Что такое подход в обучении

Словари

ПОДХО́Д К ОБУЧЕ́НИЮ.

Базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний (Бим, 1988). Методы обучения реализуют тот или иной подход, являясь, таким образом, тактической моделью процесса обучения.

В методике преподавания иностранных языков не существует единой классификации П. к о. Так, М. В. Ляховицкий называет четыре общих П. к о. иностранным языкам, определяемых с позиции психологии овладения языком:

1) бихевиористский подход (овладение языком путем образования речевых автоматизмов в ответ на предъявляемые стимулы);

2) индуктивно-сознательный подход (овладение языком путем наблюдения за речевыми образцами; в процессе такого наблюдения усваиваются языковые правила и способы их употребления в речи);

3) познавательный (когнитивный) подход (сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкций к речевым навыкам и умениям на основе усвоенных знаний);

4) интегрированный подход (предусматривается органическое соединение сознательных и подсознательных компонентов в процессе обучения, что способствует параллельному овладению знаниями и речевыми навыками и умениями) (Ляховицкий, 1981). Выделяются разные П. к о. иностранным языкам на основе учета большого числа факторов, в том числе и лингвистических (Вятютнев, 1984). Заслуживает внимания классификация П. к о. с позиции объекта обучения: направленность обучения на овладение языком (языковой подход), речью (речевой подход), речевой деятельностью (речедеятельностный, или коммуникативно-деятельностный, подход) (Зимняя, 1985). Последний подход, для которого характерен акцент в обучении на речевую деятельность и овладение языком как средством общения, считается оптимальным и рассматривается в качестве теоретической базы построения современной системы обучения неродному языку.

Источник

ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

Полезное

Смотреть что такое «ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ» в других словарях:

Интегративный подход к обучению — принцип восстановления естественной целостности познавательного процесса на основе установления связей и отношений между искусственно разделенными компонентами педагогического процесса. Интегративный подход используется при формировании… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Подходы к обучению — акустический подход, аппроксимация, бихевиористский подход, дедуктивный подход, деятельностный подход, дифференцированный подход, имплицитный подход, индивидуальный подход, индуктивный подход, интегративный подход, интегрированный подход,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД — ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД. Подход к обучению языку, основанный на взаимосвязанном формировании умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме. В отечественной методике этот подход соотносится с понятием «принцип… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИНДУКТИВНЫЙ ПОДХОД — ИНДУКТИВНЫЙ ПОДХОД. Подход к обучению языку, который опирается на индукцию – вид умозаключения от частного к общему. Предусматривается путь от знакомства с употреблением лексико грамматических единиц в речи с последующим обобщением материала в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД — ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД. Подход к обучению, разработанный на основе когнитивной психологии. Возник в противовес бихевиористскому подходу. Его авторами считаются Дж. Брунер и В. Риверс (Rivers, 1989). В основе изучения языка в рамках этого подхода… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД — БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД. Подход к обучению, сводящий усвоение речи к предъявляемым реакциям на стимулы и ставящий во главу угла формирование навыков путем многократного механического повторения языкового и речевого материала. См. также бихевиоризм … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ДЕДУКТИВНЫЙ ПОДХОД — ДЕДУКТИВНЫЙ ПОДХОД. Подход к обучению языку, который опирается на дедукцию – вид умозаключения от общего к частному. Предусматривает объяснение правил с последующей тренировкой, ведущей к формированию навыков и закреплению приобретенных знаний. Д … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД — (англ. cognitive approach). Подход к обучению, основанный на положениях когнитивной психологии и предусматривающий в процессе обучения опору на принцип сознательности, учет различных когнитивных стилей, характерных для учащихся конкретной учебной … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЦЕНТРИРОВАННЫЙ НА УЧЕНИКЕ ПОДХОД — (англ. student centred approach). Подход к обучению, получивший широкое распространение в зарубежной методике и педагогике за последние годы и заключающийся в максимальной передаче в процессе занятий инициативы самому учащемуся. Предполагает… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — КОММУНИКАТИВНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Современный подход к обучению, рассматриваемый в качестве теоретической базы построения системы обучения неродному языку. Основы К. д. п. были заложены в трудах психологов С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Источник

Понятие «подхода» в обучении как методическая категория

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Понятие «подхода» в обучении как методическая категория

Таким образом, должно быть логическое соответствие между подходом и методом. В рамках одного подхода может быть много методов. Подходы могут быть пересмотрены и обновлены, если требуется какой-либо контекст. Таким образом, это контекст, который должен стать первым учителем языка во время применения подхода.

В теоретических положениях по методике преподавания иностранных языков нет единой устоявшейся системы классификации подходов к обучению. Например, М.В. Ляховицкий указывает на четыре общих подхода, которые могут быть определены через призму психологии освоения языка:

Бихевиористский подход. Подход к изучению языка, основывающийся на утверждении о том, что ученики могут выучить второй язык, будучи обученными производить правильный «ответ» на соответствующий «стимул».

Индуктивный подход подразумевает, что учащиеся выявляют или замечают закономерности и вырабатывают для себя «правило», прежде чем они начинают практиковать язык.

Интегративный подход предлагается, чтобы дать ученикам реальную языковую среду для развития навыков аудирования, говорения, чтения и письма в значимом контексте. Одним из элементов языка является достижение социальных целей. 9

Также попытку классификации подходов предпринял и М.Н. Вятютнев. Он выделил шесть основных подходов: грамматический, прямой, бихевиористский, чтения, коллективный, коммуникативно-индивидуализированный.

Таким образом, в рамках методологии обучения иностранному языку для выделения нового подхода являются два основания: объект обучения – язык, речь, речевая деятельность; и способ обучения – прямой, сознательный, деятельностный.

2 Richards J. C., Rodgers T. S. Approaches and methods in language teaching. – Cambridge university press, 2014. p.24

Источник

Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике преподавания иностранным языкам в начальной и средней школе

Что такое подход в обучении. Смотреть фото Что такое подход в обучении. Смотреть картинку Что такое подход в обучении. Картинка про Что такое подход в обучении. Фото Что такое подход в обучении

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Статья просмотрена: 18409 раз

Библиографическое описание:

Бекаревич, Т. И. Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике преподавания иностранным языкам в начальной и средней школе / Т. И. Бекаревич. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 314-316. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1507/ (дата обращения: 27.12.2021).

Подход к обучению является базисной категорией в методике, дающей представление о взглядах исследователя языка и преподающего язык, как на сам язык, так и на способы овладения им. Он является компонентом системы обучения языку, выступает в качестве самой общей лингводидактической основы овладения языком и дает представление об избранной стратегии знаний, которая служит основанием для выбора методов и приемов обучения.

«Подход к обучению – это реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения» [1].

Подход в обучении опирается: а) на соответствующую теорию языка (лингвистические основы обучения) и б) теорию обучения/учения (дидактические основы обучения) [1].

Термин «подход к обучению» ( approach (англ.) – подход, подступ) был введен в научный обиход английским методистом А. Энтони (1963) для обозначения исходных положений, которыми «пользуется исследователь относительно природы языка и способов овладения им» [2].

В отечественной методике принято рассматривать три компонента, определяющие подход к обучению: лингвистические, дидактические и психолингвистические основы обучения. В связи с этим говорят о подходе к обучению в узком и широком смысле. Подход в широком смысле означает наличие всех вышеназванных компонентов. Это направление в обучении, опирающееся на данные всех наук, базисных для методик.

Зарубежные психологи выделяют два таких направления: бихевиоризм и когнитивный подход. Основоположником бихевиоризма считается Б. Скиннер, положивший в основу психологию бихевиоризма и разработавший систему принципов поведения человека в строго определенных условиях. Когнитивный подход к обучению основан на когнитивной психологии. Он опирается на принцип сознательности в преподавании и на теорию социоконструктивизма, согласно которой учащийся является активным участником процесса учения, а не объектом обучающей деятельности преподавателя. В настоящее время ведутся серьезные исследования в области гуманистического подхода и социоконструктивизма, который развился на базе когнитивного подхода [1].

Подход в обучении в узком смысле предполагает опору на один из его компонентов и позволяет выделить лингвистический, дидактический, методический и психологический подходы.

В современной методике преподавания иностранных языков не существует единой классификации подходов к обучению. В зависимости от точки зрения на направление, в котором должно вестись исследование, существуют разные классификации подходов к обучению иностранным языкам: а) с позиции психологии овладения языком [4]; б) с точки зрения объекта обучения, на основе лингвистических факторов [5]; в) с позиции дидактики, с точки зрения объекта обучения и способа обучения [3].

М.В. Ляховицкий называет четыре общих подхода к обучению иностранным языкам:

1. Бихевиористский подход, ставящий во главу угла формирование навыков путем многократного повторения языкового и речевого материала.

2. Индуктивно-сознательный подход, когда овладение языковыми правилами достигается путем интенсивной работы над многочисленными примерами.

3. Познавательный (когнитивный) подход, на основе которого осуществляется прежде всего усвоение теории изучаемого языка в виде фонетических и грамматических правил и правил словоупотребления. Этот подход предполагает конструирование высказываний на иностранном языке.

4. Интегрированный подход, который предусматривает органическое соединение в ходе занятий и сознательных, и подсознательных компонентов в процессе обучения, что проявляется в параллельном овладении знаниями и речевыми навыками и умениями [Методика, 1982].

М.Н. Вятютнев выделяет шесть подходов, используемых для классификации современных методов обучения на основе учета лингвистических факторов: грамматический, чтения, коллективный, коммуникативно-индивидуализированный [5].

А.Н. Щукин предлагает свою классификацию подходов к обучению языку. Он делает это: 1) с точки зрения объекта обучения (язык, речь, речевая деятельность); 2) с точки зрения способа обучения (прямой, сознательный, деятельный) [2].

С точки зрения способа обучения языку А.Н. Щукин выделяет прямой, сознательный и деятельный подходы к обучению [2].

Прямой (интуитивный) подход предполагает овладение языком путем слушания и интуитивного усвоения единиц языка при исключении родного языка из системы обучения. Этот подход к обучению базируется на бихевиористской теории обучения, долгие годы считавшейся ведущим направлением в психологии.

Сознательный (когнитивный) подход к обучению базируется на теории стадиальности развития навыков и умений. Эта теория определяет четыре стадии усвоения материала: ознакомление → тренировка → применение → контроль. Такой подход предлагает разнообразные виды упражнений, направленных на формирование речевых навыков, на развитие речевых умений, на контроль уровня владения языком. Данный подход получил реализацию в рамках сознательно-практического метода обучения.

Деятельный подход. При этом подходе обучение языку носит деятельный характер, реальное общение на занятиях осуществляется посредством «речевой деятельности». Участники общения стремятся решать реальные и воображаемые задачи с помощью средств изучаемого языка.

В зарубежной методике одной из интерпретаций личностно-деятельного подхода является центрированный на ученике подход, суть которого заключается в максимальной передаче на занятиях инициативы самому учащемуся. Центр обучения смещается на ученика. Задача учителя при этом состоит в раскрытии личностного потенциала ученика, в помощи ему в выборе стратегии овладения языком, в наибольшей степени отвечающих индивидуальным особенностям обучающегося.

И.Б. Ворожцова рассматривает подход как «образовательные программы периода перехода к новой парадигме образования», в условиях изменения ситуаций обучения в силу изменения и изменяющихся воздействий системы всего общества, элементами которой они являются [6]. Исходя из данной характеристики подхода, исследователь выделяет четыре направления подходов к обучению, в соответствии с наиболее выраженной ориентацией обучения на коммуникацию как сущность обучения (коммуникативными), субъектность обучения (личностно-ориентированные), деятельный характер обучения (деятельностные), социокультурный компонент (культурологические).

Все деятельные подходы, а именно: а) личностно-деятельный (И.А. Зимняя и ее школа: В.А. Малахова, О.М. Моисеева, С.В. Сюткина, Г.А. Овсянникова), б) проблемный подход (Е.В. Ковалевская), в) проектный подход (Е.С. Полат) – ориентируются на деятельность субъектов обучения. В данном подходе деятельность рассматривается как основной механизм появления новообразований в формировании человека. Новообразования обращены к условиям, при которых деятельность выполняет эти функции.

Одним из новых направлений в методике преподавания иностранных языков является культурологический подход. Данный подход трактуется учеными по-разному и представлен в лингвострановедческом (Е.М. Верещагин, Р.К. Миньяр-Белоручев, О.Г. Оберемко и др.), социокультурном (Е.М. Верещагин, П.В. Сысоев и др.), лингвокультурологическом (И.И. Халеева, М.А. Суворова) подходах. В данном подход культура вводится как объект обучения иностранному языку и рассматривается как основное содержание обучения, наряду с языком.

При изучении иностранного языка обучаемые нередко встречаются с дилеммой. С одной стороны, им необходимы прочные знания грамматических структур, а с другой – появилась потребности возможность общения на иностранном языке. В то время как лексический подход к некоторым коммуникативно значимым грамматическим явлениям « позволяет уделять одновременно равноценное внимание и форме, и содержанию» [7].

Под лексическим подходом к грамматическим явлениям мы понимаем «особенность обучения, при которой учащиеся усваивают грамматические явления как словоформы, сочетание слов, модели, т.е. как лексику, не занимаясь грамматическими правилами» [8].

Преимущества лексического подхода к усвоению грамматических явлений очевидны. При нем достигается разгрузка грамматической части программы от излишних правил. Устная речь обогащается готовыми формами. Целесообразность подхода к работе над грамматическим материалом в школе и содержание самого подхода определяется следующими факторами: 1) связью взаимопроникновением лексического и грамматического аспекта языка; 2) целью обучения, речевой направленностью грамматического материала и учебного процесса в целом; 3) необходимостью разрешения противоречий между отсутствием у учащихся речевого опыта по иностранному языку и потребностью в усвоении правил для быстрейшего овладения речью на иностранном языке; 4) развитие чувства языка; 5) развитие языковой догадки.

Первый из факторов указывает на возможность и правомерность лексического подхода к обучению отдельным грамматическим явлениям. Второй и третий факторы доказывают необходимость такого подхода. Этот подход способствует достижению практических и коммуникативных целей обучения грамматическому строю в целом.

Похожие статьи

Подходы и методы преподавания английского языка: устный.

язык, ситуативное обучение, устный подход, английский язык, аудиоречевой метод, обучение, навык, преподавание языка, иностранный язык, аудиоречевой подход.

Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи.

Когнитивный подход в обучении иностранному языку.

Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.

Личностно-деятельностный подход как основа формирования.

Индивидуальный подход в обучении иностранным языкам на. иностранный язык, учебный процесс, студент, индивидуальный подход, режим, работа, профессиональная деятельность, положительная мотивация, дополнительный материал, активный участник.

Учет особенностей системно-деятельностного подхода при.

подход, обучение, язык, иностранный язык, лексический подход, когнитивный подход, деятельный подход, речевая деятельность.

Деятельностная концепция языка | Статья в журнале.

Деятельностный подход к языку не есть его прагматика, т. к. деятельность суть специфическое для человека целостное отношение к миру, не сводимое ни к совокупности внешне наблюдаемых действий.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его.

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Современное обучение иностранным языкам с использованием.

Процесс обучения иностранному языку как средство развития. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку создает положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности: у студентов есть возможность свободного выражения.

Системный подход в обучении иностранным языкам.

иностранный язык, традиционная методика, коммуникативное обучение, коммуникативный подход, язык, речевая деятельность, аспект языка, родной язык, самая главная проблема, английский язык.

Деятельностный подход в лингвистике | Статья в сборнике.

В теории речевой деятельности воплощается ряд характеристик деятельностного подхода, таких как предметность, структурность и целеполагание. Е.Ф. Тарасовым сформулирован предмет изучения теории речевой деятельности.

Источник

Существующие виды подходов к организации образовательного процесса

Цели образования обычно определялись с помощью того набора умений, знаний, навыков, которые получал выпускник учебного заведения. В современных условиях подобный подход к обучению оказался несостоятельным и недостаточным.

Современные подходы к организации педагогического процесса

Результаты многих проведенных исследований показывают, что учащиеся сегодня зачастую не способны:

Компетентностный подход педагогического процесса

В большей части случаев выпускники и учащиеся способны лишь воспроизводить заученный материал и решать готовые задачи «по образцу». Однако подобный расклад является недопустимым по той причине, что социум испытывает острую необходимость в выпускниках, которые могут включиться в процесс жизнедеятельности и способны решать на практике жизненные и профессиональные задачи. Такие способности во многом являются зависимыми от дополнительных качеств, которые носят названия компетенций и компетентностей.

Компетенция является тем, чем необходимо овладеть с целью выполнения определенной деятельности.

Компетентность представляет собой умение использовать полученные знания на практике с целью решения теоретических или же практических проблем.

Проблематика отбора главных компетенций представляет собой важнейшую задачу для повышения уровня общего образования. Основные требования к ключевым компетенциям можно записать в виде следующего списка:

В наше время в области образования происходит развитие следующих основных компетенции:

Компетентностно-деятельностный подход

В ходе преподавания разнообразных общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях стоит реализовать компетентностно-деятельностный подход в воспитании. Это способствует существенному улучшению практической направленности исследуемых предметов, помогает развивать мыслительную деятельность, а также стимулирует выработку практических навыков. В условиях применения подобного подхода обязательным является увеличение числа самостоятельных работ поискового, творческого, исследовательского, а также экспериментального характеров.

Поисковый подход

В качестве главной модели поискового подхода выступает модель обучения в виде творческого поиска. Процесс начинается с видения и определения проблемы, а заканчивается выдвижением предположений и гипотез, их проверкой и познавательной рефлексией над продуктами познания. Структура урока при подобном подходе должна быть следующей:

Аксиологический подход

Воспитание представляет собой социальную деятельность, которая способствует передаче основных ценностей старшим поколением младшему, от одного человека к другому. Ценности нематериальны, они появляются у человека лишь в том случае, если они принимаются через совместную деятельность. Принятие ценности является ведущим фактором человечности, который обеспечивает устойчивость личностному существованию. По той причине, что ценности – это смыслы, их принятие вносит некоторый смысл в жизнь человека и открывает жизнь перед ним в ее духовном качестве.

Ценности – это основной смысл воспитания и социализации.

Аксиологический подход характеризует систему социализации и воспитания растущего поколения. Он базируется на национальном воспитательном идеале в качестве высшей педагогической ценности. Аксиологический подход в воспитании позволяет человеку стать носителем основных национальных ценностей. Он способствует выстраиванию на нравственных основах уклад жизни человека и борьбе с моральным релятивизмом окружающей социальной среды.

Системно-деятельностный подход

Такой подход представляет собой важнейший современный подход для образовательного процесса базовой программы общего и начального образования. Содержание приведенного подхода раскрывается в ФГОС. А.Н.Леонтьев является одним из основателей системно-деятельностного подхода к организации обучения. В условиях такого подхода ребенок принимает ценности непосредственно через его личную деятельность. При применении системно-деятельностного подхода является недопустимой локализация воспитания в границах конкретных дисциплин или же образовательной области. Системно-деятельностный подход принимает за факт то, что деятельность различных субъектов социализации и воспитания, в условиях ключевой роли общеобразовательной школы, должна быть в обязательном порядке согласована. Системно-деятельностный подход представляет собой так называемую методологическую базу организации всей системы школьной жизни. Он позволяет получить понимание о том, что представляют из себя воспитание и социализация в структурно-методологическом плане.

Развивающий подход

Этот подход позволяет понять многоукладную системно-деятельностную технологию духовно-нравственного развития воспитуемого. Данная программа основывается на следующих ее аспектах:

Развивающая функция воспитания действует в том случае, если ценности создаются в виде поставленного педагогом вопроса, в обязательном порядке воспринимаемого воспитанником и направленного на содержание обучения, семейной и социальной жизни, в том числе и к самому себе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *