Что такое платформа география седьмой класс
Платформы и равнины
Различный внешний вид равнин зависит от их происхождения. Существует много механизмов возникновения равнин, но нужно помнить о том, что независимо от происхождения равнины располагаются в пределах стабильных участков земной коры, то есть платформ. Рассмотрим наиболее распространенные по происхождению виды равнин. Прежде всего, равнины делятся на аккумулятивные и эрозионные. Вы, наверное, знаете про такой прибор — аккумулятор? Он накапливает электричество. Слово «аккумуляция» именно это и означает — накопление. Аккумулятивные равнины возникают в результате созидательной деятельности рек, ледников, морей, направленной на накопление толщи осадочных горных пород, образующих ровные пространства. А эрозионные равнины связаны с разрушительной деятельностью сил выветривания.
Аккумулятивные равнины бывают речными, ледниковыми, морскими и др. Речные равнины созданы в результате деятельности рек и сложены речными наносами. Такие равнины, как правило, бывают низкими и плоскими. Речные наносы — это песок, глина и, что особенно важно, ил. Почему так важен именно ил? Да потому, что он плодороден, поэтому почвы в пределах речных долин очень хороши для сельского хозяйства. Именно поэтому некоторые из таких равнин были заселены человеком еще в древности. Например, такие могучие государства давних эпох, как Египет, Междуречье, Индия, так и называют — речные цивилизации. Частично речными наносами сложена Великая Китайская равнина и Амазонская низменность.
Ледниковые равнины возникли в конце кайнозоя, когда оледенение захватывало огромные пространства в Северном полушарии. Многокилометровая толща льда, двигаясь с севера на юг, действовала подобно ножу бульдозера, сгребая перед собой огромные массы песка, суглинка, щебня, валунов. Когда ледник отступил, все эти отложения так и остались лежать на тех пространствах, до которых дошел ледник. Рельеф ледниковых равнин холмистый, а почвы — каменистые. Таких равнин много в Европе. Есть и на севере европейской части нашей страны. Большие площади занимают ледниковые равнины в Северной Америке.
Морские равнины,как правило, лежат по краям материков. Они представляют собой бывшее дно моря, оказавшееся на поверхности в результате медленных движений земной коры. Эти равнины чаше всего бывают плоскими и горизонтальными. Они сложены мощными слоями морских осадочных горных пород (песками, глинами). Морскими являются некоторые равнины Евразии: Прикаспийская и Причерноморская, а также Приме- ксиканская равнина в Северной Америке.
Эрозионные равнины возникают на месте древних разрушенных гор (рис. 28). Как правило, их поверхность сложена древними скальными породами, которые раньше находились в основании гор. Рельеф эрозионных равнин плоским не назовешь. Скорее — холмистым. Их много на всех материках. Самая крупная — Казахский мелкосопочник в Евразии. Даже в названии присутствует указание на особенности ее рельефа. Ведь сопки — это довольно высокие холмы округлой формы, которые очень часто остаются на месте полностью разрушенных гор.
1. Тектоника — раздел геологии, изучающий строение земной коры.
2. Древними ядрами материков являются платформы — спокойные и стабильные участки земной коры. В рельефе платформам соответствуют равнины.
3. Равнины — это обширные участки земной поверхности с малыми перепадами высот и небольшими уклонами.
4. Равнины различаются по абсолютной высоте. Низменности лежат на высотах ниже 200 м над уровнем моря. Плоскогорья приподняты на высоту более 500 м. Промежуточное положение по высоте между низменностями и плоскогорьями занимают возвышенности.
5. Равнины имеют разное происхождение. Различают речные, морские, эрозионные и другие равнины.
1. Что такое рельеф? 2. Назовите известные вам силы выветривания. 3. Что изучает тектоника? 4. Что такое платформа? 5. Какие существуют виды равнин?
А теперь более сложные вопросы
1. Какова связь между платформами и литосферными плитами? 2. В чем причина стабильности платформ? 3. В чем разница между аккумулятивными и эрозионными равнинами?
Поработаем с картой
1. Мысленно обогните земной шар по параллели 60°С.Ш. Какие платформы вы пересечете? 2. В пределах каких платформ расположены точки с координатами: 23°юлп. 120°в.д., 10°Ю.ш. 60°З.Д.? 3. В пределах каких стран находятся Среднесибирское плоскогорье, Амазонская и Индо-Гангская низменности? 4. Сопоставьте карту строения земной коры и физическую карту. Найдите доказательства утверждению, что в рельефе платформам соответствуют равнины.
Платформа
Платформы — крупные устойчивые участки земной коры с кристаллическим фундаментом в основании и на обширных площадях — с осадочным чехлом поверх него.
Строение земной коры под материками и океанами неодинаково. Океаническая земная кора гранитного слоя не имеет, она моложе и тоньше материковой коры. Существует гипотеза, что на Земле первоначально образовалась земная кора океанического типа. Площадь первых устойчивых участков постепенно увеличивалась за счёт их окраинных областей. Эти области постепенно теряли подвижность и наращивали более древние устойчивые участки — платформы. В эпохи активизации процессов внутри Земли возникали крупные разломы, материки раскалывались, расходились друг от друга, и на участках растяжения литосферы образовывалась новая тонкая океаническая кора. Так в процессе развития земной коры сложились самые крупные её структурные элементы выступы материков и впадины океанов.
Платформы имеют обычно двухъярусное строение (рис. 22). Кристаллический фундамент сложен древними, смятыми в складки и сильно метаморфизованными породами (вспомните, что это означает множество произошедших с породами превращений). Поверх фундамента располагается осадочный чехол, в котором горные породы залегают в основном горизонтально. Места выхода кристаллического фундамент на поверхность называют щитами. Участки, на которых фундамент погружен и покрыт осадочным слоем, называют плитами.
В разные теологические эры подвижные участки, на которых происходили процессы складчатости и горообразования, располагались в разных местах. Это означает, что все они оставили свой след в строении земной коры, но возраст имеют разный.
Презентация по географии на тему «Платформы и равнины» ( 7 класс УМК Домогацких)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Равнины на платформенных участках
Что такое рельеф? Под воздействием каких сил изменяется рельеф? В чём проявляется воздействие внутренних сил на поверхность Земли? В чём проявляется воздействие внешних сил на поверхность Земли? Вывод: Рельеф – результат взаимного действия внутренних и внешних сил. Внутренние силы создают неровности на поверхности, а внешние – сглаживают их.
Платформы Относительно устойчивые участки земной коры
равнина Равнины – это обширные участки земной поверхности с малыми перепадами высот и небольшими уклонами
Различия равнин по высоте
Различия равнин по внешнему облику Холмистая равнина Ступенчатая равнина Плоская равнина
Происхождение равнин Аккумуляция – накопление обломочного материала Эрозия- разрушение материала
1. Что такое рельеф? 2. Назовите известные вам силы выветривания 3. Что изучает тектоника? 4. Что такое платформа? 5. Какие существуют виды равнин?
Домашнее задание Выучить § 5; Принести атласы, контурные карты, цветные карандаши для работы в контурной карте
Подготовила: учитель географии МБОУ СОШ№9 Каплунова Ю.А.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-036992
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
§9. Земная кора на карте
Это я знаю
2. Что называется платформой? Как возникали платформы и складчатые области?
Платформы – крупные устойчивые участки земной коры с кристаллическим фундаментом в основании и на обширных площадях – с осадочным чехлом поверх него. Платформы – это самые древние участки земной коры. Они формировались вместе с образованием земной коры, как утолщенные неподвижные участки. Складчатые области формировались вокруг платформ внутри материков. Их формирование связано с этапами горообразования.
3. Объясните, чем отличаются платформы от складчатых областей?
Платформы – это устойчивые участки земной коры, которые имеют кристаллический фундамент и мощный осадочный чехол. В отличие от платформ, складчатые области характеризуются смятыми в складки горными породами, отсутствием или небольшим осадочным чехлом. Молодые складчатые области очень неустойчивые. Здесь могут проявляться вулканизм и землетрясения.
4. К каким участкам земной коры приурочены горы, а к каким равнины?
Равнины приурочены к платформам, горы – к складчатым областям.
Это я могу
5. На карте «Строение земной коры» найдите и назовите обозначенные платформы. Посмотрите, в основании каких материков лежит только одна крупная платформа?
Платформы: Северо-Американская, Южно-Американская, Африкано-Аравийская, Антарктическая, Австралийская, Антарктическая, Восточно-Европейская, Сибирская, Индийская, Китайская, Западно-Сибирская. В основании Северной Америки, Южной Америки, Антарктиды, Австралии лежит только одна платформа.
6. На основе рубрики «Читаем карту» составьте план, раскрывающий последовательность работы с картой строения земной коры.
План последовательности работы с картой строения земной коры
1. Рассматриваем карту. Изучаем условные знаки.
2. Определяем, какой цвет занимает наибольшую площадь, что он обозначает.
3. Находим и называем крупные платформы.
4. Определяем расположение складчатых областей.
5. Делаем выводы о взаимном положении платформенных участков и складчатых областей.
Презентация по географии для 7 класса на тему «Платформы и равнины»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Платформы и равнины
Выполнила учитель географии МБОУ «СОШ № 77» г.Кемерово Ломиворотова Дарина Игоревна
Описание слайда:
РЕЛЬЕФ –СОВОКУПНОСТЬ НЕРОВНОСТЕЙ
ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
ГОРЫ – ЭТО ВОЗВЫШЕНИЕ НА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ С ЯВНО ВЫРАЖЕННЫМИ СКЛОНАМИ, ПОДОШВОЙ И ВЕРШИНОЙ, ВЫСОТОЙ БОЛЕЕ 200м ОТ ПОДОШВЫ ДО ВЕРШИНЫ.
Описание слайда:
Описание слайда:
РАВНИНЫ УЧАСТКИ ПОВЕРХНОСТИ СУШИ, ДНА ОКЕАНОВ И МОРЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ КОЛЕБАНИЯМИ ВЫСОТ (до 200м).
Описание слайда:
РЕЛЬЕФ ВПАДИН ОКЕАНОВ
Описание слайда:
Описание слайда:
СОХ
ИМЕЮТ ТРИ ОКЕАНА:
1. ТИХИЙ
2. АТЛАНТИЧЕСКИЙ
3. ИНДИЙСКИЙ
60 000 км
250-450 км
Описание слайда:
РЕЛЬЕФ
ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ (ЭНДОГЕННЫЕ)
ВНЕШНИЕ ПРОЦЕССЫ (ЭКЗОГЕННЫЕ)
ГОРЫ
Описание слайда:
ВЫСОКИЕ (более 2000м)
Описание слайда:
НИЗМЕННОСТИ (до 200м)
ПЛОСКОГОРЬЯ (более 500м)
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Параграф 5
1. Мысленно обогните земной шар по параллели 60°С.Ш. Какие платформы вы пересечете?
2. В пределах каких платформ расположены точки с координатами: 23°юлп. 120°в.д., 10°Ю.ш. 60°З.Д.?
3. В пределах каких стран находятся Среднесибирское плоскогорье, Амазонская и Индо-Гангская низменности?
4. Сопоставьте карту строения земной коры и физическую карту. Найдите доказательства утверждению, что в рельефе платформам соответствуют равнины.
Домашнее задание
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Тесты по географии на тему «Байкал» (9 класс)
Мероприятие,посвященное Дню космонавтики «Космическая география»
Презентация по географии для 7 класса на тему «Литосферные плиты и современный рельеф»
Презентация по географии для 7 класса на тему «Строение земной коры»
Презентация по географии для 7 класса на тему «Геологическое время»
Презентация по географии для 7 класса на тему «Суша в океане»
Презентация по географии для 6 класса на тему «Природный комплекс»
Презентация по географии для 6 класса на тему «Природный комплекс»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5427566 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.