Что такое плодородие 6 класс биология

Плодородие

Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы. При взаимодействии компонентов почвы появляется плодородие. Почва состоит из перегноя, азота, фосфора, калийных солей, воды, воздуха, глины и песка.

С давних пор человек оценивает почву главным образом с точки зрения её плодородия. Именно от плодородия зависит урожай и красота растений. Почва — сложная система, которая живёт и развивается по своим законам, поэтому под плодородием нужно понимать весь комплекс почвенных свойств и процессов, определяющих нормальное развитие растений. Все процессы, происходящие в почве, связаны между собой. Исключение или ослабление какого–либо составляющего ведёт за собой изменение всего состава почвы и потере ценных её качеств. Деградация почвы — цепная реакция, которую трудно остановить. Ухудшение земель снижает продуктивность растений. Почва в этом случае становится подвержена эрозии и вымыванию полезных веществ, что опять ведёт к снижению численности растений. Мероприятия по возобновлению плодородия почв долговременны, очень дорогостоящи и сложны, поэтому так важно следить за состоянием почвы, не допуская её сильного истощения или загрязнения. Результатом такого внимательного отношения будет привлекательность цветов и отличный урожай.

Для определения плодородия почвы необходимо обратить внимание на её состав, кислотность, отношение к воде и кислороду. Обладая наблюдательностью и элементарными знаниями по биологии можно определить состояние почвы и предпринять необходимые меры по улучшению или поддержанию почвенных свойств.

Источник

Что такое плодородие почвы?

Плодородие – важнейшее качество почвы, особая характеристика, говорящая о том, какие урожаи будет давать эта территория.
Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть фото Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть картинку Что такое плодородие 6 класс биология. Картинка про Что такое плодородие 6 класс биология. Фото Что такое плодородие 6 класс биология

Народы издавна старались селиться там, где почвы плодородны, считали тучные земли своим капиталом, даже вели войны за право обладания плодородными равнинами.

Русское слово «плодородие» говорит само за себя. Земля считается плодородной, если способна родить большое количество плодов – зерновых, фруктов, овощей и других полезных продуктов растительного происхождения.

Народные представления о плодородии

В древности люди опытным путем определяли, какие почвы плодородны. Без сложных способов анализа и специальных приспособлений, крестьяне понимали, что есть земли, дающие большой урожай, и территории, на которых мало что растет при всех усилиях. Кроме того, люди видели, что для разных растений нужны различные грунты. Пшеница не уродится, если посадить ее в заболоченной низине, а капуста не даст хорошего урожая на песке.

Постепенно образовались представления о ценности земель. Самыми продуктивными оказались темные почвы – особенно черноземы. Кроме того, землепашцы обнаружили, что можно повысить плодородие почвы, обогатив ее удобрениями, первыми из которых были зола, растительный перегной и навоз животных.

Научные знания о плодородии почв

Со временем образовались научные представления о том, что такое плодородие. Появился даже особый раздел науки – почвоведение. При всем многообразии и сложности современных знаний о почве этот предмет до сих пор остается не до конца изученным. А актуальность исследований почв очевидна, ведь от плодородия зависят урожаи, благополучие народов и то, в каком виде мы передадим свои земли будущим поколениям.
Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть фото Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть картинку Что такое плодородие 6 класс биология. Картинка про Что такое плодородие 6 класс биология. Фото Что такое плодородие 6 класс биология
Растения забирают вещества, необходимые им для жизни, роста, цветения и плодоношения из двух сред – почвы и атмосферы. Из воздуха они вбирают азот, кислород и углекислый газ, из грунта – азот, фосфор, калий и другие компоненты. Плодородие определяется тем, в какой степени почва может удовлетворять потребности растений в питательных веществах. Современная наука утверждает, что плодородие – это комплекс факторов, которые работают не по отдельности, а во взаимодействии, в системе.

На то, плодородна ли будет земля, влияют:

– ее структурные особенности. Сюда относится рыхлость, содержание первичных минеральных компонентов (песка и глины), воздухопроницаемость, водопроницаемость, способность удерживать влагу. Для плодородия очень важно, чтобы почва была достаточно рыхлой, насыщенной кислородом и водой. Воздух необходим для дыхания корней и жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, влага – для обеспечения растений водой;

– содержание основных и дополнительных питательных элементов. Главные вещества, которые используются растениями – это азот, фосфор и калий. Но растениям нужны и дополнительные субстанции (их еще называют микроэлементами – железо, цинк, медь и другие);

– наличие гумуса. Гумус – это органическая составляющая почвы, продукт разложения растительных остатков. В гумусе постоянно образуются питательные вещества в доступной для растений форме. Помимо этого гумус улучшает структуру почвы, делает ее более влагоемкой, насыщенной воздухом, теплой;

– количество и состав почвенной фауны. В почве обитает множество различных организмов, из которых для плодородия наиболее важны почвенные микроорганизмы и черви. Изучение почвенных микроорганизмов – важнейшее направление аграрной науки. Полезные бактерии участвуют в разложении растительных остатков и образовании гумуса, накапливают питательные вещества, фиксируют азот воздуха, нейтрализуют влияние патогенных микроорганизмов.

Как можно повысить плодородие почвы?

Существует несколько способов сделать почву более плодородной:

– улучшать ее механический состав (в легкие почвы вносить глину, в тяжелые суглинки – песок и т.д.);
Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть фото Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть картинку Что такое плодородие 6 класс биология. Картинка про Что такое плодородие 6 класс биология. Фото Что такое плодородие 6 класс биология
– постоянно удобрять землю, используя минеральные и органические удобрения;

– использовать специальные биопрепараты, в которых содержатся живые почвенные микроорганизмы и их ферменты;

– привлекать дождевых червей, продуктом жизнедеятельности которых является гумус.

Источник

Что такое плодородие почвы

Популярные материалы

Today’s:

Что такое плодородие почвы

Плодородие — это основное свойство почвы, отличающее ее от материнской породы, на которой она образовалась.Плодородием называют способность почвы удовлетворять по­требности растений в питательных веществах, воде, обеспечивать корневую систему воздухом и теплом для нормальной деятель­ности. Оно может меняться под влиянием различных факторов: возделывания растений, обработки почвы, известкования, внесе­ния органических и минеральных удобрений. При правильном использовании почвы плодородие возрастает.

Плодородие почвы характеризуется прежде всего содержани­ем в ней органического вещества (перегноя, или гумуса). Гумус, или перегной,- это темное аморфное вещество сложного хими­ческого состава, образовавшееся в результате разложения рас­тительных и животных остатков. Чем больше его в почве, тем она плодороднее.

Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть фото Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть картинку Что такое плодородие 6 класс биология. Картинка про Что такое плодородие 6 класс биология. Фото Что такое плодородие 6 класс биология

Гумус улучшает химические и биологические свойства почвы, способствует образованию прочной структуры. При минерализации гумуса с помощью почвенных микроорганиз­мов растения получают доступные формы азота и других элемен­тов. Гумус улучшает тепловые водные свойства почвы. Бога­тые гумусом почвы обладают большой влагоемкостью. Поэтому при окультуривании почв необходимо прежде всего повысить содержание органического вещества путем внесения навоза, тор­фа, перегноя, прудового ила (сапропеля), различных компостов.Свойства почвы в значительной степени зависят от ее меха­нического состава. Под механическим составом почвы подразу­мевается содержание и соотношение в ней частиц различного размера. Чем больше в почве глинистых частиц (

Механический состав почвы определяют в лаборатории мето­дом разделения частиц на фракции просеиванием через сито и отделением илистых частиц в воде, но есть способы, позволяю­щие сделать это самому.По одному из способов образцы почвы размачивают до тестообразного состояния и скатывают между ладонями в шарик. Если шарик не образуется — почва песчаная; если шарил скаты­вается между ладонями, но шнур не образуется — почва супес­чаная; если почва скатывается в шар и образуется шнур, но при сгибании в кольцо он трескается и разваливается — почва сугли­нистая; если при скатывании образуется шнур и его можно со­гнуть в кольцо без трещин — почва глинистая.

Соотношение частиц различного размера, а также содержание гумуса определяют одно из основных свойств почвы — поглоти­тельную, или обменную, способность. Это — способность почвы удерживать влагу и питательные вещества. Чем больше в почве глинистых частиц и выше содержание гумуса, тем больше ее поглотительная способность. Мелкие почвенные частицы, мине­ральные и органические, поглощают из почвенного раствора и удерживают на своей поверхности различные минеральные вещества. Крупные частицы не обладают такой способностью. Поглощенные питательные вещества могут снова переходить в раствор и усваиваться растениями. Вновь внесенные соли час­тично вытесняют поглощенные элементы и занимают их место. Так происходит обмен между веществами, внесенными в виде удобрений и находящимися в поглощенном состоянии.

Чем выше поглотительная способность почвы, тем лучше она удерживает влагу и питательные вещества. Такая почва лучше противостоит изменению реакции почвенного раствора при вне­сении кислых и щелочных удобрений (буферные почвы).

Почвы, содержащие значительное количество органического вещества, имеющие оптимальное соотношение мелких (илистых) и крупных (песчаных) частиц, достаточное количество кальция (извести), являются структурными. В такие почвы легко прони­кает воздух, хорошо впитывается влага, в них повышена дея­тельность полезных микроорганизмов, благодаря которым в почве увеличиваются запасы питательных веществ.По механическому составу почвы подразделяются на глинис­тые, суглинистые, песчаные и супесчаные.

Глинистые почвы содержат много илистых частиц. Это — тяжелые почвы, чаще всего имеющие плохую структуру. Они медленно прогреваются, имеют плохую аэрацию, удерживают большое количество воды, которая плохо проникает в нижние слои, и потому они заплывают. При высыхании на поверхности их образуется корка.

Для окультуривания тяжелых глинистых почв необходимо вносить кварцевый песок, органические удобре­ния (навоз, торф, перегной) до 5—6 кг/м2. Действие такой дозы навоза сказывается в течение 7—8 лет. Кислые почвы необходимо известковать. Тяжелые почвы следует систематически рыхлить и мульчировать.Глинистые почвы обладают высокой поглотительной способ­ностью, поэтому минеральные удобрения можно вносить в один прием (всю рекомендуемую дозу), например при перекопке почвы.Опасность резко повысить концентрацию почвенного раствора значительно меньше, чем на легких почвах.На этих почвах можно использовать прием внесения фосфор­ных удобрений «в запас».Супесчаные и песчаные почвы. В этих почвах много крупных частиц песка и мало илистых. Они имеют низкую поглотитель­ную способность, поэтому питательные вещества (особенно азот) сравнительно легко вымываются из корнеобитаемого слоя. При недостатке влаги внесенные удобрения могут сильно повысить концентрацию почвенного раствора.

Легкие почвы имеют низкую влагоемкость и большую воздухо­проницаемость, в связи с этим органические вещества в них быстро разлагаются. Внесенные органические удобрения минера­лизуются за 1—2 года. Поэтому даже высокими дозами навоза трудно добиться стабильного плодородия. Эффективным приемом является минование. Глинистую почву вносят в количестве пять-шесть ведер на 1 м2.

Если есть возможность, на выровненный слой глинистой почвы насыпают слой суглинистой, торфяной или дерновой почвы, взя­той со стороны.Минеральные удобрения на легких почвах вносят в несколько приемов небольшими дозами, хотя общее количество удобрений должно быть высоким.Прокошева М. А. Применение удобрений на приусадебном участке.— М.: Россельхозиздат, 1986.

От чего зависит плодородие почвы

От плодородия почвы во многом зависит то, каким в результате будет урожай. На плодородность влияет ряд факторов. Так как почва является сложной системой, необходимо поддерживать баланс ее компонентов.

Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть фото Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть картинку Что такое плодородие 6 класс биология. Картинка про Что такое плодородие 6 класс биология. Фото Что такое плодородие 6 класс биология

факторы, от которых зависит плодородие

как сделать почву плодородной

Что такое Почва. 1 Почва

Почва – самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Почва представляет собой совершенно особое природное образование, обладающее только ей присущим строением, составом и свойствами. Важнейшим свойством почвы является ее плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений. Чтобы быть плодородной, почва должна обладать достаточным количеством питательных веществ и запасом воды, необходимым для питания растений, именно своим плодородием почва, как природное тело, отличается от всех других природных тел (например, бесплодного камня), которые не способны обеспечить потребность растений в одновременном и совместном наличии двух факторов их существования – воды и минеральных веществ.

Почва – важнейший компонент всех наземных биоценозов и биосферы Земли в целом, через почвенный покров Земли идут многочисленные экологические связи всех живущих на земле и в земле организмов (в том числе и человека) с литосферой, гидросферой и атмосферой.

1.2 Учение о почве

Наука о происхождении и развитии почв, закономерности их распространения, путях рационального использования и повышения плодородия называется почвоведением. Эта наука является отраслью естествознания и тесно связана с физико-математическими, химическими, биологическими, геологическими и географическими науками, опирается на разработанные ими фундаментальные законы и методы исследования. Вместе с тем, как любая другая теоретическая наука, почвоведение развивается на основе непосредственного взаимодействия с практикой, которая проверяет и использует выявленные закономерности и, в свою очередь, стимулирует новые поиски в области теоретических знаний. К настоящему времени сформировались крупные прикладные разделы почвоведения для сельского и лесного хозяйств, ирригации, строительства, транспорта, поиска полезных ископаемых, здравоохранения и охраны окружающей среды.

С момента систематического занятия земледелием человечество сначала эмпирически, а затем с помощью научных методов изучало почву. Наиболее древние попытки оценить различные почвы известны в Китае (3 тыс. до н.э.) и Древнем Египте. В Древней Греции представление о почве сложилось в процессе развития античного натурфилософского естествознания. В период Римской Империи было накоплено большое количество эмпирических наблюдений над свойствами почвы и разработаны некоторые агрономические приемы ее обработки.

Длинный период средневековья характеризовался застоем в области естествознания, однако в конце его (с началом разложения феодального строя) вновь появился интерес к изучению почв в связи с проблемой питания растений. В ряде работ того времени отражалось мнение, что растения питаются водой, создавая химические соединения из воды и воздуха, а почва служит им лишь механической опорой. Однако к концу 18 в. эту теорию сменила гумусовая теория Альбрехта Тэера, согласно которой растения могут питаться только органическим веществом почвы и водой. Тэер был одним из основоположников агрономии и организатором первого высшего агрономического учебного заведения.

В первой половине 19 в. знаменитый немецкий химик Юстус Либих разработал минеральную теорию питания растений, согласно которой растения усваивают из почвы минеральные вещества, а из перегноя – только углерод в виде углекислоты. Ю.Либих считал, что каждый урожай истощает в почве запас минеральных веществ, поэтому чтобы ликвидировать этот дефицит элементов, нужно вносить в почву минеральные удобрения, приготовленные заводским путем. Заслугой Либиха стало введение в практику сельского хозяйства применения минеральных удобрений.

Значение азота для почвы было изучено французским ученым Ж.Ю.Буссенго.

К середине 19 в. накопился обширный материал по изучению почв, однако данные эти были разрознены, не приведены в систему и не обобщены. Не было и единого для всех исследователей определения термина почва.

Основоположником науки о почве как самостоятельной естественно-исторической науки стал выдающийся русский ученый Василий Васильевич Докучаев (1846–1903). Докучаев впервые сформулировал научное определение почвы, назвав почву самостоятельным естественно-историческим телом, которое является продуктом совокупной деятельности материнской горной породы, климата, растительных и животных организмов, возраста почвы и отчасти рельефа местности. Все факторы почвообразования о которых говорил Докучаев были известны и до него, их последовательно выдвигали разные ученые, но всегда в качестве единственного определяющего условия. Докучаев первый сказал, что возникновение почвы происходит в результате совместного действия всех факторов почвообразования. Он установил взгляд на почву как на самостоятельное особое природное тело, равнозначное понятиям растение, животное, минерал и т.д., которое возникает, развивается, непрерывно изменяется во времени и пространстве, и этим он заложил прочный фундамент новой науки.

Что такое плодородие кратко. Что такое плодородие почв, виды плодородия

Плодородие – это способность почвы удовлетворять потребность конкретных растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы воздухом и теплом. Питание, вода, воздух, тепло – главнейшие слагаемые плодородия почв.

Целесообразно пользоваться следующими понятиями: Естественное (природное) плодородие – это плодородие, которым обладает почва в природном состоянии без вмешательства человека.

Искусственное плодородие – это плодородие, которым обладает почва в результате воздействия на нее целенаправленной человеческой деятельности (распашка, обработка, мелиорации, применение удобрений и т.д.). Примером искусственного плодородия в чистоте могут служить насыпные почво-торфо-лигниногрунты теплиц, дач и пр., в которых человек поддерживает оптимальные условия для развития растений.

Потенциальное плодородие – суммарное плодородие почвы, определяемое ее свойствами – как природными (приобретенными в процессе почвообразования), так и созданными или измененными человеком.

Уровень потенциального плодородия почвы определяют:

содержание гумуса и его качество, влияющие на запасы азота и других питательных и ростактивирующих веществ, поглотительную способность почвы, структурное состояние и агрофизические характеристики;

содержание питательных веществ (азот, фосфор, калий, сера и другие макро- и микроэлементы, их общее количество и степень подвижности, доступности растениям), определяющее питательный режим;

гранулометрический состав, влияющий на общий химический и минералогический состав, поглотительную способность и буферность почвы, структурное состояние, агрофизические характеристики, водно-воздушный и тепловой режимы, интенсивность и соотношение процессов трансформации и минерализации органического вещества почвы, аккумуляции и вымывания;

состав обменно-поглощенных катионов, влияющий на состояние почвенных коллоидов, агрофизические свойства, реакцию почвенного раствора и его физиологическое равновесие;

микробиологическая и ферментативная активность, влияющая на процессы трансформации органических и минеральных соединений, питательный режим; мощность гумусового слоя.

Что такое плодородие почвы от чего оно зависит. Как определить плодородие на участке и от чего оно зависит

Плодородие земли на участке предопределяет успешное выращивание и урожайность культур, посаженных на нем, поэтому очень важно определить уровень ее плодородия перед тем, как высаживать растения.

Знаете ли вы? Изначально наша планета представляла собой голую скалистую местность, а на то, чтобы образовался грунт, потребовались века. Произошло это под воздействием климатических условий — ветров, дождя, перепада температур и многих других факторов.

Физические свойства

Одним из критериев оценки грунта является определение его физических свойств, а именно: структуры, состава, фактурности, а также расположения грунтовых вод. Все это можно определить на глаз, после внимательного осмотра земли на участке. Плодородный грунт должен быть рыхлым, пористым и фактурным.

Такая структура считается идеальной и способствует хорошей аэрации, правильному распределению и задержке влаги, а также постоянному обновлению почвы, при условии правильных посадок, а при необходимости — различных удобрений.Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть фото Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть картинку Что такое плодородие 6 класс биология. Картинка про Что такое плодородие 6 класс биология. Фото Что такое плодородие 6 класс биология

Химические свойства

Химический анализ позволит намного больше узнать о качестве грунта, среди обязательных компонентов, которые должны в нем присутствовать, можно выделить следующие:

Если в ходе исследований выяснилось, что все эти показатели в пределах нормы, то такую почву можно считать плодородной.

Важно! Высокое содержание калия, солей и легкорастворимых химических элементов автоматически лишает почву определения плодородная.

Даже если исследования показали не самые лучшие результаты, и выяснилось, что имеется дефицит полезных компонентов, а вот вредные и токсические вещества находятся в избытке, расстраиваться не стоит, ведь это можно исправить. Каким образом это сделать — мы рассмотрим чуть позже.

Биологические свойства

Наличие микроорганизмов и бактерий в почве вовсе не является отрицательной характеристикой, а, наоборот, необходимо для ее плодородности. Микроорганизмы способны значительно улучшать качество грунта посредством рыхления, удерживания влаги, повышения нагреваемости, насыщения кислородом и проветривания.Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть фото Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть картинку Что такое плодородие 6 класс биология. Картинка про Что такое плодородие 6 класс биология. Фото Что такое плодородие 6 класс биологияГрунт, в котором мало или вовсе отсутствуют микроорганизмы и бактерии, считается бедным.

Знаете ли вы? Именно грунт является самым мощным и эффективным фильтром воды на Земле. Такая очистка является трехступенчатой и заключается в биологической, физической и химической фильтрации.

Оценка плодородия почв. ВВЕДЕНИЕ

Источник

Урок биологии по теме «Почва и ее состав». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Цель: продолжить формирование представлений о почве, её составе и свойствах.

Оборудование: лабораторные стаканы, стеклянные палочки, лупы, препоравальные стекла, образцы почв, спиртовка, держатель, воронки, фильтровальная бумага, компьютер, мультимедийная установка, презентация в PowerPoint, сигнальные карточки,

I Подготовительная часть

1. Организационный момент:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.

— Пусть у каждого из вас будет сегодня хорошее настроение и каждому сопутствует успех

— Сегодня на уроке для работы вам нужны будут учебники, тетради, лабораторное оборудование.

2. Вводная беседа.

— Посмотрите на экран Слайд 1

— Это русский ученый, почвовед, профессор. Назовите его фамилию. (Докучаев Василий Васильевич)

— Какие исследования он проводил? (Он исследовал почву.)

Сегодня мы тоже станем учеными-исследователями, почвоведами.

3. Целевая установка: Слайд 2

Сегодня на уроке мы должны

— проверить знания о почве;

— провести исследования и пополнить свои знания о почве;

— заполнить схему “Почва”.

Для этого нам нужно проявить внимание, наблюдательность, аккуратность в работе.

Свои успехи вы будете отмечать в оценочном листе, который выглядит в виде поля. За каждое выполненное задание на нем будут появляться растения. Чем больше растений появится на вашем листе, тем выше будет ваша оценка за урок.

1. Актуализация опорных знаний

На слайде слово: земля

— О какой земле идёт речь в стихотворении?

— Какие условия нужны, чтобы росли растения, жили животные и могли поселиться на земле люди? (Одно из главных условий, чтобы в этом месте была почва);

— Везде ли есть почва? (Нет почвы на Северном и Южном полюсах, на голых каменистых склонах, на ледяных вершинах высоких гор)

— Сможете ли вы назвать признак того, что в нашей местности есть почва? (У нас растут растения)

— Так чем же почва отличается от горных пород? (Почва – это плодородный слой земли)

Слайд 7 Почва – это верхний плодородный слой земли

Почему же почва обладает плодородием? Слайд 8

— Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.

2. Изучение нового материала

— Сегодня в нашу лабораторию поступили образцы почв. Вы их видите перед собой. Наша задача провести исследования данных образцов и выяснить из чего же состоит почва.

— Так какова тема урока? (Состав почвы)

Слайд 9 Состав почвы (Дети записывают тему урока в тетрадь)

— Зачем же нам нужны знания о составе почвы? Представьте, что у вас есть дачный участок. Чтобы вырастить хороший урожай нужно знать, какая почва на вашем участке, для того, чтобы можно было изменить её состав, а значит, и улучшить её. Но как изменить, если не знать из чего она состоит.

— Работать вы будете в паре. Каждый из вас на несколько минут станет исследователем. Но, чтобы работа в группе была успешной, мы должны вспомнить некоторые правила.

— Какие правила вы должны выполнять для успешной работы? (учащиеся проговаривают правила: Слайд 10

1. Один говорит, другой слушает.

2. Если не понял, переспроси.

3. Свое несогласие высказывай вежливо.

4. Работать должен каждый на общий результат. )

— Результаты своих исследований вы занесете в схему.(на каждой парте лежит схема) Слайд 11

Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть фото Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть картинку Что такое плодородие 6 класс биология. Картинка про Что такое плодородие 6 класс биология. Фото Что такое плодородие 6 класс биология

— Возьмите образец почвы №1 и рассмотрите его. Какого цвета почва?

— Положите немного почвы на лист бумаги и рассмотрите её с помощью лупы.

Дети рассматривают образцы почвы через лупу, пробуют на ощупь, определяют состав почвы и записывают в схему.

— Давайте проверим, что получилось ( дети демонстрируют свои заполненные схемы)

— Молодцы! Но схемы заполнены не до конца.

— Что теперь вы будете делать?

— Какое задание вы должны были выполнить? (заполнить схему, используя образцы почв.)

— Как вы это делали? (рассматривали почву)

— Почему вы не смогли выполнить задание? (с помощью одного рассматривания почвы нельзя выяснить её состав).

— Так что же нам следует сделать? (провести опыты)

— Верно. Для того, чтобы узнать больше о составе почвы, вы проведёте практическую работу, в ходе которой с помощью опытов исследуете состав почвы.

Практическая работа Слайд 12

— Итак, что мы должны сделать?

(Выяснить, из чего состоит почва, и дополнить схему)

(дети читают текст на слайде)

— В стакан с водой опустите небольшой кусочек почвы (проделывают опыт)

— Сделайте вывод, запишите его в тетрадь.

Вывод: в почве есть воздух. (вывод записывают в тетрадь)

— Зачем в почве воздух? (воздух нужен для дыхания корней)

Опыт 2. Выполняет учитель Слайд 14

— Кладём на жестяную крышечку немного почвы и нагреваем ее. Затем с помощью зажима подержим над почвой стекло.

— Что появилось на холодном стекле, помещенном над почвой? (пар)

Вывод: в почве есть вода (вывод записывают в тетрадь).

— Нужна ли в почве вода? (нужна, растения всасывают воду своими корнями)

Опыт 3. Выполняет учитель Слайд 15

— Продолжим нагревание почвы.

— Что появилось над почвой? Что может гореть в почве? (остатки растений, животных).

Вывод: в почве естьперегной (вывод записывают в тетрадь)

— Перегной – вещество, обеспечивающее плодородие почвы.

— Если почву продолжать нагревать, то весь перегной сгорит.

— Сравните прокалённую почву – образец №2 и почву образца №1.

— Чем они отличаются? (отличаются по цвету; по структуре)

(учащиеся читают текст на слайде))

— Прокаленную почву насыпьте в стакан с водой, размешайте её стеклянной палочкой.

— Дадим воде отстояться, а сами в это время проведём физ. минутку

— Вспомните, что мы обнаружили в почве с помощью опытов? (воздух, воду, перегной)— А теперь наблюдайте, что осело на дне стакане? (песок и глина)

Вывод: в почве есть песок и глина (вывод записывают в тетрадь)

Опыт 5. Выполняют учащиеся вместе с учителем.

(учащиеся читают текст на слайде)

— Отстоявшуюся воду отфильтруйте, а затем несколько капель воды поместите на чистое стекло, и дайте ей высохнуть.

(учащиеся проделывают опыт)

— Как называется этот процесс? (испарение)

— Чтобы вода скорее исчезла со стекла, я нагрею его над огнем.

— Что осталось на стекле после испарения воды? (белый налёт)

— Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания? (соли)

Вывод: в почве есть минеральные соли. (вывод записывают в тетрадь)

— Как это происходит в природе? Слайд 20

— Расскажите по схеме, что входит в состав почвы?

III. Первичное закрепление

1. Если положить в стакан с водой небольшой комок почвы, то пойдут пузырьки, значит _______________(в почве естьвоздух.)

2. Если размешать почву в стакане и дать воде успокоиться, то можно наблюдать, что вода стала мутной, а на дне стакана мы видим ________________ (песок и глину).

3. Если положить на сковородку немного почвы и нагреть ее. На холодном стекле, помещенном над почвой, появились __________ (капельки воды).

4. Если продолжить нагревать почву, то можно увидеть дым и почувствовать запах, это горит ________________ (перегной)

5. Насыпать остатки прокаленной почвы в стакан с водой и размешать ее. Профильтровать воду, налить немного на стекло и дать ей высохнуть.

На стекле после испарения воды остались______________ (минеральные соли).

IV. Самостоятельная работа:

Для основного состава учащихся:

— Перед вами кроссворд с ключевым словом. Вы должны заполнить кроссворд. После выполнения работы самопроверка по эталону Слайд 27

Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть фото Что такое плодородие 6 класс биология. Смотреть картинку Что такое плодородие 6 класс биология. Картинка про Что такое плодородие 6 класс биология. Фото Что такое плодородие 6 класс биология

Карточка для индивидуальной работы.

Задание: подчеркни слова обозначающие вещества, входящие в состав почвы.

Перегной, бумага, песок, проволока, глина, вода, целлофановые пакеты, воздух, конфетные обёртки, минеральные соли.

Тест. Верны ли утверждения:

— Растения стали первыми обитателями суши.

— Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее.

— Под воздействием ветра, воды, температур горные породы становятся крепче.

— Почва состоит из перегноя, воды, стекла, песка, глины, бумаги, воздуха, целлофановых пакетов.

— Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

— О чем говорят следующие расчёты учёных?

Слой почвы толщиной 18 см вода сможет смыть в лесу за 500 лет, на лугу за 225 лет, а там, где нет растений всего за 15 лет! (чтобы слой почвы не уменьшался, нужно больше садить деревьев)

— Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.

— И чтобы земля и впредь нас радовала богатыми урожаями, цветущими полями, густыми лесами, давайте и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней.

— А как о ней заботится, мы поговорим на следующем уроке.

V. Заключительная часть

— Что необходимо сделать в конце урока? ( подвести итог нашей работы)

— В чем было затруднение в работе и почему оно возникло? ( мы не смогли заполнить схему состава почвы, потому что не знали способа определения состава почвы)

— Какова была цель? (узнать состав почвы и заполнить схему)

— Вы достигли цели? (да)

— А теперь посмотрим, плодородна ли почва на вашем поле. Посчитайте количество растений, посаженных вами.

Домашнее задание: Приготовить загадки о земле, почве, её составных частях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *