Что такое побочные трезвучия
Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия
На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.
Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.
К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.
Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:
Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:
Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.
Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:
Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.
Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.
Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».
Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:
Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Подробнее об уроках фортепианоПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ
ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА.
Трезвучие I ступени называется тоническим,
трезвучие IV ступени — субдоминантовым,
трезвучие V ступени — доминантовым. Так как эти трезвучия мажорные, то они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков).
Благодаря этому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, Т, S, D:
Главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:
Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, превносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада: Побочные трезвучия мажора и минора
Трезвучия всех остальных ступеней (кроме главных), а именно: II, III, VI и VII — называются побочными. По сравнению с главными трезвучиями они имеют в ладу второстепенное значение.
В гармоническом мажоре: одно минорное на III ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на VI ступени.
В натуральном миноре побочными трезвучиями являются: три мажорные и одно уменьшенное (на II ступени).
В гармоническом миноре: одно мажорное на VI ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на III ступени.
Таким образом, общее число трезвучий составляют:
1. В натуральном мажоре или миноре — 3 мажорные, 3 Минорные и одно уменьшенное трезвучия.
2. В гармоническом мажоре или миноре — 2 мажорные, 2 минорные, 2 уменьшенные и одно увеличенное трезвучия.
Увеличенное трезвучие разрешается в тонический аккорд. Два устойчивых звука, находящихся в составе увеличенного трезвучия, как общие с тоническим трезвучием, остаются на месте, а третий, неустойчивый звук разрешается по тяготению: в мажоре VI пониженная ступень ходом на м.2 вниз в V ступень, а в миноре VII ступень — на м.2 вверх в I ступень.
Следовательно, в мажоре увеличенное трезвучие разрешается в тонический квартсекстаккорд, а в миноре — в тонический секстаккорд.
Уменьшенное трезвучие гармонически применяется в музыке только в виде секстаккорда.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Главные и побочные трезвучия лада
Из семи трезвучий, построенных на основных ступенях мажора и минора, три являются главными — тоника, субдоминанта и доминанта, остальные четыре — побочными.
Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными потому, что в натуральных видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в мажоре все они будут мажорными, а в миноре — минорными) и тем самым выявляют специфику лада.
Побочные трезвучия II, III, VI и VII ступеней самостоятельной функции не имеют, а на основании терцового родства входят в одну из неустойчивых функциональных групп (субдоминанты или доминанты) и, соответственно, с той или иной степенью яркости представляют данную функцию:
До мажор группа аккордов субдоминанты группа аккордов доминанты
Отличительным признаком всех аккордов доминантовой группы является наличие в них звука VII ступени лада — восходящего напряженного вводного тона.
Отличительным признаком всех аккордов субдоминантовой группы является наличие в них звука VI ступени лада, имеющего нисходящее тяготение к квинте тоники.
На основании терцовых связей трезвучия III и VI ступеней мог ли бы также условно образовать группу тонических аккордов:
218
VI I T III
Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.
Таблица трезвучий мажорного лада
Виды трезвучий | На каких ступенях строятся | ||
в натуральном мажоре | в гармоническом мажоре | в мелодическом мажоре | |
б. 5/3 | I(Т), IV(S), V(D) | I(Т), V(D) | I(Т), VII |
м. 5/3 | II, III, VI | III, IV (s г ) | IV(s), V (d) |
ум. 5/3 | VII | II, VII | II, III |
ув. 5/3 | нет | VI | VI |
Таблица трезвучий минорного лада
Виды трезвучий | На каких ступенях строятся | ||
в натуральном миноре | в гармоническом миноре | в мелодическом миноре | |
б. 5/3 | III, VI, VII | V, VI(D г ) | IV(S м ), V (D г ) |
м. 5/3 | I(t), IV(s), V(d) | I(t), IV(s) | I(t), II м |
ум. 5/3 | II | II, VII | VI |
ув. 5/3 | нет | III г | III м |
Разрешение неустойчивых трезвучий
Разрешение неустойчивых трезвучий лада и их обращений в тонику при кварто-квинтовом и терцовом соотношениях этих аккордов производится следующим образом: неустойчивые звуки движутся поступенно в сторону своего тяготения, а устойчивые остаются на месте в том же голосе. Например:
219
Ш Т6 Ш6 T6/4 III6/4 Т VI T6/4 V6 Т VI6/4 Т6
При секундовом соотношении трезвучий (II—I и VII—I) все три голоса иногда могут тяготеть в одну сторону (как, например, II—I). Однако движение всех голосов в одном направлении нежелательно, поскольку нередко оно приводит к запрещенному в школьной практике параллелизму квинт. Поэтому надо либо взять данное неустойчивое трезвучие в обращении (в виде секстаккорда или квартсекстаккорда), где вместо параллельных квинт образуются параллельные кварты, либо один из звуков (в данном случае обычно квинту II ступени) вести не по секундовому тяготению вниз, а непосредственно в приму тоники ходом на терцию вверх:
220
Возникающий при этом восходящий ход на терцию (от VI к I ступени лада) чаще всего заполняют проходящим поступенным движением (через VII ступень), в результате чего после трезвучия II ступени реально возникает (в роли вспомогательной гармонии) секстаккорд VII ступени, который затем и разрешается в тонику:
221
II (VII 6) T II (VII 6) T6
В целом же разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.
Септаккорды лада
Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.
Таблица септаккордов мажорного лада
Виды септаккордов | На каких ступенях строятся | ||
в натуральном мажоре | в гармоническом мажоре | в мелодическом мажоре | |
б. маж. 7-акк. | I. IV | I | нет |
м. маж. 7-акк. | V | V | I, VII^ |
б. мин. 7-акк. | нет | IV | IV |
м. мин. 7 акк. | II, III, VI | III | V |
м. 7-акк. с ум. 5 | VII | II | II, III |
ум. 7-акк. | нет | VII г | нет |
ув. 7-акк. | нет | VI | VI |
Таблица септаккордов минорного лада
Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:
а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;
б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:
малый мажорный септаккорд — на V ступени,
малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,
уменьшенный септаккорд — на VII ступени;
эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;
в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.
Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях. Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).
Главные и побочные трезвучия в тональности.
Задание к теме: спеть главные трезвучия с обращениями в D-dur.
I. Главные трезвучия лада.
Любой аккорд можно определить по структуре, т. е. по строению (4вида трезвучий по структуре – Б 5 3 (мажорное), М 5 3 (минорное), Ум 5 3 и Ув 5 3) и по функции (функция зависит от расположения трезвучия в ладу, т. е. от того, на какой ступени оно находится).
Полная функциональная система – совокупность главных и побочных трезвучий лада (а также и септаккордов) в их закономерных функциональных взаимоотношениях.
Рассмотрите схему трезвучий натурального мажора (C-dur), среди которых три трезвучия являются мажорными по структуре, три – минорными, одно – уменьшенным. Главные трезвучия мажора – трезвучия, звучание которых более всего отражает характер лада (мажор – веселый), т. е. трезвучия мажорные (Б 5 3). Как видно на схеме, они строятся на I, IV и V ст.
Рассмотрите схему трезвучий натурального минора (c-moll), среди которых три трезвучия являются минорными по структуре, три – мажорными, одно – уменьшенным. Главные трезвучия минора – трезвучия, звучание которых более всего отражает характер лада (минор – грустный), т. е. трезвучия минорные (М 5 3). Как видно на схеме, они строятся на I, IV и V ст.
Главные трезвучия лада (на I, IV и V ст.) имеют свои названия и обозначения.
Трезвучие на I ступени – тоническое.
В мажоре тоническое трезвучие является мажорным (Б 5 3) по структуре и обозначается T 5 3.
В миноре тоническое трезвучие является минорным (М 5 3) по структуре и обозначается t 5 3.
Трезвучие на IV ступени – субдоминантовое.
В натуральном мажоре субдоминантовое трезвучие является мажорным (Б 5 3) по структуре и обозначается S 5 3.
В гармоническом мажоре шестая ступень лада понижается (VIb), из-за чего изменяются аккорды субдоминантовой группы, в состав которых она входит. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие становится минорным (М 5 3) по структуре и обозначаетсяг.s 5 3 (маленькая буква s).
В миноре субдоминантовое трезвучие является минорным (М 5 3) по структуре и обозначается s 5 3.
Трезвучие на V ступени – доминантовое.
В мажоре доминантовое трезвучие является мажорным (Б 5 3) по структуре и обозначается D 5 3.
В натуральном миноре доминантовое трезвучие является минорным (М 5 3) по структуре и обозначается d 5 3.
В гармоническом миноре седьмая ступень лада повышается (VII#), из-за чего изменяются аккордыдоминантовой группы, в состав которых она входит. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие становится мажорным (Б 5 3) по структуре и обозначается D 5 3.
! Чаще всего в аккордовых последовательностях в минорном ладу используется гармонический вид минора, т. е. звучит гармоническая доминанта в миноре(D 5 3, D6, D 6 4 с VII#, а такжеVII# включает D7 и его обращения и уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом миноре).
!В заданиях всех билетов доминанта в миноре – гармоническая (с VII#).
Таким образом, главные аккорды лада – это главные трезвучия и их обращения:
в миноре – t 5 3, t6, t 6 4; s 5 3, s6, s 6 4;d 5 3, d6, d 6 4(в гармоническом миноре D 5 3, D6, D 6 4, употребляется чаще всего, натуральная же доминанта d 5 3с обращениями встречается редко).
Местоположение главных трезвучий лада и их обращений (знать наизусть ступени. ):
Главные трезвучия с обращениями в тональности строятся таким образом:нужно вспомнить, на какой ступени строится аккорд, затем из каких интервалов он состоит, например,требуется построитьD 6 4 в Ре мажоре, местоположение данного аккорда – II. Квартсекстаккорды состоят из кварты и терции (кварта внизу, терция вверху). IIступень в Ре мажоре – ми, кварта от ми – ми-ля, терция от ля – ля-до. Получаем аккорд ми-ля-до, поем его, учитывая ключевые знаки Ре мажора (поем: ми-ля-до-диез; в записи знаки тональности должны стоять при ключе, возле нот же ставить знаки не нужно). Если мы строим доминантовые аккорды в миноре, то добавляем случайный знак, повышаем седьмую ступень лада, которая входит в состав доминантовых аккордов (как правило, доминанта в миноре – гармоническая, т. е., включающаяVII#, поэтому буква D в аккордовых цепочках в миноре– большая, см. ля минор гармонический на схеме выше).
*Обратите внимание:так как трезвучие имеет терцовое строение, т. е. ноты в нем располагаются через одну, то основной вид аккорда (трезвучие) и его обращения будут, следовательно, располагаться через одну ступень, потому что секстаккорд строится от среднего звука трезвучия, а квартсекстаккорд – от верхнего звука трезвучия.Поэтому местоположение обращений главных трезвучий запомнить очень легко, например, если S 5 3 строится на IV, S6 будет строиться на VI, а S 6 4 – на I (через одну ступень).
Функциональные взаимоотношения главных функций лада – тоники, субдоминанты и доминанты.
Тоника – устой. Свойство доминанты – сильное притяжение к тонике, поэтому она звучит очень ярко, стремясь к устою. Субдоминанта тяготеет к тонике менее активно.
3 типа аккордовых оборотов, включающих главные функции лада – тонику, субдоминанту и доминанту:
1) Плагальный оборот: (T) – S – T;
2) Автентический оборот: (T) – D – T;
3) Плагальный оборот: (T) – S – D – T.
Определение на слух аккордовых оборотов (плагальный, автентический, полный).
Лад (мажор/минор) легко определить по звучанию тоники (веселая/грустная тоника), которая всегда завершает оборот и часто его начинает. Типы аккордовыхоборотов(включающих главные функции) в тональности определяются на слух по функциональным взаимосвязям между аккордами. Что же касается структуры аккордов, в натуральном мажоре,например, все три главных трезвучия и их обращения являются мажорными (Б 5 3, Б6, Б 6 4), поэтому в данном случае структура не может подсказать нам тип оборота; но, к примеру, в гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие и его обращения становятся минорными по структуре (М 5 3, М6, М 6 4), что может нам подсказать наличие субдоминанты (гармонической) в аккордовом обороте (плагальном или полном) гармонического мажора.
Плагальный оборот звучит мягко, не отличается утвердительным характером.
Автентический оборот звучит ярко, утвердительно, благодаря сильному тяготению доминанты в тонику.
Полный оборот включает все три главные функции лада.
Функции Sи D в полном обороте могут звучать только в порядке S– D (в классической музыке), но не наоборот; логика гармонического движения (т. е. логика последования аккордов) заключается в том, что более яркие функционально гармонии (аккорды), которые активнее тяготеют в тоническому центру, следуют за более «слабыми» в функциональном смысле, таким образом, гармоническое напряжение в аккордовой цепи нарастает, после чего аккорд, сильнее всего тяготеющий к тонике в данной цепи гармоний, наконец, разрешается в нее.
Желательно помнить плавные соединения аккордов главных функций, см. схемы выше наданной странице. Помнить, с каким из обращений субдоминантового (или доминантового) трезвучия плавно соединяется тоника в виде трезвучия и как соединяется плавно тоника в виде секстаккорда и квартсекстаккорда с субдоминантой и с доминантой. Запомнить плавные соединения аккордов главных функций лада на самом деле очень просто. Представьте себе ряд сменяющих друг друга видов аккорда: 5 3, 6, 6 4; 5 3, 6, 6 4; 5 3, 6, 6 4… и так далее. Так вот, тоника плавно соединяется с субдоминантой предыдущего вида, т. е. если тоника имеет вид трезвучия, она плавно соединится с субдоминантовым квартсекстаккордом, если тоника имеет вид секстаккорда, она плавно соединится с субдоминантовым трезвучием и т. д. Тоника же с доминантой плавно соединятся, если взять доминанту последующего вида, т. е. если тоника имеет вид трезвучия, она плавно соединится с доминантовым секстаккордом, если тоника имеет вид секстаккорда, она плавно соединится с доминантовым квартсекстаккордом и т. д.
II. Побочные трезвучия лада.
Три трезвучия лада (на I, IV и V ст.) называются главными, остальные четыре трезвучия (на прочих ступенях: II, III, VI, VII) – побочные. Побочные трезвучия относятся по функции либо к субдоминантовой, либо к доминантовой группе.
К субдоминантовой группе относятся побочные трезвучия, в состав которых входят 2 звука субдоминантового трезвучия, находящегося на IV.ЭтоVI 5 3 и II 5 3.
К доминантовой группе относятся побочные трезвучия, в состав которых входят 2 звука доминантового трезвучия, находящегося на V.ЭтоIII 5 3 и VII 5 3.
Как видно на схеме ниже, если расположить все трезвучия лада по терциям, тотри трезвучия, находящиеся ниже от тонического будут относиться к субдоминантовой группе, а три трезвучия, находящиеся вышетонического – к доминантовой группе.
На схеме видно, что в VI 5 3иII 5 3 входят по 2 звука субдоминантового трезвучия, а в III 5 3VII 5 3 – по 2 звука доминантового трезвучия.
Функциональная яркость аккордов лада определяется степенью контраста их звукового состава по отношению по тонике (звукам тонического трезвучия).
Наиболее контрастны к тонике (и сильны в функциональном смысле) аккорды, которые не содержат с ней общих звуков.В субдоминантовой группе наиболее яркий, сильный аккорд – II 5 3, в доминантовой группе – VII 5 3.
Классической степенью функционального контраста обладают те трезвучия, которые имеют один общий звук с тоникой (тоническим трезвучием), – это IV 5 3 (субдоминантовое трезвучие) и V 5 3 (доминантовое трезвучие), они являются основными представителями функций субдоминанты и доминанты.
Наименее контрастны к тонике (тоническому трезвучию) трезвучия, которые имеют с ней два общих звука, – это VI 5 3 в субдоминантовой группе и III 5 3 в доминантовой группе, поэтому они слабо выражают свои функции (субдоминантовую (VI 5 3) и доминантовую (III 5 3)). К тому же VI 5 3 в натуральном мажоре является тоникой параллельного минора, а III 5 3 в натуральном миноре – тоникой параллельного мажора (то есть они могут восприниматься в данных ладах как параллельные тоники, появление этих трезвучий может вызвать эффект ладовой переменности;вспомните: параллельно-переменный лад – лад основанный на общем наборезвуков параллельных тональностей, в котором тоники мажора и параллельного минора главенствуют попеременно).
Различная степень интенсивности контраста с тоникой, различная функциональная «сила» аккордов определяет и закономерность их последования. Для гармонического движения характерна тенденция к усилению функциональной яркости, поэтому более «слабый» представитель функции тяготеет к переходу в более «сильный». Например, в субдоминантовой группе возможны последовательности:
VI 5 3 → IV 5 3 (собственно субдоминанта),
IV 5 3 (собственно субдоминанта) → II 5 3,
Чаще всего из побочных трезвучий употребляются побочные трезвучия субдоминантовой группы (не употребляются побочные трезвучия, по структуре являющиеся уменьшенными, например, II 5 3 (Ум 5 3) в миноре).
См. примеры аккордовых последовательностей ниже.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 3241 ; Мы поможем в написании вашей работы!