Что такое политические отношения
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Смотреть что такое «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ» в других словарях:
Политические отношения — связи, воспроизводящиеся между людьми в политике. В основе вычленения политических отношений лежит критерий наличия особого, специфического вида общественной деятельности, который характеризуется собственной, присущей именно ему структурой… … Политология. Словарь.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения по управлению обществом и государством, осуществлению власти народа. П. о. частично являются государственно правовыми (конституционно правовыми) отношениями, частично неправовыми общественными отношениями. Те и другие группы отношений… … Энциклопедический словарь конституционного права
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ — Включают отношения между классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями в процессе их взаимодействия … Политическая психология. Словарь-справочник
“РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому” — “РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо романскому” одно из важнейших произведений И. Я. Данилевского. Создано в 1865 68 и впервые опубликовано в виде серии статей в журнале “Заря” в 1869.… … Философская энциклопедия
Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому — историософский труд Данилевского. Впервые опубликован в журн. Заря (1869), а в 1871 г. отдельной книгой. Если 1 е его изд. (1871) реализовывалось в течение ок. 15 лет, то 2 е (1888) менее чем за год. Последующие издания: 1889,1895 гг. После… … Русская Философия. Энциклопедия
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ПЕРИФЕРИЕЙ — (centre periphery politics) Политические отношения между развитыми и отсталыми странами. Существует три варианта подхода к политическому анализу этого явления. 1. Анализ современной мировой системы (world system) и теория международной… … Политология. Словарь.
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ — ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий,… … Философская энциклопедия
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ТЕРРИТОРИЯМИ — (central local relations) В западных странах с плюралистической формой правления все центральные органы, за исключением руководства микрополисов, сталкиваются с двоякой проблемой управления: 1) как организовать проведение единой государственной… … Политология. Словарь.
Политические партии США — Политические партии Соединённых Штатов Америки играют важную роль в политичеcкой системе и жизни страны, несмотря на то, что Конституция Соединённых Штатов не оговаривает особо их существование. Традиционно для США характерна двухпартийная… … Википедия
ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — англ. relationship, political; нем. Verhaltnisse, politische. Отношения между государствами, нациями, классами, группами, индивидами, складывающиеся в процессе осуществления власти. см. ВЛАСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ, ВЛАСТЬ. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
Политические отношения
Политические отношения классифицируют по разным основаниям:
2) по характеру взаимодействия субъектов выделяют отношения господства и подчинения, сотрудничества, соперничества и нейтралитета;
3) по степени и форме влияния на деятельность институтов власти различают отношения реальные и формальные, прямые и опосредованные;
4) по форме участия в политике дифференцируют отношения лояльности, поддержки, оппозиции;
5) по способу выражения различают отношения, официально закрепленные в нормах права, уставах партий и организаций, и отношения, формально не закрепленные.
Специфика всех видов политических отношений состоит в том, что они, во-первых, выражают взаимосвязи между субъектами через власть и, во- вторых, тем или иным образом определяют все остальные общественные отношения.
Особенность политических отношений, как самостоятельной сферы общественных отношений, можно выразить следующими характеристиками:
— деятельный, активный характер политических отношений позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования;
специфическим инструментом политических отношений выступает власть.
Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества; власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.
Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по четырем основаниям:
— по виду взаимосвязанных субъектов отношения между: активистами партии; партиями; институтами государства; общественными объединениями и т.п.;
— по предмету отношений (по поводу чего сложилось отношение): отношения: власти, политического управления, политического лидерства и т.п.;
— по характеру отношений: сотруднические, конкурентные, конфликтные;
— по механизму своего проявления: стихийные и сознательные.
Политические отношения могут складываться на различных уровнях: локальном, региональном, национальном, международном, глобальном; внешнеполитическом и внутриполитическом. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.
Таким образом, политические отношения представляют собой процесс сознательной деятельности субъектов политики, в котором интегрируется наиболее значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе.
Политические отношения
Полезное
Смотреть что такое «Политические отношения» в других словарях:
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения по управлению обществом и государством, осуществлению власти народа. П. о. частично являются государственно правовыми (конституционно правовыми) отношениями, частично неправовыми общественными отношениями. Те и другие группы отношений… … Энциклопедический словарь конституционного права
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ — (political relations) один из важнейших видов общественных отношений, в основе которых лежат политические интересы, идеи и позиции людей Тесно связаны с экономическими отношениями и интересами людей, с бизнесом и рынком, но играют самостоятельную … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ — Включают отношения между классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями в процессе их взаимодействия … Политическая психология. Словарь-справочник
“РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому” — “РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо романскому” одно из важнейших произведений И. Я. Данилевского. Создано в 1865 68 и впервые опубликовано в виде серии статей в журнале “Заря” в 1869.… … Философская энциклопедия
Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому — историософский труд Данилевского. Впервые опубликован в журн. Заря (1869), а в 1871 г. отдельной книгой. Если 1 е его изд. (1871) реализовывалось в течение ок. 15 лет, то 2 е (1888) менее чем за год. Последующие издания: 1889,1895 гг. После… … Русская Философия. Энциклопедия
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ПЕРИФЕРИЕЙ — (centre periphery politics) Политические отношения между развитыми и отсталыми странами. Существует три варианта подхода к политическому анализу этого явления. 1. Анализ современной мировой системы (world system) и теория международной… … Политология. Словарь.
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ — ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий,… … Философская энциклопедия
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ТЕРРИТОРИЯМИ — (central local relations) В западных странах с плюралистической формой правления все центральные органы, за исключением руководства микрополисов, сталкиваются с двоякой проблемой управления: 1) как организовать проведение единой государственной… … Политология. Словарь.
Политические партии США — Политические партии Соединённых Штатов Америки играют важную роль в политичеcкой системе и жизни страны, несмотря на то, что Конституция Соединённых Штатов не оговаривает особо их существование. Традиционно для США характерна двухпартийная… … Википедия
ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — англ. relationship, political; нем. Verhaltnisse, politische. Отношения между государствами, нациями, классами, группами, индивидами, складывающиеся в процессе осуществления власти. см. ВЛАСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ, ВЛАСТЬ. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
Понятие политических отношений.
Тема 5. Социальные субъекты
Политические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия социальных групп, которые возникают в процессе политической деятельности. Их зарождение происходит тогда, когда потребность в управлении и регулировании общественных процессов начинает осуществляться под руководством государственной системы. Если обратиться к истокам, можно заметить, что такие отношения берут свое начало в экономике общества, точнее, в тех взаимодействиях, которые возникают в результате удовлетворения наиболее важных и основных потребностей населения.
Политические отношения имеют как положительные (взаимосвязь индивидов, представляющих различные социальные группы, кооперация), так и отрицательные (конкуренция) характеристики, которые способствуют как объединению, так и разобщению людей. Однако суть таких взаимоотношений заключается в установлении связи между жизнью социальных субъектов и теми проблемами и интересами, которые присущи всему обществу в целом. Как раз государство и выступает в роли структурного элемента, который осуществляет контроль над поддержанием этой связи.
Политическая жизнь и властные отношения являются взаимосвязанными. Так, режим не только упорядочивает и нормирует эти отношения, но и влияет на специфику их характера. Так, в государстве с тоталитарной формой правления они полностью зависят от вертикали власти. Что касается демократического общества, целью политических отношений здесь является контроль, управление и регулирование. Заметим, что немаловажную роль в их функционировании и формировании играет нормативно-правовая база, которая присуща конкретному государству.
Еще несколькими факторами, которые влияют на политические отношения, являются следующие: политическая культура населения страны и эффективность проводимой политики в государстве. Заметим, что такой вид взаимодействия формируется на основе взаимосвязей, которые образовываются между социальными слоями и этническими группами людей. Они характеризуются определенной устойчивостью и являются результатом расстановки политических сил и реализации программы правящей верхушки государства.
Заметим, что все общественные отношения становятся политическими, если они начинают включать в себя использование власти центрального и местного значения.
Политические отношения проявляются в таких основных формах:
— государственные органы-учредительные организации;
— государство-общественные организации негосударственной принадлежности;
— политические партии-политические партии;
— политические партии-неполитические организации;
— отношения между государствами на международном уровне;
— государство-международные политические объединения.
В основе каждого вида подобных отношений лежат интересы и цели, которые могут расходиться или совпадать. Именно от характера взаимодействия этих понятий определяется специфика развития отношений между участниками политической жизни. Они также зависят от экономических и социальных характеристик, а также от общественной политической культуры и волеизъявления субъектов государственной власти.
Политические отношения, таким образом, представляют собой совокупность многоуровневых и различных по своей сути видов взаимодействия политических субъектов. Их регуляция осуществляется путем применения комплекса социальных норм, например, политических принципов, традиций, а также правовых и этнических законов. Заметим, что если в обществе изменяются действующие субъекты политической жизни, это неуклонно влечет за собой изменения принципов отношений в этой сфере
Личность, социальные группы, социальные общности, народы и нации как «первичные» субъекты политической жизни. Главным субъектом политики является человек. Тесную связь человека с политикой подчеркивали мыслители Древнего мира (в частности, Платон, Аристотель), Эпохи Возрождения. Однако особая роль личности, как субъекта политики, признаётся политологами в наше время. Это связано с ускорением процесса политической социализации личности, повышением уровня ее политической культуры, изменением ценностей, интересов и потребностей.
Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов. Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д. Социальные качества также многогранны. Первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д.
Участие личности в политике напрямую зависит от ее объективной вовлеченности в конкретные социальные проблемы, от ее доступа к ресурсам власти.
Формы политического поведения и участия личности:
1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни;
2. Личность, профессионально занимающиеся политикой;
3. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, акции);
4. Личность проявляющая интерес к политике, но лично не участвующая в ней;
5. Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;
Любая личность объективно включена в политическую деятельность. Степень же понимания ее механизма, желания и умения в нее включиться предопределяет место гражданина в сфере политики. Иногда это приобретается, порой достается по наследству в прямом или переносном смысле, даже в силу обычаев или традиции. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но возможны ли творчество, осознанная активность, заинтересованное участие вне демократии, доверия, гласности? Ответ однозначен: нет.
Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально- культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижении определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.
Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности, по мнению многих политологов, оказывает такой фактор культуры, как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотные люди никакого отношения к политике иметь не могут. Как раз в силу своей необразованности они могут оказаться объектом политического манипулирования, быть втянутыми, вопреки своим интересам, в политические движения экстремистского толка и т.п. неграмотный человек стоит вне осознанной политики, является объектом политических действий, а не их субъектом. В зарубежной политологии сделан однозначный и, по-видимому, общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам. В частности, указывает на то, что образование расширяет политический кругозор человека, помогает ему понять необходимость терпимости, в значительной мере предохраняет от приверженности к экстремистским доктринам, увеличивает способность человека сделать рациональный выбор в период избирательных кампаний.
Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей.
Другие субъекты политической жизни. Группы, будучи одним из основных субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом, обладая одинаковыми чертами и качествами с другими людьми, каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам (например, в одно и то же время является отцом семейства, членом определенной профессиональной, а также национальной группы, жителем того или иного города и т.д.). В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни.
Люди, живя и воспринимая действительность в соответствии с этими групповыми нормами и стандартами, вступают в определенные конфликтные отношения с представителями других общностей, групп, имеющих иные потребности, взгляды на жизнь, возможности и ресурсы. Эти межгрупповые отношения, выражая различия между людьми по тем или иным признакам, фиксируют тот уровень общественной дифференциации, которая сложилась в каждом конкретном обществе. Как показывает опыт, именно переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения оказывают существенное воздействие на содержание политических процессов.
Однако не все конфликтные отношения между группами могут проявляться в политической сфере и оказывать влияние на институты власти. Далеко не каждая группа стремится использовать политические средства для решения своих проблем, предпочитая строить свои отношения с оппонентами на идеях сотрудничества, взаимопонимания или заключения различного рода договоров и сделок. В ряде случаев стремление включиться в политику для защиты своих интересов сочетается у некоторых групп с неспособностью использовать институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения более высокого общественного положения. А в отдельных, например тоталитарных, системах группы и вовсе лишены возможности претендовать на политическое участие и, как правило, являются объектами, а не субъектами власти.
Процессы политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу публичной власти, обусловливающие формирование особых институтов и механизмов, которые способны оказывать постоянное воздействие на государство в целях соответствующего общеколлективным потребностям перераспределения социальных статусов и ресурсов, составляют содержание системы социального представительства.
Основными элементами такой системы являются: источники и причины политического участия; процесс групповой самоорганизации; формирование представительных структур и их взаимодействие с властью.
Социальные группы участвуют в политической жизни не непосредственно, а способствуя формированию для представительства своих интересов специальных политических институтов. Сложное взаимодействие таких институтов, занимающих левые или правые, центристские, радикальные или иные политические позиции, и характеризует систему социального представительства. Эти политические посредники между гражданским обществом и государством информируют последнее о существующих проблемах и противоречиях, способствуя тем самым консолидации и интеграции групп, а также коррекции политической линии властей. Деятельность таких объединений может серьезно влиять на содержание интересов социальных групп, их ценности, стремление к социальной замкнутости или открытости, и в конечном счете на характер социального структурирования. В то же время, оказывая давление на государство, они предохраняют его от застоя, стремятся подчинить его службе обществу и интересам граждан. Направленность и интенсивность деятельности этих политических субъектов зависит прежде всего от характера различий и противоречий между социальными группами.
Другими первичными субъектами политики являются общности. В истории известны три формы общности людей: родоплеменная, свойственная первобытно-общинному строю; народность, возникшая в эпоху рабовладения и феодализма, и нация, формирующаяся в период становления капитализма.
Важнейшим субъектом политики выступает народ, как целостная социальная общность, которой присущи определенные политические связи, организационные структуры, воздействующие на развитие всех политических отношений в обществе. В современном цивилизованном государстве народ является главным источником власти.
Таким образом, первичными субъектами являются крупные общественные группы как организованное целое, объединенное общностью интересов и целей: народы, социальные группы, этнические группы, индивиды.
Политическая деятельность этих субъектов персонифицирована. Но деятельность личности в области политики можно рассматривать только с учетом того, что человек есть продукт общественных отношений, то есть через призму интересов социальных групп, к которым он принадлежит.
Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов.
Другими первичными субъектами политики являются общности.
Существует особая наука партология, занимающаяся их изучением. Политологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что представляет собой политическая партия. Можно лишь отметить, что на данный момент ее общепризнанного определения не существует. Однако можно выделить самые значимые признаки, отделяющие ее от остальных политических организаций. К ним относятся следующие:
— минимальная формальная организация;
— программа совместной деятельности;
— наличие особого социального статуса, в том числе стремление прямо воздействовать на политическую жизнь, а также важная роль в проведении выборов, в подготовке избирательной кампании;
— особое положение в государстве, включая связь партии с элементами его механизма, участие в функционировании и формировании правительственных механизмов;
— особый правовой режим, что означает нормативное регулирование деятельности партии и ее особое конституционно-правовое положение.
Главным отличительным признаком, выделяющим ее среди других клубов, движений и организаций, является именно участие в механизме власти, притязание на нее. Хотя этот признак является важнейшим, партии могут занимать разные позиции по отношению к существующей власти. Например, они могут быть в оппозиции, выступать за свержение установленного порядка. Оппозиция может быть направлена не только против строя государства в целом, но и против политики действующего правительства. Партия может также принимать участие в органах управления, в правительстве, выступать партнером других партий. Кроме того, она способна единолично сформировать правительство. Партии, добившись этого, в ряде случаев стремятся укрепить свою монополию на власть, нарушая при этом законность, то есть ликвидируя оппозицию. Речь в этом случае идет об отождествлении партии с государством.
Рассматривая структуру современной партии, необходимо выделить следующие три уровня:
В видах политических партий выражается их идейная основа, социальная природа, основная социально-ролевая функция той или иной партии, характер методов ее деятельности и внутреннее устройство.
Закрытые и открытые партии. Данное деление основано на способах рекрутирования членов. В открытых партиях вступление никак не регламентируется. В закрытых- предполагается соблюдение формальностей и условий: анкеты, рекомендации, решение местного руководства партии. Жесткая регламентация приема в прошлом была характерна для КПСС и других социалистических и коммунистических партий. Сегодня возникла проблема сужения социальной базы. Основная часть партий стала открытого типа.