Что такое план внеурочной деятельности по фгос
Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору
Одна из проблем, которая волнует родителей школьников — это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:
— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
— У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
— У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.
Примечание.
В настоящее время следует руководствоваться письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (подробности в нашем блоге в статье « Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия».
В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
О наполняемости групп при внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Значение внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.
Что обязательно и что по выбору
Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе.
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
— « на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность »;
— « на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами ».
Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.
Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования школы и определяет содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности для первоклассников (перечень программ), время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности.
Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности учащихся 1-3 классов являются следующие нормативно-правовые документы:
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.№ 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённыйприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
—Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Зарегистрирован в Минюст России от 12.12. 2011 г. N 2357) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»
— Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 №189).
— Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. №2106);
— Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
— Основная образовательная Программа начального общего образования МОУ СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов ( Приказ директора №от 2011г)
В соответствии с требованиями Стандарта Внеурочная деятельность организуется по 5направлениям развития личности:
Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа.
Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально- значимой деятельности.
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты
Уровни результатов внеурочной деятельности
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)
Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы)
Школьник самостоятельно действует вобщественнойжизни (4 класс)
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формахповедения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.
Формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
При организации внеурочной деятельности аудиторных занятий не должно быть более 50%
Объёмвнеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования составляетдо 1350 часов. Распределение часов внеурочной деятельности на каждый годначального общего образования осуществляется с учётом интересов обучающихся, их родителей (законных представителей) и возможностей школы.
Распределениечасов внеурочной деятельности по годам начального общего образования
Как спланировать внеурочную деятельность в начальной школе?
Чем характерна внеурочная деятельность?
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы школы.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
Внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, она помогает формировать учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учеников.
«Внеурочная деятельность, с одной стороны, хороший ресурс, чтобы устранить пробелы в знаниях, а с другой — подспорье для учеников, которые могут и хотят развиваться в разных направлениях».
Программы курсов внеурочной деятельности
Курсы внеурочной деятельности школа формирует исходя из запросов участников образовательного процесса. В конце или в начале года проводятся опросы родителей, чтобы актуализировать расписание и содержание курсов. Но помните — в новом учебном году запросы могут измениться. Значит, нужно будет убрать курсы, которые больше не актуальны, и добавить новые.
Важно! Разработанные и принятые программы курсов внеурочной деятельности должны соотноситься с планом внеурочной деятельности по направлениям, формам организации и количеству часов, которые отведены на их освоение.
В начальной школе на изучение программ внеурочной деятельности отводится до 1350 часов на все четыре года. Обратите внимание: минимального порога нет, есть только максимальный.
Задачи внеурочной деятельности:
При планировании и организации программы курсов внеурочной деятельности важно учитывать, что группы детей могут быть разновозрастными.
«Внеурочная деятельность может реализовываться через отдельные программы, составленные педагогами, через формы работы классного руководителя, организацию поисковой, исследовательской, проектной деятельности, практических работ — всего того, на что не хватает времени во время уроков».
Проектная деятельность в составе внеурочных занятий
Очень острый момент — проектная деятельность в начальной школе. Сегодня она стала одной из самых эффективных форм реализации плана внеурочной деятельности по ФГОС. Учебный проект позволяет выполнять самостоятельную работу, объединяя несколько направлений и предметов деятельности.
Выполнить в рамках урока полноценный проект невозможно, но отдавать ребенку проект для самостоятельного выполнения тоже неправильно — родители порой слишком активно включаются в работу. Совет: оставьте проектную деятельность в стенах школы, но попробуйте вынести ее в план по внеурочной деятельности.
Серия «Внеурочная деятельность»
Серия «Внеурочная деятельность» — это готовое решение для организации интересных мероприятий внеурочного формата в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Практикоориентированным заданиям отводится 60% содержания пособий, теоретическому материалу — 40%.
Использование пособий позволят педагогу реализовать программы внеурочной деятельности без привлечения дополнительных материалов. В серии представлены пособия по всем пяти направлениям. Расскажем о некоторых из них.
Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2-й, 3-4-й классы
Пособия помогут сформировать навык смыслового чтения с помощью текстов с разнообразными вопросами и заданиями. В книгах представлены тексты и упражнения на развитие техники речи, подготовку к выразительному чтению, чтению по ролям и инсценировкам.
Развитие математических способностей. 1-2-й, 3-4-й классы
Материал пособий содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности. Книги рассчитаны на самостоятельность и активность ребят, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе.
Решаем нестандартные задачи:
Геометрия вокруг нас. 1-2-й, 3-4-й классы
Учимся применять геометрические знания о форме, размере и взаимном расположении предметов.
Пособия помогут развить пространственное воображение и мышление, овладеть практическими и графическими способами моделирования.
В книгах можно найти группы заданий, направленных на развитие у детей пространственного воображения и мышления, овладение практическими и графическими способами моделирования.
По этим пособиям удобно проводить поисковые и научные исследования — индивидуально и в групповой работе.
Школа юного астронома
Узнаем новые интересные факты об окружающем мире, звездах и планетах. В пособии дети получат первые теоретические знания об астрономии как о научной дисциплине.
Книга содержит теоретические материалы, а также вопросы и задания для увлекательных занятий в астрономических кружках, на факультативах или при других формах внеурочной деятельности.
Здорово быть здоровым.1-4-й классы
В пособии представлены практико-ориентированные задания: игрового, проблемного и поискового характера. Их задача — помочь педагогу сформировать у детей представления о видах здоровья и здоровом образе жизни на основе самостоятельной деятельности.
План внеурочной деятельности по новым требованиям ФГОС
Готовый план внеурочной деятельности по новым требованиям ФГОС
Когда будете планировать внеурочную деятельность на 2018/19 учебный год, учитывайте новые редакции ФГОС. Главное требование – связать план внеурочной деятельности с программой воспитания в школе. Данная статья содержит таблицу с новыми требованиями, а также пример плана с учетом новых ФГОС.
Что вам потребуется изменить в плане внеурочной деятельности
Главные изменения касаются четырех разделов плана. Их вы можете посмотреть в презентации «Как подготовить план внеурочной деятельности с учетом новых ФГОС», которая расположена ниже. На слайдах 4–7 есть таблицы с новыми требованиями. Во-первых, поменяйте пояснительную записку, потому что новые редакции ФГОС расширили перечень личностных результатов.
Во-вторых, в плане перепишите заново список планируемых результатов, которых достигнут учащиеся на внеурочных занятиях. Причина – дополненные перечни личностных и метапредметных результатов в новых редакциях ФГОС. Подробнее о новых личностных результатах вы прочитаете на слайдах 12–18 в презентации.
В-третьих, вам необходимо запланировать мероприятия в перспективном и годовом планах внеурочной деятельности с учетом измененного содержания внеурочной деятельности. Мероприятия помогут школьнику сформировать опыт волонтера, исследователя, освоить разные виды труда, развивать гражданскую идентичность.
Электронная презентация: что изменить
в плане внеурочной деятельности – Приложение 11.
Чтобы вам удобнее было информировать учителей о новых требованиях к внеурочной деятельности, воспользуйтесь комментариями к слайдам – Приложение 1.
Как составить пояснительную записку с учетом новой редакции ФГОС
Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности по новым требованиям должна соответствовать программе воспитания, программе формирования или развития универсальных учебных действий (УУД). В пояснительной записке к плану внеурочной деятельности укажите новое название – программа воспитания вместо программы воспитания и социализации.
Напишите, что расширили и скорректировали требования к личностным образовательным результатам по новым спискам результатов во ФГОС. Поможет таблица с личностными результатами на слайдах 12–18 в презентации.
Сформулируйте ключевые задачи воспитательной работы так, чтобы была понятна их значимость не только для учеников, но и для имиджа школы. Расскажите, как задачи воспитательной работы соответствуют запросам родителей и обучающихся. Затем перечислите наименования курсов, рабочие программы которых помогут школьникам достичь образовательных результатов и удовлетворить свои потребности. Подробнее читайте в примере на слайде 10 в презентации.
На слайде 10 в презентации «Как подготовить внеурочную деятельность с учетом новых ФГОС» вы видели пример. В примере вы прочитали, что школа внедряет еженедельный курс «Учимся проектировать и проводить исследование». Вы можете посмотреть дополнительные материалы о том, как организовать – Приложение 2 и оценить проектную и исследовательскую деятельность учеников – Приложение 3. Также вы можете посмотреть образец программы внеурочной деятельности, чтобы научить школьников выполнять проекты – Приложение 4.
Что изменить в составе планируемых результатов учащихся
Прежде чем разрабатывать план внеурочной деятельности по новым требованиям ФГОС, измените состав личностных образовательных результатов в целевом разделе основной образовательной программы (ООП). Перечень личностных результатов должен совпадать в плане внеурочной деятельности, в программе воспитания и в целевом разделе ООП. Иначе будет ошибка в образовательной программе, а педагоги не поймут, какие результаты формировать у школьников.
Минимальный состав планируемых результатов по новым требованиям вы увидите в таблицах на слайдах 12–18 в презентации. Выявить, как ученики достигли планируемых результатов, поможет лист оценки внеурочного занятия по новым ФГОС – Приложение 5.
Как составить перспективный план
СПРАВКА. Перспективный план составляют для начальной школы
на 4 года, для основной школы – на 5 лет, для средней – на 2 года.
Перспективные планы внеурочной деятельности составляйте для начальной, основной, средней школы. Перспективный план поможет распределить отведенные ФГОС часы на внеурочную деятельность по годам обучения на уровень образования и проконтролировать, чтобы в рамках уровня ваши ученики освоили все направления внеурочной деятельности.
Реализуйте все направления внеурочной деятельности в плане
При разработке перспективного плана внеурочной деятельности охватите все направления в каждой ООП. Направлений пять: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (п. 19.10 ФГОС начального общего образования, п. 18.3.1.2 ФГОС основного общего образования, п. 13.3 новой редакции ФГОС начального общего образования и п. 19.3.1.2 новой редакции ФГОС основного общего образования).
Выполните требования СанПиН
Суммарный объем часов по уровням образования должен соответствовать требованиям ФГОС. Требования СанПиН не менялись, поэтому отведите на внеурочную деятельность максимум 10 часов в неделю (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821–10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача от 24.11.2015 № 81). СанПиН регламентируют максимальное количество часов в неделю, а минимальное определяете вы. Оно зависит от финансирования ООП, от количества учителей в вашей школе и их квалификации.
Сколько часов отвести на внеурочную деятельность:
10 часов максимум в неделю для любого класса
1350 часов максимум в год для начальной школы
1750 часов максимум для основной школы
700 часов максимум для средней школы
Объем часов по каждому учебному году может не совпадать. Если вы решите изменить годовой объем часов, издайте приказ о внесении изменений в ООП в части плана внеурочной деятельности.
Заполненный образец перспективного плана – Приложение 6.
Ш аблон перспективного плана внеурочной деятельности
Шаблон перспективного плана поможет вам подготовить перспективный план внеурочной деятельности. Все мероприятия перспективного плана внеурочной деятельности сначала включите в содержательный раздел ООП: в программу воспитания или в программу формирования или развития УУД.
Количество часов. Укажите количество часов для класса. Помните, что с 5-го по 9-й класс максимум 1750 часов.
Регулярные курсы. Напишите названия курсов по каждому направлению внеурочной деятельности.
Мероприятия. Впишите названия классных часов, веб-проектов, экскурсий и др.
Выбирайте, в какую программу включать мероприятия, в зависимости от образовательных результатов. Если мероприятие развивает личностные результаты, то больше подходит для программы воспитания, если метапредметные – для программ формирования или развития УУД. После этого мероприятия внеурочной деятельности переносите в план внеурочной деятельности. Подробнее читайте в Примере 1.
Как выделить часть, формируемую участниками образовательных отношений
Часы внеурочной деятельности можно реализовать не только на учебной неделе, но и на каникулах, в выходные и нерабочие праздничные дни (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821–10).
Новые редакции ФГОС сохранили требования к объему части ООП, которую формируют ученики и их родители: в начальной школе эта часть составляет 20 процентов; в основной – 30; в средней – 40.
При разработке перспективного плана внеурочной деятельности покажите, какие курсы или мероприятия вы включаете по запросу обучающихся, их родителей или инициативе партнеров. – Пример 2.
Чтобы избежать замечаний в ходе проверок по контролю и надзору, подтвердите анкетами и справкой результаты опроса родителей о том, какие курсы и мероприятия включить в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Документы, которые подтверждают, что вы опрашивали родителей, оформите как приложение к ООП (письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05–2680).
Родители могут не понимать направления в развитии образования. Расскажите о перспективных направлениях, чтобы получить актуальный для школы запрос на внеурочную деятельность. – Пример 3.
Три примера, чтобы организовать внеурочную деятельность:
Пример 1. Школа ежегодно проводит Фестиваль открытий. В нем участвуют 4-11-е классы. В содержательном разделе ООП начального образования Фестиваль открытий замдиректора включает в программу формирования и развития УУД, потому что он помогает школьникам достичь метапредметных результатов:
сформировать опыт переносить УУД из учебной ситуации в реальную жизненную ситуацию;
сформировать навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности;
овладеть приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми.
В организационном разделе ООП замдиректора включает Фестиваль открытий в план внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.
Пример 2. Школа отвела на регулярные курсы внеурочной деятельности 1020 часов в ООП основного общего образования. Курсы и мероприятия по запросу родителей замдиректора включает в программу воспитания:
один курс объемом 34 часа в 7-м классе;
один курс объемом 34 часа в 9-м классе.
При 34 неделях учебного года это составит 68 часов, то есть 7 процентов от 1020 часов учебной нагрузки.
Внеурочных мероприятий замдиректора планирует по три в месяц. За пять лет – 135 мероприятий. Если школа проведет по запросу участников образовательных отношений семь мероприятий, это составит 5 процентов.
Cуммарно регулярные курсы внеурочной деятельности и внеурочные мероприятия, которые запланировали по запросу участников образовательных отношений, составят 12 процентов от общего объема часов внеурочной деятельности, предусмотренного программой. Прибавьте к этому 18 процентов, которые выделили в учебном плане, и получите 30 процентов, установленных ФГОС основного общего образования.
Как составить годовой план
Годовой план внеурочной деятельности – это часть перспективного плана. Годовой план составьте на параллель. Чек-лист поможет вам подготовить план на год – Приложение 8 (Страница 3). Отметьте в квадратиках пункты, когда их выполните. Пример годового плана – Приложение 7 (Страница 1–2).
Когда составляете годовой план, не отождествляйте внеурочную деятельность с занятиями по дополнительным общеразвивающим программам. Самое главное отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования в том, какие образовательные результаты вы должны проконтролировать. Результаты учеников, которых они достигают на внеурочных занятиях, соответствуют ФГОС по уровням общего образования. Результаты обучающихся по дополнительным программам закон не устанавливает.
Электронная презентация: чем внеурочная деятельность отличается от дополнительного образования – Приложение 10.
Чтобы вам удобнее было информировать учителей о новых требованиях к внеурочной деятельности, воспользуйтесь комментариями к слайдам – Приложение 9.