Что такое политическое мышление
ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Смотреть что такое «ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» в других словарях:
Новое политическое мышление — Новое политическое мышление философия внешней политики СССР периода Перестройки. Содержание 1 Истоки «Нового политического мышления» … Википедия
Мышление политическое — форма политического сознания, которая при осознании социально политической сферы использует рациональные способы познания. Политическое мышление одна из основных форм политического сознания в западной политике. Политическое мышление имеет… … Политология. Словарь.
Новое мышление — (англ. New Thought) религиозное движение, возникшее в США в последней четверти XIX века[1] и придающее особое значение верованиям оккультного («метафизического») характера[2], а также соответствующей практике. Включает слабо взаимосвязанные… … Википедия
Перестройка — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Холодная война — У этого термина существуют и другие значения, см. Холодная война (значения). Холодная война Дата 5 марта 1946 1991 Место Мир Прич … Википедия
КАЧЕСТВА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА — его индивидуально и социально психологические особенности, необходимые для успешной политической деятельности. Западные ученые считают, что эффективное лидерство обусловлено как характеристиками самого лидера, так и своеобразием ситуаций, в… … Политическая психология. Словарь-справочник
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на природу, общество и мышление. М. своего рода база ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Эти понятия не подменяют друг друга. М. самый высокий уровень обобщения, обеспечивающий целостное видение глобальных закономерностей общественного… … Политическая психология. Словарь-справочник
Пащенко, Виталий Яковлевич — (р. 16.11.1940) спец. по соц. филос.; д р филос. наук, проф. Род. в пос. Стрельники Черниговской обл. Окончил филос. ф т МГУ (1965). В 1965 1969 работал преп. филос. в Новосибирске. С 1972 по наст. вр. работает на филос. ф те МГУ, доц. кафедры… … Большая биографическая энциклопедия
КИТАЙ. ИСТОРИЯ — Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не… … Энциклопедия Кольера
Лотман, Юрий Михайлович — У этого термина существуют и другие значения, см. Лотман. Юрий Михайлович Лотман Юрий Михайлович Лотман (фото Льва Зильбера) Дата рождения: 28 февраля 1922(1922 02 28) … Википедия
Научная электронная библиотека
4.3. Политическое мышление
Мышление требует усилий и подготовки. Политики слишком заняты составлением речей, чтобы мыслить
Ключевой и определяющей составляющей структуры политической психики является политическое мышление. Это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс опосредованного и обобщенного отражения политической реальности в ходе ее политико-психологического анализа и синтеза. Политическое мышление включает в себя не только когнитивные, но и эмоционально-оценочные механизмы, имеющие собственный онтологический статус.
Принципиально важной особенностью именно политического мышления является его крайняя нелогичность, а часто просто откровенная алогичность [154].
Л. Кэрролл в XIX веке писал: «Общество было бы в гораздо меньшей степени подвержено панике и другим пагубным заблуждениям, а политическая жизнь выглядела бы совсем иначе, если бы аргументы (пусть даже не все, а хотя бы большинство), широко распространенные во всем мире, были правильными… На одну здравую пару посылок (под здравой я пониманию пару посылок, из которых, рассуждая логически, можно вывести заключение), встретившуюся вам при чтении газеты или журнала, приходится по крайней мере пять пар, из которых вообще нельзя вывести никаких заключений. Кроме того, даже исходя из здравых посылок, автор приходит к правильному заключению лишь в одном случае, в десяти же он выводит из правильных посылок неверное заключение» [105].
О решающей роли иррациональных механизмов, эмоциональных оценок в действиях масс на рубеже XIX–XX веков писал Г. Лебон. Выше уже отмечалась его точка зрения о том, что причиной социальной динамики он считал постоянную смену идей: будучи исходно интеллектуальным и духовным достоянием одного человека, определенная идея «путем заражения» проникает в «душу массы», находя все больше и больше приверженцев. Сама идея при этом неминуемо упрощается, почти теряя свое исходное интеллектуальное своеобразие, превращаясь в догмат, т.е. в абсолютную истину на эмоциональной основе. Собственно говоря, только в этом своем превращенном, практически иррациональном виде идея и может оказывать социально-регулирующее влияние на массу [108].
М. Вебер, рассматривая политическое мышление, отмечал «повсеместное использование терминов, которым даже трудно придать определенный смысл», и даже таких, «которые вообще не допускают анализа» [34]. Анализируя общественно-политические дискуссии в послереволюционной России, логик С.И. Поварнин делал однозначный вывод о слабой логике политического мышления на всех стадиях – начиная от операций с понятиями, кончая связями суждений с умозаключениями [176].
Содержание политического мышления определяется не столько логическими механизмами, сколько установками, целями и ценностями, определяемыми политическим сознанием и политической культурой. С другой стороны, политическое мышление оперирует не столько знаковыми моделями, сколько перцептивными категориями (образами, мифами, верованиями и т.п.), что в свою очередь влияет на политическую культуру и политическое сознание в целом [154].
Очевидно, однако, что способностью мыслить политически обладают не только политики, но и любой человек, любой субъект общественных отношений, пусть даже и не занимающийся целенаправленно политической деятельностью. Реализация этой способности тем или иным человеком зависит от проявления им интереса к политическим процессам и явлениям, от степени политического участия в жизни общества, от уровня его политической культуры, от того, как человек воспринимает политическую реальность, как к ней относится, как ее оценивает и т.п. Из данной точки зрения следует, что политическое мышление свойственно любому человеку – любому члену общества.
В этой связи имеет смысл остановиться на иной точке зрения. Украинский ученый Н.Ф. Головатый определяет политическое мышление как опосредованное и обобщенное отражение человеком (политиком) политических явлений и процессов объективной действительности в ее исторических, временных связях и отношениях [56], из чего следует, что речь идет о человеке как политике, то есть политическое мышление свойственно не всякому субъекту, а лишь политику.
Развивая свою мысль, Н.Ф. Головатый подчеркивает, что политическое мышление делает возможным научное познание всего, что обусловливает политику, ее существование, познание сути и особенностей политических явлений и процессов. Оно дает возможность не только познавать, но и предвидеть, прогнозировать развитие политических событий, способствует формированию личности, ее навыков, способностей, политической культуры.
В психологии вообще, и в политической психологии в частности, активно дискутируется вопрос о типах политического мышления как определенных способах использования индивидом информации для получения соответствующего результата. Некоторые ученые придерживаются точки зрения американского автора Ш. Розенберга, который настаивает на существовании трех типов политического мышления: последовательно-ситуационного, линейного и систематизированного.
Последовательно-ситуационное мышление акцентирует внимание на том, что политическая реальность – это как бы некая последовательность и согласованность событий, явлений, ситуаций. Людям (политикам) с таким типом мышления тяжело абстрагироваться, обобщать, отыскивать определенные аналогии.
Линейное политическое мышление свойственно тем, кто связывает определенное политическое действие с какой-то основой, а остальные считает исходными от первой. Такое мышление является довольно аналитическим.
Систематическое политическое мышление присуще тем, кто считает, что политика строится на системе определенных отношений, явлений, процессов, событий.
Политическому мышлению свойственны практически такие же умственные действия и операции, как и любому другому, в частности анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация. То же самое касается и форм мышления, поскольку результаты мыслительного процесса (мысли), как известно, существуют в форме суждений, рассуждений, умозаключений и понятий.
Особо следует отметить индивидуальные особенности политического мышления: самостоятельность мышления, его критичность, глубину, гибкость, широту, скорость, творческость [56].
Самостоятельность политического мышления присуща людям (в том числе и занимающимся политикой), способным самостоятельно ставить перед собой и решать определенные цели и задачи без помощи извне, со стороны других людей. Такие индивиды довольно активно и эффективно учитывают и используют кроме собственного опыт других людей, творчески его перерабатывают, критически подходят к анализу теории и практики общественной жизни.
Индивиды с критичным политическим мышлением не просто критически оценивают все, что знают, видят, умеют и делают сами и другие люди, они не поддаются слепо влиянию взглядов, побуждений других людей. Как правило, такие люди (политики) хорошо владеют искусством выявления отличий между «за» и «против», принятия взвешенных решений. Обе эти особенности мышления, как правило, формируются с приобретением человеком не только знаний, но и соответствующего жизненного опыта.
Глубина политического мышления свойственна людям (политикам), которые умеют глубоко проникать в сущностные особенности определенных сентенций, явлений, событий; отделять главное от второстепенного, постороннего, выявлять причинно-следственные связи и особенности развития общественных явлений и т.д.
Что касается гибкости политического мышления, то оно встречается редко, и свойственно, прежде всего, тем, кто умеет быстро изменять свои мысли, освобождаясь от того, что уже закрепилось в них самих, в их сознании в результате жизненного опыта, или что является несовершенным, устаревшим, неточным. Политики, обладающие гибкостью политического мышления, довольно быстро осваивают разнообразные, особенно прогрессивные политические технологии и в совершенстве овладевают ими. Умение выбирать часто нетрадиционные, нестандартные приемы и способы решения конкретных политических проблем помогает таким политикам хорошо адаптироваться к конкретной политической ситуации, действовать рационально и эффективно.
Широта политического мышления. Если человек (политик) способен охватывать широкий круг вопросов, связывать их, разделять главное и второстепенное и после этого принимать альтернативные оптимальные решения, это значит, что он мыслит широко. Такое качество чаще всего характерно для людей высокообразованных, эрудированных, с широким кругозором.
Скорость политического мышления присуща индивидам (политикам), которые умеют быстро разбираться в сложных ситуациях, принимая наиболее обдуманные, правильные, наиболее оптимальные решения. В определенной мере скорость мышления зависит и от психологического состояния индивида, подвижности его нервных процессов, однако, как правило, люди приобретают такое качество в результате основательного обучения, тренировки умственной деятельности.
Творческость политического мышления особенно необходима человеку, занимающемуся духовной, творческой, политической деятельностью. Оно связано, прежде всего, с умением мыслить нестандартно, оригинально, в совершенстве владеть знаниями и опытом деятельности других людей, принимать нестандартные решения.
Указанные индивидуальные особенности политического мышления развиваются и совершенствуются лишь в процессе постоянной умственной и практической деятельности человека. Какое-либо политическое действие является результатом чувственного восприятия, соответствующего осмысления конкретных ситуаций, явлений, поступков самых различных субъектов политики.
Анализируя политические события, явления, процессы, политик постоянно обязан рассматривать их не только в сущностном состоянии, но и относительно психологии отдельных субъектов. Синтезируя политические явления, политик ставит цель определить логику их развития, спрогнозировать ход событий, осознать, кому и в какой мере эти действия необходимы и выгодны. В политическом мышлении своеобразно проявляются абстрагирование и конкретизация, поскольку какие-либо действия должны быть переведены на язык политики с учетом политических идей, взглядов, позиций, интересов.
Политический анализ предусматривает, во-первых, изучение взаимодействия действующих в политике структур, и, во-вторых, установление связей и особенностей, развитие и использование которых могут обеспечить наибольший эффект в политике.
Своеобразной функцией процесса политического мышления является политическая идеализация. Для идеальных построений, прогнозов в политике нужны рациональные, взвешенные основания, фундамент для таких прогнозов. При иных обстоятельствах политическая идеализация становится элементарным фантазированием, прожектерством.
Крайне осторожно в процессе политического мышления политик может использовать разнообразные аналогии, поскольку такой путь поиска истины, принятия политического решения видится довольно упрощенным. Аналогия не может быть достаточным аргументом при принятии политического решения, поскольку абсолютно похожих политических процессов практически не существует [239].
Что такое политическое мышление
Политическая психика представляет собой особую форму активного отражения субъектом общественно-политических процессов и явлений, возникающую в социально-политическом взаимодействии этого субъекта с внешним миром и осуществляющую в его поведении (деятельности) регулятивную функцию. Политическая психика открывает субъекту не политическую ситуацию (политические процессы и явления) какой она есть, а поле его действия, то есть те объекты политики и те их свойства, которые важны для жизни субъекта. В политико-психологическом анализе политическая психика включает в себя три основных блока: когнитивный блок (политическое восприятие, политическая память, политическое мышление, политическое воображение); эмоционально-волевой блок; блок политического поведения.
Ключевой и определяющей составляющей структуры политической психики является политическое мышление. Это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс опосредованного и обобщенного отражения политической реальности в ходе ее политико-психологического анализа и синтеза. Политическое мышление включает в себя не только когнитивные, но и эмоционально-оценочные механизмы, имеющие собственный онтологический статус.
Принципиально важной особенностью политического мышления является его крайняя нелогичность. Об этом писали Г. Лебон, М. Вебер, С.И. Поварнин и др. Содержание политического мышления определяется прежде всего установками, целями и ценностями, определяемыми политическим сознанием и политической культурой.
Очевидно, что способностью мыслить политически обладают не только политики, но и любой субъект общественных отношений, пусть даже и не занимающийся целенаправленно политической деятельностью. Реализация этой способности тем или иным человеком зависит от проявления им интереса к политическим процессам и явлениям, от степени политического участия в жизни общества, от уровня его политической культуры, от того, как человек воспринимает политическую реальность, как к ней относится, как ее оценивает и т.п. Из данной точки зрения следует, что политическое мышление свойственно любому человеку – любому члену общества. В то же время, Н.Ф. Головатый определяет политическое мышление как опосредованное и обобщенное отражение человеком (политиком) политических явлений и процессов объективной действительности в ее исторических, временных связях и отношениях [1], из чего следует, что речь идет о человеке как политике, т.е. политическое мышление свойственно не всякому субъекту, а лишь политику. Развивая свою мысль, ученый подчеркивает, что политическое мышление делает возможным научное познание всего, что обусловливает политику, ее существование, познание сути и особенностей политических явлений и процессов. Оно дает возможность не только познавать, но и прогнозировать развитие политических событий, способствует формированию личности, ее навыков, способностей, политической культуры.
Если политическое мышление свойственно любому субъекту общественных отношений, то для него, как уже говорилось, характерны крайняя нелогичность и иррациональность. Если говорить о политическом мышлении, как присущем только политикам, то ему присущи такие особенности как критичность, глубина, гибкость, широта, скорость, творческость.
Критичность политического мышления предполагает не просто критическое оценивание общественных процессов и явлений, но и способность не поддаваться слепо влиянию взглядов, побуждений других людей. Как правило, такие люди (политики) хорошо владеют искусством выявления отличий между «за» и «против», принятия взвешенных решений. Обе эти особенности мышления, как правило, формируются с приобретением человеком не только знаний, но и соответствующего жизненного опыта.
Глубина политического мышления свойственна людям (политикам), которые умеют глубоко проникать в сущностные особенности определенных сентенций, явлений, событий; отделять главное от второстепенного, постороннего; выявлять причинно-следственные связи и особенности развития общественных явлений и т.д.
Гибкость политического мышления свойственна тем, кто умеет быстро изменять свои мысли, освобождаясь от того, что уже закрепилось в них самих, в их сознании в результате жизненного опыта, или что является несовершенным, устаревшим, неточным. Политики, обладающие таим качеством, довольно быстро осваивают разнообразные, особенно прогрессивные политические технологии и в совершенстве владеют ими.
Если человек (политик) способен охватывать широкий круг вопросов, связывать их, разделять главное и второстепенное и после этого принимать альтернативные оптимальные решения, это значит, что он мыслит широко. Такое качество чаще всего характерно для людей высокообразованных эрудированных, с широким кругозором. Высокая скорость политического мышления присуща индивидам (политикам), которые умеют быстро разбираться в сложных ситуациях, принимая наиболее обдуманные, правильные, наиболее оптимальные решения. В определенной мере скорость мышления зависит и от психологического состояния индивида, подвижности его нервных процессов, однако, как правило, люди приобретают такое качество в результате основательного обучения, тренировки умственной деятельности.
Творческость политического мышления связана, прежде всего, с умением мыслить нестандартно, оригинально, в совершенстве владеть знаниями и опытом деятельности других людей, принимать нестандартные решения.
Анализируя политические явления и процессы, политик постоянно обязан рассматривать их не только в сущностном состоянии, но и относительно психологии отдельных субъектов. Синтезируя политические явления, политик ставит цель определить логику их развития, спрогнозировать ход событий, осознать, кому и в какой мере эти действия необходимы и выгодны. В политическом мышлении своеобразно проявляются абстрагирование и конкретизация (поскольку какие-либо действия должны быть переведены на язык политики с точки зрения политической идеи), а также взгляды, позиции, интересы.
Политическое воображение рассматривается, как правило, в контексте политических представлений, которые в «чистом» виде встречаются довольно редко. Большинство людей используют различные способы выработки своих политических представлений, а сами эти представления могут резко различаться в зависимости от конкретного объекта или сферы действительности. Несмотря на невежество многих рядовых граждан в конкретных вопросах внутренней и внешней политики, это не означает, что эти люди вовсе не имеют рациональных представлений или идеологических стереотипов по затрагивающим их проблемам общественно- политической жизни [2].
Политическое воображение можно рассматривать как процесс создания новых образов на основе переработки и творческого преобразования политических представлений. Можно выделить различные способы трансформации этих представлений в образы воображения: аналогия, акцентирование, преувеличение. Политическое воображение рассматривается иногда как внезапное «озарение», ведущее к созданию нового политического образа, открытие которого подготавливается в процессе поиска решения.
Политическое воображение бывает непроизвольным (бесплодное фантазирование, уводящее человека от действительности) и произвольным (сознательное формирование политических образов в соответствии с целями и задачами деятельности). Последнее делится на воссоздающее (построение политических образов на основе опосредствованной знаковой информации) и творческое (создание принципиально новых политических образов).
Наиболее распространенными формами политического воображения являются политические мифы и политические утопии [5].
Политический миф – это некритически воспринимаемое иллюзорное воображение, замещающее и вытесняющее представление о политической реальности. Политический миф как форма иллюзорного постижения политического мира включает в себя либо прозрение, либо заблуждение. В политическом мифе могут воплощаться интимные человеческие вожделения и притязания, его галлюцинаторный политический опыт и особенности как индивидуального, так и коллективного бессознательного. Политический миф появляется тогда, когда люди сталкиваются с невыполнимой задачей, решение которой превосходит их естественные возможности [3]. Политический миф обладает определенной имплицитной логикой, с помощью которой можно обобщить все многообразие иррационального опыта [6].
Символичность политического мифа определяет его важнейшие черты – слабую артикулированность, недостаточную внутреннюю расчлененность мышления. В этом – особенность мифологического воображения – неявное разделение, а иногда и слитность политического субъекта и политического объекта, предмета и знака, слова и дела, существа и его имени. Мифологическое мышление оперирует, как правило, ситуативно-конкретным и индивидуально-персональным, внешними свойствами политического объекта.
В политическом мифе обычно происходит замена причинно-следственных связей ассоциативно-случайными, так как политическое воображение в мифе регулируется не нормативами, выработанными в рационально-логическом освоении политической действительности, а нормативами чувственно-образного освоения политического мира и соответствующего этому уровню духовного освоения мифа политической практики. В мифологическом воображении уже есть «рациональное» – это именно воображение, а не «чисто» чувственная деятельность. Но в мифологическом воображении рациональное подчинено чувственно-образному, а нормы политического мифа – это не нормы разума, сколь бы много сегодня ни говорилось о рациональности политического мифа.
Другой формой воображения является политическая утопия. Она часто связана с определенными временными смещениями. Самая фантастическая утопия – воображаемый образ, например, идеального общества, где устраняются все «минусы» или усиливаются все «плюсы» существующего общества, который относится или к прошлому, или к будущему. Политическая утопия как бы удваивает политическую реальность, надстраивая над реальным политическим миром идеальный мир политической мечты. Поэтому мечту, как указатель политических ориентиров, можно рассматривать в качестве особого вида политического воображения.
В политических утопиях происходит «разрыв» политического времени, поэтому важно выделить некоторые причины, стимулирующие развитие утопического воображения. Прежде всего это обострение социальных противоречий в обществе, нарастание конфликтных ситуаций, рост у части населения неудовлетворенности существующим положением. Именно в такие периоды в сознании людей происходит «воображаемое» устранение препятствий к удовлетворению потребностей, «оживает» утопическое воображение.
Психологической основой утопий, также как и мифов, выступает склонность людей к иллюзиям. Политические иллюзии – это искаженные восприятия политической действительности; политические мечты и надежды. Одним из источников политических иллюзий является субъективизм, ведущий к деформации временной перспективы, когда реализация политического идеала переносится на иные временные периоды. Не исключены иллюзии и другого рода, типичные для переломных моментов. Здесь возможны политические иллюзии, связанные с «забеганием» вперед, конструированием политических целей, достижение которых нереально. Утопизм здесь проявляется в подмене реального нереальным. Подмена временных эпох нередко приводит к иллюзорным представлениям, к смещению форм временного бытия объекта. Носителями политических иллюзий являются не столько отдельные личности, сколько определенные группы людей. Одни из них стремятся устранить сформировавшиеся нормы политической жизнедеятельности, другие же – любым способом сохранить их [4].