Что такое поход бедноты
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Крестовый поход бедноты: что это такое и чем он закончился?
Первый крестовый поход длился три года и состоял из нескольких частей. Первый этап продлился всего полгода и вошел в историю, как Крестовый поход бедноты. Это была, пожалуй, самая провальная военная кампания за всю историю средневековой Европы.
Крестовые походы изначально были затеяны, чтобы освободить Гроб Господень. Иерусалим, в котором он находился, был под контролем турок-сельджуков.
Но потом рыцари и европейские политики так увлеклись, что стали ходить походами на Османскую империю, язычников и использовали для внутренней борьбы в самой Европе.
Всего за 100 лет существования ислама арабы захватили Сирию, Палестину, Египет, север Африки и вторглись в Испанию. Европа чувствовала нависающую угрозу.
В 10 веке турки-сельджуки из небольшого племени разрослись в большую группировку, которая атаковала христианские державы. Турки активно насаждали ислам, а христианских священников уничтожали. За короткий период времени они выбили у Византии территорию Малой Азии. Но на этом не остановились – они стали устраивать морские походы и грабить и разорять юг Италии.
Европа решила поддержать Византию и выступить военным походом. 100 лет готовилась Европа и, наконец, в 1095 году папа Урбан II прочел пламенную речь, которой вдохновил знать, рыцарей и крестьян на крестовый поход.
Никто толком не знал, как правильно организовать процесс. Поэтому пошли по обкатанной схеме: каждый вельможа звал своих вассалов, те звали своих. Кроме рыцарей и опытных вояк поднимали крестьян. А крестьяне вообще не очень представляли, что такое военный поход. Поэтому они брали с собой семьи с самым важным имуществом. И вот такая толпа отправилась в Византию – отправную точку для крестового похода.
Грабеж, драки за еду и печальная развязка
Римский папа рассчитывал, что соберется войско в несколько тысяч рыцарей. Но в поход собралось около 300 тыс человек! Всех питали надежды на лучшее. Люди вышли в поход в приподнятом настроении. В Европе выдалось несколько суровых лет засухи и неурожая. Пострадали и крестьяне и знать. Крестовый поход вселял в них надежду на лучшую жизнь.
Это была гигантская армия по тем временам, когда в большинстве стычек участвовало не более нескольких сотен-тысяч бойцов. Но это не была целостная армия, которая единым фронтом шла на врага. Это были разрозненные группы при знатных особах, которые приезжали в разное время. Они не имели единого командования и действовали разрозненно. Но даже при таком хаосе армия европейцев представляла грозную силу.
Кроме феодалов, их вассалов и крестьян, в армию влились тысячи преступников и авантюристов, которые только усиливали разброд и шатание в коллективе. Но были и честные паломники, которые шли только с благой целью – действительно отбить и защитить святыню. К их числу принадлежал и знаменитый рыцарь Готфрид Бульонский, к которому мы вернемся позднее.
Серьезному опустошению подверглись Венгрия и Болгария. Эти страны объединились и даже выставили совместную армию для защиты владений. Так первые потери крестоносцы понесли от своих же христиан.
Из-за голода, междоусобиц и болезней до Константинополя до Константинополя добралось около 180 тыс крестоносцев. Некоторые, столкнувшись со всеми прелестями похода, повернули назад. Когда толпа пришла в Константинополь, крестоносцы-простолюдины стали устраивать здесь серьезные беспорядки. Город был большой, население Константинополя превышало 700 тыс человек, но толпа европейских простолюдинов устроила тут хаос.
Византийские купцы скинулись деньгами на продовольствие, но крестоносцам этого показалось мало. Они спалили несколько десятков купеческих лавок и даже разрушили два храма. Византийский император Алексей провел экстренные переговоры и сделал все, для того, чтобы толпа, как и планировалось, отправилась на Иерусалим.
Огромное войско, состоявшее преимущественно из крестьян, без централизованного управления стало разбредаться по окрестностям. Основные силы разбились на три части. Одна стала лагерем, другая атаковала крепость Ксеригордон, а третья – пошла на столицу турок Никею.
Из всех этих групп самой удачной оказалась армия, что взяла крепость, в которой стоял маленький турецкий гарнизон. Остальные части попали в засаду и были наголову разбиты. После этого турки легко выбили остатки армии крестоносцев из Ксеригордона.
На этом Крестовый поход бедноты закончился. Сейчас некоторые историки полагают, что отправить крестьян на войну с арабами – это был продуманный ход римского папы. В Европе было слишком много голодных ртов, а на фоне неурожая ситуация была критической.
За дело берутся рыцари
После смерти Готфрида Бульонского на подмогу рыцарям пришло большое войско из Европы. Знатные и богатые вельможи, наслышавшись об успехах первопроходцев, решили легко добыть славу на уже подготовленном плацдарме. Но эмиры объединились и разгромили крестоносцев, выбив их из Иерусалима.
Крестовый поход бедноты
Папа римский Урбан II не ожидал такой прыти от рабов божьих. Он рассчитывал, что оголтелая толпа официально отправится в Первый крестовый поход в праздник Успения Богородицы, что пятнадцатого августа, но беднота так сильно рвалась отвоевывать Святую землю, что взяла курс на Иерусалим гораздо раньше намеченного срока. Армию составляли в основном крестьяне и обедневшие рыцари, которые в походе видели единственную возможность поправить свое бедственное положение, ну или умереть за веру, тут уж как кому повезет.
Надо сказать, что до призыва к походу Европу на протяжении нескольких лет сильно «штормило». За короткий временной отрезок людям пришлось вытерпеть и засуху, и голод, и чуму. Эти события давили на умы народа, заставляя выживших думать о скорой неминуемой смерти. А в 1095 году произошло еще несколько необычных природных явлений, таких как лунное затмение и метеоритный дождь. Их священнослужители быстро обратили себе на пользу, заявив, что это – Божье благословение для похода против неверных. И измученный, уставший и испуганный народ поверил. Точно неизвестно, что всего людей приняло участие в Крестьянском походе. По мнению исследователей, их численность колебалась от ста до трехсот тысяч. Причем армию составили не только мужчины, но женщины с детьми.
Естественно, у войска должен был появиться лидер. И такой нашелся в лице монаха-отшельника Петра Амьенского, которого прозвали Пустынником. Ради усиления эффекта он нарядился в белые одежды, оседлал коня и путешествовал по Северной Франции и Фландрии, всеми силами пропагандируя крестовый поход. Петр отличался умением руководить и заводить толпу, его речи слушали, открыв рты. И поэтому немудрено, что именно Пустынника крестьяне стали воспринимать не просто как лидера, а как полноценного Божьего пророка. Сам Петр активно поддерживал эту легенду, рассказывая всем и каждому о том, что на путь проповеди его отправил лично Христос. Так постепенно вокруг Пустынника начала собираться разношерстная толпа, где главной силой стали дикие, неграмотные и нищие люди, которые в походе на Иерусалим видели только возможность обогатиться. Были среди них и по-настоящему религиозные паломники, но их численность значительно уступала отбросам общества. Но Петр, конечно, не обращал внимания. Главное – количество, а не качество.
О самом Петре, надо сказать, информации не так много. Известно, что он появился на свет в Амьене примерно в 1050 году. Сначала служил в армии, потом ударился в религию. Общаясь со священнослужителями Петр загорелся идеей выдворения мусульман и остальных иноверцев со Святой земли. Поэтому призыв Урбана II стал для него настоящим «звездным часом». И хотя официально во главе похода стоял именно папа римский, на деле же его лидером стал именно тщедушный и жалкий на вид Петр. Народ не обращал внимания на его внешность, люди видели в нем могучую внутреннюю силу. Современники Пустынника говорили, что ум у него был «быстрым и проницательным, говорил приятно и свободно». Кстати, есть версия, что именно Пустынник стал чуть ли не идейным вдохновителем крестового похода. Во время своих странствий он добрался до Палестины, где увидел, что местные христиане находятся в ужасном положении. Им срочно требовалась помощь. И Петр добился встречи с иерусалимским патриархом Симоном. Тот, выслушав монаха-отшельника, лишь пожал плечами и посоветовал обратиться к «владыке-папе и римской церкви, королям и князьям Запада». Пустынник не отступил и вскоре уже был в Риме на приеме у папы Урбана II. Тот выслушал Петра и пообещал всяческое содействие. Так, собственно, и был объявлен крестовый поход.
Появился у Петра и главный помощник. Им стал французский рыцарь Вальтер, по уши погрязший в нищете. И поэтому он получил говорящее прозвище «Голяк». Он командовал армией, закрывая глаза на выходки своих «подопечных». Дело в том, что войско Божье, отправившееся в Святую землю, шло, так сказать, налегке. Точнее, бедняки просто не в состоянии были взять с собой ни припасов, ни обоза. «Забыли» они и взять с собой дисциплину. Толпа, словно лавина голодных крыс, шла на Восток, уничтожая и сметая все на своем пути. Они грабили деревни, убивали ради собственной выгоды и не подчинялись приказам. Причем страдали от их действий не только иноверцы, но и сами христиане, которые отказывались проспонсировать крестовый поход.
Но путь до Иерусалима был не близким, солдатам Божьим для начала требовалось пройти по самой Европе. Едва армия оформилась, как начались погромы и убийства. Страдали в основном евреи, которых папа Урбан II без малейшей жалости бросил на растерзание нищим крестоносцам. Разногласия между христианами и иудеями начались еще до официального призыва папы. Известно, что летом 1095 года кровопролитные столкновения произошли в еврейских общинах Франции. Но тогда кое-как священнослужителям удалось создать иллюзию мирного существования. Но в 1096 году слова Урбана сделали евреев беззащитными. Церковь, запустив маховик религиозной истерии, уже никак не могла повлиять на поведение христиан. Священнослужителям оставалось просто наблюдать за погромами и убийствами.
Слова Урбана народ воспринял буквально. Для христиан евреи стали такими же врагами, как и мусульмане. Им припомнили неприятие «правильной» церкви, а также распятие Христа. Особенно рьяно взялись за искоренение иудеев во Франции и Германии. В этих странах всяческую поддержку простолюдинам в «священной войне» оказывали и влиятельные люди. Например, французский герцог Готфрид Бульонский заявил: «пойти в этот поход только после отмщения крови распятого пролитием крови еврейской, полным искоренением тех, кто называются евреями, таким образом смягчив гнев Божий». А вот что писал хронист Сигеберт из Жамблу: «Пока евреи не крестятся, не сможет разразиться война во славу Господа. Тех, кто откажется, нужно лишить своих прав, убивать и изгонять из городов».
На какое-то время христиане и вовсе забыли о Святой земле, Иерусалиме и гробе Господнем. Зачем отправляться за тридевять земель, если и здесь, можно сказать, на соседней улице живут враги? Вот что об этих событиях писал еврейский хронист Самсон: «…проходя через места, где жили евреи, сказали один другому: вот мы идем в дальний путь искать дом позора и мстить исмаильтянам, а вот евреи, живущие среди нас, отцы которых убили его и распяли его ни за что. Отомстим-ка им сначала, и истребим их из народов, и не будет помянуто больше имя Израиля, или будут как мы и признают сына злоумышления».
Но не только местью за Христа руководствовались новоявленные крестоносцы. Хотя это и скрывалось, но главной причиной истерии по поводу евреев стали их богатства. Христиане прекрасно знали, что еврейские общины живут очень хорошо, денег у них было много. Преуспеяние иноверцев было вызвано первоначальным отношением властей. Евреям позволили жить обособлено и заниматься весьма выгодным делом – ростовщичеством. А вот для католиков эта, скажем так, «золотая жила», находилась под запретом. Припомнили христиане евреем и это, завернув жажду наживы в обертку классовой ненависти. Именно нападение на иудеев стало для бедняков самым простым, быстрым и безопасным способом разбогатеть. Одних просто грабили, других брали в заложники и требовали баснословных выкупов. Велика была еще и доля тех крестоносцев, которые сами влезали в долги, и поэтому они без малейшего сожаления расправлялись со вчерашними кредиторами. В общем, борьба с иноверцами шла полным ходом. Как в старой циничной шутке: банк горит, ипотека тушится.
Правда, не все европейские лидеры поддерживали призыв папы римского расправляться со всеми иноверцами. Например, император Генрих IV велел своим священнослужителям и герцогам оказать максимальную поддержку еврейским общинам. Под это распоряжение попал и выше упомянутый Готфрид Бульонский. Но сдержать многотысячную толпу христианских бедняков было практически невозможно. Они не слушали даже своего лидера – Петра Амьенского. А ведь он, надо сказать, не вел антиеврейский пропаганды и считал, что иудеи должны поучаствовать в крестовом походе финансово. Они были не против, но деньги не помогали. Наоборот, чем больше новоявленным воинам Христа платили, тем сильнее росли их аппетиты. Не помогли и епископы, которые получали от евреев деньги за защиту.
Первыми пострадали общины в Руане и Кельне, то есть, в городах, в которых и стартовал Крестьянский крестовый поход. Затем волна добралась до Майнца. Христиане не ограничивались грабежами, они старались именно убивать всех иноверцев. Понимая, что на спасение нет даже малейшего шанса, многие евреи совершили массовое самоубийство. Не оставили в живых они даже маленьких детей, поскольку знали, что крестоносцы расправятся с ними максимально жестоко. Та же кровавая история произошла в Мозеле, Трире, Шпайере и Вормсе.
Оставляя за собой кровавый след, крестоносцы все же сумели добраться до Венгрии. Первыми были солдаты, которыми командовал Вальтер Голяк. Король Кальман I Книжник был осведомлен о приближающемся войске обезумевшей от жадности, алчности и злости толпы. И поэтому стянул к границе свои войска. Затем последовала встреча Вальтера с венгерским королем. Кальман согласился пропустить воинов Божьих по своим землям и даже пообещал оказать им финансовую поддержку, но выдвинул условие – строжайшего соблюдения порядка и дисциплины. Голяк, конечно, согласился, хотя прекрасно понимал, что он не в состоянии справиться со своими солдатами. Кстати, среди них был и упомянутый выше Эмихо Лейнинген. Он, наплевав на приказ Вальтера, начал вести свою, скажем так, «внешнюю политику». А именно: его солдаты принялись разграблять деревни и убивать людей. На защиту своей земли встал чешский князь Бржетислав II. Он сумел разгромить отряд Лейнингена и сообщил об этом королю Венгрии. Параллельно еще несколько отрядов крестоносцев начали грабить и убивать. Реакция Кальмана была жесткой и жестокой. Его солдаты нанесли воинам Христа болезненное поражение. И поэтому оставшуюся часть пути они прошли тихо и спокойно. И к Константинополю Вальтер привел лишь несколько сотен голодных, злых и уставших людей, которые напоминали разбойников, нежели воинов Божьих.
Затем к Венгрии подошли крестоносцы под предводительством Петра Амьенского. Они знали о том, что случилось с их предшественниками, поэтому вели себя дружелюбно, в силу своих возможностей, конечно.
Так или иначе, но осенью 1096 года под Константинополем собралась внушительная по численности армия – порядка ста восьмидесяти тысяч человек. Но об их боевых качествах говорить не приходилось. Император Византии Алексей Комнин увидел орды злых и измученных людей, которые были готовы пойти на любое преступление ради наживы. Естественно, оно представляло для Византии серьезную угрозу. Комнин думал, что папа римский направил к нему для войны с неверными профессиональных солдат, а вместо этого пришли оборванцы. Было понятно, что европейцы ничего не смогут противопоставить воинам-мусульманам. Поэтому появление войска Петра и Вальтера воспринял как издевательство и личное оскорбление.
У стен Константинополя крестоносцы пробыли несколько недель. За это время они совершили несколько набегов на близлежащие деревушки и даже на сам город. А грабили воины не только купеческие лавки, но и церкви, хотя византийцы всячески старались задобрить европейских «партнеров». И Алексею Комнину это надоело. Византийский флот переправил крестоносцев через Босфор и высадил на противоположном берегу. Войско встало лагерем возле Цивитота. Но даже здесь Петру не удалось объединить разрозненные шайки в одну армию. Вскоре отряды начали уходить, скажем так, в свободное плавание. Они разбредались по землям, принадлежащим мусульманам, думая, что с ними справиться будет также просто, как и с евреями. Никто из них и не подозревал, с каким сильным противником ждала встреча. А нищий рыцарь Рено де Брей, вставший во главе многочисленной шайки, и вовсе решил взять быка за рога и захватить Никею – столицу сельджуков. По пути де Брей даже сумел захватить крепость, что лишь усилило в нем веру в безоговорочную победу. Правда, он не придал значение тому, что ее охранял малочисленный и слабый гарнизон.
Султан Кылыч-Арслан I не хотел тратить время на оборванцев, поэтому решил разделаться с ними одним ударом. Сначала он уничтожил отряд де Брея, затем при помощи шпионов распустил слух о том, что Никею взяли франки. Крестоносцы отреагировали именно так, как и было нужно султану. Они отправились в город. И двадцать первого октября 1096 года воины Божьи угодили в засаду на Никейской дороге. Битвы как таковой не произошло, сельджуки просто разгромили европейцев. Несколько десятков тысяч крестоносцев погибло, многие попали в плен. Сложил голову в том сражении и Вальтер Голяк. Вот так бесславно закончился Крестьянский крестовый поход.
Интересно вот что: в том сражении Петр Амьенский участия не принимал. Как только крестоносцы окопались в Цивитоте, он поспешил убраться оттуда, поскольку понимал, что его солдаты – не жильцы на этом свете. Пустынник примкнул к армии Готфрида Бульонского и в 1098 году попал в плен. Правда, вскоре сумел освободиться и вернуться на родину. В Пикардии Пустынник основал августинский монастырь и являлся его настоятелем до самой смерти. А не стало его в 1115 году.
Крестовые походы: причины, история и последствия
Крестовые походы: причины
Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.
В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.
В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.
В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.
Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».
Крестовые походы были вызваны:
Крестовый поход «бедноты»
Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным.
До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.
Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.
В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:
Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.
Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)
Второй Крестовый поход возглавили:
Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:
Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.
В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.
Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.
Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.
Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.
Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.
Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.
Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)
В 1202 году начался Четвертый Крестовый поход. Он очень отличался от предыдущих. На этот раз крестоносцы решили предпринять морской поход. Однако не смогли расплатиться с венецианскими торговцами за корабли. Купцы уговорили рыцарей вместо Святой земли отправиться в столицу Византии.
Крестоносцы осадили Константинополь и выдвинули требование заплатить деньги за «защиту от неверных». Получив отказ, рыцари захватили город и жестоко разграбили его.
Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.
Другие Крестовые походы
В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.
Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.
Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.
Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.
Последствия Крестовых походов
Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:
В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.