Что такое пмо в образовании определение
Что такое «Персонализированная модель образования» (ПМО)
Школа с индивидуальным вектором развития
Любой процесс в нашей школе выстраивается вокруг личности ребенка — для нас это ценность номер один.
В школе нет принуждения — каждый ученик в своих действиях опирается на собственные цели и желания. Он же несет ответственность за свой выбор. Ребенок учится осознавать свои сильные и слабые стороны, не сравнивая себя с одноклассниками. Обучение строится вокруг личности ребенка. Учитель в образовательном процессе играет роль проводника: он не является источником знаний как таковых, но, в пример ребенку, он увлечен своим делом.
Что такое «Персонализированная модель образования»?
В основе программы лежит персонализированный подход в образовании — способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает субъектом учебной деятельности.
Персонализированный подход базируется на положении, что ребёнок учится и развивается лучше, если он мотивирован, активен и, если учитываются его индивидуальные особенности.
Учащемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других. Указанные параметры определяются по большей степени (в пределе — полностью) самим учащимся (в индивидуализированном обучении — педагогом с учётом индивидуальных особенностей обучающегося).
Персонализация нацелена, прежде всего, на развитие личности, а не только на усвоение определённого объёма знаний. Персонализированный подход предполагает фокус внимания в образовании на развитии у детей навыков XXI века: умения ставить цели и достигать их, работать в команде, понимать себя и других, быть креативными и критически мыслить.
Персонализированная модель образования
Персонализированная модель образования (ПМО) соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начального, основного, среднего общего образования в отношении положенного в основу ФГОС системно-деятельностного подхода (формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активная учебно-познавательная деятельность; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся).
Выступление директора на заседаниях клуба директоров школ, участвующих в апробации ПМО:
https://yadi.sk/d/u7j7bVKVXDkZ0w
Новости:
«Встреча с заместителем председателя департамента образования Паньковик Ю.И. и учителями школы №26 » — 10 декабря 2020
Сегодня урок Дручининой Елены Александровны посетили: заместитель начальника департамента образования и учителя 26 школы.
«Встреча с учителями школы №30» — 3 декабря 2020
Сегодня урок Елены Викторовны посетила команда учителей 30 школы.
«Встреча с учителями школы №33» — 2 декабря 2020
Сегодня урок Ирины Николаевны посетила команда учителей 33 школы. После урока мы обсудили с какими сложностями могут столкнуться коллеги на первых этапах внедрения новой модели. Это очень важный шаг в процессе обмена опытом с учителями школ города Липецка!
«Открытый урок ПМО, как пример демократизации в образовании» — 30 октября 2020
«Интервью в учительской газете» — 11 октября 2020
Интервью директора школы Пшеничного Алексея Васильевича и руководителя методического объединение учителей ПМО Петина Павла Сергеевича доступно по ссылке:
«Встреча с ректором института развития образования и руководителем отдела развития администрации города Липецка» — 25 сентября 2020
Сегодня урок Елены Александровны Дручининой посетили ректор института развития образования и руководитель отдела развития.
«Встреча с педагогическими коллективами школ региона и сотрудников ЛИРО» — 9 сентября 2020
«ВКЛАД В БУДУЩЕЕ» — 5 декабря 2019
26 ноября школу посетил Петр Григорьевич Положевец, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Благотворительный фонд «Вклад в будущее» создан Сбербанком в 2015 году. Фонд оказывает поддержку внедрению в образование новых форм, технологий, и решений, способствующих получению новых знаний и развитию навыков и компетенций, актуальных для быстроменяющегося мира XXIвека: творческие способности, техническая, финансовая грамотность, сотрудничество, эмоциональный интеллект.
Во время пребывания Петр Григорьевич посетил уроки биологии (учитель Севостьянова Ирина Николаевна) и информатики (учитель Петин Павел Сергеевич), пообщался с учащимися 5-х классов.
УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ ПО-НОВОМУ! — 4 декабря 2019
С 1 сентября 2019 года ученики 5А и 5Б классов принимают участие в апробации цифровой платформы персонализированной модели образования. Это значит каждый ученик определяет цели, темп и способ обучения – принимает решения! Радость познания и самоуправления мотивирует учеников переходить на более высокие уровни деятельности: с усвоения и воспроизведения учебного материала – к решению проблем, проектированию, исследованию.
При обучении каждого ученика в классе в собственном темпе главным ориентиром – к чему нужно прийти в конце маршрута – является цель. В персонализированной модели образования цели шкалированы – разделены на базовый (2.0), целевой (3.0) и продвинутый (4.0) уровни.
Обучение происходит с использованием цифровой платформы (очное), в тесном контакте учителя и учеников друг с другом (не дистанционное и не онлайн). Цифровая платформа – интерактивный помощник, инструмент оперативной обратной связи.
29 ноября школу посетила специалист АНО «Платформа новой школы» Гаврилова Светлана Вячеславовна.
Уроки по модели персонализированного образования на основе цифровой платформы показали учитель английского языка Лузина Светлана Николаевна, учитель русского языка Крушинская Елена Игоревна, учитель истории и обществознания Дручинина Елена Александровна, учитель математики Насонова Елена Викторовна.
Гаврилова С.В. отметила высокий уровень профессионализма учителей и активную позицию учащихся во время уроков.
Мультфильм Цифровая платформа персонализированного образования в школе
Персонализированная модель образования — это технология обучения, призванная всесторонне подготовить человека к вызовам современного мира.
Персонализированная модель образования имеет следующие характеристики:
— ученики переходят на следующий уровень в предметной области только после того, как продемонстрировали свое мастерство на предыдущем уровне ;
— время, необходимое для изучения контента (содержание предмета, учебного материала) не является фактором, определяющим компетенцию учеников;
— у учеников есть много возможностей и способов выучить конкретный контент;
— ученики могут продемонстрировать свое мастерство в освоении контента разными способами;
— развитие самостоятельности и самоорганизации ученика находится в центре внимания, наравне со знаниями и навыками, относящимися к учебным предметам;
— у учеников есть выбор в процессе обучения;
— ученики имеют право голоса в процессе обучения.
Программа «Цифровая платформа персонализированного обучения для школы»
(https://vbudushee.ru/education/soderzhanie-obrazovani..)
Цель программы «Платформа новой школы» — формирование в российской общеобразовательной школе парадигмы персонализированного компетентностного образования на базе цифровой платформы, обеспечивающей автоматизацию ключевых процессов планирования и организации учебного процесса.
Персонализированная школа — это школа, варьирующая темп и метод освоения образовательной программы, а также содержание для каждого ученика в зависимости от его целей, способностей, мотивов. При этом обеспечивается освоение базовой, обязательной программы каждым учеником, без пропусков, и есть возможность для любого ученика двигаться вперед по важным для него направлениям. Персонализированное компетентностное образование позволяет раскрыть и развивать навыки и потенциал каждого ребенка, подготовить его к успешной жизни в постоянно меняющихся условиях, научить брать ответственность за свой выбор.
Цифровая платформа – комплексная цифровая среда для коммуникации и взаимодействия основных участников образовательного процесса относительно учебных целей. Платформа не замещает учителя, но меняет его роль, становится инструментом организации учебного процесса: учитель получает возможность для управления персонализированными планами большого числа учеников, дает постоянную обратную связь об их успехах, позволяет учителю развивать собственные компетенции.
Для ученика платформа предоставляет возможность самостоятельного планирования обучения и доступ к необходимому контенту, освоение которого предполагает как индивидуальную так и групповую работу, в том числе реализацию проектов, исследований.
В 2018-2019 учебному году платформа и персонализированный компетентностный подход апробируются в школах Калужской области. Далее Липецкая, Нижегородская, Новгородская области и Татарстан.
ШКАЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ПО УРОВНЯМ
Персонализированная модель образования
Что такое
«Персонализированная модель образования»?
В основе программы лежит персонализированный подход в образовании — способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает субъектом учебной деятельности.
Персонализированный подход базируется на положении, что ребёнок учится и развивается лучше, если он мотивирован, активен и, если учитываются его индивидуальные особенности. Учащемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других. Указанные параметры определяются по большей степени (в пределе — полностью) самим учащимся (в индивидуализированном обучении — педагогом с учётом индивидуальных особенностей обучающегося). При этом персонализация нацелена, прежде всего, на развитие личности, а не только на усвоение определённого объёма знаний. Персонализированный подход предполагает фокус внимания в образовании на развитии у детей навыков XXI века: умения ставить цели и достигать их, работать в команде, понимать себя и других, быть креативными и критически мыслить.
Учебный процесс в школе «Вектор» выстроен с использованием
цифровой платформы персонализированного обучения «СберКласс», созданной по поручению Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No Пр-118 (пункт 1а) ПАО «Сбербанк». Это вариативный и адаптируемый контент, соответствующий требованиям ФГОС, дает ученику свободу в выборе образовательной траектории и темпа ее освоения.
Платформа не заменяет учителя: его роль наставника, тьютора и навигатора в образовательном процессе является ключевой.
Учебные материалы на платформе «СберКласса» и предлагаемые ученикам задания изложены так, что ребенок легко понимает, что нужно сделать, где взять материалы, как это рекомендуется сделать (самостоятельно, в паре, в группе), в каком виде и как представить результат работы и как она будет оценена. Это снижает ощущение зависимости от учителя и учебной беспомощности.
Персонализированная модель обучения, наоборот, предлагает ребенку возможность выбора, систему ориентиров движения внутри предмета, возможность уйти вперед, сэкономить время и ответственно им распорядиться. Это дает учащемуся ощущение того, что он водитель собственного «Феррари», а не пассажир товарного вагона. В этом заключается главный долгосрочный мотивирующий фактор.
Персонифицированная модель обучения (ПМО)
Просмотр содержимого документа
«Персонифицированная модель обучения (ПМО)»
Персонифицированная модель обучения (ПМО).
В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты возникает объективная потребность в новой школе. Главная задача новой школы – это раскрытие способностей каждого ученика. Государственно-политические и социально-экономические преобразования придают новый импульс в системе профессиональной переподготовки. Она должна стать гибкой, открытой, способной к саморазвитию, отвечать потребностям современности. Образовательный процесс должен стать гибким, более открытым, учитывать особенности современных детей, выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Персонифицированная модель обучения является новым механизмом в образовательном процессе.
Персонализированное обучение – это модель образования, ориентированная на учащихся и позволяющая им стремиться к достижению своих целей, исследуя проблемы, самостоятельно находить пути решения и видеть перспективы. Понятие «персонализированное обучение» пришло в науку в начале 1960- х годов, но не раскрыло сущности к определению и выявлению компонентов персональной образовательной среды. Последователи данной концепции признают, что термин развивающийся и не имеет какого-либо общепринятого определения.
Российский опыт персонифицированного обучения базируется на идеях личностно-ориентированного подхода (интересы и запросы обучающихся над заданной извне программой; вариативное содержание образования для различных субъектов; ориентация на выработку собственных взглядов; преобладание творчества над «схематизмом»; диалога над монологом; индивидуальность). Иными словами, это совокупность систем, которые позволяют школьникам управлять своим обучением, модель, при которой информационно-коммуникационная образовательная среда выступает основанием персональной образовательной среды.
Реализация в школе индивидуальных образовательных траекторий учащихся – это возможность решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это позволяет посмотреть на учебный процесс с позиции ученика. В программу курса дополнительно вводится раздел (модуль), содержание которого соответствует личным предпочтениям обучающегося при изучении дисциплины, т.е., программа курса включает в качестве обязательного компонента внутренний модуль, а также отобранные учащимся темы (внешний модуль), что позволяет реализовывать, в том числе, и междисциплинарные модули.
Учебный модуль программы предоставляет ребёнку пространство вариативных заданий, позволяющих выбирать источник повествовательной информации, вид учебной активности, форму работы, итоговый продукт. Главный предмет вариативности заданий — возможность в процессе их выполнения развивать гибкие навыки.
Особое внимание нужно уделить схеме оценивания. В персонализированной модели обучения учащийся заранее видит прозрачные критерии оценивания.
− текущее предметное оценивание (фиксирует процент выполнения заданий в рамках модуля);
− итоговое предметное оценивание (индивидуальная проверка достигнутых предметных результатов по завершении освоения учебного модуля/группы модулей);
− оценивание гибких навыков (по ступеням общего образования);
− межпредметное оценивание (по завершении освоения междисциплинарных модулей в сопряжении с оцениванием гибких навыков).
Необходимо подчеркнуть, что переход на персонализированную модель обучения требует переосмысления традиционных ролей учителя и ученика и пересмотр целей, планирования уроков, системы оценки и обратной связи. В этих условиях как никогда остро стоит вопрос об адекватном использовании цифровых образовательных ресурсов (платформ) для организации образовательной деятельности и оценки образовательных результатов
Что такое пмо в образовании определение
Проблема целей образования актуальна как в психолого-педагогическом, так и в социокультурном плане. При этом взаимодействуют две основные стратегии целеполагания: технологическая (массовая) и гуманитарная (личностная). По ряду причин сама по себе технологизация не может рассматриваться в качестве единственного инструмента модернизации образования. Необходимо сочетание технических решений с психолого-педагогическими инновациями. Статья посвящена теоретико-методологическим основаниям и методическим вопросам определения учебных целей в системе персонализированного образования (в рамках программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Цифровая платформа персонализированного образования в школе»). Поскольку персонализированное образование предполагает предоставление учащемуся возможностей выбора, возникает необходимость в системообразующих элементах (в отличие от традиционной массовой классно-урочной системы), обеспечивающих целостность процесса обучения. Таким элементом могут служить учебные цели (описание которых формулируется «от ученика», в деятельностной форме, с учётом критериев SMART), структурированные (шкалированные) по уровням сложности учебно-познавательных задач. Рассмотрены подходы к шкалированию на основе известных таксономий целей обучения. Изложены основные характеристики уровней 2.0 (базовый), 3.0 (целевой) и 4.0 (продвинутый). Теоретические положения проиллюстрированы примерами. Представлены основные результаты апробации предложенной методики в рамках образовательной сессии «Ценности и методология персонализированного образования для учителей России» (наиболее часто возникающие у педагогов сложности, связанные с разработкой и использованием шкал учебных целей).
Ключевые слова
Персонализированная модель образования, учебные цели, шкалирование, уровни, дескрипторы.
Мир всё больше приобретает черты VUCA (англ. Volatility — изменчивость, Uncertainty — неопределённость, Complexity — сложность, Ambiguity — неоднозначность). В связи с этим необходимо найти ответы на следующие вызовы.
Информационный. Происходит цифровизация всех сфер жизни, наблюдается переход к информационному типу общества.
Динамический. Отставание общественного сознания от ускоряющегося роста глобальных проблем, что требует реализации «опережающего» образования.
Адаптационный. Требования «экономики знаний», приоритет инновационных идей по сравнению с обычными факторами производства (труда и капитала) [7]. При этом образование воспринимается уже как стратегическое условие для выживания цивилизации в целом.
Проблема целеполагания столь же важна, сколь и сложна. Государства и региональные правительства, международные и общественные организации, ассоциации работодателей, эксперты определяют для системы образования и её участников многообразные приоритеты в форме нормативных правовых актов, официальных постановлений, рекомендаций, предложений и т. п. Так, в 2015 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», которая выступает ориентиром для всего мирового сообщества на ближайшие годы. В числе 17 глобальных целей, зафиксированных в резолюции, — «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (№ 4).
При этом современное образование рассматривается и как самоценность, и как инструмент для решения и предупреждения экономических, социальных, экологических проблем [21]. Данное положение обусловливает два основных подхода к целеполаганию [1]. Первый — технологический — направлен на выполнение «социального заказа» и материально-техническое обеспечение жизни общества, ориентирован на социализацию подрастающих поколений, подготовку граждан с некоторым набором ключевых компетенций, специалистов с определённым уровнем знаний и умений. Преимущество заключается в оперативности решения насущных задач, обеспечении устойчивости социальной системы, что достигается за счёт регламентации. Гуманистические же цели (второй подход) ориентированы на развитие личности, её творческих сил, самовыражение в деятельности. Баланс между двумя стратегиями целеполагания определяется культурой [6], призванной реагировать на вызовы времени, — от полного подавления личности в условиях тоталитаризма до выдвижения её на авансцену истории в эпохи ренессанса, «оттепелей» и перестроек.
Цель — один из элементов поведения и сознательной деятельности, который характеризует предвосхищение в мышлении результата и пути его реализации. Цель интегрирует действия в систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия [9]. Ответить на вопрос о цели — значит ответить на вопрос «ради чего?». Что есть процесс образования? Что значит образование для каждого человека и человечества в целом? В любом случае переход цели образования из общесоциальной (идеологической) сферы в собственно практическую, учебно-воспитательную, должен быть предметом педагогического анализа [12]. При этом решение вопроса может лавировать между технократическим и гуманистическим подходами. Первый вариант — алгоритмичный, доступный, рентабельный, массовый, но в то же время единообразный; второй — более индивидуален и вариативен, не сужает, а расширяет возможности развития личности в ходе её жизненного пути [2].
Гуманистическая педагогика исходит из того, что образование призвано не вести человека к единой для всех цели (каким бы прекрасным не являлся образ «светлого будущего»), а создавать предпосылки, условия для достижения человеком выбранных им самим целей [11].
Следует отметить, что в последнее время на образовательные технологии возлагаются большие надежды, но с ними же связаны и серьёзные разочарования. В начале XXI века возникло оптимистическое убеждение, что в образовании вот-вот произойдёт технологическая революция. В начале 2010-х гг. появились многопользовательские онлайн-курсы (MOOC — Massive Open Online Courses), которые добавили оптимизма. Однако революции пока не случилось, происходят лишь отдельные незначительные изменения традиционных образовательных процессов и программ. Предлагаются весьма радикальные инструменты, но не ясно, каким образом учащиеся будут их использовать, потому что многие люди попросту не могут определить свои образовательные цели и средства их достижения. В результате большинство «инноваций» строится по классно-урочному принципу, сохраняет прежнюю систему оценивания и аттестации, воспроизводит прежние взаимоотношения между педагогами и учащимся.
В числе основных причин — отсутствие интегрированных платформ, которые могли бы собрать различные образовательные модули и решения в персональную траекторию; недостаток необходимых нормативно-правовых и управленческих решений; дефицит доверия со стороны работодателей, родителей и общества; низкая доля «самоуправляемых» учащихся, обладающих гибкими навыками группы «учись учиться», а также недопонимание важности грядущих перемен внутри самого педагогического сообщества. В целом технологизацию образования следует рассматривать как важное, но не единственное условие модернизации [8].
На разрешение указанных противоречий направлена программа «Цифровая платформа персонализированного образования в школе» Благотворительного фонда Сбербанка России «Вклад в будущее». Важно понимать, что технические решения должны учитывать социальный контекст их применения в условиях ограниченных возможностей [5, 16]. В связи с этим трудно переоценить значение целеполагания.
Как известно, ясность целей, понимание уровня своих достижений — одни из важнейших факторов эффективности обучения [13, 17, 18]. Субъектная позиция ученика по отношению к целям образования — один из базовых принципов персонализированной модели образования (ПМО). В центре внимания ПМО находится учащийся, который проявляет инициативу по отношению к обучению, выбирает учебные цели и способы их достижения, планирует свою работу и несёт ответственность за результат, работая в зоне своего ближайшего развития. При этом ведущая мотивация — радость познания (а не долг, страх или награда). Содержание образования атомизируется до уровня отдельной учебной задачи и структурируется по «большим идеям» (а не по отдельным темам, понятиям, фактам).
Цифровая платформа выступает как пространство построения и реализации персонализированной траектории обучения (а не вспомогательное средство обучения, электронное учебное пособие). Она содержит необходимые ресурсы (шкалы, учебные материалы, задания, средства диагностики и оценивания и пр.) для реализации учебных целей на любом уровне с учётом индивидуальных запросов ученика и организации совместной деятельности, а также аналитические и управленческие инструменты для мониторинга и оценки качества образования его субъектами (обучающиеся, родители, педагоги, администраторы). Платформа тиражируется для неограниченного круга пользователей [10].
Ориентация на цели (а не темы), выбор учебных целей, уровня их достижения самим учеником — системообразующий фактор ПМО. Учебная цель — те действия, которые сможет выполнить ученик, класс задач, которые он сможет решить.
Описание цели формулируется:
— «от ученика» — на понятном языке («Чему я научусь?», «Зачем мне это нужно?», «Как это будет оцениваться?»);
— в деятельностной форме — способ достижения образовательного результата, а не указание лишь на предмет деятельности (факты, понятия, знания и т. п.) с опорой на принятые таксономии (см. ниже);
— с учётом критериев SMART (англ. Specific — конкретный, Measurable — измеримый, Attainable — достижимый, Relevant — актуальный, Time-bound — ограниченный во времени).