Что такое по вашему честь дворянина офицера
Почему нельзя нарушить «слово офицера»
В дореволюционную эпоху в среде дворянства была в обиходе фраза: «честь имею». А поскольку для дворянина была почётна в первую очередь военная служба, то для русского офицера понятия честь и офицерское слово имели особое значение.
Честь офицера требовала нести полную ответственность за свои слова. Данное офицером слово не подлежало сомнению, было обязательным к выполнению и не могло быть отменено. В русской военной истории можно найти немало примеров, когда данное офицером слово было выполнено, даже ценой жизни.
Офицер и его слово
Так, во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. командующий русской армией генерал Скобелев отдал приказ об удержании редута, на что майор Ф. Горталов дал слово, что не уйдёт с него. Однако, когда стало ясно, что турки всё равно возьмут редут, Скобелев приказал передать Горталову, что освобождает его от данного им слова. Но майор ответил, что слово, данное офицером, не может быть отменено никем, и погиб, обороняя редут, но не покинув его.
В годы Первой мировой войны знаменитый русский лётчик Нестеров заплатил жизнью, выполняя данное им слово о том, что собьёт вражеский самолёт. Он пошёл на таран и погиб, но своё слово сдержал.
Кодекс российского офицера
В российской армии нет нормативных актов, содержащих фразу «слово офицера». Обращаясь к истории, специалисты находят так называемый кодекс Кульчицкого – правила, написанные русским ротмистром в начале XX в., содержащие требования к поведению офицера. Правда, автор не пишет про слово офицера буквально, но кодекс буквально пропитан духом этого понятия. Например, кодекс Кульчицкого требует не обещать, если не можешь выполнить, не сорить словами и т.п.
Однако, как выяснилось, Кульчицкий взял за основу документ под названием «Кодекс российского офицера», написанный неизвестным автором в 1804 г., в котором содержалось 26 пунктов. Кульчицкий добавил к ним ещё 4.
В современной российской армии также нет понятия «слово офицера», прописанного в Уставах и наставлениях. Однако, офицера не по названию, а по призванию, всегда отличают верность данному им слову, потому что это – слово офицера.
Кодекс чести русского офицера. Составлен в 1804 году, актуален навсегда.
Кодекс чести русского офицера. Составлен в 1804 году, актуален навсегда.
1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.
3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.
4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.
5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой.
6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.
7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед. Что часто бывает на улицах и в общественных местах.
10. Если о ком-то не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое.
11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, остается за тобой.
12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.
14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.
15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы одному человеку, перестает быть тайной.
16. Будь всегда начеку и не распускайся.
17. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.
18. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды.
19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не повышай голос.
20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать. Не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не подает повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.
21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.
22. Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты.
23. Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчиненные не боялись тебя, а уважали.
24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие.
25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.
26. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!
Что такое по вашему честь дворянина офицера
ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ВОИНСТВА.
Сила русской армии прежде всего определялась духовными качествами личного состава. К их числу Военная энциклопедия (дореволюционная) относила:
— патриотизм и религиозность;
— мужество и храбрость до забвения опасности;
— воинственность;
— благородство (рыцарство);
— дисциплину (подчиненность, исполнительность, сознание своего долга перед престолом, церковью и Отечеством);
— самоотверженность (самопожертвование);
— веру в свои силы, в начальников и в свою военную среду (корпорацию);
— почин, самодеятельность;
— находчивость и решимость;
— бодрость; выносливость (труда, лишений и страданий) и другие.
——————————
В Своде военных постановлений Российской Империи отмечалась несколько иная система добродетелей:
“Общие качества каждого лица, состоящего на службе по военному ведомству, и общие обязанности, которые должны быть всегда зерцалом всех его поступков, суть:
1. здравый рассудок,
2. добрая воля в отправлении порученного,
3. человеколюбие,
4. верность к службе Императорского Величества,
5. усердие к общему добру,
6. радение о должности,
7. честность, бескорыстие и воздержание от взяток,
8. правый и равный суд всякому состоянию,
9. покровительство невинному и оскорбленному. ”.
——————————
Отдельные военные исследователи обращали внимание на следующие элементы воинского духа:
— способность преодолевать чувство самосохранения,
— сильная воля,
— твердость характера,
— храбрость, энергия, настойчивость,
— уверенность в себе, душевный подъем,
— стремительность, мужество, дисциплина,
— ясность сознания, хладнокровие, душевное равновесие,
терпеливость, воодушевление, бодрость, готовность жертвовать собою для общего дела.
Душа – Богу,
Жизнь – Отечеству,
Честь – никому.
Честь – это главное внутреннее нравственное достоинство Русского офицера, его доблесть, благородство души и чистая совесть. Армия, движимая чувством Офицерской Чести, является непобедимой силой, реальным гарантом государственного бытия и мирного преуспеяния России.
Русский Офицер – есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь является главной драгоценностью для Русского Офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности.
Высокое звание Русского Офицера – не приданное к офицерским погонам. Его заслуживают всей своей жизнью и носят с высоко поднятой головой. Не каждый русский по происхождению, надевший мундир, автоматически становится Русским Офицером.
Русским Офицером может быть и не русский по происхождению, но положивший свою жизнь на благо нашего Отечества – России.
Русский Офицер – воин по Духу. Так было во все века. Пока Вера не станет опорой Офицера, сама Армия не сможет стать опорой общества и Государства. «Не нервничай, не впадай в малодушие, не торопи Бога… если ты воин, то воюй!»
Отечество – высшая ценность Русского Офицера. Главное – Россия, все остальное – преходяще: «Я, Русский Офицер, Честь имею, а живу ради служения Отечеству… Я согласен жить и умереть без имени, всегда памятуя о главном: лишь бы осталось в святости имя Родины».
Любить свое Отечество – Россию, знать ее историю, соблюдать славные традиции и быть благородным гражданином и патриотом, не падать духом ни при каких обстоятельствах, не останавливаться ни перед какими препятствиями. Не допускать измены и предательства, до издыхания быть верным Народу и Отечеству, служить ему верно, до последней капли крови защищать его от внешних и внутренних врагов.
Постоянно искать и добывать себе Честь по примеру и достоинству великих предков, опираться на их традиции и заветы; изучать военную историю и использовать ее уроки для укрепления Русской Армии, преемственного развития Офицерского Корпуса.
Неустанно развивать КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ВОЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ: честность, бескорыстие, правдивость, прямодушие, благонравие, скромность, терпение, постоянство, покровительство слабым, невинным и оскорбленным; воспитывать в себе дисциплинированность, решительный характер, волю к победе, «усердие к общему делу и верность к службе», прозорливость, самообладание, инициативу, мужество, храбрость, смелость, бодрость, выносливость и другие воинские добродетели.
Быть личностью творческой, самостоятельной в действиях и мыслях, благородной в поступках и намерениях.
Знать Законы России и Воинские Уставы, глубоко понимать военное дело, современную ситуацию, приёмы и способы войны против России, быть профессионалом, непрестанно совершенствоваться в предмете своей службы.
Стремиться стать не просто военным специалистом, боевым вождем подчиненных в Армии или в условиях гражданской жизни, но и идейным вдохновителем, властелином Русских сердец, тонким психологом; уметь побеждать не только мечом, но и словом, владеть приемами красноречия; вести борьбу против разлагающих Армию и Государство антигосударственных и пацифистских учений.
Офицер должен всегда держать слово. Уже из уважения к себе он обязан быть хозяином своего слова. Никто не смеет усомниться в его честном слове. Неискренность есть признак нехватки мужества, и поэтому она затрагивает Честь Офицера.
Трудная и благородная профессия Офицера – дело нужное и полезное для Русского народа и России. Она не является выгодной в денежном или карьерном отношениях. Достоинство Офицера заключается в мечтах и стремлении сделать карьеру и стать полководцем.
Отличиться на службе и в делах против неприятеля. Иначе лучше сразу же идти «торговать подтяжками или свекольным мармеладом». Честь Офицера не допускает быть карьеристом, даже умным и знающим, и не ставить карьеру выше интересов России!
Для Русского Офицера все наше прошлое, все настоящее и все буду
Что такое по вашему честь дворянина офицера
Понятие о чести в русском обществе появилось сравнительно поздно, в конце XVIII века. Оно объединяло в сознании дворянина благородное происхождение, развитое самосознание, регулирование поведения нравственными и профессиональными нормами.
Честь требовала от дворянина службы царю и Отечеству или, по крайней мере, отвлеченной возвышенной идее, верности присяге, защиты чести женщины, вежливого и этикетного поведения.
Честь воспринималась как принадлежность именно дворянина. Холопы недаром назывались «подлыми людьми», но так же называли и дворянина, нарушившего неписаные правила дворянской чести.
КРЕМАНКА С МОРОЖЕНЫМ
В дворянской среде честь стояла выше личных отношений, и обида, ссора должна была разрешиться подтверждением, что все участники относятся к одному кругу, а это могло случиться только через дуэль. До благородного поединка допускались лишь люди чести, а человек, который мог драться, но не вышел к барьеру, «не смыл кровью оскорбления», считался обесчещенным.
Право на поединок дворянство отстаивало, несмотря на все законы и запреты власти. Это было утверждением дворянской независимости в отстаивании чести. Дворянство, отдавая государю и государству свою жизнь на войне, отказывало тому же государству в праве контролировать личную жизнь и собственную честь. Право на поединок стало для дворянина свидетельством его внутренней свободы и человеческого достоинства.
Самоуважение, честь для дворянина стали важнее жизни.
«ШРАМ НА РОЖЕ ДЛЯ МУЖЧИН ВСЕГО ДОРОЖЕ»
Острое ощущение необходимости защиты именно чести, «смертельное» желание ее удовлетворения было присуще дворянству очень короткий период — с 1780 по 1850 год. Позже этого уже не понимали. Если дворянин решал защищать свою честь, он настойчиво добивался этого, даже рискуя своей карьерой, свободой, жизнью. Но форма оскорбления должна была соответствовать серьезности ссоры. Оскорбление было только знаком, и вид получаемого удовлетворения должен был соответствовать тяжести нанесенной обиды.
Спустя десятилетия даже Петр Ильич Чайковский, потомственный дворянин, выпускник привилегированного Училища правоведения, не понял описания дуэли Онегин-Ленский, данного Пушкиным. Слушатели оперы всегда жалеют Ленского. Жалел ли его Пушкин? Жалело ли его общество пушкинской поры? Ленский слишком быстро, из-за мелкой обиды, не подумав, не рассудив, не попытавшись примириться с другом, вызвал Онегина на дуэль. Почему?
После каждой дуэли следовало полицейское или судебное разбирательство. В дуэли Онегин-Ленский его нет, Онегин просто уезжает путешествовать, его преследует только совесть. Ленского хоронят «у перекрестка трех дорог» как самоубийцу. Это значит, что все окрестные помещики, которые знали о дуэли, промолчали и покрыли Онегина. Общество признало виновным Ленского.
КРОВЬ ИГРАЕТ? ТАК ПРОЛИВАЙ-КА ЕЕ ЗА ОТЕЧЕСТВО!
Дуэль была невозможна в первой половине XVIII века, поскольку еще существовало местничество и был прав тот, чье дворянство и род были старше и знатнее, чья должность выше. Даже в екатерининское время Григорий Потемкин, как и другие временщики, мог позволить себе удавить офицера из титулованной фамилии, но вызвал его на дуэль только немец, граф Ангальдт, родственник императрицы, начальник Шляхетского корпуса.
Для защиты личной чести благородного человека был необходим еще и «Манифест о вольности дворянства», изданный только в 1763 году. Два поколения дворян осознавали преимущества, данные манифестом. Дворянин мог служить, но мог и быть лично свободен от службы, от подчинения. Главной же, возможно, была отмена телесных наказаний. Дворянина никто не мог принудить терпеть унижение, и дворянство стало разрабатывать способы защитить свою честь и независимость от посягательств вышестоящего лица и власти. Недаром именно пощечина, намек на телесное наказание, знак посягательства на неприкосновенность личности, стала официальным вызовом на дуэль.
Однажды при Павле І, в 1797 году, полковник Бахметев при разводе караула ударил тростью подпрапорщика Кушелева. В гатчинских войсках это было дело обычное, но аристократ с обостренным чувством чести Кушелев был оскорблен. Он послал полковнику вызов. Тот, зная служебную дистанцию, картелем пренебрег. Павел дуэлей не признавал, подпрапорщик был бы жестоко наказан.
Бахметев продолжил службу в провинции, уехал в Казань, забыл о происшедшем и вскоре был произведен в генерал-майоры. В 1803 году, уже при Александре I, он вернулся в столицу и тут же получил вызов от штабс-капитана Кушелева. Бахметев решил не рисковать жизнью и карьерой и, встретившись с Кушелевым, признал, что был неправ; фактически он извинился. Кушелев не был удовлетворен. Он уезжал на Кавказ, готовился рисковать жизнью и считал, что Бахметев шесть лет назад его обесчестил. Он настаивал на дуэли и начал повсюду рассказывать о трусости генерала.
«ЧТОБ ОН УМЕР ХОЛОСТЫМ»
Только в конце XVIII века произошло уравнивание в вопросах чести всех дворян, но великие князья не могли участвовать в дуэлях. И когда великий князь Константин Павлович услышал, что императрица Елизавета Алексеевна увлеклась молодым кавалергардом Охотниковым, он для отстаивания чести фамилии не вызвал офицера на дуэль, а послал сделать оскорбление Охотникову и вызвать его к барьеру своего адъютанта, лучшего стрелка, чтобы быть уверенным в результате. Охотников был убит. Императрица поставила памятник на его могиле.
Под давлением своего прямого начальника, фельдмаршала фон Остен-Сакена, действовавшего по просьбе Орловых-Новосильцевых, отец невесты, генерал-майор Чернов, вынужден был прилюдно отказать жениху. Младший из братьев Черновых, Сергей, написал: «Желательно, чтобы Новосильцев был наш зять, но ежели сего нельзя, то надо сделать, чтоб он умер холостым. » В обществе стали поговаривать о женитьбе под дулом пистолета, а это уже компрометировало честь Новосильцева, и он послал вызов. К личному ожесточению примешивалось и осознание общественного неравноправия соперников, публика к тому же болезненно интересовалась чужими семейными делами. Поединок был назначен на заведомо смертельных условиях: стреляться в трех шагах.
«ПУСТЬ ПАДУ Я, НО ПУСТЬ ПАДЕТ И ОН»
Утром 14 сентября 1825 года в пустынной аллее парка петербургского Лесного училища Чернов и Новосильцев одновременно подошли к барьеру и одновременно выстрелили. Оба были смертельно ранены. Секундантом Константина Чернова был его родственник поэт Рылеев. В похоронах Чернова приняли участие многие будущие декабристы. На месте роковой дуэли гордая мать Владимира Новосильцева, потерявшая единственного сына, построила церковь Святого Владимира и Орлово-Новосильцевскую богадельню.
В исходе дуэли совершенно неважно, чья кровь пролилась. Оскорбление, унижение чести смывается кровью, независимо от того, кровь ли это оскорбленного или оскорбившего.
«УБЬЮ ТЕБЯ ПОД ВЕНЦОМ»
Спустя двенадцать лет Петербург узнал об истории с похожим началом, со столь же трагическим концом, но без дуэли. Опять богатый и знатный пренебрег честью бедного дворянина, его сестры, и опять убиты были оба. Александр Федорович Апрелев, сын генерал-лейтенанта от артиллерии Федора Ивановича Апрелева, состоявшего при великом князе Михаиле Павловиче, погиб при трагических обстоятельствах, и это событие долго служило темой пересудов в обществе.
Вскоре после смерти генерала, 26 апреля 1836 года, на пороге своего дома сын его, Александр Федорович Апрелев, был смертельно ранен мелким чиновником Артиллерийского ведомства Павловым и скончался через три дня. Это произошло в тот момент, когда молодой Апрелев возвращался с новобрачной после венчания. Павлов был схвачен, лишен дворянства, осужден на каторгу, но он ничем не объяснил свой поступок, говоря: «Причину может понять и оценить только Бог, который и рассудит меня с Апрелевым». Скорый суд был вызван прямым указанием императора Николая I. Уже осужденный, Павлов написал императору личное письмо, ставшее широко известным.
Никитенко в своих мемуарах писал: «Удивительные дела! Петербург, насколько известно, не на военном положении, а Павлова велено судить и осудить в двадцать четыре часа военным судом. Его судили и осудили. Палач преломил над его головой шпагу или, лучше сказать, на его голове, потому что он пробил ему голову. Публика страшно восстала против Павлова как «гнусного убийцы», а министр народного просвещения наложил эмбарго на все французские романы и повести, особенно Дюма, считая их виновными в убийстве Апрелева. Между тем вот что открылось.
Хотелось бы поговорить о понятиях, которых нашему обществу так не хватает, в наше абсурдное и непредсказуемое время. А если конкретно, то о чести. Ведь от того, насколько полно данная черта человеческого образа будет существовать у современных деятелей стоящих у руководства страны, настолько реальным будет и наше будущее.
«Честь – это внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть или по–другому неукоснительное соблюдение человеком профессионального долга и нравственных норм делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека».
Честь и достоинство, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования. Развитие личности невозможно без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства. Одним из важнейших признаков и принципов ДЕМОКРАТИИ является уважение к правам, чести и достоинству личности. В то же время развитие человека, строящего свою жизнь на основе высших нравственных ценностей — добра, справедливости, чести, совести, достоинства, возможно лишь в условиях подлинного уважения самой личности, т.е. уважения ее прав, чести, достоинства.
Понятие чести имеет два аспекта: внешний, или, как его иначе называют, объективный, и внутренний, или субъективный. Внешняя сторона понятия чести объективна по содержанию, и представляет собой морально-политическую оценку деятельности и поведения конкретной личности другими людьми, обществом в целом, носит устойчивый характер и касается личности в целом либо отдельных ее сторон. Внешняя оценка чести тесно связана с понятиями «репутация», «доброе имя», «престиж». И если репутация означает общее устойчивое мнение об оценке личности и ее деятельности, преобладающее в определенной общности людей, то престиж является такой же оценкой, но ограниченной пределом более узкого круга людей.
Внутренняя сторона чести связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу.
Честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время правовой характер. Они тесно связаны между собой и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.
Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, вытекают одно из другого.
Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.
Почему такое стало возможным у нас в России? Каковы причины минимизации категорий чести и совести в наше время? Все очень просто:
• Рост карьеризма.Современный мир – это мир денег и карьерных свершений. Зачастую, чтобы выжить в таких условиях, приходится становиться жестче и циничнее. Фраза «идти по головам» уже давно не воспринимается столь критично, как 50 лет назад. Люди теперь не только идут против совести, нарушая обещания и используя ложь и хитрость как средство борьбы, но и не защищают свою честь. Например, под гнетом начальства большинство младших сотрудников готовы прогнуться и надеть маску лицемерия, потому что иначе они потеряют работу, а, следовательно, им не на что будет кормить семью.
Более того, совестливый человек часто остается без работы и средств к существованию лишь из-за того, что не способен на подлый поступок по отношению к другим людям.
• Влияние современного кинематографа и литературы.Люди давно отошли от классического искусства, искренне полюбив альтернативу как жанр. Во многих современных фильмах герой не обязан быть честным, положительные персонажи давно перестали вызывать любовь зрителя, в моде асоциальность, нигилизм и способность выходить из сложных ситуаций при помощи холодного цинизма и логики. Разумеется, многим хочется походить на любимых героев, брать с них пример, быть эффектнее и интереснее. Часто это ведет к утрированию и ненужной зацикленности на выдуманных идеалах эгоизма. Резкие и сложные отрицательные персонажи создают ложные представления о том, как стоит себя вести. Например, очень умный и интересный сериал «Доктор Хаус» показывает нам персонажа абсолютно циничного и способного обойти стороной любые привычные социальные нормы. В некоторых моментах он все же ведет себя благородно, но его популярность велика не из-за таких «просветов». То же можно сказать о новом фильме «Шерлок Холмс», где социопатичный Шерлок имеет признание и уважение не за идеалы чести, которые он может игнорировать, а за логику и холодный рационализм.
• Семейное неблагополучие.Дети из неблагополучных семей и детских домов растут «по законам улицы», где понятия чести и совести искажены. Дело не в том, что они должны вырасти и стать асоциальными людьми, а в их эмоциональной жесткости. Если такой ребенок смог выбиться, стать обеспеченным человеком, это не значит, что он забыл свое прошлое. У половины таких детей чувство справедливости наоборот будет обостренным, они станут полноценными членами общества, заведут семью и будут рьяно защищать свою честь и ячейки общества, но вторая половина застрянет в яме антиморали, где побеждает сильнейший, а не тот, кто прав.
• Отсутствие должного этического воспитания.Понятие о чести и совести должно прививаться с детства, как часть вопроса о том, что хорошо, а что плохо. В случае пробела в этом разделе последствия будут весьма ощутимы с годами. Например, подросток может увидеть в школе, как обижают малышей дети постарше. При должном воспитании честь не позволит ему остаться в стороне. Как человек чести он обязательно заступится за слабого. Более банальный пример: ребенок потерял какую-то важную вещь. Перед ним стоит выбор: соврать родителям о потере, или сказать правду. Он признается, иначе его замучает совесть.
Честь рождает совесть, а совесть служит соблюдению идеалов чести. При обесценивании этих категорий мир ждет засилье несправедливости и лжи, ведущих к разложению общества. Уже несколько последних лет СМИ говорят об обнищании культуры и ценностей. Это происходит не случайно. Отсутствие работы над собой, самоконтроля, поиск простых решений проблем, неверное воспитание – все это неизбежно ведет к тому, что слова «честь» и «совесть» превращаются для большинства в пустой звук.
Люди не понимают, что рано или поздно, придется задуматься над всеми своими неправильными действиями и глубоко пожалеть о них. Современному поколению либералы предоставляют «великолепный шанс» не пойти по пути своих предков и продолжить развитие обнищания общества. Воспитывая честь и совесть, современное общество может выйти на новый уровень развития без преступности, унижений.
Необходимо помнить, что если человек не уважает самого себя, не борется за свою честь, не поступает по совести, значит, он не уважает и других. Без уважения друг к другу людям тяжело сосуществовать вместе в закрытых пространствах. Асоциальные люди в широких масштабах не могут послужить сырьем для огромного мира, требующего великих дел. То, во что свято верили наши предки, поросло мхом и жаждет восстановления в глазах миллионов социальных единиц. Поэтому необходимо с раннего возраста приучать к осознанию высокой ценности чести и совести растущее поколение. Тогда нас будут окружать только достойные люди, альтруисты, поднимающие жизнь на новый уровень.
Честь и совесть присущи исключительно существу разумному. И если кто-то теряет их в погоне за земными благами, значит не достоин называться человеком.