Что такое полиграфия история

Как развивалась полиграфия

Представить себе современный мир без полиграфической продукции просто невозможно. Полиграфия прочно вошла в нашу жизнь и стала неотъемлемой ее частью. Несмотря на развитие интернет технологий, бумажные носители информации и, соответственно, услуги полиграфии неизменно пользуются спросом.

Полиграфия востребована в самых разных аспектах жизни общества: деловая – для печати бланков, визиток или ежедневников, рекламная – для продвижения товаров и услуг при помощи листовок, брошюр, каталогов и плакатов. Яркие и привлекательные POS материалы (ценники, шелфтокеры, воблеры и наклейки) – для непосредственной рекламы в местах продаж.

Современные технологии печати позволяют создавать невероятное разнообразие печатной продукции быстро, качественно и дешево. Но как появилась полиграфия? Когда впервые понадобились услуги полиграфии и было изобретено первое оборудование? Об этом – в нашей статье.

История полиграфии

Точное время и место зарождения полиграфии – до сих пор приводит к многочисленным спорам среди историков. Кто-то считает первооткрывателями древний Китай, кто-то утверждает, что услуги полиграфии были востребованы гораздо раньше.

Древние полинезийские индейцы

По одной из версий – первым способом печати можно считать трафаретную печать. Еще задолго до изобретения шелка в Китае, полинезийские индейцы обратили внимание, что через дырочки в листьях банана просачиваются мельчайшие капельки дождя. Умные полинезийцы стали делать в листьях отверстия, а сверху – наливать краску. Проходя через дырочки, краска оставляла отпечаток. Так и появилась прародительница трафаретной печати, используемой и по сей день. Именно эту технологию многие считают основой шелкографического способа печати.

Китай

Интересно, что изобретение полиграфии в Китае началось с изготовления шелковой одежды. Китайцам не нравился однотонный шелк и они придумали, как его раскрасить. Изображение гравировалось на деревянных поверхностях, а затем – переносилось на ткань. И первые книги были не в листах, как мы сегодня привыкли, а в рулонах.

Безусловным прорывом в развитии типографского дела стало изобретение бумаги в 105 году нашей эры. Именно с этого момента началось повсеместное распространение печатных изделий.

Германия

Следующим, кто внес значительный вклад в историю полиграфии, стал немецкий ученый и ювелир Гутенберг. Его изобретение – набор подвижных литер, выполненных из металла и имеющих выпуклую поверхность. Из букв составлялись наборы, на которые наносилась краска, и создавался оттиск изображения на бумаге.

Значение этого изобретения трудно переоценить. Подобные технологии сегодня называются высокая или типографская печать и до сих пор используются в изготовлении газет. На основе изобретения Гутенберга, была создана, пожалуй, самая распространенная технология в сфере услуг полиграфии – офсетная печать. Большинство печатной продукции по всему миру изготавливается именно офсетным способом.

Так же, на основе изобретения немецкого мастера, была создана первая флексографическая машина. Флексографию, как метод печати, называют еще «королевой упаковки». Этим способом создается большинство этикеток и различная упаковочная продукция. Флекс позволяет наносить красочные изображения на самые разные по фактуре и форме поверхности. Офсетные машины с такими задачами не справляются.

Услуги полиграфии в XXI веке

В XX веке в нашем мире появились компьютеры. Их изобретение привело к возникновению принципиально нового способа печати – цифрового. Темп нашей жизни сделал цифровую печать – одной из самых востребованных. Ведь только цифра может обеспечить оперативные услуги полиграфии или, например, сделать экономически выгодной печать малых тиражей.

Развитие технологий печати продолжает набирать обороты. Достижения химической промышленности привели к изобретению красок, позволяющих печатать на пластике и других невпитывающих материалах. Широкоформатные цифровые машины – наносить изображение на рекламные баннеры шириной до 5-ти метров. 3D принтеры – создавать объемные изображения.

Наша полиграфическая компания внимательно следит за появлением новинок и инновационных технологий печати, чтобы иметь возможность воплощать в жизнь любые дизайнерские задумки и предоставлять своим заказчикам только самые качественные полиграфические изделия.

Источник

История полиграфии

Что такое полиграфия история. Смотреть фото Что такое полиграфия история. Смотреть картинку Что такое полиграфия история. Картинка про Что такое полиграфия история. Фото Что такое полиграфия история

До того, как в Европе была изобретена бумага (1309), люди наносили письмена и рисунки на папирус, кожу животных, дерево и камни. Существует мнение, что первыми изобрели бумагу Китайцы еще до нашей эры, но это версия.

Первый печатный станок изобрел немец-ювелир в 1436 году, работал он по типу пресса. До этого момента книги переписывались вручную. В 1456 году изобретатель напечатал небольшим тиражом Библию и успешно продал все книги на ярмарке. В то время в станке уже был пресс, краска, валик и все прочие необходимые для печати детали.

В 1457 уже через год после печати ч/б книг появилась цветная печать. А в 1605 была напечатана первая газета.

Помните палитру RGB из Фотошопа? Еще в 1861 в Шотландии догадались, как используя всего три цвета делать полноцветную печать. Для понимания: в этот же год в России было отменено Крепостное право.

Что такое полиграфия история. Смотреть фото Что такое полиграфия история. Смотреть картинку Что такое полиграфия история. Картинка про Что такое полиграфия история. Фото Что такое полиграфия история

История возникновения полиграфии с датами.

1904 – рождение офсетной печати.

1907 – появление трафаретной печати.

1976 – первый принтер запущен в массовое производство.

Цифровая печать появилась гораздо позже офсетной. В 40-х годах 20 века только зарождалась ксерография, и начинали появляться ксероксы. Хотя печать с помощью офсетной установки уже как 40 лет пользовалась популярностью.

Что такое полиграфия история. Смотреть фото Что такое полиграфия история. Смотреть картинку Что такое полиграфия история. Картинка про Что такое полиграфия история. Фото Что такое полиграфия история

Первый коммерческий принтер вышел в свет в 1976 году. Его мощность была довольно сильной для 20 века, он выдавал 120 листов минуту. К 80-м годам дизайн лазерных принтеров претерпел изменения. Теперь они стали гораздо компактней, но вместе с тем теряли и мощность.

Цифровой метод печати не сразу стал пользоваться популярным, офсетный был быстрее. Однако в цифре присутствовали явные преимущества:

Что такое полиграфия история. Смотреть фото Что такое полиграфия история. Смотреть картинку Что такое полиграфия история. Картинка про Что такое полиграфия история. Фото Что такое полиграфия история

История развития полиграфии в России 20 века.

Во времена революции издательские дома передали во власть трудящихся. Установился жесткий диктат на издательское дело, что уже говорить о привычной в наше время рекламе.

Во времена Великой Отечественной войны, естественно, часть типографий и издательств захватили и они вышли из строя, перестали функционировать. Техника пришла в негодность. В послевоенное время большинство из них было восстановлено.

Что такое полиграфия история. Смотреть фото Что такое полиграфия история. Смотреть картинку Что такое полиграфия история. Картинка про Что такое полиграфия история. Фото Что такое полиграфия история

Взгляд на историю возникновения полиграфии с высоты прогресса.

Некоторые технологии были недооценены, многие выдвигались вперед не из практичности, а из экономических аспектов.

Сегодня рынок оборудования для издательства разнообразен. Мощность и производительность машин потрясает. Реклама в интернете, конечно, сильный конкурент для печатного дела, но навсегда печать не вымрет.

Что такое полиграфия история. Смотреть фото Что такое полиграфия история. Смотреть картинку Что такое полиграфия история. Картинка про Что такое полиграфия история. Фото Что такое полиграфия история

Заказ полиграфической продукции онлайн.

Сейчас вы можете отправить заказ на производство листовок, флаеров, брошюр прямо со своего компьютера, не покидая офис. Более того, вы можете воспользоваться бесплатным шаблоном дизайна, вписать недостающую информацию и выпустить материал в печать.

Курьер привезет тираж в офис, или придется забрать самостоятельно из пункта самовывоза.

Высокий уровень клиентского сервиса, комфорт, скорость печати от 1 дня, тираж от 1 единицы и оплата удобным для вас способом.

Источник

Компью А рт

Предтечи

Все имеет свою историю. До изобретения книгопечатания делались надписи на камне, глине, дереве, бересте, коже, пергаменте, папирусе, ткани или на восковом слое дощечек. То были надписи. С изобретением и распространением технологии изготовления бумаги появились рукописные свитки и книги. Переписывание книги стало профессией. Появились хранилища рукописных изданий. Переписка и указы опечатывались, как правило, с помощью печаток царей, императоров, военачальников и государственных мужей высокого ранга. То были отпечатки на размягченном при нагревании материале, сохраняющие изображение после остывания.

Что такое полиграфия история. Смотреть фото Что такое полиграфия история. Смотреть картинку Что такое полиграфия история. Картинка про Что такое полиграфия история. Фото Что такое полиграфия история

Рождение книгопечатания и его революционная роль

Книгопечатание началось с того момента, когда красящее вещество нанесли на рельефную форму и сделали серию одинаковых отпечатков. Это был важный шаг в развитии средств информации, что способствовало развитию ремесел, промышленности, науки, техники и культуры [1]. Печатные издания стали средством коммуникации между людьми. Они обеспечивали сохранение информации от искажения переписчиком. Рукописные и печатные издания на первых порах соперничали между собой. Хотя изготовление печатной формы и требовало много времени, тем не менее процесс печати все равно оказывался более производительным, качественным и дешевым.

Что такое полиграфия история. Смотреть фото Что такое полиграфия история. Смотреть картинку Что такое полиграфия история. Картинка про Что такое полиграфия история. Фото Что такое полиграфия история

Период младенчества в книгопечатании

Единственным материалом для печати книг долгое время оставалась листовая бумага ручного изготовления. При производстве бумаги бумажную массу зачерпывали из больших чанов рамкой с натянутой на ней сеткой. Размеры рамки определяли формат бумаги, а мастерство ремесленника — ее качество. Поскольку печатная форма была основой всего и именно от нее зависело качество печати, то первоначально все усилия были направлены на изобретение новых формных технологий и материалов.

Этот период характеризуется сосредоточением всех процессов книгопечатания в одних руках. Издатель был гравером и литейщиком литер, изготовителем краски и печатником, занимался переплетом и был распространителем продукции. Печатный пресс состоял из двух плоских плит, на одну из которых устанавливалась печатная форма. Все процессы: накат краски, размещение бумаги и ее выравнивание, создание давления печати, снятие давления и удаление оттиска — выполнялись вручную. Из-за прозрачности и высокой пористости бумаги печатали только на одной стороне листа.

Изобретение литер и набора текста существенно ускорило изготовление текстовых форм и разделило формный процесс на два этапа: получение наборных текстовых форм и изготовление иллюстрационных форм. И это деление сохранилось в высокой печати до второй половины ХХ века, когда появились фотовыводные устройства и фотополимерные материалы. В плоской, глубокой и трафаретной печати такого деления не происходило.

Изначально печатали только черной краской, а цветные иллюстрации получали путем раскрашивания оттисков вручную.

Что такое полиграфия история. Смотреть фото Что такое полиграфия история. Смотреть картинку Что такое полиграфия история. Картинка про Что такое полиграфия история. Фото Что такое полиграфия история

Индустриализация полиграфии

Развитие ремесел, промышленности, науки и техники, зарождение капиталистического уклада экономики, а также развитие общественных связей требовали ускорения обмена и распространения информации. Старые оборудование и технологии уже не могли удовлетворить возросшие требования к тиражности и оперативности выпуска печатной продукции. Увеличение количества печатных станков без повышения их производительности было тупиковым путем. Рост производительности печатного оборудования стал особенно актуальным с появлением газет. Делать много одинаковых печатных форм и печатать на многих станках одновременно, чтобы получить большой тираж газеты за короткое время, было экономически невыгодно. В результате были изобретены однокрасочные листовые печатные машины с автоматическим накатом краски, позиционированием листа, созданием и снятием давления печати. Ручными остались только процессы подачи бумаги и приемки оттиска. Так создавалось промышленное производство печатной продукции — полиграфия.

Развитие производства бумаги и дальнейшее развитие полиграфии

По мере развития общества требования к скорости распространения информации постоянно росли. Для возросших тиражей требовалось все больше бумаги. В результате производство бумаги из ручного преобразовалось в промышленный отлив полотен, которые затем сматывались в рулоны. Это, в свою очередь, привело к созданию печатных машин нового типа.

Были изобретены плоскопечатные машины [3], сочетающие плоскую форму и цилиндрическую давящую поверхность. Величина давления при этом уменьшилась и появилась возможность увеличения формата печати.

При работе с формами глубокой печати для создания высокого давления бумагу зажимали между плоской печатной формой и пластиной соответствующего размера, после чего этот трехслойный «пирог» пропускали между двумя цилиндрами. Подобный механизм — первый шаг к ротационному принципу печати.

С созданием ротационных печатных машин стало возможно эффективно работать не только с листовой, но и с рулонной бумагой. Листовые ротационные печатные машины требовали участия человека в процессе печатания для подачи листов и приемки оттисков. С появлением рулонных печатных машин необходимость в этом отпала: человек должен лишь готовить машину к печати, контролировать ее работу и менять рулоны. Производительность первых рулонных печатных машин достигала 20 тыс. отт./ч. Для сравнения: листовые плоскопечатные и листовые ротационные машины с ручной подачей листов печатали в среднем 400-500 отт./ч.

Печатные машины и их значимость

Печатная машина — это еще не типография, но без нее типография не может обойтись. При использовании печатных станков печатная форма определяла как время подготовки издания и себестоимость продукции, так и технологию и качество печати. Печатник (он же и издатель) мог на одном станке использовать формы разных типов — все зависело от его понимания рациональности и выгоды, от его умения и желания.

Автоматические и полуавтоматические печатные машины, как правило, являются строго специализированными и связаны с конкретной технологией печати, что определяет тип печатной формы. Высокая скорость работы ротационных машин потребовала совершенствования печатных красок и другого уровня качества изготовления механизмов. В результате дерево из полиграфического машиностроения исчезло — все детали печатных машин стали делать из металла.

С разработкой самонакладов листов и автоматизированных приемных устройств появились листовые печатные машины-автоматы. Стали создаваться многокрасочные машины. Расширился спектр печатной продукции — помимо изданий полиграфисты стали производить промышленные изделия: упаковку, этикетки, обои, бумажные и пленочные покрытия для мебельной и строительной промышленности. Развитие рекламы создало новое направление в полиграфии — печатную рекламу. Бумажная индустрия стала производить все больше разнообразной бумаги высокого качества. Полиграфисты освоили новые запечатываемые материалы: ткани, пленки, пластик, фольгу, жесть, гофрокартон, стекло, промышленные изделия (ручки, осветительные тела, бутылки, майки, кепки), природные продукты — яйца, дерево.

Полиграфия стала тесно кооперироваться с другими отраслями промышленности. Возросла зависимость полиграфистов от производителей оборудования, расходных и запечатываемых материалов. Этот процесс достиг своего максимума в конце ХХ века.

Печатные машины, определяя капиталовложения, производительность, печатную технологию, качество печати и особенности готовой продукции, стали основным звеном в полиграфии. Печатные технологии теперь тесно связаны с определенными рыночными нишами. Чтобы поменять технологию печати, требуется не только заменить печатную машину — нужны колоссальные капиталовложения, затраты времени и проведение разнообразных мероприятий по замене структуры предприятия, специалистов и исполнителей.

Полиграфия — заложник рынка и чиновников

В ХХ веке полиграфия стала зависимой от машиностроительной, химической и бумажной промышленности. Раньше печатник (полиграфист в сегодняшнем понимании) был сам себе издателем, печатником, художником-оформителем, сам готовил печатную форму, часто сам занимался переплетными работами и реализацией продукции. Сегодня полиграфисты только производят печатную продукцию. Для печатных изданий содержание и форму определяют издатели, для упаковки, этикеток и декоративных изделий — производители потребительской продукции, а для печатной рекламы — рекламные агентства.

Полиграфия является заложником не только заказчиков, химиков, машиностроителей и бумажников, но и государственных чиновников, которые зачастую определяют направления развития отрасли. Так, в середине ХХ века для изготовления форм высокой печати уже применялись фотополимеры и пластмассы, которые постепенно заменяли свинец. Однако эксперты пришли к выводу, что использование свинца необходимо исключить полностью, в связи с чем было принято государственное решение о замене высокой печати плоской офсетной печатью. Машиностроители прекратили изготовление печатных машин высокой печати, потребность в расходных материалах для высокой печати пошла на убыль, и химики свернули соответствующие производства. Шрифтолитейные заводы прекратили свое существование. Учебные заведения свернули программы по подготовке специалистов для высокой печати. Так экологи и государственные чиновники в борьбе за производство без свинца фактически уничтожили и высокую печать. Полиграфия Америки, Европы и СССР после Второй мировой войны стала офсетной. Сегодня эта технология возрождается — прежде всего в этикеточном производстве.

В начале ХХI века агрессивный маркетинг привел к свертыванию изготовления фотоформ и к использованию прямого изготовления печатных форм: технология CtF была заменена технологией CtP [6]. В результате свертывается производство фотоматериалов и оборудования CtF, а полиграфисты вынуждены переходить на технологию CtP, хотя ресурс оборудования CtF отнюдь не исчерпан.

Таким образом, полиграфия является заложником производителей оборудования и расходных материалов, рынка и маркетинга, моды и рекламы, профессионализма экспертов и рвения чиновников.

Технологии, которые изменят ситуацию в полиграфии

История полиграфии возвращается к истоку, но на новом витке диалектики. Цифровые технологии управления и печати изменили основы полиграфии. Сегодня полиграфическая индустрия переживает революционные преобразования. Высокоскоростные печатные машины с цифровым управлением и с переменными изображениями на печатной форме при каждом обороте формного цилиндра (технология цифровой печати) сделали возможным выпуск изданий с внесением изменений в содержание (без изменения формы) печатной продукции в процессе печати тиража. Издания стали персонифицированными. Таким образом, полиграфические технологии, развиваясь, пришли к своей противоположности: от множества идентичных экземпляров издания к бесконечному разнообразию вариантов в тираже одного издания.

Что такое полиграфия история. Смотреть фото Что такое полиграфия история. Смотреть картинку Что такое полиграфия история. Картинка про Что такое полиграфия история. Фото Что такое полиграфия история

На заре полиграфии весь процесс изготовления печатных форм был сосредоточен в руках одного человека. Изобретение наборных литер явилось первым шагом в автоматизации подготовки текста для печати. Допечатная стадия разделилась на два потока: репродукционный — подготовка иллюстраций, и наборный — подготовка текста. Репродукционную и наборную подготовку к печати осуществляли специалисты разного профиля с использованием различных средств. Появились такие профессии, как наборщик ручного набора, линотипист, монотипист, корректор, метранпаж, стереотипер, верстальщик, копиист, травильщик, фотограф, ретушер, оператор фотонабора, оператор цветоделителя-цветокорректора, художник-иллюстратор, художник-шрифтовик, дизайнер, технолог, механик.

В конце XX — начале XXI века началась интеграция допечатных, печатных и послепечатных технологий. Лазерные и компьютерно-цифровые технологии теснят традиционные аналоговые технологии. Сегодня дизайнер сам набирает и даже пишет текст, подбирает изображения и проводит их подготовку к печати, а также верстает страницы издания. Он может напечатать тираж на принтере, плоттере или на печатной машине с использованием цифровых технологий печати. Ему не важен способ печати — он в этом не разбирается, да и нет производственной необходимости разбираться в этом. Ему важны качество печати и производительность. Цифровая печатная машина — это всего лишь периферийное устройство к большой компьютерной системе. Замена цифровой печатной машины не требует почти никаких изменений в структуре и организации производства, в замене специалистов и исполнителей. Сегодня можно безболезненно менять принтеры и плоттеры разных форматов и технологий печати, можно к компьютерной системе присоединять печатные машины цифровой печати или отправлять файлы по каналам связи и печатать тираж или единичные экземпляры издания в любой точке земного шара.

Что такое полиграфия история. Смотреть фото Что такое полиграфия история. Смотреть картинку Что такое полиграфия история. Картинка про Что такое полиграфия история. Фото Что такое полиграфия история

Эра вычислений

Начало ХХI века — время цифровых технологий и компьютерного «мышления» [4]. Цифровое управление, цифровые методы информационного обеспечения полиграфических процессов активно внедряются в технологический цикл «оригинал — оттиск». На объединение текстовой и изобразительной информации при подготовке издания к печати ушла почти половина ХХ века. Теперь круг развития полиграфических технологий замкнулся. Отдельные независимые технологии объединились в единое целое, создавая систему процессов допечатной подготовки печатной продукции, печати, послепечатной обработки и отчасти даже реализации.

Путь развития — улучшение или смена идеи

Инновационные технологии, объединяясь, создают новое направление, которое нарушает статус-кво. Сначала его применение ограничено, а затем оно становится нормой [5]. Прогнозируя перемены, самое важное понять, где незначительное улучшение или тупиковое направление, а где инновация — нечто отличающееся от прежнего настолько, что полностью изменяет ход вещей [6].

1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. 357 с.

2. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. М.: Искусство, 1971. 116 с.

3. Каган Б.В., Стефанов С.И. Словарь полиграфических терминов. М.: Репроцентр М, 2005. 588 с.

4. Пенроуз Р. Тени разума. М.; Ижевск, 2005. 687 с.

5. Романо Ф. Современные технологии издательско-полиграфической отрасли. М.: ПринтМедиа центр, 2006. 454 с.

6. Стефанов С.И. CtP — революция или эволюция? М.: Репроцентр М, 2004. 44 с.

7. Стефанов С.И. Технологии и цивилизации// Вестник технологии в области полиграфии и печатной рекламы. 2006. № 1. С. 2.

Источник

Что такое полиграфия история

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

История полиграфии. Часть 1.От древнего Китая до Иогана Гутенберга

Китай

История печатного дела началась там же, где и была изобретена бумага, то есть в Китае. Первая технология печати появилась к концу II века. К этому времени у китайцев уже была бумага, краска и умение вырезать (или выгравировывать) тексты на различных поверхностях.

В китайских храмах были мраморные колонны с вырезанными на них изречениями Будды, которые паломники смачивали краской и прикладывали к ним листы бумаги, получая, таким образом, оттиски с изображением слов Будды.

В то время были широко распространены печати, служившие для переноса религиозных текстов и изображений на бумагу. Вероятно, именно необходимость в частом использовании таких печатей и привела к тому, что в IV или V веках в Китае появились краски со свойствами, делающими их пригодными к книгопечатанию.

Печати, и, в особенности колонны, были не слишком удобными приспособлениями; поэтому в VI веке появились деревянные бруски с вырезанными на них изображениями. Сперва текст писали на листе бумаги; затем свежий рисунок прикладывали к гладкой поверхности деревянного бруска, смазанного рисовой пастой, которая впитывала краску; после этого гравер срезал оставшиеся чистыми части с поверхности бруска. В результате зеркальное изображение текста выступало над деревянной поверхностью.

Для получения оттиска брусок с помощью кисти смачивали краской, сверху накладывали лист бумаги и притирали щеткой. Таким способом можно было печатать «тиражи», правда, лишь с одной стороны листа.

Кстати, в VIII веке в Китае, впервые появились бумажные деньги. Текст на них наносили с помощью гравированных медных досок. На каждой купюре специальные китайские чиновники ставили свои имена и скрепляли их печатями. После этого назначенный ханом главный чиновник ставил красную ханскую печать. Таким образом, удостоверялась подлинность денежного знака. Его подделка уже тогда была уголовно наказуема.

В XI веке китайский алхимик Пи-Шен впервые нашел универсальное решение многих проблем типографики, разработав технологию производства, набора и повторного использования шрифта, сделав его из сподручных средств: смеси глины и клея. Так он усовершенствовал процесс изготовления форм для печати.

Европа

Если скрытные китайцы пользовались своим уникальным открытием со 2 века, то технология изготовления бумаги дошла до Европы только благодаря тесной связи Италии и Испании с арабским миром. По счастью, благоприятные культурные и экономические условия позволили европейцам освоить и развить печатное мастерство. Ключевые элементы, без которых печатное дело было бы невозможным, медленно, один за другим, создавались в средневековой Западной Европе.

Ксилография

Ксилография, техника печати с деревянной формы, появилась в Европе не ранее второй половины XIV века. Это совпадает по времени и, скорее всего, является прямым следствием появления в Европе бумаги. Бумага как нельзя лучше подходила для репродуцирования, будучи существенно прочнее такого материала, как папирус, и гораздо доступнее чрезвычайно дорогого пергамента, к тому же имеющего грубую, неровную поверхность.

Вначале ксилография использовалась лишь для воспроизведения орнаментальных буквиц в рукописных манускриптах, но вскоре с ее помощью начали печатать религиозные рисунки. Позже они стали сопровождаться пояснительным текстом. С ростом мастерства граверов текст начал приобретать большее значение, чем иллюстрация. В первой половине XV века начали появляться маленькие, еще убогие книжицы из нескольких страниц. Эти «первокниги», будь то религиозные труды или латинская грамматика Элиуса Донатуса (их называли «донатами»), печатались с помощью техники, крайне схожей с китайской.

Одновременно в разных частях Европы велась работа по созданию шрифта, вырезанного из деревянных блоков, по одной букве на каждом бруске, с тем, чтобы на вырезать всю страницу целиком, а составлять ее из таких литер. Изобретение первого типографского шрифта приписывают голландцу Лауренсу Янсену, иначе Костеру, создавшему такой шрифт около 1430 года. Однако эти первые попытки были несовершенными из-за необходимости сделать буквы относительно малого размера. Буквы латиницы гораздо меньше китайских иероглифов, и гравировка их на дереве была очень сложной операцией. Более того, полученный шрифт оказался чрезвычайно хрупким, и использовать его можно было лишь ограниченное количество раз.

Металлографическая печать

Металлографическая печать считается прямой предшественницей современной полиграфии. Средневековые граверы и кузнецы владели технологией использования пресс-форм. Кто-то из них понял, что эту технику можно применить и для создания печатных форм, более качественных и долговечных, чем вырезанные из дерева. Процесс изготовления, скорее всего, состоял из трех этапов:

1) создавался набор медных или бронзовых пресс-форм, на каждой из которых выгравировывалась определенная буква алфавита

2) с помощью этих пресс-форм шрифт выдавливался на глиняной матрице

3) в углубления заливался свинец, который, застывая, превращался в литеры.

Теоретически такой способ изготовления шрифта имел неоспоримые преимущества. Для создания любого количества литер определенной буквы нужно было изготовить всего одну пресс-форму, и все эти литеры были идентичны между собой. Создание глиняной матрицы и заливка свинца были простыми и быстрыми операциями, а свинец имел гораздо более высокую прочность, чем дерево.

Считается, что металлографическая печать была изобретена в Голландии около 1430 года. Между 1434 и 1439 годами ее применял и Иоган Гутенберг в Штрассбурге (ныне Страсбург, Франция).

Эти ранние эксперименты не наши практического применения из-за проблем с созданием глиняных матриц. Было очень сложным делом выдавливать каждую букву с одной и той же силой — в результате шрифт получался разной высоты. Что еще хуже, при выдавливании каждой буквы соседние буквы деформировались. Поэтому главным значением этой технологии стало появления самих понятий пресс-формы, матрицы и литер.

Изобретение печатного станка Гутенбергом

Сочетание пресс-формы, матрицы и свинца при массовом производстве идентичного шрифта было одним из двух важнейших компонентов, необходимых для создания европейской технологии книгопечатания. Вторым компонентом стала собственно концепция печатного пресса, идея, никогда не возникавшая на Дальнем Востоке. Иоганн Гутенберг считается создателем сразу двух этих компонентов.

Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. На первых порах отец европейского издательского дела использовал печатный пресс. Разработанная им новая технология являлась значительным шагом вперед и имела ряд преимуществ над китайской, несмотря на невысокий темп изготовления работ. Однако разделение операций при печати в «два приема» позволила изготавливать сначала одну половину страницы, а затем вторую, что существенно изменило ситуацию.

Со временем печатный станок Гутенберга претерпел сильные изменения, что несомненно послужило развитию печатного дела.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *