Что такое подмандатные территории в истории
Подмандатные территории
Подмандатные территории, переданные Лигой Наций после Первой мировой войны 1914-1918 гг. под управление держав-победительниц (мандатариев) колонии Германии и владения Османской империи.
Были разделены на 3 категории: «А» — бывшие турецкие владения в Азии, передавались под непрямое управление государств-мандатариев, получали право в будущем обрести независимость; «В» — бывшие германские колонии в Африке (кроме Юго-Западной Африки), передавались под прямое управление государств-мандатариев при соблюдении определённых условий (принцип «открытых дверей», запрет на строительство укреплений и военных баз); «С» — Германская Юго-Западная Африка и бывшие немецкие владения в Океании, передавались под прямое управление мандатариев без каких-либо условий. Раздел колоний произведён в процессе становления Версальского мира: германских колоний — на Версальской конференции (1919), турецких владений — на конференции в Сан-Ремо (1920). Великобритания получила мандат на Ирак, Палестину, Трансиорданию, Западный Камерун, Танганьику и Западное Того; Франция — на Сирию, Ливан, Восточный Камерун, Восточное Того; Бельгия — на Руанду и Урунди; Южно-Африканский Союз (ЮАС) — на Юго-Западную Африку; Австралия — на Новую Гвинею; Новая Зеландия — на Западное Самоа; Япония — на Маршалловы, Каролинские и Марианские острова. Остров Науру передан под совместный мандат Великобритании, Австралии и Новой Зеландии.
В 1930 г. Лига Наций с согласия Великобритании отменила её мандат на Ирак и признала его независимость. В 1944—46 гг. Франция отказалась от мандата на Сирию и Ливан. В 1946 г. ООН аннулировала британский мандат на Трансиорданию, ставшую суверенным королевством (Иордания), и в 1947 г. на Палестину, где постановила создать 2 государства (см. ст. Израиля образование).
Подмандатные территории категории «В» и «С» в 1945 г. по решению ООН включены в систему международной опеки. Формально статус подмандатной сохранила только Юго-Западная Африка, которую ЮАС отказался перевести в разряд подопечных территорий. К настоящему времени все бывшие подмандатные территории, за исключением Северных Марианских островов (опека США с 1947 г.), обрели независимость.
Подмандатные территории. Сан-Ремо. Здесь на конференции 1920 г. был произведён раздел турецких колоний.
Мандатная система Лиги Наций
Мандатная территория — территория на которую Лига Наций выдала мандат на внешнее управление согласно статьи 22 «Соглашения Лиги Наций» от 28 июня 1919 года. После вхождения в силу устава ООН (Организации Объединённых Наций) в конце 1945 года, мандатные территории Лиги Наций стали именоваться подопечными территориями ООН (на основании соглашений Ялтинской конференции).
Содержание
История
Процесс установления мандатов состоял из двух стадий:
Территории подпавшие под мандат были определены согласно следующим соглашениям и договорам:
Подмандатные территории по уровню развития государственности были разделены на три группы «А», «В» и «С».
Группа «А»
Территории, прежде управляемые Османской империей, которые достигли развития, позволяющего стать им независимыми государствами, при предоставлении мандатарием административной помощи:
Группа «В»
Бывшие немецкие колонии в Западной и Центральной Африке, которые подлежали непосредственному управлению мандатарием (мандаты выданы 22 июля 1922 года):
и две прежние немецкие территории оккупированные и разделённые Великобританией и Францией в ходе Первой мировой войны:
Группа «С»
Бывшие немецкие колонии в Юго-Западной Африке и Океании, переданы под непосредственное управление мандатариям, как их составная часть.
Единственной мандатной территорией, которая сохранила свой статус после реорганизации Лиги Наций, была Германская Юго-Западная Африка, которая получила независимость от ЮАР 21 марта 1990 (государство Намибия). Город Уолфиш-Бей возвращён Намибии в 1994 году.
МАНДАТНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
Мандатная система, учреждённая в соответствии со статьей 22 Статута Лиги Наций, представляла собой замаскированную форму колониального господства и закрепляла произведённое Британской империей, Францией и Японией ещё в годы войны перераспределение в свою пользу колониальных владений. Лига Наций обосновывала создание системы мандатных территорий ссылкой на то, что колонии и зависимые территории, лишившиеся в результате войны управления со стороны Германии и Османской империи, «населены народами, ещё не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира», и потому вновь должны быть поставлены под управление ведущих держав.
Мандатные территории группы «В» подлежали управлению непосредственно государством-мандатарием (при соблюдении определённых условий). В эту группу мандатных территорий входили часть Камеруна, часть Того и Танганьики (мандатарий Великобритания), часть Камеруна и часть Того (мандатарий Франция), Руанда-Урунди (мандатарий Бельгия).
Колониальное владычество государств-мандатариев над территориями групп «В» и «С» по существу было безграничным. Формально, согласно Статуту Лиги Наций, там запрещались работорговля, торговля оружием и алкоголем; государства, имевшие мандат, были обязаны «гарантировать свободу совести и религии без иных ограничений, кроме тех, которые может наложить сохранение публичного порядка и добрых нравов», не строить укреплений, военных или морских баз и не обучать коренное население военному делу.
После Второй мировой войны 1939-1945 годов мандатная система была заменена системой опеки ООН (смотри в статье Подопечные территории).
Мандатная система
На Парижской мирной конференции делегаты Англии и Франции первоначально требовали прямой аннексии германских колоний и бывших оттоманских владений. Однако США, развивая свою империалистическую экспансию и добиваясь для американского капитала возможности проникновения во все колонии, предложили ввести мандатную систему, предусматривающую равенство прав и привилегий всех членов Лиги наций в подмандатных территориях. Вместе с тем империалистические правительства вынуждены были учитывать огромное влияние на народы колониальных и зависимых стран идей Великой Октябрьской социалистической революции и примера Советской страны, выступившей за мир без аннексий и провозгласившей и осуществившей в России право народов на самоопределение. Понимая, что в этих условиях было бы рискованно навязывать своим новым колониальным владениям старую форму кабалы, страны Антанты выдвинули мандатную систему в качестве той новой формы зависимости, которая призвана была прикрыть фактическое сохранение старой колониальной системы.
Делёж германских колоний был согласован на совещании Вильсона, Клемансо и Ллойд-Джорджа 6. V 1919 и на заседании Верховного совета Антанты 7. V 1919; делёж турецких владений был произведён Верховным советом Антанты на конференции в Сан-Ремо (см.) 19-26. IV 1920.
Всего в руки держав Антанты на основе мандатной системы попали территории общей площадью 2 930 тыс. км 2 с населением 17 млн. чел.
Первоначально США также намеревались получить мандаты на некоторые территории (объектом этих планов были то Сирия, то Армения, то зона проливов, то даже вся Турция). Однако упрочение советской власти в России и победа турецкого национально-освободительного движения лишили США возможности осуществить эти намерения. К тому же изоляционисты, победившие в американском конгрессе, не поддержали планов Вильсона.
Мандатная система не внесла сколько-нибудь существенных изменений в колониальный режим. Мандатарий являлся фактически полновластным хозяином подмандатной территории. Постоянная Мандатная комиссия при Совете Лиги наций рассматривала ежегодные отчёты мандатариев, но этот «контроль» носил чисто формальный характер. Жестокая колониальная эксплуатация подмандатных территорий препятствовала их социальному, экономическому и культурному прогрессу. В подмандатных странах многократно вспыхивали народные восстания против колонизаторов.
Лицемерие мандатной системы не раз осуждалось и разоблачалось советской дипломатией. Советское правительство в ноте, направленной 18. V 1923 Англии, Франции и Италии, заявило, что оно не признаёт мандатной системы и относится отрицательно «к положению, создавшемуся в Палестине, Сирии и других мандатарных территориях». При вступлении СССР в Лигу наций в 1934 году его представитель сделал официальную оговорку о том, что ст. 22 устава Лиги неприемлема для Советского Союза и её содержание не налагает на СССР никаких обязательств.
В годы второй мировой войны, давшей мощный толчок борьбе народов колоний за свою независимость, мандатная система потерпела полное крушение. Новой формой международно-правового режима, применяемого к бывшим мандатным территориям, явилась система международной опеки (см.).
История отдельных мандатов развивалась следующим образом.
В текст мандата была включена целиком Бальфура декларация (см.). На Англию была возложена ответственность за её проведение с обязательством «создать в стране такие политические, административные и экономические условия, которые обеспечат устройство еврейского национального очага» (ст. 2), поощрять еврейскую иммиграцию и «сплошное поселение евреев на землю» (ст. 6), предоставлять хозяйственные концессии Еврейскому агентству (см.) (ст. 11).
По англо-американской конвенции от З. XII 1924 года принцип «экономического равенства», предусмотренный ст. 18 мандата, был распространён на граждан США. Эта же конвенция не разрешала изменять условия мандата без согласия США.
Конвенция 1924 года, связанная с мандатом, обеспечивала возможность американского экономического проникновения в Палестину и политического вмешательства в дела этой страны. В то же время мандат нарушал элементарные права населения Палестины. На мандатария была возложена ответственность за охрану лишь «гражданских и религиозных прав всех жителей Палестины» (ст. 2), но политических и экономических прав граждан Палестины мандат не гарантировал.
После мандата на Палестину 9. IX 1922 был утверждён аналогичный текст мандата на Трансиорданию, но без декларации Бальфура.
Осуществление мандатной власти над Палестиной и Трансиорданией было поручено британскому верховному комиссару в Иерусалиме.
На основе мандата Англия установила в Палестине режим империалистической военно-полицейской диктатуры и превратила страну в свою фактическую колонию. Однако постоянные антибританские восстания арабов (1920, 1921, 1929, 1933, 1936- 39) привели Англию в 1937 к выводу, что «мандат пережил себя», и заставили её искать новые формы колониального господства над Палестиной (см. Пила проект, Лондонские конференции по палестинскому вопросу и Организация Объединённых наций).
После второй мировой войны в результате банкротства мандатной системы палестинский вопрос был передан на обсуждение ООН. Согласно решению II сессии Генеральной ассамблеи ООН от 29. XI 1947 года мандат на Палестину был отменён с 15. V 1948 года.
Мандат обязывал Францию выработать в трёхлетний срок органический статут Сирии и Ливана «в согласии с местными властями».
Долгие годы население Сирии и Ливана безуспешно боролось за отмену мандата.
Вопреки этим декларациям в Сирии и Ливане были сохранены органы французской мандатной власти, а в ноябре 1943 года де Голль, пытаясь сохранить колониальное господство французского империализма над Сирией и Ливаном, «интерпретировал» декларации Катру в том смысле, что мандат сохраняет силу. В Сирии и Ливане оставались французские и английские войска. В результате возник длительный конфликт (см. Сирии и Ливана конфликт с Францией и Англией), продолжавшийся и после того, как в июне 1945 мандат на Сирию и Ливан был отменён в силу ст. 78 устава ООН (введённой по инициативе советской делегации на конференции в Сан-Франциско).
На первой сессии Генеральной ассамблеи ООН эти территории были переданы под опеку бывших мандатариев.
Мандаты на Новую Гвинею, острова Западные Самоа и другие о-ва Тихого океана южнее экватора отдавали эти земли в полное обладание государств-мандатариев на тех же условиях, как и прочие мандаты класса С. На первой и второй сессиях Генеральной ассамблеи ООН эти территории были переданы под опеку бывших мандатариев.
Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.
Что такое подмандатные территории в истории
|