Что такое подвижные перемены
Важность движения и подвижных перемен
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Для сохранения и укрепления здоровья совершенно необходима физическая активность. Всех уже давно волнуют проблемы здоровья наших детей. Не секрет, что подрастающее поколение стало намного меньше двигаться. Конечно, этому есть свои объяснения: и очень большая нагрузка в школе, и объемные домашние задания, и конечно же телевизор, компьютер, телефон, планшетник. Результаты исследования заболеваемости детей подтверждают подверженность различным хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния здоровья. Поэтому сейчас уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям на уроке и переменах. Наблюдения показали, не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность – это игра. Во время игры дети и познают себя, и раскрывают свои способности, и учатся общению.
Последовательность объяснения игры:
роли играющих и их расположение;
Правила должны быть четкими и понятными. Они помогут упорядочить взаимодействия играющих, устранить случаи излишнего возбуждения, благоприятно повлияют на проявление положительных эмоций играющих.
Во время перемены нежелательно проведение любого вида умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры). К лучшим вариантам перемен относятся танцы, ритмические движения под музыку, игры.
От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке, которая не остается постоянной даже в течение одного урока: первые 2-7 минут наблюдается фаза врабатывания, затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне в течение 20 минут /фаза оптимальной устойчивой работоспособности/, далее идет снижение. Это отмечают в своих работах многие педагоги-исследователи. Зная такое, педагоги вплетают в ход урока различного рода физкультминутки. Иногда бывает достаточно 1-2 минуты на отдых, чтобы было, чтобы ребенок отдохнул, и у него повысилось внимание.
Проанализировав дневную динамику работоспособности, мы отметим её непостоянность. Наблюдения показывают, что первый урок не очень продуктивный, на втором и третьем уроках наступает оптимальная устойчивая работоспособность, а четвертый урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. Поэтому после третьего урока надо дать возможность ребенку подвигаться, то есть реализовать его потребности в движении. Есть различные формы двигательной активности, направленные на преодоление переутомления. Одной из таких форм может быть подвижная перемена. Но если учитель видит, что небольшая кучка ребят занята другим делом, не надо отрывать их от этого, так как принуждение при отказе детей от игры недопустимо, важны доброжелательность, двигательный и эмоциональный «комфорт”, желание детей участвовать в игре.
Наблюдения показали некоторую закономерность:
после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать от учебной деятельности;
после второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время они используют по своему усмотрению;
к концу третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально «зарядиться”.
Преобладающему большинству учащихся нравятся музыкальные паузы и игры соревновательного характера /эстафеты/, игры с различными веселыми стихами и фразами.
Подвижные перемены, как форма организации восполнения дефицита двигательной активности учащихся школьного возраста
Подвижные перемены, как форма организации восполнения дефицита двигательной активности учащихся школьного возраста
Здоровье-это самое главное в жизни.
Это и счастье, радость, свобода, труд,
опора и общение с родными друзьями.
Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнить и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, так как здоровье – это главная человеческая ценность.
Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за уроками, компьютером и телевизором. Поэтому, необходимо с раннего детства приучать детей к активному образу жизни, что поспособствует их гармоничному развитию.
Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления) В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра – естественный спутник детей. Она отвечает законам, заложенным самой природой в развивающимся организме ребенка и неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Элементарные умения и навыки, приобретённые учащимися в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углублённом изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приёмами. Правильно организованные подвижные игры благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников: они продуктивнее занимаются, лучше воспринимают материал, внимательно слушают учителя, спокойнее ведут себя в классе. Игры проводятся на больших переменах (желательно на свежем воздухе) под руководством учителя или кого-то из учащихся.
Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются многие интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения. Можно организовать музыкальное сопровождение. Все это формирует эстетическое мировосприятия. Увлекаясь игрой, дети очень непосредственно и ярко проявляют свой характер и другие индивидуальные особенности. [3. С.181].
Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию. Для игр старших и младших школьников лучше отводить отдельные места. Хорошо проводить одновременно несколько игр, что дает детям возможность выбора. Игра, проводимая во время перемены, должна отвечать следующим требованиям: допускать возможность смены состава участников; быть хорошо знакомой детям; иметь простые правила; отвечать физической подготовленности учащихся; быть интересной. Необходимо поощрять стремление детей к самостоятельным играм.
Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики, перенос посильных отягощений и т. д. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития учащихся метания различных предметов на дальность.
Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными элементами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника. Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой. Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. При планировании подвижной игры нужно учитывать общую нагрузку урока и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий [4. С.88].
Уровень трудности применяемых на уроках игр по физической нагрузке и сложности должен быть доступен занимающимся. На уроках физической культуры чаще всего применяется эстафетная форма проведения, например: комбинированная эстафета с различными мячами, кеглями, гимнастическими палками, кубиками, обручами, скакалками, эстафета с препятствиями. А также подвижные развивающие игры, например: «Меткий футболист», «День и ночь», «Два мороза», «У медведя во бору», «Снайпер», «Охотники и утки», «Рыбаки и невод», «Салки», «Белки на дереве» и др.
Ребенку необходимо существовать в коллективе, а не «в сторонке», следовательно, игры и занятия следует проводить в группах. Они должны быть интересны ребятам, развивать их логическое мышление, память, внимание, концентрацию. Занятия должны способствовать развитию в ребенке целеустремленности, азарта в достижении поставленных целей.
Самое главное — не навредить принуждением, так как это может негативно отразиться на психике ребенка. Занятия и подвижные игры должны быть интересны ребятам, результат возможен только при общих усилиях и взаимной заинтересованности.
Знание подвижных игр могут разнообразить досуг учащихся на переменах и на оздоровительных прогулках в группах продленного дня.
Подвижные перемены проводятся в промежутках между уроками. Чаще всего, большинство травм, получаемых в школе, приходятся на перемены. Чтобы данной проблемы избежать, необходимо организовать правильно досуг ребят. Известно положительное значение для отдыха школьников переключения учебной деятельности на физические упражнения, подвижные игры, спортивные развлечения и т. п. Игры на переменах относятся к физкультурно-оздоровительной форме физического воспитания и являются одним из компонентов двигательного режима школьников в течение учебного дня. Развивающие игры, способствующие развитию внимания и самовыражению ребенка (выступления ребят друг перед другом способствуют преодолению детских страхов перед скоплением людей, способствуют развитию воображения, развивают творческий потенциал, убирают внутренние комплексы). Пример некоторых игр, применяемых на подвижных переменах: «Изобрази без предмета», «Внимание!», «Узнай по голосу», «Выполни уговор строго». [4.С.100].
Исследования ученых позволили найти оптимальный режим физических нагрузок на большой перемене. Эти нагрузки должны быть на уровне малой и средней интенсивности, не вызывать значительной утомляемости детей. Игры повышенной интенсивности сильно возбуждают детей, поэтому их не рекомендуется проводить на удлиненной перемене. После таких игр ребенок нередко приходит на занятие возбужденным, что может снизить работоспособность его в первой части урока.
Список использованной литературы:
3. Былеева игры: учебник, М.: Физическая культура, 2008, 288с.
4. Жуков игры: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2000,164 с.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выступление на заседании МО учителей ОБЖ и физической культуры
Учитель: Горякин А.И.
Игра, проводимая во время перемены, должна отвечать следующим требованиям:
допускать возможность смены состава участников;
быть хорошо знакомой детям;
иметь простые правила;
отвечать физической подготовленности учащихся;
Необходимо поощрять стремление детей к самостоятельным играм.
По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняются местами, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.
Играющие делятся на две или несколько команд, располагающихся на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну по одному. Головные игроки находятся на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь начинается передача мяча. Когда первый игрок окажется последним и получит мяч, он бежит к намеченной черте и кладет мяч на землю. Тот, кто сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде.
Примечание. Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также прокатывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другую.
Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.
5. Эстафета со скакалкой
Играющие делятся на две команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы скакалку. По сигналу преподавателя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь не окажется во главе колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Играющие становятся по кругу вплотную друг к другу. Водящий располагается за кругом и держит в руках жгут. По команде преподавателя он бежит по кругу и, не останавливаясь, кладет жгут позади одного из играющих. Как только игрок это обнаружит, он хватает жгут и бросается в погоню за водящим, стараясь ударить его жгутом раньше, чем тот займет освободившееся место. Если это удастся, они меняются местами, и погоня продолжается до тех пор, пока свободное место не будет занято. Если водящему удастся сделать полный круг и вновь взять положенный жгут, то прозевавший игрок становится водящим.
Для проведения игры размечается прямоугольная площадка размерами 15(20)х30(40) м. За меньшими сторонами прямоугольника располагаются «дома». Двое назначенных игроков («рыбаки») становятся в середине площадки. По команде одного из них «В воду!» остальные игроки («рыбы») обязаны выбежать из «дома» и «переплыть» на противоположную сторону, избегая по пути «рыбаков» и увертываясь от них. Осаленные «рыбы» образуют цепь, по обе стороны которой становятся «рыбаки». Игра продолжается. Стоящие в цепи помогают «рыбакам» ловить «рыбу», но салить могут только «рыбаки». «Рыбам» разрешается разрывать цепь, при этом «улов» в счет не идет. Затем «рыбаки» подсчитывают свой «улов» и выбирают двух новых «рыбаков». В результате игры определяются самые удачливые «рыбаки».
3. На одной ноге по кругу
Играющие делятся на две команды, становятся по кругу на расстоянии 2-3 шагов друг от друга и рассчитываются по порядку номеров. По команде руководителя первые номера прыжками на одной ноге «обегают» последовательно каждого игрока спереди и сзади, становятся впереди вторых номеров и т.д. Выигрывает команда, которая первой закончит игру.
4. Встречная эстафета
Играющие выстраиваются в шеренгу на линии старта (на расстоянии 3-4 шагов друг от друга). Каждый кладет у ног 3-4 каких-нибудь небольших предмета. По сигналу преподавателя игроки чертят вдоль линии, параллельной линии старта (на расстоянии 9-10 м от нее), три небольших кружка; затем они возвращаются к линии старта. По сигналу каждый игрок берет один из лежащих у его ног предметов и бежит к первому своему кружку, чтобы положить в него предмет; затем он возвращается за вторым предметом и т.д.
Когда все предметы размещены в кружках, игрок, не останавливаясь, возвращается поочередно к каждому кружку и, беря по одному предмету, приносит их обратно и складывает у своих ног. Тот, кто первым закончил переноску предметов туда и сюда, считается победителем.
2. Перетягивание на свою сторону
На площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 7-8 м друг от друга. Команды (по 10-20 человек) выстраиваются в шеренги напротив друг друга на середине расстояния между линиями. По сигналу преподавателя каждый игрок старается перетащить стоящего напротив соперника за черту своей команды. Игра продолжается 1 мин. Выигрывает команда, перетянувшая за это время большее количество соперников.
3. Вытолкни из круга
На земле чертится круг. Играющие располагаются внутри круга, держа руки за спиной. По сигналу преподавателя каждый играющий старается вытолкнуть за пределы круга одного из своих соседей, толкая его спиной, плечами и локтями (хватать и толкать кистью запрещается). Тот, кто остался в кругу, считается победителем.
Играющие делятся на 2 команды. Каждая команда располагается в произвольном порядке у своей линии старта, начерченной между двумя флажками. Флажки находятся на расстоянии 20 м друг от друга. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера, держа в левой руке эстафету, становятся за своей линией старта. По сигналу преподавателя, обежав 2 своих флажка, первые номера передают эстафету вторым, сами отходят к игрокам своей команды и т.д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
5 . Последовательная эстафета
Играющие делятся на несколько команд и выстраиваются в колонны. Первый номер каждой колонны принимает одно из положений. По сигналу преподавателя второй номер каждой колонны перепрыгивает через первого и становится в 3 шагах от него в том же положении. Последующие номера проделывают то же самое как можно быстрее. Когда первый номер окажется последним, он в свою очередь перепрыгивает через всех, стоящих в колонне, возвращаясь на свое место. Выигрывает команда, первый номер которой быстрее закончит игру.
7 . Круговая эстафета
На земле чертят большой круг (диаметром 10-20 м) и намечают его центр. Играющие (от 20 до 100 человек) разбиваются на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну по радиусу круга (спиной к центру). Первые игроки команд стоят на линии круга, держа в руках какой-нибудь предмет (флажок, жгут и т.д.)
Преподаватель становится в центре круга. По его сигналу первые игроки команд обегают круг в западном направлении. Как только они убегают, на линию круга становятся следующие игроки. Обежав весь круг, головной игрок передает флажок второму игроку, а сам становится в конец своей колонны. Игрок, получивший флажок, также обегает круг и т.д. Последний игрок обегает круг и передает флажок преподавателю. Выигрывает команда, которая первой закончит эстафету.
Игра продолжается 1-2 мин. Выигрывает команда, перетянувшая весь канат (или большую его часть) за свою линию.
ВЫВОДЫ: игры, в которых объединяются коллективы детей, содействуют формированию общественных навыков. Объединенные игровым замыслом, школьники поставлены перед необходимостью действовать дружно, сообща, уметь договариваться, уступать друг другу, проявлять взаимопомощь, дружелюбие, внимание. Вместе с ростом и развитием в игровых замыслах ребенка все более отражаются общественные явления. И это закономерно, ведь дети не живут изолированно от жизни взрослых, они воспитываются в непосредственной связи с жизнью, насыщенной яркими событиями.
Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Кроме того, подвижные игры оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других.
Подвижная игра является хорошим средством для отдыха во время перемены. Смена деятельности с занятия на игру позволяет школьнику расслабить мысленную активность и направить свою активность на двигательные функции организма. Это приводит к расслаблению мышления, снятию мышечного тонуса (сидеть в одной позе на уроке), и при этом ребенок получает положительные эмоции ведь он занимается тем, к чему привык с раннего детства и что у него хорошо получается.
Методическая разработка «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОДВИЖНОЙ ПЕРЕМЕНЫ В ШКОЛЕ»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОДВИЖНОЙ ПЕРЕМЕНЫ В ШКОЛЕ
Исследования гигиенистов, физиологов, педагогов доказывают, что ограничения мышечной деятельности задерживает не только физическое, но и умственное развитие школьников. К сожалению, в школьных программах на уроки физической культуры отведено лишь два часа в неделю. Именно недостаток движений стал одной из причин нарушения здоровья школьников, но мышечное голодание не менее опасно, чем кислородное.
В процессе учебных занятий под влиянием утомления работоспособность учащихся заметно ухудшается. Такие явления особенно заметны к третьему уроку. Поэтому именно после третьего урока (реже — после второго) рекомендуется проводить подвижные перемены, которые продолжатся не менее 10—15 минут. Они являются хорошим средством активного отдыха в школе. Подвижные игры вызывают у детей положительные эмоции, стимулируют их двигательную активность. Это позволяет учащимся хорошо отдохнуть на перемене и легче воспринимать учебный материал на последующих уроках.
Игры на переменах имеют свои особенности, поэтому к играм, подбираемым для проведения подвижной перемены, предъявляются следующие требования:
1. Упражнения в играх должны быть гигиеничны и соответствовать особенностям учащихся конкретного возраста.
2. Необходимо подбирать игры простые по содержанию, доступные, вызывающие у детей определенный интерес.
3. На переменах не следует проводить игры, имеющие остроконфликтный характер, вызывающие чрезмерный игровой азарт.
4. Игры должны содержать упражнения, которые представляют известную трудность, однако преодолимую.
5. Нежелательны соревновательные игры с разделением участников на команды, т.к. их трудно организовывать и они могут отрицательно сказаться на следующем уроке.
6. В играх для перемен необходимы простота сюжета, возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему усмотрению.
Помимо игр, определенных школьной программой, на перемене можно использовать игры, составленные самостоятельно. Следует поощрять такие игры, тем более в этом случае старшим нет необходимости непосредственно руководить игрой — достаточно наблюдать за играющими со стороны.
Желательно одновременно организовывать несколько игр в разных местах, чтобы учащиеся могли выбрать себе наиболее интересную.
Игры надо заканчивать до звонка на урок, чтобы учащиеся смогли подготовиться к предстоящему уроку.
Ниже я привожу описание различных подвижных игр, которые можно проводить на перемене. Руководители и непосредственные организаторы перемен должны вносить в них соответствующие дополнения и изменения, исходя из конкретных условий школы.
Играющие стоят по кругу так, чтобы можно было передать мяч из рук в руки только соседу справа или слева. Один из играющих стоит спиной к ученикам.
Играющие передают мяч из рук в руки по кругу только соседу справа или слева, применяя ложные движения. Их задача — в момент сигнала (сигнал голосом или хлопком подает стоящий спиной к играющим) не оказаться с мячом в руках. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. С вышедшим из игры круг сужается. Определяется победитель, т. е. игрок, оставшийся последним.
2. Земля, вода, воздух
Играющие стоят по кругу, водящий — в центре круга. У водящего в руках мяч. Он передает мяч по высокой траектории любому из играющих и громко говорит любое слово: земля, вода или воздух. Тот, кому адресован мяч, должен быстро дать ответ перед тем, как поймать мяч. Например, водящий сказал «Земля», играющий должен быстро назвать зверя, по команде «Вода» — рыбу, по коменде «Воздух» — птицу.
Неуспевший дать правильный ответ меняется с водящим местами.
Можно использовать обратный вариант этой игры: водящий называет зверя, рыбу или птицу, а играющие перед приемом мяча должны дать правильный ответ.
Играющие стоят в кругу, водящий — в центре круга. Водящий указывает движением руки на одного из игроков, стоящих в кругу. Те, кто стоят от указанного игрока справа и слева, должны быстро поднять крайние руки вверх. Ошибившийся меняется с водящим местами. Водящему разрешается применять ложные движения.
4. Будь внимательным
Игроки располагаются по кругу через одного. В каждой команде по мячу.
По сигналу в указанном направлении передаются мячи. Побеждает команда, которая после определенного количества кругов или в течение определенного времени догнала другую.
Играющие стоят по кругу, водящий в центре круга с мячом в руках.
Водящий, применяя ложные движения, передает мяч любому из играющих. Игроки в кругу, прежде чем поймать мяч, должны хлопнуть в ладоши. Ошибившийся меняется с водящим местами.
Толстую веревку или канат (длиной 3—5 м) связывают свободными концами и кладут в середине коридора (или площадки). Игроки условно распределяются по весовым категориям на четверки. Первая четверка подходит к канату, поднимает и натягивает его, как бы образуя ринг. В трех шагах за спиной каждого игрока кладут по набивному мячу.
По сигналу «Тяни!» каждый игрок старается первым дотянуться до мяча и коснуться его ногой. Тот, кому это удается, побеждает и отходит в сторону. Оставшаяся тройка игроков снова берет канат и тянет уже по трем направлениям, стремясь выполнить то же задание. Выполнийший его занимает второе место и т. д. Затем соревнование продолжает следующая четверка.
Играющие образуют круг. Выбирается водящий, который бежит за кругом и дотрагивается до одного из игроков. После этого он бежит в обратную сторону по кругу, а тот, кто вызван на соревнование, устремляется ему навстречу. Встретившись, они должны поприветствовать друг друга, пожав друг другу руки. После этого, продолжая бег, они стараются занять пустое место в кругу. Кто прибежит вторым, становится водящим.
8. Шишки, желуди, орехи
В середине круга водящий, а остальные, разбившись по тройкам, становятся один за другим лицом к центру. Первые номера в каждой тройке — шишки, вторые — желуди, третьи — орехи.
По сигналу водящий громко говорит, например, «Орехи». Все играющие под этим названием должны обязательно поменяться местами, а водящий стремится стать на любое свободное место. Если это ему удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трех игроков в тройках.
Для игры нужна длинная скакалка (4—5 м), концы которой связывают, чтобы получилось кольцо. Расположение игроков — как показано на рисунке.
Сначала резиночка натягивается невысоко — немного выше колен. Если участник, прыгая, благополучно завершит условную комбинацию, двое участников поднимают резинку выше — на уровень коленей, и комбинация продолжается.
Прыжки могут быть разные: одной ногой внутрь, друмя ногами, выпрыгивание из квадрата в другую сторону одной и двумя ногами, прыжки с поворотом и т. д.
Посредине площадки ставятся 3—5 булав или кеглей. Все играющие становятся в круг, взявшись за руки. Играющие двигаются по кругу вправо или влево. По сигналу или свистку начинают втягивать друг друга на булавы или кегли, не расцепляя рук. Спасаясь, они перешагивают, перепрыгивают булавы, крепко держась за руки с соседями.
Кто свалит булавы, тот выбывает из игры. Каждый раз булава возвращается на место. Если во время игры игроки разъединились, то выходят из игры оба игрока, количество игроков постепенно уменьшается. Победителем становится последний оставшийся игрок. Каждый раз игра начинается и заканчивается по сигналу.
Выбирается один водящий, все остальные разделяются на 4—6 групп, равных по количеству. Каждая группа строится в колонну по одному лицом в центру (колонны располагаются, как спицы в колесе).
Водящий стоит в стороне. Водящий бежит вокруг колеса, дотрагивается до игрока, стоящего последним в колонне, который передает сигнал касанием впереди стоящему. Первый, получив сигнал, бежит справа или слева вдоль своей колонны, выбегает за колесо и, обегая его, стремится быстрее вернуться на свое место. Все, в том числе и водящий, стоящие в его колонне, бегут за ним, стараясь обогнать друг друга, чтобы не оказаться последним игроком в колонне.
12. Курица и ястреб
Играющие строятся в колонну по одному, взявшись под пояс впереди стоящего. Перед колонной лицом к ней стоит водящий. Его задача — коснуться рукой — (запятнать) последнего игрока колонны. Этому мешают все игроки колонны, стараясь увернуться, не расцепляя рук. Правилами разрешается первому игроку колонны препятствовать продвижению нападающего отталкиванием туловища. Ни защитник («курица», ни нападающий («ястреб») не имеют права обхватывать друг друга руками.
Игра продолжается 3 минуты. Выигрывает команда, нападающий которой сумеет большее количество раз запятнать замыкающего.
Играющие становятся в колонну по одному, взявшись под пояс впереди стоящего. Задача первого игрока колонны («головы») — коснуться рукой последнего игрока колонны («хвост»). Играющим не разрешается расцеплять руки.
Если «голове» удастся запятнать «хвост», идет смена игроков: последний игрок, которого запятнали, становится направляющим, и игра продолжается.
В каждой из двух команд от 10 до 20 человек. Одна команда — «ловцы», другая — преследуемые. Все «ловцы» берутся за руки и по команде преследуют остальных игроков, которые разбегаются поодиночке. Пятнать имеют право только крайние игроки в цепочке. Если цепочка разрывается, пятнать нельзя. Преследуемые игроки могут проскальзывать под руками игроков, которые стараются взять убегающих в кольцо, не пятная их. Если игрока запятнали, он становится в цепочку и продолжает играть. Игра продолжается 3-5 минут, после чего команды меняются местами. Побеждает команда, в которой после истечения контрольного времени останется больше незапятнанных игроков.
15. Передал — садись
Играющих выстраивают в колонны. Перед ними на расстоянии 2-4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди первым игрокам в колонне, которые ловят его и возвращают капитану тем же способом, после чего принимают положение «упор присев». Затем следуют передачи вторым, третьим игрокам и т.д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх — вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это быстрее, побеждает.
В каждой команде по 10-12 человек. Они строятся в колонны, причем головные игроки располагаются ближе к центру площадки. По сигналу направляющие в колоннах делают поворот на 360°. Как только напраляющий возвращается в исходное положение, к нему присоединяется очередной игрок и, взяв его за пояс, делает вместе с ним поворот вокруг своей оси. Так поступает и третий игрок. С каждым поворотом растет количество «вьюнов». Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит повороты и раньше займет исходное положение. Игру можно проводить из нескольких попыток. В этом случае повороты выполняются в другую сторону.
Из групп по 3-5 игроков, стоящих друг за другом, образуется круг. Один из игроков остается вне круга. Игрок за кругом бежит вокруг него. Затем, коснувшись рукой одной из групп, он вызывает ее на состязание по кругу. Если он крикнет «За мной!», все устремляются за ним, но если он крикнет «Убегай!», группа бежит в противоположную сторону и возвращается на свое место. Прибежавший последним, а это может быть любой игрок, в том числе и прежний водящий, продолжает бег по кругу, чтобы снова бросить вызов уже другой команде.
В двух командах по 10-20 игроков. По жребию в одной команде пятая часть игроков назначается водящими — ловцами, другая команда — свободные игроки, которые стараются уйти от ловцов. Игра продолжается 1-3 минуты, после чего команды меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая запятнать большее количество игроков соперников.
18. Круговые пятнашки
Играющие, 10-20 человек, взявшись за руки, образуют круг. По жребию назначается водящий и два свободных игрока. Водящий становится за кругом, а свободные игроки — в круге. Водящий старается догнать и запятнать игроков в круге. Остальные должны не допустить этого.
Круг постоянно в одном наравлении с ловцом. Ловец выигрывает, если он за условленное время запятнает свободного игрока и заставит круг разорваться.
Игроки по 15-20 человек в каждой команде стоят в шеренгах лицом друг к другу, взявшись правыми (левыми) руками с соперником, стоящим перед ним. Позади шеренг, на расстоянии 2-3 м нарисованы линии. По сигналу играющие начинают тянуть на себя, стараясь перетянуть соперника за линию позади себя. Побеждают команда, перетянувшая больше соперников за свою линию.
Дети встают по кругу, рассчитываются на первые и вторые номера. В каждой группе выбирается водящий, который должен стоять на противоположной стороне круга.
По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении. Выигрывает команда, в которой мяч раньше вернулся к ведущему. Затем дети выбирают другого водящего и игра повторяется, но в другом направлении. По договоренности игру можно повторить 4-6 раз.
Все участники встают парами лицом друг другу и берутся за руки — это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают перед воротами впереди колонны. За ними следует очередная пара и т.д. Пробежать или пройти ворота надо таким образом, чтобы не задеть их. Пробегая ворота, дети держатся за руки. Ворота по высоте могут быть разными.
С одной стороны площадки протягивают шнур, за ним становится пятнашка. Все участники игры становятся на противоположную сторону, где находится их дом. Пятнашка громко говорит: «Берегись раз, берегись два, берегись три!» Играющие в это время идут через поле и подходят близко к шнуру. С последним словом пятнашка перепрыгивает шнур и старается догнать и запятнать убегающих. Игра повторяется, но пятнашек становится двое.
Пятнашке разрешается салить только одного игрока. За чертой дома осаливать игроков нельзя.
Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его одному из играющих на плечо и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим — и тот и другой пытается занять свободное место в кругу.
Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить платок на плечо, прежде чем он займет свободное место, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, становится на свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кладет платочек на плечо, и игра продолжается.
24. Перебежки с выручалкой
Игра проходит как простые перебежки, только на площадке недалеко от линии домов очерчивают два круга. Игроки, осаленные водящими, не выходят из игры, а становятся в один из кругов. Их могут выручить игроки той же команды, пробегая мимо в очередной перебежке.
На одной стороне площадки очерчивается круг диаметром 1 м. Это место для водящего. За линией на противоположной стороне площадки располагаются играющие.
Водящий, стоя спиной к играющим, громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» Когда он говорит эти слова, дети быстро идут к нему, но на слове «Стоп!» замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто вовремя не успел остановится и сделал после слова «Стоп!» движение, возвращает его за линию кона. Водящий снова поворачивается спиной и говорит слова, а дети начинают движение с того места, где их застал сигнал.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников игры не встанет двумя ногами в круг, раньше, чем водящий произнесет слово «Стоп!» Тот, кто это сделал, становится водящим. Игра продолжается.
Участники игры разбегаются по площадке, останавливаются друг от друга на расстоянии 1 м, и каждый свое место обозначает кружком. Водящий ходит вокруг играющих, выполняя различные движения. Он подходит к играющим и со словами «Море волнуется», кладет руку на плечо игрока. Все, до кого дотрагивается водящий, идут за ним, выполняя те же движения. Так играющие все уходят со своих мест. Водящий уводит их как можно дальше от кружков. Затем неожиданно останавливается, поворачивается к играющим и быстро говорит: «Море спокойно». Водящий и играющие бегут занимать кружки. Тот, кто не успел занять кружок, становится водящим.
На игровой площадке очерчивается круг — это берлога, где живут два медведя. Играющие ходят по площадке, наблюдая за берлогой. Медведи ждут удобного случая, выбегают неожиданно на площадку, держась за руки, догоняют играющих. Если они осалили игрока, то громко называют его по имени, берут за руки и быстро убегают в берлогу. Играющие могут выручить товарищей: если они догонят медведей и дотронутся до руки одного из них, то медведь отпускает пойманного.
Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!» В это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его место встает игрок, который остался без угла.
Играющие делятся на равные группы и встают в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки — ведущие. Они начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!» Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» — и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими. По ходу игры ведущие выполняют разнообразные упражнения, которые должны повторять играющие. Тот, кто неточно выполнит движение, выбывает из игры.
Играющие делятся на пары и расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки-корзинки.
Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга. Один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока любой пары. Играющий, чье имя названо, убегает, на его место встает игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.
Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих, но дети внимательны, они отпускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берутся за веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.
Играющие должны веревку держать двумя руками. По ходу игры веревка не должна падать на пол.
Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. В центре водящий, он вращает шнур с грузом по кругу. Играющие внимательно наблюдают за шнуром, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы он не коснулся их ног. Тот, кого мешочек задел, становится водящим.
33. Лишний на прогулке
Играющие делятся самостоятельно по трое и берутся под руки — они на прогулке и свободно двигаются по всей площадке. Выбираются двое водящих: один — убегающий, второй — догоняющий. Убегающий может встать в любую тройку справа или слева. Тот игрок, который оказывается крайним в тройке, убегает от водящего. Если же водящий успел осалить его, то они меняются ролями.
34. Заяц без логова (Бездомный заяц)
Играющие берутся за руки, образуя «логово» (парами). Третий игрок становится в «логово»
— это «заяц». Два водящих: один — убегающий, второй — догоняющий. Убегающий имеет право встать в любое «логово», а тот, кто находился в нем, убегает. Если водящему удалось осалить убегающего, то они меняются ролями.
Играющие стоят в кругу, водящий стоит спиной к ним и не должен знать, кого из играющих дети выбрали заводилой. Заводила — это игрок, который выполняет различные упражнения на месте, а играющие повторяют эти упражнения за заводилой. Водящий становится в круг и наблюдает за играющими, пытаясь определить, кто из них заводила. Заводила меняет упражнения незаметно от водящего, когда тот находится к нему спиной. Если водящий отгадает заводилу, они меняются с ним ролями.