Что такое полифонический склад

Полифония

Полифония

Полифония, (в переводе с греческого — звук) — склад многоголосной музыки, для которой характерно наличие звучания, развития и взаимодействия несколъких голосов, равноправных с точки зрения композиционно-технической и музыкалъно-логической. Противоположными полифонии складами являются монодия и гомофония («гомофонно-гармонический склад»). Термином «полифония» также называют музыкалъную дисциплину, изучающую полифонические композиции (прежде «контрапункт»).

Подголосная полифония, при которой совместно с основной мелодией звучат её подголоски, то естъ несколъко отличающиеся варианты (это совпадает с понятием гетерофония). Характерна для русской народной песни.Имитационная полифония, при которой основная тема звучит сначала в одном голосе, а потом, возможно, с изменениями, появляется в других голосах (при этом основных тем может бытъ несколъко). Форма, в которой тема повторяется без изменений, называется каноном. Вершиной форм, в которых мелодия изменяется от голоса к голосу, является фуга.Контрастно-тематическая полифония (или полимелодизм), при которой одновременно звучат разные мелодии. Впервые появиласъ в XIX веке.

Первые сохранившиеся образцы европейской полифонической музыки — органумы IX века. В XIII — XIV веках полифония ярче всего проявиласъ в мотете. В XV—XVI веках полифония становится нормой для всей европейской музыки, как церковной (многоголосной), так и светской. Наивысшего расцвета полифоническая музыка достигла в творчестве Генделя и Баха в XVII—XVIII веках (в основном, в форме фуг). После Баха начинается расцвет гомофонного склада, и следующий подъём интереса к полифонии начинается толъко во второй половине XIX века. Имитационная полифония, ориентирующаяся на Баха и Генделя, часто исполъзоваласъ композиторами XX века (Хиндемит, Шостакович, Стравинский и др.).

Источник

Основы музыкальной теории

Полифония и гомофония

Гомофония — типичное устройство классической музыки, ему противопоставлена многоголосая полифония. В этой части сравним эти два понятия.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

Поговорим о разнице между полифонией и гомофонией и об основных полифонических формах.

🎧 Послушайте два примера и посмотрите на их визуализацию. В чем разница между ними?

Иоганн Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае», 19 век

Иоганн Себастьян Бах, канон из «Музыкального приношения», 18 век

Мы видим два совершенно разных устройства музыкальной материи 👇

🍰 В первом случае — слоеный пирог, где на каждом уровне происходит своя работа: наверху — мелодия, наиболее содержательная, запоминающаяся, подвижная и гибкая. В середине пирога расположились голоса, которые не движутся по отдельности, а визуализированы в виде «стопок» из нескольких нот: это гармоническое заполнение, аккорды, помещенные под мелодией и аккомпанирующие ей. Если убрать мелодию, они будут звучать пустовато и неполноценно, как минусовая фонограмма в караоке. Наконец, низ пирога — это бас. Посмотрите на его партию: она максимально «неинтересная». Так же малоинтересно выглядит фундамент, на котором стоит красивое здание — но мы понимаем, что без него оно рухнет.

🎤 Такое устройство ткани называется гомофонией или гомофонно-гармоническим складом. Симфонии Моцарта, песни Брамса, хиты Коула Портера, Боба Дилана и Владимира Высоцкого — все это гомофония. Кажущаяся нам невероятно естественной система «мелодия + аккомпанемент и/или бас» пришла в музыку довольно поздно, с началом эпохи барокко в 17 веке.

🛣 Теперь вспомним второй пример. Мы видим совершенно другую систему: нет никакой мелодии, и никто никому не аккомпанирует. Три полноценных и равноправных голоса, как три автомобиля на трассе, движутся одновременно. Как и автомобили, они соблюдают целый ряд правил, чтобы такое движение было возможным без столкновений и аварий; тем не менее, каждый из голосов — полноценная «мелодия», сопряженная во времени с другими.

🎶 Такое устройство ткани называется полифонией (ударение на «о» и только туда!). Оно лет на пятьсот старше гомофонии; примитивные полифонические формы начали появляться в 11 веке. Полифония гораздо сложнее гомофонии по устройству, но на момент своего рождения она была естественным шагом для европейской музыки: привычное одноголосие как бы мультиплицировалось (похожим путем пошла в 15 веке русская церковно-певческая музыка).

🎼 Понадобилось несколько столетий, чтобы выработать представление о раздельных функциях: мелодии (горизонтали — помните движение верхнего голоса в примере с музыкой Штрауса?) и гармонии (вертикали — помните «стопки» нот, соединенных в аккорды, которые аккомпанировали в этом примере мелодии?).

📜 С приходом и воцарением гомофонного склада полифония, однако, не исчезла. Она начала восприниматься как жест в сторону старинной музыки или интеллектуальный фокус, но продолжала полноценно существовать. У Моцарта и Бетховена, Сен-Санса и Верди мы можем найти полифонические эпизоды или целые сочинения, всегда неслучайные и приковывающие внимание из-за солидного возраста и сложности этой техники; ни один композитор не может считаться профессионалом, не владея искусством контрапункта — т.е. создания полифонической ткани.

♾ Стоит отметить еще, что полифония и гомофония — лишь две разновидности того, что принято в музыке называть фактурой (т.е. устройства звуковой материи). На самом деле их гораздо больше — а уж 20 век с его фоническими находками и электронным звуком по части изобретения фактур превзошел все остальные. Но полифония и гомофония — два полюса, между которыми так или иначе располагаются эти звуковые миры: от русского фольклорного пения (особый вид полифонии) до рэпа (особый вид гомофонии).

Коротко поговорим о полифонических формах: они очень старые, очень влиятельные и невероятно интересные.

👥 Самая простая полифоническая форма — канон. Представьте нескольких людей, которые поют одну и ту же песенку, но вступают не одновременно, как при пении хором, а каскадом: один, затем спустя такт — второй, спустя такт — третий и т.д. Получается, что песенка образует многоголосие сама с собой; это и есть канон. Примерно так:

Французская народная песенка 18 века «Братец Яков» (иногда приписывается Жану-Филиппу Рамо)

👌 Элементарно? О, нет. Первый вступающий голос называется пропостой (ит. «предложение»), а имитирующие его голоса, которые вступают потом, — риспостами (ит. «ответ»). Риспоста может просто повторять за пропостой на определенном временном расстоянии, как в «Братце Якове». А может делать интересные вещи: проводить свою мелодию от другой ноты, петь ее вдвое медленнее или быстрее, а то и вовсе задом наперед.

♟ Каноны очень любили в эпоху Ренессанса, где эта ученая полифония превратилась в род интеллектуальной игры. Их снабжали заголовками-подсказками, которые служили чем-то вроде зашифрованной инструкции касательно правил исполнения канона.

🎯 Вот, например, работа полумифологического французского мастера 14 века, известного как Бод Кордье (фр. «арфист»). Канон записан на двух окружностях и снабжен свернутым в улитку стихотворением. Его первая строчка — «весь как по циркулю я сочинен» — продублирована в нотах там, где должна вступать риспоста. Ниже можно посмотреть, как это выглядит. Пропоста и риспоста тут идут «по большой окружности», а нижний голос — тенор — по малой.

Бод Кордье, канон «Tout par compas» (14 в.)

🐚 Эпоха барокко каноны тоже любила. В этом баховском каноне из великого сборника «Искусство фуги» риспоста повторяет за пропостой на расстоянии дуодецимы (так называется интервал между двумя нотами). Не пропустите момент, где они меняются местами!

Иоганн Себастьян Бах, «Искусство фуги», №13

✨ А тут риспоста тоже идеально повторяет текст пропосты — но только отраженный в горизонтальном зеркале и замедленный вдвое. Внимательно следите за чудесами голосоведения:

Источник

Что такое полифонический склад

Что такое полифония: определение, история, виды, жанры, композиторы

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический складПолифония представляет собой многоголосный склад музыки, основанный на развитии относительно свободных голосов. В переводе с греческого polusозначает много, phone– звук. Эта композиционная техника предшествовала гомофонно-гармоническому складу. Разница полифонии и гомофонии существенна. Если в полифонии используется тема и она проводится в разных голосах, то в гомофонии есть ведущая мелодия, которая сопровождается аккомпанементом.

История становления и развития полифонии

Первые полифонические произведения были написаны еще в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия – органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев.

Параллельно с церковной музыкой полифония проникает в светскую музыку труверов (трубадуров). С XIII по XIV век преобладает вокальная музыка, инструменты лишь служат дополнением к пению. Увеличивается количество голосов, усиливается контраст между ними.

В дальнейшем музыковедами выделялись два основных вида полифонии:

Строгий стиль тесно связан с вокальной музыкой, позднее с инструментальной. Расцвет и зрелость техники приходится на XV-XVIвек. Имеет большое количество правил, связанных с написанием мелодий, употреблением диссонансов и их разрешением.

Свободный стиль преобладает в инструментальной музыке XVIII века и тесно связан с эпохой барокко. Усовершенствованием инструментов, а также появлением темперированного строя существенно расширяют сферу музыкальных образов. Свободный стиль связан с освобождением от ограничений, имеющихся в вокальной музыке. Происходит обогащение приемов развития.

Рассмотрим более детально особенности каждого из стилей.

Строгий стиль: характерные черты, термины и понятия

Понятие «строгий стиль» имеет художественно-историческое значение и тесно связано с хоровой и музыкой acapella. Исходя из возможностей человеческого голоса были сформированы чёткие правила написания мелодий строгого стиля:

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

Также мелодия не строилась по аккордовым звукам, так как во времена формирования строгого стиля не существовало понятий о гармонии, об образовании аккордов. Это объясняется тем, что не было темперированного строя и тональности.

Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии. Необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники, основными из которых являются:

Со временем инструменты становились совершеннее, что поспособствовало к их самостоятельности и независимости от голоса человека. Появлялись особые музыкальные интонации-символы, создающие язык инструментальной музыки. Это стало основной причиной перехода к свободному стилю.

Свободный стиль: характерные черты, термины и понятия

Свободный стиль является художественно-историческим понятием. Выделяется в музыке с начала XVIIIвека, активно применяется композиторами и в наше время. Появление свободного стиля обосновывается увеличением технических возможностей инструментов, а также формированием темперированного строя.

Для большинства полифонических произведений, в том числе фуг, написанных в свободном стиле характерно наличие следующих музыкальных элементов:

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

Развитие музыкального материала может достигаться при помощи следующих приемов:

Основные полифонические жанры

Условно можно разделить полифонические жанры, относящиеся к строгому и свободному стилям.

К строгому стилю относят прежде всего вокальную музыку:

К свободному стилю относят как инструментальные, так и вокальные жанры:

Знаменитые композиторы в эпоху расцвета полифонии

Средневековая полифония

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

Эпоха ArsNova

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

Композиторы эпохи Барокко

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

Со второй половины XVIII века до нашего времени композиторы продолжают использовать полифонические техники и приемы, комбинируя их с гомофонно-гармоническим складом музыкальной ткани. Изначальная гармония, красота и совершенство полифонии стали для многих авторов символом упорядоченности, высокой духовности и нравственности. Так, применение полифонических жанров в крупных музыкальных формах имеет отсылку к миру идеальному и гармоничному.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Методическая разработка «Музыкальный склад и фактура»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

преподаватель высшей категории

ГБПОУ Республики Крым «Симферопольское

музыкальное училище имени П.И. Чайковского»

Музыкальный склад и фактура


1.Определение.
Музыкальная фактура (лат. Facture – обработка, создание, творение) – совокупность приёмов изложения музыкального материала. Характер фактуры определяется тем или иным сочетанием голосов и спецификой их развертывания. Важнейшими компонентами фактуры являются тембр, регистровое положение и голосоведение. Та или иная фактура – неотъемлемое свойство любого музыкального произведения.

Музыкальный склад это форма изложения музыкального материала, в основе которой лежит тот или иной принцип.

2.Виды складов
Различают 4 основных вида музыкального склада : монодия, полифонический, аккордовый и гомофония.

Монодия – это одноголосный склад, в котором мелодическое движение не предполагает какой–либо формы сопровождения. Одноголосный склад возник в фольклорной музыке, характерен для сольных жанров народных песен: думы, былины

Использование монодии в профессиональной музыке чаще всего носит эпизодический характер. Так, в большинстве фуг И. С. Баха первое проведение темы звучит одноголосно ( Тема фуги Fis dur из I том ХТК И.С. Баха).
Начальное одноголосное проведение темы можно встретить в произведениях разных жанров и эпох. Например, начало мазурки №26 Ф. Шопена.
В мазурке № 43
монодия представлен связкой–переходом от середины к репризе.

В крупных гомофонных формах, преимущественно симфониях, тема иногда проводится в октавном удвоении, что придаёт ей рельефность и значимость (А. Бородин. Симфония №2, ч I ).

Примеры включения одноголосия в многоголосную музыку не всегда являются образцами монодии. Монодия не подразумевает опоры на гармонии и развития по классическим канонам. Это, например, относится к одноголосному фрагменту:

И. С. Бах. Органная Фуга а moll (тема).
Назвать данную тему монодией нельзя, т.к. в ее построении присутствует скрытое двухголосие.

Полифонический склад подразумевает сочетание нескольких равноправных голосов. Полифоническое многоголосие в зависимости от функциональных взаимоотношений голосов делится на имитационную, контрастную и подголосочную:

а) имитационная полифония – голоса равноправны и совпадают по тематическому содержанию, но различаются по времени вступления. Главными имитационными жанрами считаются инвенция и фуга, но имитационная полифония встречается и в других произведениях, например, в прелюдии cis moll из 1т. ХТК И. С. Баха.

б) в контрастной полифонии голоса равноправны, но различаются по интонационному содержанию.
И. С. Бах. Двухголосная инвенция B dur .
Менуэт
d moll из «Нотной тетради» А. М. Бах.
в) в подголосочной полифонии главный голос сопровождается одним или несколькими дополнительными подчиненными голосами–подголосками. Подголосочная полифония характерна для народного творчества, в частности – славянского фольклора. Народная песня «Ой, не вечор ли».

Аккордовый склад основан на ритмической однородности движения всех голосов и координируется по вертикали. Такой слад характерен для хорального письма, а в инструментальной музыке иногда применяется как подражание хоральному пению. Во вступлении из увертюры–фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» архаика хоральности подчеркнута натуральным минором, плагальными оборотами, квинтовыми и октавными параллелизмами.

Гомофонный склад представляет собой взаимодействие ведущего голоса и сопровождения к нему. Этот склад получил распространение с начала 17 с развитием оперы.

Если сопровождение выражается в ясной гармонической фактуре, то такой склад называется гомофонно–гармоническим. Он отличается разнообразием, т.к. и солирующий голос, и сопровождение могут быть изложены в разнообразных комбинациях.
Пример: П. Чайковский. Ноктюрн cis moll .

3. Виды фактурного преобразования. Фигурация.

Существует множество способов фактурного преобразования гармонии, но среди них выделяются следующие основные виды: колористическое наслоение, гармоническая фигурация, ритмическая фигурация и мелодическая фигурация.

Колористическое наслоение – выразительный приём уплотнения голосов, не изменяющих функциональной сущности аккордов. Как правило, композиторы используют данный приём с определённой выразительной целью ( А. Лядов. «Про старину»).

Гармоническая фигурация – это орнаментированное изложение аккорда в виде поочередного движения входящих в него тонов. гармоническая фигурация может служить аккомпанементом в гомофонно–гармоническом складе или использоваться как самостоятельное выразительное средство
(Ф. Лист. Этюды по Паганини, №4).

Ритмическая фигурация – это повторение одного тона или комплекса тонов в определённой ритмической организации.

Э. Григ. Сюита «Из времён Хольдберга», №4, Ария.
В этом примере аккордовое сопровождение представлено равномерным ритмическим дроблением.

Перечисленные виды встречались, преимущественно, в голосах сопровождения и были подкреплены гармонией. Движение голоса, опирающегося на звуки, не входящие в состав аккорда, называется мелодической фигурацией. Свое название она получила в связи с мелодизацией голосов и применением термина чаще всего по отношению к солирующему голосу – мелодии.

Виды мелодической фигурации классифицируют по отношению к сильному и слабому времени.

З адержание – единственный неаккордовый звук, который звучит на более сильной доле, чем его разрешение. Различают приготовленное и неприготовленное задержания.

Приготовленное задержание – это оставшийся от предыдущего аккорда звук, нарушающий терцовую структуру последующего аккорда. Приготовленные задержания разрешаются всегда плавно, поступенным нисходящим ходом ( М. Глинка. Романс «Не искушай…»).

Применение задержаний в нескольких голосах называется сложным. В заключительном кадансе начального построения II части сонаты №18 В. Моцарта использовано тройное задержание.

На слабом времени возникают несколько видов мелодической фигурации.
Проходящий – это неаккордовый звук, помещенный на слабой или относительно сильной доле между двумя соседними, разными по высоте, аккордовыми звуками. Различают восходящие, нисходящие, диатонические и хроматические проходящие звуки ( Н. Метнер. «Сказка эльфов»).

Проходящие звуки могут появиться не только в одном, но одновременно в двух, трех, четырех голосах – двойные, тройные, четверные, проходящие созвучия ( В. Моцарт. Фантазия до минор, 4 эпизод). В этом фрагменте использованы двойные проходящие – сначала параллельные терции, затем – параллельные сексты.

Вспомогательный – это неаккордовый звук, помещенный на слабом метрическом времени между повторением аккордового звука.

Верхние вспомогательные звуки чаще всего диатонические. Нижние в основном хроматические ( В. Моцарт. Соната №19, ч. I , связующая партия).

Диатонические нижние вспомогательные встречаются в музыке доклассического периода. ( И.С. Бах. Прелюдия E dur , I т., ХТК).

Вспомогательный, взятый скачком, лишен плавной подготовки, зато разрешается ходом в аккордовый ( Л. Бетховен. Соната №10, ч. I ).

Брошенный вспомогательный звук – камбиата, наоборот, приготовлен плавным движением, но затем уводится скачком. Камбиата в переводе означает брошенная, покинутая ( Л. Бетховен. Соната №8. ч. III ).

Объединенные вокруг одного аккордового звука, камбиата и скачковый вспомогательный образуют фигуру опевания ( Ф. Шопен. Мазурка №47).
В этом примере представлено двойное опевание – терциями и секстами.

Предъём – это неаккордовый звук, чуждый данному аккорду и входящий в состав последующего. Предъем чаще звучит в одном голосе, хотя встречаются двойные, тройные, предъемы во всех голосах ( Р. Шуман. «Листок из альбома »). В этом примере в середине построения предъём звучит в двух средних голосах, в кадансах – предъём в верхнем голосе.

Предъем применяется и к неаккордовому звуку. Во вступлении к романсу П. Чайковского «Страшная минута» применен предъём к задержанию .

Наиболее распространенными в музыке являются смешанные виды фактурного преобразования, в которых комбинируются разные приемы ( Ф. Шопен. Этюд op . 25, №2). В этом примере – синтез разных приемов мелодической фигурации (проходящие, вспомогательные и скачковые вспомогательные) в сочетании с гармонической фигурацией в сопровождении.

Роль неаккордовых звуков весьма важна, они мелодизируют многоголосную музыкальную ткань, они варьируют и бесконечно разнообразят звучание аккордов.

Таким образом, значение фактурного преобразования гармонии весьма велико. Именно благодаря взаимодействию типа изложения музыкального материала, гармонических средств и фигурации создаются яркие музыкальные образы, достигается особая выразительность и неповторимость произведения.

1. Абызова Е. «Гармония» М.: Музыка, 2001.

2. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка,1986.

3. Григорьв С. Теоретический курс гармонии. М.: Музыка, 1981.

4. Способин И. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1968.

5. Тюлин Ю. Краткий теоретический курс гармонии. М.: Музыка,1987.

Источник

Теория музыки: музыкальное изложение, полифония, строгий стиль

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

Продолжая наши уроки по теории музыки, мы постепенно переходим к более сложному материалу. И сегодня мы с вами узнаем, что такое полифония, музыкальная ткань, и каким бывает музыкальное изложение.

Музыкальное изложение

Музыкальной тканью называют совокупность всех звуков музыкального произведения.

Характер этой музыкальной ткани называют фактурой, а так же музыкальным изложением или складом письма.

Музыкальное изложение может быть одноголосным и многоголосным.

Одноголосное музыкальное изложение разделяется на:

Многоголосное музыкальное изложение тоже имеет несколько видов:

1. Гомофония

Гомофония – состоит из главного мелодического голоса и других мелодически нейтральных голосов. Зачастую главный голос – верхний, но встречаются и другие варианты.

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

Гомофония может основываться на:

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

2. Гетерофония.

Еще может называться подголосочной или ветвистой полифонией. Чаще всего эту форму можно услышать в славянских народных песнях.

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

3. Полифония.

О полифонии мы поговорим далее и более подробно.

Полифония

Думаем, вам знакомо само слово “полифония”, и, возможно, вы имеете представление о том, что бы оно могло значить. Мы все помним всеобщий восторг, когда появились телефоны с полифонией, и мы наконец-то сменили плоские моно-мелодии на что-то более похожее на музыку.

Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.

Полифония может быть:

1. Подголосочной. Образуется, когда одновременно звучит и основная мелодия, и ее вариации-подголоски. Обычно такой вид полифонии встречается в народной музыке.

2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:

3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.

Упомянув выше о фуге и каноне, хотелось бы показать вам их более наглядно.

Канон Frère Jacques

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

Фуга до-минор, И.С. Бах

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

Мелодика строгого стиля

Стоит остановиться на строгом стиле. Строгое письмо – это стиль полифонической музыки эпохи Ренессанса (XIV-XVI ст.), который разрабатывался нидерландской, римской, венецианской, испанской и многими другими композиторскими школами. В большинстве случаев этот стиль был предназначен для хорового церковного пения а капелла (то есть пение без музыки), реже строгое письмо встречалось в светской музыке. Именно к строгому стилю относится имитационный вид полифонии.

Для характеристики звуковых явлений в теории музыки используются пространственные координаты:

Чтобы вам было проще понять разницу между свободным и строгим стилем, давайте разберем из различия:

Строгий стиль отличается:

Свободный стиль отличается:

Строение музыки в строгом стиле подчиняется определенным (и, конечно же, строгим) правилам.

1. Мелодию нужно начинать:

2. Заканчиваться мелодия должна на I ступени сильной доли.

3. Двигаясь, мелодия должна представлять собой интонационно-ритмическое развитие, которое происходит постепенно и может быть в виде:

Что такое полифонический склад. Смотреть фото Что такое полифонический склад. Смотреть картинку Что такое полифонический склад. Картинка про Что такое полифонический склад. Фото Что такое полифонический склад

4. Стоит часто задерживать мелодию на сильной доле и употреблять синкопы (смещение акцента с сильной доли на слабую).

5. Скачки нужно сочетать с плавным движением.

Как видите, правил достаточно много, а это только основные.

Строгий стиль имеет образ сосредоточения и созерцания. Музыка в данном стиле имеет уравновешенное звучание и совершенно лишена экспрессии, контрастов и любых других эмоций.

Вы можете услышать строгий стиль в хорале Баха “Aus tiefer Not”:

А так же влияние строгого стиля можно услышать в поздних произведениях Моцарта:

В XVII веке строгий стиль сменился свободным стилем, о котором мы упомянули выше. Но в XIX веке некоторые композиторы все еще использовали технику строгого стиля, чтобы придать старинный колорит и мистический оттенок своим произведениям. И, несмотря на то, что строгий стиль в современной музыке не услышать, он стал основателем существующих на сегодняшний день правил композиции, приемов и техник в музыке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *