Что такое племя 5 класс история древнего

Значение слова «племя»

Что такое племя 5 класс история древнего. Смотреть фото Что такое племя 5 класс история древнего. Смотреть картинку Что такое племя 5 класс история древнего. Картинка про Что такое племя 5 класс история древнего. Фото Что такое племя 5 класс история древнего

1. Социально-этническое объединение людей в эпоху первобытнообщинного строя, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. Кочевые племена. Первобытные племена.

2. Устар. Народ, национальность. Вам дела нет, что племена, Покончив с вековым раздором. Друг другу руку подают. Плещеев, Лжеучителям.

3. только ед. ч. Устар. Род, семья. [Лаврецкий] происходил от старинного дворянского племени. Тургенев, Дворянское гнездо. [Бабушка] толкала меня к людям и говорила торопливо: — Ну, скорее! Это — дядя Михайло, это — Яков… Тетка Наталья, это — братья, оба Саши, сестра Катерина, это все наше племя, вот сколько! М. Горький, Детство.

4. только ед. ч. Высок. Поколение людей. Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя; Богатыри — не вы! Лермонтов, Бородино.

5. только ед. ч., кого или какое. Разг., обычно шутл. Группа, категория людей, объединенных каким-л. общим признаком. Шагает по грязи солдатское племя, Но весело песня поется. Светлов, Болотная песня. [Потапов:] Слышишь, Зайцев. Коварное племя — женщины! Софронов, Московский характер. || Группа каких-л. близкородственных животных, растений. Куда ни взглянешь — птичье племя! Н. Некрасов, «Несчастные». Насекомых племя — племя очень злое. Полонский, Кузнечик-музыкант.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Племя можно считать группой.

ПЛЕ’МЯ, р. и д. мени, менем, мени, мн. мена́, мён (мя́н устар.), мена́м, ср. 1. В доклассовом обществе — совокупность людей, обычно сходных по физическому типу, объединенных (в той или иной форме) родовыми отношениями, общим языком и территорией. Первобытные племена. Древние славянские племена. Абиссинские племена. 2. Народ, национальность. Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний. Пушкин. Уже давно между собою враждуют эти племена. Пушкин о Польше и России времен польских королей и русских царей). 3. только ед. Происхождение (книжн. устар.). Царь Борис Годунов татарского племени. 4. Род, семья (устар.). Племя Пожарских вымерло. Даль. 5. Поколение, современники (ритор.). Сталинское п. Шагай вперед, комсомольское племя. Песня. Да, были люди в наше время, могучее,

Лермонтов. Что же наши подвиги, что слава наших дней, что наше ветреное племя! Баратынский. 6. Вид, род, семейство каких-н. животных (шутл.). Куда ни взглянешь — птичье племя! Некрасов. 7. только ед. Род, группа, категория людей, объединенных чем-н., какими-н. общими качествами (разг. шутл. или бран. презрит.). Тише ты, гайдучье племя! Пушкин. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пле́мя

1. этническая и социальная общность людей, ведущих патриархальную жизнь и связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием ◆ Некоторые первобытные племена до сего дня живут в кронах деревьев. ◆ Союз племён. ◆ Кочевые племена. ◆ Племена индейцев. ◆ Славянское племя. ◆ Германское племя.

2. перен. устар. высок. народ, национальность, народность ◆ Великий день Бородина // Мы братской тризной поминая, // Твердили: «Шли же племена, // Бедой России угрожая; // Не вся ль Европа тут была?…» Пушкин, «Бородинская годовщина», («Великий день Бородина…»), 1831 г. ◆ А вот, господа, стёклышко большое самое, // Это наша Россия, племя неупрямое. Огарев, «Восточный вопрос в панораме», («Мужичок с ящиком по ярмарке похаживает…»), 01.1869 г.

3. перен. поколение людей; шутл. группа или категория людей, объединённых по какому-либо общему признаку ◆ Как полная луна порой, // Покрыта облаками ночи, // Пробьёт внезапно мрак густой // И путникам заблещет в очи, // Так будет вождь, сквозь мрак времён, // Сиять для будущих племён… Рылеев, «Гражданское мужество», («Кто этот дивный великан…»), 1823 г. ◆ Здравствуй, племя младое, незнакомое! Пушкин, «… Вновь я посетил…», 1835 г. ◆ Но годы протекли, и ветреное племя // Кричит: «Подайте нам священный этот прах!» Лермонтов, «Последнее новоселье», («Меж тем, как Франция, среди рукоплесканий…»), 1841 г. ◆ Казацкое племя. ◆ Канцелярское племя. ◆ Научное племя. ◆ Племя газетчиков.

4. перен. устар. ед. ч. происхождение, род, родня, семья; потомство, дети ◆ Племя Пожарских вымерло и угасло. (цитата взята из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля) ◆ Вот это всё моё племя. ◆ Моё племя не даёт мне покоя. ◆ И сказал ему Кирибеевич: // «А поведай мне, добрый молодец, // Ты какого роду, племени, // Каким именем прозываешься?» Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», («Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич. »), 1837 г. ◆ Люблю я родину, свободу, // Но и по племени, по роду — Простолюдин, простолюдин! Мей, «Простолюдин», («Вот новость! Говорят мне, будто я из чванства…»), 1860 г.

5. с.-х. порода животных, а также потомство, получаемое от какого-то животного; группа каких-либо близкородственных животных, растений ◆ Птичье племя. ◆ Племя насекомых. ◆ Да, мы несём едино бремя, // Мы стада одного — но жребий мне иной: // Вас всех назначили на племя, // Меня — пустили на убой. Д. В. Давыдов, «Ответ женатым генералам, служащим не на войнах», («Да, мы несём едино бремя…»), 1827 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Племена

Пле́мя — группа людей, ощущающая между собой родовую близость. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами.

Содержание

Определения понятия

Также, как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.

По другому определению считается, что сама по себе «вера» в общую связь уже является достаточным критерием. Как показывают этнографические исследования, генеалогия у племён, не знающих письменности, весьма гибка и довольно быстро приспосабливается к политическим обстоятельствам. По этому определению племена являются прежде всего политическими союзами. Как пример приводятся объединения во время Великого переселения народов групп различного происхождения в племена. Центром кристаллизации нередко являлся один — единственный предводитель или его потомки, считавшийся позже родоначальником всего племени. Охотно использовалась и вера в происхождение от какого-либо божества, так, например, считали германские племена алеманнов и лангобардов. Зачастую племена располагали легендой собственного этногенеза, повествующей, как и почему возник их племенной союз и как сложились признаки, отличающие их от иных племён. Нередко существовали и легенды, как собственное племя, ведомое божеством, попало на свою землю.

Разграничение с понятиями «народ» и «государство»

Точное разграничение между понятиями «племя» и «народ» проблематично, так как границы часто размыты. Племя может быть составной частью народа, а может быть и его предварительной стадией. Потомки племени американских ирокезов рассматривают себя сегодня как народ и как нация.

Отличительными признаками между племенами и государствами часто являются наличие регулярного войска. Племенные общины, существующие даже в наши дни в отдалённых и малоосвоенных регионах Земли, рассматриваются многими как начальная форма политического образования. Эту точку зрения разделяли и эволюционисты — Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс. По их мнению, существует естественная цепочка развития политических единиц от семьи к роду, от рода к племени, от племени к государству. [1]

Племя как форма политической организации

В политической антропологии племя рассматривается как форма политической организации (полития), одноуровневая вождеству, но отличающаяся от последнего консенсуальным типом политического лидерства, в то время как вождество характеризуется авторитарным типом политического лидерства. Процесс перехода этнической общности на уровень племени называется трибализацией.

Источник

История Древнего Мира 5 класс Вигасин. Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей». Номер №9

Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, “страна мертвых”?

Решение

Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.
Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.
Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.
Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.
Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.
Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.
Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Племя – это группа людей, объединенных каким−либо признаком (например, верой в единого предка и др.).
Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.
Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.
Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.
Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.
Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.
Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.
Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.
«Страна мертвых» − это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.

Источник

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5

ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ

Объясните значение слов:

1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населе­ния, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опор­ные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.

Источник

Расселение первобытных людей. Homo Sapiens. Родовая община, племя, раса

Содержание

Далекие предки современного человека жили около 2 млн. лет назад, однако приобретать главные черты разумного вида начали спустя сотни лет. Племена первых людей развивались, строение их тела менялось.

Постепенно они расселились в более холодных краях, которые располагались на территории Европы и Азии. Тут людям и пригодились все их познания об огненной стихии. Путем проб и ошибок древние люди наконец овладели буйным огненным монстром: они научились добывать огонь самостоятельно.

Самый первый способ разжигания огня — трение деревянной палки о другой кусок дерева. Такой способ и различные его вариации существовали везде, где обитали люди.

Что такое племя 5 класс история древнего. Смотреть фото Что такое племя 5 класс история древнего. Смотреть картинку Что такое племя 5 класс история древнего. Картинка про Что такое племя 5 класс история древнего. Фото Что такое племя 5 класс история древнего

Жилища древнейших людей

Конечно, в условиях более низких температур у людей появилась необходимость прикрывать свое тело одеждой из шкур и кожи животных. А еще у первобытных охотников и собирателей появлялись новые виды жилищ, где они могли укрыться от непогоды.

Пещера. Первый вид жилища первобытного человека. Поначалу группы людей селились в пещерах никак не изменяя их. Однако позже они начали расширять пещеру и иногда делать в ней отверстия, чтобы из нее выходил дым от костров. Нередко люди делали заграждения у входов в пещеры или сооружали перегородки из камней внутри нее.

Круглая (спальная) яма. В далекие первобытные времена спальным местом могла служить обычная, вырытая в земле яма. Люди часто ночевали в таких самодельных углублениях.

Заграждение от ветра. Еще одно строительное сооружение древнейших людей. Сначала заграждения обустраивали в местности, где прорастал тростник. Таким образом человек мог укрыться от сильных ветров. Но и эта постройка со временем приобрела ряд успешных улучшений: изготавливать такие заслоны стали при помощи шкуры и кости животных.

Шалаш. Распространенный вид жилища первобытных охотников. Когда группа добытчиков на несколько дней уходила в поход, то в качестве укрытия от ночных холодов использовала именно шалаш. Его было очень просто соорудить, используя подручные материалы. Охотники использовали обычные лесные палки для изготовления каркаса. Сверху они покрывали его шкурами животных и ветками.

Новые орудия

Процесс изобретения и создания новых орудий труда также активно продолжался. Люди начали придумывать множество орудий для охоты, например деревянные копья. Путем видоизменения длинных деревянных палок с помощью рубил и обжигания получившихся изделий на огне и получались такие копья.

Но на кого же охотились древнейшие люди? Список желаемых трофеев был велик. Среди них было много вымерших к настоящему времени животных: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей.

Человек разумный

Первобытные люди осваивали новые территории и с каждым столетием развивались как вид. Ближайший предок современного человека появился 40 тыс. лет назад. Он то и называется Homo Sapiens или человек разумный.

Ученые до сих пор спорят о происхождении вида Homo Sapiens. Считается, что человек разумный является одним из множества видов людей, относящихся к одному роду (Homo). Однако лишь сапиенс остался на Земле: остальные виды вымерли многие столетия назад.

Ближайшим видом к человеку разумному по многим характеристикам считается вид неандертальцев. Внешне у них есть некоторые отличия. Например, у человека разумного высокий и прямой лоб, а надбровные дуги менее ярко выражены. У сапиенса более длинные руки и ноги, в отличие от неандертальца.

И по сегодняшний день ведутся разнообразные исследования генома неандертальцев. Ученые стремятся установить все различия между нашим видом и неандертальцами.

Но, безусловно, главным преимуществом человека разумного являлся его интеллект. Только вид homo sapiens обладал такими способностями, как членораздельная речь и абстрактное мышление.

Родовая община

Племена разумных людей становились сплоченными и начинали образовывать более сложные человеческие коллективы. Образовались родовые общины.

Родовая община — форма социальной организации, в которой люди связаны кровным родством, общим хозяйством и проживают на одной местности. Основная форма социальной организации при первобытно-общинном строе.

В родовой общине семейные узы стояли превыше всего. В ней состояли сородичи — все близкие и дальние родственники. Другими словами, община состояла из членов расширенной семьи.

Расселение людей продолжалось, и теперь они могли адаптироваться к различным природным условиям. Кроме того, группы первобытных людей активно взаимодействовали друг с другом. Родовые общины, которых объединяла общность в наследственных признаках и происхождении, соединялись и образовывали новые массовые коллективы. Так появились расы.

Раса — система популяций человека, в которой существует сходство по ряду физических или социальных признаков в соответствии с воспринятием их обществом.

В родовых общинах у сородичей общими были жилища, запасы пищи, костры, материальные ресурсы. Сородичи-мужчины ходили на охоту, объединяясь в группы. Женщины занимались собирательством и воспитанием детей. Интересно, что в процессе некоторых археологических раскопок на местах обитания первобытных племен были найдены фигурки женщин. Люди поклонялись им, видели в них образ прародительниц и хранительниц благополучия родовой общины.

Связь между сородичами родовой общины становилась все крепче, но и между собой представители разных общин взаимодействовали регулярно. Поэтому со временем образовался новый тип группового объединения людей.

Племя — группа, объединяющая несколько родовых общин, которые располагаются в одной местности.

Самые опытные и старые представители племени назывались старейшины. Мудрые старики знали все о животных, растениях, своих сородичах. Они хранили все правила общины и передавали молодому поколению знания об обычаях племени.

Старейшины всех родовых общин племени входят в совет старейшин. Совет старейшин решал все междоусобицы и конфликты, определял для провинившихся справедливые наказания. Самым суровым было изгнание из племени. Это могло ожидать тех, кто противился древним обычаям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *