Что такое помощь определение для детей

ПОМОЩЬ

помощь ж. Содействие в чем-л., в какой-л. деятельности; поддержка.

помощь
ж.
help, assistance, aid; (общественная и т. п.) relief
оказать помощь (дт.) — give* help (i.), help (d.); render assistance (i.)
приходить на помощь (дт.) — come* to the aid (of)
подать руку помощи (дт.) — give* / lend* a helping hand (i.), lend* a hand (i.)
на помощь! — help!
при помощи, с помощью (рд.) — with the help / aid (of), by means (of)
без посторонней помощи — unassisted; single-handed разг.
первая помощь — first aid
скорая помощь — (emergency) first aid
автомобиль скорой помощи — ambulance car
помощь на дому — out relief, home help, home visiting service
техническая помощь — technical aid / assistance, first-aid repair

вызывать скорую помощь — to call (for) an ambulance

запрашивать помощь и поддержку третьего государства — to request aid and assistance from a third state

обращаться за помощь к юристу — to apply for legal aid (assistance); seek legal advice; (консультироваться у юриста тж) to ask the advice of (confer with) a lawyer; consult a lawyer (the law)

обращаться за юридической помощью — to apply for legal aid (assistance)

оказывать помощь — to aid; assist; help; give (lend, render) aid (assistance) (to) ; support; (всемерную) to give every assistance (to) ; (юридическую) to give (smb) legal advice; provide (smb) with legal aid (assistance); render legal aid (assistance) (to) ; (первую медицинскую помощь) to give (smb) first aid; (финансовую помощь) to grant (give, provide, render) financial aid (assistance) (to)

отказываться от юридической помощи — (от защиты адвокатом) to waive legal aid (assistance, defence); (выступать в качестве своего адвоката тж) to act as attorney pro se (as one’s own attorney / counsel / lawyer); conduct one’s own defence; serve one’s own counsel

получать юридическую помощь — to be granted legal aid (assistance)

предоставлять финансовую помощь (в виде субсидий) — to grant (give, provide, render) financial aid (assistance) (in the form of subventions)

без посторонней помощи — unassisted

неоказание помощь — (потерпевшему) failure to render assistance (to a victim)

оказание юридической помощи — provision of legal aid (assistance) (to)

оплата юридической помощи — payment for legal aid (assistance)

средства для оплаты юридической помощи — means to pay for legal aid (assistance)

квалифицированная юридическая помощь — qualified legal aid (assistance)

скорая и неотложная медицинская помощь — ambulance and emergency medical service(s)

Помощь по хозяйству. | Помощь в беде. | Братская, всенародная, дружеская, искренняя, большая помощь. | Помощь не требуется? | Благодарю вас за помощь.

Обратиться за помощью к врачу. | Нужно обратиться к европейским странам за помощью в восстановлении этого региона.

В Лондоне нашлись добрые сердца и руки, готовые оказать помощь.

Он был готов протянуть руку помощи своему другу.

Не раздумывая он пришёл к ней на помощь. | В критический момент они пришли на помощь.

Он немедленно бросился к ней на помощь.

Вызвать скорую помощь.

Материальная помощь. | Помощь бедным, голодающим. | Благотворительная помощь.

Надеть туфли с помощью ложки для обуви. | Кража была совершена при помощи обыкновенного магнита. | Суд надеется доказать его вину с помощью свидетельских показаний.

Источник

Консультация для воспитателей «Как оказывать недирективную помощь детям»

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста – одно из требований ФГОС ДО. Чтобы его выполнить, воспитатели должны поддерживать инициативу и самостоятельность детей в разных видах деятельности и оказывать им недирективную помощь. Готовая анкета для воспитателей выявит, знают ли они, когда дошкольники нуждаются в такой помощи и какие задачи она решает. Методические рекомендации помогут скорректировать их работу с детьми. Что такое недирективная помощь

Недирективная помощь – партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между воспитателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв. Чаще всего она используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.

Понятие недирективной помощи первоначально рассматривалось в контексте недирективной игровой психотерапии, методики которой разработали зарубежные исследователи (В. Экслайн и Г. Л. Лэндратом). Концептуальная основа данного метода – гуманистическая психология К. Роджерса.

В отечественном образовании основные принципы организации недирективной помощи разрабатываются в рамках личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком (Е. В. Бондаревской и др., концепции о субъектной отраженности (А. В. Петровского и др.) и концепции педагогической поддержки (О. С. Газмана)

В каких ситуациях ребенку нужна недирективная помощь

Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя. (слайд 3)

Примеры ситуаций свидетельствуют о том, что недирективная помощь в самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти.

Примеры ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь

Ситуация 1. Коля П. (5,5 лет) пытается построить красивый замок из настольного конструктора, но из-за несформированности конструктивных умений несколько раз терпит неудачу. Это вызывает насмешки нескольких мальчиков, которые рядом строят многоэтажный торговый центр.

Ситуация 2. Алина З. (4 года 2 месяца) стоит неподалеку от играющих в «Поликлинику» девочек и с интересом наблюдает за ними. Воспитатель замечает интерес Алины и предлагает девочкам принять ее в игру. Девочки не слышат обращение взрослого.

Ситуация 3. Боря М. (3,5 года) в ходе самостоятельной деятельности подходит к игровым уголкам берет машинку, несколько раз прокатив по группе, бросает ее около кукольного уголка. Потом садится на стул, начинает рисовать. Через несколько секунд, увидев, что Женя К. взял брошенную им машину и начинает играть, бежит и пытается отнять игрушку.

Воспитатель, который видит подобные ситуации,может задаться вопросом: «Всегда ли надо помогать ребенку?Не приведет ли это к обратному эффекту: росту зависимости от взрослого?». Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, многое зависит от индивидуально-типологических особенностей, предыдущего социального опыта ребенка и самой образовательной ситуации.

Творческая группа преподавателей кафедры дошкольной педагогики МПГУ провела такое анкетирование среди опытных и начинающих воспитателей. Результаты показали, что большинство педагогов уверены, что детям необходимо оказывать поддержку и помощь. При этом, определяя особенности недирективной помощи, они делают акцент на слове «помощь» и оставляют без внимания другую важную характеристику – «недирективная».

Понятие «помощь» воспитатели ассоциируют с педагогическим воздействием и прежде всего с предварительным обучением, передачей знаний, формированием навыков, которые обеспечивают успех ребенка в разных видах деятельности. На вопрос «Когда нужно оказывать недирективную помощь ребенку, она нужна в затруднительных для малыша ситуациях и адаптационный период.

Какие задачи решает воспитатель, когда оказывает недирективную помощь (слайд 11)

Когда воспитатель оказывает недирективную помощь, прежде всего он развивает у ребенка самостоятельность и инициативность.Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно-игровую среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности и возможности партнеров по игре.

Еще одна задача недирективной помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.

Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности.

Какие приемы недирективной помощи и поддержки может использовать воспитатель (слайд 10)

Когда ребенок находится в ситуации эмоционального дискомфорта, воспитатель должен выстраивать с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное отношение к оказанию недирективной помощи и поддержке.

Сначала воспитатель выясняет значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем оказывает дошкольнику эмоциональную поддержку – обсуждает совместно с ним возникшую ситуацию. На следующем этапе воспитатель обучает ребенка способам самостоятельного выхода из ситуации дискомфорта – предлагает поиграть с кем-то еще в группе (возможно, с тем, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта).

Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет. Чтобы поддержать их интерес к игровой деятельности, педагог условно обозначает на «Доске желаний» кто, где и с кем хочет играть. Также можно обогатить предметную среду условными предметами, обсудить с детьми и внести в нее маркеры пространства, макеты, которые они самостоятельно изготовили.

В процессе проигрывания роли воспитатель может создать проблемную ситуацию, обратиться к детям за помощью или организовать неожиданное появление «волшебных многофункциональных предметов» в «Секретной коробке» или «Волшебном сундучке».

Обогатить впечатления детей, которые они потом отразят в игре, поможет эмоциональный рассказ воспитателя или кого-то из дошкольников на тему «Как я играю». После можно предложить детям обсудить с партнерами по игре дальнейшее развитие сюжета и нарисовать его.

Шесть принципов, на которых строится недирективная помощь

1. Принцип диалогичности – совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.

2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.

3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.

4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.

5. Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию.

6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М.Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»

Недирективнаямодель взаимодействия педагога с детьми подразумевает:

• Общение с ребенком как с равноценным партнером.

• Ребенок, как личность равноценен взрослому, но обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями.

представляет детям право выбора, учитывая их интересы и потребности;

уважает в каждом ребенке его право на индивидуальную точку зрения, на самостоятельный выбор;

представляет детям не универсальный образец для подражания, а определенное поле выбора, диапазон принятых в культуре форм поведения. (слайд 12)

Создателем пространства для свободного творчества детей

Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;

формирование мотивации к предстоящей деятельности;

представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.

В течение дня групповых сборов может быть несколько

-1-ый утренний сбор – после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-3-ий – после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня – все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми – карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Консультация для педагогов «Как оказывать недирективную помощь детям?» Консультация для педагогов «Как оказывать недирективную помощь детям?» Что такое недирективная помощь? Недирективная помощь – партнерская.

Консультация для педагогов «Как оказывать педагогическую поддержку детям» Педагогическая поддержка детей Школы раннего развития: условия и приёмы (Консультация для педагогов) В настоящее время всё большее количество.

Консультация для родителей «Как читать детям» Консультация для родителей «Как читать детям». Выполнила: Евдокимова Ирина Николаевна, Воспитатель МБДОУ детский сад №176 г. Ульяновска.

Консультация для родителей «Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок» Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок Давайте вспомним себя в детстве. Наши бабушки и дедушки, мамы и папы постоянно заставляли нас.

Консультация для родителей «Как привить любовь к природе детям» Консультация для родителей на тему «Как привить любовь к природе» В настоящее время огромный интерес к изучению экологических процессов,.

Консультация для воспитателей «Читайте детям стихи» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №57 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ.

Что такое помощь определение для детей. Смотреть фото Что такое помощь определение для детей. Смотреть картинку Что такое помощь определение для детей. Картинка про Что такое помощь определение для детей. Фото Что такое помощь определение для детейКонсультация для воспитателей «Что рассказать детям про улиток» У нас на Кубани часто можно встретить виноградную улитку. Однажды показав детворе на участке несколько виноградных улиток, мне пришлось.

Консультация для воспитателей «Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи» Музыкальное искусство на занятии по развитии речи дошкольников – для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться вместе. У музыки.

Консультация для родителей «Как правильно читать детям» 1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на.

Источник

Что такое помощь? Какая она бывает? И как мы понимаем слово «помощь» в современной реальности?

Что такое помощь определение для детей. Смотреть фото Что такое помощь определение для детей. Смотреть картинку Что такое помощь определение для детей. Картинка про Что такое помощь определение для детей. Фото Что такое помощь определение для детей

Согласно Толковому словарю Ушакова, помощь – это «участие в чьей-нибудь работе, облегчение, содействие кому-нибудь, поддержка». На словах это звучит совсем не плохо, но соответствует ли это значение нашей повседневной жизни, остается вопросом. В целом это личное дело каждого, как относиться к этому слову или процессу. Самым важным является сам факт ее существования и ее реализация.

Двадцать первый век полон сюрпризов во всех сферах жизнедеятельности, начиная от личных проблем человека заканчивая природными катаклизмами, где протянутая рука помощи может спасти тысячи и более жизней, в моменты, когда веры и надежды на спасения нет.

Слово «помощь» достаточно актуально для нашего восприятия, мы часто слышим и используем такие словосочетания как : « медицинская помощь », « скорая помощь », « психологическая помощь », « трудовая и правовая помощь » и т.д. Но гораздо реже среднестатистический житель нашего государства обращал внимание на словосочетание «гуманитарная помощь».

Впервые гуманитарную помощь начали оказывать различные религиозные организации, речь идет о миссионерских обществах, достигших расцвета в Европе и Северной Америке в XVIII и XIX веках. В. XX веке подобные добровольные организации сыграли очень важную роль, как в период между двумя мировыми войнами, так и после Второй мировой войны. В середине двадцатого века отмечался бурный рост числа светских и религиозных организаций, предназначенных для оказания гуманитарной помощи, например Care International, Христианская помощь и Всемирная церковная служба.

Не стоит забывать, что и в нашей современности существует множество подобных организаций и самое интересное и положительное, что этот процесс стал своим родом популярным среди светской публики и знаменитых личностей во многих сферах жизнедеятельности. И конечно необходимо отметить, такую организацию как ООН и его ЮНИСЕФ и международное гуманитарное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (также известного как Международный Красный Крест). К примеру, Всемирная продовольственная программа ООН является крупнейшей в мире гуманитарной организацией по предоставлению чрезвычайной продовольственной помощи. В 2006 году продовольственная помощь была ею оказана 87,8 миллионам человек — в том числе 56 миллионам голодающих детей — в 78 странах. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) направляет свои усилия на удовлетворение потребностей детей в кризисных ситуациях.

Но нельзя и забывать о России, в которой существует целое министерство, чья деятельность также направлена на эти вопросы. Речь идет о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Статистика гуманитарной помощи, оказанной в период с января по июль 2012 года по линиям МЧС России странам ближнего и дальнего зарубежья на двусторонней основе свидетельствует о том, что за этот период было проведено 17 операций, из них: 8 гуманитарных, 1 поисово-спасательная и 8 санитарно-авиационных эвакуаций.

Из всех событий необходимо выделить те, которые нам известны и о которых мы помним. Мир уже достаточно долгое время наблюдает за политическим конфликтом в Сирии. По решению Правительства Российской Федерации (распоряжение ПРФ от 13.06.2012 г. № 972-р) по причине вооруженного конфликта, в Сирию была направлена гуманитарная помощь. В Дамаск вылетело два борта Ил-76 МЧС России с необходимой гуманитарной помощью, расходы на данную операцию составили приблизительно тридцать один миллион рублей.

Крушение нашего самолета в Индонезии у многих до сих пор на устах, трагедия унесла 45 жизней. Поисково-спастельная операция была организована 11 мая 2012 года в Индонезию (г.Джакарта) по причине авиакатастрофы российского самолета Sukhoi Superjet 100. По распоряжению Правительства Российской Федерации (от 4.06.2012 №885-р) в Индонезию были направлены 2 борта Ил-76 МЧС России с группой спасателей, с необходимой спасательной техникой, имуществом и оборудованием, вертолетами Бк-117 и Бо-105, общая численность группировки составляла 61 человек. Всего спасателями МЧС России было совершено 50 спусков в ущелье, обследовано 1 670 кв.м. территории, было обнаружено более 120 фрагментов самолета, так же была оказана психологическая помощь в 49 случаях. Расходы на проведение гуманитарной операции составили приблизительно тридцать миллионов рублей.

Необходимо подчеркнуть вклад Российской Федерации в фонды международных организаций, такие как: Всемирная продовольственная программа ООН, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международный комитет Красного Креста, Международная организация гражданской обороны и многие другие. Выделяя тот же самый период с января по июль 2012 года, регулярный взнос нашей страны в международные фонды составляет около двадцати миллионов долларов США, что немало важно для репутации нашей страны в данной сфере на международной арене.

Ознакомившись с данной информацией, мы можем сделать выводы о том, что помощь может понадобиться каждому из нас, независимо от нашего материального или морального состояния. Хоть суммы на организацию помощи достаточно велики, но жизнь человека – бесценна. Оказание помощи близким или совершенно незнакомым нам людям может когда-то понадобится и нам. Нет ничего зазорного в принятие помощи, а тем более в ее реализации. В какой-то степени это замкнутый круг. Вывод напрашивается один: «Помогайте Вы и когда-то помогут Вам!»

Источник

Паллиативная помощь детям: определение, содержание, перспективы

Что такое помощь определение для детей. Смотреть фото Что такое помощь определение для детей. Смотреть картинку Что такое помощь определение для детей. Картинка про Что такое помощь определение для детей. Фото Что такое помощь определение для детей

Описаны основы концепции паллиативной помощи детям, ее отличия от паллиативной помощи взрослым. Приведена классификация угрожающих жизни и приводящих к преждевременной смерти состояний, при которых осуществляется паллиативная помощь детям.

Foundations of conception of palliative help to children were described, as well as its difference from palliative help to adults. Classification of states dangerous for life and leading to untimely death, when palliative help to children is provided, was presented.

Сегодня паллиативная помощь детям развивается наряду с паллиативной помощью взрослым пациентам, и в некоторых развитых странах наметилась тенденция к формированию самостоятельной медицинской специальности и самостоятельного направления медико-социальной помощи детям [1]. В конце 1970-х гг. первая служба по уходу на дому за детьми с диагнозом «рак» была создана в США — Edmarc Hospice for Children — детский хоспис в Вирджинии, 1978 г. [2]. Затем появился детский хоспис Helen & Douglas House в Оксфорде (Англия) в 1982 г., и в 1985 г. — детская больница St. Mary’s Hospital в Нью-Йорке (США) [3, 4].

В России начато развитие данного направления медико-социальной помощи детям. Для создания эффективной системы паллиативной помощи детям в нашей стране необходимы понимание ее сути, отличий от паллиативной помощи взрослым, изучение опыта других стран и пионеров отечественной паллиативной помощи детям.

В 2002 г. Всемирная Организация Здравоохранения дает определение паллиативной помощи детям: «Паллиативная помощь детям (с различными нозологическими формами заболеваний/состояний, угрожающих жизни (рак, травмы головного мозга), а также заболеваниями, как правило, приводящими к преждевременной смерти ребенка или его тяжелой инвалидизации), — это активная, всесторонняя забота о теле ребенка, его психике и душе, а также поддержка членов его семьи. Она начинается с момента установления диагноза и продолжается в течение всего периода заболевания, в том числе на фоне проводимого радикального лечения. Специалисты, оказывающие помощь, должны провести оценку и облегчить физические, психологические страдания ребенка и предоставить его семье социальную поддержку. Для обеспечения эффективности паллиативной помощи необходима реализация широкого мультидисциплинарного подхода, при этом в оказании помощи принимают участие члены семьи ребенка и используются общественные ресурсы; помощь может осуществляться успешно даже при ограниченных ресурсах. Она может быть организована в учреждениях третичной медицинской помощи, в общественных центрах здоровья и даже в детских домах» [5].

Паллиативная помощь детям — это не только медицинская помощь и уход за детьми в терминальной стадии онкологических заболеваний. Речь идет о детях/подростках с различными нозологическими формами заболеваний/состояний, угрожающих жизни (рак, травмы головного мозга), а также заболеваниями, как правило, приводящими к преждевременной смерти ребенка, его тяжелой инвалидизации, при которых необходимо оказание квалифицированной медицинской, психосоциальной помощи ребенку, а также психологической и духовной поддержки членам его семьи.

В основе паллиативной помощи детям лежат те же принципы, что и в основе паллиативной помощи взрослым, но она имеет и свою специфику. Заболеваемость детей злокачественными новообразованиями значительно ниже, зато дети в раннем возрасте страдают тяжелыми аномалиями и пороками развития, генетическими заболеваниями, рядом хронических прогрессирующих болезней, среди которых муковисцидоз, миодистрофии и др.

Время для начала паллиативной помощи порой сложно определить. На самом деле это совершенно индивидуально: одному ребенку паллиативная помощь может понадобиться с самого младенчества, в то время как другому ребенку с таким же состоянием она не понадобится в течение многих лет.

Варианты соотношения объемов паллиативной помощи и радикального лечения, направленного на продление жизни, на различных этапах развития заболевания неодинаковы. Паллиативная помощь — это мероприятия, которые проводятся не только в терминальной стадии болезни или в конце жизни ребенка с угрожающим жизни заболеванием. Паллиативная помощь может потребоваться сразу после постановки диагноза, но ее объем на протяжении всего периода болезни меняется в зависимости от ситуации.

Организация паллиативной помощи детям, как с онкологическими, так и с неонкологическими заболеваниями, крайне необходима. Интересна статистика американских авторов, опубликованная М. А. Бялик с соавт. (2002, 2004), о проблемах, требующих паллиативной помощи детям, и заболеваниях, при которых они выражены (табл.) [6].

Что такое помощь определение для детей. Смотреть фото Что такое помощь определение для детей. Смотреть картинку Что такое помощь определение для детей. Картинка про Что такое помощь определение для детей. Фото Что такое помощь определение для детей

На основании изучения автором принятых определений [7–14], прежде всего определения, данного Ассоциацией паллиативной помощи детям Великобритании (2008), в настоящее время можно дать следующую трактовку паллиативной помощи детям — активная всеобъемлющая помощь детям/подросткам с онкологическими и другими угрожающими жизни и приводящими к преждевременной смерти хроническими заболеваниями, целью которой является выявление и удовлетворение физических, психологических, социальных и духовных потребностей больного ребенка и членов его семьи, улучшение качества их жизни с момента выявления заболевания, на всем протяжении болезни до смерти и в период тяжелой утраты.

Для понимания определения необходимо сформулировать, что такое «состояния, приводящие к преждевременной смерти» и «угрожающие жизни состояния».

Состояния, приводящие к преждевременной смерти (Life-limiting Conditions), — состояния, при которых нет обоснованной надежды на излечение и от которых ребенок/подросток погибнет или в возрасте до 40 лет, или до смерти его родителей (в соответствии с определением Ассоциации поддержки детей с угрожающими жизни и терминальными состояниями и их семей, Королевский колледж педиатрии и детского здоровья) [13]. При ряде таких заболеваний наступает прогрессивное ухудшение состояния ребенка, приводящее его к полной зависимости от родителей или опекунов.

Угрожающие жизни состояния (Life-threatening Conditions) — состояния, при которых существует высокий риск летального исхода; радикальное лечение может быть осуществимо, но часто не дает результатов. В эту группу не входят дети, находящиеся в длительной ремиссии или после удачно проведенного радикального лечения. Ниже приводится классификация таких состояний.

Классификация непроста, и приводимыми примерами не ограничиваются все состояния, при которых крайне необходима ребенку паллиативная помощь. Постановка диагноза — это только часть процесса; необходимо принимать во внимание различия в течении заболевания, его тяжесть, вызываемые им осложнения и необходимость принятия мер, а также характер их воздействия на ребенка и его семью.

Ниже приведена классификация угрожающих жизни и приводящих к преждевременной смерти состояний, при которых осуществляется паллиативная помощь детям [13].

Категория 1. Угрожающие жизни заболевания, при которых радикальное лечение может быть осуществимо, но часто не дает результатов. При неудаче радикального лечения ребенок получает паллиативную помощь. В эту группу не входят дети, находящиеся в длительной ремиссии или после удачно проведенного радикального лечения (терминальные стадии инкурабельных заболеваний) (например: злокачественные новообразования, необратимая/злокачественная сердечная, печеночная и почечная недостаточность).

Категория 3. Прогрессирующие инкурабельные состояния, обычно длящиеся многие годы, когда возможно проведение лишь паллиативной терапии (например: болезнь Баттена/нейронный восковидный липофусциноз/болезнь Тэя–Сакса 1 ; мукополисахаридоз; мышечная дистрофия).

Категория 4. Необратимые/неизлечимые, но не прогрессирующие состояния/заболевания, обусловливающие тяжелую инвалидизацию ребенка, предрасположенность к частым осложнениям и возможность преждевременной смерти (например: тяжелый церебральный паралич; множественные тяжелые инвалидизирующие последствия заболеваний и травм, например, последствия травмы головного или спинного мозга).

Что такое помощь определение для детей. Смотреть фото Что такое помощь определение для детей. Смотреть картинку Что такое помощь определение для детей. Картинка про Что такое помощь определение для детей. Фото Что такое помощь определение для детей

Эти четыре категории описывают четыре типа течения болезни, при которых потребуется предоставление паллиативной помощи (рис.). Эта классификация важна с точки зрения планирования и оценки потребностей в паллиативной помощи. Поэтому очень важно в сотрудничестве с органами здравоохранения создать всеобъемлющую базу данных детей с заболеваниями, ограничивающими продолжительность жизни. Однако это не значит, что все дети и молодые люди в этих четырех группах нуждаются в активной паллиативной помощи в течение всего заболевания. Некоторые из них, например дети из второй группы, могут иметь длительные периоды относительно хорошего состояния и, даже будучи в значительной степени инвалидизированы, могут обходиться без активной паллиативной помощи. Другие в той же группе могут нуждаться в активной паллиативной помощи уже на ранней стадии заболевания. Поэтому необходимость предоставления паллиативной помощи всегда должна определяться индивидуально [13].

Несмотря на общепризнанный факт, что паллиативная помощь детям и паллиативная помощь взрослым имеют много общего, очень важно подчеркнуть их основные различия.

Уникальные особенности паллиативной помощи детям диктуют необходимость создания учреждений для детей отдельно от взрослых, что и должно приниматься во внимание при планировании службы педиатрической паллиативной помощи.

Все эти особенности определяют тот факт, что паллиативная помощь детям развивается самостоятельно и формируется в самостоятельную медицинскую специальность, требует специальной подготовки врачей, медицинских сестер и психологов, специалистов по социальной работе и педагогов для работы с этой особой группой больных. В некоторых странах существуют сертификационные курсы по паллиативной медицине, например, в Великобритании, США и Австралии, а в программу обучения студентов-медиков входит раздел паллиативной помощи [4, 14].

Паллиативная помощь — это профессиональная деятельность, при большинстве заболеваний — это специализированная педиатрическая помощь. Поэтому специалисты, оказывающие паллиативную и хосписную помощь, должны быть специально обучены. В Великобритании, например, чтобы стать специалистом паллиативной помощи в педиатрии, врач должен учиться 2 года. Тем более что принципы и философия, лежащие в основе паллиативной помощи, не приняты еще в нашем отечестве.

К сожалению, люди, приходящие работать в отделения паллиативной помощи и хосписы, как для взрослых, так и для детей, не отдают себе отчета в том, что они не подготовлены к работе в учреждении паллиативной помощи — они не знают, как правильно купировать симптомы, как разговаривать с родителями и родственниками, как определиться со своими эмоциями и своим миропониманием, приступая к медицинской деятельности «между жизнью и смертью». Хоспис — это не просто оборудованное отделение, уютные палаты, это люди и специфическая организация работы и медицинской, психосоциальной помощи. Опыт организации отделений паллиативной помощи и хосписов уже наработан, надо открыть ум и сердце для того, чтобы впитать в себя этот опыт. Этому необходимо учиться. Только тогда созданный хоспис будет не домом смерти, а домом без боли и жизни до конца.

В России появление паллиативной помощи детям началось в 1993 г. с организации в Москве детским онкологом, профессором Е. И. Моисеенко «Хосписа на дому для детей с онкологическими заболеваниями». Позднее на этой основе возникла автономная некоммерческая организация «Первый хоспис для детей с онкологическими заболеваниями», который работает в сотрудничестве с Институтом детской онкологии Российского онкологического центра им. Н. Н. Блохина РАМН. Эта организация была пионером в становлении паллиативной помощи детям в России.

С 2003 г. в Санкт-Петербурге было организовано негосударственное медицинское учреждение «Детский хоспис» под руководством протоиерея Александра Ткаченко. Деятельность хосписа как благотворительной организации заключалась в оказании не только социально-психологической, но и специализированной медицинской помощи детям на дому. В 2010 г. открылся первый детский хоспис-стационар в России в Санкт-Петербурге. В хосписе 18 стационарных коек, 20 коек дневного пребывания, выездная бригада. Детский хоспис получил лицензии на все необходимые виды деятельности, в том числе использование наркотических обез­боливающих препаратов. Пациенты хосписа — дети с тяжелыми пороками развития и злокачественными новообразованиями.

В том же году открылось и детское отделение паллиативной помощи при Научно-практическом центре медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы в Москве (ранее функционировало как выездная служба). Стационарные хосписы для детей существуют сегодня в Ижевске — детский хоспис на 10 коек (с 1997 г.), это отделение сестринского ухода в структуре дома ребенка, и 20 детских коек в хосписе в Волгограде.

В России, по оценке Минздрав­соцразвития, в паллиативной помощи нуждается 6 тыс. детей. В 2010 г. представители министерства заявили, что намерены создавать систему паллиативной помощи детям в России.

В 2011 г. в Алматы открылся первый в республике детский хоспис. В 2012 г. планируется открытие детских хосписов в Казани, в Ростове и Екатеринбурге. По заявлению Минздравсоцразвития в 2011–2012 гг. будут организованы детские хосписы в 74 регионах страны, готовится нормативная база для развития паллиативной помощи детям.

В новом Федеральном законе Российской Федерации (принят 21 ноября 2011 г.) № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» впервые в истории отечественного здравоохранения дается определение паллиативной медицинской помощи (Статья 36). Паллиативная медицинская помощь в соответствии с законом впервые признана одним из видов медицинской помощи, оказываемой населению (Статья 32). В законе говорится о том, что паллиативная помощь «…оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи» (Статья 36), а также отмечается, что «паллиативная помощь в медицинских учреждениях оказывается в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи…» (Статья 80). В Статье 83 отдельно говорится о финансовом обеспечении оказания гражданам паллиативной медицинской помощи [16]. С принятием нового закона открываются новые возможности для развития паллиативной помощи как взрослым, так и детям.

Литература

Е. С. Введенская, кандидат медицинских наук

ГБУЗНО «Нижегородский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Нижний Новгород

Контактная информация об авторе для переписки: evveden@rambler.ru

1 Болезнь Баттена — редкое наследственное заболевание (называемое по-другому нейронным восковидным липофусцинозом (ncuronal ceroid lipofuscinoses) или болезнью Тэя–Сакса). Жировые вещества накапливаются в клетках нервной системы, вызывая у человека развитие прогрессирующего слабоумия, эпилепсии, мышечной спастичности и приводя к различным нарушениям зрения. Болезнь проявляется обычно в раннем детстве. Лечения пока не найдено.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *