Что такое политический субъект

Обществознание. Термины и понятия. ПОЛИТИКА. Субъекты и объекты политики.

Субъекты и объекты политики.

Субъекты политики – это участники политического процесса (группы, партии, нации, общественные объединения, классы или отдельные личности), способные осознанно бороться за власть и реформы.

это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями.

Субъект политики – это участники политического процесса- действующее лицо, социальная группа или организация, которые, имея определенные интересы, используя определенные средства, проявляют себя в сфере политики.

Субъектами политики являются:

Объект политики – это сфера политической деятельности государства и других субъектов, то есть на кого или на что направлены политические действия (на них политика воздействует в определенных целях).

Объекты политики:

Субъект и объект в политике взаимозаменяемы: одна и та же социальная группа может одновременно выступать и субъектом, и объектом и могут меняться местами.

Субъект и объект в политике взаимозависимы: объект оказывает влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, и одновременно действия субъекта способны изменять объект.

Источник

СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Полезное

Смотреть что такое «СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ» в других словарях:

Субъект и объект в политике — в политологии рефлективные понятия, обозначающие взаимодействие в политике и показывающее вектор её направленности. Объект в политике та часть политической реальности, системы, которая включена и на которую направлена деятельность субъекта в… … Политология. Словарь.

Диалог политический — (греч. dialog – разговор, беседа) – способ публичного выражения политических взглядов, мнений, оценок, стилей политического мышления субъектов. В процессе политического диалога достигается согласие между субъектами, вырабатывается программа и… … Политология. Словарь.

ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — (political pluralism, от лат pluralis множественный) характерная черта и принцип организации и функционирования демократической политической системы на основе баланса сил, оформленных в правовом отношении и выражающих самостоятельные интересы… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ — совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих функций в сфере власти. В современной политической науке П.п. иногда отождествляется с понятием политики в целом (Р.Доуз), результатами функционирования политической системы… … Политология: словарь-справочник

Уральская Республика — Субъект Российской Федерации Уральская республика … Википедия

СНГ (Содружество Независимых Государств) — политический союз (межгосударственное объединение) большинства стран, до 1991 г. являвшихся республиками в составе СССР. Участники СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия (до августа 2009 г.), Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия,… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

Источник

Субъекты политики

Смотреть что такое «Субъекты политики» в других словарях:

Субъекты антикоррупционной политики — народ государства, органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, граждане. Источник: Официальная терминология

Субъекты международной коммуникации — Субъектами межд. коммуникации выступают, прежде всего, осн. субъекты мирового сообщества и межд. права государства. Все более важными и субъектами в межд. отношениях становятся межд. межгосударственные организации. Как субъекты межд. отношений… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Субъекты национальной морской политики РФ — Субъектами национальной морской политики выступают государство и общество. Государство осуществляет национальную морскую политику через органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской… … Официальная терминология

Субъекты государственной семейной политики — Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные… … Словарь юридических понятий

субъекты государственной кадровой политики — юр. государственные органы, являющиеся носителями определенной законодательством компетенции в системе государственного управления; … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

СУБЪЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ — К ним относятся государство, политические партии и движения, профсоюзные, молодежные, религиозные и иные организации и объединения граждан, которые явно или неявно, сознательно или несознательно принимают участие в разработке, обсуждении,… … Терминологический ювенологический словарь

ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ — (objects of the politics, от лат. objectum предмет) общественные явления, процессы, ситуации, факты, а также общественные силы, организации, лица, люди, на которых направлена деятельность субъектов политики. Поскольку объектно субъектная… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Основные направления налоговой политики на 2009-2011 гг. — Основные направления налоговой политики на 2009 2011 гг. В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Феминистская критика социальной политики — Ориентиры феминистской критике социальной политики задают следующие базовые предпосылки: 1) существует разделение труда по признаку пола: мужчины зарабатывают доход посредством занятости, а женщины берут на себя заботу о домохозяйстве, детях и… … Термины гендерных исследований

Источник

Политология. Краткий курс

Что такое политический субъект. Смотреть фото Что такое политический субъект. Смотреть картинку Что такое политический субъект. Картинка про Что такое политический субъект. Фото Что такое политический субъект

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Политология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Субъекты и объекты политических отношений. Функции и методы политологии

Политические отношения — это отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания.

1. Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык. Политические отношения могут устанавливаться между различными агентами и сторонами.

2. Субъекты политики — участники политических отношений — носители действий. Объекты политики — участники политических отношений — политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.

3. Среди субъектов политических отношений выделяют следующие:

• отдельные индивиды — рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;

• социальные группы — классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;

• политические институты — государство, политические партии, общественные движения;

• международные организации — Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и др.;

4. Степень влияния различных субъектов политических отношений на политические процессы неодинакова. Каждый из них пытается реализовать свои интересы и несет ответственность за свою деятельность. Объектами политических отношений могут быть:

• политическая власть, ее сущность, структура и субъекты;

• политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены;

• правовое государство и гражданское общество;

• формы правления и территориального устройства;

• типы избирательных систем, выборный процесс;

• политические конфликты и способы их разрешения;

• современные политические технологии;

• международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

5. Субъекты и объекты политических отношений взаимозаменяемы. В зависимости от конкретной ситуации все участники политических отношений могут выступать объектами, если на них направлено политическое действие, и субъектами, если они сами это действие осуществляют, например политическая партия будет субъектом при реализации своей программы и объектом при реализации государством своей политики.

Кроме того, субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы. Так, объект оказывает влияние на субъект, определяя способы и методы политического воздействия, а действия субъекта, в свою очередь, способны изменить свойства и саму сущность объекта.

6. Как и любая другая наука, политология выполняет ряд определенных функций. Познавательная функция позволяет получить определенную сумму знаний о политической жизни, ее закономерностях. Изучение политической теории является основой для преодоления стереотипов массового сознания, так как наличие стереотипов не всегда способствует правильному анализу сложного переплетения политических событий и поиску объективного решения. Знание необходимо не только для объяснения политических явлений и процессов, но и для прогнозирования в политике.

7. В основе прогностической функции политологии находятся познание объективных тенденций в социальной и политической сферах жизни, анализ реальной политической ситуации, ее определяющих противоречий и общественных сил. Политология, вырабатывая метод анализа политических явлений и процессов, формулирует в теоретическом плане критерии эффективности деятельности политических институтов, помогает выявить возможности достижения оптимальных политических решений и сделать соответствующий выбор.

8. Нормативно-инструментальная функция политологии заключается в выполнении одной из центральных задач науки — обосновании политического действия его средств и методов. Также выделяют экспертную функцию политического знания. Она является основой оценки тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям.

Идеологическая функция политологии выступает научной базой для формирования идеалов и интересов, являясь основополагающим теоретическим элементом науки.

9. Изменение системы взглядов личности, социальных общностей, место и роль в них политических знаний отражаются в мировоззренческой функции политологии. Практически-деятельностные функции политологии определяются по характеру политической деятельности субъектов, так как результат познания и изменения мировоззрения выражается в их практической политической деятельности.

10. К методам политологии относят следующие: диалектический; системный; структурно-функциональный; поведенческий; сравнительный; конкретно-исторический; социологический; нормативный; культурологический; институциональный; онтологический, а также общенаучные методы и методы отдельных социологических исследований.

11. На эмпирическом уровне социологических исследований применяются специфические методы сбора данных: опрос, анкетирование, интервью, анализ содержания, социальный эксперимент. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, используются методы ранжирования, шкалирования, корреляции. Завершается политологическое исследование формулированием выводов, предложений, рекомендаций, которые обязательно должны быть подтверждены документальными и статистическими данными.

Источник

Субъекты и объекты политического процесса

Вы будете перенаправлены на Автор24

Субъекты и объекты политических процессов

Политический процесс – это одна из категорий анализа политики, рассмотрение политических событий во времени, как подверженных изменениям, упорядоченных действий

Субъект – это активно действующий индивид, политическая или общественная группа, представляющая и отстаивающая свои интересы в рамках текущего политического процесса.

К субъектам, представляющим политические организации и группы, относят, прежде всего, государство, политические институты, а также политические элиты и мировое сообщество в целом.

К субъектам, представляющим социальные группы и общности, относят этнические, религиозные и классовые группы населения.

Объект политики – это на, что направлено воздействие самих субъектов политики. К таким объектам можно отнести экономические, хозяйственные вопросы и т.д. При этом субъект политики при определённых обстоятельствах может сам становиться объектом в руках заинтересованных политических сил.

Классификация субъектов политики

Личность. Отдельная личность может, стать субъектом политики лишь полностью усвоив и осознав особенности политической и социальной жизни государства и общества. Приобретение же и освоение навыков политической жизни называется политической социализацией личности.

Выделяют три стадии политической социализации личности: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

Институтами, которые влияют на политическую социализацию личности, могут выступать родители, школа, университет, государство, политические партии, СМИ – печатные, электронные и Интернет.

Можно выделить следующие типы социализации

Готовые работы на аналогичную тему

Стоит отметить, что в советское время главным и основным был гегемонистический тип политического воспитания. В настоящее время в России присутствует плюралистический тип.

Лидер – человек являющийся политическим субъектом имеющий возможность принимать важные решения и нести за них ответственность

Концепции, согласно которым даётся определения лидера и лидерства:

Политическая элита

Политическая элита – группа лиц, которая составляет меньшинство любого общества, обладает властью, способностью принимать решения и оказывать непосредственное влияние на принятие этих решений.

Политическая элита может быть как носителем власти в данный момент, так и оппозиционной силой, контрэлитой.

Политическая элита объединена, несмотря на свою разнородность одним интересом – обладанием и удержанием в своих руках власти.

«Железный закон олигархии», который сформулирован Робертом Михельсем гласит, что в любом обществе формируется небольшая группа которая берет на себя властные полномочия и ответственность за проводимую внутреннею и внешнею политику.

Отбор элиты происходит открыто через выборы, или закрыто через непубличные согласования и решения. Открытый отбор происходит в странах с демократическими режимами. Последний вариант действовал в советский период и распространён в странах с авторитарным режимом.

Народ как общность всего или большей части населения страны редко выступает как субъект политического процесса. В такой роли он может выступать лишь в моменты наивысшей опасности и угрозы, например в случае войны, или другой масштабной угрозы.

Народ делится на множество составляющих групп, которые намного чаще и активнее выступают как субъекты политики.

Классовые группы основаны на экономических, социальных интересов граждан и зависят от принадлежности к тому или иному экономическому классу. Согласно марксисткой традиции в капиталистическом обществе главными экономическими классами является буржуазия как собственник средств производства и пролетариат, как наёмный рабочий, продающий свой труд за определённую плату и работающий на капиталиста.

В современных российских условиях принадлежность к экономическому классу как субъекту политики определяется ринадлежностью к определённой отрасли промышленности (работники сырьевой промышленности имеют лучшее обеспечение, чем работники бюджетного государственного сектора); благополучием и стабильностью той или иной организации; регионом, в котором проживает работник, его экономическим состоянием.

Нация

В настоящий момент под определением «нация» понимаются два значения

Первое – нация как общность граждан всей страны без различий по этническому или религиозному признаку (французы, россияне, британцы).

Второе – нация – как этническая группа, этнос, определяемая единым культурным, языковым и историческим прошлым. В данном случае нация, этнос определяется как социо – культурное понятие и возможны существования различных наций – русской, татарской, бурятской и т. д. Отметим также, что принадлежность к этносу определяется только характеристиками культуры, в которой растёт и взрослеет человек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *