Что такое победа в спорте
победа
Успех (завоевание 1-го места) в соревнованиях (забеге, заплыве, заезде, схватке, бое, игре и т. д.). В спорте несколько разновидностей победы.
— победа в результате дисквалификации противника. Присуждается спортсмену, соперник которого дисквалифицирован.
— победа за явным преимуществом. Досрочная победа боксера в бою в связи с подавляющим технико-тактическим превосходством над соперником. В международных правилах — выигрыш техническим нокаутом.
— победа из-за неявки противника. Победа спортсмена в связи с неявкой на старт его соперника. В борьбе приравнивается к чистой победе.
— победа нокаутом. Досрочная победа боксера и кикбоксера в связи с нанесением сопернику точного и сильного удара или ударов, в результате чего противник не способен продолжать бой.
— победа нокаутом в бейсболе. Досрочная победа, если к концу 7-го иннинга одна из команд имеет преимущество в 10 очков.
— победа по баллам. Победа в борцовской схватке с преимуществом в несколько баллов (в самбо более четырех).
— победа по мнению судей. Присуждение победы в самбо и дзюдо при отсутствии у борцов оценок в баллах. Определяется по большинству голосов судей (из 3 судей).
— победа по очкам. Победа боксера, присуждаемая ему после завершения боя решением боковых арбитров на основе большего количества обусловленных правилами ударов, нанесенных сопернику.
— сложная победа. см. «СОГО-ГАЧИ».
— победа с явным преимуществом. Присуждается в борьбе греко-римской, вольной, самбо, если в схватке один из борцов наберет на 12 баллов больше. Приравнивается к чистой победе. В дзюдо присуждается, если борец дважды выполняет приём на «ваза-ари».
— чистая победа. Выигрыш борцом схватки до истечения положенного времени в результате проведения чистого приема. К чистой победе приравнивается победа с явным преимуществом и «сого-гачи» (сложная победа в дзюдо), а также победа в результате дисквалификации противника или его неявки.
( Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001)
Значения в других словарях
Что такое победа в спорте
Победа на соревнованиях — это публично объективированный, зарегистрированный спортивными судьями успешный результат, показанный спортсменами в непосредственной состязательной борьбе с соперником по правилам соревнований. Победа и спорт — два неразрывно слитых в единое целое понятия, отражающих смысл и целевую направленность спортивной деятельности. Каждый человек генетически запрограммирован на конкурентную борьбу за свое выживание.
Достижение жизненно важного успеха в любом виде социальной деятельности, успешная профессиональная карьера, а тем более победа в спортивном соревновании невозможны без активного преодоления объективных и субъективных трудностей и в том числе противодействия со стороны других людей и организаций, преследующих те же цели. Поэтому воспитание «победителей» является исключительно важной социально-педагогической функцией спорта.
Однако следует учесть, что в любом спортивном соревновании есть не только победители, но проигравшие борьбу. Казалось бы, проигравшие и аутсайдеры должны покинуть спорт, но они не уходят, они вновь и вновь готовятся к соревнованиям и стартуют. Следовательно, в спорте есть победители, призеры, участники спортивных соревнованиях и есть проигравшие, но нет побежденных. Проигрыш или поражение мотивируют настоящих спортсменов на будущую победу.
Сердцевину психологии спорта составляет мотивация достижения успеха, стремление быть первым в состязании с равным. Здесь важно учитывать, что каждый спортсмен соревнуется еще и с самим собой, и с природной стихией, с временем и с пространством, тяжестью или невесомостью и пр., т. е. с внешними препятствиями и внутренними трудностями, которые должен преодолеть. В этом проявляется одухотворяющая и воспитывающая сила спорта. Каждый спортсмен, даже не занявший призового места в соревнованиях, всегда ориентирован не только на победу над соперниками, но и на свой личный результат. Если улучшение личного или командного результата в соревнованиях удовлетворяет спортсменов и тренеров, то это расценивается как успех, пусть не победа, но все же успех, — очередной шаг к победе.
Психология победителя в спорте
Достижение победы требует от спортсмена максимальной мобилизации его физических и психических резервных возможностей как в процессе подготовки, так и непосредственно в соревновании. Победитель испытывает высочайшее внутреннее удовлетворение от достигнутого успеха, нередко он благодарит за успех не только тренера, себя, морально помогавших ему спортивных болельщиков, но и высшие силы Земли и Неба («катарсис»). Это состояние возвышенных чувств характеризуют самоутверждение индивидуального «Я» спортсмена, которое эквивалентно коллективному «Мы», когда одержана и командная победа. Чувство «Мы» переживается спортсменом-победителем как ощущение единения с коллективом, командой, своим спортивным клубом, т. е. с социумом, к которому спортсмен принадлежит и членство в котором противопоставляет в своем сознании соперникам — «Они».
Патриотические чувства как высшая духовная ценность для победителя соревнований международного или планетного масштаба венчают это чувство «Мы» эмоциональным переживанием удовлетворения достигнутым успехом перед лицом своего Отечества. Не менее остро переживается такое единение с высшими духовными ценностями спорта, древний источник которых в олимпийских идеалах спорта, наблюдающими за ходом спортивных состязаний спортивными болельщиками, для которых теперь в эпоху спутникового телевещания вся планета — стадион. Наблюдая за перипетиями спортивного состязания, спортивный болельщик ассоциирует себя с участниками состязаний, с героем-победителем, что придает спортивному зрелищу и результату выступлений спортсменов не только личностный, но и общественно-значимый, гражданский и политический смысл.
Эмоции и чувства победителя могут быть охарактеризованы испытываемой спортсменом гордости за себя, за свою команду, за свою страну. В момент публичного награждения спортсмен-победитель смотрит на себя как бы со стороны и восхищается самим собой. При этом он испытывает глубокое духовное удовлетворение, дающее ему моральную компенсацию за испытанные лишения и трудности, которые ему пришлось преодолеть на пути к заветной победе. Учеными это было понято уже на заре возникновения современного спорта высших достижений. Так, например, в1911 г. один из первых русских спортсменов-любителей вольной борьбы, гиревого спорта и конных скачек, петербургский врач-психиатр В. Ф. Чиж в своей статье «Психология спорта», опубликованной во «Врачебных ведомостях», писал: «Нетрудно, однако, доказать большое значение спорта для нашей психики, доказать, что спорт может доставлять чисто психическое наслаждение, что в спорте психическая деятельность преобладает над физиологической».
Однако всему есть мера. При чрезмерном самовосхищении победителя подстерегает опасность проявления пренебрежительности к своим соперникам и даже к своим товарищам, возникает «звездная болезнь». Самокритичность, трезвая оценка своих возможностей позволяет победителю избежать ловушек славы и мобилизовать себя на участие в последующих состязаниях. Зазнавшийся спортсмен очень скоро теряет свою прежнюю способность к соревновательной борьбе, что является обратной стороной победы в спорте.
В современных условиях коммерциализации спорта и превращения спорта высших достижений в профессиональную деятельность спортивный результат превратился в товар, а цена спортивной победы на международных или коммерческих соревнованиях резко возросла. Особенно важно это учитывать тренерам, работающим в детских спортивных школах. В воспитании, как говорил выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, нет мелочей. Психика юного спортсмена находится под мощным влияем негативных и развращающих его сознание эффектов средств массовой информации, что нужно также учитывать тренеру, ибо если он воспитывает своих учеников лишь для коммерческого спорта, то победа в спорте для большинства из них обернется моральным крахом в жизни после спорта. Олимпийская медаль отнюдь не гарантия счастливой семейной жизни или защиты ушедшего из спорта чемпиона от алкоголизма, несложившейся деловой карьеры или попадания в сети криминальных структур.
Профессионально-коммерческий спорт нередко толкает спортсменов и их тренеров к нарушениям правил соревнований и моральных принципов чистоты спорта, к тайному приему допингов, попыткам подкупа соперника или спортивного судьи и пр. Нередко вместо лозунга «Победа — это все!» на вооружение берется призыв «Все — это победа!». Но победа любой ценой означает приоритет агрессии (внешней и внутренней), отказ от моральных принципов «фейр плей» (честной игры), прямым следствием чего для недальновидного спортсмена может быть не только потеря здоровья и личного престижа, но иногда и утрата самой жизни в результате применения допинга, травмы или криминальной «разборки». В этом кроется антигуманная и антидуховная сущность современного коммерческого спорта высших достижений, которая ведет к принижению и забвению олимпийских ценностей и потере спортом своей нравственно-педагогической, морально-воспитывающей ценности. В современных условиях коммерциализации спорта особенно велика роль квалифицированного педагога-тренера и особенно тех, кто пропагандирует спорт, организует соревнования, руководит детско-юношеским спортом. Их долг учить добиваться победы только в честной борьбе, а итоги выступлений за денежные призы и гонорары победителям и призерам рассматривать только как уроки жизни, дающие новый опыт и знания для развития и самосовершенствования, облегчающие путь к будущим честным победам в спорте.
Достижение победы в спорте происходит наравне с достигнутым спортсменом уровнем физической, технической и психологической подготовленности к соревнованиям и непосредственно зависит от его способности преодолевать негативные последствия соревновательного стресса, возникающего задолго до начала соревнования, но особенно обостряющегося в ходе него. Под влиянием обстановки публичных соревнований, реакций зрителей, неудачно складывающегося поединка глубина стресса может существенно возрастать. Спортсмен может утратить уверенность в возможность победить, становится пассивным, заторможенным и сам без борьбы может уступить победу сопернику. Поэтому тренеры должны учить каждого спортсмена уметь преодолевать стресс и неуверенность в себе. Высшее искусство тренерской деятельности в том и состоит, чтобы вместе со спортсменами решать эту задачу, заблаговременно морально-психологически готовиться к предстоящему соревнованию, настраиваться на победу и создавать в душе каждого спортсмена страстное желание победить, но победить честно, с личным достоинством.
Страстное желание победы всегда подкрепляется уверенностью в своих силах, сильной волей и развитой способностью к самоорганизации и самоуправлению, которые особенно необходимы участникам соревнований в сложных ситуациях борьбы с равным или превосходящим соперником. Победа никогда не приходит к слабым, она сама по себе не бывает случайной, но непредвиденная случайность может помешать достигнуть победы или, наоборот, даровать ее более слабому сопернику.
Победа в спорте всегда лишь следствие превосходства одного спортсмена над другим в каком-то хотя бы одном компоненте подготовленности. При этом психологическая, морально-волевая подготовленность спортсмена к соревнованиям ныне вышла на первое место, это — решающий фактор при относительном равенстве уровней физической и тактико-технической подготовленности спортсменов экстра-класса.
В современном спорте побеждает тот, кто раньше увидит, раньше соперников услышит, прочувствует и хорошо умственно проработает, представит и поймет свои преимущества и возможные слабости соперника, а затем тактически грамотно воспользуется этим знанием в ходе спортивной борьбы. Это характерно не только для футболистов, гимнастов или гонщиков в авторалли, но и для шахматного спорта. Главное условие достижения победы в спорте — это всесторонняя общефизическая и специальная технико-тактическая подготовка спортсмена, в которой основное внимание уделяется воспитанию личностных качеств, характеризующих морально-волевую и психическую готовность к хорошо осмысленному, активно-творческому ведению спортивной борьбы. Гениальностью в спортивной деятельности является способность отдельных спортсменов побеждать своих соперников еще до начала соревнования, т. е. до старта (например, А. Карелин и др.).
Психология проигравшего в соревнованиях
В каждом спортивном состязании выявляется только один сильнейший — это победитель. Многие другие участники вынуждены испытывать горечь поражения. Особенно остро переживаются неудачи на последнем решающем этапе соревнований. Они, как правило, вызывают деструктивное стрессовое состояние (дистресс), преодолеть которое спортсмену без помощи тренера, психолога, врача и товарищей по команде достаточно трудно.
В зависимости от внутренней установки участников переживания и мысли о проигрыше могут иметь резкую эмоциональную окраску и степень выраженности. Одни могут удовлетвориться тем, что среди множества сильнейших они не стали последними; другие участники сочтут достижением то, что они смогли войти в первую десятку или пятерку сильнейших. Наконец, есть и такие, которые удовлетворяются улучшением личного результата вне зависимости от занятого места в числе других участников состязаний.
Переживание поражения, таким образом, может иметь разные оттенки и интенсивность, может по-разному драматизироваться в сознании и осознаваться спортсменом либо как поражение и крушение надежд, проигрыш или неудача, либо как ошибка, случайная неудача, либо как факт участия и приобретения нового спортивного опыта и пр. От того, как спортсмен относится к возможному неблагоприятному для себя исходу соревнований, зависит характер его мотивации на старте, что и выражается в двух ее типа — мотивации достижения успеха или противостоящей ей мотивации избегания неудачи. Какой тип мотивации доминирует в сознании спортсмена? Это зависит от уровня притязаний спортсмена и его состязательного опыта, о чем тренер должен быть хорошо осведомлен.
Бесспорным является то, что проигравший испытывает гамму отрицательных эмоций, выражающих недовольство собой, а в отдельных случаях и своим тренером, коллективом. Это состояние внутреннего конфликта, суть которого заключена в недостижении реально планируемых целей, называется фрустрацией. Степень выраженности фрустрационного состояния усиливается боязнью общественной оценки и особенно если поражение стало следствием допущенной нелепой ошибки, несвойственной спортсменам такого класса. Вот почему слезы проигравших можно видеть гораздо чаще, чем слезы победителей. Постоянные или слишком частые неудачи таят в себе серьезную угрозу потери уверенности в своих возможностях, снижают уровень притязаний, ослабляют мотивацию в борьбе за победу, понижают самооценку и интерес спортсмена к самим занятиям спортом, что, в конечном счете, формируют психологию неудачника, которого будто бы всегда преследует «злой рок». Про таких спортсменов говорят — «он сломался». Поэтому воспитание фрустрационной толерантности — необходимая и важная задача психологической подготовки спортсменов.
Положительное воспитывающее влияние проигрыша в соревнованиях — это реалистическая оценка спортсменом своих «Возможностей. Анализу должно подвергаться все — прежде всего собственная воля, уровень достигнутого мастерства и вся система подготовки. Тренер обязан побуждать своих спортсменов к такому анализу, обсуждать со спортсменами причины неудач — в этом суть воспитательной функции тренера.
Нередко проигравшие ищут причины проигрыша не в себе, а во внешних неблагоприятных обстоятельствах, приписывая неудачу тренеру, погоде, инвентарю, случайным обстоятельствам, а в командных видах таким «козлом отпущения» чаще всего становятся партнеры по игре. Отсюда появляется возможность возникновения конфликта — внутриличностного (спортсмена и его внутреннего «Я») или межличностного (спортсмена с командой или тренером). Следовательно, сознание спортсмена нуждается в постоянном контроле и педагогической коррекции стороны тренера, что помогает добиться более высокой соревновательной эмоциональной устойчивости спортсменов. Помочь этому может анализ и объективная оценка того, что спортсмен обязан делать сам, что оно может сделать с помощью тренера, психолога или товарищей по команде. Анализ результатов соревнований должен показать спортсмену его ошибки проявленные слабости, позитивно настроить на самосовершенствование. Это позволит внести коррективы в тренировку, нацелить на ликвидацию слабых мест в подготовке к соревнованиям.
Ясное понимание ошибок и причин проигрыша всегда способствует мобилизации спортсмена на достижение успеха в предстоящих соревнованиях. Негативное психо-эмоциональное состояние после поражения необходимо возможно быстрее устранить. Иначе оно будет влиять отрицательно на весь ход подготовки. Помочь этому могут всевозможные переключения, релаксация и внушения, компенсаторная деятельность и отдых, развлечения, лекции и наглядная демонстрация роста уровня подготовленности, а также деятельная групповая эмоциональная идентификация, заключающаяся в организации совместного культурного досуга. Непосредственной целью использования этих методов является блокирование фрустрации, восстановление психической энергии и прежнего уровня самоуважения личности. Таким образом, постсоревновательная психическая регуляция и управление психическим состоянием важны и не менее значимы, чем все мероприятия в предсоревновательный и соревновательный период.
Чего стоит победа, или на что идут спортсмены ради медалей.
Вступление.
Часто мы задаемся вопросом: «Чего стоит победа?». Сегодня уже выпущено множество фильмов и книг о том, каким трудным бывает путь спортсмена, какие жертвы он приносит ради пьедестала. Все мы это прекрасно понимаем и знаем, но сегодня нам хотелось бы рассказать вам про закулисные методы борьбы спортсменов со своими соперниками, и эти методы, надо сказать, иногда бывают крайне неоднозначными.
Давайте начнем с небольшого вступления и углубимся в историю спорта, а также в понятийную часть. Дело в том, что сам по себе спорт является концентрированной конкурентной средой, этаким естественным отбором среди физически сильных людей по признаку ловкости, скорости, силы и так далее.
Таким образом, для каждого вещества, метода или поступка можно выделить соотношение риск/польза, и каждый человек в своей жизни, так или иначе, использует такой подход ко всему. К примеру, у вас есть выбор: долго штудировать книги, перечитывать лекции, вникать в материал, чтобы в дальнейшем сдать экзамен, или просто списать у сокурсника. Какой вы сделаете выбор? Многие делают все честно, усердно учат экзамен и с большой вероятностью его сдают, но также многие просто списывают и тоже сдают. При этом списывающие навешивают на себя дамоклов меч в виде опасности быть замеченным, однако, зная какие трудности им предстоят, они идут на это, понимая для себя, что этот риск оправдан, ведь награда за него — сдача экзамена почти без энергетических затрат. Безусловно, последствием списывания является отсутствие знания, но и оно также будет являться элементом риска, но уже отсроченного, а, как известно, у людей не принято принимать во внимание отсроченные последствия.
Именно таким соотношением руководствуются некоторые спортсмены или их тренеры, когда готовятся к крупному старту. Вот представьте: вы знаете, что через 2 года будет Олимпиада, и вы, к примеру, на нее точно попадете (хотя на самом деле не факт, туда еще отобраться нужно суметь). Вы понимаете, что если выиграете, то вас будут ждать слава, деньги, спонсоры и все атрибуты публичной жизни, но вы также осознаете, что ваши конкуренты, во-первых, такие же сильные, а во-вторых, тоже хотят денег, славы и так далее.
Возникает вопрос: что делать? Больше тренироваться? Да вроде и так уже нагрузки нереальные. Искать новые методики? Но и так ведь по самым новым работаем. Может быть улучшить питание? Хотя и так едим по часам. И именно в тот момент, когда спортсмен осознает, что его тело достигло пика своего развития, а выступать на Олимпиаде и получать славу и деньги все еще хочется — в этот момент вступает в дело темная, закулисная сторона спорта.
При этом как бы плохо спортсмен не относился к незаконным способам улучшения своих результатов, когда соотношение риск/польза перевесит в определенную сторону, он начнет делать те вещи, которые во вне спортивном обществе будут казаться вопиющими и нечестными, нарушающими этические, моральные нормы и принципы fair-play.
Это достаточно длинное вступление нужно как раз для того, чтобы вы понимали мотивацию и причины тех поступков спортсменов, которые мы опишем ниже.
Беременность для улучшения результатов.
На первый взгляд удивительно: при чем здесь вообще беременность? Все мы видели беременных женщин, и большинство из нас вряд ли может предположить, что женщина в положении может добиться каких-то улучшений в работоспособности. Но тут не все так просто. Дело в том, что во время беременности (а именно в первые 11-12 недель) уровень хорионического гонадотропина увеличивается тысячекратно, а уровень тестостерона может повышаться в несколько раз. При этом сама беременность в столь короткие сроки не мешает тренировочному процессу и, по сути, является аналогом инъекции тестостерона. Ссылки на исследования: здесь, здесь и здесь.
Поэтому некоторые спортсменки, зная о такой особенности женского организма, примерно за 11-12 недель до главного старта беременеют и уже после самих соревнований делают аборт. Такой подход способен достаточно сильно улучшить результаты в некоторых видах спорта, при этом по этическим причинам WADA не способно наложить санкции против такой манипуляции. Интересно еще и то, что нет достоверных данных о том, сколько беременных спортсменок выступало на крупных соревнованиях, так как их защищает право на личную и семейную тайну.
При этом исследования, которые нам удалось найти касаемо этой темы, говорят как и об улучшении работоспособности во время первых 11-12 недель беременности, так и против. Ссылки на исследования: здесь, здесь.
Употребление динитрофенола.
Чтобы понять, в чем проблема динитрофенола и почему он крайне опасен для спортсмена, достаточно прочитать для чего он применяется. А применяется он в первую очередь как пестицид и гербицид. Во время Второй мировой войны он использовался в качестве боевого отравляющего вещества, также его применяют для изготовления промышленных непищевых красителей. Побочные эффекты, думаем, даже перечислять не стоит, потому как достаточно 1 грамма этого вещества для летального исхода.
Казалось бы, кому в голову придет употреблять динитрофенол? Ответ, конечно, очевидный — спортсменам. Дело в том, что динитрофенол является сильнейшим жиросжигателем и, соответственно, находит свою аудиторию там, где необходимо снижение веса. По сути, жир для спортсмена чаще всего является балластом, ведь за счет веса жира снижается КПД того или иного движения. Поэтому очень часто спортсмены идут на такой риск и применяют опаснейшие препараты для быстрого похудения и получения преимущества. К слову, и любители спортзалов грешат употреблением динитрофенола для быстрого похудения, в их случае риск абсолютно не оправдан.
Физическое устранение.
Экзотические методы для скрытия допинга.
Само употребления допинговых веществ в виде анаболических стероидов, гормона роста, факторов роста и прочего уже не является чем-то необычным. Да, конечно, это идет вразрез с принципами олимпизма, но на данный момент у спортсменов уже стерта грань понимания, где запрещенная фармакология, а где разрешенная, и по каким критериям то или иное вещество в принципе запрещено. Поэтому мы все чаще будем наблюдать пойманных на допинге спортсменов.
Но что больше ужасает, так это то, какими способами спортсмены могут скрывать применение этих веществ. Известны случаи сокрытия допинга с помощью искусственного пениса, введения чужой мочи катетером в свой мочевой пузырь для дальнейшей эвакуации ее в пробирку, использование спрятанного в прямой кишке специального устройства для скрытия чистой мочи, операции для вживления искусственного мочевого пузыря и так далее.
Нужно отметить, что все эти случаи и методы — лишь вершина айсберга, потому как спортсменов поймали на этом. А сколько еще хитрых способов существует никто и не знает.
Вот такими экстремальными методами могут пользоваться спортсмены для достижения результата. Конечно, большинство профессиональных спортсменов не будут применять столь радикальные средства, потому как в конечном итоге есть более эффективные методы по использованию фармакологии, либо ее сокрытия. Например, дизайнерские препараты или банальная взятка, но тем не менее в некоторых случаях, когда у спортсмена и его команды нет нужных средств, они могут приходить к этим экстремальным методам, взвешивая риск и пользу.
В конце мы хотим отметить, что представленные выше примеры являются лишь выявленными частными случаями в спортивной практике. Большинство спортсменов действительно придерживаются истинных принципов морали и спортивной борьбы. Но, так или иначе, в силу особенностей современного спорта риску применения запрещенных веществ и методов подвержен каждый профессиональный спортсмен.
Знаете ли вы, что в нашем инстаграме много уникальной информации по восстановлению, советов по тренингу и профилактике травматизма?