Что такое пластика в музыке
plastic music
Смотреть что такое «plastic music» в других словарях:
Plastic Ono Band — Запись песни Give Peace a Chance Основная информа … Википедия
Plastic Beach — Album par Gorillaz logo promotionnel de l album Sortie … Wikipédia en Français
Plastic Beach — Studioalbum von Gorillaz … Deutsch Wikipedia
Plastic soul — is a phrase coined by an unknown black musician in the 1960s, describing Mick Jagger as a white musician trying to sing soul music.Inspiration for Rubber Soul titlePaul McCartney heard the comment and later said that the name of the Beatle album… … Wikipedia
Plastic Beach — Студийный альбом Gorillaz … Википедия
Plastic.com — is an award winning internet forum for news and discussion of events and issues. The site is community driven, with readers moderating discussions, submitting stories, and participating in their selection.Its motto is Recycling the Web in Real… … Wikipedia
Plastic Tree — Saltar a navegación, búsqueda Plastic Tree Información personal Origen Chiba, Japón Información artística Género(s) … Wikipedia Español
Music Is Rotted One Note — Studio album by Squarepusher Released 12 October 199 … Wikipedia
Plastic tree — Pays d’origine Chiba, Japon Genre(s) Rock indépendant, J Rock Années actives 1993 – présent … Wikipédia en Français
Plastic Tree — Pays d’origine Chiba, Japon Genre musical Rock indépendant, J Rock Années d activité 1993 – présent … Wikipédia en Français
Plastic Buffet — Saltar a navegación, búsqueda Plastic Buffet es el cuarto episodio de la serie de comedia norteamericana Robot Chicken (Pollo Robot en el doblaje). Contenido 1 Lista de Sketchs 1.1 Saludable y Exitoso 1.2 Caerás Demonio … Wikipedia Español
Пластика и ритм
В музыке ритм определяется как закономерное чередование музыкальных звуков. Ритм является одним из основных выразительных и формообразующих средств музыки.
Рисунок 9. Beth Van Hoesen.
ритмы органической Leeks (офорт).
В литературном художественном произведении важнейшим средством образного изображения является организация (композиция) речи. Стихотворная речь отличается особой, ритмической организацией. В стихотворной речи ритм означает мерное повторение
сходных ее элементов: слогов, слов, строчек. Единицей ритма в стихотворной речи является стих, т.е. отдельная стихотворная строка.
Усвоив основные ритмические принципы различных систем стихосложения, можно научиться безошибочно определять стихотворный размер любого поэтического произведения. Ритм в художественной прозе сложнее поддается анализу, но он есть и здесь. Ритм в прозе выражается особыми сюжетно-композиционными закономерностями: об одном событии могут рассказывать разные герои, один или разные герои показываются в аналогичных ситуациях.
Ритм присутствует и используется в архитектуре, кино, в театральном искусстве, балете и т.д. Ритмы искусства следуют ритму восприятия человека. Они многое заимствуют в структуре психофизических реакций человека, стремясь быть адекватными его эмоциональному поведению. Художественные ритмы расчленяют компоненты произведения и объединяют ряд впечатлений в единое целое. Ритмический повтор напоминает о предыдущем и предвидит последующее.
В зависимости от характера движения ритм может быть закрытым (замкнутым) и открытым (сквозным). Считается, что экспрессивные формы стремительного движения появились в искусстве новейшего времени, но иконы Дионисия, например, являют нам образцы и статичные, и быстрого движения в пространстве и времени.
Организующая роль ритма в композиции тем активнее, чем сильнее проявление периодичности, закономерности ритма. Ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть и настолько сильным, мощным, что становится ведущим началом композиции.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Значение слова «пластика»
4. Мед. Пластическая операция. Костная пластика. Пластика сосудов.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Пластика — полимерная глина, пластичный материал для лепки.
Пластика — скульптурное произведение.
Пластика, или пластичность — качество объекта, указывает на его гибкость, податливость.
Пластика — в танце и в сценическом искусстве — общая гармония, согласованность движений и жестов; одна из обязательных дисциплин в театральных вузах.
Пластическая хирургия — раздел хирургии.
Plastika — музыкальная группа.
ПЛА’СТИКА, и, мн. нет, ж. [греч. platikē — ваяние]. 1. Искусство ваяния, скульптура (искус.). Античная п. || собир. Произведения этого искусства (искус.). Музей пластики. || Всякое изобразительное искусство (спец.). 2. Искусство ритмических и грациозных движений человеческого тела, близкое к танцам (театр.). Брать уроки пластики. 3. Пластичность, пластичные движения (спец.). Спортсмен показал прекрасную быстроту и пластику.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пла́стика I
1. искусство создания объёмных изображений путём лепки, высекания, резьбы и т. п.; ваяние, скульптура
2. собир. произведения скульптуры
3. гармоничность, художественная выразительность объёмной формы, отражающая внутренний мир, сущность изображаемой вещи
4. совокупность выразительных средств художественного (литературного, музыкального и т. п.) произведения, воплощающая талант автора
5. согласованность, соразмерность движений и жестов, создающие общее впечатление гармонии
6. театр. в хореографии — движения, жесты, внешний облик (костюм, грим и т. п.), посредством которого выражается характер, внутренний мир действующего лица
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова упрочиться (глагол), упрочилось:
Пластика как средство театральной выразительности
1. Место пластики в театре: Исторический аспект:
Танец в чистом виде, как отдельный номер, вводился в индийскую драму редко. Зато форма спектакля в целом была, по сути дела, танцевальной. Причиной тому — чрезвычайная разработанность пластической стороны действия, богатство пантомимических средств, используемых при создании сценического образа, прежде всего — высоко стилизованный, часто условный и символический жест. Характерно, что некоторые из этих жестов обнаруживают сходство с жестами ведийского жертвенного ритуала. Преемственность тут очевидна: ритуальный танец заимствовал жестовую символику из жертвенной церемонии, передал ее мистерии, откуда она была усвоена затем театром. Следует также иметь в виду, что весь спектакль шел в музыкальном сопровождении (тоже мистериальное наследие!), и подчиненность движения актера музыкальному ритму делала его тем более танцевальным.
Сказать, что пластика занимает важный аспект в театрах востока, ни чего не сказать. Явно в театрах Японии, Китая, Индии пластика во всех своих интерпретациях основное средство выразительности. Так как в этих странах уделяют больше внимания своим традициям, исполнительское искусство неразрывно связаны со всеми культурными достояниями своего народа. Поэтому пластика является неотъемлемой частью театра востока, и по сей день, что нельзя сказать о европейском театре.
Конечно, в раннем западноевропейском театре пластика не занимала такого места и не играла такой роли как на Востоке. Но, безусловно, имела немаловажное значение.
Рассмотрим на примере итальянской commedia dell’arte. Этот вид театра вышел из уличных праздников и карнавалов. Ее персонажи – некие социальные образы, в которых культивируются не индивидуальные, а типические черты. Пьес как таковых в комедии дель арте не было, разрабатывалась только сюжетная схема, сценарий, который по ходу спектакля наполнялся живыми репликами, варьировавшимися в зависимости от состава зрителей. Именно этот импровизационный метод работы и привел комедиантов к профессионализму – и в первую очередь, к выработке ансамбля, повышенному вниманию к партнеру. Все персонажи commedia dell’arte были маски, поэтому жест, как и текст был так же важен. Жест у актеров был «широкий», не много утрированный, для того чтобы более ярче донести до зрителя весь смысл пьесы. А так как в основном артисты играли на улицах, публика была самой разнообразной, приходилось, для более точного изображения, ярче подавать пантомиму и жест. Комедия дель арте вобрала в себя опыт фарсового театра, однако здесь пародировались и расхожие персонажи «ученой комедии». Определенная маска закреплялась за конкретным актером раз и навсегда, однако роль – несмотря на жесткие типажные рамки – бесконечно варьировалась и развивалась в процессе каждого представления.
Чтобы глубже разобраться в сути вопроса, рассмотрим науку «о законах, которые руководят человеческим телом», основоположником которой является Франсуа Дельсарт – французский учитель пения, создатель своей системы «постановки эстетики человеческого тела» на научной основе (как он её понимал). Этой системой он занялся, после того, как сорвал голос и посчитав, что тому виной – несовершенная методика тогдашнего консерваторского образования. Вот что о нем говорит Волконский С.М. (русский театральный деятель, режиссёр, критик, мемуарист, литератор): «Fran;ois Delsarte посвятил жизнь раскрытию тех законов, которые руководят человеческим телом, когда оно выражает, то или иное чувство. Его можно назвать основателем науки о телесной выразительности. В течение сорока лет он преподавал в Париже. Лучшие артисты его времени ходили к нему, чтобы совершенствоваться в драматическом искусстве, пластике и выразительности…». Артисты, которые учились у Дельсарта, стали более точно играть свои роли, они стали использовать жест, не только так, как чувствовали, а уже конкретно под определенные эмоции, чувства и ситуации. Дельсарт, а в последующем и его ученики систематизировали телесную выразительность.
Режиссерский театр так же приносит изменения в игре актеров. Артисты стали более точно выполнять замысел режиссера, тем самым раскрывая замысел драматурга. Например, провести взглядом по партнёру сверху вниз или снизу вверх, совершенно разный подтекст получается, в одном смысле мы можем испытывать положительные эмоции к персонажу, а в другом отрицательные. Жест стал продолжением мысли, и неотъемлемым действием актера.
2. Театральная пластика: Педагогическая концепция В. Э. Мейерхольда.
Музыкально – пластическая деятельность
Музыкально-пластическая деятельность является одной из разновидностей музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, в которой реализуются взаимосвязи искусства музыки и искусства движения.
В последние годы возросло значение музыкально–пластической деятельности, которая стала неотъемлемой частью урока музыки в школе. Особенно важно включать различные виды музыкально – пластической деятельности на уроке в начальной школе. Детям этого возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением.
Музыкально-пластическая деятельность является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей ребенка, обогащает целостное восприятие музыки.
Этот раздел программы сочетает в себе элементы ритмики, включая также элементы освоения некоторых танцевальных движений, сюжетно-образные игры, пластическое интонирование, пластическое моделирование, пластическую импровизацию.
Музыкально-пластическая деятельность опирается на общую интонационную природу музыкального искусства и искусства движения. Она основана на телесности, которая в свернутом виде находит свое выражение в музыканой интонации. Ключом к пониманию характера взаимосвязи двух искусств является интонационная теория Б.Асафьева, развитая В. Медушевским. Б.Асафьев писал: «воздействие немой интонации» пластики и движения человека (включая его руки) процесс интонирования становится «музыкальной интонацией», музыкальной речью. Музыкальная интонация никогда не теряет своей связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) тела человеческого, но «переосмвсливает» закономерности их форм и составляющуих форму элементов в свои музыкальные средства выражения»[4].
В зависимости от педагогической цели и характера взаимодействия искусств Е. Николаева выделяет вспомогательно-дидактический и художественно образный типы музыкально-пластической деятельности.
«Во вспомогательно-дидактической музыкально-пластической деятельности ритмопластическая интонация выступает в качестве средства постижения учащимися тех или иных сторон музыкальной интонации и таким образом имеет прикладное значение»[5]. Вспомогательная дидактическая деятельность, по мнению исследователя, осуществляется на двух уровнях: конструктивном и интонационном.
Конструктивный уровень осуществления музыкально-пластической деятельности предполагает «структурно-аналитическое постижение пространственно-временных соотношений в музыкальной интонации (ее звуковысотной, ритмической или другой стороны)» и предполагает использование «системы условных движений (жестов, поз и т.д.)»[6].
Процессуальный уровень осуществления музыкально-пластической деятельности «концентрируется главным образом на характере развертывания движения во времени и пространстве, на выявление…интонационно-смысловых возможностей той или иной музыкальной интонации». В музыкально-педагогическом процессе вспомогательная музыкально-пластическая деятельность реализуется в «моделировании звуковысотных, ритмических, динамических, тембровых особенностей музыкального языка в процессе алгоритмизированной системы условных знаков, а также в импровизации, основанной на этой системе. Рассмотрим основные направления работы:
· использование ручных знаков ступеней, метода «рука-нотный стан», метода высотного тактирования, метода свободногодирижирования;
· создание ритмического аккомпанимента к попевкам и песням, ритмических партитур, «звучащих жестов» (К. Орф), ритмических игр, ритмических импровизаций;
· использование системы специфических экспрессивных движений в музыкально-дидактическоих играх: «Игра в прятки», «Игра на определение регистра», «Консонанс-диссонанс», «Солнышко-туча»; а также в ролевых играх «Я-дирижер», «Я играю в оркестр» и т.п.
· пластическое интонирование, основанное на выявлении эмоционально-образной сущности музыкальной интонации. Например:
1. В песне В. Витлина «Серенькая кошечка» рукой рисует силуэт кошечки от головы к хвосту, как бы гладит ее, отражается в движении нисходящий поступенный ход от V ступени к Ι ступени.
Интонационный уровень музыкально-пластической деятельности отражающий непрерывность интонационного развития, прежде всего, конкретно выявляет процесс становления интонационной формы. Например: в песне И. Кадомцева «Песенка о солнышке, радуге и радости» важно при разучивании припева охватить именно процесс развития интонации, рисуя руками солнышко, радугу и поднимаясь к небу, фиксируя руками ритмическую структуру, штрихи и облегчая интонирование достаточно сложных восходящих ходов (пример):
Несколько другая задача решается в ходе работы над главной партией 1 части концерта №3 С. Рахманинова. Сначала дети разучивают тему вокализом с помощью метода высотного тактирования, затем звуковысотные соотношения переносятся и фиксируются в форме графической записи на доску, затем мы соединяем черточки единой чертой и, «о чудо, перед нами стелется тропинка в полях» (Б. Асафьев).
Результатом художественно-образного типа музыкально-пластической деятельности является познание целостного художественного образа в его становлении, проживании формы и средств выразительности. В педагогической практике эти задачи реализуются в:
· в разучивании и исполнении музыкально-пластических композиций, этюдов;
· в музыкально-пластической импровизации, отражающей целостность развития музыкального образа;
· в сюжетно-ролевых играх;
· в создании своеобразного музыкально-пластического театра, в котором средствами ритмопластики создаются «портреты» героев, их взаимоотношения. Например, в симфонической сказке С. Прокофьева дети моделируют в пластике движения и характер Пети, Дедушки, Утки, Кошки и их взаимодействие. Подобных возможностей программа 1 и 2 класса предоставляет достаточно много: это пьесы Д. Кабалевского «Резвушка», «Плакса», «Злюка», «Зайчик дразнит Медвежонка» и т.п;
· в реализации исполнительских потенций детей в процессе специфической дирижерской деятельности.
Музыкально-пластическая деятельность развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход стремлению детей к самовыражению. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.
В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метро-ритмом: в первую очередь осваиваются различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, прежде всего различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги вперед на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте, пружинный шаг и так далее.
В работе с детьми используются первая, вторая, третья, пятая, шестая позиции ног в классическом танце, а также подготовительная, первая, вторая и третья позиции рук.
Сюжет музыкальных игр может быть предложен педагогом, последовательность движений также выучена заранее, но можно, предложив сюжет, попросить детей «сочинить», придумать движения и их последовательность. Особенно интересны различные пластические импровизации, когда ребенок остается один на один с музыкой и творит свой пластический вариант музыкального образа. В этот момент главное для учителя – деликатность, доброжелательность и создание дружелюбной творческой атмосферы в классе детском коллективе.
Понимая сложность проблем, связанных с организацией музыкально- пластической деятельности на уроке музыки, сформулирую несколько важных, на мой взгляд, методических требований, которые помогут обеспечить эффективность работы:
· необходимо помнить о художественной ценности музыкального материала. Художественный уровень музыкального материала должен быть достаточно высоким, что того, чтобы обеспечить интерес ребенка к занятиям, развитие его музыкального вкуса, а также включение данного материала в драматургию урока, в тематизм урока, в интонационную атмосферу урока;
· основой всех упражнений является непосредственное звучание музыки;
· все упражнения строятся в опоре на игровой образ;
· успешность всей работы по музыкально-пластической деятельности определяется целенаправленным выбором и правильной последовательностью упражнений;
· в структуре урока музыкально- пластическая деятельность может быть отдельной его частью, длящейся две-три минуты, может выполнять роль двигательной разрядки (здесь полезно повторять уже известные упражнения), может органично включаться в процесс разучивания и исполнения песен, попевок, в процесс анализа прослушиваемого произведения, в работу в области музыкальной грамотности;
· важно включать в урок различные виды движения;
· каждое музыкальное произведение (или фрагмент его) при первом знакомстве необходимо внимательно прослушать и проанализировать (кратко) его эмоционально-образное содержание;
· необходимо отдельно отработать технику движения и только потом соединить музыку и движение, создавая целостный музыкальный образа;
· упражнения и игры, связанные с музыкально-пластической деятельностью, могут и должны повторяться; их исполнение надо стараться довести до как можно более высокого уровня;
· объем и разнообразие движений определяется условиями, в которых проходят занятия, уровнем развития умений и навыков учащихся;
· в примерном содержании уроков музыки предложено большое количество различных видов работы в области музыкального движения, гораздо больше, чем реально необходимо. Это сделано для того, чтобы учитель, планируя работу, мог варьировать виды упражнений, их количество;
В первом классе различные виды музыкально-пластической деятельности буквально принизывают весь урок. На уроке может быть исполнено с движением от четырех до семи-восьми произведений.
Во втором классе объем музыкального движения несколько сокращается, поэтому педагог включает движение как отдельную часть урока не менее двух раз (три-шесть упражнений).
В третьем и четвертом классах музыкально – пластическая деятельность – как структурная часть урока – проводится один раз (три-четыре упражнения).
Существует несколько методических подходов к организации музыкально-пластической деятельности:
1. Показ движений учителем и последующее повторение движений учениками.
2. Самостоятельный выбор учащимися разученных ранее движений из предложденных учителем в связи с характером конкртного музыкального образа.
3. Пластическая импровизация, основанная на непосредственном воздействии музыки, конкретизирующаяся в игровом образе.
Первым этапом работы в области музыкально-пластической деятельности является освоение исходного положения. Исходное положение должно подготовить ребенка к выполнению задания, настроить эмоционально, расслабить мышцы. Ребенок должен:
· стоять прямо: не сутулясь, не опуская голову, пятки вместе – носки врозь, ноги выпрямлены, но не напряжены;
· руки на поясе: большме пальцы – назад, руки обхватывают талию;
· руки в стороны, при этом они составляют одну линию с плечами;
· руки вверх – руки подняты вверх параллельно друг другу и обращены ладонями друг к другу.
Правильно выполнение исходных положений обеспечивается вспомогательными упражнениями, направленными на расслабление мышц: уронить руки, «встряхивать» кисти рук, сгибать – разгибать пальцы рук, локтевой сустав.
Основными пространственными построениями, используемыми в процессе музыкально-пластической деятельности, являются: колонна, шеренга, цепочка, круг и хоровод.
Импровизация
На уроках музыки в школе используются различные виды и формы музыкально-композиционного творчества детей: вокальная, ритмическая, гармоническая (хоровая) импровизации; сочинение музыки по предложенным моделям, развитие заданного педагогом тематизма, собственное сочинение и т.д. В представленном педагогическом опыте доминировали различные виды вокальной импровизации, поэтому, не умаляя важности других форм музыкального творчества детей, подробно рассмотрим методику работы в области вокальной импровизации.
Вокальная импровизация – самостоятельная творческая музыкальная деятельность, позволяющая каждому ребенку реализовать свою личностную доминанту. Любая импровизация сиюминутна, создается в процессе исполнения, точно повторить ее обычно невозможно.
Главное в детском творчестве не результат, а ПРОЦЕСС. Импровизация дает возможность погружать ребенка в процесс творчества, тем самым формировать у ребенка механизмы творческого понимания мира и таким образом непосредственно влиять на становление личности.
Вокальная импровизация дает возможность услышать каждого ребенка в отдельности и «раскрыть» даже самых слабых наших учеников, т.к. каждый ребенок поет в удобной для него тональности, тесситуре, используя близкий ему круг интонаций. В процессе этой работы очень часто начинают петь «гудошники».
Успешность работы в этой области определяется системой постепенного усложнения видов и форм работы, неторопливостью, качественным освоением каждого этапа этого вида музыкальной деятельности.
Вся работа по вокальной импровизации проводится только без сопровождения. Начинают всегда сильные дети, они «проложат путь», и за ними, а не за учителем пойдут остальные. Обеспечивая креативный подход к вокальной импровизации, важно предоставить ребенку творческую свободу в выборе интонационного языка, поэтому большинство предложенных видов вокальной импровизации опираются на спонтанное детское музыкальное творчество, а не на показ учителем каких-либо интонационно-тематических моделей. Работа по интонационно-тематическим моделям и развитию заданного тематизма обычно связана с импровизацией в определенном стиле, в процессе которой учитель, задавая тематическое «зерно», вводит учащихся в интонационный язык конкретного стиля, регламентируя также некоторые структурные особенности музыкальной формы.
Роль педагога – роль деликатного и доброжелательного слушателя, иногда консультанта (когда задание бывает очень сложным даже для сильных учеников). Педагог обязан найти в каждой импровизации ребенка то, за что ребенка можно похвалить. Главное условие успешности работы – создание атмосферы доверия, доброжелательности, радости творчества, искренняя вера в творческий потенциал детей.
Тематически вокальная импровизация должна быть тесно связана со всем музыкальным материалом урока, решать общие задачи, работать на реализацию цели урока. В драматургии урока вокальная импровизация может занимать разное место, обусловленное целями этой работы. Если в процессе импровизации готовится освоение новых понятий, то тогда импровизация может быть в самом начале урока. Например: сочинить на специально подобранные тексты польку и вальс, а затем объяснить двухдольный и трехдольный метр.
В процессе вокальной импровизации можно моделировать определенные особенности музыкального языка (жанр, лад, определенные интонации, определенный ритм), – такая импровизация легко вписывается в середину урока.
Если импровизация выполняет функцию закрепления в творческой деятельности определенных особенностей музыкального языка, то обычно она проводится в конце урока, являясь его кульминацией.
В процессе работы над вокальной импровизацией необходимо стремиться к достижению ладовой завершенности в конце, формировать ощущение формы через ощущение фразы: класс и педагог отмечают количество фраз, спетых учеником.
На уроке мы можем уделить импровизации не более пяти минут, поэтому каждое задание повторяется на нескольких уроках. Важно, чтобы каждое задание по импровизации выполнили все дети по очереди. Так как импровизация исполняется каждым ребенком отдельно, то педагог должен продумать задание для остальной части класса, дети должны внимательно слушать, оценивать качество выполнения задания своими товарищами, мысленно сочинять свою версию и т.д. Импровизация – напряженный творческий труд всего класса.
Формы вокальной импровизации, которые откристаллизовались в результате многолетней педагогической практики.[7]
1. Первая импровизация – диалогическая на заданный текст: вопрос-ответ (учитель-ученик).
2. Импровизация на текст стихотворения диалогической структуры (учитель-ученик, ученик-ученик).
3. Импровизация на эмоционально-образную ситуацию. Этот вид вокальной импровизации хорош для маленьких детей. Создается игровая ситуация на определенную тему, а дети сочиняют разного характера мелодии или песенки: «Мы гуляем в лесу», «Вечер в стране игрушек» и т.п.
4. Импровизация в определенном жанре (с текстом, а затем вокализом). Дети легко сочиняют марши, польки, вальсы. Задача облегчается, если перед импровизацией дать метрическую настройку.
5. Импровизация на создание мелодии в определенном настроении.
6. Импровизация в заданном ладу.
7. Импровизация в заданном размере (с текстом и вокализом).
8. Импровизация мелодии на заданный ритм. Этот вид импровизации хорошо использовать для закрепления определенных ритмических мотивов и формул (пунктирного ритма, ноты с точкой и т.п.).
9. Импровизация на определенную интонацию. Вначале дети должны хорошо освоить интонацию (полутон, чистая кварта (V–VIII ↑ ступени), чистая квинта (V–I ↓ ступени), интонация трезвучия, затем им предлагается спеть мелодию, которая начинается с предложенной интонации, по мере овладения интонацией, дети сочиняют мелодии, в которых предложенная интонация может находиться и в середине, и в конце.
10. Очень важна роль вокальной импровизации в процессе формирования ладового чувства: ощущения лада, как системы звуковысотных соотношений, ладовых тяготений, устойчивости и неустойчивости, ощущения тоники. Импровизация проводится в форме диалога учитель – ученик, ученик – ученик в вопросно-ответной структуре вокализом. Объем вопроса и ответа, вначале фраза, затем предложение.
12. Импровизация в определенном стиле: в стиле русской народной песни, в стиле музыки В. Моцарта, П. Чайковского и т.п.
В средней школе можно создавать импровизации в определенном художественном историческом стиле.
13. Пластическая импровизация основывается на наличии в структуре музыкального мышления телесности, базирующейся во многом в бессознательных сферах психики. В интонациях, ритмах музыкального искусства разных эпох всегда в свернутом виде заключена информация о пластике, физиологических процессах (ритма пульса, дыхания и т.д.) человеческого тела. Адекватное восприятие и воспроизведение пластической информации, заключенной в музыкальном произведении посредством ряда определенных движений, позволяет включить в процесс познания музыкального искусства сферу бессознательного. Импровизация позволяет активизировать коммуникативную функцию музыкального мышления, способствует формированию рефлексии.
Остановимся на некоторых важных вопросах методики работы по вокальной импровизации. Во всех диалогических видах импровизации педагог сам постоянно импровизирует, меняя тональность и дифференцируя сложность тематизма в зависимости от конкретного уровня музыкального развития каждого ученика.
При организации творческой деятельности учащихся в процессе импровизации на заданный текст важно соблюдать поэтапность действий:
· выразительное чтение текста учителем;
· выучивание текста с детьми наизусть;
· выявление образно-смысловых интонационных потенций, заложнных в тексте;
· ритмизация текста (в том случае, если задание связано с отражением метро-ритмических особенностей музыкального языка);
· предоставление каждому ребенку возможности петь в удобной тональности, тесситуре, на удобный слог или гласный при вокализации.