Что такое поэтическая тональность

Тональность

Полезное

Смотреть что такое «Тональность» в других словарях:

тональность — и, ж. tonalité f. 1. спец. Конкретная высота звуков гаммы, определяемая положением главного тона. БАС 1. Та или иная гамма, лежащая в основе данного музыкального произведения. Тональность до мажор. Т. си бемоль минор. Переход из одной тональности … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТОНАЛЬНОСТЬ — ТОНАЛЬНОСТЬ, тональности, жен. (см. тон) (муз.). Та или иная гамма, лежащая в основе данного музыкального произведения. Тональность до мажор. Тональность си бемоль минор. Переход из одной тональности в другую называется модуляцией. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

ТОНАЛЬНОСТЬ — Отличительное свойство тона. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. тональность (гр.) 1) муз, высота звуков лада, определяемая положением главного тона (тоники 1) на той или иной ступени основного… … Словарь иностранных слов русского языка

тональность — Определение, обычно используемое в психоакустике. Тональность это логарифм соотношения между среднеарифметическим и среднегеометрическим значениями спектра, дает информацию о присутствии в спектре высоких пиковых значений (МСЭ Т P.10/ G.100).… … Справочник технического переводчика

ТОНАЛЬНОСТЬ — (музыкальное), в европейской классической музыке высотное положение лада (ладотональность). В обозначении тона указывается высота основного тона (тоники) и лад, помещенный на эту высоту (например, до мажор, ля минор) … Современная энциклопедия

ТОНАЛЬНОСТЬ — ТОНАЛЬНОСТЬ, и, жен. (спец.). 1. Высота звуков лада, определяемая положением главного тона (первой ступени гаммы). 2. Преобладающее сочетание тонов (в 4 знач.) в картине. 3. перен. Основная эмоциональная настроенность в художественном… … Толковый словарь Ожегова

тональность — сущ., кол во синонимов: 35 • высота (35) • до диез мажор (1) • до диез минор (1) • … Словарь синонимов

Тональность — (музыкальное), в европейской классической музыке высотное положение лада (ладотональность). В обозначении тона указывается высота основного тона (тоники) и лад, помещенный на эту высоту (например, до мажор, ля минор). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Тональность — (греч. τόνος напряжение, натяжение; тон) 1) высотное положение мажорного или минорного лада. В обозначении тональности указывается основной звук первая ступень соответствующего лада, называемая тоникой, это основной тон тонического… … Википедия

Тональность — (франц. tonalite, нем. Tonalitat, также Tonart). 1) Высотное положение лада (определение И. В. Способина, 1951, по идее Б. Л. Яворского; напр., в C dur С обозначение высоты осн. тона лада, a dur мажор характеристика лада).… … Музыкальная энциклопедия

Источник

14 встреч с русской лирической поэзией

Что такое поэтическая тональность. Смотреть фото Что такое поэтическая тональность. Смотреть картинку Что такое поэтическая тональность. Картинка про Что такое поэтическая тональность. Фото Что такое поэтическая тональность

Книга поможет старшеклассникам приблизиться к русской лирической поэзии, глубже осознать художественные миры поэтов, создававших свои произведения в разные исторические эпохи. В этой книге при рассмотрении лирических стихотворений особое внимание уделяется символическим образам. Это Муза, душа, портрет, небо (луна, солнце, звёзды, рождественская звезда), снег, земля, дом, лес, море, поезда, мгновение, век, музыка. Примечательная особенность издания – развёрнутый анализ большинства лирических стихотворений, которые характеризует автор. Книга станет помощником и при подготовке учеников к экзаменационному сочинению, и к ЕГЭ по литературе. Она будет полезной и студентам-филологам, изучающим историю русской литературы, и учителям-словесникам, организующим деятельность школьников на уроках, на элективных и факультативных курсах. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 14 встреч с русской лирической поэзией предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

«Основная точка отсчёта»

Т.И. Сильман писала, что в лирическом произведении «основная точка отсчёта» — настоящее время, презенс изложения, «из неё излучаются воспоминания о прошлом, мечты о будущем; рядом с презенсом “точки отсчёта” “течёт” настоящее и рождается итоговое обобщение». [3]

Рассмотрим с этих позиций стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» (1829).

«Презенс изложения» совпадает в этом стихотворении с настоящим, которое отражено в самом названии произведения. Интересна пространственная позиция лирического героя. Он проявляет интерес к тому, что находится далеко от него. И тогда перед нашими глазами возникает панорамная картина:

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит.

Но лирическому герою дорого и то, что рядом с ним — то, что овеяно поэзией родного дома, очага: «Весёлым треском / Трещит затопленная печь». Граница, отделяющая мир дома от мира природы, ослаблена: второй проникает в пространство первого: «Вся комната янтарным блеском озарена». Из настоящего герой смотрит в прошлое, воспоминания о котором, конечно же, не способны вызвать радостных чувств («мутное небо, «луна, как бледное пятно», «тучи мрачные»), и в желаемое будущее, полное динамики, ибо лирический герой, душа которого ощутила целостность мира, жаждет расширения своего жизненного пространства: «Друг милый, предадимся бегу / Нетерпеливого коня».

Но будущего нет без «друга милого», обращение к которому охватывает композиционное поле всего стихотворения. Не раз в нём встречается форма повелительного наклонения: «проснись», «явись», «погляди». В последней строфе форма изъявительного наклонения употребляется в значении повелительного: «предадимся». «навестим». Эта форма весьма содержательна: она вносит в предложение значение совместности и, кроме того, создаёт ощущение реальности совершения действия в будущем.

Что такое поэтическая тональность. Смотреть фото Что такое поэтическая тональность. Смотреть картинку Что такое поэтическая тональность. Картинка про Что такое поэтическая тональность. Фото Что такое поэтическая тональность

И.Э. Грабарь. Зимнее утро. 1907.

Пушкинское «Зимнее утро» — стихотворение о преодолении границ: солнце, как уже было сказано, вошло в дом; лирический герой душой тянется к природным пространствам и к душе другого человека, без которого ему не дано ощутить подлинного счастья.

Но ослепительный зимний пейзаж — это и утрата, это прощание с любимой осенью: «Поля пустые, леса, недавно столь густые». Время неумолимо движется — и неизбежен следующий вывод: в пушкинском стихотворении радость уравновешивается печалью, ибо поэту в целом чужд как безудержный оптимизм, так и ничем не преодолеваемый пессимизм.

Но всё же чувство радости определяет эмоциональную тональность пушкинского стихотворения, свидетельствующее о кровной, внутренней связи поэта с окружающим его миром.

Отметим, что в речевой практике активно употребляется слово «тональность» в значении «основная эмоциональная настроенность произведения искусства». На наш взгляд, именно это слово можно использовать при характеристике эмоционально-ценностной доминанты лирического произведения.

Это слово уместно и по другой причине: оно пришло в язык из музыкальной сферы («высота звуков лада, определяемая положением главного тона на той или иной ступени звукоряда»), а лирическая поэзия очень близка к этому виду искусства.

Виды тональности, представленные в лирических произведениях, можно сгруппировать следующим образом: 1) идиллика — юмор; 2) героика — романтика; 3) драматизм — трагизм; 4) инвектива — сатира.

Идиллику и юмор объединяет положительное отношение к жизни. Причём важно подчеркнуть следующее: для лирического сознания светлые стороны бытия, воплощающие прекрасное или возвышенное, — примета настоящего. Если же речь идёт о прошлом, то можно утверждать, что оно переживается как настоящее.

Что такое идиллика? Главное — восприятие и осознание человеком себя как части бытия, которое воспринимается, несмотря ни на что, положительно.

Вот примеры слов и словосочетаний, которые помогут в осмыслении произведений, созданных в идиллической тональности: идиллика; идиллическое; «идея счастливого и естественного бытия» (А.М. Песков); человек, «прикосновенный всею личностью к жизни» (М.М. Пришвин); дом; родина; гармонический покой, растроганность, благоговение, умиление, светлая печаль, радость, восхищение, приятие бытия.

Главное в стихотворениях, относящихся к данной группе, — гармоничные отношения между лирическим «я» и окружающим миром. Думается, суть очень точно передаёт словосочетание «приятие бытия».

Эмоциональный диапазон при этом отличается широтой необыкновенной: от чувства умиления, имеющего религиозную окраску, до безудержной радости. Имеет место и грусть, светлая печаль, не разрушающая ощущение гармонии, а фиксирующая сложность бытия, которое нередко воспринимается философски.

Немало лирических стихотворений, в которых непосредственно показывается «тёмная» сторона жизни, но принципиально важно то, что ей резко противопоставляется «светлая» сторона и позитивная оценка последней определяет тональность произведения («Из Пиндемонти» А.С. Пушкина). В другом же случае налицо смена того, что делало жизнь человека бессмысленной, а подчас и приближало её к бездне зла, ярким проявлением высшего начала, ассоциирующегося нередко с любовью или миром природы («Я помню чудное мгновенье…» и «Зимнее утро» А.С. Пушкина, «Зелёный Шум» Н.А. Некрасова). Реакция лирического «я» на то, что стало реальностью, стало настоящим, — главное в произведении.

Особое место в этом ряду занимают стихотворения А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Приморский сонет», в которых налицо глубинная связь лирического героя с окружающим миром, признание смертности отдельного человека, о которой говорится с поистине философским спокойствием. Конечно, в них должна быть обнаружена идиллическая тональность, но, интерпретируя эти поэтические шедевры, нельзя игнорировать следующее: лирическое сознание, оказывающееся в центре читательского внимания, выключает себя из жизненных процессов будущего. Ахматовская строчка «Здесь всё меня переживёт» довольно-таки точно передаёт ощущение и понимание будущего и самой сущности бытия.

Подробнее остановимся на стихотворении Б.Л. Пастернака «В больнице» (1956).

Обратим внимание на отблеск городского зарева и зелёный жар лампового абажура, о которых упоминается в письме Б. Л. Пастернака. Нечто похожее обнаруживается и в стихотворении: рдеющая в зареве застава и неяркий свет, чуть падающий на кровать. Причём последний образ гармонично сочетается с ощущением сладости у человека, перед лицом неизбежной смерти осознающего «себя и свой жребий подарком бесценным». Иначе говоря, нет ничего резкого, броского, вызывающего, что бы разрушало возвышенную атмосферу предсмертного обращения к Богу.

А теперь мысленно проведём эксперимент и исключим из текста стихотворения последние четыре строфы.

Что такое поэтическая тональность. Смотреть фото Что такое поэтическая тональность. Смотреть картинку Что такое поэтическая тональность. Картинка про Что такое поэтическая тональность. Фото Что такое поэтическая тональность

Винсент Ва Гог. Сад госпиталя Сен-Поль. 1889

Источник

Что такое тональность текста и каким образом ее создать

09.03.2020 No Comments Posted in

Что такое поэтическая тональность. Смотреть фото Что такое поэтическая тональность. Смотреть картинку Что такое поэтическая тональность. Картинка про Что такое поэтическая тональность. Фото Что такое поэтическая тональность

Если стилистика — это рациональная составляющая любого текста, то тональность текста — это его эмоциональная окраска.

Подробнее о том, что такое стилистика и почему возникают стилистические ошибки можете прочитать в этой статье: «Стилистические ошибки, почему возникают и как их избежать. Формальный и неформальный стиль текста».

Что такое тональность текста

Тональность или тон текста — это отражение эмоционального отношения автора к каким-то событиям, героям, объектам или непосредственно к аудитории. Это эмоциональная составляющая текста. Данная характеристика очень важна. Ведь без эмоций текст получается сухим, скучным и монотонным.

Виды тональности

Тон передает эмоции, которые скрыты в тексте (например, в эссе, романе или рассказе). Эти эмоции могут транслировать самые разнообразные чувства:

Тональность текста можно сравнить с тоном голоса. Наш голос звучит совершенно по-разному в ситуациях, когда мы злимся, радуемся, раздражены или чем-то обеспокоены. Но каким образом передать все эти эмоции через текст?

Если бы вы были фотографом, то тональность выражалась в том, как выставить свет, например. Если вы снимаете кино, то здесь тоном было бы музыкальное сопровождение. А вот чтобы тексту придать нужный тон, вам понадобятся слова. И не просто слова, а именно те, которые смогут совершенно точно и правильно передать нужную эмоцию и создать необходимую атмосферу.

Примеры определения тональности

На примере двух отрывков из известных литературных произведений рассмотрим, как при помощи правильно подобранных слов писатели смогли добиться такой реалистичной передачи эмоций. Прочтите первый отрывок из романа Чарльза Диккенса «Повесть о двух городах»:

«Все ложбины кругом были затянуты туманом, он стлался по склонам, ощупью пробираясь вверх, словно неприкаянный дух, нигде не находящий приюта. Липкая, пронизывающая мгла медленно расползалась в воздухе, поднимаясь с земли слой за слоем, словно волны какого-то тлетворного моря. Туман был такой густой, что за ним ничего не было видно, и свет фонарей почтовой кареты освещал только самые фонари да два-три ярда дороги, а пар, валивший от лошадей, так быстро поглощался туманом, что казалось — от них-то и исходит вся эта белесая мгла.»

А теперь посмотрите на этот же отрывок, но уже с выделенными словами, которые наилучшим образом передают контекст, настроение и эмоцию:

«Все ложбины кругом были затянуты туманом, он стлался по склонам, ощупью пробираясь вверх, словно неприкаянный дух, нигде не находящий приюта. Липкая, пронизывающая мгла медленно расползалась в воздухе, поднимаясь с земли слой за слоем, словно волны какого-то тлетворного моря. Туман был такой густой, что за ним ничего не было видно, и свет фонарей почтовой кареты освещал только самые фонари да два-три ярда дороги, а пар, валивший от лошадей, так быстро поглощался туманом, что казалось — от них-то и исходит вся эта белесая мгла

Что такое поэтическая тональность. Смотреть фото Что такое поэтическая тональность. Смотреть картинку Что такое поэтическая тональность. Картинка про Что такое поэтическая тональность. Фото Что такое поэтическая тональность

Все эти слова придают тексту таинственности и даже мрачности.

Второй отрывок взят из романа Томаса Гарди «Тэсс из рода Д’эрбервиллей»

«Однажды вечером во второй половине мая человек средних лет шел домой из Шестона в деревню Марлот, находившуюся неподалеку, в долине Блекмор, или Блекмур. Ноги его не слушались, и он то и дело отклонялся влево от прямой линии. Иногда он энергично кивал головой, словно в подтверждение какой-то мысли, хотя, в сущности, ни о чем определенном не думал. Пустая корзинка из-под яиц висела у него на руке; ворс на шляпе был взъерошен и совсем вытерт в том месте полей, где их касался большой палец, когда человек снимал шляпу. Вскоре с ним повстречался пожилой священник, который ехал на серой кобыле и мурлыкал какую-то песенку

В данном случае писатель смог вызвать у читателя чувство беззаботности и беспечности, а также создал слегка пренебрежительное отношение к герою.

Источник

ТОНАЛЬНОСТЬ ПУБЛИКАЦИИ

Стилистическая тональность[82] текста помогает автору выразить:

— отношение к действительности,

— ценностные установки, идеалы, убеждения,

— самооценку, оценку предмета речи и адресата на эмоциональном (не рациональном) основании.

Тональность оказывает мощное воздействие на психоэмоциональную сферу адресата. Эмоционально-экспрессивное воздействие передается

• языковыми средствами (морфологией, лексикой (в том числе тропеической), словообразованием, фоникой),

• текстовыми моделями (риторическими и композиционными приемами: фигурами речи, архитектоникой).

Если тематическая и логическая цепочки текста линейны, то тональность (как и модальность) расположена по тексту полями разной эмоционально-волевой насыщенности. Это означает, что в разных долях текста автор сосредоточивает языковые, композиционные средства, эмоционально усиливающие значимость факта, оценки, волеизъявления.

Тип текстовой тональностизависит от типа издания, редакционной политики средства массовой коммуникации. В современной публицистике можно встретить три основных типа стилистической тональности, соответствующих «настрою» (профилю) изданий:

1) оппозиционная (негативная тональность, нередко выливающаяся в речевую агрессию),

2) одобрительная (позитивная тональность, основная речевая тактика – комплимент),

3) подчеркнуто объективная (нейтральная стилистическая тональность).

Частыми сегодня являются тексты «оппозиционные», с установкой на полемику и даже открытый конфликт. Это не обязательно тексты оппозиционных правительству изданий («Завтра», «Новые Известия» и др.), хотя в первую очередь именно они. К оппозиционным текстам можно отнести любые тексты, в которых авторская точка зрения утверждается с помощью резкой критики, а стилистическое поле окрашено негативными красками:

У нас в Академии наук все руководящие посты занимают, не считая одного человека, только представители так называемой титульной нации. Среди директоров институтов АН Республики Саха (Якутия) был всего лишь единственный представитель не титульной нации – Г. В. Денисов.

Сегодня мы выберем вместо него нового директора М. М. Черосова и, если он будет избран, то все директора институтов АН РС(Я) станут представителями одной титульной нации Если мы сегодня изберем Михаила Михайловича, то мы получим в многонациональной республике мононациональную Академию наук. Тогда ее надо называть не Академией наук Республики Саха (Якутия), а Академией наук народа саха. Понимаете, в чем дело? Это факт, а факты – упрямая вещь // Земля – Новый Порядок. – 2001. – № 1. – С. 7.

Для «оппозиционных» текстов характерна агрессивная тональность, когда публицист, вместо того чтобы подробно и объективно разобрать аргументы другой стороны, стремится перехватить инициативу и любыми способами дискредитировать своего «противника». Основная речевая тактика в текстах данного типа – навешивание ярлыков. Отсутствие логических аргументов вуалируется психоэмоциональными образами, рисующими негативную картину современной действительности. Позиция автора в подобных текстах тоталитарна, т. е. происходит не диалог с оппонентом, а подавление чужого мнения[83]:

В текстах проправительственных изданий, коммуникативной задачей которых является утверждение в массовом сознании принятых правящей элитой идеологем, стилистическая тональность получает, наоборот, одобрительную окраску, общественные и личностные идеологемы окружаются «сладким» контекстом: одобрением и увещеванием (уговором, советом). В текстах данного типа адресант использует уловки, в частности, замену логических аргументов позитивно окрашенными эмоциональными определениями, что способствует продвижению заданной идеи и усвоению ее через эмоции, а не разум:

Один из важнейших проектов, которым намерена в ближайшее время заниматься администрация Иркутской области в сотрудничестве в федеральными органами власти и органами местного самоуправления, – формирование на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова (трех городов-соседей) мегаполиса-миллионника.

Фактически этот проект уже итак существует, но слияние трех городов в единый комплекс, как считает губернатор, позволит решать многие проблемы более эффективно, а также придаст Иркутску и Иркутской области больший вес в глазах федеральных властей, побудит их уделять больше внимания интересам Прибайкалья // Русская беседа. – 2006. – № 4–5, апрель-май. – С. 2.

Однако отсутствие аргументации и использование уловок, уговоров (=рекламных ходов) ущемляет права читателя на правдивую, объективную информацию. Поэтому усиленное речевое одобрение так же тоталитарно, как и речевая агрессия.

Тональность подчеркнутой объективности: автор стремится показать свою правдивость и неангажированность. Тексты не содержат явных сигналов оценочности, но при внимательном прочтении воздействие происходит на глубинном уровне текста (количество позитивных и негативных фактов и деталей, композиционное усиление заданных смыслов с помощью вариативных повторов и т. п.).

Здесь воздействующая сила на сознание адресата неявна, но не менее эффективна, так как не вызывает отторжения и возражения:

«Что-то» – так я условно определил понятие реформ в России. Потом взял чистый лист бумаги, разделил его пополам. Одну половину надписал: «Реформы идут». Другую: «Реформы не идут». И вот какая картина нарисовалась сама собой // Вост.-Сиб. правда. – 2003. – 1 марта. – С. 7.

Текстовую тональность можно представить в трех видах:

— мажорная (отражающая положительные оценки и эмоции, обладающая активной энергетикой, дающая оптимистический настрой),

— минорная (отражающая сниженные и отрицательные оценки, обладающая слабой энергетикой и дающая общий пессимистический настрой),

— нейтральная (нулевая, сопутствующая объективному изложению информации, с минимумом психологических всплесков).

Кроме основных видов существуют переходные позиции – покой (ровное состояние, длительность какой-либо основной тональности), напряженность (устойчивое состояние определенной тональности, в котором накапливаются сигналы иной тональности, их увеличение приводит к переходу в другую тональность) [84]. На тип тональности оказывает влияние жанр произведения, его стиль.

Считается, что для современной публицистики характерен тон непринужденной дружеской беседы. На этот тон могут наслаиваться субъективные эмоции: ирония, неприязнь, запанибратство, подчеркнутое уважение[85]. Так, в местной прессе на дружескую тональность, в зависимости от типа проблематики, в различных композиционных фрагментах текста наслаиваются негодование, одобрение, возмущение, гордость:

Оглядываясь назад, понимаешь, что, остановив строительство Байкало-Амурской магистрали, назвав эту стройку «дорогой в никуда», никто из министерских чиновников даже не подумал, что за всеми бумажными отчетами остались люди. Для них они исчезли, испарились, так же, как канувшая в архивы документация…

Но все же наперекор всему эти поселки живут, едва дышат порой, но ищут, и, что самое главное, – находят возможности и перспективы для дальнейшего существования.

И это, поверьте, главное… // Ленские вести. – 2011. – 4 февр. – С. 5.

Люди, чьи письма я читаю ежедневно, – самые обыкновенные, писательским даром не отмеченные. Просто есть среди них духовно одаренные, чьи сердца восстают против смерти, чья память ее побеждает // Вост.-Сиб. правда. – 2003. – 1 марта. – С. 6.

Языковые средства выражения тональности чрезвычайно многообразны:

• экспрессивная фоника (интонация, фразовый ритм, особенности постановки ударения в вариативных единицах, специфика произношения, в том числе диалектного, профессионального и т. д.): Мне с вами скучно, мне с вами спа-а-ать хочется… // Таймыр. – 2003. – № 81 (12787). – С. 4–5;

• словообразование, активно использующее субъективно-оценочные суффиксы и префиксы (разговорные, книжные), сложносоставные образования, отличающиеся принадлежностью к разным стилям речи и эмоционально-экспрессивным оценкам, окказионализмы: Мне выезды на «материк» не очень-то и нужны…Мы на промысловой точке баньку поставили – тишина, природа, спокойствие! // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 6 (рубрика: «”Таймырка” задает вопрос»); Не хотелось бы бултыхнуться в северную речку // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 7;

— оценочная: Говорят, незаменимых людей нет. А вот меня летом на работе некому заменить. Проклятая профессия! Но другой нет // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 6;

— нейтральная в эмоционально-экспрессивном контекстуальном употреблении: Почему не на юге? Потому что там, на Кубани, теща моя была! Мне пришлось вернуться в Дудинку на неделю раньше. Но и этого мало – теща-то приехала со мной, блин! // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 6; «Теплица» никому не нужна. Государство поможет коренным, но развиваться придется самостоятельно // Таймыр. – 2003. – № 77 (12783). – С. 2;

— неокрашенная, обозначающая общеизвестные представления о фактах, эмоциях, волеизъявлениях (пришлось, виртуоз, конфликт, гордиться, нервозность, мучения, герой),

— экспрессивная фразеология: Требуем «год за полтора». Норильские пенсионеры решили засудить Пенсионный фонд // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 2;

• морфология задействует следующие средства тональности:

— междометия: Баю-бай, спи, засыпай // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 7;

— прямые и переносные формы императива: Заработал – получай // Таймыр. – 2003. – № 78 (12784). – С. 3; «Даешь!» туризм на Таймыре // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 7;

— союзы и союзные слова: Посмотрите, в каких условиях я работаю // Таймыр. – 2003. – № 89 (12795). – С. 6;

— глагольные категории (лицо, вид, время, наклонение, залог): Моя работа меня устраивает, но платили бы чуть больше, было бы еще лучше // Таймыр. – 2003. – № 89 (12795). – С. 6;

— именные категории (род, падеж, число): Им кажется, что если ты не имитируешь бурную деятельность, значит, грош тебе цена. Отсюда – разные разборки и недовольства // Таймыр. – 2003. – № 89 (12795). – С. 6;

— формы (краткая и полная) прилагательных, субстантивацию прилагательных: Детская городская библиотека готовит для своих маленьких читателей выставку-обзор «Моя малаяродина» // Таймыр. – 2003. – № 88 (12794). – С. 7; То, что олени всех хозяев пасутся в одном стаде, нормально: у каждого рогатого есть клеймо // Таймыр. – 2003. – № 88 (12794). – С. 6; т. д.

• синтаксис экспрессивен, используются

— формы придаточных предложений: Позвонила маме, а она у меня мистикой всякой увлекается, говорит, домовой на тебя обиделся, вот и пакостит // Таймыр. – 2003. – № 88 (12794). – С. 7;

— вводные конструкции (со значением уверенности или неуверенности, достоверности, с установкой на коммуникацию),

— вставные конструкции: В тот момент, когда проходила через контроль (где на металл проверяют), моя киса проснулась и высунула морду, но, увидев происходящее, перепуганная спряталась, тут же описавшись // Таймыр. – 2003. – № 88 (12794). – С. 7;

— порядок слов: Иногда на вездеходе помогут кое-какой груз доставить, вот и меняют на все это оленеводы скудное богатство тундры // Таймыр. – 2003. – № 88 (12794). – С. 6;

— обращения: Клиент, ты не всегда прав! // Таймыр. – 2003. – № 86 (12792). – С. 7;

— неполные и односоставные предложения: Но, как говорится, не без паршивой овцы. Бывает, и кричат, и дебоширят, но до серьезных эксцессов не доходило никогда // Таймыр. – 2003. – № 86 (12792). – С. 7;

— предложения с разными целями высказывания и разной эмоциональной окраской: У меня этого «Бонда» три вида, стою, переспрашиваю, какой именно нужен. Ну что с такими покупателями делать. О-ооо! Вот еще один идет…На-до-ели // Таймыр. – 2003. – № 86 (12792). – С. 7;

— предложения с однородными членами: Виктор Яроцкий, как и все жители тундры, работник-универсал. Оленевод, охотник, рыбак, водитель «Бурана» // Таймыр. – 2003. – № 86 (12792). – С. 7;

— сегментированные и парцеллированные структуры: Живут же люди! На свалке…// Таймыр. – 2003. – № 83 (12789). – С. 7;

— повторы: Караульцы готовы кричать «Караул!» // Таймыр. – 2003. – № 85 (12791). – С. 1 (поселок Караул Усть-Енисейского района Долгано-Ненецкого автономного округа);пр.

• композиционные формы также организуют модальность текста, здесь важны:

— размещение средств тональности в различных частях текста,

— возможность композиционных стандартов,

— резкие ассоциативные переходы,

— композиционные приемы («кольцо», «рамка», «открытый финал»), др.[86]

Кроме того, для экспрессивного воздействия используются риторические фигуры (риторический вопрос, асиндетон, полисиндетон, повтор, градация, анадиплосис, парцелляция, умолчание и др.):

Зубрить ночами за собственные деньги они считают занятием идиотским, а на замечания преподавателей удивленно реагируют: но я же деньги плачу вовремя, так что, какие проблемы? // Труд. – 2007. – 27 июля. – (Ученье – свет, если денег тьма);

Его работы есть в Третьяковской галере, Пушкинском, Русском музее. Он создал памятник Булату Окуджаве на Арбате, ПетруI в Антверпене, Пушкину в Брюсселе // Рос. газ. – 2008. – 23 апр.;

«Таганка, девчонка, девчонка, дрянь! / Что ты наделала, ты только глянь!» – писал Леонид Филатов под литературной маской Андрея Вознесенского // Рос. газ. – 2007. – 29 сент.;

Конец известен – поражение, хаос, экономическая разруха, развал империи. // Рос. газ. – 2008. – 10 янв.;

«Москва на глазах становится миром сугубых индивидуалистов, отъединенных от мира за окном, но соединенных в бесконечную сеть. Эта сетьпозволяет все знать, но ничего не дает изменить, потому что для изменения нужны те самые свойства, которые она упразднила» // Труд. – 2009. – 15 янв.

Давайте в этот день просто на пять секунд преклоним колено. В одиночестве. Не для кого-то. Не для выживших и не для павших. Для себя // Труд. – 2007. – 8 мая.

«Представьте, что в этой теплой стране с начала января бесконечные снегопады и лед на дорогах» // Труд. – 2007. – 21 февр.

По способу распространенияв тексте тональность может быть:

полевой, когда по всему тексту равномерно рассредоточены средства разговорной речи, книжная и высокая лексика, окказиональные образования, средства иронии,

сюжетно-фактической, когда представлен метатекст с авторскими впечатлениями, реакцией на ситуацию, осмыслением проблемы; нейтральное описание событий, создающее дружескую тональность, непринужденность в общении автора и читателя.

По способу представления в тексте тональность может быть

открытой, простроенной за счет языковых средств с усиленной эмоциональностью, равномерно или неравномерно работающей в разных по значимости отрывках текста,

неявной:

• коннотативной, когда эмоциональная окраска заложена в значение лексической единицы (в том числе нейтральной) или приобретается в контексте;

• сюжетно-композиционной и риторической.

Суммируя изложенное выше, проанализируем экспрессивный текст Эллы Мирзаевой с точки зрения представленной в нем тональности. План анализа:

1. Определите жанр произведения.

2. Как построена история, от какого лица?

3. Сколько сюжетов содержится в тексте? Какие?

4. Охарактеризуйте композицию текста и функционально-смысловые типы речи, присущие каждой части произведения.

5. Определите тип композиции.

6. Проанализируйте диалоговые средства текста, начиная с заголовочного комплекса.

7. Рассмотрите формы авторского присутствия в публикации (не забудьте об аллюзиях, прецедентах, отборе фактов, языковых моделях морфологии и грамматики). Сделайте акцент на тех средствах языка и текста, которые нагнетают экспрессию, создают ощущение нарастания эмоциональности текста.

8. Существует ли в тексте образная основа? Можно ли сказать, что в тексте есть метафорические образы? Образы-символы?

9. Суммируйте аналитические выкладки и назовите средства языка и текста, создающие тональность произведения Мирзоевой.

10. Сделайте общий вывод о тональности текста и о характере ее движения.

11. Как перестройка тональности способствует выражению основной авторской идеи?

Элла Мирзаева

А вы говорите – «Сибирский цирюльник»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *