Что такое подобрать аккомпанемент
Как подбирать фортепианный аккомпанемент
Автор статьи — Мажутко Анна
Про главные трезвучия лада мы с вами уже говорили не так давно и выяснили, что они – основа аккомпанемента на фортепиано. Без них немыслима ни одна песня, ни одна композиция.
Другое дело, что аккордов в аккомпанементе может быть куда больше, чем три главных, но это уже высший пилотаж. Но с чего-то ведь надо начинать. Вот и начнем с подбора фортепианного сопровождения к самым простеньким детским песенкам. Но прежде чем мы пойдем изучать принцип гармонизации, давайте ответим на простой вопрос:
Почему «главные» и где «подчиненные»?
Далеко не все знают, почему они так называются. Следуя логике, раз есть «главные», то должны быть и «не главные». Правильно, есть такие трезвучия, только называются они побочные. Об этом написано в этом уроке. Однако я постараюсь упорядочить ваши знания. Или ликвидировать ваши незнания, ели вы вдруг по каким-то причинам не поняли предыдущую тему.
Как вы помните, главными считаются I, IV и V ступени. Дело в том, что если вы начнете играть в мажорном ладу все трезвучия на всех ступенях, то только на I, IV и V будут мажорные трезвучия, а на остальных – минорные или уменьшенные. А если вы ту же операцию проделаете в минорном ладу, то на I, IV и V ступенях будут звучать минорные аккорды, на остальных зазвучит мажор или уменьшенное. То есть трезвучия, построенные на I, IV и V ступеней соответствуют родному ладу. В миноре – минорные, в мажоре – мажорные. Вот и весь секрет. Попытаюсь проиллюстрировать.
Вот перед вами хорошо знакомый до мажор :
А теперь от каждой ноты нарисуем трезвучия (нотки через одну). Получится вот что:
Если мы проиграем по белым клавишам получившиеся трезвучия и внимательно прислушаемся к ним, то придем к выводу, что только I, IV и V ступени звучат мажорно. II, III и VI – явный минор, а на VII– ни то, ни другое. Такой аккорд именуется уменьшенным трезвучием. Используется, когда надо изобразить что-то злобное или неопределенное, подвисшее в воздухе.
А теперь вернемся к аккомпанементу для фортепиано. В любой песенке при подборе аккомпанемента используются главные трезвучия лада – тоника, субдоминанта и доминанта. Простенькую детскую песенку можно построить на трех аккордах. Вот посмотрите, как выглядит подбор аккомпанемента «Маленькой елочке» в до мажоре.
Я часто слышала от учеников такой вопрос – а от какой ноты играть такую-то песенку? (подразумевается – а в какой тональности играть ту или иную песенку?) Отвечаю – любую песенку можно сыграть в любой тональности. И когда я демонстрировала это ученикам, то они сильно удивлялись. Вот, удивляйтесь и вы:
Мамаева Э. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии
Мамаева Э. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии
Я пришла к мысли написать это пособие много лет назад, еще в России. Моя практика преподавания, а я преподаю уже тридцать лет в России и в Соединенных Штатах Америки, показала, что это пособие просто необходимо любителям легкой музыки.
Я начала интересоваться подбором мелодий и аккомпанемента к ним еще с юности. Когда хотелось поиграть что-то современное эстрадное для собственного удовольствия, а также для семьи и друзей.
Так что в России в 70-х— 80-х годах, да и позже, невозможно было найти в нотных магазинах понравившуюся песню или эстрадную мелодию на пике ее популярности. На полках магазина она появлялась спустя 2-3 года, когда уже устаревала, и, кроме того, мелодии эти были аранжированы так сложно, что только профессиональные музыканты могли справиться с их исполнением. Начав преподавать фортепиано в музыкальной школе, я поняла, что невозможно ограничить учеников исполнением только классической музыки. Я чувствовала, что им хочется поиграть что-то легкое, эстрадное, модное, помимо серьезной программы. Я стала делать сама легкие аранжировки их любимых песен, а также устраивала концерты учеников своего класса, где мы исполняли эстрадную музыку, и даже делала переложения для двух фортепиано.
Это пособие я предлагаю как для начинающих учеников — подростков и взрослых, которые не знают еще гармоний, тональностей, аккордов, стилей и ритмов, так и для тех, кто уже умеет немного играть на пианино или keyboard, но никогда не учились подбирать аккомпанемент и не знают, с чего начать.
Это пособие предназначено для тех подростков и взрослых, любителей легкой музыки, кто когда-то в детстве начинал учиться игре на фортепиано в музыкальной школе или у частных учителей, но по каким-то причинам прервал занятия. Что-то помнят, но в основном забыли почти все. Музыку любят, имеют дома пианино или keyboard, и хотят снова играть, но что-то уже для души.
Мое пособие — как бы каркас, с помощью которого, по мере изучения теории музыки, ученик может усложнять гармонии, добавлять новые аккорды, доже вносить кое-что чпо и учиться импровизировать.
Мое пособие — это то, с чего удобно начать без больших усилий, не уставая и не напрягаясь, и не испытывая в то же время разочарования, неизбежного при освоении какой-то трудной аранжировки. Освоив это пособие и разобравшись в разных ритмах и типах аккомпанементов, любители эстрадной музыки смогут покупать различные понравившиеся им песенники. Вы найдете множество этих песенников на полках магазинов. В них обычно изложена мелодия для исполнения правой рукой и буквы нот — для левой.
Рекомендуем:
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!
Подбор аккомпанемента на занятиях в классе «Фортепиано»
Разделы: Музыка
Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка; превращение обучения в увлечение; обеспечение активного участия ученика в учебной деятельности; повышение личного интереса к музыкальным занятиям; организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося.
Традиционное обучение игре на инструменте, к сожалению, не создает полноценных условий для решения этих задач. Поэтому тема организации развивающего обучения в классе фортепиано детской музыкальной школы на сегодняшний день является достаточно актуальной.
Для реализации развивающего обучения необходимо менять формы обучения; включать в содержание образования разделы, направленные на развитие музыкального мышления ученика: чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент, транспонирование, импровизация и досочинение, подбор аккомпанемента.
Обучаясь игре на инструменте, дети часто испытывают желание перенести на него знакомые им песни. Педагог должен поощрять это стремление и использовать его для развития музыкальных способностей учащегося, предоставляя ему возможность играть эти песни с придуманным им самим сопровождением (аккомпанементом).
Данная статья раскрывает суть некоторых видов аккомпанемента и пути их освоения. Приведенные здесь примеры универсальны, их можно использовать и при работе с талантливыми учениками, и в работе с малоодаренными детьми, и в начальной стадии обучения игре на фортепиано.
Целью работы с учащимся по подбору аккомпанемента является развитие творческой инициативы и самостоятельности ученика, уверенное овладение им музыкальными и теоретическими знаниями, умение применить эти знания на практике.
В данной методической разработке рассматриваются следующие виды аккомпанемента:
Линеарное сопровождение (второй голос)
Линеарное сопровождение (второй голос) развивается из отдельных «опорных» звуков,которые надо подобрать в качестве поддержки для звуков мелодии на сильных долях и которые бы с этими звуками хорошо сочетались. Для начала учащийся с помощью педагога должен определить тональность мелодии, ее звуковой диапазон, затем из этого диапазона выбрать несколько опорных звуков, которые войдут в аккомпанемент (например, звуки тонического трезвучия). Это уже будет сопровождение, пока еще довольно неуклюжее, но оно сразу оживится, если попытаться соединить опорные звуки плавным движением с проходящими нотами или обыграть их (при их повторении) вспомогательными звуками.
При таком плавном соединении опорных звуков, образующем линеарное ведение баса в сопровождении, часто возникает тип аккомпанемента, который следовало бы разучивать как отдельное упражнение: ведение левой руки в сексту, дециму или терцию с мелодией и противоположное движение второго голоса.И то, и другое особенно подходит для песен с поступенным развитием мелодии.
В качестве подготовительных упражнений к линеарному сопровождению рекомендуется играть с учеником пентахордовые последовательности или гаммы следующим образом:
1) В противоположном движении.
2) В виде канона; при этом возникают пассажи в сексту и дециму, а также противоположное движение. Использование канонической имитации в левой руке может послужить толчком для того, чтобы обратить внимание ученика на различные возможности имитации других мелодических оборотов.
3) С движением второго голоса в сексту и терцию с мелодией (при этом в заключительном обороте используется интервал квинты).
Все эти подготовительные упражнения, включая и мелодическую имитацию, можно применить в процессе подбора аккомпанемента к песне.
Все из предложенных выше образцов линеарного сопровождения могут быть использованы уже в самый первый периодфортепианного обучения. Поначалу достаточен небольшой диапазон мелодий (например, пятиступенный), чтобы с помощью опорных звуков и их соединений на основе подготовительных упражненийсоставить простые, но все же достаточно интересные линеарные формы сопровождений. По мере накопления теоретических знаний учащегося и с ростом его инструментальной техники диапазон мелодий, разумеется, необходимо расширять.
Хотя рассматриваемый вид аккомпанемента очень несложен, он уже допускает целый ряд вариантов и побуждает учащегося к выдумке, к импровизации, к творчеству.
Дальнейшие виды линеарного сопровождения связаны с применением в басу диатонических или хроматических гаммообразных пассажей. Здесь уже требуется от учащегося четкого ощущения самостоятельности мелодической линии контрапунктирующего голоса.
Чтобы ученик при выработке умения сочинять такого рода басовую мелодическую линию мог действовать по определенной системе, педагог должен дать ему некоторые ориентиры. Например: используя гаммообразные мелодические ходы (диатонические или хроматические), следует устремлять их к звукам, которые могут гармонически поддерживать мелодию песни на сильных долях или хотя бы в завершениях фраз; такими звуками являются большей частью основной тон или терция соответствующей гармонии (в нотном примере они обозначены крестиком). Отсюда вытекает требование ритмической гибкости басовой линии, приспосабливающейся к тому, чтобы вовремя достичь «опорных точек».
При всяком линеарном сопровождении особое значение следует придавать ритмической самостоятельности и разнообразию в ведении контрапунктирующего голоса. Испытанным приемом, на который здесь надо ориентироваться, является активизация сопровождения именно тогда, когда мелодия находится в покое, и наоборот. Само собой разумеется, что звучание может быть обогащено еще и применением двухголосного ведения мелодии. Отсюда позднее можно развивать линеарный третий голос.
Двухголосный аккомпанемент
Наипростейшей формой двухголосного сопровождения вообще является типичное для волынки сопровождение — квинтовый бурдон(квинта, образованная I и V ступенями тональности). Его можно применять в качестве органного пункта на протяжении довольно значительных отрезков мелодии. Квинтовый бурдон может выполнять также ритмическую функцию, например: при подчеркивании сильных долей, в качестве ритмического дополнения в момент покоя мелодии, как синкопа или ритмическое остинато и т.д. Несколько более красочная разновидность этого вида аккомпанемента получается при переходе квинты в сексту и обратно (движение подобное маятнику); это особенно подходит для песен с волнообразной мелодикой.
Следующий шаг в работе над двухголосным аккомпанементом – это освоение аккомпанемента с меняющимися интервалами. Образуются они из одноголосных последовательностей, которые сначала нужно подобрать к данной мелодии.
Двухголосное сопровождение из остинатных последовательностей можно, однако, рекомендовать лишь с оговорками, так как оно годится лишь для немногих песен. Но, несмотря на это, учащиеся должны экспериментироватьи с таким типом аккомпанемента, испытывать его на многих песнях. Тогда они на собственном слуховом опыте смогут определить, при каких мелодических структурах возможно применение такого сопровождения, а где оно сразу же исключено. Едва ли тут найдется определенное правило, но лучше всего выбирать песни, мелодия которых не слишком зависит от основных гармонических функций и строится не по принципу тесной связи с гармонией. Все эти двухголосные аккомпанементы могут исполняться как с одновременным звучанием интервалов, так и в разложенном их виде.
Аккомпанемент на основе гармонических функций
Знакомство с этим видом аккомпанемента следует начать с гармонизации песенных мелодий тремя главными трезвучиями — тоникой (Т), субдоминантой (S) и доминантой (D). Причем особое внимание необходимо обратить на то, чтобы учащийся воспринимал саму специфику звучания каждого из этих трезвучий и умел различать их на слух. На начальном этапе освоения данного вида аккомпанемента учащемуся следует поупражняться в исполнении сопровождения из трезвучий основных гармонических функцийбез подключения мелодии: мелодию играет или поет педагог, а ученик сопровождает ее соответствующими аккордами (в левой руке — основной тон, бас; в правой — весь аккорд). Позднее мелодию должен напевает сам ученик.
Сопровождение должно быть стилизовано в соответствии с характером песни, исполняться в различных мелодических положениях аккорда — как в мажоре, так и в миноре (с учетом теоретических знаний учащегося). От этих предварительных упражнений легко перейти уже к исполнению аккомпанемента и мелодии вместе. В функциях субдоминанты и доминанты рекомендуется включать неполные формы, чтобы можно было применить основные тоны этих гармоний в басу.
Ни один из составленных таким образом аккомпанементов к песням — даже наипростейший из них — не должен нарушать теоретических законов или идти вразрез с естественным ощущением музыки учащимся. Недостатки такого рода в каждом случае должны поправляться педагогом. При этом учащимся нужно постоянно разъяснять, почему тот или иной оборот «запрещается» или некрасиво звучит.
Решающее значение при оценке той или иной обработки песни имеет и выбор определенного вида сопровождения.
Для каждой песни подходит не любой аккомпанемент, а лишь такой, который не противоречил бы ее смыслу и стилю. Поэтому педагог должен прорабатывать с учащимся как можно большее количество видов сопровождения. Чем больше способов аккомпанемента ученик будет знать, тем лучше он сможет приспособить сопровождение к характеру данной песенной мелодии. Кроме того, часто бывает нужно комбинировать различные типы сопровождения в рамках одной песни.
Педагог должен всячески поощрять своих учеников в стремлении к творчеству и помогать учащимся найти свой собственный музыкальный язык.
Как подбирать аккомпанемент по слуху.
Многие музыканты, особенно самоучки, умеют подбирать по слуху, не задумываясь о том, какие ступени они при этом используют. Это нормально, но не грамотно. Так как теория дает возможность сократить время интуитивного подбора и перебора всех подряд аккордов.
2. Аккомпанемент. Это воспроизведение таких звуков, делающих основную мелодию выразительной и красивой. На одну и туже мелодию можно сыграть множество аккомпанементов. (И в этом весь смак музыки. Мелодия может быть невыразительной и монотонной, но аккомпанемент способен из нее сделать шедевр).
3. Ступени тональности. Их обозначают римскими цифрами. Но я их здесь писать не буду. Основные ступени тональности: Тоника. – первая ступень. В тонике первая нота аккорда является основным тоном всего произведения. Доминанта –5 ступень.В нотах доминанты нет основного тона, но ее главная нота является третьей нотой Тоники. На слух элементарно определить эти две ступени. Их можно охарактеризовать так Тоника – это начало и конец произведения, на нем можно и нужно закончить произведение. Доминанта же, это апогей произведения, кульминация, развязка. И после нее обязательно необходимо взять тонику.
эти две ступени невозможно ни с чем другим перепутать, особенно тонику, поэтому если вы слышите, как какой ни будь певец затянул ноту и долго ее держит и все ждут когда же это закончится, значит, он завис на доминанте. А когда все вздыхают с облегчением, значит он разрешился в Тонику.
Современная музыка нашла замену этим двум ступеням тональности. Теперь вместо четвертой ступени берут ее параллель.
4. что такое параллельные ступени или аккорды? У каждого аккорда есть замена, минорная или мажорная. И разница всего в одной ноте. Например если у До мажора ноты ДО МИ СОЛЬ, то у его параллельного «брата» Ля ДО МИ, а если к этому аккорду (С) добавить ноту ЛЯ, то получится Am 7. ЛЯ ДО МИ СОЛЬ, почти «С».
Таким образом, научившись различать всего лишь две вещи: Тонику и Доминанту, вы научитесь всему остальному. Вот предлагаемый мною путь подбора песни,
1 определите тональность. Когда вы услышали, что поется тоника, или другими словами мелодия пришла туда откуда начиналась, запомните и пойте ее, тем временем подбирая аккорд, который наиболее подходит для нее. Когда с этим покончено,
2 попробуйте взять доминанту (или ее параллель), если она не подходит (а так скорее всего и будет) значит берите субдоминанту или ее параллель. Ну вот, принципе, и все что можно посоветовать для развития способности подбора не сложной песни. Определяем где тоника и доминанта и заполняем пустоту их параллелями, либо параллелями субдоминанты.
Также есть такие аккорды которые сами по себе ярко выражены, которые сложно спутать. Например: уменьшенные или DIM аккорды. Maj, Sus и т. д. что бы их хорошо запомнить на слух, (или скорее ассоциации, которые вызывает у вас это сочетание звуков). Поиграйте этот «характер» в разных тональностях. Скажу проще возьмите Dsus Esus Fsus … и вы услышите что хотя высота звуков меняется вообщем он звучит одинаково характерно.
Ну и простое, но самое результативное занятие. Попробуйте сыграть знакомую вам песню в другой тональности, потом в другй и т.д. когда вы сможете сыграть эту песню во всех тональностях. Можно будет сказать, что вы УМЕЕТЕ подбирать аккомпанимент. (если не получается, просто посчитайте на пальцах какой должен быть аккорд)
Но вам будут встречатся песни над которыми вам придется по потеть. Обычно это происходит, когда бас имеет свою линию. С этим тоже можно справиться. Подберите сначала просто, что бы звучала мелодия под ваш аккомпанемент, а потом, прислушивайтесь к басу (сделайте на эквалайзере больше баса и уберите высокие) и так, постепенно вы откроете секрет песни. Или сначала поберите бас, а потом аккорды.
Ну и последнее. Всегда вникайте, когда вы играете, какую ступень вы в данный момент берете. Не оставляйте белых пятен в своем сознании, ищите всему объяснение. И если вам кажется что вы нашли истину, но она слишком сложна, значит вы заблуждаетесь – истина всегда проста.
Приведу несколько таблиц которые помогут вам увидеть, то что вы только что прочитали.
Самые простые последовательности.
|
|
Характерная гармония блюзов.
С Am F G – эту последовательность необходимо играть всем закрытыми глазами и в разных тональностях. Если вы еще не можете перевести аккорды в другую тональность, вот вам подсказка.
Потом пробуйте так С Am Dm Em, потом так С Am F Dm G Em.
Как подобрать аккорды к мелодии
Данная статья является текстовой расшифровкой видеоурока https://youtu.be/FD62ldMHV24
В этой статье рассмотрим принципы того. как подобрать аккорды к мелодии на примере простой мелодии с использованием системы TSD.
Гармонизация мелодии — это процесс подбора аккордов к существующей мелодии по определённым закономерностям. Эти закономерности называются системой.
Существуют две базовые системы: тональная и модальная.
Тональная система опирается на чередование функций: тоники, субдоминанты и доминанты по определённым закономерностям, среди которых базовой является чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональным оборотом.
В этой статье мы возьмём известную мелодию «Jingle Bells» (как очень простую и показательную) и подберём к ней простые аккорды в рамках системы T-S-D.
Этот урок прежде всего для тех, кто делает первые шаги в гармонизации и желает понять логику подбора аккордов для мелодии. Здесь будет рассматриваться не совсем привычный для классической гармонии подход, но этот подход, как мне кажется, лучше всего работает именно в современной музыке и он более практичен.
Итак, вначале послушаем мелодию, увидим как она выглядит в нотах и как она звучит.
Разберём первый небольшой фрагмент.
С чего стоит начать гармонизацию? Самый первый и банальный шаг состоит в определении тональности, в которой мы будем использовать аккорды.
Существует несколько способов определения тональности, но самый простой это подобрать ноту, которая звучит устойчиво, и которой стремятся все ноты мелодии.
Так же можно посмотреть и на ключевые знаки. Послушайте этот отрывок.
Слышно, что последняя нота неустойчивая и она стремится к ноте соль (тоника)
Также, если вы посмотрите на окончание мелодии, то чаще всего в конце будет тоника лада.
Она звучит устойчиво и это и есть та нота, по которой мы определяем тональность.
Звучание здесь явно радостное, светлое, возвышенное и соответственно лад мажорный (G).
Следующий шаг, который вы должны сделать это выбрать аккорды, с помощью которых будем гармонизовывать мелодию. Поскольку мы будем использовать гармонизацию в пределах основных функций, то выберем только три аккорда. Это аккорд тоники G, это C и D. Пока возьмём три аккорда и будем использовать их.
Итак, с чего стоит начать? Здесь существует несколько подходов:
1. Можно посмотреть на ноты из которых состоит мелодия. Например, здесь ноты ре, си, ля, соль, ре
Посмотрим, в какие аккорды могут входить эти ноты.
Нота ре входит в аккорды G и D, то есть в тонику и доминанту.
Нота си входит только в аккорд G
Нота ля входит в аккорд D
И нота соль входит в аккорды C и G
Так же можно увидеть, что интервал отчерчивает здесь трезвучие G
Соответственно, первым можно попробовать аккорд G.
На первых этапах, когда вы ещё не совсем понимаете, как аккорды сочетаются с мелодией, вы можете действовать методом подбора. Затем вы уже будете слышать аккорды и понимать закономерность их взаимодействия.
Итак, пробуем аккорд тоники.
Как видите, он звучит достаточно хорошо.
Здесь мы опираемся на ноту ре, соответственно, можно предположить, что здесь прозвучит аккорд D.
Давайте попробуем сделать такую последовательность: G и D. Сразу оговорюсь, что я показываю сейчас метод гармонизации, при котором вы не знакомы с оригинальным аккомпанементом и подбираете гармонию именно на основе закономерностей движения ступеней.
Как видите, звучит не очень хорошо. Хочется, чтобы мелодия осталась на том же аккорде.
Одним из правил, которое применяется в гармонизации мелодии это организация одинаковых фраз или мотивов одинаковой гармонии. Это не строгое правило, но чаще всего если вы видите похожее движение, то закономерно использовать в начале тот же аккорд. Затем вы уже можете попробовать поэкспериментировать.
Дальше мы видим, что нота ми меняется.
Соответственно, аккорд G не подойдёт. Послушайте.
Не звучит.
Нота ми входит у нас в состав только аккорда C из трёх выбранных нами, поэтому здесь выбор очевиден — мы используем аккорд субдоминанты C. Послушаем.
Мы видим здесь, что нота ми выпадает на сильную долю. Небольшая подсказка: ноты, которые выпадают на сильные или относительно сильные доли очень часто определяют звучание гармонии и по ним можно ориентироваться, какой аккорд здесь более предпочтителен.
Попробуем поставить здесь аккорд C.
Нота фа-диез входит в состав только аккорда D, поэтому мы выберем аккорд доминанты. Получаем то движение, с которым мы работаем: базовая тоника, субдоминанта и доминанта.
Послушаем, что у нас получилось.
Здесь мы видим ноты ре, до и ля.
После доминанты единственный аккорд (отличный от доминанты), который мы можем использовать это аккорд тоники. Попробуем аккорд тоники, поскольку нота ре входит в состав тонического трезвучия.
Как слышите, звучание абсолютно не подходит. Поэтому единственный очевидный выбор здесь доминанта.
Для тех, кто хорошо разбирается в аккордах, обращу ваше внимание, что здесь есть нота до, которая является септимой. Поэтому, здесь можно использовать септаккорд.
И здесь очевидно будет аккорд G, потому что нота B входит в состав только аккорда G, это первая закономерность. Вторая: после доминанты в тональной системе мы можем использовать только аккорд тоники.
Ещё раз повторю, что сейчас мы не обращаем внимание на голосоведение, чтобы не усложнять вашу задачу.
Итак, куплет мы гармонизовали. Послушаем припев.
Нота си. Она входит в состав только G, поэтому мы используем здесь именно его. Как видите, здесь 4 такта будет один аккорд.
Дальше нота до. Очевидно, что это аккорд субдоминанты.
Здесь обратите внимание на следующую особенность: нота до попадает на первую долю.
И логичным, казалось бы использовать аккорд C. Но затем здесь повторяются три ноты си и они оттягивают на себя всё внимание. Всё мелодическое движение сосредоточенно здесь именно на подчёркивании ноты си, поэтому нота до здесь это так называемое задержание. Соответственно, здесь аккорд соль. Послушаем.
Здесь два выбора: аккорд G, либо D. Попробуем G.
Как видите, здесь внимание так же оттягивается на ноту ля, подобно предыдущему такту. Нота ля у нас может быть гармонизована только ре-мажорным трезвучием.
И здесь логично повторить трезвучие пятой ступени.
И здесь, как вы видите я выписал, так называемую, вторую вольту.
При повторении мелодия оканчивается вот этими двумя тактами.
Здесь будет очевидно аккорд D7, который разрешается в тонику.
Мы получили гармонизацию припева. Давайте послушаем.
Итак, мы гармонизовали мелодию «Jingle Bells», используя систему тоника-субдоминта-доминанта. В оригинале мелодия гармонизуется чаще всего по-другому, но тем не менее, данное звучание можно назвать корректным и оно не нарушает закономерности движения гармонии именно в тональной системе.
Давайте сделаем некоторые простые выводы, которые помогут вам гармонизовать мелодию.
Итак, первое что вы делаете это определяете тональность.
Затем выписываете в этой тональности три базовых аккорда: тонику (аккорд I ступени), субдоминанту (аккорд IV ступени) и доминанту. Затем подбираете аккорды к мелодии на основе следующих фактов:
1. Преобладающие тона в мелодии. Это, как правило, ноты, которые попадают на сильную и относительно сильную долю.
2. Движение функций. Вы не должны нарушать движения субдоминанта-доминанта, то есть у вас всегда должно быть движение по формуле T-S-D или её производных D-S-T, T-D-T и так далее. Но ни в коем случае не D-S. Это другая система.
3. Экспериментируйте. Пробуйте разные аккорды даже в, казалось бы, неподходящих ситуациях. Тренируй ваш слух и постепенно вы начнёте слышать нужное движение гармонии
Тренинг по гармонизации мелодии
Пошаговая система гармонизации мелодии в любом стиле
Кратко о тренинге
Тренинг «Гармонизация мелодии» — новый формат обучения в StudyMusic. По сути, это …