Что такое пленочная фотография
Плёночная фотография. Первые шаги.
Вам захотелось заняться пленочной фотографией, но не знаете с чего начать?
Давайте вместе рассмотрим возможный план действий.
В наши дни у аналоговой плёночной фотографии имеется обширная группа горячих сторонников. Она не просто устойчива, но и постоянно расширяется за счёт молодых энтузиастов. Плёнка стала модной. Молодые фотолюбители воспринимают плёнку, как «винтаж», особый шик, что придаёт аналоговой съёмке ещё больше очарования в их глазах.
Зачем плёнка сегодня?
Многие объясняют рост популярности плёнки среди хипстеров их стремлением к оригинальности, желанием выделиться из толпы. Это слишком простое объяснение, истина всё же сложнее. Казалось бы, что лучше цифровой камеры или смартфона может легко обеспечить сотни фоток для славы в соцсетях? Зачем ещё и плёнка?
Дело в том, что аналоговая съёмка заставляет кардинально менять весь подход к фотографии. Отношение к процессу становится более обдуманным, основательным, личным. Плёнка обостряет внимание, делает более наблюдательным. Плёночная съёмка является отличной школой для начинающих фотографов: изучение базовых основ работы со светом позволяет накапливать бесценный профессиональный опыт.
Отыщите плёночную камеру
Первым делом проверьте антресоли, кладовки и чердаки в доме и на даче дедушки с бабушкой. Поспрашивайте у родственников. Велика вероятность, что Вас ожидает удача – классный советский «Зенит» или неутомимый трудяга «ФЭД». Старые камеры очень удобны в работе: они просты и не требуют аккумуляторных батарей, как современные. Можно поискать в интернет-магазинах, там огромный выбор. Ваша задача – вооружиться рабочей камерой и подходящей плёнкой.
Выбираем камеру
Первым делом для себя решаем: простенькую «мыльницу» или достаточно серьёзную «зеркалку»?
Зеркальные камеры подразделяются на однообъективные SLR и двойные TLR. В основе конструкции первых – наклонное зеркало. Оно проецирует реальное изображение объекта из объектива в видоискатель. Среди лучших брендов такого класса камер Nikon и Canon, они по-прежнему пользуются популярностью у любителей плёнки. Большое значение имеет тот факт, что на рынке широкий выбор совместимых с ними объективов и всяких примочек. Попадаются и более редкие экземпляры зеркальных камер, например Zenit или Praktica.
У двойных зеркальных камер TLR в видоискатель смотрят сверху. В их конструкции использованы две линзы: первая проецирует картинку в видоискатель, а вторая служит исключительно для экспонирования. Сегодня можно встретить в хорошем работоспособном состоянии такие культовые фотокамеры 50–60-х годов как Rolleiflex (знаменитое немецкое качество), японская Autocord Minolta или мало чем уступающий чешский Flexaret.
«Мыльницы» для плёнки устроены гораздо проще. Видоискатель механически никак не привязан к объективу, он существует скорее, для ориентировки, для наведения на объект. Таких моделей множество, стоят они недорого.
Запаситесь плёнкой и начинайте снимать
Сегодня невозможно купить фотоплёнку «на каждом углу», как бывало ранее. Тем не менее, это не проблема: в специализированных магазинах, в том числе в салонах «Фотосфера» и интернет-магазине, представлен достаточно широкий ассортимент фотоплёнок от лучших мировых производителей.
С аналоговой съёмкой дело обстоит несколько сложнее, чем с цифровой.
Во-первых, Вам не обойтись без знания, как работать с диафрагмой, выдержкой, глубиной резкости, ISO фотопленки. Нужно уверенно оперировать теорией, но главное – наработать практический опыт, набить руку, натренировать глаз.
Во-вторых, придётся привыкнуть к отсутствию мгновенной обратной связи, как с цифровой камерой. Результат будет ясен как минимум, когда проявится плёнка, как максимум – когда начнёте печатать фотографии.
Но у плёночного фото тоже есть свои преимущества перед цифрой. Плёнку гораздо труднее засветить (переэкспонировать) благодаря широкому динамическому диапазону, на неё выгоднее снимать при ярком освещении, чем на цифру. Для плёнки гораздо опаснее недоэкспонирование. А вот для цифры недоэкспонирование даже может быть рекомендовано: оно позволяет вытащить из области сплошной тени некоторые важные детали композиции.
Плёночная фотография – для терпеливых. Уверяем Вас, что с каждой новой отснятой плёнкой Ваши навыки будут обогащаться новым опытом, а результаты становиться всё интереснее и качественнее. Ваши действия обретут уверенность, владение камерой начнёт приобретать всё более осмысленный и непринуждённый характер. Целеустремлённость и терпение – вот Ваш девиз. Съёмка на плёнку позволит Вам глубже проникнуть в мир оптической светотехники и чувствовать себя там уверенным в себе путешественником. С новым опытом Вы и на цифровое фото посмотрите совершенно по-другому.
Снято! Что дальше?
Вариантов – море, за Вами выбор лучшего. А мы постараемся сделать так, чтобы итог Вашего опыта плёночной съёмки приобрёл самый эффектный и выигрышный вид. Ждём Ваших плёнок!
8 причин начать снимать на плёнку
Плёночная фотография возвращается. Производители плёнки расширяют фабрики и закупают новое оборудование. Среди фотографов появляется всё больший интерес к аналоговой фотографии. Многие молодые люди даже не знают, как с плёнкой работать. Для них это совершенно необычный опыт. Давайте разберёмся чем хороша съёмка на плёнку и с какими трудностями придётся столкнуться тем, кто решил взяться за старинную технологию.
1 Плёночные камеры долговечны и практически не устаревают
Многие компании десятилетиями выпускают одну и ту же модель плёночного фотоаппарата и не обновляют его техническую часть. Такие устройства как Nikon FM2 или Leica M2/M3 могут легко прослужить вам всю жизнь и не потребуют модернизацию. Благодаря периодическому обслуживаию даже полувековые камеры могут работать как новые.
2 Доступное использование разных форматов
Плёночная техника обходится намного дешевле, чем современные цифровые камеры. Вы можете попробовать съёмку не только на 35-миллиметровую плёнку, а также более маленькие или большие форматы. Камеры, такие как Yashica, Pentacon 6, Mamiya и Kiev88 будут стоить довольно мало, но при этом вы сможете получать замечательное боке и потрясающую детализацию на крупных форматах.
3 Тон кожи и цвета
Хорошая плёнка, такая как Fuji Pro 400H и Kodak Portra производят удивительные тона кожи. Это самая живая плёнка в плане цвета. Каждый тип пленки имеет свои уникальные характеристики. Сейчас многие фотографы пытаются имитировать в Photoshop эффект плёнки, её цвет и характер.
4 Использование плёночной техники заставляет совершенствоваться
Цифровая фотография прощает ошибки, а автоматические режимы позволяют не думать. Работая с плёнкой вы узнаете о фотографии столько много тонкостей, которые не открылись бы вам никогда с цифровой техникой. Вы станете более аккуратным, тепреливым, научитесь предвидеть моменты, лучше строить композицию, понимать глубину резко изображаемого пространства и зоны фокусировки и, конечно, научитесь видеть свет и использовать люксметр для выбора оптимальных настроек камеры.
5 Хороший пленочный фотоаппарат не теряет свою ценность
Качественная аналоговая фототехника с годами не теряет свою ценность. Цифровая техника дешевеет с каждым годом. Новые модели выпускаются очень часто и моральное устаревание, а также появление более передовых моделей обесценивает цифровые камеры прошлых лет.
6 Учитесь работать с фотографиями в темной комнате, а не в Lightroom
Проявляя плёнку и работая с фотоувеличителем, вы можете добиваться различных эффектов, подобно тому, что вы делаете в графических редакторах с цифровой фотографией.
7 Ощущения
Все мы знаем, как ценители музыки относятся к записям на виниловых пластинках. Они говорят, что винил звучит более органично, чем компакт-диск. Многие фотографы пытаются имитировать текстуру, зернистость и цветопередачу плёнки, но повторить её широкий динамический диапазон и передать такие же детали практически невозможно в цифровом виде.
8 Плёнка позволяет сконцентрироваться
После дня съёмки на цифровую камеру мы возвращаемся с 1000 фотографий в формате RAW, которые ещё нужно обработать. Из них можно будет выбрать максимум сотню тех снимков, которые пригодны хоть для какого-то использования. Вся работа по сортировке и редактированию отнимет кучу времени. После дня съёмки на плёнку вы получите около 40 фотографий и каждая из них будет продумана, взвешена и сделана с максимальной отдачей. Плёнка практически не требует никакой обработки, независимо от того, оцифровываете вы её или распечатываете на бумаге.
Преимущества:
Недостатки:
Очень много профессиональных фотографов предпочитают работать с плёнкой. Недостатки не способны перекрыть все преимущества для тех, кто заинтересован в получении действительно хороших снимков. Даже кинематограф возвращается к плёнке.
Остаётся не раскрытым один вопрос, кто может использовать плёночные камеры, а для кого эти устройства совершенно не пригодны?
Если вы спортивный фотограф или фотожурналист, то съемка на плёнку не может быть лучшим выбором. Но для всех, кто хочет снимать отличные портреты, пейзажи или архитектуру нет лучше выбора, чем аналоговая фотография.
Типы фотопленки и примеры снимков
Начиная заниматься пленочной фотографией, вы столкнетесь с первой сложностью, когда, придя в местный фотомагазин, увидите стопку разноцветных коробок с названиями: Kodak Tri-X или Ektar. Продавец спросит вас, что вы покупаете, а в ответ, вы сможете лишь смущенно уточнить, зачем магазин вообще продают столько видов пленок Kodak. Я хотел бы спасти вас от этой неловкой ситуации.
Я расскажу вам о нескольких своих любимых типах пленки и приведу примеры снимков в качестве наглядного ориентира для выбора из того многообразия пленок, что доступны в фотомагазинах в наши дни.
В этом сайте мне нравится то, что можно столкнуться с реальными и зачастую противоречивыми мнениями читателей. Я не эксперт по фотопленке, даже очень далек от этого. Я не изобретаю велосипед, а просто снимаю на пленку около года. Если вам интересны мнения экспертов, я уверен, вы сможете найти их. Я просто надеюсь, что эта статья будет полезна для вас в какой-то степени.
Некоторые мысли о пленочной фотографии
Прежде чем начать, мне хотелось бы рассказать, почему я снимаю на пленку. Я также снимаю на цифровой фотоаппарат, у меня нет предубеждения, что одно лучше другого или наоборот. Также как у кабриолета, спорткара или джипа, у пленочной и цифровой фотографии есть свои сильные и слабые стороны, которые не всегда можно сопоставить, чтобы произвести точное сравнение. Я признаю, что существует много сложностей, которые отталкивают людей от съемки на пленку.
Один из моих любимых факторов пленочной фотографии – это возможность использовать лучшее фотооборудование прошлого века по весьма низкой цене. Посмотрите на стоимость камер в старых фото-журналах, теперь эти же камеры можно приобрести практически за бесценок на сайтах-досках объявлений. Вы можете приобрести фотооборудование, с помощью которого было сделано до 90 % снимков для National Geographic, по цене DSLR-камеры (однообъективная цифровая зеркальная фотокамера) начального уровня.
К тому же, действительно выгодные предложения характерны для оборудования, которое не работает с современным цифровым (к примеру, у Leica есть цифровые камеры, которые полностью совместимы со старыми линейками объективов). Большинство снимков, которые представлены в данной статье, сделаны на M6 с одним из новейших Summicrons. Несколько фотографий получены с помощью других камер, но я никогда не скажу, какие…
Различные типы фотопленок
Каждая из пленок имеет свой уникальный «оттенок», который формируется благодаря особенностям цветопередачи, форме и количеству зерна, а также светосиле. Я хотел бы поделиться с вами несколькими примерами, а также моими личными замечаниями по поводу типов пленки. Пожалуйста, не принимайте эти идеи за догмы. Пока я не встретил ни одной пленки, которая бы меня разочаровала, однако некоторые мне нравятся больше других. Также выбор зависит от направления съемки, поэтому, как мне кажется, отдельные идеи для вас могут оказаться неподходящими.
Fuji Velvia 50
Моя любимая пленка! Это слайдовая пленка с ISO 50. Это означает, что, скорее всего, вы будете снимать на нее вне помещений. Используйте ее, когда вам хочется получить насыщенные, яркие цвета. По-моему мнению, она высококонтрастна, сохраняет лишь некоторые детали в тенях, в случае, если сцена обладает широким динамическим диапазоном. Необходим точный выбор экспозиции, потому что эта пленка допускает лишь небольшую погрешность.
Kodak Ektar 100
Эту пленку я считаю очень «безопасной». Одна из причин, из-за которой я люблю пленочную фотографию, это то, что снимки выглядят не столь хирургически совершенно, как хорошие цифровые. Снимки, сделанные на пленку, выглядят как фотографии, снятые в прежние годы. Это важно для тех, кто вырос на National Geographic. Пленка Ektar обладает потрясающей запоминающейся цветопередачей по всему спектру. Иногда фотографии даже выглядит как цифровые, причем как отличные цифровые снимки. Иногда я замечаю, что для этой пленки характерны немного теплые тона, что может в некоторых приводить к перенасыщению тона кожи.
Kodak Tri-X 400 и Ilford HP5 Plus (push-процесс до 1600)
Иногда забавно снимать на пленку, используя другое (нежели указано на коробке) значение ISO. Сдавая пленку в лабораторию, необходимо сообщить о том, что был применен push –процесс, чтобы они могли правильно ее проявить. Мне нравится использовать эту технику для съемки в условиях слабого освещения или ночью. Я указал обе эти пленки, так как не отдаю предпочтения какой-то из них. Используя пленки описанным образом, можно получить грубые, контрастные, «грязные» черно-белые снимки – это эффект хорошо подходит для уличной фотографии.
Ilford Delta 100
Это хорошая стандартная мелкозернистая черно-белая пленка. Она обладает широким динамическим диапазоном от черного к белому со всеми промежуточными оттенками серого. Я нахожу эту пленку низкоконтрастной и гибкой. Используйте ее или Ilford PANF 50 для съемки вне помещений, особенно, если вы хотите фотографировать с широко открытой диафрагмой для хорошего освещения объекта.
Ilford Delta 400
Выбор ISO может стать непростой задачей, так как, в отличие от цифровых, аналоговые камеры в большинстве своем не дают возможности оперативно поменять ISO. Пленка с ISO 400 является универсальной как для съемки в помещении (в большинстве случаев), так и вне. Конечно, вы получите больше зерна на фотографиях, но многие выбирают пленку именно с этой целью.
Kodak Ultra Color 100
Не знаю почему, но я не снимал много на эту пленку. Она никогда не подводила меня, хотя, возможно, именно поэтому я не часто использовал ее – она всегда слушается и я не чувствую необходимости «бороться», как приходится с Fuji Velvia 50. Яркие, но успокаивающие цвета. Можно сказать, что это «середнячок» цветных пленок – приятный и надежный.
Kodak Portra 400 (новая версия)
Kodak Portra 160 VC (яркие цвета)
Это одна из моих любимых. Она очень хороша для съемки портретов, потому что делает нейтральным и привлекательным оттенок кожи. ISO достаточно низкое для того, чтобы снимать на широко открытой диафрагме, но при этом не настолько, чтобы заставить вас скучать в случае, если солнце не вышло. Они также предлагают версию NC (натуральные цвета), но мне больше нравятся яркие запоминающиеся снимки. Однако в некоторых ситуациях при съемке портрета выбор NC действительно оказывается более удачным.
Kodak Kodachrome 64
В настоящее время производство прекращено, но мне хотелось бы включить ее в обзор для забавы. Пленка, известная, как выбор Стива МакКарри и его коллег из National Geographic, особенна ее превосходными сладкими, пожалуй, выдающимися цветами. Процесс ее разработки был поистине инновационным и вот она больше не производится. Если вы сами не успели попробовать эту пленку, то вам остается лишь в слезах глядеть на портретное портфолио мистера МакКарри, удивляясь, почему вы снимали на цифру, пока еще можно было приобрести эту пленку.
Ilford Delta 3200
Это очень зернистая, грубая и чувствительная пленка. Поверьте, вы не станете фотографировать малышей на эту пленку! Лучше всего она подходит для частного детектива, фотографирующего место убийства, съемки восстания зомби или ниндзя (если вы их заметите).
Lomography Color Negative 100 и 400
Эти «игрушечные» пленки могут доставить вам огромное удовольствие, если вы все же решитесь слезть с вашей дорогой лошадки и пройтись по городским лавочкам в поисках подобной пленки. В таких местах можно найти множество типов (я не сомневаюсь, что в том числе просроченную Afga), обладающих уникальными характеристиками от экстремальных цветов до красного оттенка.
Заключение
Я надеюсь, эта статья поможет вам в выборе, какую пленку попробовать следующей. Вы также можете поискать соответствующие конкретным типам пленки группы на Flickr, просто это не будет также удобно, как чтение этой статьи.
Пленочная фотография: Искусство, проверенное временем
Алматинский фотограф Зарина Гайнулина рассказала «Степи» о том, чем отличается пленочная фотография от цифровой, почему ее заинтересовал этот жанр и как они с друзьями запустили приложение «#Filmphotography».
С чего все началось?
Я снимаю на пленку около десяти лет. Как и все школьники, хотела купить цифровую зеркальную камеру, но она стоила больших денег, которых у меня не было. Тогда папа посоветовал снимать на «Зенит» и не «морочить» ему голову. Он сказал, что при правильных настройках снимки будут получаться не хуже, чем на профессиональную камеру.
Прислушалась к совету отца, но ничего не получалось: снимки были ужасные, я не знала ничего о настройках, испортила много пленок. Но меня очень увлек сам процесс: снимать, не зная, хорошо ли получилось, разбираться в настройках, отправлять на проявку и ждать результата.
Когда я начала снимать красивые кадры, я поняла, что пленочные фотографии отличаются от цифровых: у них совсем другая цветопередача, поэтому они кажутся теплее, душевнее и романтичнее. Когда у меня все-таки появилась возможность купить цифровую камеру, мне уже не хотелось.
Особенности пленочной фотографии
Пленка стала популярным жанром после развития ломографии. Ломографы считают, что чем хуже кадр и испорченнее пленка, тем лучше фотография. То есть ломографы издеваются над пленками: они их режут, портят маркерами, а иногда даже и жарят! Именно это движение раскачало пленку по всему миру.
У нас, к сожалению, невозможно найти пленочную фотокамеру, кроме старого «Зенита». Нужно искать либо по разным объявлениям, либо в OLX.
Пленочные фотоаппараты стоят не дорого, если сравнивать с цифровыми. Средний Canon обойдется вам примерно в 100 долларов. Конечно, можно приобрести советский, но они очень легко выходят из строя. Да и диапазон настроек и выдержек не очень широкий. Подобные фотоаппараты удобны только для того, чтобы попробовать и решить, нравится тебе этот жанр или нет.
Мне нравится копаться в настройках и управлять процессом. Поэтому я почти каждый год меняла камеры. До сегодняшнего дня у меня было около тринадцати фотоаппаратов. Сейчас я снимаю на Nikon F3, который купила на ebay за 300 долларов, но можно найти и дешевле.
Сложности
Мы не проявляем фотографии в Алматы, потому что здесь с этим проблема. У нас есть маленькое сообщество в Whatsapp, в котором состоят 80 человек. Катушки для проявки мы отправляем в Новосибирск. А для того, чтобы это обходилось нам дешевле, собираем наши пленки и высылаем одной посылкой. В среднем проявка одной катушки (12-36 кадров) стоит 3000 тенге.
Сложность пленочной фотографии состоит в том, что результат работы можно увидеть только тогда, когда ты получишь сканы. Весь этот процесс занимает много времени, поэтому я иногда даже забываю, что снимала.
Пленочную фотосъемку делаю раз в неделю. Раньше часто проводила коммерческие съемки, после которых поняла, что все переходит в штамповку, и у меня постепенно пропадает интерес. Чтобы этого не случилось, решила окончательно не заниматься коммерческими проектами, а пленку оставить только для себя.
По специальности я логист. Даже проработала два года в аэропорту. Но из-за большого стресса, я уволилась с этой работы и решила заняться творчеством. Пару раз сходила на съемки и заработала себе на телефон. Тогда я поняла, что можно заниматься творчеством и при этом неплохо зарабатывать. Тем более, что в работе фотографа есть свои плюсы: посещаешь интересные мероприятия, знакомишься с разными людьми. Я снимала и на цифровые и на пленочные камеры, стоимость моих услуг составляла изначально 100, а потом 200 долларов вместе с проявкой и маленькой книжкой с фотографиями. Большой популярностью пользовалась портретная съемка, сертификат на которую люди дарили своим близким.
О приложении «Film Photography»
Разработкой мы занимались целый год. Снимали, прописывали и проверяли теорию, придумывали тесты.
Приложение выступает некой энциклопедией для тех, кто снимает или хочет снимать на пленку: в нем есть ответы на все вопросы, которые возникают на пленочном пути.
Если полностью прочитать все разделы, пройти закрепляющие тесты, которые представлены в конце каждого из них, то вы уже будете знать, что такое пленочная фотография, какую камеру лучше взять и какая пленка подойдет именно вашей камере.
С помощью данного приложения вы узнаете о всех типах пленочных фотоаппаратов. Кстати, чтобы их показать, нужно было иметь их на руках. Мы не хотели брать картинки с интернета, поэтому искали людей по всему городу, которые могли бы предоставить нам пленочные фотоаппараты. Учились, как с ними работать, затем снимали все в формате зацикленного видео. Все делалось на свои средства, нас никто не спонсировал.
Приложение доступно на русском, английском, китайском и японском языках. Стоимость: 1 доллар.
С помощью приложения нам хотелось внести хоть и маленькую, но свою лепту в развитие искусства фотографии.
Основы плёночной фотографии: с чего начать
Если вы думаете, что в 2020 никто уже не снимает на пленку – вы ошибаетесь. Популярность аналоговой фотографии медленно, но верно растет последние 10 лет. Вы наверняка и сами не раз встречали в ленте Instagram атмосферные снимки друзей и блогеров, сделанные на пленку.
Хотите так же? Пожалуйста: сделали для вас подробный гид для новичков в пленочной фотографии. Расскажем обо всем – от выбора фотоаппарата до выстраивания композиции!
Выбираем фотоаппарат
Пленочные фотоаппараты можно классифицировать по двум критериям: формату (размеру пленки, который помещается в аппарат) или по механизму работы. Рассмотрим разные типы.
Форматы
Существуют три основных формата: большой, средний и малый.
Большой
Исторически большой формат – самый старый. Камеры большого формата лишены какой бы то ни было автоматики и требуют от фотографа специфических навыков. Все нужно делать вручную.
Крупноформатная камера состоит из двух стенок, соединенных мехом (гармошкой). На передней стенке – объектив и затвор. Задняя стенка – рамка с матовым стеклом, по которому осуществляется компоновка кадра и наведение объектива на резкость. В широкоформатных камерах используется пленка в виде отдельных листов размерами 4х5, 5х7, 8х10. Эти листы вставляются в камеру непосредственно перед съемкой.
Такие камеры дают полный контроль над перспективой кадра и глубиной резко изображаемого пространства. Они дают самое высокое качество, которого в принципе можно добиться на пленке. При этом работать с широкоформатными камерами сложно и долго – это дело не терпит спешки. Такая техника подходит для студийной съемки и съемки пейзажей.
Средний
Камеры среднего формата более компактны, но и потенциальное качество изображения дают чуть ниже. Практически все пленочные среднеформатные камеры рассчитаны на пленку типа 120. Это неперфорированная пленка шириной 61,5 мм, намотанная на катушку. Размер кадра зависит от конкретной модели камеры. При этом одна из сторон всегда равна 6 см.
Малый (aka 35 мм)
Малоформатные камеры – самые популярные и наиболее автоматизированные. В них размещается пленка типа 135: она имеет ширину 35 мм, включая перфорацию.
Малоформатные камеры наиболее компактные и легкие в использовании. Они широко представлены современными производителями и среди них проще всего найти бюджетные варианты. Малый формат дает меньшую детализацию и меньшее качество – собственно, потому что для всего этого меньше места на самой пленке. Но если вы не планируете печатать фотографии в формате А0 для персональной выставки, этого качества вам будет более чем достаточно.
Механизмы
Зеркальные
Зеркальным фотоаппарат называется потому, что в основе его конструкции есть зеркало, с помощью которого фотограф видит изображение с установленного объектива. Это помогает точно выстроить композицию и хорошо представить, каким получится снимок.
Зеркальные фотоаппараты бывают одно- и двухобъективные. В последних оба объектива имеют одинаковое фокусное расстояние. Один из них служит непосредственно для съемки, второй – формирует изображение на стекле. видоискателя. Устройства с одним объективом удобнее и проще в использовании, поэтому и популярнее. Они позволяют точно выставить экспозицию, правильно сфокусироваться, а также без лишних хлопот менять объективы.
Если планируете экспериментировать с разными объективами – например, телевиками или объективами fish-eye, то лучше выбирать зеркальный фотоаппарат. новичкам в принципе обычно рекомендуют начинать с зеркалок.
К минусам зеркальных камер часто относят их массивный тяжелый корпус, увесистую оптику и громкий затвор.
Дальномерные
Дальномерные фотоаппараты отличаются от зеркальных методом фокусировки. В дальномерной камере видоискатель не показывает изображение, которое «видит» объектив. Здесь за связь с объективом отвечает дальномер (отсюда и название). В видоискателе вы видите два изображения – из видоискателя и самого дальномера. Их нужно навести друг на друга: это будет означать правильную фокусировку.
Дальномерные камеры легче и компактнее зеркалок. Они работают тише – все это благодаря тому, что в них нет увесистого механизма с зеркалом. Фокусировка в этих камерах проще, чем в зеркалках. При этом с дальномерными камерами проще ошибиться с кадрированием, при скудном освещении с ними работать сложнее.
Шкальный фотоаппарат
Шкальные фотоаппараты во многом похожи на дальномерные. Главное отличие – в них нет дальномера: наводить на резкость нужно с помощью шкалы расстояния. На практике это выглядит так: вы на глаз оцениваете, как далеко от вас расположен объект съемки, выставляете значение в метрах на фотоаппарате и нажимаете спуск.
За исключением необходимости определять расстояние на глаз (к этому нужно просто приноровиться), шкальные фотоаппараты довольно просто использовать. Они легкие и компактные, качество снимков могут выдавать отличное. С другой стороны, здесь небольшой диапазон выдержек и в принципе меньше возможностей для творчества.
Мыльницы
Самые простые в использовании камеры, которые автоматически настраивают параметры экспозиции за фотографа. На английском их называют «point-and-shoot cameras» – то есть «наведи и нажми». И это название полностью оправдано: фотографу ничего не нужно делать помимо этих двух простых действий.
Главный недостаток таких фотоаппаратов – отсутствие мануальных настроек. Мыльницы быстро надоедают и не подходят для того, чтобы обучаться фотографии и прокачивать навыки.
Помимо описанных, есть и другие типы пленочных фотоаппаратов – например, пинхол или камеры мгновенной печати. Но они – либо для развлечения, либо для отчаянных творческих экспериментов. Так что о них расскажем как-нибудь в другой раз.
Какую камеру в итоге выбрать?
С разными типами фотоаппаратов понятно – но, все-таки, какой выбрать? Лучшая камера – та, которая у вас есть. Завалялась старая «дальномерка» Leica, достался в наследство от дедушки «Зенит» или нашлась родительская мыльница? Нужно разбираться с тем, что вам досталось!
Если же вам повезло меньше, и рабочего фотоаппарата не нашлось, то советуем начинать с зеркалок формата 35 мм. С одной стороны, с ними легко работать. С другой – они дают большой простор для творчества благодаря возможностям мануальной настройки, их интересно изучать. Именно с зеркалками проще всего разбираться с выдержкой и диафрагмой, учиться ловить движение и правильный свет.
Вот несколько камер, с которых можно начать:
Выбираем пленку
Три фактора, на которые нужно обращать внимание при выборе пленки – формат, светочувствительность и цветность.
Формат выбирают в соответствии с фотоаппаратом. Если у вас малоформатная камера, то нужно брать пленку 35 мм, если средний формат – то, скорее всего, пленку типа 120.
Светочувствительность
Чувствительность пленки к свету обозначают в единицах ISO. Именно от светочувствительности зависит конечное качество фотографии.
Чем выше значение ISO, тем более зернистыми получаются изображения. При меньшей светочувствительности зерно не так заметно, а резкость выше. Грубо говоря, чем ниже значение ISO пленки, тем лучше качество конечного снимка.
Значит ли это, что всегда нужно выбирать низкочувствительную пленку? Нет. Высокие показатели ISO незаменимы, например, для фотосессий при тусклом освещении или съемок объектов в движении.
Дело вот в чем: для того, чтобы пленка низкой чувствительности хорошо себя показала, нужно, чтобы на нее попало много света при съемке. Нужно либо удлинять выдержку, либо шире открывать диафрагму. А это осуществимо далеко не всегда.
Светочувствительность обозначается общепринятыми международными единицами ISO. Стандартный ряд значений – 50/100/200/400/800/1600/3200 ISO. При выборе пленки ориентируйтесь на условия, в которых вы планируете снимать:
Как видите, в пленочной фотографии недоступна роскошь выставления индивидуального ISO для каждого снимка, которую предоставляют цифровые камеры. Всю катушку пленки нужно отснять в подходящих для нее условиях.
Цветность пленки
Фотопленка бывает черно-белой, цветной негативной и цветной позитивной.
Черно-белая
Все фотографическое искусство начиналось именно с черно-белой пленки. Но это совсем не значит, что сейчас эта пленка устарела и не используется. Это почтенная и очень популярная классика фотографии.
Есть несколько видов черно-белой пленки, которые различаются по спектральной чувствительности – то есть по-разному передают разные цвета. Где-то красный цвет будет темно-серым, а где-то – глубоким черным.
Чтобы не путать вас лишними терминами, обозначим, что для классической фотографии почти всегда используется панхроматическая пленка. Она чувствительна ко всему диапазону видимого цвета – почти так же, как человеческий глаз. На такую пленку получаются серые снимки с хорошо переданной тональностью изображения.
После проявления на черно-белой пленке цвета будут инвертированы – потому она и называется негативной. Стандартный процесс для проявки такой пленки – D-76 (на случай, если вы решите заняться проявкой сами).
Также для черно-белой фотографии можно использовать монохромную (хромогенную) пленку. Она дает небольшую резкость изображения и мягкие переходы света. Ее проявка отличается от процесса для классической ч/б пленки. Монохромную пленку нужно проявлять по процессу C-41, который используют для цветных негативов.
Цветная
Цветная пленка несколько сложнее в использовании: как при съемке, так и при проявке. Если снимать на цветную пленку вечером или в тени, на конечном снимке цвета могут оказаться слишком синими. А если фотографировать при лампах накаливания, то цвета, наоборот, будут сильно желтить.
*Для более достоверных оттенков можно использовать цветные фильтры на объектив. Но тут важно учитывать, что фильтры требуют больше света – нужно будет увеличивать экспозицию (ставить более долгую выдержку/больше открывать диафрагму).
Цветная пленка бывает негативной и позитивной. Как несложно догадаться, различие в том, какой вид приобретет пленка приобретет после проявки. На негативе цвета будут инвертированы – мы не сможем оценить конечное изображение, пока не напечатаем снимок. Для проявления цветных негативов чаще всего используют процесс C-41.
На цветной позитивной пленке после проявления сразу можно увидеть результат. Эта пленка дает яркие насыщенные цвета. При этом она менее практична. Если негатив «позволяет» ошибаться с экспозицией, дорабатывать кадры при печати и печатать снимок на черно-белую фотобумагу, то с позитивной пленкой такое невозможно. Кроме того, стоимость одной фотографии, сделанной на позитивную цветную пленку получается выше. Стандартный процесс для проявки позитивной цветной пленки – E-6.
Какую пленку выбрать новичку?
Теперь, когда мы разобрались с разными видами пленки, осталось выбрать какую-то одну для первой съемки. Проще всего начинать с черно-белой. А если хочется цвета, то с негатива. В выборе чувствительности советуем на первых порах не уходить в крайности и выбирать пленку со значениями ISO от 200 или 400 – и снимать, разумеется, в соответствующих условиях.
Для начала лучше выбирать доступную любительскую пленку, например, фирмы Kodak.
Заряжаем пленку в камеру
Ура – мы выбрали и камеру, и пленку – можно отправляться фотографировать! Стойте, нужно еще вставить одно в другое. Этот процесс, хоть и несложный, но требует определенной сноровки. И вам, возможно, придется выкинуть не одну испорченную катушку пленки перед тем, как вы приноровитесь к процессу. Здесь проще показать, чем рассказать:
После того как вы вставили пленку, не забудьте убедиться, что:
Ну и, конечно, не забывайте крутить колесо фокусировки 😉
Здесь можно настроить яркость, контраст, подкорректировать цвет, убрать ненужные объекты с изображения – в общем, довести снимок до совершенства. Кстати, если не хотите сами с этим разбираться, можно доверить улучшение снимка искусственному интеллекту: программа сама подкрутит все нужные ползунки, а вам останется только выбрать интенсивность улучшения. А потом можно и наложить один из фильтров, имитирующих снимки на пленку или световые искажения – получается очень естественно и натурально. Хотите попробовать? Используйте специальный промокод BLOGPICVERSE для читателей блога, чтобы получить 20% скидку!
Настройки камеры
Возвращаемся к пленочным фото и разбираемся, как пользоваться камерой. Принцип выставления экспозиции тот же что и в цифровых камерах. «Играться» нужно с основными тремя параметрами: ISO, выдержкой и открытием диафрагмы.
Диафрагма – механизм, размещенный внутри объектива камеры. Он отвечает за количество света, которое попадает на пленку. Его работу часто сравнивают с тем, как меняется человеческий зрачок в зависимости от освещенности: при ярком солнце он сужается, в темноте – расширяется. Диафрагма работает так же: когда света много, она не должна открываться широко.
Чтобы изменить значение диафрагмы, нужно прокрутить соответствующее кольцо на объективе. Стандартные значения диафрагмы: f:1/1,4 – f:1/2,8 – f:1/4 – f:1/5,6 – f:1/8 – f:1/16 – f:1/22 – f:1/32 – f:1/64. Чем больше дробная часть числа (иногда на объективе обозначена только она), тем меньше открытие диафрагмы.
Чтобы понять механизм лучше и привыкнуть к нему, покрутите колесо со значением диафрагмы, смотря при этом в объектив – будет видно, как открываются и закрываются лепестки внутри устройства.
От диафрагмы (а также от фокусного расстояния объектива) зависит и глубина резкости изображаемого пространства. Чем меньше открыта диафрагма, тем выше глубина резкости: при диафрагме 1/2 задний фон будет размыт больше, чем при диафрагме 1/16.
Выдержка – время открытия затвора. Чем больше выдержка, тем дольше фотоаппарат будет делать кадр. Если диафрагма контролирует, сколько света попадает на пленку, то выдержка отвечает за то, как долго этот свет будет падать на пленку. В основном, камеры снимают в диапазоне от 1/1000 секунды до 1 секунды.
Чем дольше открыт затвор, тем больше света попадает светочувствительный слой пленки. При этом при долгой выдержке объекты, которые находятся в движении, смазываются. Вот пример снимка, где фотограф использовал этот эффект как художественный прием:
Четкими получились недвижимые объекты – здания, остановка, фонари. Машины тем временем «размазались» по кадру, оставив только красные линии фар. Без длинной выдержки этот снимок был бы невозможен.
Получается, чем меньше выдержка, тем четче кадр. Чем больше выдержка – тем светлее изображение, при этом движимые объекты получатся смазанными.
Значения выдержки определяются в долях секунд. Часто на колесике, которое отвечает за этот параметр, написана только дробная часть чисел. Получается, чем больше это значение, тем меньше выдержка. Соответственно, когда снимаете при ярком свете, цифра должна быть больше.
Есть также режим В – это ручная выдержка. Пока вы держите кнопку затвора, шторки механизма открыты, и на пленку попадает свет.
ISO мы уже подробно обсудили – в аналоговой фотографии этот параметр определяется на этапе подбора пленки. В некоторых фотоаппаратах значения ISO нужно выставлять в соответствии с пленкой, в других определение параметра происходит автоматически.
Естественно, все эти параметры работают в связи друг с другом. Поскольку в пленочном фотоаппарате значение ISO остается неизменным как минимум на десяток кадров, то отталкиваться лучше от него. Советуем попробовать вот такие комбинации для начинающих:
Условия съемки | Диафрагма | Выдержка |
Много света/солнечный день | 1/8–1/16 | 200–500 |
Пасмурная погода днем | 1/2,8–1/5,6 | 60–125 |
Вечер/закатное время | максимально открытая | 15–60 |
Условия съемки | Диафрагма | Выдержка |
Пасмурная погода днем | 1/2–1/4 | 250 |
Вечер/закатное время | максимально открытая | 60–80 |
Попробуйте эти комбинации – они помогут привыкнуть к процессу и понять, как меняется снимок в зависимости от выставленных параметров. А потом – можно будет отложить в сторону все бумажки со схемами и выставлять все самостоятельно!
За помощью с настройками можно обратиться и к приложениям-экспонометрам. Они подберут нужные параметры, исходя из освещения. Вот, например, неплохие приложения:
Как фотографировать на пленку
Дело за малым! Осталось лишь правильно кадрировать снимок. Выстраивание композиции – целое искусство и отдельная тема для серии статей. Чтобы разобраться с основными правилами, посмотрите вот это видео с полезными советами и примерами от наших коллег из Movavi Влога:
Начинать фотографировать советуем с оглядкой на правило третей: поделите мысленно кадр на три части по горизонтали или по вертикали, и на одной из разделяющих линий разместите объект съемки. Это самое простое из правил композиции.
Можно строить кадры симметрично – вдохновляйтесь фильмами Кубрика.
Что делать с отснятой пленкой?
Итак, все кадры в катушке отсняты. Что дальше? Нужно проявить пленку, а потом напечатать снимки. Все это можно сделать как в лаборатории, так и в домашних условиях.
Новичкам советуем отправлять пленку на обработку в фотолаборатории – там знают процессы проявления пленок и напечатают все как надо. Кроме того, в лаборатории можно попросить оцифровать пленочные фото. Оцифровка самых удачных снимков – отличная идея. Сможете хранить свои шедевры в самом надежном формате.
Вот и все! Желаем удачи и отличных фотографий 😉