Что такое политический субъект
Обществознание. Термины и понятия. ПОЛИТИКА. Субъекты и объекты политики.
Субъекты и объекты политики.
Субъекты политики – это участники политического процесса (группы, партии, нации, общественные объединения, классы или отдельные личности), способные осознанно бороться за власть и реформы.
это социальные и национальные общности, организации, учреждения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями.
Субъект политики – это участники политического процесса- действующее лицо, социальная группа или организация, которые, имея определенные интересы, используя определенные средства, проявляют себя в сфере политики.
Субъектами политики являются:
Объект политики – это сфера политической деятельности государства и других субъектов, то есть на кого или на что направлены политические действия (на них политика воздействует в определенных целях).
Объекты политики:
Субъект и объект в политике взаимозаменяемы: одна и та же социальная группа может одновременно выступать и субъектом, и объектом и могут меняться местами.
Субъект и объект в политике взаимозависимы: объект оказывает влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, и одновременно действия субъекта способны изменять объект.
СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
Полезное
Смотреть что такое «СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ» в других словарях:
Субъект и объект в политике — в политологии рефлективные понятия, обозначающие взаимодействие в политике и показывающее вектор её направленности. Объект в политике та часть политической реальности, системы, которая включена и на которую направлена деятельность субъекта в… … Политология. Словарь.
Диалог политический — (греч. dialog – разговор, беседа) – способ публичного выражения политических взглядов, мнений, оценок, стилей политического мышления субъектов. В процессе политического диалога достигается согласие между субъектами, вырабатывается программа и… … Политология. Словарь.
ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — (political pluralism, от лат pluralis множественный) характерная черта и принцип организации и функционирования демократической политической системы на основе баланса сил, оформленных в правовом отношении и выражающих самостоятельные интересы… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ — совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих функций в сфере власти. В современной политической науке П.п. иногда отождествляется с понятием политики в целом (Р.Доуз), результатами функционирования политической системы… … Политология: словарь-справочник
Уральская Республика — Субъект Российской Федерации Уральская республика … Википедия
СНГ (Содружество Независимых Государств) — политический союз (межгосударственное объединение) большинства стран, до 1991 г. являвшихся республиками в составе СССР. Участники СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия (до августа 2009 г.), Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия,… … Большая актуальная политическая энциклопедия
Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора
Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора
Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора
Субъекты политики
Смотреть что такое «Субъекты политики» в других словарях:
Субъекты антикоррупционной политики — народ государства, органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, граждане. Источник: Официальная терминология
Субъекты международной коммуникации — Субъектами межд. коммуникации выступают, прежде всего, осн. субъекты мирового сообщества и межд. права государства. Все более важными и субъектами в межд. отношениях становятся межд. межгосударственные организации. Как субъекты межд. отношений… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Субъекты национальной морской политики РФ — Субъектами национальной морской политики выступают государство и общество. Государство осуществляет национальную морскую политику через органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской… … Официальная терминология
Субъекты государственной семейной политики — Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные… … Словарь юридических понятий
субъекты государственной кадровой политики — юр. государственные органы, являющиеся носителями определенной законодательством компетенции в системе государственного управления; … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
СУБЪЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ — К ним относятся государство, политические партии и движения, профсоюзные, молодежные, религиозные и иные организации и объединения граждан, которые явно или неявно, сознательно или несознательно принимают участие в разработке, обсуждении,… … Терминологический ювенологический словарь
ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ — (objects of the politics, от лат. objectum предмет) общественные явления, процессы, ситуации, факты, а также общественные силы, организации, лица, люди, на которых направлена деятельность субъектов политики. Поскольку объектно субъектная… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Основные направления налоговой политики на 2009-2011 гг. — Основные направления налоговой политики на 2009 2011 гг. В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Феминистская критика социальной политики — Ориентиры феминистской критике социальной политики задают следующие базовые предпосылки: 1) существует разделение труда по признаку пола: мужчины зарабатывают доход посредством занятости, а женщины берут на себя заботу о домохозяйстве, детях и… … Термины гендерных исследований
Политология. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Политология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Субъекты и объекты политических отношений. Функции и методы политологии
Политические отношения — это отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания.
1. Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык. Политические отношения могут устанавливаться между различными агентами и сторонами.
2. Субъекты политики — участники политических отношений — носители действий. Объекты политики — участники политических отношений — политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.
3. Среди субъектов политических отношений выделяют следующие:
• отдельные индивиды — рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;
• социальные группы — классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;
• политические институты — государство, политические партии, общественные движения;
• международные организации — Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и др.;
4. Степень влияния различных субъектов политических отношений на политические процессы неодинакова. Каждый из них пытается реализовать свои интересы и несет ответственность за свою деятельность. Объектами политических отношений могут быть:
• политическая власть, ее сущность, структура и субъекты;
• политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены;
• правовое государство и гражданское общество;
• формы правления и территориального устройства;
• типы избирательных систем, выборный процесс;
• политические конфликты и способы их разрешения;
• современные политические технологии;
• международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.
5. Субъекты и объекты политических отношений взаимозаменяемы. В зависимости от конкретной ситуации все участники политических отношений могут выступать объектами, если на них направлено политическое действие, и субъектами, если они сами это действие осуществляют, например политическая партия будет субъектом при реализации своей программы и объектом при реализации государством своей политики.
Кроме того, субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы. Так, объект оказывает влияние на субъект, определяя способы и методы политического воздействия, а действия субъекта, в свою очередь, способны изменить свойства и саму сущность объекта.
6. Как и любая другая наука, политология выполняет ряд определенных функций. Познавательная функция позволяет получить определенную сумму знаний о политической жизни, ее закономерностях. Изучение политической теории является основой для преодоления стереотипов массового сознания, так как наличие стереотипов не всегда способствует правильному анализу сложного переплетения политических событий и поиску объективного решения. Знание необходимо не только для объяснения политических явлений и процессов, но и для прогнозирования в политике.
7. В основе прогностической функции политологии находятся познание объективных тенденций в социальной и политической сферах жизни, анализ реальной политической ситуации, ее определяющих противоречий и общественных сил. Политология, вырабатывая метод анализа политических явлений и процессов, формулирует в теоретическом плане критерии эффективности деятельности политических институтов, помогает выявить возможности достижения оптимальных политических решений и сделать соответствующий выбор.
8. Нормативно-инструментальная функция политологии заключается в выполнении одной из центральных задач науки — обосновании политического действия его средств и методов. Также выделяют экспертную функцию политического знания. Она является основой оценки тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям.
Идеологическая функция политологии выступает научной базой для формирования идеалов и интересов, являясь основополагающим теоретическим элементом науки.
9. Изменение системы взглядов личности, социальных общностей, место и роль в них политических знаний отражаются в мировоззренческой функции политологии. Практически-деятельностные функции политологии определяются по характеру политической деятельности субъектов, так как результат познания и изменения мировоззрения выражается в их практической политической деятельности.
10. К методам политологии относят следующие: диалектический; системный; структурно-функциональный; поведенческий; сравнительный; конкретно-исторический; социологический; нормативный; культурологический; институциональный; онтологический, а также общенаучные методы и методы отдельных социологических исследований.
11. На эмпирическом уровне социологических исследований применяются специфические методы сбора данных: опрос, анкетирование, интервью, анализ содержания, социальный эксперимент. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, используются методы ранжирования, шкалирования, корреляции. Завершается политологическое исследование формулированием выводов, предложений, рекомендаций, которые обязательно должны быть подтверждены документальными и статистическими данными.
Субъекты и объекты политического процесса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Субъекты и объекты политических процессов
Политический процесс – это одна из категорий анализа политики, рассмотрение политических событий во времени, как подверженных изменениям, упорядоченных действий
Субъект – это активно действующий индивид, политическая или общественная группа, представляющая и отстаивающая свои интересы в рамках текущего политического процесса.
К субъектам, представляющим политические организации и группы, относят, прежде всего, государство, политические институты, а также политические элиты и мировое сообщество в целом.
К субъектам, представляющим социальные группы и общности, относят этнические, религиозные и классовые группы населения.
Объект политики – это на, что направлено воздействие самих субъектов политики. К таким объектам можно отнести экономические, хозяйственные вопросы и т.д. При этом субъект политики при определённых обстоятельствах может сам становиться объектом в руках заинтересованных политических сил.
Классификация субъектов политики
Личность. Отдельная личность может, стать субъектом политики лишь полностью усвоив и осознав особенности политической и социальной жизни государства и общества. Приобретение же и освоение навыков политической жизни называется политической социализацией личности.
Выделяют три стадии политической социализации личности: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.
Институтами, которые влияют на политическую социализацию личности, могут выступать родители, школа, университет, государство, политические партии, СМИ – печатные, электронные и Интернет.
Можно выделить следующие типы социализации
Готовые работы на аналогичную тему
Стоит отметить, что в советское время главным и основным был гегемонистический тип политического воспитания. В настоящее время в России присутствует плюралистический тип.
Лидер – человек являющийся политическим субъектом имеющий возможность принимать важные решения и нести за них ответственность
Концепции, согласно которым даётся определения лидера и лидерства:
Политическая элита
Политическая элита – группа лиц, которая составляет меньшинство любого общества, обладает властью, способностью принимать решения и оказывать непосредственное влияние на принятие этих решений.
Политическая элита может быть как носителем власти в данный момент, так и оппозиционной силой, контрэлитой.
Политическая элита объединена, несмотря на свою разнородность одним интересом – обладанием и удержанием в своих руках власти.
«Железный закон олигархии», который сформулирован Робертом Михельсем гласит, что в любом обществе формируется небольшая группа которая берет на себя властные полномочия и ответственность за проводимую внутреннею и внешнею политику.
Отбор элиты происходит открыто через выборы, или закрыто через непубличные согласования и решения. Открытый отбор происходит в странах с демократическими режимами. Последний вариант действовал в советский период и распространён в странах с авторитарным режимом.
Народ как общность всего или большей части населения страны редко выступает как субъект политического процесса. В такой роли он может выступать лишь в моменты наивысшей опасности и угрозы, например в случае войны, или другой масштабной угрозы.
Народ делится на множество составляющих групп, которые намного чаще и активнее выступают как субъекты политики.
Классовые группы основаны на экономических, социальных интересов граждан и зависят от принадлежности к тому или иному экономическому классу. Согласно марксисткой традиции в капиталистическом обществе главными экономическими классами является буржуазия как собственник средств производства и пролетариат, как наёмный рабочий, продающий свой труд за определённую плату и работающий на капиталиста.
В современных российских условиях принадлежность к экономическому классу как субъекту политики определяется ринадлежностью к определённой отрасли промышленности (работники сырьевой промышленности имеют лучшее обеспечение, чем работники бюджетного государственного сектора); благополучием и стабильностью той или иной организации; регионом, в котором проживает работник, его экономическим состоянием.
Нация
В настоящий момент под определением «нация» понимаются два значения
Первое – нация как общность граждан всей страны без различий по этническому или религиозному признаку (французы, россияне, британцы).
Второе – нация – как этническая группа, этнос, определяемая единым культурным, языковым и историческим прошлым. В данном случае нация, этнос определяется как социо – культурное понятие и возможны существования различных наций – русской, татарской, бурятской и т. д. Отметим также, что принадлежность к этносу определяется только характеристиками культуры, в которой растёт и взрослеет человек.