Что такое подтема в русском языке
Разработка урока по теме «Подтемы текста. Ключевые предложения» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Подтемы текста. Ключевые предложения
Цель: ознакомить учащихся с речевыми понятиями «подтемы текста», «ключевые предложения»; формировать умение отбирать подтемы для раскрытия темы в тексте, определять ключевые предложения в каждой подтеме; развивать навыки минимального анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать чувство прекрасного, эмоциональную культуру учащихся.
Оборудование : учебник, мультимедийная презентация, карточки.
Тип урока : урок новых знаний.
Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни. Откройте тетради и запишите дату.
2. Работа с эпиграфом.
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
— Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.
— А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания – тексты)
— Что такое текст? (несколько предложений, связанных между собой по смыслу (темой и осн.мыслью) и грамматически)
— Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но со временем исследователи обратились к более крупным отрезкам речи – к текстам. Так сложилась наука о тексте. А как она называется, вы сможете узнать, разгадав ребус:
20 6 12 19 20 16 3 6 5 6 15 10 6
Т е к с т о в е д е н и е
— Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет свои признаки и особенности построения.
Давайте с вами вспомним признаки текста (тематич.ед-во связность, последовательность, развернутость, завершенность).
4. Проверка домашнего задания.
А) Прочитать текст. Доказать, что это текст.
Б) Определить тему и осн.мысль. (Тема – о том, как дым костра может нам подсказать, каким будет завтрашний день; осн. мысль – природа – предвестник погоды, мы люди, должны всматриваться, вслушиваться в природу.)
— Недаром, ребята, наши предки обожествляли природу, приносили ей свои дары и всячески почитали.
В) Как связываются в этом тексте предложения? (параллельной связью). Докажите (первое предложение главное, остальные раскрывают его содержание)
Г) Какой еще связью могут связываться предложения в тексте?
Д) Найдите в этом тексте предложение с обобщающим словом.
5. Введение в тему урока, целеполагание.
— У вас на партах лежат листочки. Прочитаем то, что в них написано.
1) Наступила осень. На деревьях можно увидеть разноцветные листочки. Постоянно льет дождь, и от него на асфальте появляются лужи. На улице холодно и сыро.
2) Осен…ю со…нце свет…т нежно (не) обж…гает будто успокаива…т пр…роду и подготавлива…т её к долг…му зимн…му сну. Оно смешивает(?)ся с огненными красками лист…ев, падающих (на) землю и рисующих прич…дливый мя…кий к…вёр (под) н…гами пр…хожих.
Воздух наполнен свежестью до такой степени, что кажется кристально чистым, как хрусталь, и звонким, как натянутая струна.
В ясную погоду безоблачное небо настолько близко, что кажется: протянешь руку и дотронешься до этой пронзительной голубизны. Когда же оно затягивается поволокой туч, представляется, что землю укрывают серым мягким и в тоже время плотным одеялом.
Чем ближе холодная зима, тем больше плачет осень долгими холодными дождями и вздыхает промозглым ветром, заставляя задуматься о вечном и немного погрустить. А после дождя остаётся аромат упавшей листвы и завядающей травы.
Это время года живое! Ведь именно осень обнажает природу, показывая этот мир в совсем других красках. Сначала ярких, сочных, потом в серых и унылых. Изменчивая, такая непостоянная, осень из года в год заставляет восторгаться её прощальной красотой.
— Можем ли мы эти предложения назвать текстами? Докажите.
— В каком из этих текстов тема раскрыта более полно? Почему? (осень описывается с разных сторон)
. Итак, ребята, тема текста раскрывается через подтемы. И именно об этом мы сегодня с вами будем говорить.
— Запишите тему урока «Подтемы текста».
— Какие задачи мы можем поставить перед собой? (понять, что такое подтема текста, научиться определять подтемы в тексте, учиться создавать тексты и раскрывать тему через подтемы)
6. Работа по теме урока
— Для чего в тексте существуют подтемы?
1) Работа с текстом 2
Давайте еще раз прочитаем этот текст по частям и определим, какие подтемы использовал автор для раскрытия темы «Осень».
2) Осенний свежий воздух.
5) Прощальная красота осени.
— Многозначное слово. В каком значении использовано это слово в тексте?
— Ребята, в каком стиле написан этот текст? (художественный)
— Определите тип речи. (Текст – описание)
— Давайте найдем художественные средства выразительности, через которые автор передает бесподобное непостоянство осени (эпитеты: зимний сон, огненные краски, причудливый ковер, пронзительная голубизна, краски сочные серые унылые; олицетворения: осень вздыхает, обнажает, плачет; сравнения: кажется кристально чистым, как хрусталь, и звонким, как натянутая струна; метафора: землю укрывают серым мягким и в тоже время плотным одеялом).
— Посмотрите, какое богатство художественных средств выразительности. Для чего автор использует такое разнообразие? (чтобы показать все великолепие прощальной красоты)
— Дыхание осени чувствуется во всем: в печальной песне улетающих птиц, в моросящем дождике за окном… Но в осени есть свое очарование. Ведь не зря именно это время года вдохновляло поэтов и художников на создание новых произведений. Вы знаете, что у А.С.Пушкина золотая осень была любимой порой года. Алексей Саврасов, Виктор Михайлович Васнецов, Иван Шишкин, Исаак Левитан не могли не отразить увядающее великолепие осенней красоты.
— Вот и я, ребята, как-то несколько лет назад, гуляя по Лошицкому парку, вдохновилась шуршанием золотой листвы и написала стихотворение. Вы его послушайте и немножко отдохните. (Чтение учителем авторского стихотворения « Краски осени»)
Выполнить синтаксический разбор 1 предложения. (1 предложение у доски)
Осен…ю со…нце свет…т нежно (не) обж…гает будто успокаива…т пр…роду и подготавлива…т её к долг…му зимн…му сну. Оно смешивает(?)ся с огненными красками лист…ев, падающих (на) землю и р…сующих прич…дливый мя…кий к…вёр (под) н…гами пр…хожих.
— Определите тему этого текста. (Осенний лес)
— Найдите и зачитайте предложение, в котором заключена основная мысль этого текста. (1)
— Определите, какие подтемы раскрывают тему этого текста. Но прежде давайте подумаем, как правильно определить подтему текста? (Мы находили самое главное предложение в этой подтеме)
— Действительно, в каждой подтеме есть главное предложение. А как называются такие предложения мы узнаем из учебника.
— Давайте зачитаем ключевые предложения и определим подтемы текста.
Задание. А теперь, опираясь на ключевые предложения каждой подтемы, составьте план этого текста и запишите его в тетради (РАБОТА В ПАРАХ)
1.Красивый и печальный осенний лес.
2. Прозрачный воздух.
Задание. Опираясь на свой план и ключевые предложения, перескажите текст (РЕЗЕРВ).
Осень – самая ____________и____________пора года. Это время, когда нужно собирать____________ урожай, готовится ___________, наслаждаться __________и___________ природы. Но кроме этого, это хорошая пора для __________и____________.
Прием «Три М» : а теперь назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока.
— Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня на уроке? Каким образом?
Осень- самая яркая и живописная пора года. Это время, когда нужно собирать небывалый урожай, готовится к зиме, наслаждаться красотой и очарованием природы. Но кроме этого, это хорошая пора для отдыха и путешествий, особенно вначале осени, когда еще тепло и не льют проливные дожди. Путешествуя по осенним просторам, ты любуешься красотой природы, неповторимым разнообразием красок, насыщаешься всем этим торжеством. Любите, ребята, осень так, как я, и наслаждайтесь ее неотразимым великолепием.
Как правильно пишется слово «подтема»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова галлон (существительное):
Ассоциации к слову «подтема»
Синонимы к слову «подтема»
Предложения со словом «подтема»
Значение слова «подтема»
1. второстепенная, более узкая тема внутри основной, более широкой темы (Викисловарь)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «подтема»
1. второстепенная, более узкая тема внутри основной, более широкой темы
Предложения со словом «подтема»
Ранжировать и даже просто разделить весь накопленный мною материал на отдельные темы и подтемы оказалось нелёгкой задачей.
Предполагает исследование нескольких подтем на данных, собранных в разных местах.
Можно даже не рисовать новый портрет, просто поменяйте подпись подтем, который уже есть…
Синонимы к слову «подтема»
Ассоциации к слову «подтема»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
подтема
Смотреть что такое «подтема» в других словарях:
подтема — сущ., кол во синонимов: 1 • тема (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
подтема — (1 ж); мн. подте/мы, Р. подте/м … Орфографический словарь русского языка
подтема — ы; ж. Неосновная, побочная тема (литературного, музыкального, художественного и т.п. произведения). Развивать одну из подтем … Энциклопедический словарь
подтема — ы; ж. Неосновная, побочная тема (литературного, музыкального, художественного и т.п. произведения) Развивать одну из подтем … Словарь многих выражений
подтема — под/тем/а … Морфемно-орфографический словарь
тема — См … Словарь синонимов
тёма — тема См … Словарь синонимов
Экспо-2012 — Живой океан и побережье Ёни и Суни Талисманы Экспо 2012 в Ёсу … Википедия
Всемирная выставка (2012) — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия
Akanje — Dieser Artikel befasst sich mit der Phonetik der russischen Sprache. Als Lautschrift wird im Artikel das Schriftsystem des Internationalen Phonetischen Alphabets (Abk.: IPA) verwendet. Andere sprachliche Aspekte des Russischen werden im Artikel… … Deutsch Wikipedia
Что такое подтема в тексте?
Что такое подтема в тексте.
Подтема это тема обзаца или отрывка.
Это тема обзаца ИЛИ отрывка.
Что такое текст повествование?
Что такое текст повествование.
Что такое текст?
Прошу скажите что такое текст?
Что такое необычные тексты?
Что такое необычные тексты?
Составить необычный текст.
Что такое содержание и построение текста?
Что такое содержание и построение текста?
Как связаны предложения в тексте?
Что такое последовательная цепная связь и что такое паралельная связь.
Что такое тема текста, что такое основная идея текста, что такое основная мысль текста?
Что такое тема текста, что такое основная идея текста, что такое основная мысль текста.
Что такое текст?
Тема и основная мысль текста.
Что такое художественный текст?
Что такое художественный текст.
Подберите подтемы для реализации вашего замысла.
Что такое жанр текста?
Что такое жанр текста?
Подскажите, плиз?
Задали решить задания, дак вот :
Наступила осень. Солнце начало светить мрачно. Начали опадать цветы. Начались похолодание. Начались дожди пешеходы начали ходить в резиновых сапогах с зонтиком. Кончилось лето. Дети пошли в школу и начали учёбу. Некоторые подбирая листики и кл..
Можно дополнить, пожалуйста.
Лето! Мальчики катается на лодках, а Саша лежит загорает. Ваня хочет незаметно украсть сумку Алины. А Алина с Кристиной играет валлейбол.
Признаки текста
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).