Историю создания «Половецких плясок» Бородина, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Потому как «Половецкие пляски» является балетным фрагментом из второго действия оперы « Князь Игорь », то, само собой разумеется, что истории создания этих произведений неразделимы.
Затем в начале зимы получив должность ассистента профессора в Медико-хирургической академии, Александр Порфирьевич стал читать лекции по неорганической химии. Однако, несмотря на сильную занятость педагогической работой, он не оставлял своё увлечение композицией. Прежде он сочинял небольшие камерные произведения, а в 1865 году написал свою первую симфонию.
Александр Порфирьевич подошёл к созданию произведения с большой ответственностью. Он как настоящий учёный сначала занялся кропотливой исследовательской работой: перечитал много исторической литературы, побывал в древнем Путивле, а также тщательно изучил фольклорный музыкальный материал. К большому сожалению, из-за чрезмерной занятости Бородина педагогической и научной работой, создание «Князя Игоря» растянулось на долгие годы, так как он мог заниматься сочинением музыки лишь в выходные дни и во время отпуска. По воспоминаниям современников композитора вышеупомянутую балетную сцену «Половецкие пляски» он сочинил в летние месяцы 1875 года, когда вместе с супругой отдыхал в Москве. Вернувшись в Петербург, Бородин продемонстрировав этот фрагмент из оперы своим музыкальным друзьям и получил восхитительные отзывы.
Восемнадцать лет Александр Порфирьевич писал оперу «Князь Игорь», однако из-за скоропостижной смерти полностью завершить её так и не смог. После кончины композитора его друзья Николай Андреевич Римский-Корсаков и Александр Константинович Глазунов восстановили и оркестровали недостающие сцены оперы. Премьерный показ спектакля успешно прошёл в конце октября 1890 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что «Половецкие пляски» для премьеры поставил талантливый балетмейстер Лев Иванов. Хореография безудержной пляски диких воинов произвела на зрителей ошеломляющее впечатление.
Интересные факты
Содержание «Половецких плясок»
«Половецкие пляски». Эту завершающую второй акт оперы «Князь Игорь» вокально-симфоническую и хореографическую сцену композитор посвятил миру Востока.
Её контрастно-составную форму условно можно разделить на четыре раздела, в которых живописно отображена яркая красочность, стихийная сила, жгучий темперамент и в то же время изящная грация самобытных восточных образов. Эта своеобразная сюита основана на полярном сопоставлении контрастных тем: лирического танца девушек – невольниц, неистовой мужской пляски, величественного прославляющего хора и стремительной пляски юных половцев.
Вслед за вступлением, включающим в себя всего четырнадцать тактов, следует хор невольниц «Улетай на крыльях ветра», в котором девушки, вспоминая свою далёкую родину, рисуют образ безграничного раздолья. Насыщенный восточными интонациями пластичный распевный мотив, дублируемый партией гобоя, начинается с взлётного хода на квинту, а затем спокойно льётся на фоне синкопированного остинатного ритма, постепенно охватывая октавный диапазон. Эта поэтичная песня, сопровождаемая грациозным танцем, структурно подразделяется на три части. Главную мелодическую линию в среднем разделе, начинающемся со слов «Там, под знойным небом», композитор перенёс в партию альтовых голосов, а в оркестре соло гобоя эстафетно переходит к английскому рожку. В третьей последней части хора основная тема вновь передаётся сопрано, а альты исполняют теперь лишь подголоски.
Первая зажигательная тема мужской пляски основана на вихревом стремительном кружении мелких длительностей. Изначально она звучит в исполнении кларнета, а затем через восемь тактов передаётся флейтам. В то же самое время в музыкальную ткань вплетается вторая тема, которая по своему характеру отличается напевностью и размеренностью. Стоит отметить, что она особо выделена в кульминационном разделе, так как ярко и торжествующе звучит в исполнении медных инструментов.
После лихой «лезгинки» в сопровождении хора начинается общая пляска, которую композитор заключил в трехчастную форму. Тональность фрагмента Ре мажор, авторское темповое указание – Allegro. Раздел открывает четырёхтактовое вступление группы ударных инструментов, которые при нарастающей динамике от пианиссимо до фортиссимо имитируют звучание бубнов и этнических барабанов. Далее возгласами «Пойте песни славы хану!» октавным унисоном вступает мужской и женский хор. Изначально оркестр вторит хору, а затем нисходящим хроматическим ходом раскрашивает музыку в восточный колорит. Между мужским и женским хором начинается диалоговая перекличка, после которой вновь звучит первоначальный музыкальный материал. Следующая средняя часть хора по своему характеру контрастна первой. Здесь в исполнении женской группы хора звучит нежная полная неги мелодия, на которую накладывается обращённые к Игорю сольные реплики хана Кончака. Третий раздел практически повторяет первую часть, исключение составляет небольшое тональное отклонение и прибавленное небольшое заключение.
«Половецкие пляски» — балетный фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» русского композитора А. П. Бородина.
По фортепианному клавиру Александра Порфирьевича Бородина Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Лядов оркестровали сюиту «половецких танцев» второго акта, которая приобрела огромную популярность.
Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.
Содержание
Содержание балетного акта
Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым.
Хан Кончак предлагает пленённому князю Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на него меча. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их.
Начинается сцена «Половецкие пляски». Сначала танцуют и поют девушки (хор «Улетай на крыльях ветра»). Хореографическое действие поставлено на удивительные по красоте и мелодичности арии половецкой девушки и Кончаковны.
Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.
Балетный фрагмент «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» стал отдельным балетным спектаклем на 15 минут.
В опере он идёт в начале и в конце второго акта.
Улетай на крыльях ветра Ты в край родной, родная песня наша, Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою. Там, под знойным небом, негой воздух полон, Где под говор моря дремлют горы в облаках. Там так ярко солнце светит, Родные горы светом заливая, В долинах пышно розы расцветают, И соловьи поют в лесах зелёных; И сладкий виноград растёт. Там тебе привольней, песня… Ты туда и улетай!
Постановки
Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в Мариинском театре.
Постановка Голейзовского
Смешение стилей Касьян Ярославович объясняет тем, что племена постепенно вливались в половецкие орды, срастались с ними. Такое явление имело влияние на образование своеобразных плясовых приёмов половцев.
Балет ставился Голейзовским по партитуре. Каждый рисунок строился в согласовании с ритмом, мелодией и тембром оркестровых красок. У Бородина восток в музыке подлинный, стихийный.
Постановка Фокина
5 ноября 1914 года Михаил Фокин создал свою хореографическую версию «Половецких плясок» в дягилевских русских сезонах, премьера прошла в театре «Шатле», Париж. С декорациями Н. К. Рериха, дирижёр Э. А. Купер; роли исполняли — А. Р. Больм, Е. А. Смирнова, С. В. Фёдорова (Фёдорова 2-я) [3]
Вера Красовская писала о том, как Фокин воплотил в танце свои хореографические фантазии и убедительно раскрыл музыкальные образы:
«Свирепые на вид, с перепачканными копотью и грязью лицами, их сборище больше напоминало логовище диких зверей, чем человеческий стан… Пленительно-прекрасный, полный истомы волнообразный танец девушек, сметает бешеная вихревая пляска половцев, которые мчатся, взвиваясь в воздух. Занавес опускался в момент полного разгула и безумия пляски». [4]
С октября 2008 года Андрис Лиепа готовил программу к столетнему юбилею дягилевских «Русских сезонов» с труппой Кремлевского дворца.
«В 1906 году — Дягилев вывез во Францию „Выставку Русского портрета“, 1907 год — стал музыкальным сезоном, когда впервые выехали Скрябин, Римский-Корсаков и Фёдор Шаляпин. А в сезоне 1908/1909 появился балет, покоривший всю европейскую публику, и с этого началось торжественное шествие русской культуры по Западной Европе. Я считаю, „Русские сезоны. XXI век“ — это продолжение того триумфального шествия русского искусства, начатого когда-то Сергеем Дягилевым. Влияние, которое дягилевские сезоны оказали на развитие европейского искусства в целом, переоценить просто невозможно». — А. М. Лиепа [7]
Музыка
Запись музыки
Аранжировка музыки Бородина
Популярную мелодию исполняют многие известные современные музыканты и джазмены в собственной аранжировке: французский пианист Ричард Клайдерман, российский саксофонист Алексей Козлов.
Опера, которую написал ученый-химик, никогда не учившийся в консерватории.
Опера, которая много лет с успехом идет на сценах мировых театров.
Изумительные по красоте, ослепительно красочные сцены половецких плясок, восточное буйство красок и темпераментов всегда производили неизгладимое впечатление на зрителей, передавая им бурную энергетику музыки и заряжая феерическими эмоциями.
Смотрите восточные танцы девушек, дикую зажигательную лезгинку и стремительный вихрь общего танца в финале.
По сюжету Князь Игорь попадает в плен к половцам (сейчас это татары). Половецкий хан, стараясь расположить к себе русского князя, развлекает его танцами своих невольниц и воинов.
По сути Половецкие пляски это балетный эпизод в опере. Это не очень типично и так как это все же опера, танцы кроме оркестра иногда сопровождает хор. Например, во время танца невольниц хор поет знаменитую мелодию «Улетай на крыльях ветра».
Эта удивительная по красоте мелодия вышла далеко за пределы классической музыки и активно используется современными музыкантами и шоуменами. Например, на открытиии Олимпийских игр в Сочи. Там ее исполняла Евгения Сотникова:
В 1997 году рэпер Ворен Джи из Америки и оперная дива Сиссель из Норвегии записали совместный проект Prince Igor. Хит-парады радиостанций довольно часто объявляли эту песню в победителях. Вариация хорового номера девушек там была исполнена как припев.
В 2009 группа Ария выпустила песню «Поле битвы». В сингле присутствует хоровой эпизод «На крыльях ветра».
Американский мультсериал «Симпсоны» использовал в 12 серии 18 сезона (на 15:43) музыкальный инструментальный фрагмент «На крыльях ветра».
И многие другие музыканты исполняли свои каверы на музыку Половецких плясок, в том числе и некоторые конкурсанты шоу Голос.
А вот джазовая версия саксофониста Алексея Козлова:
Автор оперы «Князь Игорь», имея такие русские ФИО, на самом деле являлся наполовину грузином. Александр Порфирьевич Бородин был незаконнорожденным сыном имеретинского князя Гедианова (Гедеванишвили), записанным как сын его крепостного слуги по фамилии Бородин.
Так ученый-химик, грузин наполовину, благодаря Половецким пляскам прославился на весь мир как автор русской оперы.
Лига Оркестровой Музыки
247 постов 1.3K подписчика
Правила сообщества
1.Не делайте то, что запрещено правилами Пикабу.
2.Не заливать посты не по теме Лиги.
3.Чистое звучание произведений.
В декабре поеду смотреть шедевр в Мариинский театр.
Обалдеть. История создания не хуже самой оперы. Экранизировать бы
В рэп композиции еще были некоторые русскоязычные слова, которые не печатают в центральных газетах.
Улетай на крыльях ветра
Улетай на крыльях ветра
Хип-хоп под барочную музыку
Но самое сильное впечатление на публику произвела последняя её часть, когда на сцену вышла команда из 29 хип-хоперов и устроила баттл под музыку «Танца дикарей» Рамо (ролик в самом конце).
Но хип-хоперские пляски под старинную музыку были придуманы не ради хайпа. Чтобы понять идею, нужно кое-что объяснить.
Что же такое «Танец дикарей»?
Это один из хитов французской барочной музыки. Написал его Жан Филипп Рамо, современник Баха.
«Танец дикарей» существует в двух авторских вариантах: в виде пьесы для клавесина и как часть оперы-балета «Галантные Индии».
Вот так он звучит в первоначальной версии в исполнении хоть и необутого, но очень известного французского клавесиниста Жана Рондо:
А вот так эти «Дикари» выглядят в оркестровом варианте. Ролик очень забавный благодаря комическому таланту колоритной дамы из оркестра, играющей на тамбурине:
Имеются в виду американские индейцы. Как известно, французы ещё с 16 века начали колонизацию Северной Америки и увидели там много удивительного. Прежде всего, людей, не затронутых цивилизацией.
И последний вопрос: какие «Индии» и почему они «галантные»?
«Индиями» во Франции называли все неевропейские страны, в глазах французов они были окружены ореолом экзотики.
А галантные потому, что дикари в сюжете этой оперы проявляют чудеса благородства в амурных ситуациях.
Мораль всех этих историй примерно такая:
Для эпохи Просвещения, принимавшей рабство как норму, это было очень важное достижение. Но сейчас, в наше время оголтелой толерантности, да ещё в Париже, где французы уже мало похожи сами на себя, такой оперный месседж как-то не очень свеж, мягко говоря.
Поэтому в Париже переориентировали смыслы этой оперы на ситуацию с европейскими мигрантами. Режиссёр-постановщик оперы Клеман Когиторе высказался по этому поводу примерно в так: «Индии теперь не за дальними морями, а через квартал от вас».
Никогда не догадаетесь, о чём поют здесь солисты и хор: они прославляют мирные леса и мирные сердца, в которых нет места разрушительным желаниям. Но сила и агрессия этих танцев выворачивает наизнанку все смыслы оперы про добрых и чистых сердцем туземцев.
Это Глюк
То, как мы видим общую картину классической музыки сегодня, довольно сильно отличается от того, как всё выглядело на самом деле в далёкой исторической реальности. Статус великих и гениальных композиторов имели совсем не те, кого мы сегодня так называем.
К примеру, в 18 веке «великим Бахом» был не Иоганн Себастьян, а его сын Карл Филипп Эммануил.
Имя Моцарта тоже не сияло так ослепительно, как сейчас. В его эпоху главным оперным гением европейского масштаба считался
Кристоф Виллибальд Глюк.
И не только считался, он им и был!
И именно благодаря Глюку в балете сейчас есть сюжет, а в опере музыка прямо выражает человеческие эмоции, и певцы там не только поют, но и играют свои сценические роли.
Глюк был сыном лесника, но продолжать семейное дело не хотел, и в 15 лет, поссорившись с отцом, ушёл из дома. Он хотел быть музыкантом.
Пройдя суровую жизненную школу и закалив в разнообразных испытаниях свой на редкость твёрдый характер, к сорока годам Глюк уже был в статусе прославленного оперного композитора, работы которого имели грандиозный успех.
Имя Глюка было у всех на устах, и к концу жизни Глюк был уже очень богат и знаменит на всю Европу не только как музыкант, но и как идеолог нового искусства.
Неплохой жизненный финал для сына лесника!
Но как же преходяща человеческая слава. Нет, Глюк с годами не был забыт, но столетия спустя он стал кем-то вроде «свадебного генерала» на празднике классической музыки. Все вроде бы в курсе, что человек заслуженный, но в топе самых исполняемых композиторов его нет.
Вот пара известных фрагментов из Глюка, которые непременно стоит послушать, чтобы получить о нём хотя бы самое общее представление.
И невероятно нежная и красивая Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».
Она хотела петь, и она пела, остальное неважно.
Знакомьтесь, Флоренс Фостер Дженкинс!
Современники и потомки называли ее самой ужасной оперной певицей всех времен и народов. Критики писали, что эта певица полностью лишена таланта, голоса, чувства ритма, музыкального слуха, дикции, контроля дыхания, владения голосом и даже хоть сколько-нибудь приятного тембра, и современный слушатель полностью согласится с ними – от Дженкинс остались записи, вполне доступные на YouTube, и они звучат как жестокая пародия на оперное искусство.
(Осторожно, уши могут закровоточить!)
Сама же Флоренс до самой своей смерти искренне верила, что она – величайшая оперная певица в мире, а смех в зрительных залах на ее концертах и критика в прессе – не более чем нападки со стороны злобных завистников ее божественного сопрано.
Свою певческую карьеру Флоренс начала лишь в 40-50 лет. После смерти своих родителей она получила в наследство приличное состояние, которое помогало ей поначалу финансировать свои выступления.
Постепенно она стала не просто знаменитостью, она превратилась в легенду. Репертуар Дженкинс состоял из произведений Моцарта, Верди, Штрауса и романсов Брамса, которые находились далеко за пределами ее технических возможностей. По воспоминаниям очевидцев, даже ее бессменный аккомпаниатор Косме Макмун вынужден был порой корчить рожи за спиной Флоренс, чтобы удержаться от смеха.
Флоренс любила сложные костюмы, которые придумывала сама, и часто выходила на сцену в образе ‘»Ангела вдохновения», в изысканном шелковом платье с картонными крыльями за спиной, что, может, и пошло бы юной стройной девочке, но на корпулентной немолодой даме создавало дополнительный комический эффект. В общем, публика валом валила на ее концерты.
Апофеозом ее карьеры стало выступление в Карнеги-холле в 1944 году (Флоренс было 76 лет!). Места были распроданы за несколько недель вперед, несмотря на военное время, кризис и высокую стоимость билетов. Трудно сказать, чего было больше на этом концерте: аплодисментов или смеха в зале.
Она умерла через месяц, 26 ноября 1944 года. Умерла в общем-то счастливым человеком, ведь она исполнила свою мечту, она хотела петь, и она пела, а остальное, в сущности, неважно.
Александр Бородин. В чем красота Половецких плясок?
Говорят, Толкин был вдохновлен мелодией «Улетай» как раз при написании своих знаменитых эпических книг. Подтвердить это на данный момент не могу, но мелодии «Половецких плясок» — одни из любимейших в мире и в наше время.
«Могучая кучка»
«Могучая кучка» — это содружество композиторов в России, в 19 веке. Годы этого творческого сотрудничества — ориентировочно 1856−1871 (естественно, в таких сферах не может быть точных дат, здесь не бывает оргкомитетов и съездов, только личные отношения и общие интересы, которые впоследствии становятся мировым явлением). Так что в некотором смысле в начале 21 века — юбилей у «кучки».
Большинство участников — классики мировой музыки. Влияние на мировую культуру в целом — неоценимо. Достаточно сказать, что значительная часть французской музыки уже 20 века выросла из «Могучей кучки». «Кучку» еще называли «Пятеркой» — по количеству участников. Главное явление французской музыки 20 века — это так называемая «Шестерка». Так они себя называли в честь русских музыкантов и даже (шутя) распределяли свои роли: Эрик Сати — как Бородин, выдающийся литератор Жан Кокто — как критик Владимир Стасов.
Александр Бородин
«Ах, князь Вы наш, Александр Порфирьевич!» — так могли бы обращаться, наверное, к Бородину. Дело в том, что замечательный ученый химик и гениальный композитор, автор «Князя Игоря» А. Бородин (1833−1887 годы) был по рождению князем. Но — не признанный отцом.
По поводу отца Бородина известно, что звали его Лукой Степановичем Гединовым, он был грузинским князем. Однако — держу перед глазами вполне академическую книжицу о Бородине: там написано, что род восходил к татарскому княжескому роду, связанному с грузинским родственными отношениями. Но — каким бы не был этот род, А. Бородин числился как сын крепостного князя Гедианова — Порфирия Бородина и его жены. Так и числился мальчик в детстве крепостным своего родного отца… И мать была не матерью — записан он был как сын другой женщины, мать свою сначала считал родной теткой.
Вольную родной батюшка дал сыну только перед своей смертью (когда родился Александр, был князь уже немолод — 62 года). Матери удалось уговорить отца дать его крепостному и сыну по совместительству домашнее образование с гувернантками-француженками и немецкими боннами (сам князь предполагал изначально отдать сына в обучение сапожнику). А вот специального музыкального образования не было — игре на флейте мальчик выучился у одного из солдат Семеновского полка. Так что школ-гимназий Александр не заканчивал, что не помешало ему стать знаменитым химиком и великим композитором.
А родную мать выдали замуж — за военврача Клейнеке, впоследствии в новой «образовавшейся» семье тоже родились дети. Александр уже мог расти в родном доме (тоже перед смертью купленном князем), с заботливой мамой, которая делала все, чтобы сын не чувствовал себя ущемленным и всячески способствовала его тяге к наукам и музыке. В 12 лет у Александра дома уже была своя химическая лаборатория — и домашние не только не боялись, а радовались увлечениям мальчика.
С трудом удалось «пристроить» Александра в сословие — записали в купечество. Это позволило ему стать вольнослушателем Медико-хирургической академии. Учился он там у выдающегося химика Н. Зимина, и учился блестяще. К этому времени он стал близким другом великого химика Дмитрия Менделеева.
Бородин становится ординатором военно-сухопутного госпиталя, где знакомится со своим пациентом — офицером Модестом Мусоргским. Вся русская музыка первых двух третей 19 века — это музыка гениальных самоучек, ведь профессиональное образование в России только-только вступило в период своего становления.
В дальнейшем последовала большая заграничная командировка: знаменитый Гейдельбергский университет в Германии, Франция, Италия. В Германии он познакомился со своей будущей женой — Екатериной Протопоповой, поженились они уже в России, через несколько лет.
На родине А. Бородин — профессор-химик, академик Медико-хирургической академии, один из основателей Русского химического общества, открыватель химической реакции, названной в его честь (реакция Бородина-Хунсдикера). Также первым в мире получил в своей лаборатории новое соединение — фтористый бензоил. А заодно стал основателем в России жанров симфонии и квартетов — и это уже касается его музыкальной деятельности. Как можно сочетать деятельность ученого-химика и композитора с мировой известностью — загадка…
Князь Игорь
Эта героико-эпическая опера не сходит со сцен всех мировых театров. Благодаря Бородину весь мир худо-бедно знаком с памятником древнерусской литературы — «Словом о полку Игореве».
Свою знаменитую оперу Бородин писал долго — около 18 лет, даже специально ездил в Путивль (ныне — Украина). Он не успел дописать — умер в 53 года от сердечного приступа, оркестровали часть сцен Лядов, Глазунов и Римский-Корсаков — в том числе и знаменитые «Половецкие пляски».
Половецкие пляски
«Видишь красавиц моих из-за Каспия… Хочешь любую из них я тебе подарю?».
Князь Игорь в плену, в половецком стане. Половцы — тюркоязычные кочевники, против которых князь затеял поход (по общеизвестной легенде). Половцы постоянно нападали на земли Южной Руси, проходили так называемые русско-половецкие войны. А впоследствии — заключались семейные-династические союзы.
Половецкий хан Кончак пытается уговорить князя Игоря стать его союзником. Хан пытается и развлечь князя, предлагая любую из своих красавиц-наложниц. Но Игорь решительно отказывается, несмотря на невероятную красоту девушек (что предполагается, исходя из невероятно красивой музыки) — он сознает свой долг, да и плачет в Путивле его Ярославна.
Князь Игорь отказывается и от свободы. Хан Кончак благородно, даже вполне по-рыцарски предлагает ему свободу в обмен на обещание никогда не поднимать свой меч против половцев. Князь Игорь и против брака своего сына Владимира с Кончаковной — дочерью хана, хотя молодые люди любят друг друга.
Пышное празднество с плясками — одна из красивейших сцен оперы. Дикие, необузданные и стихийные пляски воинов-половцев с нежнейшей песней и танцами половецких девушек давно стали классикой мировой музыки — и самостоятельным театральным произведением.
«Русская музыка о Востоке» — отдельная большая тема. Достаточно сказать, что нигде в мире и никому еще не удавалось так подлинно передавать «восточный колорит» — желающие могут послушать и другие произведения композиторов «Могучей кучки»: «Исламей» Милия Балакирева или «Шехерезаду» Римского-Корсакова. Такое проникновение в «дух Востока» неудивительно по сути, но удивительно по глубине и красоте выражения.
И совсем не случайно то, что музыка Бородина (как и музыка Мусоргского, и позже Прокофьева) широко представлена в поп-культуре 20 века. Половецкие пляски можно услышать в альбоме Хулио Иглесиаса Emocione, в музыке выдающегося американского джазового музыканта Арти Шоу, есть версия хип-хоп варианта (альбом «The Rapsody Overture» рэппера Уоррена Джи, песенка так простенько и называется «Князь Игорь», на музыку из оперы и звучит рэп). Близкий к хип-хопу (трип-хоп) вариант у бристолького коллектива Massive Attack. Звучит музыка Бородина в многочисленных зарубежных телесериалах и даже компьютерных играх.
А в знаменитом американском мюзикле «Кисмет. Музыкальная «Тысяча и одна ночь» практически целиком звучит музыка А. Бородина — там и «Богатырская симфония», и симфонический эскиз «В Средней Азии», и серенада из Маленькой сюиты, и музыка из «Князя Игоря» (не только Половецкие пляски, но даже ария князя Галицкого). Композитором бродвейского мюзикла 1953 года фактически числится великий композитор Александр Бородин.