Что такое политика русификации

Русификация (политика)

Русификация — комплекс мер, осуществляемых официальными властями, направленных на обрусение жителей какой-либо территории, а также и сам процесс такового обрусения — как в языковом, так и в культурно-религиозном плане. Как целенаправленная языковая и историографическая политика, русификация получила распространение в XIX и XX веках. В разных регионах русификация проходила по-разному и имела разные по глубине и продолжительности последствия. Наибольшую известность получили в целом непродолжительные и неудачные русификация Польши, русификация Финляндии, средняя по эффективности русификация Украины и весьма эффективная русификация Беларуси.

Аналогом русификации в других странах этого времени стали мадьяризация славян и румын в Венгрии, германизация чехов в Австрии и Германии, англификация ирландцев, франкоканадцев, филиппинцев, испаноязычных народов чикано и калифорнио в колониях Британии и США.

Содержание

См. также

Литература

Примечания

Ссылки

Что такое политика русификации. Смотреть фото Что такое политика русификации. Смотреть картинку Что такое политика русификации. Картинка про Что такое политика русификации. Фото Что такое политика русификации

Что такое политика русификации. Смотреть фото Что такое политика русификации. Смотреть картинку Что такое политика русификации. Картинка про Что такое политика русификации. Фото Что такое политика русификации

Полезное

Смотреть что такое «Русификация (политика)» в других словарях:

Русификация — (рус. русский + лат. fico «делаю»): Русификация (информатика) (или локализация программного обеспечения) на русский язык приспособление программного и аппаратного обеспечения к отображению и вводу знаков русской письменности, создание … Википедия

Русификация Белоруссии — У этого термина существуют и другие значения, см. Русификация. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Русификация Польши — У этого термина существуют и другие значения, см. русификация. Январское восстание 1863 … Википедия

Русификация Финляндии — Будучи частью Российской империи, Финляндия сохраняла автономию и право чеканить свою монету Русификация Финляндии политика Российской империи в отношении Великого княжества Финляндского в конце XIX начале XX века, направленная … Википедия

Русификация на Украине — На данный момент в статье представлена только украинская точка зрения Русификация Украины совокупность действий, предпринимаемых властями Российской империи, а затем СССР, направленных на укрепление русского/российского национально–политического… … Википедия

Русификация в Украине — На данный момент в статье представлена только украинская точка зрения Русификация Украины совокупность действий, предпринимаемых властями Российской империи, а затем СССР, направленных на укрепление русского/российского национально–политического… … Википедия

Русификация — 1. Политика царской и советской России, направленная на языковую ассимиляцию иноязычного населения. Как основное направление языковой политики царской России характерно для второй половины XIX в., периода реакции после польского восстания 1863… … Словарь социолингвистических терминов

русификация — 1. Политика царской и советской России, направленная на языковую ассимиляцию иноязычного населения. 2. Изменения, происходящие в речи или в грамматической системе того или иного языка под воздействием русского: а) использование билингвами слов… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Русификация — 1. Политика царской и советской России, направленная на языковую ассимиляцию иноязычного населения. 2. Изменения, происходящие в речи или в грамматической системе того или иного языка под воздействием русского: а) использование… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Национальная политика России — Национальная политика в России комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Содержание 1 Российская империя 2 РСФСР,… … Википедия

Источник

«Насильственная русификация» – проводилась ли она в Российской Империи?

Украинские исторические мифы. Обвинения в постоянной русификации украинцев – следующий миф, преподаваемый в школах Украины. Так ли это?

Обвинение Российской Империи в «русификации украинцев» удивительно в силу того, что даже в XIX столетии малорусское население в своей огромной массе не подозревало, что ему надо быть украинским народом и говорить на украинском языке, который ещё не появился на свет.

В 2003 году бывший президент государства Украина Л. Кучма признавался в своей книге, что «мы до сих пор не до конца поняли, кто мы такие» (Украина – не Россия. М., 2003. С.23-24).

Во времена же присоединения южнорусских земель в XVII столетии к Московскому государству, как он сам утверждает:

свободолюбивые украинцы Богдановой державы считали и называли себя рускими (или «руськими»), и православный московский царь не воспринимался ими как чужой.

Если это так, а это, действительно, так, то можно ли вообще говорить о том, что тогда существовали какие-то «свободолюбивые украинцы»?!

В другом месте своей книги Л. Кучма подчёркивает, что южнорусские деятели вплоть до XIX столетия «считали себя русскими из Малороссии. В их время украинское сознание ещё не пробудилось настолько, чтобы они подчёркнуто считали себя украинцами в России» (С.159).

То есть почти тысячу лет «украинское сознание» всё никак не пробуждалось в среде южнорусского населения, при этом оно считало себя русским, с чем не спорят даже бывшие президенты современной Украины.

Тогда собственно о какой насильственной русификации идёт речь в украинских исторических сочинениях?

Конечной целью политики интеграции, – читаем в одном украинском учебнике, – которую проводили правительства России и Австрии, была ликвидация национальной самобытности украинского народа, уничтожение любых проявлений его сопротивления имперскому управлению.

(Турченко Ф. Г., Мороко В. М. Історія України (кінець XVIII – початок XX ст.) Підрруч. Для 9 кл. загальноосв. Навч. Закл. Київ: Генеза, 2003. С.6).

Ещё более удивительно протягивание современных, а на самом деле ещё советских, границ Украины (УССР) из глубины веков в Российскую Империю. «Чтобы пользоваться богатствами Украины, – утверждает один украинский историк, – и прежде всего её людскими ресурсами, навсегда присоединить украинские территории в состав Российской Империи, необходимо было замкнуть украинцев в мощные тиски российского административного устройства. С этой целью на рубеже XVIII-XIX веков подроссийская Украина была поделена на девять губерний. …Имперское правительство не учитывало географию расселения украинского народа. Значительная часть земель, заселённых преимущественно украинцами, была по живому (!) отрезана от украинских губерний и присоединена к соседним с Украиной русским. Так, за пределами девяти украинских губерний остались громадные районы Кубани, Войска Донского, Воронежской, Курской, Гродненской, Могилёвской губерний и часть Бессарабии, также Холмщина» (Струкевич О. К. Історія України. Підручник для 9-го кл. загальноосвіт. навч. закл. Київ: Грамота, 2009. С.28).

Последнее предложение свидетельствует: украинцев пытаются убедить, что и сегодня в составе Российской Федерации существуют исконно украинские земли. Видимо, подводя своих учеников к мысли о незаконно оккупированных Россией украинских территориях? Образование используется для взращивания шовинистических реваншистских страстей.

Выдумывание «русификации» необходимо для того, чтобы объяснить удивительный феномен в украинской истории – на всем её протяжении с древнейших времен и практически до XX столетия не существует никакого объекта украинской истории. Это зияющее отсутствие необходимо чем-то оправдывать.

И здесь вспоминают старое марксистское определение России как тюрьмы народов (Всесвiтня iсторiя: 1914-1939 // Авт.-упоряд.: Я.М. Бердичевський, Т.В. Ладиченко. Запорiжжя, 1998. С.243), обвиняя Российскую Империю, что она целенаправленно русифицировала украинское население на протяжении всей своей истории.

«Русификацией» украинские историки объясняют практически все события в своей истории.

Уничтожение казацкой государственности, – перечисляют авторы очередного украинского учебного пособия, – введение российских государственных учреждений, русификация значительной части казацкой старшины вывели Украину из средоточия европейских наций. Российское правительство пыталось превратить украинцев в этническую массу без своих лидеров и исторической памяти, неспособную защитить свою культуру, а тем более приумножать и развивать её. Официальный Петербург стремился сделать украинцев «настоящими русскими».

С этой целью их лишили права образования на родном языке… насаждали идею верховенства «русского народного духа». Чтобы в сознании наших предков Отчизна не воспринималась как что-то целостное и отдельное от России, бывшие украинские регионы получили названия: «Западная Россия», «Юго-Западная Россия», «Южная Россия», или «Новороссия» (Струкевич О. К. Історія України. Підручник для 9-го кл. загальноосвіт. навч. закл. Київ: Грамота, 2009. С.34).

Но реальное отсутствие в Новороссии, на западной или юго-западной территории Российской Империи неких «украинских регионов» вовсе не объясняется «насильственной русификацией».

Во-первых, надо для начала найти саму «насильственную русификацию», какие-то её административные или хотя бы законодательные следы в жизни Российской Империи.

Во-вторых, «украинских регионов» не было в наличии и до присоединения малорусских земель к Московскому государству в середине XVII столетия. Их не было и в Речи Посполитой.

В польском государстве, например, существовало Русское воеводство (около 1434-1772), как административно-территориальная единица с центром во Львове, и существовал «воевода русский» (1434-1794), управлявший этими русскими землями. А другие малорусские земли входили в так называемую Малопольскую провинцию.

Так что территорию современного государственного образования Украина называли либо Малой Польшей, либо Малой Русью.

Источник

Русификация (политика)

Русифика́ция — комплекс мер, осуществляемых официальными властями, направленных на обрусение жителей какой-либо территории, а также и сам процесс такового обрусения — как в языковом, так и в культурно-религиозном плане.

Как целенаправленная языковая и историографическая политика на подконтрольных территориях русификация получила распространение в XIX веке и продолжилась позже. В разных регионах русификация проходила и проходит по-разному и имеет разные по глубине и продолжительности последствия. Из неудачных попыток наибольшую известность получили в целом непродолжительные русификация Польши и русификация Финляндии.

Русификация может быть и нецеленаправленным результатом глобализации и естественных процессов экономического, демографического, миграционного и образовательного характера, таких как урбанизация, массовое приобщение к образованию, построенному на базе русского языка, литературы и истории. В наибольшей степени такой русификации подвержены малые народы.

Содержание

Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» от 13 марта 1938 г. [3]

Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». 13 марта 1938 г

Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР

«Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей»

Из протокола № 59. Решения Политбюро ЦК ВКП(б) за 25 февраля — 27 марта

п. 166. Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей (постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР).

Утвердить представленный Комиссией тов. Жданова проект постановления

ЦК ВКП(б) и СНК СССР (см. приложение).

Приложение к п. 166 пр. ПБ № 59 Об

Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей

Постановление НК ВКП(61 и СНК Союза ССР

Центральный комитет ВКП(б) и СНК Союза ССР устанавливают, что преподавание русского языка в школах национальных республик и областей поставлено неудовлетворительно. Одной из основных причин такого положения в деле изучения русского языка явилась подрывная работа контрреволюционных троцкисткобухаринских и буржуазно-националистических элементов, пролезших в отдельные звенья партийного, советского аппарата и в органы народного образования, направленная к тому, чтобы сорвать проведение ленинско-сталинской национальной политики и подорвать братское единство народов СССР с русским народом.

Необходимость преподавания русского языка как предмета изучения в школах национальных республик и областей диктуется тремя основными мотивами:

Во-первых, в условиях многонационального государства, каковым является СССР, знание русского языка должно явиться мощным средством связи и общения между народами СССР, способствующим их дальнейшему хозяйственному и культурному росту.

Во-вторых, овладение русским языком способствует дальнейшему усовершенствованию национальных кадров в области научных и технических познаний.

В-третьих, знание русского языка обеспечивает необходимые условия для успешного несения всеми гражданами СССР воинской службы в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии и Военно-морского флота.

Центральный комитет ВКП(б) и СНК Союза ССР постановляют:

1. Ввести преподавание русского языка как предмета изучения в школах национальных республик и областей с 1 сентября 1938 г., предложив ЦК нацкомпартий и СНК республик обеспечить издание соответствующих законов.

2. Изучение русского языка во всех нерусских начальных школах ввести со 2-го класса и во всех неполных средних и средних школах — с 3-го класса обучения.

Учитывая наличие большого числа неполных средних и средних школ в Грузинской ССР, разрешить ЦК компартий Грузии ввести изучение русского языка с 3-х классов начальных школ.

3. Определить следующий объем знаний по русскому языку для учащихся начальных, неполных средних и средних нерусских школ:

а) учащиеся, оканчивающие начальную школу (4 класса), должны получить запас русских слов, позволяющий им понимать простую разговорную речь, излагать на русском языке знакомые им явления из окружающей жизни, владеть элементарными навыками чтения и письма по-русски;

б) учащиеся, оканчивающие неполную среднюю школу (7 классов), должны уметь свободно и правильно выражать на русском языке свои мысли как устно, так и письменно, иметь навыки самостоятельного пользования книгой, соответствующей их возрасту, получить знание основ русской грамматики и синтаксиса и на некоторых примерах получить знакомство с русской литературой;

в) учащиеся, оканчивающие среднюю школу (10 классов), должны знать основные законы и правила русского языка, уметь свободно читать, т.е. понимать художественную и научную литературу и передавать устно и излагать письменно содержание прочитанного, а также свои мысли правильным русским языком.

4. Внести изменения в действующие учебные планы начальных, неполных средних и средних нерусских школ, отведя в них на изучение русского языка в учебную неделю:

а) в начальных школах:

б) в неполных средних и средних школах:

5. Поручить наркомпросам союзных и автономных республик, в соответствии с задачами изучения русского языка и новым учебным планом, в 2-месячный срок пересмотреть существующие программы по русскому языку для нерусских школ, не допуская перегрузки программ учебным материалом.

Предусмотреть в программах по русскому языку для V-VII классов изучение, в порядке литературного чтения, лучших образцов художественной литературы с тем, чтобы начиная с VIII класса приступить к изучению систематического курса русской литературы, выделив в этих целях из общего количества часов, отводимых на русский язык в VIII, IX и X классах, по 2 часа в неделю.

6. Предложить наркомпросам союзных республик составить и издать к началу 1938—1939 учебного года букварь, книги для чтения, учебники по грамматике русского языка, учитывая особенности изучения русского языка отдельными национальностями (учет особенностей родной речи, учет местной действительности и т.п.).

По автономным республикам и областям РСФСР учебники должны быть составлены в тот же срок наркомпросами автономных республик с помощью Наркомпроса РСФСР и с последующим рассмотрением и утверждением в Наркомпросе РСФСР.

Обязать Наркомпрос РСФСР разослать наркомпросам союзных республик для использования в качестве вспомогательного материала все учебники, учебные пособия, книги для чтения и методические руководства по русскому языку.

В целях оказания помощи учащимся в успешном изучении ими русского языка обязать наркомпросы союзных республик издать необходимые учебно-наглядные пособия (орфографические таблицы, картины по развитию речи), русско-национальные словари, серию художественной детской литературы на русском языке для классного и внеклассного чтения учащихся.

7. Установить, как правило, что преподавание русского языка в начальных школах должно вестись учителями, владеющими родным языком учащихся.

8. Предложить ЦК нацкомпартий, крайкомам и обкомам автономных республик и областей, СНК национальных республик и областным исполкомам автономных областей немедленно организовать подготовку учителей русского языка на краткосрочных курсах в количестве, обеспечивающем школы преподавателями русского языка, а также организовать в период летних каникул массовую переподготовку наличного состава учителей русского языка и обучение русскому языку местных национальных учительских кадров, в настоящее время им не владеющих.

Обязать Наркомпрос РСФСР выделить в помощь союзным и автономным республикам и областям для проведения курсов по переподготовке кадров учителей по русскому языку в летнее время 150—200 чел. квалифицированных методистов-преподавателей русского языка, распределив их по республикам по договоренности Наркомпроса РСФСР с соответствующими наркомпросами союзных и автономных республик.

Обязать наркомпросы союзных и автономных республик обеспечить правильный отбор лиц, оканчивающих краткосрочные курсы и допускаемых в качестве учителей русского языка в школы национальных республик и областей.

9. Обязать Наркомпрос РСФСР направить в 1938 г. на постоянную работу в 5-е, 6-е, 7-е, 8-е, 9-е и 10-е классы неполных средних и средних школ Киргизской, Узбекской, Таджикской, Казахской, Туркменской ССР и автономных республик и областей РСФСР учителей русского языка.

Предложить Наркомпросам Киргизской, Узбекской, Таджикской, Казахской, Туркменской ССР, а также наркомпросам автономных республик и областей представить в Наркомпрос РСФСР к 1 апреля 1938 г. свои заявки о потребном числе учителей русского языка.

Обязать Наркомпрос РСФСР направить учителей русского языка в национальные республики и области преимущественно из смежных областей РСФСР.

10. Предложить ЦК нацкомпартий, крайкомам и обкомам автономных республик и областей, СНК союзных и автономных республик и облисполкомам автономных областей, а также наркомпросам союзных и автономных республик ввести с 1 сентября 1938 г. обязательное изучение русского языка во всех педагогических училищах, пединститутах и университетах, в 2-месячный срок пересмотрев их учебные планы и программы, с тем чтобы лица, оканчивающие педагогические учебные заведения, хорошо владели русским языком.

11. Обязать Наркомрос РСФСР оказать необходимую помощь Азербайджанской, Армянской, Туркменской, Узбекской, Таджикской, Казахской и Киргизской союзным республикам, а также автономным республикам и областям РСФСР в укомплектовании до 1 сентября 1938 г. национальных педагогических училищ, пединститутов и университетов квалифицированными преподавателями русского языка, обязав наркомпросы этих республик и областей представить Наркомпросу РСФСР к 1 апреля необходимые заявки.

12. Предложить наркомпросам союзных республик по примеру Грузинской ССР создать с осени 1938 г. при местных учительских пединститутах и университетах аспирантуру для подготовки из национальных кадров научных работников в области русского языка, а при университетах — 3-годичные отделения русского языка и литературы.

13. Обязать Наркомпрос РСФСР оказать необходимую помощь наркомпросам союзных и автономных республик в пересмотре учебных программ, разработке методик преподавания русского языка и литературы, составлении учебников, направив для этой цели в Туркменскую, Узбекскую, Таджикскую, Казахскую и Киргизскую союзные республики, а также в отдельные автономные республики и области РСФСР не позднее 15 апреля с.г. квалифицированных методистов и учителей русского языка.

14. Предложить ЦК нацкомпартий, крайкомам и обкомам автономных республик и областей, СНК союзных и автономных республик и облисполкомам автономных областей организовать постоянный контроль и проверку за постановкой преподавания русского языка в нерусских школах национальных республик и областей.

15. ЦК ВКП(б) и СНК СССР обязывают ЦК нацкомпартий, крайкомы и обкомы автономных республик и областей, СНК союзных и автономных республик и облисполкомы автономных областей в месячный срок сообщить в ЦК ВКП(б) о проведенных мероприятиях в осуществление данного решения.

16. Предложить СНК СССР в месячный срок рассмотреть по представлению совнаркомов союзных и автономных республик вопрос об отпуске потребных средств, необходимых для проведения мероприятий по подготовке и переподготовке учителей русского языка для нерусских школ.

ЦК ВКП(б) и СНК СССР обязывают партийные и советские организации уделить должное внимание постановке преподавателей русского языка в национальных школах, разоблачая и в корне пресекая буржуазно-националистические тенденции к подрыву преподавания русского языка в школах.

Вместе с тем ЦК ВКП(б) и СНК СССР подчеркивает, что родной язык является основой преподавания в школах национальных республик и областей, что исключения из этого правила, имеющие место в некоторых автономных республиках РСФСР, могут носить лишь временный характер и что тенденция к превращению русского языка из предмета изучения в язык преподавания, и тем самым к ущемлению родного языка, является вредной и неправильной1.

Секретарь Центрального гомитета ВКП(б) И. Сталин.

РГАСПИ. Ф. 17. On. 3. Д. 997. Л. 103-107.

‘См. документы № 125, 135, 139, 144, 159, 161-163, 167, 175, 177, 197.

Методы русификации

Что такое политика русификации. Смотреть фото Что такое политика русификации. Смотреть картинку Что такое политика русификации. Картинка про Что такое политика русификации. Фото Что такое политика русификации

Что такое политика русификации. Смотреть фото Что такое политика русификации. Смотреть картинку Что такое политика русификации. Картинка про Что такое политика русификации. Фото Что такое политика русификации

Что такое политика русификации. Смотреть фото Что такое политика русификации. Смотреть картинку Что такое политика русификации. Картинка про Что такое политика русификации. Фото Что такое политика русификации

Примеры русификации

Русификация Белоруссии

Русификация Казахстана

Основная причина русификации в Казахской ССР связана с изменением национального состава, которая выразилась в резком снижении процента коренного населения, на которое повлияли следующие факторы:

В 1959 году казахи составляли около 30 % всего населения республики, к 1962 году удельный вес казахов упал до 28,9 % (славянские народы — 57 %). Именно в это время политика ассимиляции населения страны достигла своего пика. В результате переселения славянских народов (в основном это были русские) вплоть до 1996 года казахи были этническим меньшинством в республике (Казахская ССР была единственной союзной республикой СССР, титульная нация которой стала меньшинством [9] ), русский язык стал языком большинства населения, а владение им стало жестко обусловленной необходимостью. Западные авторы [кто?] называли переселение русских в национальные республики «колонизацией». Латвийский публицист Бруно Калныньш писал: «Задача этой колонизации — русификация, в результате которой коренное население превратится в национальное меньшинство». [19]

Практически всё высшее образование Казахской ССР было русифицировано, это коснулось и значительной части начального и среднего образования. 13.03.1938 года вышло постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей», а в 1979 году изучение русского языка стало обязательным и в дошкольных учреждениях. В 1955 году преподавание казахского языка в русскоязычных школах страны было отменено (Указ Совета Министров Казахской ССР от 4 июня 1955 года «Об освобождении от обязательного изучения казахского языка в русских школах»).

В 1957 году Совет Министров Казахской ССР принял постановление «Об обязательном изучении родного языка учащимися казахами, обучающимися в школах, где преподавание ведется на русском языке». Согласно Постановлению казахский язык должен был изучаться в поклассных группах при наличии в каждом из классов не менее 10 учащихся, изучающих казахский язык (в тех случаях, когда в классе оказывалось менее 10 таких учащихся, нужно было создавать группы из учащихся 2 — 4 и отдельно 5 — 7 классов с количеством учащихся в каждой группе не менее 10 человек).

Однако, в некоторых школах на тот период уроков казахского языка практически не было (субъективное мнение автора текста в источнике касается исключительно одной школы №62 г. Алма-Аты).

В целом упорядоченное преподавание казахского языка в школах велось, но имело скорее формальный подход:

Даже во времена СССР курс казахского языка был более упорядоченным, хотя его преподавание велось формально. —

В период (1950—1970 годы) число казахских школ сократилось с 3 891 до 2 577, тогда как число русских школ с преподаванием на русском языке увеличилось на 1,5 тыс.. В 1989/90 учебном году 49 % общеобразовательных школ Министерства народного образования Казахстана, где училось 67 % учащихся, вели обучение на русском языке, а 32 % школ — на казахском языке.

Русификация Украины

Русификация Польши

Политика Российской империи в XIX — начале XX века в отношении царства Польского, направленная на ликвидацию его автономии, интеграцию польских территорий в состав Российской империи, распространение русского языка и культуры и вытеснение польского языка и польской национальной культуры, прежде всего, в административной и образовательной сферах. Наибольший размах политика русификации Польши приобрела после подавления Январского восстания 1863 г. и, особенно, в последние десятилетия XIX века.

Русификация Финляндии

Политика Российской империи в отношении Великого княжества Финляндского в конце XIX — начале XX века, направленная на постепенную ликвидацию автономии Финляндии, её интеграцию в состав империи и введение на её территории законов империи.

Русификация народов РСФСР

Секретарь Тюменского обкома ВКП (б) Чубаров в марте 1948 г. в докладной записке А. А. Жданову отмечал плачевное состояние с обучением детей ханты и манси: ежегодно происходит значительный отсев учащихся из начальной школы, а обучение в 5–7 классах продолжают единицы.

Минпрос РСФСР, отмечал Чубаров, «рассматривает народности Крайнего Севера нашей области как вполне сложившиеся национальности, имеющие единый литературный язык и свою письменную литературу».

На самом же деле, утверждал секретарь обкома, каждая из народностей имеет ряд языковых диалектов, а внутри этих диалектов имеются различные говоры или наречия, а часть граждан, считающих себя по национальности ханты или манси, «в действительности не владеют ни тем, ни другим языком, разговаривая только на русском».

Попытки создать «единый литературный хантыйский язык» в 1940 г. ни к чему не привели.

По своему словарному запасу эти языки, подчёркивал Чубаров, крайне бедны, собственной письменной литературы на этих языках нет, тем более что в национальных округах чрезвычайно мало школ с национально однородным составом учащихся, поэтому «невозможно вести обучение на каком-либо одном из северных языков».

В связи с этим Чубаров внёс предложение: во всех школах Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов обучение вести на русском языке, исключив со второго года обучения родной язык как предмет.

В 7-летних и средних школах детям северных народностей предлагалось создать национальные по составу классы, в которых бы обучение велось на русском языке. [21]

Достаточно красноречивым примером может служить обращение секретаря Марийского обкома ВКП (б) Ларионова к секретарю ЦК М. А. Суслову с предложением вести обучение детей мари русскому языку со второго полугодия первого года по 2 часа в неделю за счёт родного языка, а также увеличить количество часов на русский язык за счёт часов по иностранному языку.

В конце 1940-х гг. по заданию ЦК ВКП (б) была проведена проверка национальных школ автономных республик РСФСР. В результате было установлено, что «средняя школа с 1 по 10 класс включительно полностью работает на родном языке только в Татарской автономной республике», а отдельные предметы в небольшом числе школ преподаются в 8–10 классах на родном языке также в Чувашской и Башкирской АССР. Преподавание же русского языка в школах автономных республик было признано неудовлетворительным.

Поступившие в отдел пропаганды и агитации предложения сводились к признанию необходимости создания с 1949/50 уч. г. специальных отделений по подготовке преподавателей русского языка и литературы в национальных школах, решительному увеличению числа часов на изучение русского языка в национальных школах, перенесению начала изучения русского языка на более ранние сроки. Увеличение часов на обучение русскому языку планировалось осуществить за счёт сокращения количества часов по иностранному языку и родной литературе, поскольку «в большинстве республик литература возникла после Октябрьской революции, невелика по количеству произведений».

Постановление ЦК ВКП (б) «О мерах улучшения преподавания русского языка в школах автономных республик и областей РСФСР» предусматривало увеличение часов на изучение русского языка в национальных школах с 549 до 1 590 часов (в 3 раза), создание во всех национальных педагогических и учительских институтах отделений для подготовки преподавателей русского языка в национальных школах, расширение изданий специальной детской литературы на русском языке для 1–4 и 5–7 классов национальных школ13. [21]

Данные ЦСУ достаточно красноречиво свидетельствовали о сокращении удельного веса численности детей, обучающихся на своем родном языке, за счет уве- личения удельного веса учащихся, обучающихся на русском языке (табл. 1).

Количество учащихся, обучающихся на родном и русском языках по республикам СССР, %

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *