Что такое плетка и для чего она нужна

Плетка

Что такое плетка и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое плетка и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое плетка и для чего она нужна. Картинка про Что такое плетка и для чего она нужна. Фото Что такое плетка и для чего она нужна

Плеть — орудие телесного наказания. В наиболее общем случае представляет собой несколько (чаще всего — от двух до девяти) плетёных хвостов из кожи или другого материала, объединённых рукоятью. Телесные наказания при помощи плети (бичевание, порка) были распространены на протяжении почти всей человеческой истории (от античных времён до середины XX века). Вариантом плетки является нагайка.

Содержание

История

Плети были известны уже в Древнем Риме, где битьё плетьми (flаgellorum castigatio) было специально рабским наказанием. Плети делались из ремней с узлами и свинцовыми шариками; существовали и особые плети (flagella talaria), в которые ввязывались острые бараньи кости: наказание ими могло быть смертельно. В древних Афинах для рабов существовала особая четырёххвостая плеть из воловьих жил, хвосты которой при ударе достигали груди.

В Средние века плети, как и вообще телесные наказания, получили большое распространение, главным образом вследствие влияния духовенства, которое пользовалось плетьми как дисциплинарным средством, а потом стало назначать их и для светских лиц в наказание за церковные преступления. Под влиянием канонического права начинают применять плети и светские законодательства.

Россия

В России плети состояли из короткой деревянной рукоятки и плетива в палец толщиной из кожаных ремешков: до 1839 года они заканчивались двумя хвостами, а после стали трёххвостыми.

В XVII веке плети приобрели огромное значение среди духовенства: духовные суды назначали их в своих приговорах, духовное начальство пользовалось ими как дисциплинарным средством, носившим название «монастырского смирения»; духовные суды назначали наказание плетьми за те преступления, которые светскими властями карались кнутом: плети назначались не только для духовных лиц, но и для светских, подсудных церковному суду; плети служили взысканием и для мелких светских чиновников в духовных установлениях за служебные провинности. Число ударов плетью определялось в общих выражениях: нещадно, жестоко, немилостиво.

Плеть имела значение и в домашнем быту: по Домострою она — обычное орудие для домашнего наказания. Коллинс рассказывает, что жених кладёт плётку в свой сапог в день свадьбы как эмблему супружеской власти.

Плети употреблялись как наказание для крепостных, а также служили строжайшим наказанием в учебных заведениях, особенно духовных; плети употребляла и полиция для суммарной расправы; наконец, наказание плетьми составляло высшее дисциплинарное взыскание по уставу Санкт-Петербургского рабочего дома.

Так как плети заменяли собою кнут, то наказание ими совершалось на кобыле, всенародно, рукой палача. Битьё плетьми разделялось на простое и нещадное; оно назначалось и как самостоятельное наказание, и в соединении с другими (ссылкой в Сибирь, в монастырь, отдача на военную службу). Плетьми наказывались государственные преступники (тайной канцелярией), участники в Лопухинском деле, в Пугачёвском бунте, в чумном бунте (не уличённые в убийстве), бунтовавшиеся крепостные и фабричные рабочие, убийцы при особенно смягчающих обстоятельствах, несовершеннолетние — за важные преступления.

Мало-помалу плети становятся обычным наказанием (вместо кнута) за менее значительные имущественные преступления:

Наряду с уголовным наказанием плетьми публично, рукой палача, которое начинает рассматриваться как наказание позорящее и делающее невозможной отдачу наказанного в военную службу, в начале XIX века появляется и битьё плетьми в качестве исправительного полицейского наказания, исполнявшегося полицейскими служителями непублично; в 1820 году велено присуждённых за кражу к отдаче в военную службу бить плетьми нижним полицейским чинам, а не рукой палача. По Своду законов 1832 года, публичное наказание плетьми через палача и ссылка назначались в 29 случаях (подделка высочайших грамот, не повлекшая важного вреда; контрабанда; кровосмешение; скотоложество и др.).

Плетьми наказывались ссыльнокаторжные и поселенцы за побеги и другие преступления, как по Своду, так и по указам 1840 и 1851 годов. Исправительное наказание плетьми сохранено и в Своде: оно сопровождалось отдачей в солдаты (при неспособности — ссылкой на поселение), отдачей в арестантские роты, в рабочие и смирительные дома или возвращением на прежнее местожительство; кроме того, плетьми наказывались за легкомысленное богохуление, укрывательство беглых, мошенничество, кражу и др.; за маловажные вины назначалось наказание плёткой по одежде.

По Уложению 1845 года, отменившему кнут, плети сделались высшим телесным наказанием и назначались в количестве 80—100 ударов при каторжных работах и 10—30 ударов при ссылке на поселение; тогда же плети были отменены в качестве полицейского взыскания. Всего плети упоминаются в 134 статьях Уложения.

Источник

Плеть-нагайка: происхождение, разновидности, способы самостоятельного изготовления

История возникновения кнута

Учёные-историки относят время появления кнута на несколько тысячелетий назад, к периоду овладения древнейшими племенами навыками скотоводства и верховой езды. В ходе дальнейшего развития этих племён кнут, в целом сохраняя основные материалы и принципы изготовления, изменял свой внешний вид и область применения в зависимости от складывающихся племенных традиций.

При этом, как правило, плеть служила для управления лошадьми, пастуший кнут стал незаменимым инструментом при выпасе стада, охотничий кнут — орудием добивания дичи. Помимо специализированных кнутов и плетей, появились варианты их конструкции с возможностями совмещения различных функций, в том числе военных и ритуальных. В качестве особого инструмента для телесных наказаний в плетях применялись специальные материалы с целью нанесения более эффективных и болезненных ударов: свинцовые шарики, острые бараньи кости, воловьи жилы.

Изначально плеть была распространена среди древнейших народов южной и центральной частей Евразии и Северной Африки, а затем распространилась по этим континентам, а впоследствии попала в Америку в период её колонизации.

Различия в применении кнута

Сферы применения кнута существенно различались в зависимости от типов общественного устройства. Если для древнейших рабовладельческих государств кнут служил преимущественно как орудие принуждения зависимого большинства населения, то у кочевых племенных образований кнуты и плети вошли в намного более широкий обиход, охватывающий основную часть общества.

У кочевых народов

Племена и народы, традиционным хозяйственным укладом которых служило кочевое скотоводство, строили своё общество более монолитным. Его основой служило практически обязательное сочетание для каждого из его полноправных членов функций и умений воина, охотника и пастуха-скотовода. В каждом из этих видов деятельности находилось естественное применение плети, что привело к включению этого орудия в повседневный обиход, а его отдельным элементам стали придаваться особые отличительные признаки принадлежности к роду, а также месту в его иерархии.

Соответственно, появились особые ритуалы, связанные с наделением правом владения и ношения плетей. Именно для кочевых народов были характерны применение плетей в обязательных обрядах инициации подрастающего поколения, в ритуальных поединках соревновательного плана. Эти традиции сохранены вплоть до нашего времени множеством народов, в числе которых казахи, калмыки, киргизы, тувинцы и другие.

В эпоху античности

Поскольку основой экономики античности служило земледелие, а укрепление государственности связывалось с масштабными строительными работами, наиболее распространённым предназначением кнутов и плетей стало их применение как инструмента принуждения рабов. Соответственно, право обладания таким инструментом не было массовым, а напротив — считалось атрибутом определённых властных полномочий.

Это явление отразилось в ритуалах. Так, плети являлись атрибутом при изображении многих богов в Древнем Риме (Аполлон, Дионис, Беллона и другие). Существовала практика битья кнутом женщин ради «усиления плодовитости». В целом же битьё плетьми в античности служило распространённой формой наказания как для рабов, так и для других категорий зависимого населения.

В военной сфере античности плети находили относительно ограниченное применение: обычно как специализированное орудие управления лошадьми в конных подразделениях. Тяжёлая однохвостая плеть с металлической гирькой на кончике применялась как вспомогательное вооружение древнеримских легионеров.

Варианты и принципы использования кнута

Поражающее свойство плётки могло также и целенаправленно ослабляться, чтобы излишне сильным ударом не травмировать шкуру лошади при верховой езде. В этих целях плеть оснащалась относительно широкой кожаной бляшкой («шлепком») на кончике, либо, как вариант, кончик делался из нескольких хвостов.

В Домострое плеть указывалась как орудие домашнего наказания. Среди важнейших ритуальных обрядов можно отметить следующий: в день свадьбы жених должен был положить кнут в свой сапог как знак того, чтобы супружеская власть в доме принадлежала ему. Этот обряд до сих пор имеет отражение в традициях казачества, отличая строевого женатого казака.

Кнут служил инструментом наказания (в том числе судебного) в рамках установленной сословной системы. Основаниями для назначения подобного наказания становились достаточно тяжкие преступления, включая убийство и участие в бунте. Плети со временем стали представлять собой облегчённую версию кнута и также применялись для менее тяжких публичных наказаний.

Что такое нагайка и её разновидности

В последнем случае нагайка широко применялась в ходе подавления бунтов и для разгона демонстраций. А в казачьей среде нагайки издавна использовались для наказания провинившегося казака.

Термином «нагайка» толковый словарь русского языка определяет «короткую ременную плеть».

Основной версией происхождения слова «нагайка» считается разговорный вариант термина «ногайская плеть», основанный на использовании в конструкции казачьей плети элементов, позаимствованных у так называемых «нагайцев» («ногайцев») — племенных образований кочевников под властью одного их правителей Золотой Орды, хана Ногая. Имеется также версия, связанная со словом «нага», что в санскрите означает «змея», а самый древний и простой способ плетения нагаек назывался «змеиным» и внешне напоминал чешуйки этих рептилий.

Боевые плети, как правило, закреплялась на запястье, при этом позволяя свободно пользоваться рукой. В казачьих нагайках эту роль выполнял темляк — петля для кисти, которая позволяла крепко удерживать плеть. Кроме того, в начале рукоятки обычно размещался встроенный наконечник из металла (шалыга), который служил для нанесения удара непосредственно рукоятью.

Донская

Кубанская

Кубанская нагайка имеет относительно короткую (около 20 см) рукоятку, которая оплетается кожей, плавно переходящей в основное плетение. Место соединения хвоста плети с рукояткой при этом визуально не различимо. Данный тип нагайки лучше подходит для нанесения щелковых ударов.

Уральская

Считается разновидностью кубанской нагайки, в отличие от которой имеет навершие вместо плетёного «яблока». Длина рукояти — 15-20 см, длина плети — 50-75 см.

Уставная

Считается разновидностью донской нагайки для армии Российской Империи. В соответствии с указом Александра III боевыми уставными нагайками вооружали всех казаков вне зависимости от звания: от рядового до генерала.

Запорожская

Считается разновидностью кубанской нагайки.

Арапник

Длинный охотничий либо дрессировочный кнут с тонким и прочным навоем (из пеньки, шёлка или конского волоса), размещённый на коротком кнутовище. Все нагайки считаются его более короткой разновидностью. Сам термин «арапник» возник от искажённого польского наименования плети, произошедшего от немецкого «herab» («прочь»).

Волчатка

Разновидность арапника с жёсткой рукояткой, предназначенная для охоты верхом на коне на волков и лисиц. Длина обычной волчатки — около одного метра. Ударная часть имеет более толстое плетение, а на конце прикрепляется грузик для большей пробивной силы. Из-за сходства основных параметров с казачьей нагайкой часто служит синонимом этому оружию.

Татарская камча

Тонкая однохвостая плеть с тонким бичом. Традиционная татарская камча зачастую относится к разновидности донского типа нагаек.

Ременная плеть

Общее понятие, объединяющее виды нагаек разных типов. Сюда включают и особые конструкции, например, разновидность калмыкской плети «ташмг», которая изготавливалась не переплетением узких кожаных ремешков, а путём прошивки нескольких относительно широких полос из сыромятной кожи тонким кожаным шнурком-нитью.

Как сделать своими руками арапник

Самостоятельное создание арапника начинается с изготовления рукояти. Для этого традиционно используются твёрдые сорта дерева — бук, дуб, ясень, акация. В целом материал рукояти должен быть прочным, но лёгким, поэтому допустимо также применять текстолит или эбонит, а вот лёгкие сплавы металлов, напротив, не рекомендуются. Чтобы рукоятка не получилась слишком толстой, перед оплёткой необходимо уменьшить её диаметр на такую величину, которая равна толщине полос кожи, используемых при оплётке.

Классическим требованием при изготовлении плети является использование в качестве сырья натуральной сыромятной кожи, предпочтительно коровьей. Приготовленные к плетению ремни необходимо перед этим вымочить в обычной воде: процесс плетения в результате станет намного проще, а после высыхания кожи плеть станет прочнее.

Желающие правильно определить размер плети под стандарты нагайки кубанского типа могут сделать это таким образом: вытянуть перед собой руку и вращать нагайку в вертикальном положении. Нагайка при этом не должна доставать до лица вращающего.

Плетение с витнем

В схемах подобного типа плетения (для любого классического вида арапника, включая нагайку) в качестве сердцевины традиционно применяется конский волос. В современных условиях многим добыть его непросто, поэтому для подосновы вполне подойдёт капроновый шнур, закрепляемый в будущей рукоятке. К подоснове прикручиваются полоски так, чтобы сначала приматывались те, которые пойдут слева направо, а потом противоположные. Конец закрепляется нитками.

Обычное плетение

Плетение без применения сердечника, по сути, напоминает плетение обычной косички. Кожаные полоски для плетения нарезаются с помощью обычного канцелярского ножа, образуя сужение к кончику, и обрабатываются кромкорезом. Полосок может быть и 4-6, но для «классической» нагайки рекомендуется 8, а для «усиленного» арапника — 10, 12 и даже 14.

Форма шлепка (кожаного мешочка на окончании ударной части хлыста, в который помещается груз для усиления удара) рекомендуется трапециевидной, что считается наиболее удобной формой. Шлепок для нагайки лучше изготавливать не цельным, а на шнуровке. При необходимости в образовавшийся кармашек можно будет помещать грузика, которым могут служить кусочек свинца либо пуля, примерно соответствующая калибру 5,45 мм.

Источник

Плетка: из чего на Руси делали инструмент для наказания жен

Что такое плетка и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое плетка и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое плетка и для чего она нужна. Картинка про Что такое плетка и для чего она нужна. Фото Что такое плетка и для чего она нужна

История развития социальных отношений в человеческом обществе неразрывно связана с применением различных предметов и инструментов, предназначенных для телесных наказаний. На протяжении многих веков на Руси плетками стегали не только преступников, провинившихся крестьян и различных бунтовщиков, но и физически слабых членов семьи – детей и жен. При этом внешний вид этого орудия воздействия и материалы, используемые для его изготовления, не изменялись в течение долгого времени.

Необходимая вещь

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова содержит такое определение: «Плеть – это туго перевитые веревки или ремни, прикрепленные к рукоятке, служащие для подстегивания животных, в старину для телесных наказаний».

Примечательно, что лишь в 1863 году битье плетьми было отменено императором Александром II Николаевичем, опять-таки не для всех. Ссыльных, каторжан, сидельцев военных тюрем продолжали стегать за различные провинности вплоть до падения монархии.

Изначально задуманная как орудие труда пастухов и погонщиков скота плетка оказалась востребованным инструментом в руках палачей, тюремных надзирателей и служителей закона. «Домострой» советовал мужчине «учить» свою жену с помощью именно плетки, потому что это орудие наказания причиняет здоровью женщины меньше вреда, чем железная палка или, например, кнут.

Семейное насилие

Доктор филологических наук Андрей Ястребов в своей книге «Боже, спаси русских!» (2011 г.) отмечал, что на Руси побои, наносимые жене мужем, считались нормальным, обыденным делом. Об этом свидетельствует свадебный ритуал, когда жених получал в дар от отца невесты плетку, служившую символом власти мужчины над женщиной. Новобрачный обычно прятал орудие для послушания в сапог или закладывал за кушак.

«Специально в назидание для жены на стене висела плеть, которая называлась «дурак». Нередко глава семейства таскал жену за волосы, раздевал донага и сек «дураком» до крови – это называлось «учить жену». Иногда вместо плети использовались розги, и жену секли, как маленького ребенка. А иногда дубиной били. Всяко бывало», – писал А. Л. Ястребов.

Вероятно, иностранцы делали подобные выводы из рассказов своих русских собеседников-собутыльников, а также из переведенных им пословиц типа: «Бьет – значит любит», «Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу» и «Чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее».

Из шелковых нитей

В русском фольклоре часто упоминается шелковая плетка. То есть орудие наказания, ударная часть которого изготовлена из прочных шелковых нитей, скрученных в жгутики и переплетенных между собой.

Например, в народной песне «Тут-то нам попити, ишшо погуляти. » есть такие строки:

«Шёлковая плетка не на месте висела,

Не на месте висела, не на месте висела,

Всю ночь просвистела,

Всю ночь просвистела на моё тело бело».

Шелк на Руси был в ходу еще до принятия христианства. Купцы возили его не только из стран Азии, но и из Византии, куда ткань попадала морским путем. Торговые поставки ценного материала, из которого не только шилась одежда, были хорошо налажены. Интересно, что и жители Китая с древних времен пользовались шелковыми плетками.

Поскольку орудие поучения было принято вешать на стену в назидание супруге, чаще всего для его изготовления использовали относительно дорогой материал, который богато смотрелся и свидетельствовал о достатке семьи. Разумеется, пастухи и конные всадники применяли другие плетки, более практичные, а шелковые предназначались в первую очередь для воспитательных целей.

Кандидат филологических наук Светлана Кидямкина в статье «Лингвокультурологический анализ текстов семейных песен» (журнал «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания», № 1 за 2010 г.) обращала внимание читателей на то, что тягостное положение замужней женщины на Руси находило свое отражение в фольклоре.

Так, в песне «Выдала меня матушка далече замуж. » родительница спрашивает свою дочь:

«Где твое девалось белое тело,

Где твой девался алый румянец?»

И получает такой ответ:

«Белое тело – на шелковой плетке,

Алый румянец – на правой на ручке:

Плеткой ударит – тела убавит,

В щеку ударит – румянцу не станет».

Шелковые плетки, несмотря на свою исключительную прочность и долговечность, все же в силу своей гибкости менее опасны для жизни и здоровья жертвы, чем орудия наказания, сплетенные из тонких ремешков сыромятной кожи. Правда, все зависит от силы ударов, их количества и тех частей тела женщины, по которым наносятся побои.

Другие материалы

Наиболее распространенным материалом для клеток была кожа. Причем иногда между сыромятными ремешками вплетались кусочки железа или тонкая проволока – для увеличения силы удара.

Еще один материал, служивший для изготовления плеток, это пенька. Иными словами, грубое лубяное волокно, получаемое из стеблей конопли. Благодаря высокой прочности данного материала на Руси из него часто делали веревки, канаты и не только. Деревенские пастухи плели самодельные плетки из пеньки, поскольку она дешево стоила и всегда была под рукой.

Ещё одним вариантом подобной плетки для телесных наказаний была так называемая кошка-девятихвостка, получившая свое прозвище из-за того, что оставляла на коже жертвы параллельные отметины, напоминающие кошачьи царапины. Треххвостая «кошка» на Руси иногда заменяла кнут.

Для «воспитания жены» такие инструменты вряд ли применялись, поскольку они могли вполне покалечить женщину, что по тому же «Домострою» жестоко каралось. В конце-концов, ведь эта книга являлась не «орудием угнетения», а сводом наставлений для семейной жизни, со своим понятием справедливости, пусть и достаточно своеобразным, но естественным для того времени.

Источник

Плётка

Что такое плетка и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое плетка и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое плетка и для чего она нужна. Картинка про Что такое плетка и для чего она нужна. Фото Что такое плетка и для чего она нужна

Плеть — орудие телесного наказания. В наиболее общем случае представляет собой несколько (чаще всего — от двух до девяти) плетёных хвостов из кожи или другого материала, объединённых рукоятью. Телесные наказания при помощи плети (бичевание, порка) были распространены на протяжении почти всей человеческой истории (от античных времён до середины XX века). Вариантом плетки является нагайка.

Содержание

История

Плети были известны уже в Древнем Риме, где битьё плетьми (flаgellorum castigatio) было специально рабским наказанием. Плети делались из ремней с узлами и свинцовыми шариками; существовали и особые плети (flagella talaria), в которые ввязывались острые бараньи кости: наказание ими могло быть смертельно. В древних Афинах для рабов существовала особая четырёххвостая плеть из воловьих жил, хвосты которой при ударе достигали груди.

В Средние века плети, как и вообще телесные наказания, получили большое распространение, главным образом вследствие влияния духовенства, которое пользовалось плетьми как дисциплинарным средством, а потом стало назначать их и для светских лиц в наказание за церковные преступления. Под влиянием канонического права начинают применять плети и светские законодательства.

Россия

В России плети состояли из короткой деревянной рукоятки и плетива в палец толщиной из кожаных ремешков: до 1839 года они заканчивались двумя хвостами, а после стали трёххвостыми.

В XVII веке плети приобрели огромное значение среди духовенства: духовные суды назначали их в своих приговорах, духовное начальство пользовалось ими как дисциплинарным средством, носившим название «монастырского смирения»; духовные суды назначали наказание плетьми за те преступления, которые светскими властями карались кнутом: плети назначались не только для духовных лиц, но и для светских, подсудных церковному суду; плети служили взысканием и для мелких светских чиновников в духовных установлениях за служебные провинности. Число ударов плетью определялось в общих выражениях: нещадно, жестоко, немилостиво.

Плеть имела значение и в домашнем быту: по Домострою она — обычное орудие для домашнего наказания. Коллинс рассказывает, что жених кладёт плётку в свой сапог в день свадьбы как эмблему супружеской власти.

Плети употреблялись как наказание для крепостных, а также служили строжайшим наказанием в учебных заведениях, особенно духовных; плети употребляла и полиция для суммарной расправы; наконец, наказание плетьми составляло высшее дисциплинарное взыскание по уставу Санкт-Петербургского рабочего дома.

Так как плети заменяли собою кнут, то наказание ими совершалось на кобыле, всенародно, рукой палача. Битьё плетьми разделялось на простое и нещадное; оно назначалось и как самостоятельное наказание, и в соединении с другими (ссылкой в Сибирь, в монастырь, отдача на военную службу). Плетьми наказывались государственные преступники (тайной канцелярией), участники в Лопухинском деле, в Пугачёвском бунте, в чумном бунте (не уличённые в убийстве), бунтовавшиеся крепостные и фабричные рабочие, убийцы при особенно смягчающих обстоятельствах, несовершеннолетние — за важные преступления.

Мало-помалу плети становятся обычным наказанием (вместо кнута) за менее значительные имущественные преступления:

Наряду с уголовным наказанием плетьми публично, рукой палача, которое начинает рассматриваться как наказание позорящее и делающее невозможной отдачу наказанного в военную службу, в начале XIX века появляется и битьё плетьми в качестве исправительного полицейского наказания, исполнявшегося полицейскими служителями непублично; в 1820 году велено присуждённых за кражу к отдаче в военную службу бить плетьми нижним полицейским чинам, а не рукой палача. По Своду законов 1832 года, публичное наказание плетьми через палача и ссылка назначались в 29 случаях (подделка высочайших грамот, не повлекшая важного вреда; контрабанда; кровосмешение; скотоложество и др.).

Плетьми наказывались ссыльнокаторжные и поселенцы за побеги и другие преступления, как по Своду, так и по указам 1840 и 1851 годов. Исправительное наказание плетьми сохранено и в Своде: оно сопровождалось отдачей в солдаты (при неспособности — ссылкой на поселение), отдачей в арестантские роты, в рабочие и смирительные дома или возвращением на прежнее местожительство; кроме того, плетьми наказывались за легкомысленное богохуление, укрывательство беглых, мошенничество, кражу и др.; за маловажные вины назначалось наказание плёткой по одежде.

По Уложению 1845 года, отменившему кнут, плети сделались высшим телесным наказанием и назначались в количестве 80—100 ударов при каторжных работах и 10—30 ударов при ссылке на поселение; тогда же плети были отменены в качестве полицейского взыскания. Всего плети упоминаются в 134 статьях Уложения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *