Что такое понаб на железной дороге

ПОНАБ или КТСМ — устройства автоматического контроля нагрева букс

Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 06.04.2021

Есть на железной дороге такие проблемы с движущейся частью подвижного состава, которые могут привести и к крушению, если не будут своевременно обнаружены — разрушение подшипника буксы и (или) заклинивание колесной пары на вагоне грузового поезда. Почему и, или — не всегда разрушение подшипника приводит к заклиниванию, а заклинивание не всегда вызвано разрушением подшипника (тормозной цилиндр заклинило например). Выявить подобную ситуацию машинист грузового поезда, в котором 70 вагонов, может не всегда. Никаких изменений в динамике ведения локомотива не ощущается. В пассажирских вагонах вся информация о состоянии букс колесных пар измеряется и есть в распоряжении проводника. Но как же такие потенциальные опасности помочь выявить машинистам грузовых поездов?

Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дорогеПОНАБ

На фотографии выше выделены красным камеры системы ПОНАБ (Пункт обнаружения нагрева аварийных букс) или КТСМ (Комплекс технических средств мониторинга). Первое определение является как-нельзя точным. Собственно сами системы, точнее их сенсорная часть, одинаковы. Разница в том, что вторая (КТСМ) является модернизацией первой (ПОНАБ).

Как же это работает?

В этих обозначенных камерах располагаются: чувствительный инфракрасный датчик, створки, специальный нагревательный элемент, температура которого точно известна (необходим для калибровки ИК датчика, а также служит дополнительным фильтром), еще усилители сигнала. Обычно камер по две с каждой стороны пути, но на снимке выше их 6 (от шестой только еле-еле виден след). Вероятно это модернизированное или опытное оборудования.

Отдельно располагаются магнитные датчики проезда колесной пары, которые очень точно определяют момент проезда колес, и передают данные в систему управления.

ПОНАБ работает автоматически, не требуя участия человека. В момент приближения колесной пары створки камер открываются и делается инфракрасный «снимок». Благодаря этому снимку становятся известны температуры каждой буксы для всех колесных пар, еще и для контроля с разных профилей. После проезда последней колесной пары поезда все измерения отправляются на пост дежурного по станции.

Если есть превышения по допустимой температуре, значит что-то не так, значит где-то есть трение. И от того, насколько сильно превышена температура, будет зависеть дальнейшее движение поезда. В таком случае ПОНАБ автоматически по радиосвязи сообщает машинисту номер поезда, номер вагона, номер буксы и её сторону (справа или слева). Машинист обязан отреагировать, вплоть до снижения скорости до 5 км/ч до ближайшей станции ремонта, которая как правило расположена в 30-35 километрах от ПОНАБа. Также такие устройства могут устанавливать перед искусственными сооружениями, например ЖД мостами.а

Источник

ПОНАБ

Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге

Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге

ПОНАБ (сокращение от прибор обнаружения нагретых букс, в другом варианте пункт обнаружения нагрева аварийных букс, иногда также: «поездное наблюдение») — автоматический прибор для обнаружения нагретых букс (угрожающих разрушением или пожаром) на железной дороге.

Содержание

Принцип действия

ПОНАБ производит измерения в процессе прохождения поезда. Прибор устанавливается около железнодорожного пути перед станцией, и сообщает номера вагонов с перегретыми буксами в диспетчерскую станции; эта информация используется осмотрщиками вагонов после остановки поезда.

ПОНАБ содержит инфракрасные датчики, который измеряют температуру проходящих мимо них букс и установленные на пути «магнитные педали», которые отсчитывают оси состава.

Некоторые варианты прибора включают краскоотметчик, который при обнаружении перегретой буксы разбрызгивает краску и помечает перегретую буксу для удобства осмотрщика.

Литература

См. также

Примечания

Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге

Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге

Полезное

Смотреть что такое «ПОНАБ» в других словарях:

ПОНАБ — ПОНАБаГРИЛИ, замест осетров, одних сомов! Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ПОНАБ — пункт обнаружения нагрева букс прибор обнаружения нагретых аварийно букс ж. д … Словарь сокращений и аббревиатур

понабігати — дієслово доконаного виду … Орфографічний словник української мови

понабігати — а/ємо, а/єте, док. 1) Прибігти, прибути в яке небудь місце (про багатьох). 2) Натекти поступово в багатьох місцях. 3) Виступити, з явитися (про зморшки) … Український тлумачний словник

понабить — понаб ить, бь ю, бьёт … Русский орфографический словарь

понабиться — понаб иться, бьётся … Русский орфографический словарь

Словарь метротерминов — Эта страница глоссарий. Приведены основные понятия, термины и аббревиатуры, встречающиеся в литературе о метрополитене и железной дороге. Подавляющее большинство сокращений пришли в метрополитен с железной дороги напрямую или образованы по… … Википедия

Букса — (нем. Buchse) стальная или чугунная коробка, внутри которой размещены … Википедия

1969 год в истории железнодорожного транспорта — 1967 1968 1969 1970 1971 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1969 году История метрополитена в 1969 году … Википедия

Хабаровское отделение Дальневосточной железной дороги — Схема бывшего Хабаровского отделения Хабаровское отделение первое отделение Дальневосточной железной дороги (НОД 1), существовавшее с 1946 по 2010 годы. Располагалось и обслуживало территории … Википедия

Источник

Устройства «ПОНАБ» и «ДИСК-Б»

Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге

Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге

Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге

Аппаратура ПОНАБ(ДИСК-Б) осуществляет автоматический бесконтактный контроль температуры нагрева буксовых узлов вагонов поезда при проходе им пункта размещения напольных устройств ПОНАБ(ДИСК-Б) в одном(правильном) направлении (буксы, находятся на оси колесной пары в количестве 2-х штук: слева и справа от колеса; на одном вагоне 4 оси).

Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге

Рис. 32 Устройства «ПОНАБ» и «ДИСК-Б»

Если греется букса, значит, нагревается и ось колесной пары, в результате чего может произойти ее излом или заклинивание колесной пары.

Устройства «ПОНАБ» и «ДИСК-Б» устанавливаются на пути около ходовых рельсов.

Информация с этих устройств поступает либо на пост централизации, либо в помещение сменного дежурного службы «Ш» (ЦДПШ т. 2-27-00).

Специальная регистрирующая аппаратура принимает информацию с этих путевых устройств и выдает ее в виде распечатки на бумажной ленте.

Информация, которая выдается аппаратурой ПОНАБ:

— сторона поезда по ходу движения;

— общее количество вагонов в поезде;

— знак функциональной исправности или неисправности аппаратуры (Р – исправна, Н – неисправна).

Информация, которая выдается аппаратурой ДИСК-Б:

— время вступления поезда на участок контроля (часы, минуты, секунды);

— уровень нагрева букс в условных единицах с левой и правой сторон;

— точное указание порядкового номера и оси в вагоне с перегретой буксой для левой и правой сторон поезда по ходу движения;

— указание типа буксового узла вагона, в котором выявлены греющиеся буксы;

— общее количество вагонов в поезде;

— порядковый номер поезда за смену;

— время вывода информации о поезде на печать (часы, минуты и секунды).

При проходе поезда с «больным» вагоном участка контроля ДИСК-Б включается звуковая сигнализация и загорается индикация «Тревога 1» и «Тревога 2». Информация о больных вагонах выводится на печать.

При проходе поезда с «больным» вагоном участка контроля ПОНАБ включается звуковая сигнализация и загорается индикация «Перегрев буксы». Информация о «больных» вагонах выводится на печать.

Работник получивший эту информацию (например ДСЦП) немедленно докладывает ДЦХ и делает запись в журнале осмотра о срабатывании аппаратуры «ПОНАБ». ДЦХ по графику движения поездов определяет номер поезда, который в это время был на перегоне, предупреждает машиниста о неисправности на составе. Машинист, получив сообщение от ДЦХ, снижает скорость до 35км/ч, на первой попутной станции высаживает пассажиров и при отсутствии задымления и признаков заклинивания колесных пар следует в электродепо или пункт технического осмотра.

При обнаружении признаков заклинивания колесной пары, машинист на ближайшей станции, после высадки пассажиров осматривает подвижной состав.

Если при осмотре машинист установит заклинивание колесной пары (искрение, дым, продиры на рельсах), то далее состав следует со скоростью не более 10км/ч, по стрелочным переводам не более 5 км/ч на станционный путь ближайшей станции с путевым развитием.

ДСП на всем пути следования состава с перегретыми буксами обязаны следить за его проследованием и при выявлении запаха гари, дыма, искрения, продиров на рельсах, докладывать ДЦХ.

Источник

Прибор типа ПОНАБ

Устройство для автоматического бесконтактного выявления перегретых букс в проходящих поездах типа ПОНАБ размещают на подходе к станции, имеющей пункт технического осмотра (ПТО) вагонов. В движущемся поезде оно обнаруживает перегретые буксы и передает дежурному по станции и работникам ПТО информацию об этом с точным указанием мест их расположения в поезде.

Аппаратура ПОНАБ (рис. 7.7) состоит из напольного, основного, станционного оборудования и в основе его лежит метод измерения инфракрасного (ИК) излучения корпусов букс. Импульсы ИК-энер-гии корпусов Оукс подвижного состава улавливаются приемниками ИК-излучения (болометрами БП1-2), которые расположены в металлических приемных капсулах ПК напольных камер НК и снабжены узконаправленными оптическими системами, ориентированными на задние (по ходу поезда) стенки корпусов букс колесной пары К-Помимо болометра, капсула ПК содержит источник питания болометрического моста и предварительный усилитель. Каждая напольная камера снабжена имитатором нагретого тела И и заслонкой входного окна 3 Заслонки 3 открывают только на время прохода поезда по контрольному участку.

Проход поезда, начиная с расстояния 10-15 м от места подключения к рельсам электронной педали ЭП-1, контролирует подключенное к педали реле типа ИР 1-3000. Последнее через устройство контроля прохода поезда КПП воздействует на программно-зада-ющее устройство ПЗУ. С выходов КПП сигналы поступают на входыблоков начальной установки аппаратуры НУ А и управления У напольными камерами и блоком формирователя сигналов ФС. При этом подаются команды начала контроля, открываются заслонки 3, включаются на все схемы блоков логической обработки сигналов ЛОС и отметчика физических единиц ОФЕ сигналы «разрешения на выполнение операций», включается аппаратура передачи данных АПД.

Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге

Рис 7 7 Структурная схема ПОНАБ 3

Датчики прохода колесных пар Д1-Д4 (электромагнитные педали типа ПБМ-56) обеспечивают устойчивый счет осей и подвижных единиц при скоростях движения поезда от 5 до 160 км/ч. Расстояние между датчиками Д1 и Д2 для стробирования сигналов букс и углы ориентации оптической системы напольных камер НК выбирают такими, чтобы исключить влияние посторонних источников ИК-излуче-ния в процессе контроля букс. Расстояние А между датчиками Д1 и ДЗ должно быть меньше минимального расстояния ав между крайними внутренними осями подвижных единиц, но больше максимального расстояния ат между смежными осями тележек. Датчики Д1-Д4, работая совместно с устройством ОФЕ, выявляют отличительный признак (ат

Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте

Электродинамический тормоз электровозов ЧС2 Т и ЧС200

Рассмотрены устройство и работа основного электронного оборудования, применяемого в электродинамическом (реостатном) тормозе системы «Шкода». Применительно к электродинамическому тормозу электровозов ЧС2 Т и его модификации на скоростном электровозе ЧС200

Источник

ПОНАБ

Содержание

Общие сведения

Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге

Основные технические данные

• 3. Дальность передачи информации: от перегонных устройств к регистрирующим устройствам (до станции) до 20 км; от регистрирующих к сигнализирующим устройствам (до поста ЭЦ) до 2 км.

К напольному оборудованию относится следующее:

Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге

Основное оборудование размещается в отапливаемом помещении.

К нему относятся:

Принцип действия

Что такое понаб на железной дороге. Смотреть фото Что такое понаб на железной дороге. Смотреть картинку Что такое понаб на железной дороге. Картинка про Что такое понаб на железной дороге. Фото Что такое понаб на железной дороге

Принцип работы прибора ПОНАБ-3 при прохождении поезда в зоне напольных устройств следующий.

При движении поезда температура буксовых узлов вагонов и локомотивов выше температуры наружного воздуха, поэтому буксы излучают тепловую энергию в виде инфракрасных лучей. Работа ПОНАБ-3 основана на улавливании импульсов тепловой энергии от корпуса букс и преобразовании их в электрические сигналы, усилении последних с выделением сигналов от аварийных букс, формировании, передаче и отображении информации о месте расположения аварийных букс в поезде.

При вступлении поезда на частотную рельсовую цепь за 10. 15м до педалей, обеспечивается путевое реле ИР1-3000 (срабатывает педаль ЭП-1), которое выдает сигнал наличия поезда. Этот сигнал поступает в блок управления, который дает команду на снятие запрета с логических схем и открытие заслонок напольных камер. Все эти операции заканчиваются до вступления первого колеса на первую педаль ПБМ-56 (П1). В момент входа его на педаль П1 она подает сигнал в блок управления, а последний дает команду на подключение ячейки памяти в блоке усиления. В момент движения колеса от П1 до второй педали П2 тепловой сигнал от буксы воспринимается болометром и преобразуется в энергетический сигнал, который через предварительный усилитель поступает в блок усиления и запоминается в ячейке памяти. При заходе первого колеса на П2 ячейка памяти закрывается. При вступлении второй колесной пары на П1 в блоке усиления будет подключена вторая ячейка памяти. Она запомнит амплитуду сигнала от второй буксы. Таким образом, после прохода двух колесных пар по педалям П1 и П2 в ячейках запоминаются амплитуды тепловых сигналов от двух букс левой и двух букс правой стороны поезда и подается команда на сравнение сигналов от этих букс. Если отношение амплитуд этих сигналов к заранее заданному пороговому значению (4. 5 В) превышает заранее заданное отношение, тогда вырабатывается сигнал тревоги, свидетельствующий о наличии перегретой буксы. Вышеупомянутое заранее заданное отношение как раз определяет настройку аппаратуры ПОНАБ-3 на 100 или 140 градусов перегрева. Сигнал тревоги поступает в ячейку памяти блока управления и запоминается. После этого информация в блоках усиления стирается. Педали ПБМ-56 расположены на пути так, что между П1 и П2 и между П3 и П4 расстояние меньше, чем между двумя соседними колесными парами одной тележки вагона. А между П1 и П4 расстояние меньше, чем длина базы наиболее короткого вагона.

В отметчике вагонов в ячейках памяти записываются импульсы от педалей П1, П2 и отдельно от П3 и П4, так что после прохода через все четыре педали симметричной подвижной единицы происходит сравнение числа колес, «набежавших» на П1 и П2, с числом колес «сбежавших» с П3 и П4. Так как подвижная единица (вагон, локомотив) симметрична, вырабатывается импульс тока. При наличии у вагона перегретой буксы по этому импульсу происходит считывание информации из памяти блока управления и передачи ее в блок передачи данных (АПД) (о перегретых буксах правой и левой стороны прошедшего вагона).Сигнал отметки вагона и количество перегретых букс также формируются в блоке счетчиков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *