Что такое политические противоречия
Противоречия политические
Полезное
Смотреть что такое «Противоречия политические» в других словарях:
Реформы политические — (фр. reforme; от лат. reformo преобразовываю) политическое преобразование, изменение существующих общественно политических отношений без существенного изменения наличной системы. Реформы в политике по содержанию и форме изменений противоположны … Политология. Словарь.
Социальные и политические последствия нормандского завоевания Англии и дальнейшее развитие в ней феодальных отношений (XI—XIII вв.) — Несколько более замедленными темпами, по сравнению с Францией, происходило развитие феодальных отношений в Англии. В Англии к середине XI в. в основном уже господствовали феодальные порядки, но процесс феодализации далеко еще не завершился, и… … Всемирная история. Энциклопедия
Идеологические и политические предпосылки английской революции во второй половине XVII века. — Пуританство С зарождением в недрах феодального общества нового, капиталистического способа производства возникает и буржуазная идеология, вступающая в борьбу со средневековой идеологией. Однако, будучи одной из первых буржуазных революций,… … Всемирная история. Энциклопедия
Гвельфы и гибеллины — политические направления в Италии 12 15 вв., возникшие в связи с попытками императоров «Священной Римской империи» утвердить своё господство на Апеннинском полуострове. Гвельфы (итал. Guelfi), получившие название от Вельфов (Welf),… … Большая советская энциклопедия
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Соединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия
Политический словарь
Смотреть значение Противоречия Политические в других словарях
Противоречия Мн. — 1. Несовместимость интересов (обычно общественных, классовых).
Толковый словарь Ефремовой
Опасности, Политические — В страховании финансовых обязательств и в международных страховых
операциях:
группа опасностей, предусмотренных в
условиях страхования экспортных кредитов.
Экономический словарь
Гражданские И Политические Права — Обычно применяется для описания различных прав, содержащихся в Международном пакте о гражданских и политических правах, 1966 г. (напр., право на самоопределение; на свободное.
Юридический словарь
Идеологические И Политические Предпосылки Английской Революции Во Второй Половине Xvii Века. — Пуританство
С зарождением в недрах феодального общества нового, капиталистического способа производства возникает и буржуазная идеология, вступающая в борьбу.
Исторический словарь
договоры России С Востоком, Политические И Торговые — сборник док-тов. Собрал и издал Т. Юзефович (СПБ, 1869). Является ценным источником для изучения истории отношений России с вост. странами. Содержит трактаты, договоры, конвенции.
Советская историческая энциклопедия
Социальные И Политические Последствия Нормандского Завоевания Англии И Дальнейшее Развитие В Ней Фео — Несколько более замедленными темпами, по сравнению с Францией, происходило развитие феодальных отношений в Англии. В Англии к середине XI в. в основном уже господствовали.
Исторический словарь
Политические Отделы — см. Политотделы.
Советская историческая энциклопедия
Противоречия Закон — логический закон, утверждающий, что никакое высказывание не может быть истинным одновременно со своим отрицанием. В языке исчисления высказываний П. з. выражается.
Математическая энциклопедия
Политические Ценности — (political values) Рокич определяет «ценность» как «твердое убеждение в том, что определенный специфический способ поведения или целевое жизненное состояние яв-ся предпочтительным.
Психологическая энциклопедия
Культурные Противоречия Капитализма — (cultural contradictions of capitalism) — тезис (БЕЛЛ, 1976) о том, что в современных капиталистических обществах существуют неразрешимые конфликты между тремя основными «осевыми принципами».
Социологический словарь
Понятие политических конфликтов
Понятие политического конфликта
Политический конфликт — противоборство между реальными общественными силами, состоящими из лидеров, партий, организаций, элит, других объединений и общностей людей, с одной стороны и противоположными политическими целями, взглядами, ценностями и интересами.
К основным причинам образования политических конфликтов относятся объективные факторы, которые можно объединить в основные группы:
Согласно теории М.Вебера, структура социально-политического конфликта является статичной. В данном явлении можно выделить следующие элементы:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основной характеристикой политического конфликта служит его уникальность. Процессы отличаются по предпосылкам, причинам, поводам, действиям, позициям и другим свойствам. Однако, исходя из теории М.Е.Бабосова, существует типичная социодинамика развертывания политического конфликта. Согласно данному утверждению, процесс состоит из следующих этапов:
Известно множество случаев из истории, когда политические конфликты приводили к войнам. Побочным эффектом данного процесса является консолидация населения враждующих государств.
На последней стадии конфликт решается с помощью интеграции с противоборствующей стороной, кооперации с соперником или подавления противника.
При урегулировании споров применяются следующие процедуры:
Политический конфликт обладает разрушительным действием. Деструктивными функциями процесса является, прежде всего, истощение материальных, духовных, человеческих ресурсов. Конфликтные ситуации в политике приводят к ослаблению существующей системы власти, общепринятых ценностей и устоев жизни общества.
Существуют множество теорий о том, что характер политических конфликтов является в большей степени конструктивным. Процесс служит катализатором для изменений социально-политической сферы, мотивирует на принятие действий, публичное заявление позиций разных сторон. Внешнеполитические конфликты способствуют объединению общества внутри государства, влияют на ход истории.
Виды конфликтов
Основными типами объектов политических конфликтов являются идентификация, ценности и интересны. Для развивающихся стран характерны спорные ситуации относительно свободы, равенства, терпимости и прочих убеждений. Урегулирование подобных споров требует больших усилий из-за сложности или невозможности достижения компромисса. Ярким примером таких конфликтов является противостояние разных частей общества, одна из которых поддерживает антидемократические ценности, а другая сторона выступает за принципы рыночной экономики и демократии.
Конфликты идентификации являются распространенным явлением для обществ, в которых человек причисляет себя к конкретной религиозной, языковой, этнической общности, а не к целому государству, на территории которого он проживает. Подобные споры часто встречаются в странах, которые ранее входили в состав СССР. Более устойчивые государства с высоким уровнем экономического развития часто встречаются с конфликтами интересов такими, как противостояние либеральных и консервативных политических партий.
Конфликты невозможно оценивать в позитивном или негативном ключе. В спорах существуют и положительные, и отрицательные аспекты.
Виды конфликтов, исходя из области развертывания:
Классификация споров по качественным параметрам:
В зависимости от структуры и организации системы управления выделяют конфликты:
Типы конфликтов, относительно нормативной регуляции:
Степень открытости характеризует споры:
В зависимости от времени протекания конфликтные ситуации различают:
Существует несколько форм проявления конфликтов:
Локальные политические конфликты
Локальный конфликт — военные действия, которые ведутся между разными государствами.
Для локальных войн характерны ограничения политических целей, исходя из интересов противоборствующих сторон, и территории, которая занимает небольшой географический регион, расположенный в границах страны-участника конфликта.
Конфликты локального характера весьма часто встречаются в современном мире. Причинами развития военных действий могут быть:
Локальные войны отличаются от других типов конфликтов следующими признаками:
Синонимами локального конфликта являются «ограниченная война», «малая война», «конфликт низкой интенсивности». Смысл определений заключается в кратковременности вооруженного противоборства конфликтующих стран, которое, как правило, происходит в рамках приграничного спора.
Особенность локальных конфликтов заключается в том, что события затрагивают интересы не только противоборствующих сторон, но и государств, которые не принимают в них участие. Последствия воин могут носить экономический, дипломатический, военный, идеологический характер, касаться тактических и стратегических интересов стран, находящихся в стороне от конфликта. Высокая степень неопределенности в протекании локальных войн затрудняет прогнозирование конфликтов в современном мире. Причинами этого является множество факторов, которые оказывают влияние на действия противоборствующих сторон.
Глобальные конфликты
Глобальными конфликты — конфликты планетарного характера, причинами которых являются общемировые проблемы современности, затрагивающие интересы всего человечества и содержащие в себе угрозы для существования цивилизации.
Глобальные конфликты отличаются масштабом и обладают рядом особенностей:
Управление глобальными конфликтами заключается в их прогнозировании и своевременном предотвращении. Низкую эффективность такого менеджмента можно объяснить отсутствием единого органа управления, адекватного объекту. Ключевым аспектом в прогнозе мировых споров является анализ жизненно важных противоречий, путем разрешения которых возможно предотвратить глобальный конфликт.
Межклассовые политические конфликты
Межклассовый конфликт — это политическая напряженность или экономический антагонизм, зарождающийся в обществе в результате социально-экономической конкуренции в разных классах социума.
Классовые противостояния служат средством для изменений радикального характера в социальном обществе и политике. Известные философские труды Карла Маркса и Михаила Бакинина были построены на принципах классовой борьбы.
Формы протекания классовых споров могут носить законный или незаконных характер. Различают конфликты прямые и косвенные. Межклассовые противостояния неизбежны по нескольким причинам:
Межклассовым конфликтам присущ антагонистический характер. Споры разрешаются по средствам социальной революции, результатом которой является разрушение существующего строя. Как правило, коллективные конфликты не касаются непосредственной основы классовой системы и редко служат основанием для мобилизации классов целиком.
Высшая точка межклассового конфликта наблюдается в процессе революционного кризиса. Это крайне редкое явление в современном мире, так как в протекающих спорах участвуют союзы и коалиции, принадлежащие к различным классовым группировкам с разнообразной основой, наряду с собственностью и отсутствием собственности на капитал.
Межклассовый конфликт считается неустранимым. Причиной такого утверждения является существующие в любом обществе отношения государства и подчинения. Многие ученые говорят о межклассовом политическом конфликте, как о позитивном явлении, которое способствует стабилизации общества и сохраняет существующий порядок. В условиях сложного плюралистического общества споры не перерастают в противоборство между классами, а носят «перекрестный» характер.
Межгосударственные конфликты
Межгосударственный конфликт — конфликт, выражающийся в политических отношениях между двумя или несколькими сторонами, включая народы, государства, группы стран.
Споры принимают косвенные или прямые формы столкновения по экономическим, социально-классовым, политическим, территориальным, национальным, религиозным и иным по природе и характеру интересов.
В основе межгосударственных конфликтов могут лежать политические или неполитические противоречия. Основными разногласиями являются:
Исходя из пространственно-временного масштаба, международные споры могут носить глобальный характер. Такие конфликты затрагивают интересы всех участников международных отношений. Региональные и локальные межгосударственные противостояния формируются ограниченным числом участников. По времени протекания конфликты подразделяются на следующие категории:
Международные конфликты различают по применяемым средствам. Это могут быть вооруженные противостояния или мирные переговоры. Субъектами межгосударственных политических конфликтов являются преимущественно страны.
Национальные конфликты
Национальный конфликт — итог национализма, в котором принимают участие этносы и нации.
В данном типе противостояний могут быть задействованы традиционные, модернизируемые, капиталистические, социалистические нации и государства.
Исходя из теории Э.Геллнера, предметом национальных споров являются:
Особенностью национальных конфликтов является самодовлеющая ценность национального достояния, которое не сводится к экономике. В основе современного национализма лежит желание сохранить духовность, культуру и природу определенного этноса. Подобные стремления трансформируются в экспансию во внешний мир, где сталкиваются с сопротивлением других наций.
Отличительные характеристики национальных конфликтов:
Национализм служит основой для межнациональных конфликтов. В спорах могут принимать участие разные субъекты в виде индивидов, этносов, наций, социальных институтов и организаций. Проявлением национальных споров является идеологическая, политическая, экономическая, военная борьба за национальные ценности.
Межнациональные политические конфликты
Межнациональный политический конфликт — противостояние с участием нескольких национальных акторов, которое приводит к международно-политическим последствиям в то время, когда объект споров перерастает рамки юрисдикции любого из его участников.
Актор — действующий субъект, индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других.
Межнациональные конфликты обладают рядом характерных особенностей:
Одной из основных предпосылок к развитию межнационального конфликта являются взаимные притязания этносов территориального характера. Такие споры бывают межрегионального, межгосударственного, местного уровня и могут характеризоваться следующими мотивациями:
В качестве целей политических межнациональных конфликтов рассматриваются:
Наиболее эмоционально насыщенными и болезненными конфликтами являются споры, возникающие в результате ущемления национальных ценностей. Такие противостояния случаются в разных сферах общества.
Четкое проявление специфики межнациональных конфликтов можно наблюдать в противоречиях связанных с такими ценностями, как язык, культура, религия и иные социокультурные этнические особенности. Длительные противостояния приводят к массовой неприязни в отношении наций. Межнациональные интересы, как правило, выражает не вся нация, а лишь ее небольшая часть в виде элитных группировок, преследующих личные интересы.
Примеры политических конфликтов из истории
Множество политических конфликтов, как следствие сепаратистских веяний, возникало в 90-е годы ХХ века в России. Причинами противостояний являлись стремления автономных республик к собственной независимости. К примеру, формирование Чеченской Республики спровоцировало войну в Северном Кавказе.
Другим ярким примером политического конфликта из истории является спор между Россией и Японией по поводу права на Южные Курильские острова.
Известные политические конфликты из истории:
Примеры политических конфликтов в современности
Политические конфликты в современном мире — явление нередкое. Борьба за власть, национальные ценности, территории, права и свободы общества ведутся годами. Споры могут протекать в рамках одного государства или между разными странами. Примерами таких противостояний являются:
Способы решения политических конфликтов
Центральной проблемой политических конфликтов является их разрешение, которое состоит из этапов управления, контроля и регулирования споров. В процессе участникам или посредникам необходимо разработать и применить систему мер, направленную на ограничение интенсивности, размеров конфликта, его деэскалацию. В качестве основных способов рассматриваются компромисс и консенсус.
Задачи урегулирования политических споров:
Исходя из основных направлений процесса решения конфликтных ситуаций, можно определить ключевые методы, с помощью которых осуществляется поиск средств для выхода из конфликта. К первой группе методик относится разработка мероприятий по предотвращению насильственной стадии конфликтов. Вторая категория включает пути разрешения противоречий, лежащих в основе спора. Третья группа методов призвана снизить уровень противостояния участников конфликта, заставить стороны отказаться от односторонних действий и перейти к поиску совместных решений проблем.
Основные способы решения политических конфликтов:
Наиболее популярным способом разрешить конфликт являются переговоры. Процедура предполагает обмен мнениями, которые высказывают разные стороны. В процессе оппонентам удается более точно оценить соотношение сил, определить условия для примирения, суть взаимных претензий, возможные альтернативы. Эффективный метод проведения переговоров представляет собой соглашение, в основе которого лежит компромисс.
Противоречия политики и ее социальное значение
Таким образом, демократия является единственной типом социально-политической системы, где главным принципом организации является ее политическое самоограничение или отделения политико-властных отношений от отношений гражданских, что позволяет гражданам реализовывать свои потребности и интересы вне прямого влияния, контроля со стороны политики и политиков.
Представленные формы политической организации общества указывают на возможность существования двух его основных разновидностей: политизованного и деполитизованного. В рамкахпервого возможности политического влияния на жизнь людей могут быть практически неограниченными. И наоборот, все социальные и личные проблемы неизбежно упираются в государственно-политический способ их разрешения. Именно на такой стадии своего развития находится сегодня и украинское общество и его граждане, выступая в роли непосредственных заложников политики.
В обществе деполитизованном гражданская жизнь образует относительно автономную, независимую от прямых политических влияний сферу. При этом политический процесс и его результаты не сказываются напрямую на качестве жизни людей, что и создает ситуацию определенной личной гражданской свободы. Поэтому, социальная свобода сегодня – это, прежде всего защищенность от непосредственной политической конъюнктуры и прямого влияния государственно-политических институтов разного уровня.
В рамках обозначенных двух типов политических обществ сегодня развивается политическая жизнь и политический процесс в отдельных странах. Очевидно, что к политизованным относятся страны с тоталитарным политическим режимом, где политические принципы и механизмы определяют решения всех социальных проблем, а политические критерии оценки ставятся во главу угла и на уровне функционирования государства и на уровне жизнедеятельности всех социальных групп и индивидов.
Политизованной также является общественная жизнь авторитарного государства, поскольку его сутью является создание привилегий для властной верхушки, а смыслом ее политики – охрана этих привилегий. При этом, однако, политика составляет круг интересов и занятий меньшинства, а гражданам отводится роль простых наблюдателей-статистов или исполнителей. Таким образом, политика дистанцируется от частной и гражданской жизни, поскольку сфера частных интересов не несет прямой угрозы правящей группировки и ее лидеру. Общая политизация в данном случае возникает в условиях жесткого противоборства или войны граждан против правительства, узурпировавшего власть, т.е. во время кризиса режима или революции.
Однако и в условиях демократического политического режима, сутью которого является защищенность сферы гражданских (социально-экономических) отношений от прямого политического произвола, субъективизма, политизация общественной жизни может значительно усиливаться. Это происходит, во-первых, в ситуации явной внешнеполитической угрозы, которая сопровождается неизбежной консолидацией граждан и власти; во-вторых, при возникновении внутриполитического кризиса в стране, от которого не гарантирует никакая демократия. В-третьих, усиление влияния политического процесса на социальные процессы связано с проведением периодических общенациональных кампаний по выборам в центральные органы власти.
Таким образом, три основные модели политического сообщества характеризуются:
Первая – тоталитарная, всеобщей политизацией общества и принудительным вовлечением всего населения в качестве участников политического процесса;
Вторая – авторитарная, частичной деполитизацией общества и принудительным отсечением значительной части или большинства граждан от политического участия;
Третья– демократическая, очевидным разграничением (законодательно закрепленным) сферы политических и неполитических отношений внутри сообщества, причем границы государственно-политической и гражданской подсистем не являются постоянными, а политический процесс то усиливает свое воздействие на гражданское общество, то ослабляет. В соответствии с этим меняется место и значение политики в обществе, изменяется также содержание самой политики, меняется и характер социальных процессов в целом.
В рамках этой системы политика представлена следующими секторами: во-первых, сферой отношений государства и гражданского общества; во-вторых, сферой функционирования системы государственно-политической власти самой по себе. В свою очередь, совокупность связей государства и гражданского общества выражается двояко: во-первых, через участие граждан в процессе формирования органов власти и их представителей, а также осуществления контроля за ней посредством СМИ, групповых и массовых акций; во-вторых, через регулятивно-управленческое воздействие структур власти на гражданское общество, их посредничество в гармонизации интересов социальных групп.
В системе самой государственно-полититической власти необходимо выделяются, по меньшей мере, три основных среза политических взаимодействий. Первый, наиболее формализованный, выражает законодательно установленную иерархию административно-политического управления, является ядром механизма управления государственными структурами на всех уровнях их функционирования. Второй, частично формализованный выражает отношения между политической правящей группой-партией или коалицией и ее оппозицией, взаимодействие этих двух сил, их реальный авторитет отражается в их способности контролировать основные ветви власти: правительство, парламент, президентскую администрацию.
Третий, наименее формализованный комплекс политических связей является выражением постоянно существующей политической конкуренциии между политическими группировками в структуре политической власти и на уровне внутривластных взаимодействий. Это сфера постоянной кулуарной борьбы и интриг политических группировок, групп политического давления из среды как правящей, так и не правящей коалиций, партийных группировок.
Таким образом, мир политики представлен достаточно определенными организационными формами, смыслообразующим центром которых выступает государственно-политическая властькак комплекс динамичных связей и отношений между наиболее влиятельными социальными группами в обществе, выражающийся в системе отношений доминирования-подчинения. В таком непосредственном основном значении политика, прежде всего – соревновательная деятельность индивидов и групп, нацеленных на завоевание контроля за ключевыми государственными постами.
В современных государственных системах необходимым условием такой деятельности является вовлечение в политическое соревнование за власть граждан как своеобразных посредников. Посредством этого вовлечения происходит легитимация или узаконивание права на обладание властью политических группировок, стремящихся к власти. Следовательно, массовое гражданское участие – неотъемлемый элемент современной политики, осуществляемый чаще всего по инициативе и под патронатом тех же партийно-политических группировок.
Венчает же весь этот комплекс связей, отношений и форм гражданского политического участия деятельность органов государственной власти, их представителей, лидеров государства по управлению государством как механизмом власти и регулированию отношений между государством и структурами гражданского общества. Эта деятельность, как и функционирование государственных структур-органов, осуществляется в условиях постоянного давления на них конкурирующих политических групп, гражданских объединений и граждан.
В современных обществах политические взаимосвязи и отношения опосредуются не только нормами права, но и целым комплексом духовно-идеологических ценностей (идеи, теории, программы, лозунги, партийные бренды), носителями которых выступают и сами политики и средства массовой информации. Эта идейная, информационная часть мира политики выступает духовным посредником и влиятельным регулятором поведения политических агентов, являясь важнейшей составляющей и политической и духовной социальных подсистем.
Наконец, естественным компонентом демократического государства является политическая наука, выступающая не только в роли объективного арбитра и наблюдателя политического процесса, но в качестве важнейшей составной политических технологий на всех уровнях их применения.
Таким образом, политика как социальное явление представлена сегодня комплексом институтов и учреждений, законов и норм, связей и отношений, идей и ценностей, знаков и символов, образующих сложную, динамичную подсистему общества, которая осуществляет посредничество, контроль и управление за всеми другими подсистемами и обществом в целом.
Многообразие социальных ролей политики служит серьезным препятствием для понимания ее сущности. Поскольку она представляет своеобразный род социальной деятельности, осуществляемой различными субъектами, вкладывающие в нее свой смысл, то сущностные характеристики ее очевидно меняются.
Вся политическая деятельность детерминируется властью как высшей ее целью и одновременно главным средством реализации политических интересов и стремлений. Без обладания рычагами власти политик не может решать какие-либо серьезные социальные проблемы, она – главный инструмент их разрешения. Поэтому, стремясь влиять на общество, политический деятель, прежде всего, целенаправленно стремится к завоеванию государственной власти как к средству и высшей цели. Однако, достигнув власти, политик не спешит поделиться ею с кем-то, уступить ее, поскольку она – единственно надежное орудие для решения всех вопросов. Так власть становится для него самоцелью, а решение всех других вопросов естественно отходит на второй план.
Феномен превращения власти из инструмента, средства в самоцель раскрывает механизм изменения сущности политики и ее превращения из конструктивной деятельности по регулированию общества и решению социальных проблем в политиканство, политический спекулятив, содержанием которого является пребывание у власти ради самой власти, ради естественных привилегий связанных с ее обладанием. Этот механизм изменения сущности политической деятельности действует закономерно и необходимо, влияя на поведение политиков во многом помимо их воли, неосознанно.
Возможность и необходимость превращения политики в социально-деструктивный, разрушающий инструмент проявляется на всех этапах истории государства и политики. Не являет исключение из этого закона и демократическое государство. Этот закон рождает в свою очередь другую объективную необходимость и закономерность, смысл которой – стремление политиков всеми возможными средствами отвлечь внимание граждан от этой тенденции к политиканству, которой они вынуждены служить, отдавать ежедневную дань. Одной из самых распространенных форм отвода от себя обвинений в стремлении к власти ради самой власти для политиков является перекладывание такой способности на своих политических конкурентов. Обвинения в узурпации власти или попытках ее осуществления лидерами разных партий и групп – наиболее доступный идейный аргумент в политической борьбе.