 учебника

Ответы на вопросы на 1-4 на стр. 25 учебника

В) Новая тема – Беспозвоночные. Тип «Кишечнополостные»

Типы клеток Гидры – зарисовать различные типы клеток, характерные для гидры. Пояснить их значение в жизни организма.

Г) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Почему кишечнополостные получили такое название??

2. Каковы особенности строения и жизнедеятельности Гидры?

3. Какие типы клеток Гидры вам известны? Для чего они служат?

4.Домашнее задание: Прочитать §6, (стр.25-27), ответить на вопросы 1-2 на стр.31 и сделать анализ рисунков 17 и 18 на стр. 28 учебника

Выработка знаний об особенностях организации многоклеточных животных типа «кишечнополостные»

Научить учащихся определять систематическое положение животного, распознавать изученных животных, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, выделять особенности строения и признаки систематики беспозвоночных, разбираться в многообразии представителей типа.

Таблицы «Пресноводная гидра». «Кишечнополостные», физическая карта мира.

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Повторение пройденного материала

Анализ рисунков 17-18 на стр. 28 учебника

Ответы на вопросы на 1-2 на стр. 31 учебника

В) Новая тема –Многообразие кишечнополостных

Класс гидроидные – характеристика класса учащимися на примере Гидры пресноводной (материал прошлого урока)

Класс сцифоидные. Характеристика медуз.

Класс коралловые полипы. Показать на карте мира распространение коралловых рифов. Большой Барьерный Риф – Австралия

Значение кишечнополостных в природе – выявление знаний учащихся, дополнения учителя, запись в тетради.

Г) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

1. С какими классами кишечнополостных вы познакомились?

2. Каково значение кишечнополостных в природе и жизни человека?

4.Домашнее задание: Прочитать §6, (стр.28-30), ответить на вопросы 3,4 на стр.31 и сделать анализ рисунка 19 на стр. 30 учебника

Выработка знаний об особенностях организации многоклеточных животных типа «Плоские черви»

Научить учащихся определять систематическое положение животного, выделять особенности строения и признаки систематики беспозвоночных, разбираться в многообразии представителей типа.

Развитие умений по работе с учебниками, таблицами и раздаточными материалами.

Таблицы «Плоские черви». «Сосальщики-паразиты»,

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Повторение пройденного материала

Анализ рисунка 19 на стр. 30 учебника

Ответы на вопросы на 3,4 на стр. 31 учебника

В) Новая тема –Тип плоские черви

Общая характеристика типа

Многообразие плоских червей:

Класс ресничные – анализ рис. 20 на стр. 32

Класс сосальщики– анализ рис. 21 на стр. 33

Значение плоских червей в природе в природе – выявление знаний учащихся, дополнения учителя, запись в тетради.

Г) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие организмы относят к типу Плоские черви?

2. Какие приспособления к паразитическому образу жизни выработались у плоских червей? (анализ рисунка 22 на стр.34)

4.Домашнее задание: Прочитать §7, ответить на вопросы 1- 3 на стр.35 учебника

Выработка знаний об особенностях организации многоклеточных животных типа «Круглые черви»

Научить учащихся определять систематическое положение животного, выделять особенности строения и признаки систематики беспозвоночных, разбираться в многообразии представителей типа.

Развитие умений по работе с учебниками, таблицами и раздаточными материалами.

Таблицы «Плоские черви». «Сосальщики-паразиты», «Круглые черви», Влажный препарат «Аскарида человеческая»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Повторение пройденного материала

Анализ рисунка 22 на стр. 34 учебника

Ответы на вопросы на 1-3 на стр. 35 учебника

В) Новая тема –Тип круглые черви

Общая характеристика типа

Внешнее и внутренне строение, образ жизни:

Лабораторная работа №2 на странице 36 – учащиеся выполняют в тетради лабораторных работ.

Г) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие организмы относят к типу круглые черви?

2. Какие приспособления к паразитическому образу жизни выработались у круглых червей? (на примере аскариды)

4. Домашнее задание: Прочитать §8, ответить на вопросы 1- 3 на стр.36 учебника

Тип «Кольчатые черви»

Выработка знаний об особенностях организации многоклеточных животных типа «Кольчатые черви»

Научить учащихся определять систематическое положение животного, выделять особенности строения и признаки систематики беспозвоночных, разбираться в многообразии представителей типа.

Развитие умений по работе с учебниками, таблицами и раздаточными материалами.

Таблицы «Круглые черви», «Кольчатые черви» Влажный препарат «Нереида»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Повторение пройденного материала

Ответы на вопросы на 1-3 на стр. 36 учебника

Проверка результатов лабораторной работы

В) Новая тема –Тип кольчатые черви

Общая характеристика типа

Внешнее и внутренне строение, образ жизни: анализ рис 24, 25 на стр.37-38

Класс многощетинковые или Полихеты – анализ рисунка 26 на стр. 39

Г) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие организмы относят к типу Кольчатые черви?

2. Каковы особенности внутреннего и внешнего строения кольчецов?

4. Домашнее задание: Прочитать §9, ответить на вопросы 1- 3 на стр.40 учебника

Тип «Кольчатые черви. Многообразие кольчатых»

Выработка знаний о многообразии животных типа «Кольчатые черви»

Научить учащихся определять систематическое положение животного, выделять особенности строения и признаки систематики беспозвоночных, разбираться в многообразии представителей типа.

Развитие умений по работе с учебниками, таблицами и раздаточными материалами.

Таблицы «Кольчатые черви» Влажный препарат «Нереида»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Повторение пройденного материала

Ответы на вопросы на 1-3 на стр. 40 учебника

Внешнее и внутреннее строение – ответы по таблице и рисунку 25 на стр. 38

В) Новая тема –Многообразие кольчатых

Класс малощетинковые (олигохеты) – дождевой червь

Выполнение учащимися лабораторной работы на стр. 42 учебника

Класс пиявки – анализ рис. 29 на стр.43. Жизнь пиявок.

Г) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие классы кольчатых червей вам известны?

2. Каковы особенности внутреннего и внешнего строения кольчецов? (по результатам лабораторной работы)

4. Домашнее задание: Прочитать §10, ответить на вопросы 1- 3 на стр.44 учебника

«Тестирование по темам «Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Тип Кишечнополостные. Тип плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви».»

Обобщить знания по темам «Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Тип Кишечнополостные. Тип плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви».

1. В образовании коралловых рифов и атоллов участвуют:

2. Прикрепленный образ жизни ведет:

г) португальский военный кораблик.

3. Функцию защиты у кишечнополостных выполняют клетки:

4. Регенерация происходит благодаря клеткам:

а) слой поверхностных клеток;

б) студенистое вещество, расположенное между эктодермой и энтодермой;

в) слой внутренних клеток;

г) слой, расположенный под энтодермой.

6. В какой тип объединяют животных, имеющих удлинённое тело, разделённое на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

7. Из перечисленных видов червей отметьте круглых червей, паразитирующих у человека.

а) рыбья пиявка, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

8. Тип Кольчатые черви включает классы…

а) Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки

9. Печёночный сосальщик паразитирует в…

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком кишечнике человека

10. В организм человека яйца аскариды попадают с…

а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом

б)немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами

11. Промежуточным хозяином личинок печёночного сосальщика является…

12. В какой тип объединяют раздельнополых животных, имеющих веретёнообразное тело (круглое на поперечном разрезе), жидкостную полость тела с расположенными в ней внутренними органами?

13. Из перечисленных видов червей отметьте кольчатых червей.

а) нереида, дождевой червь, трубочник, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

1. Основной отличительный признак кишечнополостных:

а) наличие стрекательных клеток;

б) радиальная симметрия;

в) наличие пищеварительной полости;

г) наличие внутреннего скелета.

2. Пищеварение у гидр:

3. Двухслойное строение тела имеет

в) стеклянная губка;

г) инфузория туфелька.

4. К колониальным кишечнополостным относятся:

5. Половые клетки у кишечнополостных образуются в:

в) кишечной полости;

6. В какой тип объединяют гермафродитных животных, имеющих трёхслойное уплощённое двусторонне-симметричное тело, пищеварительную систему, представленную ртом, глоткой и кишечником?

7. Из перечисленных видов червей отметьте плоских червей, паразитирующих у млекопитающих.

а) нереида, дождевой червь, трубочник, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

8. Тип Круглые черви произошли от…

б) древних плоских червей

в) кольчатых червей

9. Бычий цепень паразитирует в…

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком отделе кишечника человека

10. Многощетинковые черви преимущественно обитают в…

а) прибрежной полосе морей

в) небольших водоёмах

11. Большую роль в распространении яиц аскариды и заражении ими людей играют…

12. Тип Плоские черви включает классы…

а) Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки

13. В организм человека финна бычьего цепня человека попадает с…

а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом

б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами

Вариант 1: 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – г; 5 – б; 6-в; 7-в;8-г;9-а;10-б;11-в;12-а;13-а

Вариант 2: 1 – а; 2 – г; 3 – в; 4 – г; 5 – а;6-в;7-б;8-б;9-в;10-а;11-б;12-в;13-а.

Выработка знаний о моллюсках

Научить учащихся определять систематическое положение животного, выделять особенности строения и признаки систематики беспозвоночных, разбираться в многообразии представителей типа.

Развитие умений по работе с учебниками, таблицами и раздаточными материалами.

Презентация «Многообразие моллюсков»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Повторение пройденного материала

Ответы на вопросы на 1-3 на стр. 44 учебника

Анализ выполненной лабораторной работы

В) Новая тема –Моллюски

Демонстрация презентации «Многообразие моллюсков». Запись учащимися в тетради данных, полученных из презентации.

Внутреннее строение моллюсков – анализ рисунка 31 на стр. 46

Г) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Каких животных относят к типу Моллюски?

2. О каких классах моллюсков вы узнали на уроке?

4. Домашнее задание: Прочитать §11, ответить на вопросы 1- 3 на стр.48 учебника

Расширить знание о многообразии моллюсков, показать их роль в природе и практическое значение для человека.

Презентация «Многообразие моллюсков»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Повторение пройденного материала

Ответы на вопросы на 1-3 на стр. 44 учебника

Анализ выполненной лабораторной работы

В) Новая тема – Моллюски

Демонстрация презентации «Многообразие моллюсков». Запись учащимися в тетради данных, полученных из презентации.

Внутреннее строение моллюсков – анализ рисунка 31 на стр. 46

Г) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Каких животных относят к типу Моллюски?

2. О каких классах моллюсков вы узнали на уроке?

4. Домашнее задание: Прочитать §11, ответить на вопросы 1- 3 на стр.48 учебника

Выработка знаний об особенностях жизнедеятельности и многообразии представителей типа

Учащиеся должны научиться:

Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

Описывать строение иглокожих в природе.

Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания.

Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных.

Таблицы «иглокожие», «морские звезды», презентация «иглокожие»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Повторение пройденного материала

Ответы на вопросы на 1- 4 на стр.52 учебника

В) Новая тема –Тип Иглокожие

Г) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Каких животных относят к типу Иглокожие?

2. О каких классах иглокожих вы узнали на уроке?

4. Домашнее задание: Прочитать §13, ответить на вопросы 1- 3 на стр.56 учебника

«Тип Членистоногие. Класс Ракообразные»

Выработка знаний об особенностях жизнедеятельности и многообразии представителей типа

Учащиеся должны научиться:

Распознавать животных типа Членистоногих.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

Выделять особенности строения членистоногих.

Таблицы «иглокожие», «Членистоногие», презентация «Членистоногие»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Б) Повторение пройденного материала

Ответы на вопросы на 1- 3 на стр.56 учебника

Анализ рис. 35 – 37 на стр. 53- 55

В) Новая тема –Тип Членистоногие

Общая характеристика – работа с таблицей

Г) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Каких животных относят к типу Членистоногие?

2. О каких классах Членистоногих вы узнали на уроке?

4. Домашнее задание: Прочитать §14 ч.1, ответить на вопросы 1- 2 на стр.62 учебника

«Классы типа Членистоногие. Паукообразные»

Выработка знаний о многообразии представителей типа членистоногие.

Учащиеся должны научиться:

Определять принадлежность членистоногих к классам.

Объяснять значение в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления членистоногих к среде обитания.

Сравнивать по плану членистоногих разных классов.

Коллекции членистоногих разных классов. Таблица «паукообразные»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Ответить на вопросы 1- 4 на стр.62 учебника

Общая характеристика паукообразных

Многообразие видов – работа с таблицей:

Ключевые понятия: Хитин, Сложные глаза, мозаичное зрение, Развитие без превращения, паутинные бородавки, паутина – ловчая сеть, легочные мешки и трахеи, партеногенез

Г) Закрепление материала

Интересное о пауках –чтение и анализ текста «Знаете ли вы…» на стр.62

4.Домашнее задание: Прочитать §14 ч.2, ответить на вопросы 3-4 стр.62

«Класс Насекомые. Общая характеристика и значение.»

Расширить и углубить знания о типе членистоногих путем изучения строения насекомых; познакомить с внешнем и внутренним строением насекомых, их приспособленностью к среде обитания.

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Общая характеристика насекомых

Роль членистоногих в природе и в практической деятельности. Одомашненные виды.

Фасеточное (мозаичное) зрение.

Многообразие сред обитания и образов жизни (свободноживущие, паразиты).

Особенности строения (отделы тела, число ног, органы чувств) и жизнедеятельности (типы развития, размножения, дыхания и пищеварения). Особенности экологии.

В) Закрепление материала

4.Домашнее задание: Прочитать § 15

Л/Р № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых»

«Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки.»

Познакомить с особенностями строения, среды обитания тараканов, кузнечиков, сверчков, кобылок, саранчи, медведок, подёнок, уховерток; раскрыть роль этих насекомых в жизни человека и их значение в природе; особо остановиться на вредителях с/х культур и видах, оказывающих вредное влияние на человека.

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Названия отрядов насекомых.

Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека.

Основные представители отрядов насекомых Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития.

Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации) представителей отрядов насекомых

Общая характеристика насекомых

Многообразие видов – работа с таблицей:

Знакомство с многообразием насекомых – анализ данных презентации и таблиц, запись основных сведений об отрядах насекомых в таблицу в тетради

В) Закрепление материала

Значение тараканов, прямокрылых, уховерток, поденок – положительное и отрицательное – диалог с учащимися

4.Домашнее задание: Прочитать § 16

Рис. 47. Таракановые

Рис. 48. Прямокрылые

«Стрекозы, вши, жуки, клопы»

Выработка знаний о многообразии представителей типа членистоногие.

Распознавать и описывать представителей отрядов, обитающих в Красноярском крае.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране.

Объяснять название «жесткокрылые».

Характеризовать роль в природе и жизни человека.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Презентация «Насекомые». Таблица «Отряды насекомых»

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Ответить на вопросы 1- 5 на стр.70 учебника

Общая характеристика насекомых

Многообразие видов – работа с таблицей:

Знакомство с многообразием насекомых – анализ данных презентации и таблиц, запись основных сведений об отрядах насекомых в таблицу в тетради

Г) Закрепление материала

Значение жуков, клопов, стрекоз и вшей – положительное и отрицательное – диалог с учащимися

4.Домашнее задание: Прочитать §17, ответить на вопросы 1-4 стр.77, заполнить таблицу в тетради

Выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;

раскрыть многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека;

доказать необходимость охраны этих насекомых

расширять кругозор учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: диск «Уроки биологии. 7 класс. Животные», информационные буклеты, презентация «Насекомые»

Учащиеся должны знать особенности строения пчел, муравьев

Представлять жизнь и структуру пчелиной и муравьиной семьи

Знать значение этих насекомых в жизни человека, их роль в природе

Называть представителей отряда Перепончатокрылые, которые используются при биологических методах борьбы с вредителями

Задание 1 (для всех)

Определите, к какому отряду относится данная характеристика

А) Их насчитывают более 3 тысяч видов. Имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное, крупную голову с большими сложными глазами. Имеют две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками. Развитие без превращения. Для захвата добычи имеют особый орган- маску. (Стрекозы)

Б) Самый большой отряд насекомых, объединяющий 350 тысяч видов. Первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья. Вторая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета. На голове располагаются сложные глаза, усики, грызущие ротовые органы с парой сильных челюстей. (Жесткокрылые)

В) Отряд включает в себя более 30 тысяч видов. Все представители- сосущие насекомые, питающиеся соками растений. Ротовой аппарат колюще- сосущий. На теле две пары прозрачных крыльев. Передние развиты лучше. Не у всех представителей есть глаза. (Равнокрылые)

Распределить по отрядам (работа для одного учащегося у доски)

Чешуекрылые Равнокрылые Двукрылые

Лимонница, листоблошки, слепень бычий, бражник, тля

кровососка оленья, мотылек, щитовки, комар малярийный

Найдите ошибку в стихотворении А. Фета «Бабочка»

На доске написаны названия отрядов, необходимо объяснить их названия

Жесткокрылые (первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрыльники)

Двукрылые (Хорошо развиты два передние крыла. Задние называются жужжальцами)

Чешуекрылые (Крылья покрыты чешуйками)

В предложенном перечне найдите лишнее

Скарабей, божья коровка, жук майский, пчела (отряд Жуки или жесткокрылые)

Красноклоп, щитник, водомерка, водомерка, шмель(Отряд Клопы или полужесткокрылые)

Кузнечики, кобылки, сверчки, оса (Прямокрылые)

— Можем ли мы их отнести к отрядам, которые изучили ранее?

2. Изучение нового материла

— Сегодня мы с вами переходим к изучению отряда Перепончатокрылых

План изучения нового материала (на доске)

Характеристика отряда перепончатокрылых

Жизнь и структура пчелиной семьи муравьиной

Характерные особенности пчелы медоносной

Значение медоносной пчелы в жизни человека

Показ презентации «Насекомые» (представители отряда перепончатокрылые)

К перепончатокрылым относятся: пчелы, муравьи, пилильщики, осы, шмели, наездники. Распространены они повсеместно, за исключением Антарктиды. Из всех перечисленных насекомых вам скорее всего незнакомы лишь наездники и пилильщики.

Наездники- обобщенное название различных перепончатокрылых, личинки которых являются паразитами других насекомых. Нападая на свою жертву для откладки яиц, эти стройные насекомые набрасываются на нее сверху и внешне напоминают наездников, стремящихся усидеть на другом насекомом.

— Каковы особенности отряда Перепончатокрылых?

Отряд насчитывает 150 тыс. видов. Отличительные признаки две пары прозрачных, перепончатых крыльев, из-за чего отряд получил свое название. Задние крылья значительно меньше передних. Вдоль их переднего края располагаются небольшие крючки, при помощи которых оба крыла плотно сцепляются вместе и работают как одно целое. Но могут разъединяться и скользить одно по другому. Это облегчает движение пчел внутри цветка во время сбора пыльцы, а также в ячейках сот, куда они приносят пыльцу. Пчелы и осы способны совершать до 200 взмахов в секунду, поэтому их полет сопровождается звуками высокой частоты. У шмелей частота взмахов значительно меньше, поэтому у них низкое гудение.

— Имеют фасеточные глаза, кроме этого на лбу или темени 3 простых глазках.

— Типы ротового аппарата:

— У самок перепончатокрылых на конце брюшка располагается яйцеклад, с помощью которого откладывают яйца.

У наездников он в 2 раза длиннее тела. У жалящих яйцеклад превратился в жало, которое играет защитную роль.

— Назовите характерные особенности пчелы медоносной с полетом и сбором пыльцы (рисунок у каждого на парте)

Что такое план биология. Смотреть фото Что такое план биология. Смотреть картинку Что такое план биология. Картинка про Что такое план биология. Фото Что такое план биология
Рисунок 1

— корзиночка, в которую собирается пыльца

— на внутренней стороне лапок находятся щеточки, которыми пчела счищает с тела пыльцу и вталкивает ее в корзиночку.

— Нужно отметить то, что брюшко с грудным отделом соединено подвижно. Зачем? (такой характер соединения позволяет пчеле жалить)

Жизнь и структура пчелиной семьи

— Ассоциация при слове пчела ( ответы детей)

Чаще всего пчелы ассоциируются у нас с их способностью производить мед и жалить. Такое представление вполне обоснованно. Уже несколько тысяч лет назад человек начал разводить этих насекомых для получения меда, а их укусы, действительно, болезненны. Однако гораздо важнее для всех еще одно свойство пчел- перенос пыльцы с одного цветка на другой. Урожай гречихи повышается на 41%, подсолнечника- на 40%.

Пчелы живут семьями. Пчелина семья может включать до 80 тыс пчел.

Состав пчелиной семьи

Касты пчелиной семьи

— Заполнить таблицу, вписывая недостающую информацию

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *