Что такое племенная знать
что такое племенная знать
Многих интересует вопрос: перейдут ли школы на дистанционное обучение?
Покопавшись в интернете, по различным источникам, послушав, что люди говорят, делаю выводы: Бытует мнение, что уже с 20 сентября все школы перейдут на дистанционное обучение. Фейк ли это или правда? Попробуем разобраться.
В интернете и правда ходит информация, что, якобы, стало известно, что ожидаемый очный период обучения в школах продлится не более двух недель сентября, что с 20 сентября все школы переходят на дистанционное обучение. А в действительности.
А в действительности так: Всем школам рекомендуют готовиться к обучению в дистанционном режиме. Носит это все формально рекомендательный характер для каждого региона. Соответствующие решения уже приняты на уровне Роспотребнадзора и Минпросвещения.
В ведомстве также сообщили, что они лишь рекомендовали дистанционное обучение для факультативных занятий, да и то только при наличии технической возможности.
Многие слышали про 20 сентября. Учителя сами говорят, что дистанционное обучение будет, что пока ждут распоряжения. Но будет ли оно распоряжение?
По моему мнению, раз на данный момент все это носит рекомендательный характер, то и дистанционное обучение будут вводит в зависимости от количества заболевших. Так что все будет зависит от ситуации в регионах, связанных с распространением, ростом COVID-19.
Судя по тому, что творится в школах, на дистанционное обучение школы вполне могут перейти. Измерение температуры при входе в школу, как я поняла, чисто формальность. Стоит ли доверять этим «градусникам»? Опять получается собирается толпа школьников, что не допустимо, чтобы измерить температуру и отправиться в класс.
Дааа, если родители на работе, то при дистанционном обучении, помочь ребенку в учебе будет некому, а «дистанционка» ничему не научит. Это мое мнение.
Родовая знать
В начале истории мы повсюду встречаем знатные роды, возглавляемые старейшинами. Родоначальником считался обычно какой-нибудь знаменитый воин, поскольку война была важнейшим из всех занятий; самые древние роды возводили свое происхождение к богам. Например, Перикл был из рода Алкмеонидов, а Цезарь – из рода Юлиев, и оба этих рода имели божественных предков. В более поздние времена знатные роды могли возникнуть из разделения труда: особенно способный или удачливый представитель какой-нибудь профессии передавал ее своим потомкам. Медичи долго были купцами, но название рода говорит о происхождении от врачей. Более сложные навыки лучше усваивались у занимающихся этим трудом родителей. Некоторую роль здесь могло играть и наследование способностей: хотя приобретенные способности не наследуются, врожденные, как мы знаем, могут передаваться потомству. Таким образом в некоторых семьях могло утвердиться определенное занятие, а вместе с тем в неразвитом уме первобытного человека утверждалось представление, что это занятие составляет неотъемлемый признак того или иного семейного клана. И в самом деле, вера в «наследственность» человеческих качеств была одной из первых доктрин первобытного мышления. Доктрина эта была не лишена оснований, поскольку многие свойства человека в самом деле наследуются, но, как и все «донаучные» доктрины, она преувеличивала содержавшуюся в ней истину, доводя ее до крайней догматической жесткости. Так, несомненно, возникли некоторые сословия. Другим источником сословного деления было завоевание, когда победители становились высшим сословием, а побежденные – низшим, о чем еще будет речь. Таким образом в древности появились рабы, а в средние века крепостные.
Чем была сословная система в ее полном развитии, можно видеть по сохранившимся до наших дней индийским кастам, отчасти происходящим от завоеваний, а отчасти от жесткого выделения профессий. Традиционно воспитанный индиец считает кастовые различия столь же реальными, как различия между разными видами животных. Точно так же, для средневекового европейца сословная принадлежность была чем-то вроде физического признака человека: крестьянин искренне считал себя существом иного рода, чем дворянин, который тем более придерживался такого мнения. В более поздние времена отсюда возникло уже ироническое выражение «голубая кровь».
В Индии, неоднократно подвергавшейся нашествиям завоевателей, наибольшие последствия имело вторжение индоевропейцев. Эти племена получили такое название уже в научной литературе, поскольку они заселили значительную часть Индии и почти всю Европу. Сами они называли себя «арья», что значит «благородные». Завоеватели составили господствующий класс населения, во всяком случае на севере Индии. Они были белокожи, в отличие от темнокожего коренного населения, и до сих пор «высшие» касты Индии, ведущие свой род от «арийских» завоевателей, отличаются от «низших» более светлой кожей. Со временем память о происхождении забывалась, и теперь различие между сотнями индийских каст представляет собой просто юридическую фикцию: они различаются тем, что их считают различными. Индиец не знает, откуда произошли его предки: он знает лишь, что они принадлежали такой-то касте. Если эти касты не смешиваются, то кастовая принадлежность принимает, в некотором смысле, «объективный» характер: она становится высказыванием о предках. Кастовая принадлежность до сих пор определяет в Индии доступные человеку занятия, которые до недавнего времени считались естественным следствием происхождения. Стремление выйти из этих границ редко возникает у самих членов касты, а попытки законодательного вмешательства вызывают сопротивление во всей традиционной среде.
Сословия образуют иерархическую структуру, без которой не обходится ни одно государство. Некоторые философы любят ссылаться на биологию, усматривая иерархическую структуру во всех живых системах. Только иерархически устроенная система,– говорят они,– может достаточно эффективно реагировать на внутренние и внешние условия, обеспечивая выживание системы. И в самом деле, живые системы управляются программами, предполагающими взаимную зависимость всех составляющих подсистем, а управление требует координации функций. Можно думать, что чем сложнее система, тем более необходима координация ее работы из «единого центра», распоряжения которого передаются и выполняются подчиненными ему, иерархически упорядоченными инстанциями.
Но в действительности вся эта картина, принимаемая за общий биологический закон, попросту имитирует развитое человеческое общество: это не просто «антропоморфизм», а «социоморфизм». Живые системы очень разнообразны и обладают различной иерархичностью. Растение вообще не имеет «единого центра», вроде головного мозга или правительства. Сложные процессы жизни дерева, с их детальным программированием и тонким приспособлением к среде, по-видимому, не нуждаются в централизации и жестком упорядочении, без которых мы не мыслим себе «иерархию». В дереве все происходит «естественным образом», «по законам природы»: никакая часть дерева, по-видимому, не доминирует над другими, извлекая из этого «несправедливые» выгоды. Любители растительного образа жизни часто приводят это в пример, считая жизнь дерева особенно благородной. Точно так же, в лесу, где все растения взаимодействуют, образуя сложную систему, нет главных и подчиненных деревьев, хотя есть более сильные и более слабые, и есть конкуренция между соседями.
Иерархическое устройство отчетливо выступает в строении животных: уже у червей есть зачаток центральной нервной системы, а у высших животных есть мозг с подчиненными ему нервными путями. Первой предложенной моделью человеческого общества, как мы видели, и было устройство человеческого тела: когда римский плебс возмутился против патрициев, Агриппа успокаивал его этим сравнением. Но объяснительные возможности такой модели невелики: в самом деле, части тела никогда не восстают друг против друга, но и не требуют себе больше, чем нужно для работы всего тела. Уже самое присутствие плебеев на Священной горе демонстрировало недостаточность этой модели.
Как мы уже знаем, гораздо лучшей моделью человеческой культуры служит вид животных. Но у животных иерархия устроена иначе, чем у людей: она существует лишь внутри отдельного стада, то есть группы, определенной социальным инстинктом вида, но никак не связывает между собой разные стада. У человека же процесс глобализации социального инстинкта привел к возникновению племенных культур, а затем и более сложных культур, охватывающих значительные части вида и теперь, по-видимому, сливающихся в единую мировую культуру. Даже в самой простой племенной культуре иерархия несравненно сложнее, чем в стаде приматов. При анализе культур мы не должны забывать лежащие в их основе инстинктивные механизмы; но мы не можем надеяться понять все строение культуры из биологических аналогий.
Как мы видим, рассуждения философов об «иерархическом устройстве всего живого» мало помогают нам понять строение человеческих культур: эти философы, не зная биологии, попросту переносят на всю «живую природу» свои наблюдения над человеческим обществом, а затем возвращают нам ту же мудрость как «общий биологический закон». Люди и в самом деле составляют некоторую систему, но эта система может быть не сословной монархией, а, например, свободной федерацией; ни того, ни другого нет в мире животных.
Сословия до недавнего времени не только фактически, но и формально определяли строение всех культур, вышедших из племенной стадии развития. Это было неравенство между людьми, основанное на юридической фикции. Конечно, положение вождя или жреца в его племени было тоже закреплено обычаем, но это была должность, требовавшая реальных личных достоинств и предполагавшая постоянную проверку этих достоинств на деле. Если сын вождя занимал вслед за отцом его положение, то это происходило не «по праву», не «в установленном порядке», а по решению племени, которое могло быть иным. Мышлению первобытного человека чуждо было представление, будто некоторые люди уже по своему происхождению «лучше», «значительнее» других членов племени, а потому обладают другими правами.
Естественное неравенство людей, обусловленное их врожденными способностями, не вызывало у членов племени морального негодования: геном человека не предусматривал такой реакции. Ощущение «несправедливости» возникло лишь вместе с особыми привилегиями, вытекающими из одного только положения в общественной иерархии. Такие привилегии, чуждые племенному строю, в сословном обществе превращаются в наследственные права и настолько входят в систему воспитания «благородных», что не вызывают у них никаких нравственных сомнений. Иначе говоря, сословные привилегии становятся частью их культурной наследственности. Это относится также и к тем, чье происхождение не доставляет никаких привилегий: их воспитывают в покорности и смирении, так что они тоже приучаются смотреть на общественные классы как на неизбежные явления природы. И это в самом деле явления природы – эффект свойственной человеку второй, культурной системы наследственности. Но у нас есть еще первая, генетическая система наследственности, в которой заложена инстинктивная племенная мораль. В спокойном, благополучном обществе она проявляется лишь как подсознательная неприязнь к асоциальным паразитам. У мыслящих людей – а они неизбежно появляются в любом классе, где есть досуг и образование – эта неприязнь превращается в сознательную враждебность к тем, кто «незаслуженно» занимает в этом мире лучшие места.
Господа, занимавшие лучшие места, столетиями твердили, что сословное устройство общества – единственно возможное, потому что такова воля божья. Сословные привилегии были отменены, и оказалось, что без них можно обойтись. Трудно сказать, что делают теперь потомки графов и баронов. Но их места заняли другие господа, не столь назойливо выставляющие напоказ свои привилегии, и даже предпочитающие оставаться в тени. Эти господа – буржуа.
Цитируется по изд.: А. И. Фет. Инстинкт и социальное поведение. 2-е издание. Новосибирск, 2008, параграф «Родовая знать» (фрагмент).
Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
§ 1. Население нашей страны в древности
§ 2. Древнейшие сведения о славянах.
§ 3. Восточные славяне и их соседи.
Более сложными были отношения с теми этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.
Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтнического населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.
В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.
§ 4. Языческие верования.
Древнерусское язычество было настолько распространено, что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм и в последующее время.
§ 8. На пути к цивилизации
1. Чем отличалось управление в родовой общине и племени? Как вы думаете, почему изгнание из племени считалось самым жестоким наказанием?
Родовая община управлялась одним из членов рода — вождем (старейшиной). Это был самый опытный и уважаемый сородич, хорошо знавший повадки животных, свойства растений и правила поведения, помогающие выжить в нелегких условиях. Старейшина следил за справедливым распределением продуктов, одежды и мест в жилище.
Во главе племени стоял совет старейшин. Старейшины обсуждали вопросы хозяйственной жизни, разбирали споры между людьми, определяли наказания. Наиболее важные дела, например переселение на новые земли, решались на совместном собрании взрослых соплеменников.
Изгнание из племени считалось самым жестоким наказанием, потому что один человек не мог прожить (отсутствие жилища, еды) и в конце концов умирал либо от голода, холода, либо его убивали животные или другое племя.
2. Кто составлял родовую знать? Чем были знамениты эти люди? Чем они могли гордиться?
Родовую знать составляли вожди и старейшины. Вожди во время войны или стихийного бедствия становились во главе племени. Это были очень отважные и умелые воины.
3. Дайте определение понятию «государство». Какие государства современности вы знаете?
Государство — это форма организации и управления обществом на определенной территории. Государство имеет границы, правителя, единые законы и армию, собирает налоги с населения, обеспечивает порядок и стабильность в обществе.
Государства современности:
— Республика Беларусь
— Российская Федерация
— Украина
— Республика Польша
— Латвийская Республика
— Литовская Республика
4. Объясните логическую цепочку: переход к производящему хозяйству → соседская община → племенные союзы → племенная знать → неравенство → государство.
Совершенствование орудий труда привели к переходу к производящему хозяйству, развитию земледелия, животноводства и ремесла. Из родовой общины начали выделяться большие семьи, которые селились отдельно. Рядом с ними строили свои жилища семьи из других родов. Такие общины назывались соседскими.
В результате развития земледелия и животноводства образовались
племена. Со временем отдельные племена разрослись и начали делиться. Некоторые из них стали вновь объединяться. Так появились племенные союзы.
Вожди и старейшины составляли племенную знать, которая начала передавать свое имущество, а затем и должности по наследству. Знатные люди становились богаче других соплеменников. Так возникло неравенство.
Появление неравенства и необходимость защищать свои земли привели к возникновению государства.
Родословные животных и их построение
Значение родословных животных
Надо знать язык, на котором написано произведение, — говорил выдающийся зоотехник М. М. Щепкин; без знания языка самое красивое и интересное из них останется для нас мертвой буквой.
Языком племенного разведения служат родословные, то есть записи происхождения животных, и те формы, в которых эти записи наиболее удобны для работы. М. М. Щепкин начал и окончил свою книгу «Из наблюдений и дум заводчика» афоризмом: «…без знания кровей (родословных) нет племенного дела».
Родословные, если они, конечно, не являются только голым перечнем кличек, а несут в себе и расшифровку того, чем замечателен (одновременно плох) был каждый предок, позволяют быстрее познать стадо, породу, методы племенного разведения. В родословных накоплен богатый опыт нескольких поколений заводчиков. Изучение родословных помогает не только глубже разобраться в особенностях тех животных, с которыми работает специалист, но и расширяет его кругозор, позволяет воспользоваться опытом предшественников.
Если зоотехник серьезно займется изучением родословных животных стада, он скоро отыщет и те сочетания, которые дают лучших животных, и те от которых не приходится ждать ничего хорошего. Именно изучение родословных в первую очередь позволяет зоотехнику начать творчески работать.
Обыкновенные родословные
Обыкновенные родословные строятся так.
Первый ряд родословной (I) — это первый ряд предков. В правой половине записывается кличка, номер и все другие данные отца животного, в левой половине — все, что известно о матери. Отцовская и материнская половины родословной разделяют жирной чертой.
Во втором ряду предков (II) записывают четырех животных (двух дедов и двух бабок). Этим предкам даются уточненные названия: отец отца, мать отца, отец матери и мать матери (или сокращенно ОО, МО, ОМ и ММ). И здесь, и в дальнейшем при построении родословной родители ставятся под их детьми, мужские предки (в том числе и ОО и ОМ и т. д.) всегда помещаются справа, женские (ММ и МО) всегда слева.
В третьем ряду родословной уже 8 предков (отцы и матери предыдущих), в четвертом — 16 предков (отцы и матери каждого предка третьего ряда), в пятом — 32 предка и т. д. из расчета, что в каждом последующем ряду записывают вдвое больше предков по сравнению с предыдущим рядом.
Если данные о каком-либо предке неизвестны, в той клетке, где они должны быть записаны, делается прочерк. Обозначают предков сочетанием букв О и М, например: в данной родословной бык Ананас по отношению к быку Стажу ООМО или, если расшифровать, отец отца матери отца. При расшифровке в именительном падеже стоит только первое слово, а все остальные в родительном падеже; первое слово относится к искомому предку — самому дальнему в данной цепи, все остальные слова связывают его с животным, родословная которого изучается.
Если родословную перевернуть на бок, меняется только то, что мужские клички в таблицах оказываются над женскими и расшифровка по родословной идет не сверху вниз, а слева направо. При этом часто клетки заменяются фигурными скобками.
Родословные в ГПК крупного рогатого скота
В племенных книгах приведенные формы часто заменяют такой записью.
Мать Симметрия (удой 8616—4,11) | Отец Материк |
ММ Серна (удой 3359—3,81) | МО Медеедка (удой 7637—4,26) |
ОМ Мыс | ОО Налет |
МММ Северюшка (удой 6828—3,68) | ММО Мальва (удой 6355—3,8) |
ОММ Мудрый | ОМО Мергель |
МОМ Марсианка (удой 6676—3,85) | МОО Наяда (удой 8030—3,92) |
ООМ Гетман | ООО Монолог |
Эта форма значительно хуже: более громоздка, не позволяет создать общее впечатление о родословной, делает ее более трудной для сравнения с другими родословными и трудно запоминающейся. В конских ГПК принята более экономная форма записи. Родословная
Стажа по этой форме принимает следующий вид:
Отец Материк от Налета (Монолог — Наяда) и Медведки (Мергель — Мальва)..
Мать Симметрия от Мыса (Гетман — Марсианка) и Серны (Мудрый — Северюшка).
Цепные родословные
Для быстрых выборок родословных большой группы животных удобна цепная родословная. Прообразом ее явилась запись родословной орловских рысаков во времена В. И. Шишкина и форма записи родословной в племенных книгах чистокровных лошадей. Строится она так:
Эта система основана на принципе расшифровки происхождения только женских кличек. Здесь фактически так выпрямляется в одну строчку родословная:
В племенных стадах один производитель обычно бывает отцом достаточно большого поголовья животных. Из-за этого при быстрой выборке удобнее не выписывать полностью родословные всех его мужских предков. Нужно только после окончания выборки, проделанной по методу цепных родословных, сделать дополнительно по одному разу расшифровку всех входящих в цепочку мужских предков.
По этой системе родословная быка Стажа примет такой вид:
Структурные родословные
Помимо простых и сокращенных родословных, пользуются также фигурными родословными, которые делятся на одиночные и групповые. Наиболее удобная из форм одиночных фигурных родословных структурная родословная.
О порядке построения структурных родословных нет общей договоренности: одни ставят предков выше изучаемого животного, другие — наоборот, вверху пишут кличку изучаемого животного, а внизу — его предков. Второй способ более удобен, так как облегчает перенос данных простой родословной в структурную и наоборот. При вычерчивании структурных родословных, построенных по второму способу, принято:
Структурная родословная быка Линдберга
Мы в своей работе с крупным рогатым скотом пользуемся еще такими дополнительными обозначениями: при удоях от 5000 до 5999 кг за 300 дней корова обозначается двуконтурным кружочком, при удоях выше 6000 кг — трехконтурным, выше 7000 кг — четырехконтурным, выше 8000 кг — пятиконтурным, выше 9000 кг — шестиконтурным. У коров с удоем 10 000 кг шестиконтурный кружочек обводится рамкой в виде восьмиугольной звезды, у коров с удоем 11 000 кг — двумя такими рамками, с удоем 12 000 кг — тремя и т. д.
Жирность молока до 3,7% изображается точками, как в косточках домино: при 3,1% — одна точка, при 3,4% — четыре, при 3,6% — шесть. Жирность молока 3,7% изображается радиусом, 3,8% — диаметром, 3,9% — тремя радиусами, 4,0% — перекрестом двух диаметров и т. д.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.