Что такое подпространство в фантастике
Фантастические «штампы» и насущная реальность
Силовое поле: энергетические щиты — обязательный атрибут космической фантастики, что в книгах, что в кино, что в играх. Для поклонников космических симуляторов управление щитами — целая дисциплина.
Подпространство или гиперпространство (subspace, hyperspace) и телепортация: вот уж без чего фантастика не может обойтись с конца 1930-х — начала 1940-х годов. Перемещаться по бескрайним просторам космоса быстрее скорости света возможно только там, где «наши» законы физики не действуют…
А давайте посмотрим, что из этих вот концептов удалось реализовать и в какой степени?
Ну, с лазерным оружием всё понятно. Американцы вовсю его испытывают: «химические» лазеры уже способны уничтожать ракеты, самолёты и подрывать мины или несдетонировавшие снаряды.
Но все эти установки — громоздки и затратны в плане потребления энергии.
О компактном ручном оружии речи пока не идёт, во всяком случае о боевом оружии.
Ещё в середине прошлого десятилетия в США, однако, была разработана лазерная винтовка, временно ослепляющая противника: PHaSR — Personnel Halting and Stimulation Response.
Силовое поле: существует целый ряд разработок в этом направлении. Правда, наиболее известные из них направлены вовсе не на то, чтобы действительно создать «поле», способное не пропускать сквозь себя ничего или пропускать что-либо, но сугубо избирательно. Наиболее насущная, так сказать, проблема сейчас — это создание энергетического экрана, который защищал бы космические корабли от радиации.
Спутники, корабли и станции, действующие на относительно низких орбитах, надёжно защищены магнитным полем Земли.
Можно, конечно, снабдить корабль мощным алюминиевым панцирем, который не будет пропускать опасное излучение, но это совершенно непрактичный подход. Достаточно представить себе, сколько такая махина должна весить и какая ракета-носитель потребуется для его вывода хотя бы на орбиту, чтобы понять это.
Второй вариант — это создание облака плазмы вокруг корабля. Для производства плазмы потребуются небольшое количество водорода и генератор высокого напряжения, а для удержания этой самой плазмы на месте предлагается опутать корабль металлической сеткой под напряжением.
Ещё в 2006 году NASA выделило Университету Вашингтона в Сиэттле грант в размере 75 тыс. долларов на дальнейшие исследования этой идеи.
В 2007 году за аналогичные опыты взялась британская Лаборатория Резерфорда-Эпплтона, которая надеется в пределах десяти-пятнадцати лет создать реально действующий спутник, который будет защищён облаком плазмы от космических лучей, и при этом плазма будет оставаться на месте.
Что же касается «силового поля», которое не пропускает предметы, то здесь вспоминается вот эта странная история, случившаяся в 1980 году на заводе по производству полипропиленовой плёнки, где вокруг режущей машины начали происходить «необъяснимые явления». В частности, рабочие и приехавший для разбирательства специалист обнаружили мощную невидимую «стену», не пропускавшую сквозь себя никого и ничего. Как выяснилось, «стена» имела электростатическую природу: быстро движущаяся плёнка набрала статический заряд «мегавольтного диапазона», так что начали происходить удивительные вещи.
Когда на машину установили статический элиминатор, удалявший ненужный заряд, странные явления прекратились. Да, кстати, в дни, когда наблюдалась «электростатическая стена», влажность была очень высокой.
Джессика Альба в фильме «Фантастическая четвёрка». Её героиня Сью Сторм создаёт силовое поле сама.
С подпространством и телепортацией макрообъектов всё сложнее. В основе лазера лежит вполне конкретное физическое явление (заключённое в самом названии: напомним, что слово «лазер» — изначально аббревиатура).
За подпространством и телепортацией, если угодно, нет физики. Или же, что, быть может, даже будет точнее, у человечества нет знаний о законах физики, которые допускали бы подобные явления.
Конечно, существует теория «кротовых нор» (wormholes), и уже доказана возможность квантовой телепортации на немалые расстояния, однако к макрообъектам эти явления никакого отношения не имеют. Современная физика однозначно постулирует невозможность объектов и даже частиц, обладающих массой, перемещаться в пространстве быстрее скорости света.
Фантастика просто решает эту проблему путём «умножения сущностей», предлагая человеческой фантазии другие измерения с другими законами физики.
А впрочем, если человеческий разум что-то придумал и тщательно продумал, то рано или поздно это вполне может стать реальностью.
Сверхсветовое движение в фантастике
Сверхсветовое движение тел, обладающих положительной массой покоя запрещено СТО.
Главным образом, в фантастических произведениях и фильмах, сверх- или околосветовое движение, связано с передвижением в пространстве космического транспортоного средства.
Гипотетические частицы, обладающие отрицательной или мнимой массе покоя, такие как тахион, могут двигаться со сверхсветовыми скоростями. А также предполагается возможность изменения геометрии пространства, которое позволит перемещаться со сверхсветовой скоростью. Тема сверхсветового движения очень популярна в фантастической литературе.
Можно выделить два типа сверхсветового движения в научной фантастике:
В некоторых произведениях авторы объясняют более или менее подробно принципы сверхскоростного движения, в некоторых же просто указывается как факт.
Можно выделить несколько общих принципов:
Содержание
Классические способы перемещения
С точки зрения современной науки, передвижение тела в пространстве с около- / сверхсветовой скоростью мягко говоря «затруднено» (а проще говоря невозможно), и связано с цепью противоречий, которые следуют одно за другим.
Учитывая эти факторы, любой полет звездолета прекратится в первую же секунду. Из этого следует, что перемещение объекта в пространстве в прямом смысле этого слова, со сверхсветовой скоростью невозможно, и значит остается вторая возможность сделать это: преодоление расстояния не минуя пространственный отрезок, а прохождение через т.н. червоточину.
Большинство авторов фантастики, чтобы не объяснять подобные противоречия, указывают, что на сверхсветовых скоростях не действуют известные законы Ньютона, сохранения энергии, и термодинамики. При этом, совершенно не понятно, каким образом в таких условиях могут существовать живые организмы.
Вселенная Звездного Пути (Star Trek)
Наиболее подробное описание сверхсветовых технологий встречается во вселенной Звездного Пути. Сверхсветовое движение (варп-технология) здесь служит не просто фактором, позволяющим познакомить зрителей и читателей с инопланетными культурами, а одной из центральной концепций.
Технология скользящего потока (слипстрим)
описание
Привод квантового слипстрима сравним с технологией трансварпа. Он способен преодолеть 60000 световых лет за 3 месяца. Он был разработан инопланетной расой неизвестного происхождения, которую ассимилировали борги. Вместо использования стандартного варп ядра, он питается от сферического устройства, которое также служит ему двигателем. Корабли Федерации, после некоторых регулировок, в состоянии использовать слипстрим на очень ограниченный период времени.
технические особенности
На самом деле квантовый слипстрим — это узкосфокусированное, направленное варп-поле, которое создается путем управления структурой пространственно-временного континуума на квантовом уровне. При фокусировании квантового поля через дефлектор создаются огромные изменения в пространственном искривлении. Таким образом, создается подпространственный туннель, который появляется впереди корабля. Сразу после вхождения корабля в туннель, силы внутри туннеля двигают его на невероятной скорости.
Туннель квантового слипстрима достаточно велик, чтобы разместить более чем один корабль, поэтому тот корабль, который не имеет квантового привода, может войти в туннель слипстрима и присоединиться к тому кораблю, который генерирует его. Для того, чтобы начать контролируемое отключение квантового привода, нужно уменьшить силу поля до 50 %. Это может быть выполнено путем перестановки полярности привода.
Подпространственная катапульта
Подпространственная катапульта — это крайне продвинутая двигательная технология, которая была разработана и построена Ташем, неизвестным пришельцем, который намеревался вернуться домой после случайного прохождения через нестабильную червоточину. Подсчитав, что полет домой займет 10 лет, он направляет свои усилия на создание двигательного устройства, которое должно во много раз уменьшить время его путешествия.
технические характеристики
Механика устройства очень проста для такой продвинутой машины; когда она включена, гравитоновая волна, направленная излучателями, обволакивает корпус корабля. Это двигает его внутрь подпространства, которое известно как нуль пространство. Там корабль проводит какой-то промежуток времени, обычно несколько часов, в течение этого времени он преодолевает огромные расстояния «настоящего» пространства — теоритизированно Ташем.
Катапульта питается от тетрионового реактора и у нее есть огромные дуги, поддерживающие гравитоновые излучатели. Шесть излучателей поддерживаются на каждой дуге, которые, когда активизированы, создают синее поле, окружающее корабль перед его входом в нуль-пространство. Корабль, находящийся между дугами, удерживается гравитоновыми лучами, а затем «катапультируется» внутрь подпространства. Гравитоновое поле может быть установлено на разные уровни, чтобы определить расстояние, на которое будет перемещаться корабль.
Когда команда USS Voyager NCC-74656 впервые обнаружила катапульту в 2376 году, они немедленно предложили помощь Ташу, узнав, что он тоже пытается вернуться домой. Таш был благодарен за их помощь и предложил им взамен использование катапульты сразу, после того, как он совершит его путешествие.
После того как команда Вояджера улучшила действие катапульты, Таш совершил свой первый полет. Это позволило ему преодолеть 5000 световых лет, что превысило его ожидания, хотя ему пришлось приспособить его корабельные защитные поля, чтобы предотвратить распад корпуса.
После успешного путешествия, Таш отправил Вояджеру ряд модификаций, чтобы улучшить действие устройства. Проведя некоторые тесты, Вояджер использовал катапульту и пролетел 30 секторов пространства меньше чем за 1 час, сэкономив 3 года путешествия домой.
Солитоновая волна
Аннигиляторы пространства
Подпространство
Описание данного способа перемещения основано на допущении, что параллельно нашему прастранству существует другое, где снято ограничение на скорость или пространство имеет сильно искривлённую геометрию. Вход в подпространство возможен при создании соответствующих условий, часто требует много энергии. В подпространстве накладываются определённые ограничения, например на наличие бодрствующих самок (Лукьяненко танцы на снегу).
Аналог подпространства в современной реальности — авиаперелёты: экономят время, требуется авиалайнер, сложное оборудование, чаще всего передвижение возможно только из аэропорта в аэропорт.
Другие названия
Надпространство, искривлённое пространство…
Подпространство во вселенной Вавилон-5
Типичное представление подпространства дано во вселенной «Вавилон-5». Это пространство, подсвеченное алым с невнятной физикой. Вход и выход возможен в любом месте, или через специальные ворота, на кораблях, не оборудованных двигателями перехода. Для функционирования точки перехода требуется редкое радиоактивное вещество в больших количествах.
Телепортационный способ перемещения
Перемещение по методу Леванта-Мейера (ПЛМ)
В произведении «Мост к разуму» Джо Холдеман описал следующий метод перемещения на космические расстояния.
Время действия — вторая половина XXI века. После открытия ПЛМ люди постепенно расселяются по планетам.
история открытия
Перемещение по методу Леванта-Мейера получило свое название в честь двух американских учёных, первый из которых случайно открыл этот феномен, а второй нашёл ему практическое применение как средству межзвёздных полётов.
В один из дождливых дней 2031(34) года Левант экспериментировал с большим (около 2 см в диаметре) кристаллом бромида кальция. Бромид кальция является «ионным проводником» и поэтому электрический ток проходит через него только при относительно высоких температурах. Эксперимент имел целью проследить изменения в решетке кристалла по мере нагревания, при слабом электрическом разряде, пропущенном через него. Это было необходимо для работ над особым типом электронного микроскопа.
В тот же день Мейер — друг Леванта выдвинул идею, что наблюдался эффект телепортации, и палец Леванта побывал в дальнем космосе
описание
технические особенности
ПЛМ имел ряд ограничений на продолжительность и дальность перемещения:
Основная формула энергетической потребности для прыжка:
где C и k — постоянные, t — продолжительность прыжка (в днях), s — расстояние (в световых годах)
Как видно, с одной стороны данный метод не позволял перемещаться на расстояния менее 9,4 световых лет и на время менее 19,5 минут, с другой стороны из-за огромных энергетических затрат не позволял перемещаться на значительные расстояния.
Ниже приведена таблица энергетических затрат (в долларах) по пеермещению объектов:
Коллапсарный прыжок
В произведении «Бесконечная война» Джо Холдеман описал следующий метод перемещения:
Время действия — XXI—XXXI века. Человечество ведет космическую войну с тельцианами (инопланетянами, контакт с которыми впервые произошел у звезды Альдебаран в созвездии Тельца).
история открытия
В 1985 году был открыт коллапсарный прыжок — если направить объект в коллапсар, то он падал в него и выпрыгивал из другого коллапсара в другой части Галактики.
описание
Быстро нашли закономерность, позволяющую определить место выхода: объект как бы движется вдоль «линии» (вдоль эйншейновской геодезической линии) и выпрыгивает в пространство, когда эта воображаемая «линия» упирается в другой коллапсар. Попадая в нормальное пространство, объект продолжает лететь в том же направлении и с той же скоростью, с какой вошел в первый коллапсар.
технические особенности
Время, занимаемое прыжком, всегда одно и тоже, независимо от дистанции. С помощью сложных волновых экспериментов было показано, что длится некоторую малую долю секунды.
Произведение «Дикий Волк»
В произведении «Дикий Волк» Гордон Диксон описывает расу «Высокородных» — галактическую аристократию, владеющую многими технологиями, одна из которых — межзвездные перелеты
технические особенности
Особенности
Полезное
Смотреть что такое «Сверхсветовое движение в фантастике» в других словарях:
Сверхсветовое движение — Сверхсветовое движение движение со скоростью, превышающей скорость света. Несмотря на то, что согласно специальной теории относительности скорость света в вакууме является максимально достижимой скоростью распространения сигналов, а энергия … Википедия
Сверхсветовое движение в научной фантастике — Сверхсветовое движение тел, обладающих положительной массой покоя запрещено СТО. Главным образом, в фантастических произведениях и фильмах, сверх или околосветовое движение, связано с передвижением в пространстве космического транспортоного… … Википедия
Быстрее скорости света — Содержание 1 Введение 1.1 Определение сверхсветовой скорости материальной точки 2 Классическая физика … Википедия
Сверхсветовая скорость — Содержание 1 Введение 1.1 Определение сверхсветовой скорости материальной точки 2 Классическая физика … Википедия
Гиперпространство (фантастика) — Гиперпространство в фантастике иногда означает более многомерное пространство, в которое так или иначе вложено пространство нашего мира, часто пространство подобной или другой (часто не конкретизируемой; художественно описывается… … Википедия
Межзвёздный полёт — Межзвёздный полёт путешествие между звёздами пилотируемых аппаратов или автоматических станций. Четыре автоматические станции Пионер 10, Пионер 11, Вояджер 1, Вояджер 2 достигли третьей космической скорости и покинули солнечную… … Википедия
Межзвёздные полёты — путешествия между звёздами пилотируемых аппаратов или автоматических станций. Полеты на звездолётах занимают существенное место в научной фантастике. Четыре автоматические станции Пионер 10, Пионер 11, Вояджер 1, Вояджер 2 достигли третьей… … Википедия
Межзвездные полеты — Межзвёздные полёты путешествия между звёздами пилотируемых аппаратов или автоматических станций. Полеты на звездолётах занимают существенное место в научной фантастике. Четыре автоматические станции Пионер 10, Пионер 11, Вояджер 1, Вояджер 2… … Википедия
Межзвёздные полеты — Межзвёздные полёты путешествия между звёздами пилотируемых аппаратов или автоматических станций. Полеты на звездолётах занимают существенное место в научной фантастике. Четыре автоматические станции Пионер 10, Пионер 11, Вояджер 1, Вояджер 2… … Википедия
Технологии межзвездных путешествий в научной фантастике
[source]
Говоря «научная фантастика», в большинстве случаев мы подразумеваем под этим «космическая научная фантастика». В том смысле, что будущее нам уже кажется практически немыслимым без освоения космоса.
И если с освоением нашей Солнечной системы всё выглядит относительно просто и понятно — способы передвижения отличаются только степенью наплевательства авторов к законам импульса, инерции и астродинамики, то с межзвездными перелётами всё гораздо интереснее. Варианты есть самые разные — от классических и никак не оскорбляющих физику с отправкой кораблей на обычной реактивной тяге, груженых либо мороженными тушками либо оборудованные для длительного проживания на них популяции людей в течении поколений, до совсем уж экзотических, вроде использования Ада в качестве промежуточной остановки.
В этой статье я постарался составить обзор способов доставки бренных человеческих тел от одной звездной системы к другой, которым пользуются наиболее популярные НФ произведения, плюс один мой личный фаворит.
Звёздные Войны
Гипердрайв
Звездные Войны не были произведением, изобретшим гипердрайв. Однако они стали классическим и самым известным примером данной технологии, настолько распространенной, что она, фактически, является способом добраться от звезды А до звезды Б, подразумеваемым по умолчанию.
Принцип действия сводится к тому, что космический корабль с помощью определенного генератора или двигателя вываливается в параллельную реальность, имеющую другие законы физики и позволяющую кораблю либо двигаться там гораздо быстрее скорости света, либо пролетев небольшое расстояние покрывать световые года в обычном пространстве.
Гипердрайв и гиперспейс Звездных Войн, впрочем, имеет свой нюанс. Гиперпространство и обычное пространство связаны между собой и воздействуют друг на друга. Материальные объекты отбрасывают в гиперпространство гравитационные «тени», которых следует избегать. Столкновение с тенью приводит к плачевным результатам, в случае корабля и населенного мира — это довольно апокалиптическое событие, способное расколоть кору планеты. По этой причине все корабли ЗВ оснащены вшитыми системами безопасности, которые автоматически и принудительно выводят корабль в обычное пространство, если он оказывается слишком близко от гравитационной тени. Некоторые отключают эти системы, с целью полетов в экстремальных условиях, но предсказуемо долго не живут.
Стар Трек
Варп двигатель
Из всех способов путешествий, описаных в этой статье, Варп, пожалуй, единственная технология FTL, которая на данный момент имеет реальные шансы быть воплощенной в жизнь. Варп можно смело называть наиболее реалистичным способом передвижения выше скорости света из всех известных. Пускай он пока и остается лишь в виде формул на бумаге. Речь идет о двигателе Алькубьерре.
Принцип действия вытекает из способа обойти Специальную Теорию Относительности, постулирующую, что ничто в пространстве не может двигаться быстрее скорости света. «Тропинка» заключается в том, что данный постулат не распространяется на само пространство, которое может сжиматься и растягиваться от различных воздействий, например, гравитационного поля тел. Варп двигатель сжимает пространство перед кораблем и расширяет его позади корабля, передвигая пузырь обычного пространства вместе с кораблем вперёд.
Во вселенной Стар Трека такие двигатели развивают довольно скромные по стандартам научной фантастики скорости — странствия Энтерпрайзов были ограничены одним сектором галактики вблизи Солнечной Системы (
1500 световых лет), занимали годы и оставили кучу белых пятен и неисследованных областей.
Вавилон-5
Прыжковые врата
Вавилон-5 использует для связи между звёздами сеть прыжковых ворот, ведущих в гиперпространство. В принципе, это вариация стандартной идеи с гипердрайвом, однако присутствует несколько отличий, делающих этот вариант интереснее.
Во-первых, большинство кораблей не способны входить в гиперпространство самостоятельно, за исключением наиболее больших. Поэтому сеть прыжковых ворот крайне высоко ценится в галактике, считается нейтральной зоной и прямые атаки на сами врата считаются нарушением правил ведения войны и вообще крайним проявлением хамства, поскольку они необходимы всем межзвездным цивилизациям.
Во-вторых, само гиперпространство в Вавилоне-5 крайне активно и самостоятельная навигация в нем считается невозможной. Обычные сигналы не доходят до кораблей, а постоянные изменение в гравитации внутри гиперпространства сносит с курса и сами суда. Для ориентации корабли используют луч из тахионов, пробрасываемый между маяками, установленными возле точек входа-выхода прыжковых ворот в гиперпространстве, а в случае утери сигнала такого луча корабль можно считать безвозвратно потерянным.
Впрочем, по видимому такая ситуация касается только «молодых» цивилизаций, так как все высшие виды, вроде Ворлонов и Теней, используют гиперпространство без надобности в маяках. В гиперпространстве так же находится какая-то своя жизнь, которая, впрочем, чаще всего остается довольно безразличной к летающим мимо кораблям.
В третьих, Вавилон-5 — один из крайне немногих кто вообще как-то затрагивает экономический аспект сети межзвездных путей. За проход через прыжковые врата взимается плата с проходящие через них корабли, а так же с правительств, которым эти корабли принадлежат, за саму возможность пользоваться вратами на территории взимающей стороны. Лично я подобных деталей в других произведениях вспомнить не могу вообще, если и есть какая-то экономика, то заканчивающаяся на «купили мы для нашего звездолета гипердрайв».
Что интересно, ни одна из ныне существующих цивилизаций сами технологию врат не изобретали, а всего лишь находили или покупали у кого-то ещё, что роднит их со следующим сеттингом в списке.
Масс Эффект
Элемент ноль
Все космические корабли вселенной Масс Эффекта так или иначе используют Элемент Ноль, который генерирует обозначенный Эффект Массы, либо понижая массу объектов вокруг него, либо повышая её. Таким образом, удается повертеть Теорией Относительности и превысить скорость света.
Обычные путешествия между планетами и близко расположенными звёздами производятся с помощью FTL двигателей, способных лишь уменьшить массу корабля. Для межзвездных перелётов на дальние расстояния используются Масс Реле — громадные станции, построенные вокруг плотных ядер состоящих из элемента ноль. Реле обычно завязаны на один или несколько других реле и способны создавать коридор, в котором масса фактически исчезает, практически мгновенно перенося корабль на тысячи световых лет.
Многие из этих реле изначально по какой-то причине находились в выключенном состоянии и галактическое содружество вначале активно исследовало, куда могут вести такие реле. Это в конце концов привело к тому, что они натолкнулись на агрессивный вид арахнидов, который развязал с ними безжалостную войну. Впоследствии выключенные реле включать запретили из-за страха откопать в безднах вселенной чего похуже. Из-за этого люди, найдя возле Плутона одно из таких реле, впоследствии изначально заработали себе неодобрительную оценку в Галактике, поскольку начали исследовать сеть Реле и включать их направо и налево, что вылилось в войну с одним из видов, турианцами, которые попыталась остановить это безобразие.
Звёздные Врата
Звёздные Врата
В сеттинге Звездных Врат межзвездные путешествия несколько нетипичны. Для того чтобы оказаться на другой планете, космический корабль… не нужен. Перемещения между звёздами осуществляется с помощью Звёздных Врат, колец нескольких метров в диаметре, сделанных из экзотического материала, построенных древней вымершей цивилизацией, а сами космические корабли используются не так часто.
Звездные врата при активации создают стабильную одностороннюю червоточину между вызывающим кольцом и вызываемым кольцом, позволяя мгновенно перемещать любые объекты, подходящие по размерам чтобы пролезть в червоточину.
Односторонность врат проистекает из их способа действия: материя не переживает перехода по червоточине, поэтому отправляющие врата занимаются разбором проходящих через них объектов на субатомные частицы, а принимающие врата реконструируют полученный материал обратно в материю.
Каждые Врата имеют свой собственный семизначный номер, шесть символов определяют координаты принимающих Врат, и седьмой символ определяет передающие Врата. Восьмой символ используется, чтобы связываться с Вратами, находящимися вне обычной сети действия, обычно — в другой галактике.
Помимо Звездных Врат используются так же и обычные классические корабли, в силу различных причин, например, при массированных атаках, или если на целевой планете просто нет Звездных врат. В этом случае корабли используют вполне классический способ в виде гиперпространства, только порой с просто-таки неприлично высокой эффективностью (в одном из случаев космический крейсер цивилизации Асгард смог преодолеть расстояние между двумя галактиками за несколько минут). Впрочем, несмотря на это, транспортировка с помощью Врат остается предпочтительным вариантом.
Вархаммер 40к
[source]
Да, согласен, Вархаммер 40к не то чтобы фантастика, и абсолютно точно не научная, однако космические корабли там есть, и они используют необычный вариант FTL перемещений, так что он вполне может быть включен в список.
В начале статьи я упомянул о способах, использующих в качестве промежуточной точки ад. Собственно, так дело в Вархаммере и обстоит (я мог бы вместо вархаммера использовать куда более реалистичный фильм Event Horizon, но «полет через ад» уже плотно закрепился за вархаммером, да и в «Горизонте Событий» собственно путешествия по факту не было, титульный корабль был экспериментальным) — в качестве медиума для гиперперелета выступает Варп, который вполне себе похож на ад. Помимо сложных «течений», напоминающих бурную реку, живущие там твари чрезвычайно враждебны к обычному миру и при любой подвернувшейся под щупальце возможности стремятся проникнуть в нашу вселенную, или хотя бы овладеть разумом неосторожного человека. Во время путешествия через варп корабли защищают себя и свой экипаж полями Геллера, препятствующими проникновению населяющих варп существ, называемых демонами и богами, на борт или в мозги пассажиров. Сам варп может как воздействовать на обычную вселенную, так и сам подвергаться воздействию вселенной на него — многие из наиболее могущественных обитателей другой реальности возникли и черпают свои силы из проекции коллективного бессознательного целых видов, населяющих галактику, другие черпают энергию из проекций общих страхов — например, болезни и разложения.
Варп ответственен так же и за наличие у многих видов пси-способностей, которые используются в частности и для навигации в варпе во время перелётов. Для этой цели в качестве ориентира на Земле установили Астрономикон — маяк, передающий в варпе устойчивый и сильный сигнал, способный быть замеченным на расстоянии до 80 тысяч световых лет от Земли. Специфика работы устройства такова, что для поддержания функциональности устройства тысячи людей с пси-способностями должны буквально зарабатывать себя до смерти, подпитывая Астрономикон своей пси-энергией.
Помимо наличия враждебных туземцев, варп может порождать шторма, иногда прорывающиеся в реальность. Эти явления крайне непредсказуемы не только во времени и месте образования, но так же и в последствиях — одни корабли просто уничтожаются, в то время как другие могут быть закинуты в будущее. Один из мощнейших варп-штормов послужил причиной первоначального коллапса человеческой межзвездной цивилизации, отрезав на многие века многочисленные колонии от метрополии.
Гильдия Навигаторов
Постоянная передозировка спайсом вместе с тем подвергает их тела сильнейшим мутациям, так что в конечном счете Навигатор становится не способен жить где-то кроме атомсферы, пересыщенной парами спайса, которая была бы смертельна для любого другого существа. Деформации так же подвергается и их психология, что по сути позволяет классифицировать Навигаторов скорее даже как отдельный вид.
Навигаторы, хотя и являются вроде как независимой аполитичной компанией, тем не менее чуть ли не самая важная деталь космической цивилизации вселенной Дюны, поскольку они одни позволяют существовать межпланетным и межзвездным сообщениям, без которых общество бы развалилось на отдельные изолированные планеты. Поэтому даже Падишах-Император общается с представителями Гильдии крайне осмотрительно.
Автостопом по Галактике
Двигатель бесконечной невероятности
Бесконечно Невероятностный Полет — новый великолепный способ
преодоления громадных межзвездных расстояний всего за одну никакую секунды
без утомительного тыканья вслепую в гиперпространстве.
Он был открыт по счастливой случайности, а после доработки
исследовательской группой Галактического Правительства на Дамогране стал
общепринятой формой передвижения.
Вот, вкратце, история его открытия.
Принцип производства конечной невероятности в небольших количествах
просто путем подключения логических цепей суб-мезонного Мозга-Шмелютки 57 к
атомному векторному графопостроителю в среде, обеспечивающей сильное
броуновское движение (например, в большой чашке горячего крепкого чаю), был,
конечно, достаточно известен, и такие генераторы часто использовались, чтобы
поднять настроение на вечеринках — когда такой генератор включался, все
молекулы нижнего белья хозяйки вдруг одновременно смещались по полметра
влево, в соответствии с Теорией Неопределенности.
Многие уважаемые физики заявляли, что они терпеть не могут подобного
шарлатанства — отчасти, потому, что это подрывало научные устои, но в
основном потому, что их на такие вечеринки не приглашали.
Раздражало их не только это, но и постоянные неудачи при попытках
создать устройство, способное генерировать поле Бесконечной Невероятности,
необходимое для прыжка космического космического корабля через
умопомрачающие межзвездные расстояния. В конце концов они ворчливо объявили
о точно установленной невозможности создания подобного устройства.
Потом один студент, который однажды пытался убирать в лаборатории после
особенно неудачного опыта, стал рассуждать следующим образом:
Если, думал он, невозможность создания такого устройства точно
установлена, то оно (создание) должно иметь конечную невероятность. Так что
все, что нужно, чтобы его создать — это точно вычислить, насколько это
невероятно, заложить этот показатель в генератор Конечной Невероятности,
заварить чай покрепче… и включить генератор.
Так он и сделал, и был немало поражен тем, что ему удалось создать тот
самый генератор Бесконечной Невероятности, который так долго не удавалось
создать, из самых что ни на есть подручных средств.
Еще более он был поражен, когда сразу после того, как он был награжден
Премией Галактического Института за Самый Выдающийся Интеллект, его
линчевала разъяренная толпа уважаемых физиков, которые в конце концов
осознали, что единственное, чего они действительно не могли терпеть — это
сообразительный человек.
… Форд уткнулся в проспект, а затем показал его Артуру. — Видишь?
«Сенсационный прорыв в физике невероятности: как только полет корабля
достигает бесконечной невероятности, он проходит через любую точку Вселенной
одновременно. Другие галактические сверх-державы позавидуют вам!» Ух ты,
здорово!
Аватар
Криозаморозка и двигатель на антиматерии.
Venture Star, межзвездный корабль из фильма «Аватар» Джеймса Камерона, пожалуй, наиболее невзрачен по своим техническим характеристикам, по сравнению с остальными кораблями из этой статьи. Ему требуется несколько лет на то, чтобы достичь сравнительно недалекой звездной системы, и он набирает всего 0.7 скорости света. Но тем не менее, он не использует никаких фантастических допущений, если не считать таковым антиматерию.
В качестве принципа движения корабль использует производное от аннигиляции материи с антиматерией (используются атомы водорода) излучение, формирующееся в плазму с добавлением некоторого количества обычных атомов водорода. Это формирует ярчайший выхлоп длиной более тридцати километров. Эти двигатели корабль использует, когда отчаливает и тормозит возле Пандоры. Ближе к Земле корабль тормозится или разгоняется ещё и дополнительным фотонным парусом, на который направляется луч мощного лазера с орбиты Земли.
Люди в этом процессе почти не участвуют — в течении всех долгих лет полёта экипаж составляет только четверо человек, а все остальные пассажиры, включая «запасных» членов экипажа, находятся в замороженном состоянии анабиозного крио-сна, и пробужадют их лишь по прибытии в точку назначения. Это один из двух вариантов реального путешествия от одной солнечной системы к другой.
Рыцари Сидонии
Корабль поколений
Сидония представляет собой другой вариант реалистичного способа добраться до другой солнечной системы — в виде корабля, являющегося закрытой экосистемой, способной существовать независимо от внешних поставок и в течении многих веков, в течении которых он неспешно пересекает межзвездную пустоту. До пункта назначения добираются лишь далекие потомки тех, кто изначально строил и запускал корабль. Сидония построена сквозь астероид, что дает ей как источник ископаемых элементов, так и дополнительную защиту, помимо толстого слоя льда на внешней оболочке, местами доходящего до пятисот метров в толщине. Внутренняя планировка корабля «правильная», по отношению к космическим законам — пол находится в направлении двигателей, и внутреннее жилое пространство Сидонии построено в виде большого цилиндра с центральным столбом и различными террасами на его стенках, на которых и построена большая часть зданий. Большую часть времени Сидония летит по инерции, для экономии топлива, и здесь закрывается ошибка создателей — гравитация в жилой зоне все равно присутствует, не смотря на то что корабль не находится под ускорением. тем не менее, маневры по изменению траектории расцениваются как стихийные бедствия различной степени тяжести, т.к. провоцируют смену гравитационного вектора и разрушение части зданий из-за возникающих перегрузок. В такой конфигурации было бы логичнее использовать вариант корабля в виде цилиндра О’Нилла- вращающегося циллиндра, имитирующего гравитацию путем центробежной силы, чтобы его стенки таким образом становились полом. Так устроена Рама из романов Артура Кларка, тоже являющаяся каким-то подобием корабля поколений.
Герб Вселенной
Плоское Пространство
Особняком хотелось бы отметить аниме-сериал и серию новелл за авторством Хироюки Мориока.
Это, опять-таки, вариация на тему гиперпространства… Но наиболее интересная вещь в том, что этот вариант предоставляет правдоподобное обоснование такому штампу космооперы как «плоский космос».
Основное отличие гиперпространства Герба Вселенной в том, что он двухмерный. Корабли способны входить в него исключительно через определенные статичные точки входа, называемые «сорд». Корабли передвигаются по плоскому пространству, генерируя вокруг себя сферическое поле, которое предотвращает схлопывание третьего измерения. Когда два корабля оказываются недалеко друг от друга, их пузыри сливаются друг с другом, позволяя прямую атаку. Материя, попадающая в сорд без генератора защитного пузыря схлопывается в единственную возможную форму существования в двумерной вселенной — «пространственно-временную частицу». Сорд, расположенные вблизи звезд, получают постоянную долю звездного ветра, который схлопывается в частицы внутри сорд, истекающие из него в двумерном пространстве на манер потока. Эти потоки придают пространству некое подобие свойств жидкости, которая течёт от сорд получающих материю из обычного космоса к сорд, находящихся вдали от звезд. Кораблям тяжелее двигаться против этого «течения», но кус по «течению» помогает набрать скорость. Сорд, расположенные в центре Галактики, получают ещё больше материи от большого количества близлежащих звезд, поэтому навигация в центре Галактики практически невозможна, поскольку потоки там чрезвычайно сильны. Пузыри трехмерного пространства, генерируемые кораблями, имеют «спин». Когда ось их вращения расположена перпендикулярно Плоскости двумерной вселенной, корабль стоит на месте, но как только ось смещается, то пузырь начинает перемещаться в сторону вращения, как бы катясь по плоскости. Обычные двигатели в плоском пространстве годятся только для маневрирования внутри пузыря.
Сорд могут существовать в нашей вселенной в двух состояниях — открытом и закрытом (юанон). Сорд в открытом состоянии поддерживает стабильный проход в плоское пространство, выглядящее как источающая фотоны сферическая сингулярность примерно тысячу километров в диаметре. Без подпитки энергией сорд может находится в таком состоянии примерно двенадцать лет, после чего переходит в свое низкоэнергетическое состояние — небольшую частицу массой меньше протона, которая, тем не менее постоянно излучает пятьсот мегаватт энергии. Когда люди впервые нашли эти частицы, изначально они считались чрезвычайно редкими и ценными элементарными частицами гипотетических «белых дыр» и использовались в качестве источника энергии для кораблей, отправлявшихся в глубокий космос для исследований и колонизации. Только столетия спустя люди обнаружили их истинную сущность и смогли открывать их обратно в состояние сорд.
Двухмерность плоского пространства позволяет устраивать полноценные блокады солнечных систем, отрезать их от основных сил противника и задействовать другие необычные для «классического» космоса тактики, до этого выглядевшими несуразными даже в мягчайшей НФ. Все войны и сражения в этих условиях проходят, таким образом, внутри самого плоского пространства, поскольку как только флот противника выйдет в обычное трехмерное пространство, то битву можно считать проигранной — специфика смены метрик пространства таковы, что корабль проходящий через сорд, оказывается в случайной точке неподалеку от него на другой стороне.
Это так же одна из немногих вселенных, где битва в основном ведется посредством автономных дронов-мин (так же оснащенных пузырями), запускаемых с кораблей на манер ракет, но это отдельная история.