Что такое побуждающий диалог

Технология проблемного диалога через экологический проект

Что такое побуждающий диалог. Смотреть фото Что такое побуждающий диалог. Смотреть картинку Что такое побуждающий диалог. Картинка про Что такое побуждающий диалог. Фото Что такое побуждающий диалог Наталия Андреевна Полякова
Технология проблемного диалога через экологический проект

Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы:

побуждающий от проблемной ситуации диалог;

подводящий к теме диалог;

сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1) создание проблемной ситуации;

2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формированию учебной проблемы;

4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Рассмотрим эти действия.

1) Создания проблемной ситуации.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами 1 и 2.

Прием 1 педагог одновременно предъявляет детям противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив ребятам вопрос или практическое задание по новому материалу.

В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие — между житейским (т. е. ограниченным и даже ошибочным) представлением детей и научным фактом. Для его создания применяется прием 3.

Прием 3 выполняется в два шага:

шаг 1 педагог обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»;

шаг 2 предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4, 5, 6. Сходство этих приемов состоит в том, что детям предлагается практическое задание на новый материал, а их различие — в сути задания.

Прием 4 ребятам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т. е. такое, с которым они до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 выполняется в два шага:

шаг 1 педагог дает практическое задание, похожее на предыдущие; (Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания).

шаг 2 педагог доказывает, что задание все-таки не выполнено.

2) Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.

Представляет собой отдельные вопросы педагога, стимулирующие детей осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.

После применения приема 1 добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?».

Если же детям предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения?».

После приема 2, провоцирующего разброс мнений,уместно спросить: «Сколько же разных мнений?».

В случае приема 3 научный факт и житейские представления детей «разводятся»в их сознании репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

При использовании приема 4 осознание абсолютной невозможности выполнения задания стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».

После приема 5 (задание, не сходное с предыдущими) дети схватывают суть возникшего затруднения,если им помогают словами: «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?».

Из проблемной ситуации, созданной приемом 6, где дети используют старое знание,можно вывести так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

3) Побуждение к формулированию учебной проблемы.

Поскольку проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалогапредставляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема?» или «Какой возникает вопрос?».

4) Принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала – поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ребенка услышана и принята к сведению. Затем следует побудить детей к переформулированию проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

Пример: тема “Экосистема”

Анализ Учитель Ученик

– У кого дома есть домашние животные? Чем вы их кормите? Как еще ухаживаете за ними? – Покупаем корм для кошек и собак, наливаем молока в миску.

– А как ухаживаете за комнатными растениями? – Поливаем цветы, рыхлим землю.

– Что будет, если перестать выполнять эти действия? – Погибнут, завянут.

Вопрос-задание на новый материал – А ухаживаем ли мы за растениями и животными, живущими в природе, не домашними? – Не ухаживаем, не всегда, иногда.

– Что же с ними случится? – Они погибнут

Побуждение к осознанию – Отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали? – Нет. (Проблемная ситуация)

Побуждение к проблеме – То есть, растения и животные в природе должны погибнут, потому что мы не ухаживаем за ними, но они не погибают. – Два. (осознание противоречия)

– Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? – Почему же они не погибают? Может кто-то ухаживает за ними?

Фиксирует вопрос на доске – Кто ухаживает за растениями и животными в природе? (Вопрос)

Выявить житейское представление “на ошибку”, предъявить научные факты (эксперимент, наглядность).

Подводящий к теме диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т. к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят детей к формулированию проблемы. В структуру подводящего диалогамогут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако, если это происходит, необходима принимающая реакция педагога («Так. Кто думает иначе?»).

пример: «Куда выбросить мусор?»

Я:- Представляете, какой кошмар я сегодня встретила! Оказывается, за городом огромное скопление пластика, бутылок и всего такого. Как вы думаете, что это?

Р. :- Наверное это свалка?

Я:- Да! Это огромное образование, по территории его можно сравнить с небольшим городом. Как оно могло образоваться?

Р. : Наверное люди мусорят.

Р. : Животным и птицам. Они могут проглотить пластик.

Я:- Что нужно сделать, что бы свалка не увеличивалась?

Р. :- Нужно выбрасывать мусор в специально отведенные для этого места.

Р. :- Да! И тогда не будет таких жутких мест!

Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.

Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.

Различие методов – в характере учебной деятельности дошкольников и, следовательно, в развивающем эффекте.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности.

Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся.

Физкультурный праздник как повод для диалога родителей с детьми и ДОУ Ни для кого не секрет, что семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация.

Что такое побуждающий диалог. Смотреть фото Что такое побуждающий диалог. Смотреть картинку Что такое побуждающий диалог. Картинка про Что такое побуждающий диалог. Фото Что такое побуждающий диалогКонспект по декоративно-прикладному творчеству с использованием технологии проблемного диалога «Цветок для мамы» «Цветок для мамы»Цель: Научить детей создавать цветы из шерстяных ниток Задачи: Обучающие: познакомить детей с техникой выполнения изделий.

Мастер-класс «Технология проблемного обучения» Мастер-класс «Технология проблемного обучения» Цель: обучение участников мастер-класса проектированию познавательной задачи, проблемной.

Педсовет «Формирование связной речи у дошкольников». Занятия в режиме диалога Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей, актуализация проблемы проведения занятий в режиме.

Роль диалога в билингвальном образовании до школы (из опыта работы) Министр образования РС (Я) Ф. В. Габышева вовремя беседы с корреспондентом журнала «Обруч» в рубрике «Единое пространство детства», на вопрос,.

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников через технологию проблемного обучения» Формирование математических представлений дошкольника через технологию проблемного обучения. Воспитатель: Колганова.

Экологический проект «Экодетство» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Страна Чудес» ПРОЕКТ «ЭКОДЕТСТВО»: «Мы очень любим живую.

Экологический проект «Пауки» Тип проекта • информационно-творческий, познавательно –исследовательский. Срок реализации проекта: • долгосрочный 3 месяца (с 1.09.16г.

Источник

Проблемное обучение как способ активизации познавательной деятельности обучающихся

В течение последнего десятилетия в России происходило коренное изменение жизни общества и функционирования государства. В настоящее время образование ориентировано не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Главным результатом образования является развитие функционально грамотной личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Важным является формирование у учащихся компетентности в решении проблем, то есть способность ставить и решать определенные типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные задачам методы и формы презентации результатов, оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на саморазвитие.

Для достижения новых результатов образования необходимы новые подходы к организации процесса обучения, новая система взаимодействия между учителем и учеником (переход от позиции «я учу тебя» к позиции «мы с тобой учимся вместе). Это означает, что каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педаго­гический опыт и ответить для себя на вопрос «Как обучать в новых условиях?».

Актуальность методической темы «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся» заключается в выборе современных методов и технологий обучения младших школьников.

Отсюда целью своей работы считаю: создать педагогические условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся посредством применения методов и приемов проблемного обучения.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

Данная работа и практический материал может быть использован учителями начальных классов, а также при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Глава I. Организация учебного процесса на основе технологии проблемно-диалогического обучения

1.1. Сущность проблемного обучения в начальной школе

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение по сравнению с традиционным дает тройной эффект усвоения знаний. Во-первых, нельзя не понимать то, что открыл сам. Во-вторых, деятельность создает мощное развитие памяти, внимания, речи, творческих способностей. В-третьих, деятельность воспитывает активную личность, учит высказывать своё мнение, доказывать свои догадки. Данное обучение можно отнести к здоровьесберегающим, т.к. дети работают на интересе, а значит, не нужно себя заставлять, значит, нервные нагрузки снижаются.

Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением», которые представлены в виде таблицы.

Приёмы создания проблемной ситуации по Е.А.Мельниковой

Таблица 1

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой»;
б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
б) доказать, что задание учениками не выполнено

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.

Предлагаются следующие варианты.

Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?

Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Следовательно, учитель выводит учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Таблица 2

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1 о фактах: Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях: что вас удивило? Сколько существует точек зрения?
Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?
Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается. Чем это задание не похоже на предыдущие?
Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?

Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?

Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.

Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Сравнительная характеристика диалогов

Таблица 3

Побуждающий

Подводящий

отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика

система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли

— мысль ученика делает скачок к неизвестному
— переживание учеником чувства риска
— возможны неожиданные ответы учеников
— прекращается с появлением нужной мысли ученика

— пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
— переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
— почти не возможны неожиданные ответы учеников
— не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

развитие творческих способностей

развитие логического мышления

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

1.2. Технология проблемно-диалогического обучения. Создание проблемной ситуации на уроке

Технология проблемно-диалогического обучения

Методы постановки учебной проблемы Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое созда­ется приемами 1 и 2. Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

1.2.1. Постановка проблемных задач (вопросов)

Проблемные вопросы по природоведению:

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения.

Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т.д.

— Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т.д.

— Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

— На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?

— Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?

— Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?

— Что случится, если растения исчезнут?

— Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?

— Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

— Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?

— Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т.д.

Проблемные вопросы по русскому языку:

1) Являются ли родственными (однокоренными) слова:

— Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?

— Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?

— Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?

— Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

2) Что объединяет записанные слова? Какое из них «лишнее»?

— Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)

— Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)

Постановка проблемных задач по математике:

Это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.

Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:

— Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).

1.2.2.Задачи с заведомо допущенными ошибками

Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Иногда предлагаю «найти ошибки» в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.

Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти «верное» решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.

1.2.3. Задачи с противоречивыми данными

— На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)

1.2.4. Нестандартные тексты задач

— Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из «Задачника» Г.Остера.

1.2.5. Творческие задачи

— Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

1.3. Структура проблемного урока

Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах. Таким образом, из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности: проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Таблица 4

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

З
Н
А
Н
И
Е

Постановка учебной проблемы

— формирование вопроса или темы урока

— открытие субъективно нового знания

— выражение нового знания в доступной форме

— представление продукта учителю и классу

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Цель урока