Что такое подготовительные работы парикмахера
1.6. Правила обслуживания посетителей. Этапы работы парикмахера
Подготовительными и заключительными работами по обслуживанию посетителей в парикмахерских называются такие работы, которые выполняются до и после основного технологического процесса.
Подготовительные работы включают в себя подготовку рабочего места, инструментов, аппаратуры, белья, принадлежностей и материалов, необходимых для выполнения предстоящей операции; мытье рук; дезинфекцию инструментов и др.
Парикмахер должен быть на рабочем месте за 15 мин до начала работы, чтобы подготовиться к приему клиентов: разложить инструменты и приспособления, проверить исправность аппаратуры, получить чистое белье и материалы и разместить их на туалетном столе или тележке. При первом контакте с клиентом необходимо предложить ему сесть в кресло. Для этого кресло вначале следует развернуть так, чтобы клиенту было удобно садиться, затем — так, чтобы клиент оказался лицом к зеркалу. Беседуя с клиентом, мастер выясняет, какие услуги он хочет получить. Предлагая клиенту дополнительные услуги, мастер должен заранее оговорить их стоимость. Приступая к работе, мастер моет руки и дезинфицирует инструменты так, чтобы это видел клиент.
Чтобы провести диагностику волос и проверить, нет ли у клиента заболеваний кожи и волос, мастер тщательно расчесывает его волосы, определяя тип и качество волос, их состояние, направление роста. При обнаружении какого-либо заразного заболевания кожи или волос мастер в корректной форме отказывает клиенту в обслуживании.
В случае удовлетворительного результата осмотра мастер укрывает клиента бельем в соответствии с видом работы. Чаще всего подготовительные работы заканчиваются выполнением гигиенического мытья волос, но в зависимости от основной работы могут включать в себя также проведение теста на чувствительность кожи к химическим препаратам; разведение красителей; приготовление лечебных препаратов и т.д.
К заключительным работам при обслуживании клиента относятся вычесывание мелких остриженных волос; снятие парикмахерского белья с клиента; смахивание волос с его лица и шеи; оформление карточки клиента; наведение порядка на туалетном столе после обслуживания каждого посетителя и т.д.
Заключительные работы производятся после основной процедуры. Они начинаются с диалога мастера и клиента: мастер выясняет, всем ли тот доволен. Если у клиента есть замечания, мастер должен исправить недостатки. При согласии клиента на дополнительные виды работ (сушка волос, укладка, фиксация лаком и т.д.) мастер выполняет их, после чего снимает с клиента парикмахерское белье и получает плату за выполненные работы.
Что такое подготовительные работы парикмахера
§ 1. Подготовительные работы по обслуживанию посетителей
Любой производственный процесс обработки волос в парикмахерской начинается с подготовительных работ и приема посетителей.
Подготовительными работами считаются такие работы, которые производят до начала основного производственного процесса. Так, например, подготовительные работы включают в себя: подготовку рабочего места, инструмента, аппаратуры, белья, принадлежностей и материалов, необходимых для выполнения предстоящей конкретной операции, мытье рук и др. В данном параграфе будут рассмотрены работы, не связанные непосредственно с выполнением операций по обработке волос.
Подготовка рабочего места. Для подготовки к работе требуется определенное время, необходимое для того, чтобы подготовить рабочее место к приему посетителей: разложить инструменты и приспособления, проверить исправность необходимой для работы аппаратуры, получить чистое белье, парфюмерию и другие материалы, проверить опасные бритвы и, если необходимо, направить их, заменить лезвие в филировочной бритве и т. д.
Большое значение для правильной организации работы имеет рациональное размещение инструмента, приспособлений и материалов на туалете. Каждому предмету должно быть отведено определенное место. От этого во многом зависит и скорость и четкость работы мастера.
Выбор этого места следует производить с учетом частоты использования в работе инструмента или приспособления: чем чаще он применяется, тем ближе к мастеру должен быть расположен.
Инструменты и приспособления мужского парикмахера почти всегда удобно размещаются на туалете ввиду того, что их количество относительно небольшое и они занимают мало места. Большой же ассортимент, а также само количество инструментов и приспособлений женского парикмахера часто не дает возможности удобно расположить все предметы на туалете. Возникает необходимость использования для этих целей передвижных столиков с подвесными съемными кассетами, которые очень удобны в качестве подсобного приспособления для размещения инструмента и материалов. Так, в кассеты можно складывать бигуди, коклюшки, красители и т. д.; в верхних кассетах рекомендуется держать бигуди, учитывая, что ими пользуются в работе постоянно. В нижних же кассетах следует поместить остальные, реже применяемые, приспособления.
Инструменты для стрижки и бритья волос (бритвы, ножницы, машинки, расчески и др.) желательно держать в верхнем ящике правой тумбочки туалета. Полки лучше использовать только для хранения чистого белья.
Принадлежности обычно располагаются на туалете в следующем порядке (справа налево): спиртовка, ватница с ватой, банка с дезинфицирующим раствором, флакон с перекисью водорода, флаконы с туалетной водой, пудра, жидкое мыло и т. д. Особо несколько слов необходимо сказать о чистоте рук парикмахера. Мыть руки с мылом парикмахер обязан перед началом обслуживания каждого клиента и только в его присутствии.
Использование парикмахерского белья. Для предохранения одежды клиентов от попадания на нее применяемых при работе составов, а также остриженных волос в парикмахерских используют специальное парикмахерское белье. Это пеньюары, полотенца, салфетки и пелерины.
Пеньюары всегда используют в сочетании с салфетками. Это способствует лучшему предохранению одежды клиентов. Кроме того, учитывая, что пеньюар можно использовать вторично, применение салфетки дает возможность создать лучшие гигиенические условия.
Прежде чем покрыть плечи клиента пеньюаром, на них кладут салфетку таким образом, чтобы она прикрыла шею. Затем, взяв развернутый пеньюар за концы и встав справа от кресла, покрывают грудь и руки клиента. Перейдя за спину клиента, концами пеньюара оборачивают шею так, чтобы салфетка выступала из-под пеньюара, и закрепляют пеньюар в этом положении, заткнув концы его один за другой. Еще одну салфетку в развернутом виде укладывают на плечи клиента поверх пеньюара. В заключение шею припудривают и вокруг нее прокладывают небольшой жгут из ваты.
При бритье лица используют только салфетки: одну кладут на подголовник кресла, а второй укрывают грудь клиента, закрепив один конец салфетки с правой стороны его шеи, а второй конец перевертывают наподобие конвертика и закладывают с левой стороны шеи.
Полотенце используется при операциях, связанных с мытьем головы. Во всех случаях его применения плечи и шею клиента укрывают так, чтобы вода или другие составы не попали на одежду.
Правила приема посетителей. Обслуживают посетителей в парикмахерских в порядке очереди, а также по предварительной записи. В этом случае парикмахер обязан соблюдать назначенное время приема; допускается отклонение не более чем на 10 мин.
Все конфликты, возникающие между парикмахером и посетителем, должны рассматриваться администрацией данной парикмахерской.
В случае письменной жалобы на одного из парикмахеров администрация обязана вынести ее на рассмотрение бригадного или цехового собрания. О принятом решении необходимо сообщить автору жалобы, а в случае установления виновности парикмахера на последнего накладывается административное взыскание, а также принимаются меры, предотвращающие подобные нарушения в будущем.
Прежде чем пригласить клиента занять кресло, парикмахер обязан навести порядок на туалете. За чистоту рабочего места отвечает сам мастер.
После приглашения клиента парикмахер должен встать у своего кресла. Приняв заказ клиента, парикмахер обязан вымыть руки и продизенфицировать при нем используемый инструмент (рис. 26).
Рис. 26. Дезинфекция инструментов
После начала работы парикмахер не имеет права отвлекаться какими-либо посторонними делами и разговаривать с другими посетителями или обслуживающим персоналом. Все внимание его должно быть обращено только на выполнение работы по обслуживанию клиента.
Вопросы для проверки
1. Подготовительные работы.
2. Подготовка рабочего места к обслуживанию посетителей.
3. Назначение парикмахерского белья и правила его использования.
4. Правила приема посетителей парикмахерских.
Что такое подготовительные работы парикмахера
Перед началом работы мастер-парикмахер должен подготовить рабочее место к приему клиентов:
– разложить инструменты и приспособления;
– проверить исправность необходимой для работы аппаратуры;
– получить чистое белье, парфюмерию и другие материалы;
– проверить остроту опасных бритв и, если необходимо, направить их, заменить лезвие в безопасной бритве.
Рациональное размещение инструментов и приспособлений на туалете имеет большое значение для правильной организации работы парикмахера.
Инструменты и принадлежности должны быть разложены на правой стороне в строго определенном порядке, при этом каждому предмету нужно отвести постоянное место. Выбор постоянного места на туалете для того или иного инструмента или приспособления следует производить с учетом частоты пользования им в работе: чем чаще он применяется, тем ближе к мастеру должен быть расположен.
Принадлежности должны быть размещены на туалете в следующем порядке (справа налево): спиртовка, ватница с ватой, банка с дезинфицирующим раствором, флакон с перекисью водорода, пудреница, жидкое мыло и т. д.
Такие инструменты, как бритва, ножницы, ручные или электрические машинки, расчески и другие приборы, должны размещаться в верхнем ящике правой тумбочки туалета. Полки тумбочек предназначены только для хранения чистого белья, поэтому размещать в них какие-либо инструменты и приспособления не рекомендуется.
Инструменты и приспособления мужского парикмахера очень удобно размещать на туалете, так как их количество
относительно невелико и они занимают мало места. Женский парикмахер при работе использует большой ассортимент материалов и приспособлений. Все разместить на туалете, разумеется, невозможно. Поэтому в качестве подсобного приспособления для размещения инструментов и материалов применяют передвижные столики со съемными кассетами. В кассетах передвижных столиков размещают бигуди, коклюшки, красители и т. д. В верхние кассеты следует сложить бигуди, учитывая, что они используются в работе постоянно, в нижние – остальные, реже применяемые приспособления.
Прежде чем пригласить посетителя занять кресло, парикмахер обязан навести порядок на туалете. За чистоту рабочего места отвечает сам мастер. Затем, если в парикмахерской имеется электрическая сигнализация вызова клиентов, воспользоваться ею. Если такая сигнализация отсутствует, пригласить клиента занять кресло.
После приглашения клиента парикмахер должен стать у своего кресла. При приближении клиента к креслу последнее необходимо развернуть так, чтобы клиенту было удобно сесть в него. После того как клиент сядет в кресло, его следует развернуть лицом к зеркалу. Затем необходимо выяснить желание клиента. Услышав ответ, парикмахер обязан вымыть руки и продезинфицировать инструмент на глазах у клиента. Затем укрыть клиента необходимым бельем и приступить к работе.
Начав работу, парикмахер не имеет права отвлекаться какими-либо посторонними делами или разговаривать с другими посетителями или с обслуживающим персоналом. Все внимание должно быть обращено только на выполнение работы по обслуживанию клиента.
Все конфликты, возникающие между парикмахером и клиентом, должны рассматриваться администрацией данной парикмахерской.
Одной из важнейших задач администрации и обслуживающего персонала парикмахерских является привлечение постоянных клиентов. Эта работа должна вестись в следующих направлениях:
1. Содержание всех помещений парикмахерской в образцовой чистоте и порядке.
2. Соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
3. Культура поведения обслуживающего персонала.
4. Качественное выполнение всех видов обслуживания посетителей.
Заключительные работы по обслуживанию посетителей в парикмахерских рассматриваются как завершающие этапы основного технологического процесса.
После выполнения операции стрижки парикмахер обязан вычесать мелкой расческой остриженные волосы. Для этого необходимо взять расческу с чистыми зубьями и заложить в нее кусочек ваты, равномерно распределив ее по всей плоскости расчески. Затем, смочив заложенную в расческу вату водой, расчесать желательно весь волосяной покров головы. При этом состриженные волосы, задерживаясь в вате, будут вычесываться. Затем кусочком ваты или специальной кисточкой необходимо очистить от волос лицо и шею клиента.
Прежде чем снять пеньюар, нужно вытащить заложенный вокруг шеи жгут из ваты и взять салфетку. Снимая пеньюар, необходимо соблюдать меры предосторожности, чтобы находящиеся на пеньюаре волосы не попали на одежду клиента. Для этого, снимая пеньюар, следует подворачивать края его внутрь.
Учитывая, что после каждого вида обработки волос выполняются специфические и характерные только для этой операции заключительные работы, целесообразно рассматривать их более подробно непосредственно в единой технологической последовательности.
Глава V. Организация обслуживания посетителей
Глава V. Организация обслуживания посетителей
Подготовительными и заключительными работами по обслуживанию посетителей в парикмахерских называются такие работы, которые производятся до и после основного производственного процесса.
Подготовительные работы включают в себя подготовку рабочего места, инструментов, аппаратуры, белья, принадлежностей и материалов, необходимых для выполнения предстоящей операции, мытье рук, дезинфекцию инструментов и др.
К заключительным работам относятся вычесывание мелких остриженных волос, снятие парикмахерского белья с клиента, стряхивание волос с лица и шеи, оформление рабочей карточки, наведение порядка на туалетном столе после обслуживания каждого посетителя и т. д.
Подготовительные работы. Парикмахер обязан являться на рабочее место не позже чем за 15 мин до начала смены, чтобы подготовиться к приему посетителей: разложить инструменты и приспособления, проверить исправность необходимой для работы аппаратуры, получить чистое белье, парфюмерию и другие материалы, проверить остроту опасных бритв и, если необходимо, направить их, заменить лезвие в филировочной бритве и т. д.
Большое значение для правильной организации работы имеет рациональное размещение инструментов и приспособлений на туалетном столе парикмахера. При обслуживании посетителей парикмахер пользуется инструментами и приспособлениями различного назначения. От того, насколько рационально они размещены на туалетном столе, во многом зависит производительность труда и четкость работы мастера.
Инструменты и принадлежности помещают на правой стороне туалетного стола в определенном порядке. Каждому предмету отводится постоянное место с учетом того, насколько часто он используется в работе. Инструменты, которыми мастер пользуется чаще, располагают ближе.
Кассеты служат для размещения бигуди, коклюшек, красителей и т. д. Бигуди целесообразно поместить в верхние кассеты, учитывая, что они используются в работе постоянно. Остальные приспособления, применяемые реже, располагают на нижних кассетах.
Инструменты для стрижки и бритья волос (бритвы, ножницы, машинки, расчески и др.) размещают в верхнем ящике правой тумбочки туалетного стола. Полки тумбочек предназначены для хранения только чистого белья.
Принадлежности должны быть размещены на столе в следующем порядке (справа налево): спиртовка, ватница с ватой, банка с дезинфицирующим раствором, флакон с пероксидом водорода, порошочница, пудреница, жидкое мыло и т. д. Ремень для правки бритв и ручное зеркало следует навесить с правой стороны от зеркала на специальных крючках.
Рис. 38. Приспособление для размещения инструментов
Приступая к работе и перед обслуживанием каждого следующего посетителя парикмахер обязан тщательно мыть руки, причем желательно, чтобы эта операция выполнялась в присутствии посетителя. Посетителей обслуживают в парикмахерских в порядке живой очереди, а также по предварительной записи. В последнем случае парикмахер обязан соблюдать назначенное время приема и не допускать отклонения более чем на 10 мин.
При недостаточном количестве посетителей в парикмахерской мастера устанавливают очередность приема клиентов, чтобы обеспечить равномерное выполнение дневного плана каждым парикмахером.
Прежде чем пригласить посетителя, парикмахер обязан привести в порядок инструменты и материалы на туалетном столе.
Пригласив посетителя, парикмахер встает у своего кресла и разворачивает его так, чтобы клиенту было удобно занять его. После этого кресло следует развернуть так, чтобы клиент оказался лицом к зеркалу. Затем парикмахер моет руки и дезинфицирует инструменты, укрывает клиента соответствующим бельем и приступает к работе.
Заключительные работы. После выполнения стрижки необходимо удалить мелкие остриженные волосы из прически. Для этого берут расческу с частыми зубьями и закладывают в нее кусочек ваты, равномерно распределив ее по всей плоскости расчески. Смочив водой заложенную в расческу вату, тщательно расчесывают весь волосяной покров головы. Таким образом вата помогает вычесать остриженные волосы. После этого необходимо очистить от волос лицо и шею клиента кусочком ваты или специальной кисточкой.
Для полного удаления мелких остриженных волос после выполнения стрижки необходимо вторично вымыть голову и затем приступить к дальнейшим операциям.
Прежде чем снять пеньюар, нужно вынуть заложенный вокруг шеи жгут из ваты и снять салфетку. Снимая пеньюар, его края подворачивают внутрь, чтобы находящиеся на пеньюаре волосы не попали на одежду клиента.
Заключительные операции по обслуживанию посетителей относятся к вспомогательным работам основного технологического цикла. Учитывая, что после каждого вида обработки волос выполняются характерные только для данной операции заключительные работы, они будут рассмотрены более подробно в единой технологической последовательности с этими операциями.
Одной из важнейших задач администрации и всего обслуживающего персонала парикмахерских является привлечение постоянных посетителей. От этого зависят ритмичность работы предприятия и своевременное выполнение производственного плана. Успешному проведению этой работы помогут следующие меры: содержание всех помещений парикмахерской в образцовой чистоте и порядке; соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены; культура обслуживания населения; выполнение всех видов обслуживания на высоком профессиональном уровне.
Читайте также
Глава 11. Прием на корабль грузов 11.1. Организация погрузочных работ
Глава 11. Прием на корабль грузов 11.1. Организация погрузочных работ Организация погрузочных работ предусматривает:– назначение руководителя и личного состава для выполнения погрузочных работ;– распределение обязанностей и инструктаж по мерам безопасности при
Глава 4 Организация работы массажиста (эргономика)
Глава 4 Организация работы массажиста (эргономика) Действия массажиста в процессе выполнения мануальных приемов массажа представляют собой сложное сочетание статических усилий (напряжения) и динамической работы (сокращения) мышечных групп всего его тела, в которых оба
Глава 3 Использование современных форм платежей для легализации преступных доходов и организация противодействия
Глава 3 Использование современных форм платежей для легализации преступных доходов и организация противодействия Современные условия конкуренции в сфере оказания финансовых, в частности банковских, услуг обусловливают интенсивное внедрение технологий
Глава 11. Организация работы бухгалтерии (финансовой службы), взаимодействие служб…
Глава 11. Организация работы бухгалтерии (финансовой службы), взаимодействие служб… Ясно, что финансовая и бухгалтерская работа на фирме должна выполняться при любых условиях. Любая работа важна, но несомненно, что финансовая и бухгалтерская работа важна особенно, так
Глава 1 Организация бухгалтерского учета
Глава 1 Организация бухгалтерского учета 1.1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи ведения Бухгалтерский учет в акционерных обществах ведется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положениями бухгалтерского
Глава 2 Правильная организация тренировочного процесса
Глава 2 Правильная организация тренировочного процесса Никто не может тренировать свою удачу. Эдди Борисевич, знаменитый тренер по велосипедному спорту Как получается, что многие спортсмены, в начале своей карьеры не имевшие ни малейших признаков таланта, со временем
ГЛАВА 17 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАНЦИИ
ГЛАВА 17 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАНЦИИ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 17.1. Порядок использования технических средств станции с путевым развитием устанавливается технически-распорядительным актом, которым регламентируется безопасный и беспрепятственный приём, отправление
Что такое подготовительные работы парикмахера
Парихмахерское дело: Практическое пособие
Приводятся сведенья по материаловеденью, санитарии и гигиене. Описываются оборудование парикмахеоских, аппаратура и инструменты. Рассматриваются основные операции: мытье головы, стрижка, укладка, электрическая и химическая завивка, окрашивание волос, моделирование причесок. Изложены основы пастижерного дела.
Анатолий Васильевич Константинов
Задачи выдвигаемые в настоящее время партией и правительством по развитию и пповышению эффективности такой важнейшей отрасли народного хозяйства, какой является сфера быта, предьявляют высокие требования к обслуживающему персоналу предприятий бытового обслуживания населения. сегодня работник сферы услуг должен не только в совершенстве владеть профессиональными приемами и методами. От него требуется высокая ответственность, понимание важности своего дела, внимательное и чуткое отношение к людям.
В книге освещены вопросы современной технологии парикмахерских работ с учетом всего нового, что появляется в теории и практике парикмахерского дела, с учетом постоянно возрастающего культурного и эстетического уровня совецкого народа, увеличение запросов лдей, улучшение их быта.
Приведенные в книге сведения о новых материалах и современных методах выполнения парикмахерских операций делает её интересной для самого широкого круга читателей.
Сегодня бытовое обслуживание населения как самостоятельная отрасль народного хозяйства развивается быстрыми темпами. Строятся новые специализированные предприятия и комбинаты службы быта, парикмахерские и приемные пункты, расширяются виды и формы обслуживания.
В последние годы бытовое обслуживание населения получило особенно большое развитие в сельской местности, в индустриальных центрах Сибири и Дальнего Востока, а также на крупных новостройках в различных районах нашей страны.
Как и в любой другой отрасли народного хозяйства, работники сферы бытовых услуг должны сосредоточить свои усилия на росте эффективности производства и улучшении использования имеющихся ресурсов, снижении себестоимости продукции, улучшении ее качества, росте производительности труда, повышении прибыли и рентабельности производства, обеспечении более полного удовлетворения спроса трудящихся на все виды услуг, повышении культуры и качества обслуживания населения, сокращении сроков выполнения заказов, повышении общественного престижа работающих в этой области людей.
За последние годы построено много новых специализированных парикмахерских, оснащенных современным оборудованием, инструментами и приспособлениями.
Высокий уровень обслуживания населения зависит не только от профессионального мастерства парикмахера и умения быстро обслужить клиента, но и от его поведения, воспитанности, опрятности, дисциплинированности.
Работа советских мастеров-парикмахеров непосредственно связана с обслуживанием трудящихся, улучшением быта миллионов наших граждан. Поэтому труд парикмахеров так же почетен и нужен нашему обществу, как и труд представителей других профессий.
Сознание общественной важности своего труда должно порождать любовь к своей профессии. Особенно важно воспитать эти чувства у молодых парикмахеров. Как и всем работникам советской сферы обслуживания, парикмахеру должны быть присущи черты строителя коммунистического общества: идейность, советский патриотизм, коллективизм, коммунистическое отношение к труду.
Глава I. Материаловедение
§ 1. Строение кожи и волос
Кожа. Каждый квалифицированный мастер-парикмахер обязан знать не только анатомическое строение кожи, но и сущность процессов ее жизнедеятельности. Ему необходимо также иметь ясное представление о способах ухода за кожей и борьбы с кожными заболеваниями.
Кожа выполняет разнообразные функции и играет большую роль в жизни организма. Она защищает внутренние органы от внешних воздействий, предохраняет от механических повреждений, регулирует температуру тела, вырабатывает кожное сало, выводит из организма излишнюю влагу и некоторые продукты распада белков, накопление которых в организме недопустимо, защищает организм от инфекций, принимает всевозможные внешние раздражения, передает их в мозг и доводит до нашего сознания.
Каждый из трех основных слоев, в свою очередь, можно условно разделить на несколько составных. Так, в надкожице из множества слоев два наиболее важных: верхний, роговой слой, состоящий из ороговевших (старых) клеток, и более глубокий, так называемый зародышевый слой. Надкожица не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервных окончаний; в нижней части ее находятся мелкие пигментные зернышки, придающие коже окраску. На поверхности надкожицы регулярно происходит шелушение, причем у здорового человека оно выражается незаметно для глаза. В зародышевом слое надкожицы постоянно происходит размножение клеток.
В собственно коже (среднем основном слое) имеются пучки тончайших волокон соединительной ткани и упругие эластичные волокна, между которыми располагаются кровеносные сосуды, нервные окончания и потовые железы Именно из-за обилия эластичных волокон кожа обладает способностью возвращаться в прежнее состояние после растяжения или сдавливания; этот слой кожи служит основанием роста волос.
Самый глубокий слой кожи (подкожная жировая клетчатка) можно представить как сетку, состоящую из волокон и петель, между которыми располагаются жировые клетки. Этот жировой слой защищает тело от ударов, давления и, самое главное, от холода.
Строение кожи на отдельных участках тела различно. Так, кожа туловища, в которой наиболее равномерно распределены эластичные волокна, отличается особой эластичностью и упругостью. В коже лица надкожица имеет меньшую глубину, отчего и вся кожа значительно тоньше, чем, например, на руках и ногах. Кожа ладоней и подошв отличается наибольшей плотностью. В коже волосистой части головы слабо развит роговой слой и сравнительно тонкая подкожица. Кроме того, в ней содержится большое количество сальных желез.
Важную функцию выполняют железы, находящиеся в коже человека. Потовыделение является результатом действия потовых желез. Оно помогает поддерживать постоянную температуру тела. При повышении температуры внешней среды испарение пота понижает температуру кожи. Кроме того, вместе с потом из организма выводятся вредные вещества, такие, как мочевая и масляная кислоты, оксиды кальция, магния и др.