Что такое план конспект по географии
План-конспект урока географии
Нестерова И.А. План-конспект урока географии // Энциклопедия Нестеровых
План-конспект урока географии: особенности составления
План-конспект урока географии обязательно должен включать в себя наглядность. Красочные слайды, обилие плакатов позволят учащимся лучше освоить новую информацию. План-конспект урока географии составляется в соответствии со стандартной схемой подготовки конспекта:
Рекомендуемыми элементами план-конспекта урока географии является использование ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). К сожалению, некоторые педагоги, особенно учителя «старой школы» считают, что использование ИКТ на уроке географии может затмить заслуги педагога. Однако, на наш взгляд, в век высоких технологий ИКТ на уроке подчеркнут высокий профессионализм и эрудицию педагога.
Составляя план-конспект урока географии, важно помнить, что план занятия пишется в краткой форме по основным этапам урока. Самым удобным способом оформления план-конспекта урока географии является табличная форма. Ход урока представляется в виде таблицы следующего содержания:
Под таблицей указывается домашнее задание, которое учащиеся получат на следующий урок. Однако данная форма план-конспекта урока географии не является обязательной. Очень много педагогов предпочитают стандартный вид план-конспекта урока географии.
Каждый учитель при составлении план-конспекта урока географии должен видеть и раскрывать связь географии с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.
План-конспект урока географии в 6 классе
Тема урока географии «Стороны горизонта»
Изучить новый материал: определение сторон горизонта на плоскости и азимута.
Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
Развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность. Воспитывать чувство товарищество и помощи.
1. Организационный момент;
2. Объяснение нового материала;
3. Закрепление нового материала;
4. Объяснение нового материала;
5. Закрепление пройденного материала;
6. Подведение итогов урока;
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Мы должны сегодня успеть почитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, поиграть. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.
2. Объяснение нового материала.
Учитель: А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной сказки. Узнайте сказку.
Алладин долго и счастливо жил со своей Будур, султаном и с матерью.)
Учитель: Что же это за сказка? А о каких четырех сторонах идет речь? Правильно, стороны горизонта. Это тема нашего урока. Открываем тетради и записываем тему урока. Давайте с ними познакомимся.
(Учитель показывает и объясняет, а учащиеся рисуют и записывают стороны горизонта в тетради.)
3. Закрепление нового материала.
(Учащиеся записывают объект и сторону горизонта)
А вы хотите побывать в этих городах? А какой город вы бы предпочли? Почему?
А теперь проверим. Поднимите руки у кого правильно. Молодцы!
4. Объяснение нового материала.
(Учитель объясняет и показывает на слайде азимут сторон горизонта, а учащиеся записывают их в тетради.)
5. Закрепление пройденного материала.
Учитель: А теперь проверим вашу внимательность. Оставив, с верху 5 см. в середине листа поставьте точку. От этой точки проведите линию:
Теперь соедините буквы по порядку, чтобы получилось слово, обозначающая видимую линию слияния части земной поверхности с небом. И если вы все сделали правильно, то у вас получится вот этот рисунок.
А теперь усложняем задачу и поиграем в игру «Географический лабиринт». Мы попали в сложный лабиринт. Чтобы выйти из лабиринта вы должны будете нарисовать свой путь в тетради. Оставив сверху 6 см., в середине листа поставьте точку. Не отрывая карандаш от тетради, выполните следующие мои действия.
(Учащиеся рисуют в тетради, выполняя задание, находящееся на экране.)
Учитель: Ваш путь должен иметь следующий рисунок.
Поздравляю вас с успешным выходом из лабиринта. Те, которые не смогли сегодня выйти из лабиринта не расстраивайтесь, ваши товарищи наверняка вам помогут и не оставят вас в беде. Ведь для этого и нужны настоящие друзья. А дома еще раз выучите стороны горизонта и тогда, в следующий раз, все получится. Ну а те, которые смогли правильно пройти трудный путь, вы назначаетесь капитанами ваших кораблей и в доброе плаванье! А куда бы вы хотели отправиться в плаванье? А почему именно туда? Путешествие- это не просто. Океан может преподнести много сюрпризов. Он бывает то спокойный, то бушующий, то успокаивающий, то волнующий.
Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море и злей бурлит.
И пена плещет о гранит-
То прянет, то отхлынет прочь.
Вот уж понемногу непогодь стихает;
Ветер с листьев воду веником сметает.
Тучки разлетелись, словно птицы в гнезда,
Бисером перловым высыпались звезды.
А теперь садимся к компьютерам и попробуйте найти информацию о месте вашего путешествия через Интернет.
6. Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня мы поработали очень хорошо. Надеюсь, что вам не было скучно.
(Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки.)
Учитель: Чтобы лучше выучить стороны горизонта, потренируйтесь по рабочим тетрадям. Задание № 1,2,4,5
Конспект-план: составление и оформление
Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.
Что такое конспект-план
План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.
План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.
Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.
Как составлять
В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.
При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.
Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.
Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.
В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.
Причины Первой мировой войны
Пример плана-конспекта
В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:
В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:
И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.
Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.
Конспект урока по географии «Ориентирование»
Тема урока: Ориентирование по топографической карте местности.
Тип урока: комбинированный
Образовательные : способствовать формированию навыков работы с топографическим планом, географической картой, масштабом; читать топографический план при помощи условных знаков; умение составлять маршруты по топографической карте.
Развивающие : создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать, объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с планами, материалами мультимедийной презентации.
Воспитательные : способствовать развитию коммуникативных умений, работе в группе, развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты обучения
Предметные: определять направление по компасу, находить азимут на объекты, направлений на плане и карте.
Метапредметные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт по ориентированию на местности и информацию, полученную на уроке, проводить анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений.
Средства обучения : ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования Администрации муниципального образования «Балезинский район»
МОУ «Киршонская основная общеобразовательная школа»
Планы – конспекты уроков
Учитель географии: Носкова О.А.
Аттестация: внутренний этап.
Тема: Состав и значение агропромышленного комплекса (АПК).
Цели: Образовательная: формирование у учащихся представлений и знаний о АПК страны – его сущности, особенностях, составе.
Развивающая: развивать аналитические навыки, умение находить необходимую географическую информацию, пользуясь различными источниками знаний.
Воспитательная: воспитывать настойчивость в овладении знаниями, трудолюбие, коммуникабельность.
Задачи: 1) Организационно-мотивационная деятельность – актуализация опыта учащихся;
2) формирование у школьников умения работать с различными источниками географической информации;
3) работа со словарем новых терминов и понятий;
4) изучение нового материала с параллельной поэтапной проверкой понимания изученного (виде групповой работы);
5) повторение и обобщение знаний и умений по пройденной теме.
Учебно-наглядный комплекс: Карта «Социально-экономическая карта России», таблицы, схемы, книги, справочник, гербарий культурных растений.
Формы проведения урока: рассказ учителя об агропромышленном комплексе России, Удмуртии и своего хозяйства; самостоятельная работа с текстом учебника, парная работа.
Термины и понятия: Агропромышленный комплекс (АПК); мелиорация; агроклиматические ресурсы; сельскохозяйственные угодья.
Предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок.
Проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку.
Называет тему урока и предлагает ученикам определить для себя цели урока: 1. Знать 2. Уметь 3. Научиться
Записывают тему урока в тетради.
Атуализация ранее изученного материала
Опрос домашнего задания по вопросам на с.130
Отвечают на вопросы, дополняют друг друга, формулируют вывод.
Изучение и применение нового материала
Разъясняет условия и последовательность работы учащихся на уроке.
Записывают в тетради новые термины и понятия.
Парная работа. Предлагает обсудить новые термины и понятия.
С помощью словаря в конце учебника и записям в тетради обсуждают новые сведения полученные на уроке, осознают и осмысливают полученные знания.
Предлагает проанализировать таблицу в учебнике на с.133
Анализируют статистический материал и делают вывод по ней, записывая в тетрадь основные мысли.
Информация о домашнем задании
Информирует о домашнем задании: 1) повторить новые термины и понятия; 2) ответить на вопросы с.135, №28
Записывают домашнее задание в дневники, выполняют его дома.
Подведение итогов урока. Предлагает тесты и задания для проверки усвоения новых знаний. Отвечают на тесты
Тесты и задания для проверки.
Основным звеном АПК является…
в) сельское хозяйство
Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы (плодородия), называются…
К первому звену АПК относятся…
а) производство удобрений
б) пищевая промышленность
Основная часть картофеля (90%) в стране выращивается на…
а) фермерских хозяйствах
в) личных подсобных хозяйствах
Важнейшей зерновой культурой России является…
Полеводство занимается возделыванием…
б) зерновых культур
в) технических культур
Доля сельскохозяйственных угодий наибольшая…
Природные зоны Специализация сельского хозяйства
1. тундра а) рожь, ячмень, лен
2. лесная зона б)оленеводство
3. лесостепи и степи в) овцеводство
4. полупустыни г) пшеница, кукуруза, сахарная свекла
Самоанализ урока по теме: «Состав и значение АПК»
Общая характеристика урока
Структура урока оправдала себя на практике.
Информативность урока для данного класса достаточна.
Удалось реализовать дидактические принципы доступности, научности, проблемности и индивидуального подхода к учащимся.
Материально-техническое обеспечение для данного класса достаточное.
Время было спланировано достаточно правильно.
На начало урока был создан благоприятный психологический фон.
Речь была достаточно грамотной, логичной.
На уроке была атмосфера сотрудничества.
Удалось успешно организовать самостоятельную работу школьников.
Эффективно были использованы в работе наглядные пособия: географические карты, атласы, справочники. Необходимо приобрести еще мультимедийные средства.
Вначале урока учащиеся отвечали на вопросы успешно. Контроль качества усвоения нового материала в конце урока тестовые задания.
В течении всего урока уделялось внимание развитию речевой культуры учащихся. Выговаривали вслух, записывали в тетради новые термины и понятия (сельскохозяйственные угодья, мелиорация и т. д.)
Урок обеспечил формирование обобщенных знаний, развитие навыков самообразования, навыков социализации (коммуникативной культуры, толерантности и т. д.).
Цель урока была достигнута.
На уроке реализовывались межпредметные связи география-биология-химия.
Удалось гармонически сочетать на уроке словесные, наглядные и практические методы преподавания.
Занятие обеспечивало адекватность методов возрастным особенностям детей.
Задача организации работы школьников с учебником и географической картой на данном уроке реализована.
Думаю достаточно. В конечном итоге показала логическую взаимосвязь этапов, структурированность содержания и как следствие – личностный рост учащихся.
Применяла разнообразные формы деятельности: работа с картой, таблицами – зрительная память, рассказ, беседа – слуховая память и т. д.
Оказывалась психологическая поддержка учащихся. Они радовали своими ответами, своей активностью на уроке.
Думаю достаточный уровень требовательности.
В начале урока опрос домашнего. Учащиеся устно отвечают на вопросы. В конце урока вопросы теста.
Домашнее задание к следующему уроку прочитать параграф 28 и ответить на вопросы; повторить термины и понятия.
Цель урока реальная, достижимая, мотивированная, созвучная жизненным интересам школьников.
Результаты познавательной деятельности учащихся на протяжении всего урока оценены объективной в целом можно считать успешной.
Технические средства обучения не применялись.
Поставленные задачи на данном уроке реализованы.
Обобщение по теме «Африка».
(урок-игра «Счастливый случай»)
— обобщить знания по теме «Африка»
— продолжить формирование умения выделять главное, классифицировать, сравнивать
— осуществлять нравственное воспитание: патриотизм, толерантность, умение работать в группах.
Форма работы: работа в группах, работа с картой.
Средства обучения: физическая карта Африки, политическая карта мира, учебник мультимедиа, черный ящик, плоды финиковой пальмы, кофе.
Класс разбивается на две группы по 5 человек, выбираются капитаны групп, готовятся приветствия.
Приветствие команд. Команды занимают места. Учитель объясняет правила игры: вопросы задаются группам по очереди. В каждой группе ученики отвечают по очереди. Если один член группы не справился с заданием, то другие участники могут помочь.
— Как бы ты оделся, если бы жил в пустыне?
— Назови озеро, меняющее свои очертания.
— На этом острове обитают полуобезьянки длиной 12 см.
— Из какой точки Африки видна наибольшая территория?
— Какое дерево любят слоны?
— На каком языке разговаривают жители Ливии?
— Где жарче: в Сахаре или пустыне Намиб?
— Какое озеро восточнее: Виктория или Танганьика?
— Что лежит восточнее: Алжирская Сахара или Ливийская пустыня?
— Какое озеро глубже: Виктория или Чад?
— Назовите путешественника, первым обогнувшего Африку.
— Как называется африканская длинноухая лиса?
— Тропическое дерево, плод которого похож на огурец или дыню.
— Крупное африканское животное, у которого острое обоняние и слух, но слабое зрение. Несмотря на массивность, быстро бегает.
2-й гейм «Заморочки из бочки»
— Почему зулусы стоят на одной ноге?
— Можно ли в Африке покататься на лыжах?
— Как относятся бегемоты и крокодилы друг к другу, почему?
— Почему Африка самый жаркий материк?
— Что нужно иметь туарегу, чтобы построить дом?
— Можно ли на супертанкере из Красного моря через Суэцкий канал добраться до Франции?
— Куда смотрят окна жителя Сахары?
— Что такое кимберлитовая трубка, что внутри нее?
— Кто такие африканеры, где они живут?
— Что такое невольничий берег? Где он находится?
— Откуда произошло название Африка?
3-й гейм «Ты мне, я-тебе» (учащиеся задают вопросы друг другу)
4-й гейм Темная лошадка»
Она хорошо знает историю Африки. Много читает, хорошо знает карту Африки. (учитель истории)
5-й гейм «Черный ящик»
В этом ящике находится растение, родина, которого Эфиопское нагорье, но выращивают больше эту культуру в Южной Америке. Как называется это растение? (Кофе.)
6-й гейм «Гонка за лидером»
— Она может за несколько часов уничтожить урожай. (Саранча)
— Не боится огня, а боится слона, его любят обезьяны. (Баобаб.)
— В начале 20 века на территории Африки было два свободных государства. Назовите их. (Либерия, Эфиопия.)
— Пустыни занимают 90% территории этой страны. Что это за страна?
— Какого цвета древесина эбеного дерева?
Вопросы для пигмеев:
— Кто мужчина или женщина строит жилище? Как они это делают?
— Какие съедобные растения есть в гилее?
Вопросы для туагеров:
— Объясните появление поговорки «Внашей стране и камни кричат».
Методическое пособие. Конспекты уроков географии.
Выбранный для просмотра документ Методическое пособие. Конспекты уроков.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа»
Уроки географии с использованием информационных технологий
Методическое пособие с электронными приложениями.
Пособие составлено на основе опыта работы.
Сборник содержит различные методики проведения уроков по географии с использованием информационных технологий.
Все материалы могут быть использованы на уроках географии по любой программе.
Важной составляющей книги является электронное приложение (С D – диск) включающее информационные материалы: мультимедийные уроки, презентации, методику использования цифровых образовательных ресурсов на уроках географии, материалы для проведения интегрированного урока: география – литература.
В сборнике приводятся не только презентации, подготовленные учителем целиком, но и примеры проектной деятельности учащихся, а также информационные ссылки на Интернет- ресурсы.
Сборник и диск предназначены для учителей географии. Уроки также включают справочные и дополнительные материалы, тесты.
1.Особенности природы Кавказа. География России. Интегрированный урок
2. Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и
5. Строение земной коры на территории России. 8 класс……………… 16-19
4.Методика проведения уроков географии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема: «Почвы и почвенные ресурсы России» Тематический тестовый контроль по теме. 8 класс………………………………………………………………… 19-32
Особенности природы Кавказа. География России. Интегрированный урок
(география – литература) 8 класс
Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России; средствами географии и литературы сформировать представления об особенностях природы Кавказа: его орографии, высотной поясности, геологическом строении, полезных ископаемых, климате, растительном и животном мире; продолжить углубление знаний учащихся о проявлении компонентов природы в горах на примере Кавказа, развивать способности полноценно воспринимать художественные произведения, эмоционально откликаться на прочитанное, учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения. С помощью художественного образа литературных произведений, создать образ Кавказа. Рассматривать проблемы хозяйственного использования ресурсов изучаемого района, определять экологические проблемы и находить пути их решения. Продолжить формирование умений находить нужную информацию в разных источниках: карты, энциклопедии, ресурсы Интернет, художественная литература.
Тип урока: интегрированный, мультимедийный урок (география и литература) Урок в компьютерном классе.
Ключевые слова темы : лакколит, куэста, фен, бора, плавни,
Имена : А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.С.Грибоедов, Л.Толстой, С.С.Бодров, Гааз Ф.П. Шолохов М.А., А.В.Пастухов, М.В.Хергиани
Справочно- информационный материал:
Пастухов Андрей Васильевич ( 1860-1899) – русский военный топограф,
провел съемки наиболее труднодоступных
районов Ц.Кавказа, составил первую точную
карту Большого Кавказа.
Хергиани Михаил Виссарионович (1935-1969) – знаменитый советский
Альпинист, совершивший наибольшее число
Восхождений на вершины Кавказа
Бодров Сергей Сергеевич (1971-20 сентября 2002?)- известный русский
Актер и режиссер, трагически погибший на
Кавказе во время схода ледника Колка в
Шолохов Михаил Александрович (1905- 1984) – замечательный русский
Писатель, ярко отразивший в своих
природы степного Предкавказья – Кубани и
Ф.П.Гааз – открыл и описал минеральные источники.
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.С.Грибоедов, Л.А.Толстой – воспели красоту, обычаи народа в своих произведениях.
Актуализация знаний по теме «Природа Кавказа»
Демонстрация презентации «Природа Кавказа»
Звучат стихи А.С.Пушкина : Хотя я судьбой на заре моих дней,
в записи. О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить там надо быть раз
Как сладкую песню отчизны моей,
В младенческих летах я мать потерял,
Но мнилось, что в розовый вечера час.
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось : все тоскую по вас
Там видел я пару божественных глаз.
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Какие чувства у вас вызывают виды Кавказа? Что вам захотелось прокомментировать, знакомясь с Кавказом с помощью данной презентации?
Кто из вас бывал в этих местах? Как на вас действовала природа? Какое было время года?
Что вас удивило и поразило в это время на Кавказе?
Приходилось ли вам общаться с местным населением Кавказа?
Сегодня мы познакомимся с высочайшими горами России и побывает в Предкавказье.
Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. О Кавказе писали А.С.Пушкин, Кавказу посвятил свои прекрасные стихи М.Ю Лермонтов, полюбил и восхищался природой Кавказа А.С.Грибоедов, Л.Н.Толстой прообразы своих повестей нашел на Кавказе, а природу Предкавказья в своих произведения показал М.Шолохов.
Работа со справочником электронного учебника «География России. Природа и население. 8 класс» Образовательная коллекция. Авторы учебника Дронов В.П, Савелева Л.Е. ПетунинВ.Б., Таможня Е.А
Учитель литературы: Гора Машук – это особая гора. Известна она тем, что в 1841 году на ее склоне на дуэли был убит М.Ю.Лермонтов
Определить географическое положение Кавказа и ответить на вопросы:
А) В какой части России находятся горы?
Б)Какие крупные объекты расположены рядом?
Г)В каком направлении протянулись горы?
Д)Какова протяженность их в градусах и километрах?
Е)В каком климатическом поясе они находятся?
Ж)С какими государствами проходит граница?
Почему Кавказские горы самые высокие?
Какими породами сложены горы?
Что лежит в основании Предкавказья?
Какие полезные ископаемые есть на Кавказе?
Показать на орографии Кавказа все географические объекты (слайд №2)
Учитель географии : рассказ о геологическом строении и минеральных источниках. Города – курорты. Презентация №2 «Города курорты»
Самостоятельная работа учащихся с материалами презентации (материалы на рабочем столе каждого ученика)
1.Что изображено на визитной карточке Пятигорска?
2.Почему говорят про Анапу – город – музей, город-курорт, город-загадка?
3.Почему этот город получил название Кисловодск?
4.Главная достопримечательность города Ессентуки.
5.Чем знаменит город – курорт Железноводск
Учитель литературы: показ презентации №3 «Кавказ- источник вдохновенья»
Учитель и ученики заранее подготовленные читают стихи:
Кавказ предо мною один в вышине
Стою над снегами у края стремнины
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков ражденье6 и первое грозных обвалов движенье
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под нами утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Завидевший птицу из клетки железной
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной…
Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады;
Теснят его грозно немые громады.
Проанализируйте это стихотворение.
Какой художественный образ заложен в этом стихотворении?
Какими средствами Пушкин показал, что он находитя высоко в горах?
Найдите здесь сравнения.
«Нагие громады, … люди гнездятся … играет и воет. Как зверь молодой, лижет утесы»
1)Определите примерную высоту, где стоял А.С.Пушкин?
Какие высотные пояса описаны в стихотворении?
2)(Работа с электронный учебником для 8 класса «География России. Природа и население» СЛАЙД «Кавказские горы»
3)Почему А.С.Пушкин употребил слова: «Отселе я вижу потоков рожденье…»
Какую характеристику дал рекам Тереку и Арагве А.С.Пушкин?
Гениальный Пушкин в этом стихотворении показал высотную поясность Кавказа, дал характеристику горным река.
3)Практикум в электронном учебнике. Разместите спектры высотной поясности Западного и Восточного Кавказа.
4)Работа с картами. НАЙДИТЕ И ПОКАЖИТЕ НА КАРТЕ РЕКИ:
Терек. Арагви, Кубань, Егорлык, Калауз, Кума, вдп.Фишт
V . Учитель литературы:
« Часто во время зари я глядел анна снега и далекие льдины утесов: они так сияли в лучах восходящего солнца, и, в розовый блеск одеваясь. Огни между тем, кА внизу все темно, возвещали прохожему утро…»
VI .Учитель географии: О чем вам говорят слова: виноград, лимоны. Апельсины. Персики. Мандарины.? В каких климатических поясах они растут? Какой климат на Кавказе.
(Работа с климатограммой г.Сочи и г.Дербент)
Выводы и обобщения. Климат Кавказа разнообразен:
— горные хребты преграждают путь холодному воздуху умеренных широт. Большой Кавказ – это климатораздел между умеренным и субтропическим поясами.
— Предкавказе зимой имеет достаточно холодную погоду со вредней температурой января – 5С.
— преоблладают восточные и северо-восточные ветры.
— когда поступает морской воздух с Атлантики, наступают оттепели.
— самая теплая зима на Черноморских курортах Кавказа (Сочи, Анапа)
— высокогорье Кавказа имеет отличия от климата равнин Предкавказья. В горах выпадает больше осадков до 2 600 мм в год.
— климат в горах разнообразен: в долине, на северном и южном склонах, на разной высоте, на западе и востоке Кавказа
— в горах образуются местные ветры – фен и бора
(выступление ученика, подготовившегося дополнительно по индивидуальному заданию о ветрах боре и фене)
VII . Кавказские горы поражают своей красотой и вдохновляют к творчеству, но они таят в себе опасность и угрозу жизни.
Стихийные явления и меры личной безопасности и охраны здоровья пребывающих в горах.
Бодров Сергей Сергеевич (1971-20 сентября 2002?)- известный русский
Актер и режиссер, трагически погибший на
Кавказе во время схода ледника Колка в
(рассказ учителя о трагедии в Кармадонском ущелье)
Разработать меры личной безопасности во время пребывания в горах.
VIII . Групповая самостоятельная работа учащихся в Интернете.
Характеристика природный комплексов:
2 группа – заповедник Эрзи
3 группа- Кавказский биосферный заповедник
X . Домашнее задание: инд.задание – подготовить рассказ о Высокогорном Дагестане
— найдите стихи В.А.Жуковского о Кавказе.
— рассказ о леднике Алибек
Урок географии в 8 классе « Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека..
Изучение физической географии завершает раздел «Человек и природа». Один из последних уроков этого раздела «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», подводит итоги работы в 8классе по формированию ключевых компетенций по географии через использование интерактивных технологий, в том числе информационных и телекоммуникативных.
Урок по названной теме систематизирует, обобщает знания о значении природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, о природных ресурсах, о роли географической науки и обеспечивает переход к изучению экономической и социальной географии нашей страны.
Огромен образовательно-воспитательный потенциал данного урока.
Школьники приходят к выводу, что географические знания играют огромную роль в решении различных проблем народного хозяйства, увидят место человека в природе. Возможности его положительного и отрицательного влияния на природу в условиях научно- технического прогресса.
И самое главное школьники должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу. Разумно использовать ее богатства, уметь сохранить свою жизнь при неблагоприятных явлениях.
Тема урока: Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и
Цели и задачи урока:
1.Формирование новых знаний и умений о проблемах взаимодействии человека и природы, особенности влияния природных условий на образ жизни людей их здоровье и занятия.
2.Обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи природных факторов с условиями и образом жизни населения, научить учащихся давать оценку неблагоприятных и комфортных условиях жизни.
3.Разработать правила поведения при неблагоприятных и стихийных явлениях природы и меры защиты природы от неблагоприятного антропогенного воздействия.
4. Познакомить с объектами природного и культурного наследия в России. 5.Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации.
6. Выступать перед аудиторией и слушать, отбирать необходимую информацию.
Урок проходит в компьютерном классе, используется мультимедийный проектор.
Интерактивные карты: физическая, климатическая, экологическая
Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийный ресурсов и ресурсов Интернет
Справочно-информационный материал; самостоятельно составленные презентации; электронный учебник «География России. Природа» 8 класс.
Термины и понятия: среда обитания, природные условия, природные
ресурсы, благоприятные условия, экстремальные
условия проживания, медицинская география,
рекреационная география, мурмончане, якуты, горцы,
таежники стихийные бедствия, объекты всемирного
природного и культурного наследия России.
Географические объекты : Кольский полуостров. Мурманск, Якутия, Сочи,
Республика Коми, Камчатка, Кавказ, Краснодар
Обязательные для усвоения на уроке знания и умения:
— влияние природных условий на жизнь и здоровье человека;
— благоприятные условия для жизни и деятельности человека;
-причины стихийный природных явлений и меры личной безопасности;
— влияние деятельности человека на природные комплексы;
— мероприятия по охране отдельных объектов природы (Объекты Всемирного природного наследия Росси)
(на рабочем столе у каждого ученика)
Комплекс упражнений для глаз.
Закрыть глаза. Не напрягая глазные мышцы, на счет один – четыре затем закрыть глаза расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево. Вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Организационный момент. Постановки цели и задачи урока.
2.Работа с терминами
(обучаемые работают со справочником электронного учебника « География России» Образовательная коллекция 8 класс. Под редакцией В.П.Дронова.
Исследовательская работа. КАК ЧЕЛОВЕК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕТ С ПРИРОДОЙ.
Индивидуальная рабочая папка учащихся на рабочем столе – Презентация № 1 «Взаимодействие человека и природы»
(Работа в парах.) Задания:
3-я- влияние климата на жизнь и деятельность человека;
5-я- стихийные явления, связанные с водой;
6-я пара- изучить мероприятия по охране органического мира и предложить свои
Координационный совет: готовить вопросы парам и выступает с опережающим заданием «Как люди охраняют природу.»Памятники природы России
Работа с информационно- справочным материалом.
Физкультминутка (отдых для глаз)
3.Коллективная работа. Продолжить презентацию… Природные и антропогенные ландшафты» Презентация №3
Мы знаем, что человек приспосабливается к окружающей среде (одежда, жилище, образ жизни). Но человек и изменяет окружающую среду: осушает болота, добывает полезные ископаемые, орошает. Часто из0меняет природу непреднамеренно, не ожидая конечных, непредсказуемых результатов. Приведите свои примеры ….
ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ
Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей.
Природные условия влияют на жизнь и здоровье человека. Давайте. сегодня рассмотрим это влияние
1 группа – мурмончане работа с презентацией № 4.
2..группа – якуты работа с презентацией №5
3.группа – горцы работа с презентацией №6
4 группа – краснодарцы работа с презентацией № 7
Описать условия жизни, образ жизни:
-основное занятие населения;
-дополнительные занятия населения;
— природные условия, в которых живут народы;
— из чего изготовляют одежду
Объяснить причины такого образа жизни.
Представитель каждой группы делает сообщение, демонстрируя презентацию.
— Почему люди живут в трудных природных условиях Севера?
— Почему добыча нефти обходится нам дороже, чем в странах Персидского залива. Более дорогой уголь и другие ресурсы?
— Природные условия влияют на здоровье. Найдите в тексте учебника, чем занимается медицинская география?
4. Работа с географическими объектами. Нанести на к/к России ; слайд №2 презентация «Человек и природы»
6.Домашнее задание: инд. задания: подготовить сообщения (можно презентации)- о наводнениях, землетрясениях, ураганах;
— о мерах защиты от стихийных явлениях
— мероприятиях по охране природы
— памятники Всемирного природного наследия России
Цель урока: сформировать представление об образовании ветра. Ознакомить с видами ветров. Сформировать понятия «ветер», «бриз» «муссон», «роза ветров», « циклоны», «антициклоны»
— научить чертить «розу ветров:»
— определить роль ветра в природе, причины возникновения ветра
— повышение мотивации учебной деятельности учащихся на уроках географии
— воспитывать сознательное отношение к охране своего здоровья и жизни.
1.Организационный момент. Задачи урока Слайд № 2
2.Опорные знания. Решение задач. Слайд №3
— Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления?
— Как изменяется давление с высотой?
— Решите задачи с объяснением
3.Изучение нового материала
Актуализация знаний Слайды №4-12
4.Ознакомление с типами ветров и причинами их образования Слайды №13-16
5. Ознакомление с бризами и муссонами. Схема образования бризов Слайды № 17-19
6.Схема образования муссонов Слайды № 20-22
7.Выводы. Сравнительная таблица «Муссоны и бриз» Слайды №23
Восстановите цепочку причинно – следственных связей, объясняющих образование ветра: образование ветра; разница в нагревании моря и суши:; разница в давлении
8.Расширение знаний. Знакомство с пассатами. Слайд №24
9.Приборы для определения направления ветра и измерения силы Слайд №25
9.Шала Бофорта Слайд №26
10.Практическая работа «Построение розы ветров»
Цель: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой.
11.Как человек использует силу ветра Слайды № 30-33
12. Как человек должен противостоять стихийным явлениям, связанным с ветром
14.Итог урока. Домашнее задание Слайды № 38-39
Строение земной коры на территории России. 8 класс.
Учебно-наглядный комплекс: ( урок в компьютерном классе) мультимедийный проектор, презентация картин; интерактивные таблицы и карты; физическая, тектоническая, геологическая карты; интерактивные таблицы.
Опорные знания : « рельеф – каркас природы», формы рельефа суши, различие гор по высоте, различие равнин по высоте; особенности рельефа России ;крупные равнины, самые высокие горы.; внутренние процессы и внешние процессы, формирующие рельеф
Показ презентации «Разнообразие рельефа на территории России» приложение № 1
(учащиеся узнают географические объекты)
2)Викторина (см. приложение №2), самопроверка; (ответы на экране)
3)Работа на интерактивной карте (обозначить географические объекты) (см. прил.№ 3) каждый ученик выполняет на своем компьютере. Можно работать с интерактивной картой с диска «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 8 класс
ПРОБЛЕМА : С чем же связано такое разнообразие рельефа, ведь Россия находится на огромной Евразийской плите, казалось бы, что рельеф должен быть однообразен. Давайте решим эту проблему.
Ключевые понятия темы: литосфера, литосферные плиты, древние платформы, молодые плиты, складчатые области, щиты и массивы, траппы, лакколиты
Какое же строение имеют сами плиты…
3. Установить: а) в пределах литосферных плит выделяются – древние
в) складчатые области
Раздаточный материал
4. Таблица№1. Закономерности размещения крупных форм рельефа России. Сопоставить рисунок учебника «Главные тектонические структуры материков» с физической картой России и заполнить табл.
Способом перетягивания укажите на карте все тектонические структуры. Каким формам рельефа они соответствуют?
Чем отличается платформа от плиты (проекция схемы № 1)
*ЩИТЫ И МАССИВЫ – ЭТО… (схема № 2)
*ТРАППЫ ЭТО … (схема № 3)
*ЛАККОЛИТЫ –ЭТО … (схема № 4) (работа с учебником и тектонической картой) №5
7. Определите возраст горных пород.
Какие горы образовались в эпохи древней складчатости.?
На стыках литосферных плит в разное время возникали подвижные пояса литосферы, где возникали смятия осадочных пород в складки, происходили активные вулканические процессы. В России несколько этапов образования складчатых поясов: байкальский
В рельефе им соответствуют горы.
Работа с приложением № 5.
Установите периоды горообразования (способом перетаскивания)
8Новейшие тектонические движения (работа с картой ) схема 5
Выполнить первую часть работы, заполнить первые две колонки таблицы. Колонку «Полезные ископаемые», ученики заполнят на следующем уроке, при изучении темы «Минеральные ресурсы»
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
1)Крупны равнины расположены на платформах;
3) На складках – горы
Работа с картами (наложение; выводы) тектонической, физической, геологической.
Индивидуальные задания: Кто такой А.Е.Ферсман?
Почему в Западной Сибири большие запасы нефти?
Расскажите о том, как ищут алмазы в Якути
Методика проведения уроков географии с использованием ЦОР.
Тематический тестовый контроль по теме «Почвы и почвенные ресурсы России.
Название курса: География России. Природа и население.
Название темы : Почвы и почвенные ресурсы.
Автор: Посохова Татьяна Михайловна
Роль и место данной темы в курсе.
Материал, рассматривающийся в данной теме является важным материалом, формирующим знания обучаемых об особенностях и главных чертах природы России. Изучение данной темы позволяет сформировать понимание учащимися взаимосвязей, существующих между почвами и другими компонентами природы, понять процессы, влияющие на формирование почв, как одного из уникальнейших богатств, данных нам природой. Данная тема позволяет раскрыть одну из основных экологических проблем, связанных с почвами и найти пути их решения. Эта тема позволяет воспитать чувство рачительного хозяина своей Родины, бережное отношение к данному природой бесценному богатству. Эта тема изучается после темы климат и внутренние воды, так как и климат и внутренние воды являются важнейшими почвообразующими факторами. С данной темой учащиеся встречались в 5 классе на уроках природоведения и первое знакомство с почвами на уроках географии произошло в 6 классе, при работе с учебником «Начальный курс географии» под редакцией Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой) Данная тема позволяет сформировать у учащихся умения использовать знания полученные на уроках в дальнейшей жизни с целью полной реализации лучших своих способностей и возможностей.
Перечень уроков по данной теме:
Образование почв и их разнообразие.
Главные типы почв России и закономерности их распространения.
Почвенные ресурсы России.
Краткий обзор изученного на предыдущих уроках.
К началу изучения данной темы у учащихся имеется представление о природном комплексе и его компонентах, одним из которых является почва, а также о тесной взаимосвязи между ними. Учащиеся умеют устанавливать взаимосвязи между внутренними водами и климатом, климатом и почвами, почвами и внутренними водами, почвами и растительным миром, почвами и внутренними водами, почвами и горными породами. Эти темы ими изучались в 6 и 7 классах. Из 6 класса учащимся известно имя ученого, посвятившего себя исследованию почв (В.В.Докучаев)
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:
Образование почв, вклад В.В.Докучаева в создание почвоведения.
Механический состав и структура почвы.
Главные типы почв России и закономерности их распространения.
Типы и свойства почв различных природных зон.
Почвенные ресурсы и их главный враг- эрозия
Мелиорация. Виды мелиорации.
Основные особенности использования цифровых образовательных
ресурсов (компакт-диски, ресурсы Интернет) и компьютерных программных средств.
При изложении данной темы я использую:
1.Самостоятельно составленную в Power Pointe презентацию
3. Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 класс» (Республиканский мультимедиа центр)
4.Проектные работы учащихся в форме презентаций по теме «Почвы»
5. «Уроки географии. 8 класс» («Кирилл и Мефодий») (компакт – диск)
Microsoft Word Power Point
Основное применение сайтов и ЭУИ заключается в подготовке презентаций по данной теме, в демонстрации на уроке ресурсов, необходимых для иллюстрации ключевых понятий темы. Наглядной демонстрации состава почв с комментарием диктора. Круговые динамичные диаграммы представляют ключевые вопросы темы. Демонстрация механического состава почв, интерактивные таблицы и карты, практикумы позволяют конструировать и визуально представлять основные понятия темы. Программные средства позволяют подготовить домашние задания учащимся ввиде авторского иллюстрированного материала, виде презентаций по заданной теме. Использование Excel позволяет вычерчивать диаграммы, обобщать цифровой материал, сравнивать, делать выводы, прогнозировать
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку.
С помощью компьютера можно создать следующие виды материалов:
1. Презентация «Почвы и почвенные ресурсы России».
2.Столбчатые и круговые диаграммы «Земельные ресурсы России», «Земельный фонд России», «Почвенные живые организмы», «Газообразная часть почвы»
4.Интерактивные тесты, карты.
Компьютер, мультимедийный проектор, электронные учебные издания, наглядные пособия, карта природных зон, почвенная карта России, интерактивные карты из Виртуального кабинета «Кирилл и Мефодий», атласы, контурные карты.
Ожидаемые результаты обучения.
После изучения данной темы учащиеся должны:
*Знать факторы, влияющие на формирование почв объяснить роль каждого, описывать процесс почвообразования, знать вклад В.В.Докучаева в создание почвоведения.
*Различать почвы песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые, уметь определить какая по механическому составу почва на вашем огороде
* Узнавать почвы структурные и бесструктурные, уметь улучшить структуру почвы и плодородие почвы
*Читать горизонты почвенного профиля
*Уметь объяснить закономерности распределения почв на территории России, подчинение географии почв закону широтной зональности
*Называть характерные черты почв России и объяснить условия образования почв в разных природных зонах их свойства.
*Выявлять закономерности использования почв человеком, причины разрушения почв и пути повышения плодородия почв.
*Знать простейшие способы мелиорации почв.
*Бережно обращаться с почвами, расти рачительными хозяевами своей Малой Родины, применять знания полученные на уроках на практике.
Тема урока: Образование почв и их разнообразие.
Что необходимо детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)
Почвенная карта России, физическая карта России, таблица Справочно-информационный материал «Почвообразующие факторы», таблица «Почвы», табл. «Почвенные живые организмы».
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средства на уроке:
1.Презентация «Почвы и почвенные ресурсы» (1часть)
2.Электронный учебник «География России. Природа и население» 8 класс
3.компакт- диск «Уроки географии. Кирилл и Мефодий» 8 класс
4.Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10класс» (компакт-диск)
Отличительные особенности данного урока:
Выступление учащихся по опережающему заданию «В.В.Докучаев- основатель науки «почвоведение»; «Почвы – это зеркало ландшафта»
Вычерчивание почвенных профилей с выделением почвенных горизонтов и определение по ним типов почв
Практическое определение структурных и бесструктурных почв (наличие почвы )
Практическое определение механического состава почв (наличие почвы на столах учащихся)
Демонстрация учащимся 1-9 слайды из самостоятельно составленной презентации
Демонстрация учащимся анимации из ЭУИ «География России. Природа и население» 8 кл; издат. «Кирилл и Мефодий»
*Почва и ее состав: минеральная часть почвы; почвенные живые организмы; жидкая часть почвы; газообразная часть почвы; гумус
*схема формирования почвенных горизонтов;
* практика: расставить почвенные горизонты и присвоить им буквенные выражения
Работа учителя на уроке.
1.Актуализация знаний по изучаемой теме.
Почвы – национальное достояние России. «Приглядитесь к тому, как народ использует свои земли, и вы сможете прийти к весьма точным прогнозам относительно будущего этого народа»
2.Демонстрация презентации «Почвы и почвенные ресурсы»
3. Рассказ о Каменной степи и роли Докучаева в окультуривании этого региона России
4.Организация учащихся для работы с электронным учебником географии (дети работают за компьютерами), добывание знаний
5.Объяснение процесса почвообразования и влияния каждого фактора на формирование почвы.
6 Организация учащихся для выполнения практической работы по определению механического состава и структуры почв.
8. Организация учащихся для самостоятельной работы с учебником
Описание деятельности детей:
Отчет о творческих опережающих заданиях по изучаемой теме:
«В.В.Докучаев – основатель науки «почвоведение». «Почвы – это зеркало ландшафта»
2.Подготовка к ответам по опарным знаниям:
б) Какое основное свойство почвы?
в) От чего зависит плодородие почвы?
г) Для чего в почву вносят песок?
д) Можно ли создать искусственную почву?
е)Чем почва отличается от горной породы?
ж) Почему В.В.Докучаев назвал почвы зеркалом ландшафта?
3. Практическая работа: Вычерчивание схемы климатообразующих факторов по рассказу учителя и демонстрационным материалам, справочно –информационному материалу (раздается учащимся)
4. Практическое определение механического состава почв с помощью раздаточного материала (почвы)
5.Практическое определение структуры почв
6.Работа с электронным учебником, добывание знаний
7.Анализ таблиц «Почвы», «Почвенные живые организмы»
8.Участие в обсуждении данной темы.
9. Закрепление знаний. (Составление вопросов самоконтроля и взаимного контроля)
10. Первичное знакомство с почвенной картой России, сравнение ее с физической картой России.
Вид классной доски (что и как должно быть расположено на классной доске, если она используется):
Учебная задача урока: Повтори!
3.Основные понятия данной темы.
5. Домашнее задание.
Что должно появиться в тетрадях учащихся:
1.Высказывания В.В.Докучаева, В.И.Вернадского о почвах.
2.Основные понятия темы (виды почв по механическому составу, по структуре)
3. Схема климатообразующих факторов
4.Схема почвенного профиля
Межпредметные связи на уроке:
Природоведение, Окружающий мир (почвы, гумус, плодородие)
Домашнее задание, в том числе, при подготовке которых, должен быть использован компьютер:
составить тесты для взаимной проверки; карточки для взаимного контроля;
прочитать параграф учебника;
составить вопросы к параграфу
инд-е задания: проектная деятельность по теме «Почвы»
индивидуальные задания: составить презентации по теме «Почвы»
Рефлексия. Чем полезен для вас данный урок? Помогут ли вам в жизни знания полученные на сегодняшнем уроке? Как? Чему вы научились сегодня?
Тема урока: Главные типы почв России и закономерности их распространения
Что необходимо детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)
1.Почвенная карта России, физическая карта России. Таблицы (Типы почв, почвенные разрезы)
2.Карточки для проверки домашнего задания
3.Тестовые задания для проверки домашнего задания
4 Карточки для взаимного контроля
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
1.Электронный учебник «География России. Природа и население.» 8 класс
2. «Уроки географии 8 класс» компакт диск Виртуальный кабинет «Кирилл и Мефодий» слайды 4,5,6,7,8,9,10,11,15
3.Презентация «Почвы и почвенные ресурсы»
Отличительные особенности данного урока:
1.На уроке формируется представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России.
2.При проверке домашнего задания проводится взаимоопрос в группах по 4 человека.
3.При выполнении тестовых заданий учащиеся поверяют правильность выполнения самостоятельно (ответы для проверки даны в файле на рабочем столе компьютера)
4.При проверке домашнего задания используются для отдельных учащихся карточки.
5. Учащиеся под руководством учителя в Word составляют и заполняют таблицу «Типы и свойства почв различных природных зон»
6.Учащиеся работают с интерактивными картами.
7.Демонстрация учащимся анимации из ЭУИ «География 6 класс», Виртуальный кабинет «Кирилл и Мефодий» 8 класс.
*Электронный практикум «Основные типы почв России»
*Интерактивная карта «Типы почв России»
*Демонстрация почвенных разрезов различных типов почв
* Практикум «конструирование из почвенных горизонтов разных типов почв».
*Практикум «найти соответствие зоны увлажнения и типов почв»
* Практикум «найти соответствие типов почв и природных зон»
* Практикум «определить какие почвы используются под пашни, какие под леса»
8. Тренажер определения типов почв на территории России.
Работа учителя на уроке:
Контроль знаний учащихся по изученной теме (подготовка карточек- заданий, тестов в компьютере,
Демонстрация презентации с комментариями «Почвы и почвенные ресурсы» (2 часть)
Организация учащихся для самоконтроля по результатам тестирования
Организация работы учащихся по заполнению таблицы «Типы и свойства почв различных природных зон»
Организация работы учащихся с настенной картой «Природные зоны России» и с интерактивной картой электронного учебника
Контроль за выполнением учащимися практикумов по электронному учебнику
Организация учащихся для самостоятельного добывания знаний из учебника.
Описание деятельности детей:
1. Учащиеся под руководством учителя в Word составляют и заполняют таблицу «Типы и свойства почв различных природных зон»
3. Выполнение тестов по теме.
4.Выполнение электронных практикумов: «конструирование из почвенных горизонтов различных типов почв; «определение соответствия зоны увлажнения и типов почв»; «определение соответствия типов почв и природных зон»; «определение какие почвы используются под пашни, какие под леса».
5. Практическая работа- тренажер «Определение типов почв на территории России». (работа с интерактивной картой)
6.Участие в обсуждении данной темы.
7. Самостоятельная работа с контурными картами.
Вид классной доски
Учебная задача урока: Повтори!
Таблицы, термины и понятия
Что должно появиться в тетрадях учащихся:
Названия типов почв России
Таблица «Типы и свойства почв различных природных зон»
Информатика (умение работать в
Microsoft Word и др.пр.) ; краеведение (типы почв Белгородской области)
Домашнее задание, в том числе, при подготовке которого, должен быть использован компьютер.
1.выучить типы почв России
2.составить презентацию «Виды мелиорации почв» (по желанию))
3.работать с картой «Почвы России»
Некоторые итоги урока:
* знать и уметь объяснять закономерности распределения почв на территории России; объяснять взаимодействие почв, растительности и климата;
* уметь показывать по карте России распространение типов почв в разных природных зонах, определять соответствие между природными зонами и почвами;
* понимать значение почв для экономики страны и значимость почв для каждого человека и семьи;
* уметь объяснять особенности различных типов почв, их характерные черты;
* уметь находить необходимый информационный и практический материал из разный источников;
Тема урока: Почвенные ресурсы России.
Что необходимо детям и учителю для работы на уроке(оборудование и ресурсы)
*Разноуровые тестовые задание по теме «Главные типы почв России и закономерности их распространения»
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
1.Электронный учебник «География России. Природа и население». 8 класс
2. Компакт-диск «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 8 класс. Слайды12,13,14,16,17,18,19,20 (урок14)
3.Презентации на тему «Виды мелиорации почв» (детские работы)
4.Презентация «Почвы и почвенные ресурсы» 3 часть. (самостоятельно составленная презентация)
6.Библиотека электронный наглядный пособий (Строение почв – слайд 6)
Отличительные особенности данного урока:
1.Определение вместе с учащимися на основе имеющегося жизненного опыта видов мелиорации и рекультивации земель (в нашей местности в том числе)
2.Выполнение учащимися диаграмм «Земельные ресурсы России», «Земельный фонд России» по статистическим данный учебника в Microsoft Exscel
3.Организация деловой игры по итогам урока, используя материал презентации «Почвы и почвенные ресурсы (слайд 24)
4.Подготовка к итоговому тестированию: разгадывание кроссвордов (25-26 слайды)
5.Анализ графиков и диаграмм
6. Выводы о воздействии с\х обработки полей на окружающую среду, меры защиты окружающей среды.
6.Работа с картами «География почвенных ресурсов»
Работа учителя на уроке
1.Проведение разноуровневого тестирования учащихся по изученной на предыдущем уроке теме.
2.Просмотр презентаций «Виды мелиорации почв», анализ, комментарий.
3. Организовать с помощью интерактивной карты «Почвы России» проверку знаний учащимися географии почв России.
4.Организациая учащихся на работу с электронный учебником
5.Помощь учащимся в добывании знаний при работе со слайдами 12-20 «Уроки географии Кирилла и Мефодия»
6.Оргинизация учащихся для проведения тренинга по видам мелиорации
7.Организация учащихся в деловой игре «Заседание экспертного совета по проблеме рационального использования и охране почв»
Описание деятельности детей:
1.Выполнение тестов и проверка
2.Показ собственных презентаций с комментарием
3.Работа и интерактивной картой «Почвы России»
4.Анализ слайда «Преобладающие виды мелиорации»
«Основные направления использования земельных ресурсов»
Вычерчивание в Microsoft Exscel диаграммы сельскохозяйственные угодья России.
Анализ графика и статистических материалов «Применение удобрений»
Сравнение диаграмм сельскохозяйственные угодья планеты и сельскохозяйственные угодья России
Изучение основных направлений использования земельных ресурсов (Эл.учебник)
Объяснение причин засоления почв (слайды12-13 «К и.М»
Составление характеристики видов мелиорации и рекультивации земель.
10. Тренинг «Виды мелиорации» («К и М» слайд 19)
11.Участие в деловой игре ««Заседание экспертного совета по проблеме рационального использования и охране почв»
Вид классной доски
*название темы и учебных задач урока;
Что должно появиться в тетрадях учащихся:
1.Преобладающие виды мелиорации и рекультивации земель.
2.Выводы и решения по итогам деловой игры.
3.Выводы по изученной теме
Межпредметные связи на уроке:
Информатика (умение работать на компьютере)
Сель/хоз труд (обработка почвы)
Подготовка к контрольному тестированию (интерактивные тесты в электронном учебнике)
Самостоятельно составленная презентация по изученному материалу (по желанию)
Некоторые итоги урока:
1.После изучения данной темы учащиеся должны:
*знать основные земледельческие районы России, расположенные в зонах смешанных лесов, лесостепи, степи;
*уметь применять знания о мелиоративных работах, направленных на улучшение свойств почв, поддержание и восстановление их плодородия;
*проводить сравнительный анализ статистических данных, делать выводы, определять перспективы;
*выполнять практические работы на местности по определению плодородия почв;
Тематический тестовый контроль.
Тесты по теме «Почвы и почвенные ресурсы»
1.В.В.Докучаев называл почву «зеркалом « природы. Почва отражает компоненты природы:
ж) деятельность человека;
з ) все перечисленное. +
2 На процесс образования гумуса в почве влияет:
а) количество и состав органического вещества;
б) скорость разложения органического вещества;
д) почвенные микроорганизмы;
е) все перечисленное. +
3.Определите какая растительность соответствует почвам:
1.Тундрово-глеевые г а)травянистая степь
2.Подзолистые б б) таежные леса
3.Дерново-подзолистые в в) смешанные леса
4. Черноземы а г) мхи и кустарнички
4.Развитию эрозии способствует:
а) преобладание участков со значит. уклонами земной поверхности; +
б) преобладание плоских участков земной поверхности;
в) густая и разреженная растительность;
г) медленное и интенсивное снеготаяние;
д) моросящие и ливневые дожди.
5.Определите, к какому типу относятся данные почвы в зависимости от соотношения песчаных и глинистых частиц:
6.Тяжелыми называются почвы:
7.Черноземы формируются в районах, где климатические условия характеризуются:
а) в районах, где увлажнение близко к достаточному (К= 0,55-1); +
б) в районах, где увлажнение превышает испарение (К > 1);
в) там, где среднегодовые температуры отрицательны.
8.Мерзлотно-таежные почвы формируются в условиях:
а) субарктического климата;
б) умеренно континентального;
г) резко- континентального.
9.Солончаки чаще всего встречаются:
10. Определите, отчего возникает эрозия почв.
а) смыв верхнего слоя почвы;
б) выдувание верхнего слоя почвы;
г) сплошной растительный покров;
д) высокие температуры;
е) размывание почвы (поверхностные углубления);
11. Способ повышения сборов урожая сельскохозяйственных культур лучше:
а) расширение площади пахотных земель; +
б) мелиорация пахотных земель.
Тематический тестовый контроль.
Тесты по теме «Почвы и почвенные ресурсы»
а) самостоятельный компонент природы;
б) особое уникальное природное тело;
в) верхний плодородный слой Земли;
г) продукт взаимодействия органической и неорганической природы;
д) результат взаимодействия всех компонентов природы;
е) все перечисленное. +
2. Определите отличия подзолистой почвы от серой лесной:
а) формируется под таежными лесами; +
б) в условиях достаточного увлажнения;
в) мощность гумусового горизонта меньше; +
г) перегнойный процесс проходит быстрее;
д) есть горизонт вымывания. +
3.Для развития растений лучше структура почвы:
4. Почвы, распространенные на территории со скудным увлажнением:
5.Процесс разрушения почвы под действием ветра и воды называется:
6.Органические вещества попадают в почву благодаря:
в) воздуху атмосферы;
7.Определите соответствие почв и природных зон:
1.Тундра. а) каштановые; 6.
2.Тайга. б) подзолистые; 2.
3.Смешанные леса. в)бурые; 7
4.Широколиственные леса. г)глеевые; 1.
5.Лесостепи. д) серые; 4.
6.Степи. е) дерново- подзолистые; 3.
7.Полупустыни. ж)черноземы. 5.
8.Слой почвы, особенно богатый перегноем, называется:
а) горизонтом вымывания;
б) материнской породой;
в) горизонтом вмывания;
г) гумусовым горизонтом. +
9. Чаще всего осушение земель проводят в регионах:
б) в северо-западном; +
10.Особенно много оврагов образуется в природных зонах:
в) бурые; г) серые лесные.
Электронный учебник по географии за 8 класс. Образовательная коллекция. География России. Природа и население. Республиканский мультимедиа центр.
Электронный учебник по географии за 6 класс. Образовательная коллекция. Начальный курс географии. Республиканский мультимедиа центр.
Образовательная коллекция. География 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс.
Энциклопедия «Я познаю мир»
Учебники:География России. В 2 кн. Кн.1: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе; под ред. В.П.Дронова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009
География России: Учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений /Под ред. А.И.Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.-4-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2003г.
Елисеева Р.М. Практическое пособие. 8 класс. География России. «Издат-Школа 2000» Москва.
Интерактивные наглядные пособия: Земельные ресурсы России