Что такое подседельный штырь на велосипеде
Штырь для седла велосипеда – секреты выбора
На велосипеде, особенно на современно оборудованном байке, довольно много важных деталей, от которых зависит скорость, маневренность и безопасность седока. Среди этих деталей штырь для седла велосипеда занимает свое особое место. Говоря упрощенно, это труба, на которой крепится сиденье, и которая сама крепится на раме. Что необычного в этой трубе и зачем вообще нужно обращать на нее внимание?
Подседельный штырь с амортизатором: полезная вещь или очередной маркетинговый ход
Среди разнообразия дропперов есть группа регулируемых, смягчающих нагрузку на позвоночник амортизационных штырей. В отличие от жестких стальных устройств, эти могут иметь ход вверх-вниз или в стороны.
Подседельный амортизатор для велосипеда профессиональные велорайдеры относят к жизненно необходимым и важным велосипедным деталям. Считается, что на таких деталях нельзя экономить, т.к. от их правильного подбора и регулировки зависит не только безопасность эксплуатации байка, но и правильная посадка водителя велосипеда, и скорость прохождения трассы. Неправильное функционирование таких деталей или поломка может поспособствовать получению серьезных травм на трассе.
Амортизационные дропперы гидравлической группы были разработаны для быстрого изменения высоты седла при перепадах трассы. Гораздо удобнее и быстрее преодолевать подъем с поднятым седлом, а спускаться с горки с опущенным. Также эффект смягчения толчков ощутимо заметен при езде по неровной трассе, особенно при фрирайд-заездах, в даунхилл-спорте и кросс-кантри.
Принцип работы гидравлического штыря заключается в том, что при открывании клапана внутри устройства масло перетекает из одной части картриджа в другую. Из-за этого седло либо опускается под силой тяжести ездока, либо поднимается внутренней пружиной. Штыри с амортизаторами также имеют некоторое расстояние допустимого хода, смещаясь в стороны и вверх-вниз.
Сейчас практически все гидравлические штыри выпускаются с выносной манеткой, которая крепится на руле. Поэтому гонщику не нужно отрывать руки от руля, а этот факт уже сам по себе способствует безопасности езды. Если райдер практикует езду по пересеченной сложной местности или участвует в гонках, то такой подседел ему точно понравится.
Типы подседелов
Все типы подседелов можно разделить на две основные группы.
Жесткие подседельные штыри – самый распространенная группа. Это просто отрезок трубы, на который с одной стороны с помощью замка крепится седло. Такие штыри просты в эксплуатации, неприхотливы, прочны, надежны, долговечны. К единственному их недостатку – жесткой посадке, 90% велосипедистов относятся некритично.
Если установить на байк оптимально подобранное и отрегулированное седло, а также определенным образом накачать колеса, то поездка окажется весьма комфортной. Выпускаются жесткие штыри, как правило, из стали. Это самый недорогой, имеющий надежность и популярность материал.
Амортизационные подседелы отличаются от жестких аналогов специально спроектированным механизмом, который смягчает нагрузку на позвоночник. Подседельный штырь гидравлический двигает седло вверх-вниз, а подседельный амортизатор смещает седло вниз и назад. Такие усовершенствованные модели достаточно дорого стоят, больше весят, а некоторые гидравлики еще и нуждаются в регулярном обслуживании. Штырь подседельный с амортизатором способствует значительно более мягкой посадке райдера на байке.
Стандарты: длина и ширина
Самые распространенные диаметры седлодержательных труб:
Следует обращать особое внимание плотности вхождения штыря в подседельную раму. Для этого диаметр подседельных штырей должен максимально совпадать с трубой рамы. Недопустимо, если в месте крепления труба качается. Даже маленький зазор в 0,5 мм приведет со временем к разрушению седлодержателя. Если не получается жестко закрепить трубу в раме, можно использовать подходящие по толщине металлические пластинки, вставив их в зазор между штырем и рамной трубой.
На заметку! Подобрать длину проще, чем диаметр подседельного штыря. Как правило для горных байков выпускаются штыри длиной 350-400 мм, а для городских и шоссейных — 270-300 мм.
При настройке высоты седла следует учесть, что нельзя выдвигать штырь из рамы дальше специальной отметки, которая нанесена на него. Подседел должен уходить внутрь трубы на 10-15 сантиметров, чтобы со временем не получить сломанный штырь, на который действуют постоянные и сильные нагрузки.
Как вставить подседельный штырь в подседельную трубу рамы
Такой вопрос может возникнуть при установке гидравлического дроппера с внутренней проводкой регулировки положений седла, рычаг которой выводится на руль.
Для данной работы понадобятся шестигранные ключи, кусачки, смазка, линейка. Ход работы:
Замки для подседельных штырей
Замок соединяет седло и штырь, регулируя при этом уровень наклона седла и перемещая его в продольном направлении. Замок может быть сразу интегрированным в подседельную трубу, а может отдельно крепиться к ней.
В зависимости от конструктивных особенностей замки делятся на четыре типа:
Дополнительное оснащение подседельных труб
Из современных дополнительных оснащений подседелов можно отметить беспроводное управление гидравлическим штырем. Кнопка управления удобно располагается на руле, касание которой приводит седло в нужное положение.
Это удобно для любителей экстремальной езды на двухколесном транспорте, но позволить себе такую роскошь могут немногие из-за высокой цены и необходимости обслуживать такую электронную деталь. Однако техника настолько быстро развивается, что велосипед совсем скоро может приобрести весьма футуристический вид.
Уход за подседельным штырем
Жесткие подседелы практически не требуют ухода, разве что по мере загрязнения их следует очищать. Сиденье для велосипеда с амортизатором, а также телескопические, гидравлические дропперы требуют периодического внимания.
Уход за ними сводится к нескольким пунктам:
Подседельный штырь для велосипеда – стандарты, как удлинить
Занимаясь велосипедным спортом, будь-то на профессиональном или любительском уровне, в первую очередь нужно думать о безопасности. Не стоит пренебрегать рекомендациями тренеров и профессиональных спортсменов, которые твердят в один голос: посадка велосипедиста должна быть комфортной и правильной. Поэтому подседельный штырь для велосипеда, непосредственно само седло, конструкция руля, тормоза и другие механизмы должны быть подобраны с учетом специфики катания.
Сегодня речь пойдет о подседельной трубе велосипеда. От ее типа, разновидности крепления и других характеристик зависит безопасность использования велосипеда и технически правильная посадка райдера.
Для чего нужен подседельный штырь
Назначение – надежное удержание и регулировка седла. Велосипедист в зависимости от физиологических особенностей и манеры езды сможет самостоятельно скорректировать положение сиденья по высоте и другим параметрам.
Сейчас большинство штырей изготавливают из алюминия. На байки, которые принимают участие в престижных соревнованиях, устанавливают карбоновые штыри, чтобы уменьшить вес велосипеда. Изделия из этого материала отличаются пластичностью и легкостью, а также более высокой стоимостью.
Самые дорогие подседельные штыри делают из скандия – они легче карбоновых труб, но их стоимость выходит за рамки приличия.
Длина и размер
Стандарты подседельных штырей сводятся к двум параметрам: длина и диаметр. Минимальная длина трубы составляет 30 см. На большинстве современных моделей установлены штыри длиной 30-40 см. На некоторых бюджетных моделях стоят совсем короткие – до 15 см. Это неудобно, поскольку не позволяет отрегулировать высоту и не дает велосипедисту принять правильное положение туловища.
Выбирая новый байк, обращайте внимание на длину и диаметр подседельного штыря. Проверить размер очень просто – достаточно открыть эксцентрик у основания трубы и немного потянуть трубку вверх. Если изделие короткое, оно быстро выскользнет. Если достаточной длины, то будет извлекаться медленно и с трудом.
Чтобы определить длину подседельного штыря, необходимо выдвинуть его насколько это возможно (обычно максимальный предел обозначается чертой белого цвета), а потом сесть на велосипед. Если ноги не касаются земли, но достают до педали в крайнем нижнем положении – все в порядке. Если ноги с трудом достают до педалей – нужно менять штырь или переходить к рассмотрению другой модели велосипеда.
Интересно! У велосипедов, стоящих на обозрение покупателей, седло должно быть выдвинуто по максимуму, чтобы можно было сразу оценить размеры подседельного штыря.
Диаметр
Есть 4 стандартных значения:
Первый диаметр использовался еще на советских велосипедах. Сейчас велосипедные штыри с таким диаметром не выпускают, но рамы такого размера все еще используются.
Диаметр штыря должен соответствовать размеру рамы. Иначе появится люфт, а со временем эта проблема приобретет еще большие масштабы. Поэтому при покупке следует обязательно сделать замер с помощью штангенциркуля или обычной линейки. В магазинах можно найти переходники, позволяющие немного удлинить штырь и установить его в трубу другого диаметра.
Разновидности подседельного штыря
Порой для уменьшения веса байка используют баттированные подседельные трубы. Это штыри с различной толщиной стенок по всей поверхности трубы. Они дороже стандартных аналогов, но гораздо легче. Если вес имеет для вас принципиальное значение, имеет смысл поискать именно такие модели.
Типы фиксации седла
Основное назначение подседельного штыря – надежная фиксация седла. Соответственно, система замка, фиксирующая всю конструкцию, должна максимально соответствовать этому требованию. За все время развития велосипедной промышленности было разработано 3 системы замков:
В некоторых случаях замок для седла может разрабатываться под конкретную модель велосипеда. Как правило, это байки, принимающие участие в престижных соревнованиях. Производители таких замков патентуют свои изделия, конструкции которых отличаются сложным устройством.
Уход за подседельным штырем
Как и все остальные механизмы и узлы велосипеда, подседельная труба периодически требует к себе внимания и должного ухода. Это помогает продлить срок ее эксплуатации. По сути, все сводится к нескольким пунктам:
Учитывайте, что неправильная регулировка подседела увеличивает нагрузку на раму, что приводит к преждевременному появлению признаков «усталости» металла.
Заключение
Недостаточно знать, где находится подседельная труба велосипеда, – нужно уметь правильно подобрать ее в соответствии с размерами и типом фиксации, а также отрегулировать положение сиденья, чтобы безопасно использовать велосипед и не перегружать спину.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Какие бывают подседельные штыри велосипеда
Подседельный штырь (еще его называют «глагол») – это труба, соединяющая седло и раму велосипеда.
В инструкциях к выпущенным в СССР велосипедам эту деталь называли “седлодержатель”. Этот термин время от времени используют и сейчас.
Относится к жизненно важным велосипедным деталям, на которых нельзя экономить.
Зачем нужен подседельный штырь?
Основная функция подседельного штыря – регулировка высоты седла. Также при помощи специальных замков труба регулирует угол наклона сиденья. От этих параметров зависит правильность и удобcтво посадки человека на байке, получение максимального коэффициента полезного действия от усилий велосипедиста.
Из какого материала должна быть изготовлена подседельная труба?
Сейчас примерно 90% подседельных штырей для велосипеда делается из алюминия. Этот метал очень легкий, но обладает прочностью, которой достаточно, чтобы выдерживать значительные нагрузки. Подседельные трубы для велосипедов очень дешевых серий, например, «Украина», делаются из стали. Такие штыри очень жесткие и прочные, но гораздо более тяжелые, чем алюминиевые.
На велосипеды, которые используются в спортивных соревнованиях, ставятся карбоновые подседельные трубы. Такие детали более легкие, чем алюминиевые, и позволяют снизить вес велосипеда на 100-200 грамм. В то же время карбоновые трубы не уступают алюминиевым по прочности. Именно за это их любят спортсмены.
На самые дорогие и престижные модели байков ставятся подседельные штыри из скандия. Они еще более легкие, чем карбоновые, но имеют очень высокую стоимость.
Про оптимальную длину подседельного штыря
Длина подседельного штыря должна составлять не менее 30 см. На большинстве современных велосипедов применяются трубы длиной 30-40 см. На некоторых моделях байков эконом-класса ставятся очень короткие подседельные штыри (до 15 см). Такая особенность не позволяет выдвинуть трубу выше и соблюдать правильную посадку на велосипеде.
Проверить длину подседельного штыря при покупке байка очень легко. Нужно всего лишь открыть эксцентрик (барашек), который находится у основания трубы, и чуть-чуть потянуть трубку вверх. Если эта деталь короткая, она легко выскользнет, если длинная, будет тянуться медленно и потребует приложения усилий.
Определить нужную длину подседельного штыря на конкретном байке очень просто. Для этого его нужно выдвинуть до максимально возможной отметки, которая обозначается длинной белой черточкой. После проведения этой процедуры необходимо сесть на велосипед. Если при осадке ноги не касаются асфальта, но достают до педалей в нижней точке их вращения, значит, подседельная труба достаточно длинная. Если нижние конечности дотягиваются до асфальта, нужно менять устройство или байк.
В хороших велосипедных магазинах байки, которые стоят на витрине, имеют максимально поднятое седло и никаких дополнительных манипуляций с ними проводить не нужно. Достаточно просто оседлать железного коня.
Как вставить подседельный штырь в подседельную трубу рамы
При настройке высоты седла очень важно не вставлять его в подседельную трубу в раме выше специальной отметки, нанесенной на штыре. Он должен оставаться внутри трубы как минимум на 10-15 сантиметров, иначе подседельная труба рамы со временем просто сломается от постоянных сильных нагрузок на её верхнюю часть.
Серьезные производители обычно наносят специальные метки глубины на свою продукцию.
Второй момент. Если штырь не идет вниз, и Вы чувствуете, что ему что-то мешает в трубе – не нужно вбивать его туда молотком.
Существуют разные диаметры, как самих штырей, так и подседельных труб на раме. Конечно, перед покупкой штыря необходимо проверить соответствует ли он диаметру подседельной трубы на раме. Если больше – то точно никак не всунете его в раму. А вот если диаметр штыря меньше чем трубы, то для его надежного крепления можно использовать специальные переходники на разные диаметры.
Какой должен быть диаметр подседельной трубы?
Самые распространенные диаметры:
Отдельные производители выпускают рамы со своими диаметрами подседельных труб и соответственно для них нужно искать подходящие по диаметру штыри. Это, например, такие диаметры как (в мм): 26,0; 26,8; 29,2 (Trek, Stels сталь); 29,6; 30,8 (Giant); 30,9 (Specialized); 31,2 (Atom fxc); 31,4; 31,8; 33,9 (Shulz)
А вообще почти полный перечень диаметров подседельных штырей в мм выглядит примерно так: 25.0 / 25.4 / 26.0 / 26.4 / 26.6 / 26.8 / 27.0 / 27.2 / 28.6 / 29.0 / 29.2 / 29.4 / 29.6 / 29.8 / 30.0 / 30.2 / 30.4 / 30.8 / 30.9 / 31.2 / 31.4 / 31.6 / 31.8 / 32.4 / 33.9 / 34.9
При подборе переходника внимательно следите, чтобы штырь сидел плотно в подседельной трубе рамы, не качался. Даже небольшой зазор в полмиллиметра, в котором качается подседел, со временем приведет к разрушению подседельной трубы. Да и ездить на качающемся седле не комфортно. Если найти такой переходник сложно, попробуйте просто обмотать штырь изолентой или используйте тонкие металлические пластинки, для ликвидации зазора между штырем и трубой.
Замки для подседельных штырей
Существует 3 типа замков, которые ставятся на подседельные штыри:
В зависимости от положения по отношению к трубе подседельного штыря замки бывают таких видов:
Крепление седла к штырю
Существуют разные конструкции крепления седла к подседельному штырю:
Существуют модели изогнутых штырей (например, как на рисунке справа), которые используют при необходимости изменить положение тела велосипедиста, отодвинув его немного назад. Размер выноса назад подбирается индивидуально для получения удобной посадки велосипедиста
Дополнительное оснащение подседельных труб
Амортизатор
До начала XXI века подседельный штырь был просто полой трубкой с креплением для седла на одном из концов. Но с начала 2000-х годов стали приобретать популярность штыри с амортизатором. Такие устройства значительно смягчают нагрузку и удары седла по ягодичным мышцам при езде на пересеченной местности или по грунтовым дорогам.
Все амортизационные механизмы для подседельных штырей делятся на 2 вида:
Трубы, оснащенные устройствами первого типа, относительно дешевы, но имеют малый срок службы, особенно если байк используется человеком с весом больше 90 кг.
Штыри, оборудованные механизмами второго типа, стоят в несколько раз больше, но обеспечивают максимальное уменьшение нагрузки на ягодичные мышцы.
Телескопическое устройство
Также на велосипеды, которые предназначены для езды по бездорожью, (двухподвесы) иногда ставятся телескопические подседельные штыри. Они состоят из двух труб. Верхняя из них втягивается в нижнюю. Эта особенность позволяет максимально выдвигать вверх седло при езде по шоссе и уменьшать его высоту при прогулках вне дорог.
Регулятор высоты
Подвидом телескопических подседельных штырей являются трубы с регулятором высоты. В них тросик от направляющего устройства протягивается к специальной кнопочке, установленной на руле. При помощи последней велосипедист может, не вставая с байка, менять высоту седла. Трубы с регулятором редко устанавливаются на велосипеды в заводских условиях. Приобрести их можно только в магазинах для профессиональных райдеров.
Окончательный выбор подседельного штыря зависит только от предпочтений и финансовых возможностей владельца велосипеда. Для прогулок по городу будет достаточно простой трубы с одноболтовым смещенным назад замком. Только для экстремальных гонок по бездорожью нужны сложные, оборудованные различными «примочками» подседельные трубы.
Уход за подседельным штырем
Как и все остальные механизмы и узлы велосипеда, подседельная труба периодически требует к себе внимания и должного ухода. Это помогает продлить срок ее эксплуатации. По сути, все сводится к нескольким пунктам:
Учитывайте, что неправильная регулировка подседела увеличивает нагрузку на раму, что приводит к преждевременному появлению признаков «усталости» металла.
Назначение подседельного штыря, разновидности и размеры детали
При занятиях велоспортом как на профессиональном, так и на любительском уровне, первоочередное значение имеет безопасность эксплуатации транспортного средства и правильная посадка, минимизирующая риск получения травм. Поэтому на подседельный штырь, наряду с самим седлом, рамой, конструкцией руля и тормозов при выборе велосипеда необходимо обращать особое внимание. Также его можно приобрести отдельно и установить самостоятельно.
Особенности детали
Подседельный штырь (seatpost) — деталь, с помощью которой седло «насаживается» на раму. Ее нижнюю часть надежно фиксируют хомутом или зажимом, верхнюю — с помощью специального замка, «закрывающего» направляющие. Снаружи штырь неотличим от тонкостенной трубы сравнительно небольшого диаметра. Внутрь может быть «вложена» еще одна труба, потоньше. Деталь можно двигать в соответствующей трубе рамы или раскладывать, как подзорную трубу, индивидуально подгоняя под себя высоту седла.
Подседельные штыри изготавливают из следующих материалов:
Если для велосипедиста критически важным фактором является вес байка, рекомендуется присмотреться к баттированным трубам. У таких штырей толщина стенок достигает максимума в месте крепления к седлу, ближе к раме они тоньше.
Разновидности
Велосипедные штыри делят на несколько типов в зависимости от конструктивных особенностей. Каждый вариант не лишен определенных достоинств и недостатков. При выборе необходимо учитывать все нюансы.
Телескопический
Штырь по конструкции действительно напоминает телескоп — он состоит из двух вложенных одна в другую труб разного диаметра. Высоту посадки можно сравнительно быстро изменить прямо во время поездки. Подъемы удобнее преодолевать, слегка приподнявшись над педалями, на спусках и равнинной местности можно немного опустить седло, снижая сопротивление встречному воздушному потоку.
Недостатками конструкции являются:
При выборе самого простого варианта телескопического велосипедного штыря желающему изменить высоту посадки нужно остановиться, спуститься с транспортного средства, снять седло, отрегулировать длину трубы вручную и вновь поставить сиденье на место. У более «продвинутых» моделей под седлом встроен рычаг, позволяющий проделать необходимые манипуляции прямо на ходу, но это требует от велосипедиста определенной сноровки.
Максимально удобен гидравлический телескопический штырь, рычаг управления которым размещен рядом с ручкой руля. Его преимущества, двигаясь по горной местности, сразу оценит любой велосипедист. Есть и недостатки — большая масса, высокая стоимость, необходимость регулярного техобслуживания.
Жесткий
По сути это просто отрезок трубы. Подобные элементы ценятся велосипедистами-любителями за простоту эксплуатации, надежность, прочность, легкость, долговечность, демократичную стоимость. Такому подседельному штырю не требуется дорогостоящее техническое обслуживание. Относительный недостаток — ограниченный комфорт.
Интегрированный
Для любительского велосипеда — экзотический вариант. Представляет собой единое целое с рамой. Изготавливают такой байк чаще всего по индивидуальному заказу с учетом роста конкретного спортсмена. В дальнейшем его высоту отрегулировать невозможно.
Применение конструкции оправданно, если необходимо максимально облегчить вес, поэтому деталь (а также раму, стойку руля) изготавливают из карбона. При этом неизбежно страдают комфортность и универсальность. Но те, кто профессионально занимаются ВМХ или велотреком, готовы идти на жертвы.
Размеры
Штыри, как и предназначенные для их установки подседельные трубы велосипеда, различаются по диаметру. Поэтому отправляясь в магазин, предварительно необходимо провести соответствующие измерения. Максимально точные результаты дает штангенциркуль, менее, но тоже приемлемые — обычная школьная линейка.
Когда диаметр детали больше, чем отверстие в раме — это фатальная ошибка. Если наоборот — ее можно установить, но понадобится специальный переходник. Чаще всего в продаже можно встретить штыри следующего диаметра:
Многие бренды изготавливают трубы на раме в нестандартных размерах. Это, например, Trek (26, 26,8; 29,2 мм) Giant (29,6; 30,8 мм), Shulz (31,4; 31,8; 33,9 мм), Atom FXC (31,2 мм). Найти для них подходящую деталь может быть проблематично. В целом диаметр подседельных штырей варьируется от 22 до 35 мм.
С длиной штыря все гораздо проще. Для городских и шоссейных велосипедов она составляет 27–30 см, для горных – 35–40 см. Примерно в 10–12 см от конца есть отметка, выше которой деталь из рамы выдвигать нельзя, иначе это может привести к поломке деталей.
Крепление
Надежное крепление седла к штырю обеспечивает специальный замок. В раме элемент фиксирует хомут или зажим. Замок (единое целое со штырем или отдельная деталь) может быть:
Зажимы и хомуты бывают болтовыми или эксцентриковыми. Во втором случае, чтобы их снять, не требуются никакие инструменты, достаточно физического усилия. Зато первый вариант до некоторой степени защищает седло от кражи.
Штырь может крепиться несколькими способами:
Для хомутов и замков с болтами нужны шестигранные ключи или отвертка с обычными ключами. Рекомендуется поискать мультитул, где есть все необходимое, и возить инструмент с собой постоянно. Много места в подседельной сумке или в кармане он не займет.
Подседельная труба (или штырь) — одна из важных деталей байка. Ее внезапная поломка вполне может спровоцировать дорожную аварию или причинение вреда здоровью велосипедиста. Поэтому экономить на ней ни в коем случае нельзя — деталь подбирают так, чтобы обеспечить максимальный комфорт и безопасность при эксплуатации транспортного средства.