Что такое понятийно категориальный аппарат
Понятийный аппарат: что это такое и его значимость в науке
Все научные открытия и следования должны быть как-то обозначены для того, чтобы другие могли понимать все эти процессы и явления. Сегодня мы разберем подробно что такое понятийный аппарат, рассмотрим методику, его актуальность и важность в науке.
Определение
Каждое научное открытие вызывает необходимость в его определении, назывании «Что это?» — так появляется термин. Затем происходит сравнение открытых научных явлений и процессов с уже существующими: «На что похоже, чем отличается?» Полученные данные о сходстве и различии обобщаются, систематизируются.
Понятийный аппарат — это логично выстроенная система специальных терминов, позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаимосвязи и процессы.
Наличие специфической терминологии обязательно для любой дисциплины. Особенно богаты своими собственными терминами и определениями гуманитарные науки: философия, психология, языкознание.
Понятийно-категориальный аппарат исследования
Успешность решения научной задачи зависит от того, насколько хорошо исследователь владеет как понятийным аппаратом, так и практическими навыками научной работы.
Актуальность и практическая ценность исследования
Масштаб научного исследования может быть разным, от небольшой лабораторной работы до решения мировой проблемы (например, исследования влияния промышленного производства на экологию). Однако в любом случае эта научная работа должна быть актуальной и практически полезной.
Актуальность определяется насущностью, важностью решения существующих практических или теоретических задач. Актуальной может быть тема изучения в целом или один из ее аспектов, отдельный вопрос, который станет существенным шагом в ее раскрытии.
Практическая ценность исследования характеризуется степенью той пользы, которую оно может принести в ходе применения его результатов в каком-либо виде деятельности человека (на производстве, в медицине, в образовании и пр.).
Цель и задачи научной работы
Осмысление «пробелов» в науке, понимание необходимости решения отдельных теоретических и практических задач приводит исследователя к формулировке цели его исследований.
Цель — это тот конечный результат, которого он хочет достичь в своей научной работе по конкретной проблеме: доказать что-то, разработать, обосновать, выявить, проверить, уточнить.
Цель достигается пошагово в процессе последовательного решения отдельных задач. Их выбор должен быть обоснован логикой исследования и практической необходимостью на пути к поставленной цели. Задачи очерчивают тот круг теоретических изысканий и практических действий исследователя, которые помогут получить запланированный результат (цель).
Методы и методика исследования
Специальные действия, направленные на достижение поставленной цели, называются методами. Неверно выбранные методы исследования могут привести к ошибочным результатам и выводам.
Каждая наука имеет свои методы, но существуют и общенаучные. Например, понятийный аппарат педагогики включает в себя такие методы как наблюдение за объектом, описание и анализ действий изучаемого объекта или процесса, анализ и систематизацию результатов, их описание, эксперимент. Но эти же методы используются в процессе изучения физических, химических, биологических и любых других явлений.
Методика применения представляет собой ряд последовательных действий, направленных на его эффективное осуществление, которая требует тщательной подготовки и продуманности всех его деталей. Готовясь к наблюдению за объектом, экспериментатор должен решить: когда, где, как долго будет использовать этот метод, будет ли наблюдение открытым или негласным, как будет производиться фиксация процесса наблюдения и т.д.
Особенности научной дисциплины диктуют необходимость разработки специфических методов и методики научной работы. В социологии и психологии, где объектом изучения являются человек и человеческое сообщество, это, например, интервьюирование, анкетирование, опрос.
Язык научного исследования
Публичное выступление (лекция) не должно быть сухим изложением материала. Оно может для привлечения внимания слушателей включать в себя умеренно эмоциональные выражения и оценки.
Стиль и грамотность изложения научного материала дает представление как об общей, так и о научной культуре автора.
Что такое категориальный аппарат
Содержание статьи
Категориальным аппаратом называется система понятий, используемая той или иной наукой. Эти понятия обобщенно отражают те свойства и связи предметов и явлений, которые данная наука исследует.
Например, и для физиологии, и для психологии объектом изучения является человек, но психология исследует отражение реальности в процессе высшей нервной деятельности, а физиология – закономерности функционирования организма в целом, отдельных органов и их систем. Поэтому и категориальные аппараты этих наук различаются. Основные понятия в психологии – сознание, личность, деятельность, а в физиологии – организм, ткань, орган.
Научная категория
Понятие категории введено Аристотелем. В буквальном переводе с греческого это слово означает «обвинение» (подразумевается обвинительное утверждение, высказанное в суде). Аристотель же трактовал это как «высказывание», «утверждение». Именно в таком смысле он применил этот термин к наиболее общим признакам вещей.
Любое научное понятие – результат обобщения множества конкретных фактов, установленных в ходе наблюдений и экспериментов. Введение новой категории всегда знаменует собой некий «прорыв», начало нового этапа в науке.
Категориальный аппарат – это не просто совокупность научных понятий, а именно система взаимосвязанных категорий. Изменение смыслового наполнения одного понятия неизбежно вызовет изменение других категорий, поэтому трактовка научных понятий менялась от эпохи к эпохе вместе с картиной мира. Например, понимание материи в философии Левкиппа и Демокрита отличается от современного представления о ней.
Определенность научных категорий
Парадоксальность научных понятий заключается в том, что при всей своей обобщенности они предельно конкретны. Именно поэтому преподаватели требуют от студентов знания определений научных понятий, а ученые нередко спорят о формулировке определений. Такое внимание к предельной конкретизации смысла соответствует научному взгляду на мир, который предполагает установление объективных фактов.
Подобная конкретность приводит к тому, что одно и то же слово, присутствуя в арсенале разных наук в качестве научной категории, может иметь разный смысл. Тем более, эти значения будут отличаться от того смысла, который придается этому слову в обыденном общении.
Например, в психологии под словом «деятельность» понимается активное взаимодействие с окружающим миром («игровая деятельность», «учебная деятельность»), а физиологи говорят о «сердечной деятельности», «родовой деятельности». В повседневности слова «чувства» и «эмоции» часто употребляются как синонимы, но в психологии под ними подразумеваются разные явления эмоциональной сферы.
Таким образом, категориальный аппарат отражает как научную картину мира в целом, так и ту ее часть, которую создает определенная наука.
Что подразумевается под термином «понятийный аппарат» в науке
Понятийный аппарат науки можно смело назвать динамическим явлением, которое способно изменяться в зависимости от области применения. Любое открытие специалистов в определенной сфере исследований необходимо обозначить и подробно разъяснить основные процессы для интересующихся важными нюансами людей. Причем для донесения специфики в массы, находку профессионалов зачастую сравнивают с уже существующими и доказанными фактами, на что похоже, и в чем отличия. Полученные данные и показатели сопоставляются на базе сходств и различий, приведенных учеными.
Определение
Под понятийным аппаратом подразумевается целая система логично выстроенных терминов, которые призваны помочь истолковать образующееся новое открытие на примере взаимосвязей и процессов. Если брать на рассмотрение любую отрасль, то без специфической и своеобразной терминологии невозможно четко выстроить цепочку объяснения той или иной информации. Максимально обогащенными собственными понятиями являются такие гуманитарные науки, как философия, психология и языковедение.
Описание понятийно-категориального аппарата
Ни для кого не секрет, что научными исследованиями могут заниматься как школьники, так и академики, разница лишь в масштабах проведения манипуляций, а также серьезности планов. В начале пути к поставленной цели специалист определенной области столкнется с вопросами, которые и формируют понятийный аппарат, выглядят они так:
Насколько успешно пройдет весь процесс, будет зависеть от компетентности персонала или группы людей, которые взялись за реализацию идеи, а также от того, как хорошо эти личности владеют понятийным аппаратом.
Актуальность и практическая ценность работы
Масштабы могут быть самыми различными, начиная с лабораторной задачи и заканчивая решением мировых проблем, тема для примера: «Влияние промышленности на экологию». В любом случае все произведенные манипуляции профессионала в определенной области должны быть актуальными на сегодняшний день и нести пользу для человечества, тогда интерес к открытию не угаснет с годами. Обращают внимание не только на теоретические исследования, все размышления специалиста должны быть доказаны на практике и проверками подлинности данных в лаборатории. Практическая ценность определяется в ходе рассмотрения достижений профессионала, все результаты исследований должны быть полезны в случае их внедрения в производство, медицину, образование и так далее.
Основные цели и задачи
Четко выстроить план последующих действий получится после формулировки теории и практики, после чего специалист начинает реализовывать задуманное. Конечный результат порой достигается годами, для завершения работы над определенным вопросом, человеку нужно доказать что-либо, разработать новинку или уточнить существующие предположения.
Для достижения цели применяется пошаговый алгоритм действий, который предполагает последовательность решения задач, их выбор обосновывается логическим мышлением личности. Чтобы дойти до запланированного результата, отлично помогает целенаправленность и правильно расставленные приоритеты, которые точно очеркивают круг для исследований, выделяя рамки сбора важных данных.
Методика и методы
Все приложенные усилия и действия специалистов называют методами, если профессионалы пойдут неправильным путем, то это приведет к получению ошибочных данных и некорректных выводов. В каждой отдельной науке есть общепринятые методы, понятийный аппарат в педагогике предполагает подход к исследованиям с таким набором приемов как:
Подобным же списком пользуются физики, химики, биологи и несколько других направлений, это говорит о том, что в сфере исследований есть общенаучные методы.
Язык каждой научной отрасли
Без описания процесса произведенных исследований невозможно доказать свою правоту независимо от области, которой коснулась работа специалиста. Причем некоторые термины могут быть непонятны широкому кругу людей, об их трактовке необходимо задуматься еще до презентации проекта в массы. В конечном результате описание должно соответствовать определенным правилам, которые выглядят так:
Большую роль играют публичные выступления или лекция, к таким мероприятиям следует готовиться заранее и очень тщательно прорабатывать добытую в ходе исследований информацию. Чтобы привлечь внимание слушателей, специалисту необходимо соблюсти умеренное проявление эмоциональности и правильно оценивать происходящее в зале. Стиль и грамотность повлияет на восприятие информации обществом, а также помогут сделать правильный вывод относительно научной компетентности автора.
Категориально-понятийный аппарат педагогики
Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях.
Поскольку реальная действительность многогранна и изменчива, понятия не являются статичными. Они изменяются в зависимости от исторической обстановки, той объективной действительности, которую призваны отражать. Понятия как бы проживают свою собственную жизнь.
Кроме того, даже понятия, которые являются стабильными, могут истолковываться по-разному. Один и тот же термин может выражать разные понятия, а одно понятие выражаться различными терминами.
Понятие «образование», одно из ключевых в педагогике, выражает и процесс получения образования, и его результат. Термин «воспитание» трактуется и как общее развитие и становление личности, и как процесс становления личности под воздействием различных факторов среды, и как обозначение внеклассной работы.
В. И. Загвязинский отмечает, что такая многозначность, определяющая вариативность и тонкость передачи оттенков, вообще характерная для русского языка, в науке не всегда позволяет добиться адекватного понимания, но в то же время делает изложение и понимание более гибким, емким, наполненным нюансами, выразительным.
В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные, так называемые, «родовые» понятия, от которых происходят остальные понятия, используемые в данной науке. Совокупность категорий называют категориальным аппаратом науки.
В буквальном смысле слова образование — формирование образов (И. Г. Песталоцци), законченных представлений об изучаемых предметах.
Образование — широкое социально-педагогическое явление, отражающее процесс и результат обучения, воспитания, развития личности.
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.
В соответствии с российским законом «Об образовании» (1992), образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В современном понимании образование включает в себя обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание, развитие, социальную адаптацию человека.
Таким образом, образованность предполагает воспитанность человека. Перед вами некоторые из критериев образованности. Подумайте, какой критерий добавили бы вы?
В широком социальном смысле — это передача накопленного опыта (знаний, умений, способов мышления, нравственных, правовых норм) от старших поколений к младшим. Воспитание имеет исторический характер: оно возникло вместе с человеческим обществом и будет существовать, пока существует общество.
В широком педагогическом значении — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом значении — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение — организованный и целенаправленный процесс овладения знаниями, умениями, навыками, развития способностей и других социально и личностно значимых качеств в процессе овладения материалом учебных программ под руководством педагога.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Социализация и индивидуализация — неразрывные и противоречивые процессы целостного образования человека.
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие всех участников образования, факторов развития, направленное на реализацию целей образования, удовлетворение образовательных запросов государства, общества, семьи и отдельной личности.
Педагогическая система — единство структурных элементов, концептуальных установок, теоретических положений и способов их реализации в целостном педагогическом процессе, требований к субъектам, в деятельности которых реализуются цели образования и достигаются его результаты.
Педагогическая деятельность — вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, подготовку воспитанников к выполнению определенных социальных ролей в обществе, создание условий для развития и саморазвития их личности и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.
Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. Преподаванием называют обучающую, развивающую и воспитывающую деятельность педагога, включающую информирование, стимулирование, инструктирование, коррекцию и контроль.
Преподавание и воспитательная работа — две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, так же как процесс воспитания невозможен без элементов обучения.
К другим видам педагогической деятельности относятся: деятельность по самообразованию и самовоспитанию самого педагога; управленческая деятельность руководителей образовательных учреждений и их заместителей; деятельность организаторов детского и юношеского движения в школе и вне ее; деятельность методистов по изучению современных достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта; педагогическая работа во внешкольных учреждениях; научно-исследовательская деятельность педагогов.
Педагогическое взаимодействие — личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), в результате которого происходят взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В гуманистически ориентированном педагогическом процессе оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры, совершаются раскрытие и трансляция индивидуального «Я» каждого из участников. На практике в системе «учитель-ученик» принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов общения встречается не так часто.
Педагогическое взаимодействие может быть эффективным в том случае, если педагог учитывает психические особенности детей в организуемом общении, выстраивает его так, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, побуждало к принятию социально ценностной позиции, демонстрируемой педагогом в этот момент, давало возможность реализоваться в полной мере всякой позиции (естественно, очерченной культурными границами) каждого субъекта.
Педагогическое мастерство выражает индивидуальность педагога, дает возможность представить собственную педагогическую систему.
Суть, содержание и компоненты педагогического мастерства отечественные педагоги XIX-XXI вв. определяют по-разному: как научную подготовку и личный учительский талант (П. Ф. Каптерев), профессиональные знания, профессиональные склонности, педагогическую этику и педагогическую технику (С. Т. Шацкий), любовь к своему делу, своему предмету и умение передать эту любовь ребенку (Н. К. Крупская), специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта (А. С. Макаренко), умение сочетать сердечность с мудростью (В. А. Сухомлинский), стремление видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя (Ш. А. Амонашвили).
В основе педагогического мастерства лежат профессиональные знания, педагогические способности, такие личностные качества педагога, как высокая нравственность, духовное богатство, любовь педагога к делу и детям, а также владение педагогической техникой.
В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание интереса учеников на уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.
Таким образом, педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия и взаимодействия учителя и учеников, их сотворчества. Педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане выражается в умении передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействовать на партнера по общению, управлять собственным психическим состоянием.
Собственно педагогическая задача связана с изменением личности учащегося, с обеспечением более высокого уровня воспитанности, обученности, развитости. Функционально-педагогические задачи связаны с выбором форм, методов, средств реализации собственно педагогических задач.
Педагогическую деятельность надо рассматривать как решение следующих одна за другой педагогических задач, встающих перед педагогом. Педагогическая задача не дается педагогу в готовом виде, ему дана конкретная образовательная ситуация.
Чтобы из нее вычленить задачу как цель, данную в определенных условиях, педагог должен определить эти условия, оценить связи между ними, обнаружить смыслы, скрывающиеся за данной образовательной ситуацией и внутри ее, сформулировать цель как мысленную модель будущего результата деятельности. Постановка и решение педагогических задач носит для педагога проблемный характер и создает условия для становления и развития профессионализма.
Решить педагогическую задачу — значит, построить ориентировочную основу деятельности в виде прогноза и потом выполнить эту деятельность.
Педагогическая ситуация [фр. situation ср.-лат. situatio положение]:
Преподавание — обучающая, развивающая и воспитывающая деятельность педагога, включающая информирование, стимулирование, инструктирование, коррекцию и контроль. Этот вид деятельности направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников, хотя в целостном педагогическом процессе преподавание и воспитательная работа воедино слиты.
Специфическими чертами являются следующие: преподавание обычно имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.
Самообразование — это форма индивидуальной учебной дея тельности, мотивированная собственными потребностями и интересами, направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие качеств личности. Самообразование является составной частью любой другой формы обучения.
Самообразование позволяет максимально учесть индивидуальные особенности и познавательные потребности каждого человека. Оно выступает важной частью образовательного процесса, влияющей на эффективность обучения и воспитания.
Предметом самообразования является все содержание культуры.
Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания.
Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль.
Категориально-понятийный аппарат юриспруденции
Понятие есть результат применения категории к восприятию. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями.
Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего.
Аристотель выделил такие категории, как «сущность (субстанция)», «количество», «качество», «отношение», «место», «время», «положение», «состояние», «действие» и «страдание».
Кант подразделил категории на следующие разряды:
Гегель выделял в качестве категорий «бытие» (качество, количество, мера), «сущность» (основание, явление и действительность, включающая субстанцию, причину и взаимодействие), «понятие» (субъект, абсолютная идея, объект).
Современная философия ввела в число категорий такие понятия, как «вероятность», «рациональность», «объяснение», «понимание», «содержание», «форма», «редукция», «жизненный мир», «страх», «заброшенность», «забота», «сомнение», «языковые игры» и т.д.
Стало ясно, что никакого исчерпывающего перечня категорий не существует, что множество категорий является не только размытым, но и весьма разнородным, так что о системе категорий следует говорить с большой осторожностью.
Квалификация юриста, способного эффективно и качественно решать как научные, так и практические задачи непосредственно связана с тем насколько он успешно освоил и умело пользуется политико-правовыми категориями и понятиями, их определениями.
Содержание категорий современной юриспруденции складывается из системы знаний о государстве, о правовом регулировании. Сюда же включается правовая доктрина, которая сводится к системе знаний о том, как надлежит толковать и применять действующие юридические нормы. Важной частью юриспруденции является правовая культура, то есть выработанное в обществе отношение людей к праву, его роли.
Понятийный состав юриспруденции можно структурировать по разным основаниям. Например, по принадлежности понятий к отраслевым наукам и общей теории права, понятия делят на:
Предметную организацию общей теории права как конструкцию «понятийных рядов» рассмотрел Л.М.Васильев («Правовые категории». М., 1976). Исследуя проблему, автор говорит о четырех основных вариантах изменения понятийного аппарата теории права:
Виды понятий юриспруденции (условно, по Н.Н. Тарасову) :
Понятия юриспруденции могут возникать в рамках юридической деятельности и на собственно правовых основаниях (условно называются «органическими»); составляя ядро предметной области науки, они принадлежат ей и генетически, и исторически. Данные юридические понятия по своей природе, по отношению к предмету юриспруденции принципиально не отличаются от понятий естественных наук.
Такие понятия, подвергшиеся соответствующим преобразованиям, можно условно именовать «консолидированными», поскольку они включаются в юридический оборот не механически, а претерпевают серьезные изменения, «адаптируются» к задачам юридических исследований и приобретают новое содержание. Через данные понятия нередко осуществляется расширение проблемного поля юриспруденции, обозначение новых подходов к исследованию права, возникновение новых концептуальных идей и научных парадигм.
Такими являются взятые без изменений категории психологии, социологии, философии и т.д. Для удобства их можно условно именовать «ассоциированными», как не имеющих самостоятельного правового содержания, а приобретающих значимые для правоведения смыслы только в определенных исследовательских контекстах и в связи с юридическими категориями.