Что такое подзатыльник одежда
Традиционные русские женские головные уборы
Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много и современному человеку разобраться во всех этих корунах, киках и кокошниках достаточно трудно. Тем более, что на наш современный взгляд они, временами, похожи как близнецы, хоть и называются по- разному. А ведь для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался – по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.
Предлагаем вам краткий обзор мира русских народных головных уборов. Надеемся, что эта статья поможет сделать язык и образы народного костюма понятнее и ближе.
Говоря о головных уборах, следует начать с того, что под ними «прячется» – с традиционной русской женской прически.
Девичьи и женские традиционные русские народные прически.
Традиционные представления о прическе у девиц и замужних женщин были очень четкими. Если коса – это девичья краса, ее можно (и нужно) показывать, то после вступления в брак волосы непременно должны быть всегда скрыты от посторонних глаз. На русской свадьбе даже существовал специальный ритуал – подружки расплетали невесте девичью косу и укладывали волосы «по взрослому». Обычно, этот обряд сопровождался песнями-плачами в которых сетовали на расставание с подругами, родным домом и девичьей волей.
Единственной русской прической незамужних барышень была одна коса. Причем, даже старым девам не разрешалось носить другую. Они тоже плели косу, но могли покрывать голову платком. Молодые же девушки с удовольствием украшали себя, вплетая ленты. Но главное украшение – не ленты, а здоровые, густые, блестящие волосы. По их виду судили о здоровье и жизненной силе потенциальной невесты.
Впрочем, это было не общеславянская, а именно русская традиция. Ведь, например, в Белоруссии и в Украине девушки плели две косы. А в западных областях – даже четыре.
Но общим для всех было то, что косы, а также макушка головы обязательно оставались непокрытыми (по крайней мере, в теплое время года).
Замужние женщины на Руси носили обязательно две косы. Этому придавали магический охранный смысл. Две косы – пара и она с мужем – пара. А две косы – чтобы не овдоветь, одной не остаться. Заплетенные таким образом волосы укладывали на голове, а затем покрывали одним из женских головных уборов так, чтоб даже прядка не выбивалась. Не совсем понятно, в чем «магический» корень таких страхов, но считалось, что выставленные напоказ волосы замужней женщины могут притянуть горе-злосчастье не только к ней, но и ко всем окружающим. Даже в заговорах просили избавить от такого «несчастья». Говорили: «Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!».
«Опростоволоситься» (то есть остаться с непокрытой головой) было для женщины большим позором. Если же это произошло не по ее вине (например, с нее сорвали головной убор в пылу ссоры),то можно было обратиться в суд и получить с обидчика плату за «бесчестье».
Не обходилось, и без «перегибов». Новгородские дамы в XVI веке придумали брить голову на лысо. А что? Удобно, гигиенично. Но просуществовала эта «мода» недолго. Церковь такое экстремальное нововведение не одобрила. Возможно, по просьбе своих прихожан мужеского пола. Днем, конечно, жена выглядела как раньше. Но делить ложе с лысой женой – это не каждому понравиться.
Распущенные же волосы и для девушек и для женщин – явление сверхординарное. Расплетали косы только в ситуациях, которые считались «пограничными» между миром реальным и потустороннем – во время гаданий или занятий «магией», в родах, на похоронах родителей, в ходе свадебных обрядов.
Девичьи традиционные русские народные головные уборы
При всем разнообразии названий головных уборов русских барышень на выданье, принципиально они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один, древнейший девичей головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял боле или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.
Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка и другие. Материал, который шел в дело разный: ленты, кусок парчи или ткани, сложенный в виде ленты платок, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками венок из живых или искусственных цветов.
Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали ее на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками» и он напоминал корону в нашем, современном представлении.
Конечно, все эти повязки и коруны как можно богаче украшались вышивками, а при финансовых возможностях – жемчугом и даже камнями. Ведь такие головные уборы должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты и споспешествовать удачному замужеству.
Такая социальная функция девичьего костюма сохранялась на русском севере еще в XX веке. Вот фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 года. На ней изображены богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева) и бесприданницы «косыночницы» (справа).
На гуляньях, правда, внимания парней было отдано «косыночницам». Они и кадриль плясать могли и в играх участвовать. «Повязочницы» же только чинно прогуливались да хороводы водили – берегли дорогой наряд. Но сватов после таких гульбищ засылали именно к «повязочницам». Танцы танцами, а семье нужен материальный базис.
Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник). Это вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами. Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивками и каменьями.
Женские традиционные русские народные головные уборы
Переходя из одного социального состояния в другое, становясь мужней женой, женщина меняла головной убор. В словаре Даля об этом написано: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта”.
Как уже говорилось выше, замужние бабы заплетали две косы и укладывали их на голову, одевая сверху такой головной убор, чтоб скрыть под ним все волосы.
Женский головной убор был сложной, можно сказать, многослойной конструкцией. Популярнейший на Руси «модный журнал» «Домострой» рекомендовал молодой жене носить кику, под ней повойник (подубрусник) с подзатыльником и волосник. Давайте попробуем разобраться во всех этих не очень ясных современному человеку тонкостях и узнать – что же здесь что.
Повойник и подзатыльник – нижние женские русские головные уборы.
Волосник – женский русский народный головной убор
Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины. Он представлял из себя сетку с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой.
Убрус – женский русский народный головной убор.
Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Описанные способы не исчерпывают всех вариантов повязывания убруса, которых было множество.
Способы повязки убруса.
Вместо (иногда вместе) убруса носили и другие верхние головные уборы: кику, сороку, кокошник.
Кика – женский русский народный головной убор
Кика или кичка – женский головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганного материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).
Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.
Совремнную интерпритация этого головного убора вы можете увидеть в нашем магазинчике.
Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.
Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.
Кокошник– женский русский народный головной убор
Возможно, это самый знаменитый русский головной убор. Но в том виде, в каком он знаком даже воспитаннику детского сада (хотя бы по костюму Снегурочки) он не существовал, это позднее, современное «прочтение» кокошника. Ведь кокошник Снегурочки – это девичий головной убор – с открытой косой и теменем. А он был предметом гардероба замужней женщины.
Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась и затылочная часть кокошника. Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь.
Сверху кокошника часто одевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину.
В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.
Кокошник относился к праздничному убранству женщины, в будни ограничивались более простыми головными уборами. Кокошник, расшитый жемчугом одевали на свадьбу. Да и в целом, кокошник был скорее головным убором знатных и богатых людей.
Женские зимние русский народные головные уборы.
Холодная русская зима делала необходимыми теплые головные уборы. Это были прежде всего меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями а, иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.
Шапки были нескольких видов. Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылку была дополнительная опушка из меха. Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щеки. Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.
Поверх теплой меховой шапки одевали еще и платок-фату. И для тепла и для красы.
«Кичка» – вариант демонстрации достатка
О кичках заговорили давно, но документально это было зафиксировано в 1328 году. Первые кички были с рогами. Почему? Люди всегда были суеверны, а в древности – тем более.
Кичка скрывала женские волосы, которые девушка, выйдя замуж, уже не могла открыто демонстрировать всем и каждому. Волосы жены имел право видеть только её муж. От этого поверья и происходит название кички, бытовавшее в народе: «корона замужества».
Мода плохого не посоветует
Для кички, как и для всех атрибутов и элементов одежды, а тем более женской, существовали свои требования моды. Одно только было неизменным: этот головной убор был всегда красиво украшен у каждой женщины по-своему. В основном, для пошива кички использовали ткань, только впереди вставляли бересту или дощечку. Эта вставка имела свои формы: рога, лопатка, копыта.
Сзади было украшение из бисера, который назывался «подзатыльником», по его назначению: закрывать затылок женщины. Сверху на кичку надевали вышитую ткань – «сороку». Этот головной убор был очень красив, но и одновременно сложен в изготовлении, поэтому надевался только на особые праздники.
С XX века на смену кичке пришёл обычный платок или повойник. Эти сведения достоверные и приводятся в «Терминологическом словаре одежды» Л. В. Орленко от 1996 года.
Кички в форме копыта, рогов, лопатки
Словари о слове «кичка»
Многие словари интересовались происхождением тех слов, которые составляли одежду в разные века, чтобы иметь исторически достоверные представления о жизни и одежде народов на Руси. Словарь Ушакова не поведал новых сведений о кичке, поэтому нужно найти интересные сведения в других источниках.
В словаре забытых и трудных слов 18-19 веков в толковании слова интересен пример из известной сказки Пушкина:
«Что он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке. Парчовая на маковке кичка».
А вот «Энциклопедический словарь» познакомил своих читателей с другим названием головного убора – «кика».
Рязанская Кика / Календарь «Сказочный мир русского костюма»
© Фотограф Дина Ли / © Костюм Алла Денисова
Упоминание о кичке в литературе
Когда видишь, сколько примеров слову содержится в литературе, удивляешься, насколько кичка была популярным головным женским убором. Для примера стоит говорить о произведениях авторов, которые считаются классиками.
Достоевский не просто употребил это слово в своём произведении, он ещё смог дать пояснение для своих читателей. Например, читаем в романе «Преступление и наказание»:
«Она в кумачах, кичке с бисером, на ногах коты».
Что означает слово «кичка» мы уже знаем, а вот «коты» – это вид тёплой женской обуви. А. Н. Островский представляет свою героиню из «Снегурочки» в таком виде:
«Входит Снегурочка и Бобылиха, одетая богато, в большой рогатой кичке».
Ну, и напоследок хочется обратиться к знатоку деревенской жизни Тургеневу И. С.:
«…и действительно, до сих пор в имениях его бабы носят кокошники… только сверху кичек…».
Об этом говорилось в его «Записках охотника». Можно было говорить в этом абзаце и о любителе русской старины Александре Сергеевиче Пушкине, который точно знал, как одевались представительницы прекрасного пола.
Женщина в праздничном костюме, Скопинского уезда, Рязанской губернии. 1900 год
Сведения из истории
Любопытно было бы узнать, как далеко была распространена кичка на Руси. И в истории такие факты имеются: В Рязанской, Тульской, Калужской и Орловской губерниях «короны замужних» были особенно распространены. Церковь в 19 веке выступила против кички, выдвинув в качестве альтернативной замены кокошник.
С тех пор кичка была редкостью, но Воронежская область сумела сохранить кичку в качестве свадебного головного убора невесты до 1950 года. Это стало исключением, больше на юге России нигде уже нельзя было встретить кичку.
Константин Егорович Маковский «Боярышня», 1890 год
Другие значения слова «кичка»
Это слово означало в русском языке не только головной убор. В определённой местности оно имело своё значение. Многие из них повторялись и употреблялись уже не в одной конкретной области, а в нескольких. Кичкой называли переднюю часть речного судна. В другом случае кичкой именовались верхние выдающиеся части дымовой трубы, темени или хомута.
С трудом можно поверить в то, что слово «Кичка» являлось ещё именем собственным, потому что означало название одной из рек России, впадающих в реку Осугу. Неслучайно в словарях слова с такими значениями имели пометку «рег.», что означало – региональное.
Владимир Егорович Маковский «Крестьянка с детьми», 1883 год
Местонахождение: Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Россия
Сколько бы разновидностей у слова «кичка» не было, лучше всего считать его атрибутом женской одежды. Это значение было самым первым. А потом основная часть (быть на самом виду, вверху) перешла к другим словесным значениям кички. Мода, конечно, диктовала свои условия, но вынуждена была подстраиваться под требования тех, кто стоял у власти.
Кокошник – символ русской женщины
Многие справочники солидарны в толковании слова «кокошник». По их мнению, это «старинный русский женский головной убор». На этом их общность завершается. Далее в каждом виде словаря добавлено что-то своё, это делает статью индивидуальной. Стоит подробно изучить такие справочники.
Интересно узнать о формах кокошника: были ли они стандартными? Индивидуальность кокошника определялась социальной принадлежностью девушки и женщины. Имел этот головной убор огромное разнообразие форм и украшений.
Словари нам в помощь
Ожегов рассмотрел слово «кокошник» и дал ему такое толкование:
«В старое время, преимущ. в северных областях: нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью, с лентами сзади».
Ожегов не обошёл стороной и второе значение слова. Он обратился к русской архитектуре, в которой в 16 и 17 веках кокошником называли специальное пояснение, как «полукруглое или заостренное завершение фасада, свода».
Неизвестный художник «Крестьянка в кокошнике», XIX век
В. И. Даль предлагает следующее объяснение:
«Народный головной убор русских женщин, в виде опахала или округлого щита вкруг головы».
А «Большой энциклопедический словарь» вообще проигнорировал кокошник в виде головного убора, в нём приведено только объяснение, связанное с архитектурой. Остальные словари повторяют друг друга.
Особенности кокошника
Женщины носили разные головные уборы, потому что им запрещалось ходить с непокрытой головой. Кокошники – это была прерогатива замужних, а девушки покрывали свои головы, демонстрируя девичью гордость – косу, не менее красивые уборы на голову.
Вся женская половина русских женщин и девушек украшали свои головные уборы по-особенному, изысканно, что добавляло им самим и предметам их рукоделия красоты и индивидуальности.
История появления кокошника
Есть версии, что кокошники появились ещё в 10-12 веках. Первый головной убор, похожий на кокошник, был в это время в Новгороде. А название, произошедшее от древних славян, было созвучно со словом «курица», что соответствует с тем, что кокошник водружался на голову, как гребень петуха. Он даже украшался ярко и вычурно, чтобы все обращали на него внимание.
По форме этого «гребня» безошибочно определяли местожительство (губернию) хозяйки кокошника. Остроконечные головные уборы предпочитались большинством губерний, в отдельных губерниях встречались формы полумесяца.
Все представительницы прекрасного пола (богатые и бедные) имели в своём гардеробе кокошники и надевали его только по праздникам. Сохранялся он у женщины надолго, затем он переходил к дочери или даже внучке.
Разновидности
Кокошники были самой разнообразной формы:
У кокошника были основные элементы:
К украшениям кокошников можно было отнести подзатыльник (специальный расшитый бархатный платок), драгоценная вуаль, поднизь (сетка с росписью жемчугом). Доверяли изготовление кокошников мастерицам-кокошницам.
Немного истории
До царствования Петра I это женское украшение считалось обязательным для ношения всеми женщинами, а потом по царскому указу кокошник разрешалось носить только женщины из купеческого сословия, мещанки, крестьянки и женщины из семей священников.
Екатерина II соблюдала народные традиции и вернула кокошнику забытое признание. При Николае I этот головной убор не был забыт. Революция изменила отношение к кокошнику, но его заменила родная «сестра» – тиара. До сих пор кокошник не теряет своей привлекательности и не выходит из моды, только чуть-чуть видоизменяясь. Модельеры не отказывают себе в удовольствие, включая этот головной убор в свои коллекции.
Наталия Орейро в кокошнике
В 2018 году певица Наталия Орейро записала много клипов, в которых на её голове красовалась тиара-кокошник. Изнаночная сторона вышивалась не менее богато, чем лицевая. Все орнаменты представляли собой обереги, принося в семью счастье, любовь и верность.
Слово «кокошник» в литературе
Здесь собраны доказательства того, что слово «кокошник» было знакомо многим писателям. Д. Н. Мамин-Сибиряк, описывая одежду девушек, отметил головной убор, как обязательный её элемент:
«Она велела невесткам одеваться в …расшитые золотом кокошники»
А в следующем описании Аксаков С. Т. предлагает увидеть Гоголя в необычном одеянии:
«… а на голове бархатный…, шитый золотом кокошник, весьма похожий на головной убор»
Любимым предметом у художников, изображаемым на портретах и картинах головным убором, был кокошник. Такими мастерами живописи, уделявшим внимание кокошникам, были К. Маковский, М. Врубель, В. Васнецов.
Виктор Васнецов «Боярышня» Портрет В. С. Мамонтовой в однорогом кокошнике, 1884
Кокошник можно назвать «короной» для красавиц России. Этот головной убор является до сих пор символом красоты и изящества. У него богатая история, он изящен и невероятно красив, потому что в его изготовление добавляется частичка человеческой души.