Что такое политическая система общества
Обществознание. 11 класс. Политическая система общества.
Политическая система общества.
Политическая система общества – это сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных институтов общества, выполняющих определённые политические функции.
Политическая система общества – это организованная на единой нормативно-целостной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных осуществлением власти и социальным управлением, и отношений между ними, посредством которых осуществляется политическая власть.
Элементы политической системы:
Функции политической системы общества:
Политические подсистемы общества.
1.Институциональная (организационная).
Элементы:
Функции:
2.Нормативная.
Элементы: политические номы и традиции, регулирующие политические отношения.
Функции: регулирование политического процесса.
3.Ф ункциональная.
Функции: выбор средств и способов осуществления политической власти.
4.Коммуникативная.
Элементы: разнообразные взаимодействия субъектов политической жизни, политические отношения по поводу политической власти.
Функции:
4.Культурно-идееологичекая.
Элементы:
Функции:
Классификация политических систем.
По источнику политической власти:
По отношению к действительности:
По характеру и направленности политического процесса:
По взаимодействию с внешним миром:
Политическая система общества
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое политическая система
Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.
Разберемся, как именно политическая система взаимодействует со средой — обществом. В модели, которую предложил политолог Дэвид Истон, есть два типа связи между ними — вход и выход. Вход — это общественные требования, поддержка и реакции граждан на политическую систему. Выход — конкретные решения этой системы, которые влияют на жизнь общества.
Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону
Общество влияет на политическую систему, вход
Политическая система влияет на общество, выход
Импульсы, на которые реагирует политическая система
Действия и решения системы, которые управляют обществом
Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии
На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты
По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.
Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной.
Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.
Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.
Для чего нужна политическая система
Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:
определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;
следить, чтобы общество выполняло эти задачи;
распределять моральные и духовные ценности;
следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;
воспитывать политическое сознание народа;
следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;
контролировать соблюдение законов и политических норм.
Из чего состоит политическая система РФ
В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.
Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.
Политические подсистемы РФ
Представляет различные политические интересы;
Следит за социальным управлением;
Создает социальные нормы;
Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.
В нее входят: государство, политические партии, общественно-политические организации.
Регулирует политический процесс;
Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали
Подбирает формы и методы выражения власти в интересах общества
Контролирует политические отношения между частями одной системы и системами разных стран.
Придает смысл политическим действиям.
В нее входят:
Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.
Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.
Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.
Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.
Место государства в политической системе
Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:
выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;
может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;
определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;
контролирует деятельность других политических организаций;
обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;
объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.
Проверь себя
Задание 1
Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.
Отношения между политическими системами двух стран.
Задание 2
Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.
Задание 3
Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.
Политические партии входят в функциональную подсистему.
Политическая система связана с другими общественными системами.
Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.
Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.
Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.
Вопросы про определение политической системы и ее признаки встречаются на экзаменах, поэтому каждый, кто планирует сдавать обществознание, должен разобраться в этой теме. Если она ясна не до конца, предлагаем исправить это на курсе подготовки к ОГЭ по обществознанию. Преподаватели Skysmart помогут укрепить знания и потренироваться на пробных заданиях экзамена. С вас — желание учиться, с нас — бесплатный вводный урок.
Политическая система, её функции и подсистемы
Содержание:
Политическая система – комплекс составных привил, норм, социальных институтов и организаций, которые взаимодействуют между собой и реализуют политическое управление; совокупность институтов политического и неполитического назначения, осуществляющих политическую власть и обеспечивающие функционирование системы власти; комплекс организации политической структуры и власти.
Основные признаки политической системы:
Подсистемы политической системы
Функции политической системы
Классификация функций системы согласно Г. Алмонду и Дж. Пауэллу:
Общепринятая классификация систем:
Классификация политических систем
В авторитарных системах политическая власть всецело принадлежит политической партии с её лидером; основой власти является закон, который отображает интересы политического класса и его лидера. Судебная система не предусмотрена в таком государстве, исполнительная власть господствует в политическом строе. Авторитарная система разделяется на деспотическую (присуща аграрной стадии развития), тоталитарную (фашистская, советская и т.д. на индустриальном этапе).
Функции авторитарной государственной власти: обеспечение общественного порядка; обеспечение безопасности населению страны; особый вид экономики.
В социал-демократических политически системах власть принадлежит среднему классу, который образует основу демократическому и социальному государству. Система характеризуется разделением власти, которая базируется на правах и свободе человека. Демократическое право и население контролируют иерархию властей. Принятие любых политических решений происходит медленно, в отличии от других систем. Решение принимаются через дискуссию партий и населения, оценивая негативные и положительные последствия для государства и граждан.
Стабильность в государстве обеспечивается умением власти применять решения без физической силы. Удовлетворение населения – показатель эффективности политической власти.
Политическая система
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Содержание
Основные формы политических систем
Взгляды на политическую систему
Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:
Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия…
Рациональная основа
Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.
Системность
Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.
Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.
Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими.
Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.
Структура политической системы
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.
Функции политической системы
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:
Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:
Политическая система общества
Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.
Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима. Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности.
Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном. Он разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требование и поддержка) и «исходящие», связанные с первой путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования – всего лишь «исходный материал», из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Другой вид входящих импульсов – поддержка. Она выступает в разных формах: материальной, воинской службе, соблюдении законов и директив государственной власти, уважении к государственной символике.
“Политическая наука – это наука о функционировании и жизнедеятельности политических систем”.
Понятие политической системы общества
В современной политологии принципиальное место занимает системный анализ политики. Речь идет о том, чтоб представить политическую жизнь общества в качестве некоей целостной системы, со свойственными ей законами и чертами развития. Познание этих законов дает возможность глубочайшего понимания политики, создает нужную теоретическую базу для совершенствования управления обществом, прогнозирования его развития.
В чем сущность и значимость системного подхода к политике?
Во-первых, он дозволяет сформировать понимание политики как некоей целостности, системы, поля, открывает возможность анализа разных способов её взаимодействий с окружающей средой.
Во-вторых, он дает возможность представить политику, конкретно как систему поведения и деятельности людей, обусловленную властно-институциональными и социокультурными факторами, что представляется в особенности принципиальным при комплексном анализе политической системы общества.
Институционально-властной основой политической жизнедеятельности общества, её организующим и направляющим началом выступает политическая система. Эта категория дозволяет свести воедино главные понятия, характеризующие его политическую жизнь. Политическая система представляет собой конкретную историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические дела меж ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы политическую деятельность.
Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование общества как одного организма, централизованно управляемого политической властью, необыкновенную сферу, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством воплощения власти либо борьбы за её завоевание и внедрение.
Политическая система общества – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, действий, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Политическая система включает компанию политической власти, дела меж обществом и государством, характеризует протекание политических действий, включающих институализацию, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер роли в политике, неинституциональных политических отношений. Политическая система обеспечивает интеграцию всех частей общества и само существование его как одного, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет правительство.
Она взаимосвязывает политические университеты (правительство, политические партии, организации и движения) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами, национально-этническими и другими образованиями, контролирует главные направления политической деятельности людей, развитие политических действий.
В неких политологических и юридических изданиях понятия “политическая система общества” и “политическая организация общества” рассматриваются как сходные. Но меж ними есть и различия. Политическая организация общества – это совокупность политических институтов и политико-правовым норм. Категория “политическая система” шире понятия “политическая организация”, которая выступает в качестве ведущей, властно-организующей, но не единственной структуры в рамках политической системы общества, которая включает также и феномены политического сознания, культуры, коммуникации, роли в политике.
Политическая система общества – это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Она представляет собой непосредственно-историческую форму, в которой осуществляется политическая деятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается только властной деятельностью страны. Она включает разнообразные формы политического роли субъектов, преследующих совпадающие или расходящиеся и противоречивые цели; политическую деятельность, которую составляют процессы целенаправленного политического властвования и политического роли, разные виды действий людей, направленные на обеспечение, преобразование и защиту системы воплощения власти в обществе либо противодействующие ей.
Узнаваемый западный политолог Д. Истон направлял внимание на то, что политика представляет собой систему взаимодействий в любом обществе, посредством которой осуществляется и закрепляется знатное либо связывающее распределение ценностей в обществе. Политика – это “жизнедеятельность политических систем”.
Политическая система общества как форма политической деятельности выступает организацией её содержания, возникающей в итоге взаимодействия субъектов политики. Данный итог, обусловленный соотношением социально-политических сил в поворотные моменты политической истории (революции, реформы), юридически фиксируется и конституируется в основополагающих структурах данной организации.
Категория “политическая система общества” выступает в качестве центрального, узлового понятия современной политической науки. Русский политолог М.Г. Анохин писал, что “категории: политическая система, её модернизация, трансформация, адаптация, конфигурации стали одними из распространенных в политической теории и практике”1.
Политическая система представляет собой целостную, динамическую, интегрированную совокупность политических субъектов, структур и отношений, выражающих интересы широкого диапазона социальных общностей и сил, посредством которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества, осуществляется его политическое управление; являет ту непосредственно-историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические дела меж ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы их деятельность.
Она обеспечивает интеграцию обществам эффективность его деятельности по реализации общих целей, представляет собой систему ценностей и общественных институтов, которые организуют внедрение общественной власти и связи людей в государстве.
Политическая система – это, с одной стороны, сложное образование, обеспечивающее существование общества как одного организма, централизованно управляемого политической властью, а с другой – та институциональная форма, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством воплощения власти либо борьбы за её завоевание и внедрение.
Категория “политическая система” находится в Центре концептуального фокуса политической науки; она шире, чем понятие “государство”, значительно дополняет понятие “политическое управление”. Представление о системе предполагает плодотворные теоретические подходы, ибо им акцентируется взаимосвязанность разных частей политического процесса и соотнесенность политической системы с другими подсистемами общества.
Политическая система характеризуется рядом специфичных особенностей.
1. Верховенством политической системы по отношению к иным публичным сферам. Конкретно с её помощью осуществляется политическая власть в обществе. Принимаемые в её рамках решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы. Основная функция политической системы – мобилизация ресурсов для заслуги целей, которые выдвигают перед обществом его руководящие социально-классовые силы.
2. Обусловленностью либо зависимостью от характера публичной среды, социально-экономической структуры общества.
3. Относительной самостоятельностью. Она также в определенной степени формализована, так как дела в её рамках традиционно регулируются правовыми и политическими нормами.
Русские (М.Г. Анохин, Ф.М. Бурлацкий, Р.А. Матвеев) и забугорные (Г. Алмонд, Д. Истон, Т. Цурутани) исследователи употребляют различные подходы к исследованию политической системы общества.
При структурно-функциональном подходе внимание акцентируется на раскрытии главных функций политических систем, анализируется взаимодействие их частей и подсистем. При институциональном – политическая система рассматривается до этого всего как совокупность политических институтов и учреждений, организующих политические процессы, учитывается её социодинамика. При “элитарном” подходе обращается внимание на роли элит, концентрирующих власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой. Более плодотворен к исследованию политической системы общества системный Подход, предполагающий всесторонний анализ этого парадокса.
Политическая система общества состоит из ряда структурных частей либо, точнее, главных подсистем: институциональной, нормативно-регулятивнои, коммуникативной, идеологической (политическое сознание), политико-культурной, подсистемы политического роли.
Структура политической системы общества:
1. Политические университеты образуют материальную базу, основа всего строения политической системы, её властно-управляющих структур;
2. Политические нормы регулируют политические дела в рамках имеющейся политической системы;
3. Политические дела представляют собой структурную базу вертикальных и горизонтальных связей меж элементами политической системы;
4. Политическое сознание опосредует процесс сотворения и воспроизводства всех других частей политической системы;
5. Политическая культура обусловливает ценностно-стилевые доминанты развития и требования к системе;
6. Политическая коммуникация структурирует распространение соответствующей информации;
7. Политическое роль выражает подобающую степень поддержки политической системы либо оппозиции к ней со стороны людей.
При рассмотрении политической системы в ином срезе можно выделить властно-управляющую подсистему и подсистему политического роли. Властно-управляющая подсистема осуществляет политическое управление и управление политической системой, всем обществом, а подсистема политического роли организует субъектов политики, не являющихся носителями власти, на политические деяния. Подсистема политического роли, в свою очередь, включает политическую деятельность по поддержке системы, а также деятельность политической оппозиции. Конечно, исследование структуры и функций политической системы, её компонентов просит выявления её общих особенностей и черт как системы.
В данной связи нужно отметить, что систему можно определять как “совокупность частей, находящихся во взаимодействии”. Неважно какая система владеет рядом параметров. Она состоит из частей, объединенных отношениями взаимозависимости, целостность, образуемая совокупностью частей, не может быть сведена к их сумме, дела взаимозависимости меж элементами и образуемая ими целостность подчиняются законам, которые могут быть описаны в определениях логики, система реагирует как единое целое на внешние раздражители и на изменение собственных внутренних частей.
Политическая система общества – это целостная, сложная, вероятностная и открытая система. Для нее типично следующее:
1. Адаптация. Она ориентирована на установление отношений меж системой деяния и её окружением. Суть её заключается в получении от окружения, из внешних систем, нужных для нее ресурсов, их усвоении, изменении в согласовании потребностям, в отдаче в обмен собственных собственных товаров. Система адаптируется к своему окружению и приспосабливает его к своим потребностям.
2. Преследование целей, состоящее в определении целей системы, а также путей и средств их заслуги.
3. Интеграция, которая состоит в координации частей системы, в обеспечении их согласованности, в защите системы от внезапных конфигураций и разрушения.
4. Латентность, призванная обеспечивать мотивацию субъектов системы, вдохновлять их на деяния в согласовании со своими нормами и ценностями.
Сущность политической системы более полно понимается и раскрывается при исследовании всех составляющих её компонентов и особенностей их функционирования.
Функции политических систем
Политическая система выступает как целостное образование, в единстве всех собственных компонентов и частей. Несмотря на наличие узлов противоречий, она характеризуется центросиловыми связями в процессе собственного функционирования.
Функции политической системы выступают в виде форм и реакции на конфигурации её внутреннего состояния и наружной среды, на внутренние импульсы и внешние действия. Они представляют собой методы выявления и разрешения возникающих противоречий как меж политическими системами, так и внутри самой политической системы.
Политическая система решает следующие задачки:
— властно-политического опосредования социальных интересов и взаимодействий;
— выражения, определения и согласования интересов индивидов и их общностей, призванная выявлять противоречивые интересы, предупреждать посредством институтов власти и политического роли конфликтную форму их разрешения, угрожающую целостности политической системы;
— политического управления, осуществляемая на базе более либо менее рационального и справедливого сопоставления интересов, методом выработки целей и программ разбития общества;
— интегративная, нацеленная на объединение в целостную систему политических сил, представляющих разные интересы, на базе противодействия факторам среды, которые угрожают сохранности и целостности данного общества;
— социально-преобразующая, направленная на включение людей в целенаправленную деятельность и ориентирующая их на господствующие идеалы.
Главные функции политической системы общества:
— описывает Цели и задачки общества, производит программы его жизнедеятельности;
— мобилизует ресурсы общества на достижение поставленных целей;
— интегририрует все элементы общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей господствующей идеологии и политической культуры;
— заведует политико-коммуникационными действиями;
— распределяет ценности в обществе в согласовании с интересами сохранения данной системы принадлежности и власти, осуществляет политическое развитие в согласовании с её интересами и его основными политико-культурными доминантами;
— контролирует выполнение законов и правил, пресекает деяния, нарушающие политические нормы.
Политическая система общества – это целостная, сложная, вероятностная и открытая система, характеризующаяся самоорганизацией, саморегуляцией, компетентностью и адаптивностью. Она владеет рядом параметров и возможностей.
Экстракционная возможность политической системы – это её способность извлекать из общества и среды природные и человеческие ресурсы. Сюда относят вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных и публичных активистов, разные акции общественно-политического характера. Политическая система существует постольку, поскольку общество предоставляет ей нужные ресурсы.
Регулирующая возможность политической системы – это её способность управлять, регулировать, координировать поведение и деятельность индивидов, групп и политических институтов, воздействовать на гражданское общество. Осуществляется это не лишь мерами прямого принуждения, но и через косвенные механизмы действия: учет традиций, публичного представления, социокультурных доминант.
Дистрибутивная возможность политической системы – это её способность перераспределять произведенный государственный продукт и обеспечивать предоставление системой индивидумам и социальным группам разных социальных благ на определенных условиях, патронировать социальные и инновационные программы развития общества и т.п.
Реагирующая возможность политической системы – это её реактивная способность, благодаря которой система “отвечает” на действие окружения, до этого всего на требования, выдвигаемые индивидумами и группами.
В современной политической науке анализ функционирования политической системы осуществляется на базе аналитической модели. В согласовании с ней, у политической системы имеются: “вход” (то, что питает данную систему), механизмы и функции её адаптации и сохранения, а также “выход” (то, что она производит и как развивается).
Деятельность политической системы смотрится следующим образом:
Модель деятельности политической системы общества
К функциям “входа” можно отнести: выражение интересов (либо артикуляция интересов, посредством чего индивиды и социальные группы определяют свои требования к тем, кто воспринимает решения); агрегация интересов (суммирование и систематизация, размещение в иерархическом порядке).
Функции адаптации и сохранения системы включают: политическое рекрутирование – процесс, посредством которого избирается и готовится персонал, выполняющий главные политические роли; политиескую социализацию – усвоение индивидумом социокультурных частей среды; интериоризация культурных моделей; освоение, включение во внутренний мир личности социальных и политических норм и стандартов.
К функциям “выхода” относятся: разработка норм; принятие правил; применение норм в судебном и ином порядке; политическая коммуникация (передача политической информации меж управляющими и управляемыми, как меж различными элементами системы).
Синтезируя все вышеуказанные функции политической системы, можно выделить общий круг задач, которые она обязана решать в обществе.
Во-первых, это задачки политического управления обществом. Конкретно на политическом уровне вырабатываются и определяются цели и программы развития общества, осуществляется более либо менее наилучшее согласование интересов разных социальных сил. Решение данной задачки (как в случае принятия программ на базе демократических процедур, так и в случае авторитарно-административного подхода) призвано обеспечить политическую стабильность и развитие общества посредством выявления, формулирования и защиты доминирующих представлений о равенстве, справедливости и свободе. И через воплощение функций принятия и внедрения правил (норм) политическая система устанавливает принципы распределения ценностей (публичных богатств), определяя направленность их движения методом нормативной фиксации господствующих представлений о справедливости.
Во-вторых, осуществляя решение задач политического управления обществом, политическая система обязана решать также задачки выражения, определения и согласования интересов индивидов и групп, предупреждения (методом выявления и согласования) с помощью институтов власти и политического роли конфликтных ситуаций и конфликтных форм их разрешения, угрожающих целостности социальной системы. Это, естественно, просит редукции, т.Е.
Приведения требований в соответствие с возможностями системы, учета и адекватного выражения социальных интересов в политических решениях. В решении этого комплекса задач принципиальная роль принадлежит интегративной функции, направленной на объединение в целостную систему социально-политических сил, представляющих разные социальные интересы, на базе противодействия окружению (факторам среды), которые угрожают сохранности и целостности данной системы. При этом интеграция может происходить как на базе принуждения (административное принуждение, политическое давление и т.П.), Так и на базе согласия (консенсус, компромисс, поддержка и др.).
В-третьих, вовлекая людей в социально-политическую деятельность и ориентируя их на господствующие идеалы и ценности, политическая система служит средством преобразования публичных отношений, выполняет социально-преобразующие задачки конкретно с помощью институтов власти и политического роли устраняются рутинные, устаревшие формы и дела и создаются благоприятные условия для прогресса общества.
В-четвертых, неважно какая политическая система выполняет большой размер информационно-коммуникативных задач. Она принимает и организует потоки наружной информации, позволяющие ей выполнить целенаправленное взаимодействие с окружением, своевременно правильно реагировать на происходящие в нем конфигурации.
исследование структуры и функций политической системы, её компонентов просит выявления её особенностей и черт как системы, имеющейся в соответствующей социокультурной и цивилизационной среде. При этом принципиально учесть, что неважно какая система представляет собой совокупность взаимозависимых частей, находящихся во содействии.
Политическая система различается от остальных систем общества следующими чертами: она является универсальной по охвату данного общества своим действием, распространяющимся на всех его членов; она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения; её право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного; её решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную возможность того, что им подчинятся.
Типология и социодинамика политических систем
Типы политических систем определяются сущностными методами их организации и функционирования, во многом зависят от характера политической власти и политического режима общества. Типология политических систем общества может производиться на базе использования разных критериев.
Так, если взять за базу формационный, классовый (марксистский) подход, то можно выделить рабовладельческую, феодальную, “азиатскую” (деспотическое правительство и общинная собственность), буржуазную и государственно-социалистическую политические системы. С точки зрения эволюции целесообразно выделять традиционную и модернизированную системы. С учетом исторических особенностей развития политики и партий – англо-американскую, европейско-континентальную, развивающихся государств.
более распространена типология политических систем по характеру власти и принципам организации политической жизни общества. По этим критериям можно выделить три главных типа политических систем: демократическую, авторитарную и тоталитарную, а также переходные меж ними.
Демократический тип политической системы характеризуется:
— широким вовлечением в политику людей, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, принципиальной ролью развитого среднего класса;
— ролью в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического роли и многопартийной формой управления;
— парламентским методом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху.
— демократической политической культурой.
Механизм формирования и функционирования институтов политической системы демократического типа уменьшает формальные способности монополии одних и ущемления прав остальных социальных групп, политических организаций на власть. Закон устанавливает равные права для всех.
Авторитарный тип политической системы характеризуется:
— концентрацией всей политической власти в едином центре принятия политических решений;
— наибольшим расширением компетенции исполнительной власти;
— ограниченным политическим ролью неправительственных партий и движений, а также урезанными властными возможностями нижестоящих органов;
— неконтролируемым применением власти и твердым контролем за поведением всех слоев населения;
— твердой реализацией номенклатурного принципа, т.Е. Расстановкой и перемещением руководящих кадров всех уровней по воле высших властей и неподотчетности их “низам”.
Централизация власти, исключение выборности представительных органов, ограничение деятельности оппозиционных партий и организаций, ограничение прав и свобод людей и т.Д. Являются неизбежными атрибутами авторитарной политической системы. Авторитарный характер политической культуры – сущностная духовная черта и изюминка данного типа политической системы.
Тоталитарный тип политической системы характеризуется твердой регламентацией всей жизнедеятельности общества в целом, вплоть до вида жизни, поведения и мышления каждого человека.
Тоталитарный тип политической системы характеризует:
— сверхцентрализация власти и установление тоталитарного авторитарного правления одного фаворита либо узенького круга лиц (хунта);
— механизм властных структур на однопартийной базе во главе с единоличным фаворитом, твердой иерархической субординацией и суровой дисциплиной;
— подчинение всех политических институтов и властных структур правящей партии и её фавориту;
— тоталитарное регулирование из одного центра всей экономической жизни, ликвидация всех форм плюрализма, оппозиции и какой-или автономии в системе власти, вмешательство в личную жизнь людей;
— навязывание обществу одной-единственной официальной идеологии, угнетение каких-или проявлений инакомыслия и критики управления, полный партийно-политический контроль и жесточайшая цензура в средствах массовой информации;
— социально-политическая демагогия, рвение к духовному оболваниванию населения, убеждение его в единстве режима и общества, правящей элиты и масс, партии и народа.
Тоталитарная политическая система общества невозможна без господства в нем тоталитарной политической культуры.
Типология политических систем не исчерпывается указанными тремя типами. Существует широкий диапазон вариаций внутри этих типов: к примеру, демократический тип политической системы может быть представлен элитарно-демократической, революционно-демократической и другими её формами; авторитарный тип может выступать в популистской либо президентской формах; тоталитарные политические системы могут быть как левоэгалитарного (к примеру, сталинистского, маоистского), так и право-олигархического (профашистского) толка.
В развивающихся странах наблюдается существование разных переходных типов политических систем. Так, в политических системах целого ряда государств Азии и Африки, национально-демократические нормы и структуры смешиваются с сильными элементами авторитаризма. Авторитарные режимы в отдельных развивающихся странах часто употребляют демократические процедуры. В неких развивающихся государствах работают монархические политические системы. Политическую систему в России одни политологи определяют как переходную – от авторитаризма к демократии, остальные – как авторитарную политическую систему с некоторыми элементами демократии.
Формирование, функционирование и эволюция политических систем различных типов, переход от одного типа к другому, их взаимодействие с окружением (либо со средой) стает как политический процесс. И особенности этого процесса требуют конкретного анализа состояния настоящих политических систем, политических режимов, форм политического управления и политического роли.
Политическая система движется через смену разных форм её бытия и социальных условий, во взаимодействие с которыми она включается. Ход этого взаимодействия детерминирует “цепь” её состояний, каждое из которых характеризуется определенной доминантой политической жизни. Под доминантой политической жизни в данном случае понимается главенствующая тенденция, которая формируется в итоге взаимодействия субъектов политики по поводу, к примеру, выработки политической полосы страны, нужной модели развития общества и организации политической системы, реформы её структуры власти, дела к социально значимым Событиям и проблемам Внутренней и наружной политики и т.Д.
В роли доминанты могут выступать в определенных условиях очаги напряженности, вызванные кризисом политического управления и власти в целом, кризисом господствующей идеологии и официальной модели политической культуры, обострением этнонациональных и религиозных заморочек и т.Д. Всякое состояние политической системы ограничено временными рамками, момент же перехода от одного состояния к другому может рассматриваться как особенное состояние, где новая доминанта выражена еще не верно.
Литература:
1. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996.
2. Теория политики. Учебное пособие. Под ред Б.А.Исаева. СПб.: Питер, 2008.
3. Шаран П. Сравнительная политология / Пер. с анг. М.,1992. Ч.1,2.
5. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2004.