Что такое подобен в богослужении
Подобен
Смотреть что такое «Подобен» в других словарях:
ПОДОБЕН — (греч. prosomoion), в богослужении (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве) песнопение, не имеющее своей мелодии и построенное метрически и мелодически по образцу самоподобна (см. САМОПОДОБЕН), начальные слова которого приводятся в богослужебной книге… … Энциклопедический словарь
подобен — нареч, кол во синонимов: 1 • под стать (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Подобен — (греч. προσόμοιον очень сходное, весьма похожее; часто в форме мн.ч. προσόμοια подобны) в византийском и русском православном богослужении пение на основе мелодической (в византийском мелодико ритмической) модели. Эта модель по гречески… … Википедия
Подобен — (греч. prosomois очень сходный, весьма похожий) приём визант. композиции. Мелод (поэт, он же композитор) сочинял неск. изометричных строф и к первой из них мелодию. Последующие строфы должны были исполняться на напев первой. В поэмах… … Музыкальная энциклопедия
подобен — под обен, бна, муж. (церк. песнопения) … Русский орфографический словарь
подобен — див. подібний … Словник церковно-обрядової термінології
подобен — прил. сходен, еднакъв, идентичен, аналогичен, еднообразен, равен, еднороден, точен, такъв, същ, същински, буквален, текстуален, сроден, тъждествен прил. съответен, приличен, близък, приблизителен, подходящ прил. родствен … Български синонимен речник
Подобен — церковная песнь, сходна по содержанию, размеру или тону другой песни Минеи или Октоиха; причем начальные слова их пишутся сряду после слова П., которая сходна не только по размеру, но и по голосу. В Минее указывается глас П. и той, которая … Полный православный богословский энциклопедический словарь
ПОДОБЕН — (греч. ό̉μοιον) так назыв. в русской церковной музыке песнопение, принятое за образец по строению текста и напева для исполнения по нему других песнопений. (П.) … Музыкальный словарь Римана
подобен на месо — словосъч. от месо, месест … Български синонимен речник
Что такое подобен в богослужении
Во время церковного богослужения на подобны следует петь те стихиры и иные тексты, для которых в богослужебных книгах указывается после указания гласа, указание на подобен.
В таком случае канонарх возглашает глас «номер гласа», подобен «наименование самоподобна» и первую строку стихиры, если ей не предшествует стих (к примеру, для стихир на литии, на стиховне).
Если тексту, распеваемому на подобен, предшествует стих, то возглашается только глас и название подобна (к примеру, на «Господи воззвах», на «Хвалитех»). При смене гласа и подобна в цикле стихир, возглашаются новый глас и новый подобен. Если глас не менялся, то он повторно не возглашается, а возглашается только подобен (если поется на иной подобен на тот же глас). Тот же глас возглашается повторно только в случае смены источника стихиры (к примеру, был Октоих, стала Минея).
Если стихира является самоподобном, то соответственно возглашается самоподобен «наименование подобна» (спорно).
Бытует мнение, что подобен и его наименование возглашать не нужно, достаточно только возгласить глас. Это ошибочно, поскольку
«подобен должен возглашаться не потому, что это «красиво», а поскольку он упоминается в книге. При этом, как правильно написал Лукашевич, следует возглашать не обрывок названия самоподобна, а всю строку целиком: «Глас 5, подобен Радуйся, постников похвало (или: Радуйся, Живоносныый Кресте), Радуйся, священная главо» (Е.С. Кустовский).
В монастырях (например, в Троице-Сергиевой Лавре) еще можно услышать традиционное пение и возглашение стихир на подобны, когда книга есть только у канонарха, и хор поет исключительно по слуху каждую отдельную строку подобна после ее возглашения канонархом.
Что такое подобен в богослужении
Наиболее распространенные распевы подобнов находятся в «Пособии по изучению осмогласия» Е.С. Кустовского. В нем представлены схемы распевов на подобны, относящиеся к тому или иному гласу.
В пособии можно найти схемы распевов самых распространенных подобнов:
Глас 1:
«Небесных чинов»
Глас 2:
«Егда от древа»
«Доме Евфрафов»
Глас 4:
«Дал еси знамение»
Глас 5:
«Радуйся Живоносный Кресте»
Глас 6:
«Все отложивше»
«Тридневен воскресл еси»
Глас 8:
«О, преславного чудесе»
Самое полное собрание распевов на подобны, дошедших до наших времен, представлено в пособии А.А. Абрамовой «Толковое осмогласие». Пособие не доступно для публичного скачивания. Его можно приобрести в православных книжных магазинах либо получить копии нот у администрации группы, а также приобрести у самого составителя Анны Алексеевны: https://vk.com/zerkovnye_podobny?w=wall-113824747_549.
В пособии представлены схемы распевов следующих самоподобнов (дополнительно к указанным выше):
Глас 1:
«Прехвальнии мученицы»
«О, дивное чудо!»
«Гроб Твой, Спасе»
«Объятия Отча»
«Облак Тя света»
Глас 2:
«Киими похвальными венцы»
«Просветителя нашего»
«В молитвах неусыпающую»
«Благообразный Иосиф»
«Терпяще мучения»
Глас 3:
«Дева днесь»
«Велия Креста»
«Поставиша»
«Красоте девства»
Глас 4:
«Свыше зван»
«Яко добля»
«Хотех слезами»
«Вознесыйся»
«Воззревша»
«Удивися Иосиф»
Глас 5:
«Преподобне отче»
«Крест Господень»
«Покой Спасе наш»
«Радуися постническим»
Глас 6:
«Совет превечный»
«Ангельския предъидите силы»
«Отчаянная»
«Гробу отверсту»
Глас 7:
«Не ктому возбраняеми»
«Днесь бдит Иуда»
«Запечатану гробу»
Глас 8:
«Что вас наречем»
«Господи, аще и судилищу»
«Взбранной Воеводе»
«Егда славнии ученицы»
«Повеленное тайно»
«Воскресл еси»
«Мученицы Твои, Господи»
«Мученицы Господни»
Список подобнов, представленных в сборнике с таблицей:
глас 1:
«Небесных чинов»
«Прехвальнии мученицы»/»Всехвальнии мученицы»
«О дивное чудо»
«Лик ангельский»
«Гроб Твой, Спасе»
глас 2:
«Доме Евфрафов»
«Егда от древа»
«Киими похвальными венцы»
«Благообразный Иосиф»
«Вышних ищай»
глас 3:
«Велия мученик»
«Дева днесь»
«Красоте девства»
«Божественныя веры»
глас 4:
«Дал еси знамение»
«Званный свыше»/»Свыше зван быв»/»Свыше званный»
«Хотех слезами омыти»
«Яко добля»
«Вознесыйся»
«Удивися Иосиф»
«Явился еси»
«Воззревша на гробный вход»
глас 5:
«Радуйся Живоносный Кресте»
«Радуйся, постнических»
«Преподобне отче»
«Господи, согрешая»
«Крест Господень похвалим»
«Покой, Спасе наш»
глас 6:
«Ангельския предъидите»
«Тридневен»
«Все отложше»/»Всю отложивше»
«Отчаянная»
«Из чрева родися прежде денницы»
«Покаяния не стяжах»
«Предстательство»
«Гробу отверсту»
глас 7:
«Не ктому возбраняеми есмы»
«Запечатану гробу»
глас 8:
«О преславнаго чудесе»
«Что вас наречем»/»Что вы наречем»
«Мученицы Твои, Господи»
«Возбранной»
«Повеленное тайно»
«Воскресл еси»
«Премудрость и слово
Пение на подобны
Про систему осмогласия (пения на 8 различных церковных напевов — гласов) знает каждый, даже самый начинающий певчий. Также известно, что каждый из 8‑ми гласов может иметь различные варианты напевов для исполнения стихир, тропарей и ирмосов. А если певчий пришёл на клирос, не зная гласовых напевов, ему обязательно придётся с ними познакомиться — регент, наверняка, даст такому певчему соответствующие пособия для изучения, либо отправит на певческие курсы. И последнее будет даже лучше, потому что на курсах новоиспеченный церковный певчий обязательно узнает не только про гласовые напевы, но и про подобны, которым и посвящается данная статья.
На реальном же клиросе редкой будет ситуация, когда регент поставит условие певчему помимо гласов, выучить ещё и подобны. Может быть, некоторые читающие сейчас тоже задают себе вопрос: «а что такое подобны?». Я хорошо помню, когда я только начинала петь на клиросе и гласы уже знала, то как-то я спросила про один из напевов, на который мы часто на литургии пели «Достойно есть». Мне ответили, что «это на подобен 2‑го гласа». Я тогда не поняла, что за подобен, какой подобен, а мне лишь показали на ноты того самого подобна, на мелодию которого пели «Достойно есть». А что такое подобен и с чем его едят мне было совершенно не понятно.
Лишь позже удалось в полной мере познакомиться с таинственными подобнами, и случилось это именно на певческих курсах.
Так что же такое подобен?
Подобен (греч. προσόμοια — очень сходное, весьма похожее) — богослужебное песнопение, мелодия и метрика которой подобны другой богослужебной песни. Хочется в это определение ещё добавить, что распевается подобен также на определенный глас. То есть у каждого из 8‑ми гласов помимо самих гласовых мелодий существуют ещё дополнительные мелодии (самоподобны). Другая богослужебная песня, на которую похож подобен, носит название «самоподобен», потому что она была написана изначально, а все остальные тексты, которые поются на её напев, должны быть подобны ей.
Самоподобен (греч. αύτόμελον) — богослужебное песнопение, имеющее свою собственную метрику и мелодию и выступающее образцом для других. Логичен вопрос, в каких же случаях нужно петь стихиру на обычный гласовый напев и в каких на особый (подобен)? На это нам указывают богослужебные книги (Октоих, Минея, Триодь).
Чтобы не запутаться, рассмотрим на примере. Перед воскресными стихирами Октоиха 1‑го гласа на великой вечерни есть указание лишь на глас 1: «стихиры воскресны осмогласника, глас 1». Посмотрим службу святому в Минее, например, целителю Пантелеимону (Минея, 27 июля). Перед стихирами на «Господи воззвах» есть указание на глас 4 и далее «подобен: Званный свыше». Тем самым Минея указывает, что стихиры великомученику поются подобно, как составлен мелодически и метрически самоподобен «Званный свыше». Или пролистаем данную службу до стихир «на Хвалитех» — там также есть указание на глас 8 и пение стихир подобно мелодии самоподобна «О, преславного чудесе!».
Либо возьмем будничный Октоих, глас 2 четверг. На «Господи воззвах» видим снова указание на глас 2 и подобен «Егда от древа Тя». Пролистнём первые три стихиры и перед следующими видим указание (в случае отсутствия стихир Минеи), что они поются на «глас и подобен тот же». То есть не только глас такой же, но и подобен. Тем самым сами богослужебные книги как бы идентифицируют в плане значимости гласовые напевы и напевы подобнов. Они не делают различий, что гласы должны петь обязательно, а подобны как хотите. Они дают достаточно императивные указания, как в отношении гласов, так и подобнов.
Так почему же на практике мы позволяем себе отступать от этих указаний? Почему мы будем считать ошибкой спеть глас 5‑й вместо указанного 8‑го и не будем считать таковой, спеть глас 1‑й вместо гласа 1‑го подобна «Небесных чинов»?
Безусловно, в ответе на этот вопрос нужно учесть ещё некоторый момент. Напевов подобнов гораздо больше, чем гласов. У каждого гласа их может быть несчётное количество. Изначальные мелодии (самоподобны) некоторых из них даже найти будет затруднительно. Может быть, для этого нужно ездить по далеким монастырям, сохранившим ещё традиции пения на подобны и искать там. И то не факт, что нам на блюдечке с голубой каёмочкой принесут ноты нужного напева. Впрочем, максимально возможную такую работу проделала Абрамова А.А. и результаты этой работы изложены в ее пособии «Толковое осмогласие». Придётся ещё попотеть и на слух самому запомнить или записать на ноты.
Кстати, ведь самые известные мелодии подобнов именно так и сохранились и дошли до нас. Это был чей-то труд. И что же теперь, мы не ценим этот труд и пренебрегаем им?
Петь абсолютно всегда на все подобны согласно указаниям богослужебных книг действительно может стать затруднительным. Но было бы неплохо выучить и петь на самые распространенные из них.
Таковыми являются следующие:
Глас 1:
«Небесных чинов»
«О, дивное чудо!»
Глас 2:
«Егда от древа»
«Доме Евфрафов»
Глас 4:
«Дал еси знамение»
«Званный свыше»
«Яко добля»
Глас 5:
«Радуйся Живоносный Кресте»
Глас 6:
«Все отложивше»
«Тридневен воскресл еси»
Глас 8:
«О, преславного чудесе»
Гласы 3‑й и 7‑й, как одни из самых редких, не имеют особо распространенных напевов подобнов.
Некоторые из мелодий подобнов имеют сложную структуру и на них трудно спеть текст без нот. Для их пения придётся больше поработать, найти необходимую стихиру в нотном варианте или набрать самим.
Но мелодии всех остальных указанных выше подобнов достаточно просты и легко поются на тексты стихир, так же как и гласы, не требуя для себя обязательного нотного набора. Петь такие мелодии для средней квалификации церковного певчего не должно составить особого труда.
Скажу больше, их петь даже часто легче, чем гласы, поскольку стихиры, которые на них исполняются, уже изначально задуманы для пения на такие мелодии и составлены так, что их удобно петь на эти мелодии. Например, самоподобен 8‑го гласа «О преславного чудесе» содержит в себе 9 строк/мелодий: из них 1‑я и 2‑я повторяются в начале стихиры, затем следуют 3‑я и 4‑я, снова 1‑я, 2‑я и заключительная 5‑я.
«О, преславнаго чудесе, / живоносный сад, / Крест пресвятый / на высоту возносимь является днесь. / Славословят вси концы земнии, / устрашаются демонския полки. / О, каковый дар земным даровася! / Имже, Христе, спаси души наша, // яко Един Благоутробен».
Всего 9 строк. По такому принципу должна быть спета каждая стихира на данный самоподобен. Вернёмся к стихирам влмч. Пантелиимону на «Хвалитех». К сожалению, встречается неправильное разделение стихир в Минее. В данном случае они поделены лишь на 8 строк, так петь будет неудобно. Здесь регенту придётся или заранее проверить разделение и исправить либо быстро реагировать своими ловкими ручками в процессе пения.
Неправильность разделения стихир является лишним показателем нашего незнания подобнов, даже самых распространенных.
Так почему же редко можно услышать в храмах прекрасные мелодии хотя бы самых известных подобнов?
Отчасти ответ на этот вопрос, как мне кажется, заключается в элементарной человеческой немощи (если мягко), и лености (если грубо). Если восемь гласов певчии выучить ещё в состоянии, то учить дополнительные мелодии этих гласов требует дополнительной затраты сил и времени. Регенты часто тоже на этом не настаивают и осведомившись у певчих, знают ли они подобны, скорее всего, просто при отрицательном ответе не будут заставлять учить их, и пение ограничится только пением на обычные гласовые мелодии. Причина, правда, может и заключаться в личной незаинтересованности регента петь на подобны.
Но чем указания того же Октоиха о пении конкретной стихиры на, допустим, глас 2 отличается от указания пения иной стихиры на глас 2, подобной «Егда от древа»? Октоих указывает, эти стихиры пойте на глас 2, а эти нужно выделить особым напевом того же гласа, чтобы подчеркнуть музыкально значимость текста, привлечь особое внимание молящихся к прославляемому святому/событию.
Ведь не спеть на подобен вопреки указаниям Октоиха — это по сути то же самое, что спеть глас 7‑й вместо гласа 3‑го, если указан глас 3‑й.
Я не призываю регентов быть жёсткими и заставлять учить подобны во что бы то ни стало под угрозой изгнания с клироса. Я призываю лишь пытаться привить певчим любовь к подобнам, объяснить, что это необходимо так же как и гласовые песнопения (ведь с этим певчие спорить не будут). А главное, объяснить почему. Здесь снова встает вопрос о необходимости воцерковления певчих, они должны душой понимать, что они поют.
Ситуации разные бывают. Есть храмы (сельские, например), где и гласы-то с трудом выучить могут, поскольку певчих как таковых нет, и их функции выполняют более менее подходящие на эту роль бабушки.
Речь идет больше о хорах, состоящих из профессиональных певчих (не обязательно с образованием) — людей, способных и поддающихся обучению. Ведь наверняка Вы, уважаемые регенты и певчие, посвящаете много времени на спевках, чтобы выучить некое авторское песнопение и тем самым внести разнообразие в службу. Почему же часть этого времени не посвятить основам, и не выучить мелодии подобнов. Это способно внести не меньше разнообразия.
Хочется обратить внимание, что часто очень много времени уделяют музыкальности и разнообразности неизменяемых песнопений (те, которые повторяются из службы в службу). Пение на подобны же относится в первую очередь к стихирам, то есть к изменяемым песнопениям. Представьте, Вы поете стихиры святому, и стихиры эти могут быть еще раз спеты, может быть, только через год. Как же их не выделить музыкально? Почему не сделать акцент на тексте, оформив его в особую музыкальную обложку? Но не просто в музыкальную обложку по собственному усмотрению, а как на это указывают древнейшие церковные тексты. Таким оформлением Вы привлечете внимание молящихся к празднуемому событию. «103 псалом», «Блажен муж», «Свете тихий» люди слышат каждую воскресную всенощную, а вот текст стихиры, в которой прославляется празднуемый в данный конкретный день святой, на следующей службе уже не прозвучит. Зачем же тогда, вместо того, чтобы музыкально приукрасить стихиру, мы наоборот словно спешим быстрее пропеть “стихирки”, а весь свой талант вложить в следующее за ними неизменяемое песнопение, выставив напоказ наши исполнительские способности, спев, к примеру, «Великое славословие» Архангельского. Какая цель преследуется в данном случае? Не наша ли гордость и тщеславие заставляют нас так поступать? Мы хотим показать себя, вот слушайте и восторгайтесь, какие сложные песнопение мы можем петь. А при исполнении на подобны, конечно, наши личные способности будут скрыты, мелодия же простая, что там петь. Но мы ведь не концерт поём, наша цель слиться в едином пении для молитвы и петь «единым сердцем и едиными усты», а не выставлять напоказ исполнительские способности каждого отдельного певчего на своей партии.
Только не подумайте, что я против авторских песнопений. Нет и нет. Просто необходимо находить нужный баланс и того и другого и не загонять незаметные стихирки в дальний угол, а наоборот выделять их тексты, применяя свой музыкальный талант. Если мелодии подобнов настолько просты, то Вам не составит большого труда их выучить.
Значение слова «подобен»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кормщик (существительное):
Синонимы к слову «подобен»
Предложения со словом «подобен»
Цитаты из русской классики со словом «подобен»
Понятия со словом «подобен»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «подобен»
Духовный человек подобен хорошему музыканту, который чувствует любую фальшь в музыке.
Когда читатель берёт книгу в руки, он подобен путешественнику, готовому исследовать новый маршрут, обогатиться впечатлениями.
В течение последующих десяти ночей он был подобен золоторогому быку, и поголовье скота увеличивалось.
Синонимы к слову «подобен»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.