Что такое побочные трезвучия

Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия

На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.

Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.

Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.

Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА.

Трезвучие I ступени называется тоническим,

трезвучие IV ступени — субдоминантовым,

трезвучие V ступени — доминантовым. Так как эти трезвучия мажорные, то они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков).

Благодаря этому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, Т, S, D:

Главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, превносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада: Побочные трезвучия мажора и минора

Трезвучия всех остальных ступеней (кроме главных), а именно: II, III, VI и VII — называются побочными. По сравнению с главными трезвучиями они имеют в ладу второстепенное значение.

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

В гармоническом мажоре: одно минорное на III ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на VI ступени.

В натуральном миноре побочными трезвучиями являются: три мажорные и одно уменьшенное (на II ступени).

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

В гармоническом миноре: одно мажорное на VI ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на III ступени.

Таким образом, общее число трезвучий составляют:

1. В натуральном мажоре или миноре — 3 мажорные, 3 Минорные и одно уменьшенное трезвучия.

2. В гармоническом мажоре или миноре — 2 мажорные, 2 минорные, 2 уменьшенные и одно увеличенное трезвучия.

Увеличенное трезвучие разрешается в тонический аккорд. Два устойчивых звука, находящихся в составе увеличенного трезвучия, как общие с тоническим трезвучием, остаются на месте, а третий, неустойчивый звук разрешается по тяготению: в мажоре VI пониженная ступень ходом на м.2 вниз в V ступень, а в миноре VII ступень — на м.2 вверх в I ступень.

Следовательно, в мажоре увеличенное трезвучие разрешается в тонический квартсекстаккорд, а в миноре — в тонический секстаккорд.

Уменьшенное трезвучие гармонически применяется в музыке только в виде секстаккорда.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Главные и побочные трезвучия лада

Из семи трезвучий, построенных на основных ступенях мажора и минора, три являются главными — тоника, субдоминанта и доминанта, остальные четыре — побочными.

Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными потому, что в натуральных видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в мажоре все они будут мажорными, а в миноре — минорными) и тем самым выявляют специфику лада.

Побочные трезвучия II, III, VI и VII ступеней самостоятельной функции не имеют, а на основании терцового родства входят в одну из неустойчивых функциональных групп (субдоминанты или доминанты) и, соответственно, с той или иной степенью яркости представляют данную функцию:

До мажор группа аккордов субдоминанты группа аккордов доминанты

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Отличительным признаком всех аккордов доминантовой группы является наличие в них звука VII ступени лада — восходящего напряженного вводного тона.

Отличительным признаком всех аккордов субдоминантовой группы является наличие в них звука VI ступени лада, имеющего нисходящее тяготение к квинте тоники.

На основании терцовых связей трезвучия III и VI ступеней мог ли бы также условно образовать группу тонических аккордов:

218 Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

VI I T III

Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.

Таблица трезвучий мажорного лада

Виды трезвучийНа каких ступенях строятся
в натуральном мажорев гармоническом мажорев мелодическом мажоре
б. 5/3I(Т), IV(S), V(D)I(Т), V(D)I(Т), VII Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия
м. 5/3II, III, VIIII, IV (s г )IV(s), V (d)
ум. 5/3VIIII, VIIII, III
ув. 5/3нетVI Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучияVI Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Таблица трезвучий минорного лада

Виды трезвучийНа каких ступенях строятся
в натуральном минорев гармоническом минорев мелодическом миноре
б. 5/3III, VI, VIIV, VI(D г )IV(S м ), V (D г )
м. 5/3I(t), IV(s), V(d)I(t), IV(s)I(t), II м
ум. 5/3IIII, VII Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучияVI Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия, VII Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия
ув. 5/3нетIII гIII м

Разрешение неустойчивых трезвучий

Разрешение неустойчивых трезвучий лада и их обращений в тонику при кварто-квинтовом и терцовом соотношениях этих аккордов производится следующим образом: неустойчивые звуки движутся поступенно в сторону своего тяготения, а устойчивые остаются на месте в том же голосе. Например:

219 Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Ш Т6 Ш6 T6/4 III6/4 Т VI T6/4 V6 Т VI6/4 Т6

При секундовом соотношении трезвучий (II—I и VII—I) все три голоса иногда могут тяготеть в одну сторону (как, например, II—I). Однако движение всех голосов в одном направлении нежелательно, поскольку нередко оно приводит к запрещенному в школьной практике параллелизму квинт. Поэтому надо либо взять данное неустойчивое трезвучие в обращении (в виде секстаккорда или квартсекстаккорда), где вместо параллельных квинт образуются параллельные кварты, либо один из звуков (в данном случае обычно квинту II ступени) вести не по секундовому тяготению вниз, а непосредственно в приму тоники ходом на терцию вверх:

220 Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Возникающий при этом восходящий ход на терцию (от VI к I ступени лада) чаще всего заполняют проходящим поступенным движением (через VII ступень), в результате чего после трезвучия II ступени реально возникает (в роли вспомогательной гармонии) секстаккорд VII ступени, который затем и разрешается в тонику:

221 Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

II (VII 6) T II (VII 6) T6

В целом же разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.

Септаккорды лада

Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.

Таблица септаккордов мажорного лада

Виды септаккордовНа каких ступенях строятся
в натуральном мажорев гармоническом мажорев мелодическом мажоре
б. маж. 7-акк.I. IVIнет
м. маж. 7-акк.VVI, VII^
б. мин. 7-акк.нетIVIV
м. мин. 7 акк.II, III, VIIIIV
м. 7-акк. с ум. 5VIIIIII, III
ум. 7-акк.нетVII гнет
ув. 7-акк.нетVI Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучияVI Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Таблица септаккордов минорного лада

Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:

а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;

б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:

малый мажорный септаккорд — на V ступени,

малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,

уменьшенный септаккорд — на VII ступени;

эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;

в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.

Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях. Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).

Источник

Главные и побочные трезвучия в тональности.

Задание к теме: спеть главные трезвучия с обращениями в D-dur.

I. Главные трезвучия лада.

Любой аккорд можно определить по структуре, т. е. по строению (4вида трезвучий по структуре – Б 5 3 (мажорное), М 5 3 (минорное), Ум 5 3 и Ув 5 3) и по функции (функция зависит от расположения трезвучия в ладу, т. е. от того, на какой ступени оно находится).

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Полная функциональная система – совокупность главных и побочных трезвучий лада (а также и септаккордов) в их закономерных функциональных взаимоотношениях.

Рассмотрите схему трезвучий натурального мажора (C-dur), среди которых три трезвучия являются мажорными по структуре, три – минорными, одно – уменьшенным. Главные трезвучия мажора – трезвучия, звучание которых более всего отражает характер лада (мажор – веселый), т. е. трезвучия мажорные (Б 5 3). Как видно на схеме, они строятся на I, IV и V ст.

Рассмотрите схему трезвучий натурального минора (c-moll), среди которых три трезвучия являются минорными по структуре, три – мажорными, одно – уменьшенным. Главные трезвучия минора – трезвучия, звучание которых более всего отражает характер лада (минор – грустный), т. е. трезвучия минорные (М 5 3). Как видно на схеме, они строятся на I, IV и V ст.

Главные трезвучия лада (на I, IV и V ст.) имеют свои названия и обозначения.

Трезвучие на I ступени – тоническое.

В мажоре тоническое трезвучие является мажорным (Б 5 3) по структуре и обозначается T 5 3.

В миноре тоническое трезвучие является минорным (М 5 3) по структуре и обозначается t 5 3.

Трезвучие на IV ступени – субдоминантовое.

В натуральном мажоре субдоминантовое трезвучие является мажорным (Б 5 3) по структуре и обозначается S 5 3.

В гармоническом мажоре шестая ступень лада понижается (VIb), из-за чего изменяются аккорды субдоминантовой группы, в состав которых она входит. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие становится минорным (М 5 3) по структуре и обозначаетсяг.s 5 3 (маленькая буква s).

В миноре субдоминантовое трезвучие является минорным (М 5 3) по структуре и обозначается s 5 3.

Трезвучие на V ступени – доминантовое.

В мажоре доминантовое трезвучие является мажорным (Б 5 3) по структуре и обозначается D 5 3.

В натуральном миноре доминантовое трезвучие является минорным (М 5 3) по структуре и обозначается d 5 3.

В гармоническом миноре седьмая ступень лада повышается (VII#), из-за чего изменяются аккордыдоминантовой группы, в состав которых она входит. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие становится мажорным (Б 5 3) по структуре и обозначается D 5 3.

! Чаще всего в аккордовых последовательностях в минорном ладу используется гармонический вид минора, т. е. звучит гармоническая доминанта в миноре(D 5 3, D6, D 6 4 с VII#, а такжеVII# включает D7 и его обращения и уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом миноре).

!В заданиях всех билетов доминанта в миноре – гармоническая (с VII#).

Таким образом, главные аккорды лада – это главные трезвучия и их обращения:

в миноре – t 5 3, t6, t 6 4; s 5 3, s6, s 6 4;d 5 3, d6, d 6 4(в гармоническом миноре D 5 3, D6, D 6 4, употребляется чаще всего, натуральная же доминанта d 5 3с обращениями встречается редко).

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучияМестоположение главных трезвучий лада и их обращений (знать наизусть ступени. ):

Главные трезвучия с обращениями в тональности строятся таким образом:нужно вспомнить, на какой ступени строится аккорд, затем из каких интервалов он состоит, например,требуется построитьD 6 4 в Ре мажоре, местоположение данного аккорда – II. Квартсекстаккорды состоят из кварты и терции (кварта внизу, терция вверху). IIступень в Ре мажоре – ми, кварта от ми – ми-ля, терция от ля – ля-до. Получаем аккорд ми-ля-до, поем его, учитывая ключевые знаки Ре мажора (поем: ми-ля-до-диез; в записи знаки тональности должны стоять при ключе, возле нот же ставить знаки не нужно). Если мы строим доминантовые аккорды в миноре, то добавляем случайный знак, повышаем седьмую ступень лада, которая входит в состав доминантовых аккордов (как правило, доминанта в миноре – гармоническая, т. е., включающаяVII#, поэтому буква D в аккордовых цепочках в миноре– большая, см. ля минор гармонический на схеме выше).

*Обратите внимание:так как трезвучие имеет терцовое строение, т. е. ноты в нем располагаются через одну, то основной вид аккорда (трезвучие) и его обращения будут, следовательно, располагаться через одну ступень, потому что секстаккорд строится от среднего звука трезвучия, а квартсекстаккорд – от верхнего звука трезвучия.Поэтому местоположение обращений главных трезвучий запомнить очень легко, например, если S 5 3 строится на IV, S6 будет строиться на VI, а S 6 4 – на I (через одну ступень).

Функциональные взаимоотношения главных функций лада – тоники, субдоминанты и доминанты.

Тоника – устой. Свойство доминанты – сильное притяжение к тонике, поэтому она звучит очень ярко, стремясь к устою. Субдоминанта тяготеет к тонике менее активно.

3 типа аккордовых оборотов, включающих главные функции лада – тонику, субдоминанту и доминанту:

1) Плагальный оборот: (T) – S – T;

2) Автентический оборот: (T) – D – T;

3) Плагальный оборот: (T) – S – D – T.

Определение на слух аккордовых оборотов (плагальный, автентический, полный).

Лад (мажор/минор) легко определить по звучанию тоники (веселая/грустная тоника), которая всегда завершает оборот и часто его начинает. Типы аккордовыхоборотов(включающих главные функции) в тональности определяются на слух по функциональным взаимосвязям между аккордами. Что же касается структуры аккордов, в натуральном мажоре,например, все три главных трезвучия и их обращения являются мажорными (Б 5 3, Б6, Б 6 4), поэтому в данном случае структура не может подсказать нам тип оборота; но, к примеру, в гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие и его обращения становятся минорными по структуре (М 5 3, М6, М 6 4), что может нам подсказать наличие субдоминанты (гармонической) в аккордовом обороте (плагальном или полном) гармонического мажора.

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучияПлагальный оборот звучит мягко, не отличается утвердительным характером.

Автентический оборот звучит ярко, утвердительно, благодаря сильному тяготению доминанты в тонику.

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

Полный оборот включает все три главные функции лада.

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучияФункции Sи D в полном обороте могут звучать только в порядке S– D (в классической музыке), но не наоборот; логика гармонического движения (т. е. логика последования аккордов) заключается в том, что более яркие функционально гармонии (аккорды), которые активнее тяготеют в тоническому центру, следуют за более «слабыми» в функциональном смысле, таким образом, гармоническое напряжение в аккордовой цепи нарастает, после чего аккорд, сильнее всего тяготеющий к тонике в данной цепи гармоний, наконец, разрешается в нее.

Желательно помнить плавные соединения аккордов главных функций, см. схемы выше наданной странице. Помнить, с каким из обращений субдоминантового (или доминантового) трезвучия плавно соединяется тоника в виде трезвучия и как соединяется плавно тоника в виде секстаккорда и квартсекстаккорда с субдоминантой и с доминантой. Запомнить плавные соединения аккордов главных функций лада на самом деле очень просто. Представьте себе ряд сменяющих друг друга видов аккорда: 5 3, 6, 6 4; 5 3, 6, 6 4; 5 3, 6, 6 4… и так далее. Так вот, тоника плавно соединяется с субдоминантой предыдущего вида, т. е. если тоника имеет вид трезвучия, она плавно соединится с субдоминантовым квартсекстаккордом, если тоника имеет вид секстаккорда, она плавно соединится с субдоминантовым трезвучием и т. д. Тоника же с доминантой плавно соединятся, если взять доминанту последующего вида, т. е. если тоника имеет вид трезвучия, она плавно соединится с доминантовым секстаккордом, если тоника имеет вид секстаккорда, она плавно соединится с доминантовым квартсекстаккордом и т. д.

II. Побочные трезвучия лада.

Три трезвучия лада (на I, IV и V ст.) называются главными, остальные четыре трезвучия (на прочих ступенях: II, III, VI, VII) – побочные. Побочные трезвучия относятся по функции либо к субдоминантовой, либо к доминантовой группе.

К субдоминантовой группе относятся побочные трезвучия, в состав которых входят 2 звука субдоминантового трезвучия, находящегося на IV.ЭтоVI 5 3 и II 5 3.

К доминантовой группе относятся побочные трезвучия, в состав которых входят 2 звука доминантового трезвучия, находящегося на V.ЭтоIII 5 3 и VII 5 3.

Как видно на схеме ниже, если расположить все трезвучия лада по терциям, тотри трезвучия, находящиеся ниже от тонического будут относиться к субдоминантовой группе, а три трезвучия, находящиеся вышетонического – к доминантовой группе.

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучия

На схеме видно, что в VI 5 3иII 5 3 входят по 2 звука субдоминантового трезвучия, а в III 5 3VII 5 3 – по 2 звука доминантового трезвучия.

Функциональная яркость аккордов лада определяется степенью контраста их звукового состава по отношению по тонике (звукам тонического трезвучия).

Наиболее контрастны к тонике (и сильны в функциональном смысле) аккорды, которые не содержат с ней общих звуков.В субдоминантовой группе наиболее яркий, сильный аккорд – II 5 3, в доминантовой группе – VII 5 3.

Классической степенью функционального контраста обладают те трезвучия, которые имеют один общий звук с тоникой (тоническим трезвучием), – это IV 5 3 (субдоминантовое трезвучие) и V 5 3 (доминантовое трезвучие), они являются основными представителями функций субдоминанты и доминанты.

Наименее контрастны к тонике (тоническому трезвучию) трезвучия, которые имеют с ней два общих звука, – это VI 5 3 в субдоминантовой группе и III 5 3 в доминантовой группе, поэтому они слабо выражают свои функции (субдоминантовую (VI 5 3) и доминантовую (III 5 3)). К тому же VI 5 3 в натуральном мажоре является тоникой параллельного минора, а III 5 3 в натуральном миноре – тоникой параллельного мажора (то есть они могут восприниматься в данных ладах как параллельные тоники, появление этих трезвучий может вызвать эффект ладовой переменности;вспомните: параллельно-переменный лад – лад основанный на общем наборезвуков параллельных тональностей, в котором тоники мажора и параллельного минора главенствуют попеременно).

Различная степень интенсивности контраста с тоникой, различная функциональная «сила» аккордов определяет и закономерность их последования. Для гармонического движения характерна тенденция к усилению функциональной яркости, поэтому более «слабый» представитель функции тяготеет к переходу в более «сильный». Например, в субдоминантовой группе возможны последовательности:

VI 5 3 → IV 5 3 (собственно субдоминанта),

IV 5 3 (собственно субдоминанта) → II 5 3,

Чаще всего из побочных трезвучий употребляются побочные трезвучия субдоминантовой группы (не употребляются побочные трезвучия, по структуре являющиеся уменьшенными, например, II 5 3 (Ум 5 3) в миноре).

Что такое побочные трезвучия. Смотреть фото Что такое побочные трезвучия. Смотреть картинку Что такое побочные трезвучия. Картинка про Что такое побочные трезвучия. Фото Что такое побочные трезвучияСм. примеры аккордовых последовательностей ниже.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 3241 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *